МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
В связи с чем, предлагаем возможный вариант структуры деловой игры на уроке информатике: знакомство с реальной ситуацией; построение ее имитационной модели; постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; решение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.
Проведение деловых игр на уроках информатики способствуют развитию волевых и лидерских качеств у подростков, позволяют выработать активную личностную позицию и эффективно взаимодействовать с окружающими. Участнику процесса деловой игры легче познавать область знаний, которую несет предмет информатики и требуется меньше волевых затрат, чтобы овладеть определенными умениями и навыками, а также способностями свойственными этому виду деятельности и так необходимыми для полноценного существования в современном мире.
Список использованной литературы:
1. Абрамова Г.С. Деловые игры: теория и организация. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб., Питер, 2000. - 304 с.
© Рядинская Л.В., Солдатова В.И., Гречихина И.А.,2016
УДК 527.63
И.К. Салихова
студент 4 курса географического факультета, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Р.З. Хизбуллина
к.п.н., доцент кафедры физической географии, краеведения и туризма, БашГУ
г. Уфа, Российская Федерация И.Ю. Сайфуллин
ст. препод. кафедры физической географии, краеведения и туризма, БашГУ
г. Уфа, Российская Федерация
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА С ПОМОЩЬЮ КОМПАСА НА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТАХ ПО ГЕОГРАФИИ
Аннотация
В статье рассматривается методика формирования умения работы с компасом. Даются рекомендации по организации практических работ, помогающих выработке данного умения.
Ключевые слова Умение, ориентирование, компас, азимут
Особенность географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием для его усвоения является наличие у школьников специфических географических умений, к которым можно отнести умение ориентироваться по компасу.
Для точного определения направления движения служит азимут - угол между северным направлением меридиана, проходящего через точку стояния, и направлением пути. Этот угол измеряют по ходу часовой стрелки от северного конца меридиана до заданного направления (в пределах от 0° до 360 ). Азимут северного направления равен 0° (360°), восточного - 90°, южного - 180 °, западного - 270° [4].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
На незнакомой местности часто приходится передвигаться по заранее заданным азимутам, т.е. азимуты пути движения могут быть определены по подробной топографической карте или заранее измерены на местности. В этих случаях приходится искать с помощью компаса ориентир в заданном направлении. Для этого спичку кладут на нужный азимут на кольце компаса, поворачивают компас так, чтобы северный конец стрелки совпал с буквой С, а затем смотрят вдоль спички (не сбивая ориентировки компаса) и замечают в этом направлении заметный предмет - ориентир. Двигаясь вперед к этому ориентиру, наблюдатель будет идти по заданному азимуту, только изредка контролируя свое направление по компасу. В лесу и в ночное время движение по азимуту осложняется тем, что местные ориентиры не видны. Поэтому в этих случаях ориентированный компас постоянно держат перед собой и двигаются ночью в направлении, указываемом специальными светящимися отметками на компасе. В этом случае очень удобен компас Адрианова, имеющий светящуюся стрелку, отметки С, Ю, В, З и специальные указатели направления-диоптры[1].
Определять направление движения несложно, если овладеть твердыми навыками в обращении с компасом. Для развития этих навыков надо почаще проводить тренировки, внося в них элементы занимательности и соревнования. Тренировку в работе с компасом удобно проводить на открытой местности с широким кругозором, где много заметных далеких предметов (колокольни, трубы, здания, отдельный деревья и т.п.). Детей можно разбить на пары. Сначала один человек определяет азимуты, не называя ориентиры, а другой откладывает эти азимуты на местности и отыскивает ориентиры. Затем они меняются ролями. Здесь легко обнаружить ошибки при работе с компасом, а также организовать соревнования звеньев по безошибочному и быстрейшему определению ориентиров[2, 3].
Для закрепления умения определять азимут и двигаться по азимуту можно дать следующую практическую работу:
1. Выбрать точку, из которой будет сделана съемка.
2. По компасу определить стороны горизонта.
3. Измерить расстояние до объектов.
4. Определить азимут объектов.
5. Данные заносятся в таблицу.
Таблица 1
Таблица для заполнения
Наблюдаемый объект Расположение объекта по отношению к месту наблюдения Азимут движения к объекту Расстояние до объекта
После выполнения таблицы ученики чертят план и обозначают с помощью условных знаков объекты[1].
Формирование умения определять азимут с помощью компаса относится к числу «первых» географических умений, вырабатываемых у младших школьников. Каждый учитель, исходя из своего опыта, педагогического мастерства должен разработать свою систему формирования этого умения, в зависимости от уровня усвоения учащихся, условий кабинета для усвоения. Список использованной литературы
1. Внеклассная работа по географии в природе: Пособие для учителей / [Под ред. Н. П. Неклюковой]. -Москва : Учпедгиз, 1959 - 190 с.
2. Идрисова Р.Р., Хизбуллина Р.З. Формирование умений проводить наблюдения в географической среде // Эколого-географические проблемы регионов России: матер. VI Всероссийской научно-практической конф. - Самара: Изд-во СГСПУ, 2015 - с. 87-89
3. Максимов Н.А. Физическая география: учебник для 5 кл. - 16 изд. переработанное - М.: Просвещение, 1984 - 160 с.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2005, - 288 с .
© Салихова И.К., Сайфуллин И.Ю., Хизбуллина Р.З., 2016