Б. К. Магзумов,
заведующгш отделением эл ектротехнических профессий КГКП «Костанайский строительно-технический колледж»
I" 'Г-?СССмйПОлЬКЫИ
лицей
A.M. Кужагильдина,
мастер КГКП «Костанайский строительно-технический колледж»
0 к1_ш
Вестник «(3p.fiey»-kst —
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Ацдатпа
K,a3ipri уакытта денсаулыктарынын мумкшшшп шек-телген тулгаларды кол жетшд1 бшшмен камтамасыздан дыру, кейш оларды жумыс орындарына орналастыру мэсе-лес1 ете озекп, жэне де мэселеш шешушде мемлекеттш органдарыньщ когамдык уйымдармен тыгыз калыптасып кешенд1 шешшдерд1 талап етед1. Деседе, ойдагыдай бшм берудщ жаца шарттарына тишд1 уйлесушщ Heri3ri шарты болып, окушыныц оку процесшде колдауын камтамасыз ету табылады. Денсаулыктарынын мумкшш1Л1п шектелген жас остр1мдердщ кэаптж дайындыгын уйымдастыру усы-нылган.
Аннотация
Показана актуальность проблемы обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями в системе среднего специального образования, их последующего трудоустройств, требующая комплексного решения и тесного взаимодействия государственных органов с общественными организациями. Одним из важнейших условий успешной адаптации к новым условиям обучения является обеспечение сопровождения обучающегося в образовательном процессе. Представлена организация профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями, использование дифференцированного подхода, что позволило применять уровневую программу освоения обучающимися будущей профессии. Описана активизация познавательной деятельности обучающихся, использование разнообразных форм организации учебных занятий, важность умения педагога находить оптимальное § сочетание форм учебных занятий в зависимости от излагае- ^ мого материала. §
<3
Annotation Й
О
The problems of providing acceccible education forthe 3
limited persons in the system of TaPE, their following ables j-rj
to work demand comple[ decision and closely cooperation of g
the government bodies with the public organisations. One of ^
the important condition of the successful adaptation to the new H
condition of learning is the providing of students accompaniment ®
inthelearningprocess. In the condition of professional preparation g
teenagers-corrects is usedthe differential approach let it to use the ^
level programme ofmaster future profession. Different forms of g
organization learning studies are used foractivation knowledge S
activity. This way, teachers are to find the optimal combination ® forms of learning studies depending onlearning material..
ЕЕ®
— Вестник «Qp.fiey»-kst -
Нег/Ш свздер: бШм беру дамуыныц багдарламасы, КТББ жуйанде бшм беру, инклю-зивттк бит беру, коррещияльщ пц л га, цозгамдама, штукатур, курылыстын агаш устасы, денсаулыцтыц шектеулi мумкшшлт, бтм алу цабтетттг1.
Ключевые слова: программа развития образования, образование в системе среднего спег^иалъного образования, инклюзивное образование, мотивация, штукатур, столяр строительный, ограниченные возможности, обучаемость.
Keywords: educationdevelopmentprogramme, education in the system of TaPE, Inclusiveeducation, thecorrectioner, motivation, plaster, buildingjoiner, healthlimitedpossibilities, trainable.
В государственной Программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, утверждённой Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118, прогнозировалось, что к 2015 году доля детей, охваченных инклюзивным образованием от общего количества детей с ограниченными возможностями составит 25%, а к 2020 году 50%.
Если основными целями системы профессионального образования являются подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов и создание условий для развития личности в образовательном процессе, то исходя из этого посула, основной целью интегрированного (инклюзивного) образования должно стать реализация права подростков с ограниченными возможностями на получение образования и профессии по месту жительства в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли государства в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-вклю-§ чающий в себя, латлпс1ис1е-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который О подразумевает доступность образования для ^ всех, в плане приспособления к различным ну-О ждам всех детей, что обеспечивает доступ к об-3 разованию для детей с особыми потребностями. У Проблема обеспечения доступности образо-g вания для лиц с ограниченными возможностями, ^ их последующего трудоустройства требуют комН плексного решения и тесного взаимодействия
й государственных органов с общественными
ж
организациями. В настоящее время в Казахстане по данным государственного Агентства по g статистике, детей и подро-стков до 16 лет на-й считывают около 5 млн. человек, что составляет ® почти 28% от общей численности населения. Из 5 миллионов детей, проживающих в PK, свыше
150 тыс. детей с ограниченными возможностями, что составляет 3% от общего количества. Из них 48.000 детей дошкольного возраста. 111 405 детей с ограниченными возможностями школьного возраста охвачены обучением (в общеобразовательных школах, специальных организациях образования, специальных классах, на дому, в профшколах и колледжах).
