№ 2, 2008
ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ — ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
В. М. Бардин, профессор кафедры радиотехники МГУ им. Н. П. Огарева
С учетом встраивания России в международную экономическую среду важнейшими задачами становятся повышение конкурентоспособности отечественной продукции и защита прав на интеллектуальную собственность. Одним из способов решения этих задач является патентование новых разработок. В статье рассматриваются некоторые особенности обучения школьников и студентов навыкам изобретательского творчества, даются рекомендации по примерному содержанию соответствующего курса, сформулированы условия, необходимые для развития изобретательства.
Вступление России во Всемирную торговую организацию диктует необходимость повышения конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения защиты прав на интеллектуальную собственность. Один из способов решения этих задач состоит в патентовании новых разработок. К сожалению, недостаточно продуманная политика преобразований, проведенная в России в 90-х гг. прошлого столетия, негативно отразилась на активности патентования. Если до 1990 г. в России ежегодно подавалось около 200 тыс. заявок на изобретения, то в 1995 г. их было только 40 тыс., а в 2002 г. — около 120 тыс. Для сравнения: в Японии ежегодно регистрируется до 400 тыс. заявок и выдается более 100 тыс. патентов, в США эти цифры составляют 200 тыс. и 90 тыс. соответственно. Конечно, количество заявок зависит от многих факторов, и не в последнюю очередь от численности населения страны. В пересчете на 10 тыс. населения в Японии приходится 30 заявок на изобретения, Германии— 10, США — 7, Великобритании — 6, в России — только 21. Эти показатели говорят не о том, что у нас мало новых и оригинальных предложений, а о том, что мы не умеем доводить их до уровня патента и рыночной реализации. Большинство отечественных специалистов не имеют навыков изобретательства, хотя ими несложно овладеть. Однако данный процесс в учебных заведениях не отлажен.
Психологи утверждают, что творческие способности есть у всех людей, вы-
являть и развивать их следует с детского возраста. Поскольку изобретательство выступает одной из разновидностей творчества, обучение ему нужно начинать со школы, пока у человека еще не сформировались устойчивые стереотипы мышления, ограничивающие свободу мышления и полет фантазии. Но в школах этому не учат. В вузах ситуация в последнее время несколько улучшилась. В учебные планы инженерных специальностей введены предметы, так или иначе относящиеся к методологии изобретательства: «Основы инженерного творчества», «Патентоведение», «Основы теории изобретательства».
Ознакомление студентов с методологией изобретательства на лекциях и даже решение серии учебных задач еще не означает, что у них появится стойкое стремление к этому виду творчества. Преподаватель может достичь успеха лишь при индивидуальной работе со студентом. Только так можно выявить и развить его творческие возможности. Необходимым условием формирования творческих навыков студента является его постоянная практическая работа в лабораториях по созданию и исследованию новых устройств, материалов, технологий. Участвуя вместе с наставником в такой работе, студенты приобретают уверенность в своих силах, на практике убеждаясь, что в состоянии создать собственное изобретение. Прививать стойкие потребности к изобретательству вряд ли целесообразно всем студентам. У людей разные стремления и способ© В. М. Бардин, 2008
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ности. Поэтому в первую очередь надо работать с теми, кто стабильно успевает по всем дисциплинам и видит полезность приобретения знаний и навыков изобретательского творчества.
Процесс подготовки заявки на изобретение предполагает анализ обширного патентного фонда для выявления аналогов и прототипа. Для этого потенциальным авторам изобретений должен быть предоставлен свободный доступ к информационным массивам. В вузах, центрах научно-технической информации, на крупных предприятиях должны существовать и постоянно пополняться патентные фонды. Сейчас появилась возможность поиска информации через сеть «Интернет». Но массив информации на отечественном сайте www.fips.ru пока невелик и не позволяет проводить полномасштабный поиск. Существенно ускорить процесс создания изобретений могут доступные компьютерные базы данных по физическим, химическим и прочим эффектам, компьютерные программы решения изобретательских задач, справочники по изобретательским приемам и др., которые в большинстве учебных заведений пока отсутствуют.
Развитие навыков изобретательства должно быть не разовым эпизодом, а продолжаться весь период обучения. В вузе этот процесс в обязательном порядке включает патентный анализ при выполнении курсовых и дипломных проектов. Такой подход возможен только при наличии у преподавателей соответствующих знаний по методологии изобретательства. Приобрести их можно самостоятельно по соответствующей литературе или на курсах повышения квалификации. К сожалению, по теории и практике изобретательства широко доступной учебно-методической литературы пока очень мало, в связи с чем ее подготовка представляется актуальной задачей.
