152
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.09.2014).
2. Калинина Н.Д., Смолина Д.С. Электронное обучение: состояние, проблемы, персперктивы // Материалы Международной научно-методической интернет-конференции. - Тула: Изд-во ТулГУ 2013. - С. 61-64.
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ
© Кашпарова В.С.*, Синицын В.Ю.*
Российский государственный аграрный университет -Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева, г. Москва Институт информационных наук и технологий безопасности Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва
Рассматривается дидактический потенциал массовых открытых онлайн курсов по экологической тематике. Обсуждаются вопросы смешанного обучения при языковой подготовке студентов неязыковых специальностей. Предлагаются методические рекомендации по применению МООК по экологической тематике в преподавании английского языка.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экология, информационные технологии, английский язык, смешанное обучение, массовый открытый онлайн курс.
В 2016 году исполняется 150 лет термину «экология», который ввел в научный лексикон выдающийся немецкий биолог Эрнст Геккель. Сейчас постепенно научная дисциплина экология из раздела общей биологии превращается в учение о путях выживания человеческой цивилизации, приобретая черты глобального мировоззрения.
* Профессор кафедры Иностранных языков Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, кандидат филологических наук, доцент.
* Доцент кафедры Фундаментальной и прикладной математики Института информационных наук и технологий безопасности РГГУ, кандидат физико-математических наук, доцент.
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 153
На современном этапе развития общества важность вопросов, связанных с экологическим просвещением и экологической грамотностью, трудно переоценить [1-3]. Не случайно встаёт вопрос об «экологизации образования» [3]. Включение на всех этапах образовательного процесса знаний по «большой экологии» становится обязательным требованием [2]. В процессе освоения всех дисциплин должны затрагиваться вопросы, связанные с формированием экологической культуры и экологической грамотности обучающихся.
Указанные задачи могут и должны решаться также в процессе обучения иностранным языкам. В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с преподаванием английского языка студентам неязыковых вузов. Существующие современные информационные технологии позволяют искать и находить разнообразные пути для решения указанных выше задач [4]. Предпринимаются шаги по модернизации практического курса «Иностранный язык» средствами современных технологий [5, 6].
Авторы данной работы имеют опыт использования современных информационных технологий при обучении студентов вузов [7-11]. Применение современных информационных технологий и современных моделей смешанного обучения позволяет добиться улучшения результатов при обучении иностранному языку [12-14]. Представляется, что использование современных знаний по экологии, устойчивому развитию, важных для выживания всего человечества, преподавание английского языка (языка международного общения) с применением современных ИТ, объединяющих весь мир, становится и задачей и путём решения современных вызовов, стоящих перед педагогической общественностью.
Подобный подход к преподаванию иностранного языка целесообразен в первую очередь при обучении студентов-экологов. Он также может быть полезен при подготовке будущих учителей, которым предстоит нести экологическую культуру в школы при обучении школьников своим предметам.
Использование массовых открытых онлайн курсов (МООК) при обучении иностранному языку с применением современных моделей смешанного обучения представляется перспективным. Интересен контент, который является свободно распространяемым, современным, отражающим существующие подходы к изучаемым темам и проблемам. Интересны и подходы к построению лекций, тестов, заданий, структуризация курсов в целом. Использование таких ресурсов даёт безусловные преимущества для преподавателей и студентов, так как предоставляет богатые возможности для поиска и отбора материала, оптимально подходящего для учебных целей. Но использование материалов массовых открытых онлайн курсов требует критической оценки затрагиваемых тем, концепций, подходов к рассматриваемым на МООК проблемам. Необходимо также отметить, что массовые открытые онлайн курсы в подавляющем большинстве не соответствуют Федеральным государственным
154
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
образовательным стандартам. МООК, по мнению авторов, целесообразно рассматривать как часть смешанных моделей обучения. Рекомендации по использованию МООК описаны авторами в работах [11, 13, 14].