По последним данным Департамента по контролю и соцзащите в Костанайской области насчитывается 2330 детей с ограниченными возможностями, около 200 ребят по состоянию здоровья учатся на дому. В данной статье затронута очень важная для государства проблема, которую необходимо решать.
В 2013 году КГКП «Костанайский строительно-технический колледж» сделал набор и успешно выпустил 23 учащихся с ограниченными возможностями по следующим профессиям: «Столяр строительный»и «Штукатур» со сроком обучения один год и присвоением им II, III рабочих разрядов. Приём детей, нуждающихся в специальной поддержке, в наш колледж осуществляется на основании письменного заявления родителей и (или) иных законных представителей, заключения психолого - медико - педагогической консультации с рекомендованной формой обучения на профессию.
При поступлении в колледж приемной комиссией с каждым учащимся проводится индивидуальная работа по подбору специальности и возможности дальнейшей работы после окончания нашего учебного заведения.
Инклюзивное образование предполагает обеспечение колледжа квалифицированными кадрами, наличие у педагогов дополнительных знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Теоретические курс по предметам общетехнического и профессионального циклов ведут опытные преподаватели с большим трудовым и педагогическим опытом.
В колледже постоянно идёт батываются и внедряются новые формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации, и полноценной интеграции в общество. Преподаватели, мастера начинают работу с постановки адекватных целей, ликвидации различных барьеров для максимальной поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Дети с ограниченными возможностями лишены возможности учиться вместе со своими сверстниками и общаться с ними в одной аудитории. Сложность в том, что, несмотря на нормальный или даже высокий интеллект, они имеют специфические потребности в обучении, которые не в состоянии удовлетворить обычный подход обучения. Особенности их поведения, такие как: повышенная импульсивность и чрезмерная чувствительность к новой обстановке, другим людям, даже обычным для нас звукам и другим вызовам мешает сосредоточиться на материале. Поэтому для таких детей нужен щадящий режим обучения, постоянное внимание, почти родительская опека, индивидуальное сопровождение ребёнка, нужно другое отношение преподавателя к таким детям, понимание таких детей. Главная трудность состоит в том, что система работы педагогов в группах специального (коррекционного) обучения направлена на компенсацию недостатков школьного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально - личностной сферы, активизацию познавательной деятельности, с которыми раньше наши преподаватели и мастера не сталкивались. Это изучение личности обучающегося, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально - личностной зрелости (незрелости), уровня развития речи, умение писать.
В решении задач развития навыков психо-социумного восприятия уроков, получения профессиональных навыков учащимися огромную роль сыграл большой педагогический опыт наших педагогов и мастеров.
Студенты производственного обучения с ограниченными возможностями учатся в обособленных группах. Обучение проводится в режиме пятидневной учебной недели. Опыт работы с
= Вестник «Орлеу»-!^ —
поиск, разра- такими детьми показывает, что за один год мож-
но подготовить рабочих специалистов из числа подростков с ограниченными образовательными возможностями на уровне вторых, третьих разрядов. Причем ограничивающим фактором для большинства из них является сложность освоения только теоретического материала и то только в первое полугодие обучения. В овладении же практическими навыками учащиеся затрудняются меньше, что показывают результаты посещений занятий и контрольного среза знаний, умений и навыков практической деятельности на уроках производственного обучения.
Одним из важнейших условий успешного адаптирования к новым условиям обучения учащихся, требующих специальной поддержки, является обеспечение медико-психологического сопровождения обучающегося в образователь-номпроцессе. В нашем учебном заведении такие дети находятся под постоянным наблюдением опытного психолога, кураторов и медицинского работника, по необходимости они проходят профилактическое лечение. Кураторами групп совместно с психологом постоянно проводятся работа по вовлечению их (только по согласию) в неурочные мероприятия колледжа в качестве наблюдателей («Дни открытых дверей», «Предметные недели», «Посвящение в первокурсники», «Посвящение в курсанты ВПК «Альбатрос», болельщиками на спортивных соревнованиях, на празднике «Наурыз», конкурсах профессионального мастерства «Дело мастера боится»),
В условиях организации профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями используется дифференцированный подход (упрощенные программы), что позволяет применять уровневую программу освоения обучающимися будущей профессии. Учащимся со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективном поведении организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объёма заданий, дополнительные дни отдыха в течение недели) и при необходимости лечебная психотерапевтическая помощь.
Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации педагогами и мастерами производственного обучения наряду с коррекционными применяются разнообразные средства и методы, в том числе здоровьесбере-гающие технологии, технологии дифференци-
т
о
го £
РЧ
О
О О
м п о
н
-а X X
о к
т
о х
Вестник «Орлеу»-!«!
m
о
го £
W О
О
О &
о
й -Q
X
X
о
m
о х
рованного и проблемного обучения, соревновательно-игровые методы. Психологом, с целью профилактики проявления агрессивности в поведении, предотвращения волевых расстройств, эмоциональных переживаний детей, ведутся запланированные индивидуальные коррекцион-ные занятия.
Чтобы помочь учащимся запомнить информацию, мы используем различные виды работ: несложные записи текста, работа с учебником; вычерчивание графиков; написание опорных конспектов; пользуясь наглядными пособиями, охарактеризовать объект, выполнить задание творческого характера (нарисовать какую - нибудь геометрическую фигуру инструмент, здание, отдельные конструкционные элементы мебели и др.). На занятиях обязательно показываем учебные фильмы и видео ролики по текущей теме урока. Это способствует активизации познавательной деятельности и повышает мотивацию к обучению учащихся.
Таким образом, чтобы повысить мотивацию учащихся, во-первых, от педагога требуется умение находить оптимальное сочетание форм учебных занятий в зависимости от излагаемого материала, что позволяет технология уровневой дифференциации. Во-вторых, формирование у самого преподавателя педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять обучающегося таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
Ключевой навыкоформирующей фигурой для обучающихся в учебном процессе является мастер производственного обучения, который дает студентам практические навыки. Важно, чтобы это были опытные мастера, бывшие производственники с большим стажем работы.
Одним из самых ответственных моментов урока производственного обучения для учащихся с ограниченными возможностями - это личная демонстрация мастером правильных приемов работы. И тут важно: каков у мастера психоэмоциональной настрой на урок, как мастер подготовил рабочее место, инструмент, технологическую документацию, чертежи, соблюдает ли методику показа работы с детальной разборкой каждого элемента, акцентировал ли он внимание на те элементы, которые могут привести к ухудшению качества работы (наиболее часто встречающиеся ошибки) и наоборот, которые приво-
дят к улучшению качества работы (сколько и каких изделий, за какое время можно изготовить на уроке или выполнить объём работ).
Существует огромное количество методик, позволяющих скорректировать различные нарушения, но, несомненно, самым важным является поведенческая терапия. Поведенческая терапия предполагает серьезную работу с окружением обучаемого, перенесение его внимания с неправильного поведения на правильное, создание систем мотиваций, полное исключение любых видов наказаний, щадящий и стимулирующий режим урока, планирование проблемной ситуации.
Анализ работы со студентами с ограниченными возможностями показывает:
- обучаясь среди равных себе, они достигают определённых успехов в обучении и получения профнавыков;
- низкая накопляемость в группах даёт возможность преподавателю индивидуально работать и помочь каждому учащемуся на уроке;
- идёт реальное осуществление коррекцион-ной работы, развитие коммуникативных навыков учащихся;
- щадящий режим в обучении и темп работы улучшает возможности познавательной и трудовой деятельности;
- осуществляется непрерывный процесс развития и реабилитации детей;
- осуществляется социальная профилактика и решение нравственных проблем в семье;
- у сверстников с нормальным здоровьем появляется толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями,
- получение на выходе рабочих специальностей и возможность решать проблему нехватки рабочих кадров в государстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон PK «Об образовании». 27 июля 2007 г.
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1443 о проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об Общенациональной концепции Республики Казахстан до 2030 года».
3. http: //www. chelovechki. ru/stories/S tihi. htm
4. http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_ obraz/inclusiv obraz 118 2.htm