В порядке рекомендации можно предложить следующую программу обучения изобретательскому творчеству, которую автор отрабатывал со школьниками и
студентами в течение нескольких лет2. Программа рассчитана на 36 ч аудиторных занятий.
1. Методы активизации творческого мышления: мозговой штурм, метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, метод морфологических матриц, метод ассоциаций.
2. Законы развития технических систем.
3. Виды изобретательских задач.
4. Изобретение и его признаки.
5. Международная классификация изобретений.
6. Эвристические приемы решения изобретательских задач.
7. Вепольные преобразования.
8. Синтез физических принципов действия.
9. Основы теории решения изобретательских задач — ТРИЗ.
10. Упрощенная методология решения изобретательских задач.
11. Алгоритм решения изобретательских задач — АРИЗ.
12. Подготовка материалов заявки на изобретение.
Экспериментальная проверка предлагаемой изобретательской идеи требует наличия определенных финансовых средств, которых обычно нет у изобретателей. К тому же сама процедура подачи заявки на изобретение, проведение экспертизы, поддержание полученного патента в силе также предполагают финансовые затраты. Отсюда следует, что без оказания соответствующей внешней финансовой поддержки изобретателей рассчитывать на развитие массового изобретательства в России не приходится.
Итак, повышение творческой активности и патентной грамотности школьников, студентов и специалистов возможно только при системном подходе, предусматривающем наличие определенных условий, среди которых:
1) введение в учебный процесс дисциплин по технологии изобретательской деятельности;
2) обучение преподавателей этих дисциплин теории и практике решения
№ 2, 2008
изобретательских задач и патентованию изобретательских решений;
3) проведение обязательного патентного поиска при выполнении дипломных проектов на инженерных специальностях вуза;
4) возможность доступа к различным информационным фондам, в том числе патентов, физических, химических и прочих эффектов, приемов решения изобретательских задач;
5) наличие системы организационной и финансовой поддержки изобретателей.
Подобный системный подход может дать ощутимый эффект как в части повышения квалификации специалистов, так и в части защиты авторских прав и создания конкурентоспособной продукции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Россия и страны мира : стат. справ. / Росстат. М., 2006.
2 См.: Бардин В. М. Основы технического творчества и изобретательства / В. М. Бардин, Н. Н. Беспалов. Саранск, 2003.
Поступила 18.12.07.
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ НАВЫКОВ ЗАЩИТЫ ОТ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Е. Н. Руськина, преподаватель кафедрыг психологии МГУ им. Н. П. Огарева
В статье проводится анализ подходов к проблеме формирования психологической защиты от манипуляций. С учетом этих подходов разрабатывается авторская программа развития соответствующих навыков. Апробирование методики, составляющей основу данной программы, проводится на подростках как представителях возрастной категории, наиболее подверженной деструктивному влиянию.
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема защиты детей от деструктивного влияния, угрожающего их развитию, здоровью (в том числе психическому) и даже жизни. Наиболее опасен и распространен такой вид негативного влияния, как манипулирование. Детьми манипулируют многие: от родителей и учителей до случайных прохожих и средств массовой информации. И если манипулирование близких людей отчасти оправдывается благими намерениями и незначительностью ущерба для ребенка, то деструктивное влияние посторонних людей, равнодушных к его судьбе, может привести к трагическим последствиям. В процессе семейного и школьного воспитания делаются попытки уберечь ребенка от манипулятивного влияния. В основном это сводится к запретам, например: не разговаривай с незнакомыми людьми; не делай чего-либо «за компанию»; не давай поспешных обещаний и т. д. Однако этого явно недо-
статочно. Необходимо целенаправленное формирование у детей навыков защиты от манипулятивных воздействий в семье, детском саду, в школе.
Методика развития навыков защиты от манипулятивных воздействий до сих пор не разработана. Однако есть различные программы, направленные на формирование качеств личности, так или иначе связанных с психологической защищенностью от манипуляций. В их основе лежат различные подходы. Так, если сопротивляемость манипулированию рассматривать как одну из установок, то для ее формирования можно использовать некоторые моменты теории когнитивного диссонанса1. Суть теории состоит в выделении трех компонентов психологической установки: когнитивного, аффективного и поведенческого. Сторонники данного подхода считают, что если изменять хотя бы один из данных компонентов, изменится и структура установки в целом. Но
© Е. Н. Руськина, 2008