ЖУРНАЛИСТИКА
УДК: 82; 070
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_61
Барковский Д.А.
ОБУЧАЮЩИЙ КОНТЕНТ КАК НОВЫЙ СЕГМЕНТ СЕТЕВЫХ МЕДИА
Barkovskiy D.A.
EDUCATIONAL CONTENT AS A NEW SEGMENT OF NETWORK MEDIA
Ключевые слова: обучающий контент, сеть, информационно-коммуникативное пространство, типологические модели, организационная модель, компонентная модель, тематика, форматы, жанры.
Key words: educational content, network. information and communication space, typological models, organizational model, component model, topics, formats, genres.
Аннотация: Представлены результаты анализа обучающего контента как нового сегмента сетевых медиа. По ключевым словам «контент», «контент-стратегии», «обучающий контент», «бренд-медиа», «пользовательский контент» отобрано 120 обучающих информационных ресурсов за период 2019-2021 гг. Дана характеристика источникам обучающего контента, т.е. определены их организационные модели; рассмотрена компонентная модель по двум параметрам: тематика обучающего контента и форматы (жанры) подачи материала.
Abstract: The results of the analysis of educational content as a new segment of network media are presented. According to the keywords "content", "content strategies", "educational content", "brand media", "user content", 120 educational information resources were selected for the period 2019-2021. A characteristic is given to the sources of educational content, i.e. identified their organizational models; considered a component model in two parameters: the topic of educational content and formats (genres) of material presentation.
Следует принять как свершившийся факт, что за последние десятилетия «Интернет де-факто стал универсальным общедоступным информационным пространством»1. В нем пересеклись интересы журналистики, политики, экономики и общества в целом. В итоге все в большем количестве «аудитория «перетекает» в Интернет»2.
Разная по возрасту, уровню образования, видам деятельности, она стремится сказать свое слово, увидев в сети для себя огромные возможности в самореализации, коммуникации, образовании и т.д. По сути, «сетевое общение становится новой сложной культурной формой, содержащей множество субкультурных форм с соответству-
1 Ерофеев С.В. Интернет-журналистика на рубеже ХХ-ХХ1 вв. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2011. С. 45.
2 Там же, с. 43.
ющим набором ожиданий, пониманий, смыслов и соглашений, воздействующим на поведение участников коммуникации»3.
Став полноправным и естественным компонентом сетевого пространства пользователи сети начинают влиять на разные виды информационно-коммуникативной деятельности и соответственно профессии, в которых этот вид деятельности является их составляющей. Сюда следует отнести прежде всего журналистов, политиков, представителей бизнеса, общественных деятелей и др.
Социальные институты в свою очередь крайне заинтересованы в расширении пользовательской аудитории и особенно молодежной, так как «самым дефицитным
3 Соловьев, А.В. Коммуникативная культура информационного общества // Вестник МГУКИ 2009. №2 (28) март-апрель. С. 36.
ресурсом с какого-то момента становится внимание целевой аудитории»1.
Вполне закономерно, что в этом переплетении порой несочетаемых, а то и крайне противоположных интересов, сама сеть становится полноправным участником создания комфортного информационно-коммуникативного пространства. Как следствие, она начинает самоорганизовываться, вырабатывать свои правила поведения в ней и повышать уровень качества коммуникации и контента, который в ней представлен. Сегодня при достаточно большом объеме ее постов уровень их крайне далек от совершенства.
Очевидно, что именно этими факторами обусловлено появление в числе других видов динамично развивающегося обучающего контента, отвечающего на запросы сети в целом и каждого участника процесса в частности. Поэтому можно утверждать, что в ней стали определяться во многом новые тенденции развития массовых коммуникаций, определяться новые тематические сегменты и форматы подачи информации. Поэтому обучающий контент как новый сегмент сетевых медиа стал предметом исследования в рамках данной статьи.
Цель исследования - показать, что обучающий контент можно считать динамично развивающимся самостоятельным сегментом сетевого пространства. Для этого необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику источникам обучающего контента и определить их организационные модели;
- рассмотреть компонентную модель по двум параметрам: тематика обучающего контента и форматы (жанры) подачи материала.
