УДК 374.72
ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛЮДЕЙ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ
Т.А. Яншина, З.И. Аскарова
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые методические и психологические особенности обучения пенсионеров компьютерной грамотности. На основе опыта ведения подобных курсов преподавателями ЛФ КНИТУ-КАИ приводятся педагогические наблюдения, представляющие собой основу составления учебной программы и последовательности обучения компьютерным навыкам.
Ключевые слова: компьютерная грамотность, пенсионеры, мотивация обучения, социальная сеть, Интернет.
TRAINING OF COMPUTER LITERACY TO PENSIONERS:
METHODOLOGICAL NUANCES
Т. Yanshina, Z. Askarovа
Abstract. The article discusses some of the methodological and psychological characteristics of teaching the computer literacy to pensioners. The pedagogical observations, which are the basis of drawing up the curriculum and sequence learning computer skills, are provides teachers of Leninogorsk branch of KNRTU-KAI, based on the experience of conducting such courses.
Keywords: Computer literacy, pensioners, motivation of training, social networking, Internet.
В деятельности государства по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991 - 1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994 - 1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап - этап построения информационного общества, когда были приняты «Концепция формирования информационного общества в России», ФЦП «Электронная Россия 2002 - 2010 гг.» - программы, давшие стимул развитию информационных технологий, обучению компьютерной грамотности в российских регионах.
Одним из таких направлений является обучение людей старшего возраста компьютерной грамотности, и в течение несколько лет образовательные учреждения принимают участие в реализации мероприятий по обучению этой категории граждан. Использование сочетания «старший возраст» в работе оправдано разнообразием классификаций, в которых встречаются различные возрастные границы: 45 - 59 лет называют поздней зрелостью, 60 - 69 лет - пожилым возрастом (Б.Ц. Урланис); 45 - 59 определяется как средний, 60 - 74 - пожилой (рабочая классификация СССР); средний возраст - 45 - 64, ранний период старости - 65 - 74 (международная классификация) [2].
Опыт проведения подобных занятий позволил авторам выявить ряд методических нюансов и
связанных с ними педагогических ситуаций и условий, которые необходимо учитывать при проектировании учебной программы и планировании занятий по обучению компьютерной грамотности людей старшего возраста.
Хотя речь идет о людях пенсионного возраста - в группах он колебался от 50 до 68 лет - этот временной разрыв существен: человек, только что вышедший на пенсию более активен, он еще не утратил навыков работы в коллективе, более сосредоточен; пенсионер «с опытом», как правило, привык к размеренной жизни, он далек от рабочих ситуаций, менее собран. К представителям второй категории необходимо проявлять особое внимание и педагогический такт, так как ошибки и даже мелкие неудачи их серьезно расстраивают. Но, вместе с тем, набор в группы добровольный, поэтому среди слушателей по большей части целеустремлённые, оптимистично настроенные люди. С таким составом работать интересно, хотя и непросто.
Для определения мотивации обучения в начале курса проводится входное анкетирование с целью выяснения побудительных причин и ожидаемых результатов. Общий ответ «обучиться работать на компьютерах и в Интернете» в 92% случаях конкретизируется «чтобы общаться с родственниками в Skype, найти старых друзей и общаться с ними в социальных сетях».
Абсолютным лидером социальных сетей для данной возрастной категории является «Одноклассники». 60% опрошенных добавили к предыдущему ответу, что они хотят
самостоятельно использовать поисковые системы Интернета с целью ознакомления с материалами о медицине, садоводстве, кулинарии и т.д.
Слушатели групп не разделяются по степени владения компьютерными навыками. Совместно обучаются те, кто имеет опыт обращения с этой техникой, и не имеющие данного опыта. Со второй категорией слушателей обучение начинается с включения компьютера, овладения мышкой, клавиатурой. С этим помогают справиться игровые задания: яркие анимационные упражнения, тренирующие навыки управления мышкой; изучение расположения клавиш на клавиатуре также сопровождается набором упражнений с постепенным усложнением заданий (с помощью игровой программы «Клавиатура для чайников»). Важным представляется обучение работе с настройками - резкость, контрастность, увеличение шрифта, звука: это обусловлено необходимостью учитывать физиологические особенности курсантов (зрение, слух) [1].