МООК содержат контент, который можно использовать для создания современных учебных пособий, соответствующих российским стандартам высшего образования. Пособие по английскому языку «Природообустройство и водопользование» [15] построено на актуальном материале по проблемам устойчивого развития, управления водными ресурсами, экологии и экономики. Оно создано с учётом современных информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку. Пособие содержит учебные материалы для развития навыков чтения, письма, говорения, аудирования. Задания на аудирование включают ссылки на YouTube. Подготовленные преподавателем задания к видео роликам позволяют использовать их в качестве электронных образовательных ресурсов. Ссылки на Интернет ресурсы (при условии их тщательного отбора преподавателем) помогают решить проблему организации самостоятельной работы студентов.
Пособие [15] рекомендовано УМО по образованию в области природообустройства и водопользования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 20.03.02 и 20.04.02. Пособие может быть использовано не только в работе с бакалаврами и магистрами, но и с аспирантами, получающими подготовку в области природообустройства и водопользования. Пособие позволяет преподавателю осуществлять построение гибких образовательных траекторий в зависимости от потребностей его студентов. Апробация данного пособия подтвердила его эффективность.
Говоря о преимуществах использования массовых открытых онлайн курсов, хочется подчеркнуть, что они должны быть использованы в рамках смешанного обучения. Обучение, осуществляемое только дистанционно, недостаточно для достижения положительных результатов, так как проблема идентификации слушателя курсов, выполняющего зачётные и контрольные работы при дистанционном обучении, в настоящее время не решена. Но использование материалов МООК, подчас частичное, выборочное, с адаптацией при необходимости, в соответствии с образовательными стандартами и учебными программами может принести пользу.
На кафедре иностранных языков РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева имеется многолетний опыт преподавания английского языка с использованием материалов по экологической тематике, что помогает формированию экологической культуры и мировоззрения, необходимых для современных специалистов в любых областях знаний. В рамках подобного подхода были подготовлены и используются в учебном процессе необходимые словари [16, 17, 10].
В каталоге портала Coursera (https://www.coursera.oig/) в разделе «Экологические исследования и устойчивое развитие» на январь 2016 года представ-
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 155
лено 49 курсов на английском языке. Тематика курсов разнообразная: изменение климата на нашей планете, охрана окружающей среды, энергетическое будущее человечества, рациональное использование сельскохозяйственных угодий, устойчивое производство продовольствия, социальная и экологическая ответственность, проблемы использования водных ресурсов и др.
На взгляд авторов в целях обучения студентов английскому языку могут быть полезны пять МООК. Их основные характеристики представлены в таблице.
Таблица 1
№ п/п Название курса, рейтинг (в баллах из 5) Университет, лектор / автор курса Продолжительность курса и учебная нагрузка Формы контроля
1. Введение в концепцию социально-экологической ответственности (Introduction to Sustainability), 4,7 балла Иллинойский университет в Урбане-Шампейне, автор Dr. Jonathan Tomkin 8 недель, 8-10 часов в неделю 1 -2 теста в неделю, 3 задания, итоговый тест
2. Век социально-ответственного развития (The Age of Sustainable Development), 4,8 балла Колумбийский университет, лектор J. Sachs 14 недель, 2 часа на модуль 1 тест в неделю, итоговый экзамен в конце курса
3. Введение в концепцию устойчивого развития (Introduction to Sustainable Development), 4,7 балла Колумбийский университет, лектор J. Sachs 3 недели, курс содержит 5 часов видео лекций. Тесты после просмотра видео лекций
4. Наше энергетическое будущее (Our Energy Future), 4,8 балла Калифорнийский университет в Сан-Диего, лектор Dr. Stephen Mayfield 9 недель, количество часов не указано 1 тест в неделю, 2 задания, которые оцениваются однокурсниками
5. Будущее нашей Земли (Our Earth’s Future), 4,6 балла Американский музей естественной истории, автор Debra Tillinger, Ph.D. 5 недель, 1-3 часа в неделю 1 тест в неделю, экзамен не предусмотрен
Представленные в таблице курсы не требуют предварительных знаний для их изучения, их тематика наиболее общая. Они постоянно открыты для изучения, то есть, доступны в любое удобное для учащихся время, хотя многие из 49 курсов по экологической тематике привязаны по срокам обучения на них к определённому времени, что делает их менее удобными для использования в учебных целях.