Методика и методология. В основу исследования были положены работы по теории журналистики и массовых коммуника-
2 3
ций А.И. Акопова , С.Г. Корконосенко ,
1 Козырев А.Н. Цифровое будущее культуры: Измерения и прогнозы. М.: Издательские решения, 2016. С. 8.
2 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 96 с.
B.В. Тулупова4, М.В. Шкондина5 и др. В них авторы дают характеристику тем преобразованиям, которые произошли в информационно-коммуникативном пространстве страны. Как следствие, появились как гибридные формы медиа, так и самостоятельные сетевые информационные ресурсы. В определенной степени это видоизменило их типологические модели, на что указывает А.И. Акопов в своей работе «Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета»6.
С учетом этой специфики сетевых ресурсов была разработана классификация обучающего контента как самостоятельного сегмента в сети. Основными критериями стали: источник контента и его организационная модель; компонентная модель, более конкретно тематическая и жанровая структура.
Самостоятельные сетевые информационные ресурсы сегодня, как правило, представлены мультимедийным контентом, сочетающим текст, инфографику, видеоматериалы и другие формы подачи материала. Но основой контента по-прежнему остается текст. Поэтому при анализе постов и обучающих статей большую помощь оказали работы Т.Г. Добросклонской7, позволившие определить основные их характеристики. Прежде всего внимание уделялось способу производства текста: авторский - коллегиальный; его сочетанию с другими визуальными формами подачи материала.
В исследовании использовались следующие эмпирические методы: мониторинг сетевых медиа, анализ обучающего контента как складывающегося самостоятельного сегмента в виртуальном пространстве, опрос пользователей и экспертов. По клю-
3 Корконосенко С.Г. Основы журналистской деятельности: учебник Минобрнауки РФ под ред.
C. Г. Корконосенко. М.: Юрайт, 2017.
4 Тулупов В.В. Журналистиковедение: предметно-объектное поле и структура. // Яе^а, № 01 (379), 01.01.2021.
5 Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. М. 2002. С. 24.
6 Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета. Акценты, 1999. №1-2. С. 22-27.
7 Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008. С. 40.
чевым словам «контент», «контент-стратегии», «обучающий контент», «бренд-медиа», «пользовательский контент» было отобрано 120 обучающих информационных ресурсов за период 2019-2021 гг.
Сетевой массив данного сегмента сегодня составляет по разным данным порядка 20 тыс. форматов. Поэтому данную выборку можно считать репрезентативной. В исследовании акцент делался на качественные параметры типологических моделей сетевых обучающих ресурсов.
Результаты данного исследования позволяют утверждать, что обучающий (образовательный, познавательный, просветительский, полезный и др.) контент является составной частью общего контента, который распространяется в сети. К другим видам контента относятся вовлекающий, пользовательский и рекламный сегменты. Терминология, классификация и даже количество видов контента еще не устоялись, поэтому возможны и другие названия.
Тем не менее исследователи считают, что на долю обучающего контента приходится от 20% до 30% общего сетевого контента. Большая часть респондентов указывают на 25% обучающего контента в сети, т.е. контента, который обучает писать для сети в целом и конкретно для отдельных информационных ресурсов, для разных социальный сетей.
Анализ научных работ и обучающих материалов показал, что само понятие «обучающий» (образовательный, познавательный, просветительский, полезный и др.) контент только формируется в сетевом сообществе. Так, Ольга Борисенко в статье «Образовательный контент: как его создавать и использовать в рассылках» на сайте SendPulse утверждает, «к нему относится все, что рассказывает вашему подписчику что-то новое: инструкции, результаты исследований, лайфхаки, уроки. Создавать образовательный контент можно практически в любой сфере — от маркетинга до строительства»1.
1 Борисенко О. Образовательный контент: как его создавать и использовать в рассылках // URL: https://sendpulse.com/ru/blog/educational-content (Дата обращения 07.05.2021).