Особое внимание при составлении учебной программы курсов следует уделить выработке умения ориентироваться в дисковом пространстве компьютера. Размещать документы и находить сохраненные, используя разные способы - одна из задач обучения. В программу также включена задача обучения навыкам работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами и некоторыми другими прикладными
программами, которые могут пригодиться в практической жизни [5]. Например, при изучении электронных таблиц, создали книгу учёта показаний счётчиков, расчёта выплат, с учётом изменяющихся тарифов, сумм выплат за последние периоды. Все расчёты производятся по формулам автоматически, при вводе новых показаний счётчика [3].
Основной раздел программы курсов компьютерной грамотности посвящен выработке умения использовать Интернет для поиска информации [4]. Основная проблема - четко сформулировать запрос, т.к. некорректно поставленный запрос может существенно
повлиять на результат. Далее приходит черед выработки навыков посещать различные страницы и сайты, регистрироваться на сайтах и в сетях, писать сообщения и письма на электронные адреса, прикреплять письма и открытки. Слушатели курсов, создав по 2 электронных ящика на разных серверах, отправляя письма сами себе или сокурснику, приобретают навыки уверенного владения интернет-технологиями. В это время и пригодятся приобретённые навыки сохранения найденных документов в определённом месте в компьютере [3]. Например, при загрузке музыкальных произведений, слушатели сначала создают в папке «Музыка» папки с названиями авторов произведений или именами исполнителей, а затем сохраняют в них загружаемые файлы. При этом есть возможность закрепления умения записи этих папок на ^В-флеш-накопитель пользователя, чтобы дома выгрузить их на свой компьютер.
Для закрепления знаний, полученных слушателями на занятиях, преподаватель раздает разработанный им или адаптированный методический материал. Опыт нашего учебного заведения показывает, что наилучшим образом с задачей создания простых для восприятия людей пенсионного возраста методических материалов, а также и с проведением занятий справляется преподаватель с опытом работы, чей возраст максимально приближен к возрасту слушателей. Это имеет объяснение: преподавателям, чей возраст 50 лет и старше, пришлось осваивать компьютер в зрелом возрасте, им понятны страхи и сомнения обучающихся, они толерантны к медленному темпу обучения и ошибкам курсантов.
Курсы обучения компьютерной грамотности пенсионеров, являясь социальным проектом, не несут финансовых выгод учебному заведению. Однако нельзя отказываться от их проведения, т.к. вуз по-прежнему должен выполнять социальную и культурно-просветительскую функцию в обществе.
Литература:
1. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии / О. Ефимова, В. Морозов, Ю. Шафрин. - М.: АББ, 2000. - Ч. 1, 2. - 432 с.
2. Махова И.Ю. Отечественные теории периодизации психического развития / И.Ю. Махова // Психология развития: теоретические основы: учебное пособие. - Хабаровск: ДВГУПС, 2006. - 234 с.
3. Машой Ойюе 2007. Шаг за шагом (книга и
компакт-диск): практ. пос.; пер. с англ. - М.: Издательство ЭКОМ, 2008. - 800 с.
4. Азбука Интернета: Учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в сети Интернет. - М.: ООО «Дак-Дизайн продакшн», 2014. - 120 с. 5. Компьютерная грамотность: Учебно-методическое пособие для преподавателей. -Екатеринбург: ИД «Ажур», 2011. - 84с.
Сведения об авторах:
Яншина Татьяна Анатольевна (г. Лениногорск, Россия), старший преподаватель кафедры Естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ», e-mail: [email protected]
Аскарова Зульфия Индусовна (г. Лениногорск, Россия), заместитель директора филиала, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева -КАИ», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
T. Yanshina (Leninogorsk, Russia), senior lecturer of Departament of Sciences and Humanities, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, e-mail: [email protected]
Z. Askarovа (Leninogorsk, Russia), deputy director branch of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, e-mail: [email protected]