Обучение английскому языку на платформах массового открытого образования с использованием экологической тематики полезно начинать уже на первом курсе. При этом необходимо научить студентов использовать массовые открытые онлайн курсы. Это должно происходить под руководством преподавателя, с обсуждением «на земле», то есть в аудитории, и под контролем результатов обучения. Изучать можно отдельные фрагменты курсов или специально отобранные преподавателем электронные образовательные ресурсы, взятые из различных МООК. Эта работа может явиться важной составляющей частью обучения на первом курсе и позволит подготовить студентов к более интенсивному использованию МООК.
156
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Список литературы:
1. Экологическое образование для устойчивого развития: традиции и новации: коллективная монография / С.В. Алексеев и др. - Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2015. - 324 с.
2. Степанов С.А. Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России: дис. ... д-ра пед. наук / Российский университет дружбы народов. - М.: РУДН, 2011. -496 с.
3. Соломин В.П., Андреева Н.Д. Экологизация профессиональной подготовки студентов как насущная проблема высшего педагогического образования // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 (10). - С. 21-25.
4. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие / П.В. Сысоев. - М.: Книжный дом «ЛИБРОкОм», 2013. - 264 с.
5. Борщева В.В., Чекун О.А. Модернизация практического курса «Иностранный язык» для студентов-бакалавров неязыковых факультетов средствами современных технологий // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. научных трудов. - 2015. - Вып. 3. - С. 6-9.
6. Борщева В.В., Григорян Я.Г. Развитие учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. - №. 1. - С. 43-48.
7. Кашпарова В.С., Сорокин А.П., Синицын В.Ю. Информационные ресурсы сети Интернет для обучения английскому языку // Материалы 3 Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования». - Челябинск, 2004. - С. 52 - 55.
8. Кашпарова В.С., Сорокин А.П., Синицын В.Ю. Опыт использования видеоконференций в международной программе обучения экологов // Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк, 2007. - С. 151-152.
9. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Современные сервисы сети Интернет для обучения // Сборник научных трудов II Международной научнопрактической конференции «Информатизация и глобализация социальноэкономических процессов». - М., 2007. - С. 301-303.
10. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Электронный англо-русский словарь по водному хозяйству для студентов технических вузов // Сборник трудов XX Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании»: Ч. II. - М.: МИФИ, 2010. - С. 33-34.
11. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Дистанционный курс по грамматике английского языка // Материалы XXIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк, 2012. - C. 230-232.
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 157
12. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение для повышения качества образования // Вестник Учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования: журнал. -М.: МГУП, 2013. - № 5. - С. 169-174.
13. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. О практике использования смешанного обучения // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. -№ 10. - С. 89-92.
14. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение при языковой подготовке магистров-экологов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 32. - С. 88-94.
15. Природообустройство и водопользование: учебное пособие по английскому языку / О.В. Ершова, В.С. Кашпарова, Н.М. Логачёва, В.Ю. Синицын. - М.: ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2015. - 128 с.
16. Зейлигер А.М., Кашпарова В.С. Англо-русский словарь по гидроинформатике. - М.: МГУП, 1997. - 95 с.
17. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Краткий англо-русский водохозяйственный словарь. - М.: ВНИИА, 2006. - 220 с.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОНТЕНТА ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Сатаров А.В.*, Курочкина В.С.* 4
Тульский государственный университет, г. Тула
В статье изложена методическая проработка вопроса создания эффективного педагогического дизайна электронных учебно-методических ресурсов по представлению учебного контента для дисциплин инженерных специальностей, используемых для дистанционного обучения в Интернет-институте Тульского государственного университета.
Особую сложность представляют технические дисциплины в адаптации их в процесс дистанционного обучения, поскольку они сложны в понимании для обучающегося и должны включать в себя не только лекционный материал, но и комплекс различных работ, выполнение которых позволяет закрепить полученные теоретические знания.
Для облегчения понимания и запоминания обучающимся представленного изучаемого материала разработчиками электронных ресурсов осуществляется переработка имеющего печатного материала в более наглядный, систематизированный вид: изменяются способы объясне-
* Директор Интернет-института, профессор.
4 Инженер сектора по разработке ресурсов технических направлений Интернет-института.