2. Таранина А.М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта // Вестник науки и образования, 2014. № 2 (2). С. 91-96.
3. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 6 (24). С. 94-97.
ОБУЧЕНИЕ: ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕХНОЛОГИЯ
XXI ВЕКА Новиков С.И.
Новиков Сергей Иванович - студент, факультет психологии, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, г. Киев, Украина
Аннотация: в статье рассматривается вопрос интерактивного обучения как новый подход технологии XXI века. В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними. Данный материал будет полезен педагогам. В статье раскрываются общие понятия интерактивного обучения, определяется классификация технологий и формулируются задачи интерактивного обучения.
Ключевые слова: интерактивное обучение, уроки, саморегуляция, логическое мышление.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. процесс обучения. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [4].
Классификация моделей обучения
• Пассивная модель (экстрактивный режим) предполагает активность обучающей среды. Означает это, что материал усваивается учащимися из текста учебника или со слов учителя, отсутствуют творческие задания и общение между ними. Ярким примером такой модели является лекция или традиционный урок. Используется данная модель довольно часто, несмотря на то, что современные требования к структуре урока предполагают использование активных методов, которые бы вызывали активность ребенка.
• Активная модель (интерактивный метод) характеризуется стимулированием самостоятельности учащихся и стимулированием познавательной деятельности. В такой модели приветствуются творческие задания (чаще домашние) и обязательное общение между учителем и учениками. Но есть у нее и недостатки, например, ученик выступает в качестве субъекта учения для себя, учащий только себя, который совсем не взаимодействует с участниками образовательного процесса, исключая учителя. То есть направленность данного метода односторонняя, направленная на самостоятельную деятельность, самовоспитание, самообучение, саморазвитие; а вот взаимодействие в группах и умение обмениваться опытом она не предполагает.
Интерактивная игра - одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно -воспитательного процесса.
Цель интерактивной игры - изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.
Игровая технология как целостное образование охватывает определённую часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей с ОПФР. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают. Дети и молодёжь не должны прятать свои эмоции, они могут свободно общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Например, выполнить задания в рабочей тетради по новой теме или вставить пропущенные слова в задании, прочитав текст учебника. Отметить в тексте незнакомые понятия и подчеркнуть их, что способствует развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией, способствует волевой саморегуляции, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, преодолению препятствий. Используются исследовательские работы, например, собрать модель цветка, лишайника, клетки. Ролевые игры можно использовать на стадии закрепления материала. Например, игра «Цветок», где лепестки вопросы разного уровня сложности. Ребенок должен учиться работать с документами и разнообразными источниками информации. На этапе домашнего задания применяются творческие работы, такие как сочинить сказку, стихотворение по пройденной теме. [6, с. 72].
В литературе можно встретить деление методов обучения на «активные» и «пассивные», хотя психология не признает такого сочетания: в человеческой деятельности активным или пассивным, может быть сам человек, а не метод. Именно активные методы обучения помогают обучаемому раскрыться как личности [1, с. 118]
Современные педагогические технологии акцентируют преподавателя на умении конструировать не только занятие, но и создавать особую среду, в которой возможна
91
реализация активных методов обучения. Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды [1, с. 118]. Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и латентные целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную гомогенность [2, с. 52].
При обсуждении биологических вопросов предметом группового обсуждения может стать, например, гипотеза происхождения жизни на земле, происхождение классов живых организмов. В этом случае учащиеся совместно будут решать вопрос о обоснованности применения и соответствия, имеющихся теоретических и практических знаний.
При работе с учениками 5-7 классов правильней начинать с наиболее простых форм работы в парах и в группах («вертушка», «большой круг», «аквариум»). Упомянутые формы позволяют ребенку высказать свою мысль, взгляд и оценку. Выслушав предложенные аргументы собеседника по игре, ребенок может отказаться от своей точки зрения или поменять ее. В биологическом образовании это особенно актуально, ибо вопросы эволюции, экологии, антропологии всегда не однозначно. Все эти вопросы требуют от человека логического мышления и уважения к чужому мнению.
Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся профессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути [4, с. 98].
Наиболее простая форма группового взаимодействия — «большой круг». Работа проходит в три этапа:
• Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
• В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы [9, с. 48].
По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием «большого круга» хорошо подходит, когда необходимо быстро определить путь решения проблемы или пункта решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать алгоритмы различных экспериментов.
«аквариум» — форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Пара учеников выбирает доверительного ведущего, который будет вести диалог. Не исключается несколько желающих. Все остальные ученики - зрители. Отсюда и название — аквариум. Этот своеобразный прием даёт школьникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как устраняют нависший конфликт; как доказывают свою точку зрения [4].
Современная эпоха образования отличается использованием различных инновационных методов обучения. Одним из них является метод кейса. Суть его заключается в разборе на учебных занятиях конкретных ситуаций (от англ. case -
«случай»), разрабатываемых на основе фактического материала и связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов [3, с. 114].
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Анализ имеющихся исследований позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых подходов в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Вместе с тем обучение, воспитание и развитие личности происходит не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей личности, но и детерминированы условиями образовательной среды, ее психологическим ресурсным содержанием, а именно, использование субъектами образовательного процесса развивающих возможностей образовательной среды (ресурсы); ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия; творческий характер образовательной среды, творческий педагог [7, с. 129].
Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения [8, с. 102].
Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме [4].
Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан физический комфорт. Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, «вывернув» шею. Поэтому столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.
Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства. При делении участников на группы основываться на добровольности и при необходимости прибегнуть к случайному выбору [5, с. 15].
Образование можно назвать основным каналом приобщения учащегося к базовым постулатам культуры, образования и профессии. Именно ценности, к которым приобщился учащийся в процессе обучения в средней школе, влияют на его отношение к семье, окружению, будущей профессии. Именно поэтому
аксиологический подход становится определяющим в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы [5, с. 117].
Современное российское производство испытывает острую нехватку специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки, и конкурентно способных молодых людей. В современную эпоху неограниченного ускорения социально-экономического прогресса успешным в построении жизнедеятельности может быть лишь человек, умеющий быстро адаптироваться к смене общественных технологий и условий развития общества. В основе такой адаптации лежит способность к непрерывному приращению знаний и их трансформации в новые, актуальные умения [6, с. 89].
В настоящее время широкое распространение получило интерактивное обучение, такое, которое основано на активном взаимодействии с учителем. В сущности, это один из вариантов коммуникационных технологий, поскольку совпадают их классификационные параметры. При интерактивном обучении между субъектом и объектом обучения возникает хорошо организованная взаимосвязь, двусторонний обмен информацией. Интерактивная технология обучения является организацией процесса обучения таким образом, чтобы в нем ученик участвовал в основанном на взаимодействии, взаимодополняющем, коллективном процессе обучающего познания.
Список литературы
1. Бледных О.И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 12 (30). С. 118-120.
2. Вальцев С.В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 4 (4). С. 49-52.
3. Колкова Н.А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 2 (20). С. 114-116.
4. Кузовкина Л.В. Интерактивное обучение как новый подход технологии XXI века // SCI-ARTICLE.RU, 2015. № 9.
5. Малышева Т.В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе, 2010. N 4. С. 14-16.
6. Мамирова К.Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения // География и экология в школе XXI века, 2010. № 7. С. 72-76.
7. Мыцык И.А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 6 (24). С. 129-130.
8. Полякова И.А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование, 2014. № 6. С. 88-91.
9. Угринович Н.Д.Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения / Н.Д. Угринович. М.: Школьная пресса, 2001. 48 с.