Следовательно, при анализе обучающих информационных ресурсов мы можем говорить о системной типологической модели СМИ, которая включает в себя функциональные, организационные и компонентные (тематика и жанры) модели. Но при этом также учитываем те изменения в моделях, которые произошли под влиянием сети. Как следствие, обучающий сегмент обладает, на наш взгляд, следующими основными параметрами:
- стихийность создания;
- практическая, деятельностная направленность как обобщение собственного опыта;
- многовекторность;
- переход от единичных постов обучающей направленности к системной подаче обучающего контента;
- широкий диапазон тематик;
- мультимедийный продукт как специфическая черта его формата, в котором текст имеет особую структуру;
- работа с пользователями с учетом специфики каждой конкретной социальной сети.
Рассмотрим более подробно, что представляют собой эти параметры сегмента обучающего контента для социальных сетей.
Стихийность создания обучающего контента для социальных сетей. В этот процесс вовлечен достаточно широкий круг структур и персоналий (авторский контент) разного уровня подготовки, присутствия в сети, специфики деятельности. Причем для большинства структур обучающий контент является не основным, а чаще побочным видом деятельности. Так, например, «Медиатор» себя позиционирует как сервис редакционной аналитики ; «Cossa» — это интернет-издание о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде, которое рассказывает о новых инструментах продвижения и оптимизации работы3.
2 Ковельских Э. Что такое бренд-медиа и зачем они нужны // URL: https://medium.com/@mediator. media/ что-такое-бренд-медиа-и-зачем-они-нужны-100bbe725932 (Дата обращения 07.05.2021).
3 Толмачева А. Анализ социальных медиа: как узнать мнения 15 000 человек о новом продукте //
Данный сегмент достаточно динамично развивается. Недавно заявил о себе новый ресурс «Adpass» как новый портал для всех, кто работает в индустрии маркетинга и рекламы1. У каждого из них своя организационно-правовая и организационно-хозяйственная модель. В основном это бизнес-структуры и подведомственные подразделения корпораций или других хозяйственных субъектов. Структур, организованных государственными учреждениями, в данном случаями вузами или другими учебными заведениями, общественными организациями в обозначенной нами выборке найдено не было.
Следовательно, можно утверждать, что в основном информационно-коммуникативный и маркетинговый бизнес являются основными источниками обучающего контента в сетевом пространстве.
Практическая, деятельностная направленность как обобщение собственного опыта. Как видим, в основном обучающий контент создают бизнес-структуры и частные лица, функционирующие в информационно-коммуникативной (реклама, связи с общественностью и др.) и близкой к ней сферах (маркетинг, социология и др.). Все они имеют достаточно богатый опыт практик, кейсов, методик по созданию контента и работе с пользователями. Приведем несколько примеров. Основная деятельность TexTerra — создание бренд-медиа для бизнеса. Свой опыт она монети-
зирует как услугу по этому виду деятельно-
2
сти .
Sostav.ru - портал о рекламе, маркетинге, креативе и PR. Как бизнес-структура она проводит фестивали рекламы, изучает состав рекламного рынка, публикует регулярно обзоры о нем. Поэтому вполне закономерно, что этот ресурс обучает созданию
URL: https://www.cossa.ru/152/68868/www.cossa.ru/ 152/ (Дата обращения 07.05.2021).
1 Смоляков В. Новые рейтинги эффективности и креативности АКАР: лучшие агент URL: https://adpass.ru/ raca-ratings-results-2020/ (Дата обращения 07.05.2021).
2 Невинская И. Бренд-медиа для бизнеса // URL: https://texterra.ru/services/brend-media-dlya-biznesa/https://www.sostav.ru/publication/kachestvennyj -kontent-i-nativnaya-reklama-tri-sposoba-sozdat-brend-media-36907.html (Дата обращения 07.05.2021).
качественного контента и нативной рекла-
3
ме .
ИОМ «Анкетолог» — независимая исследовательская компания. Ее социологическая служба следит за информационной повесткой, отбирает для анализа актуальные проблемы. Причем это авторские работы данной компании. Василий Жаворонков, руководитель социологической службы ИОМ «Анкетолог» пишет: «При проведении исследований мы уделяем первостепенное внимание требованиям репрезентативности получаемых данных. К каждому опросу конструируется определенная по объему и структуре выборка, учитывающая как общие, так и некоторые специфические социально-демографические параметры»4.
Эта практическая деятельность положена в основу информационного ресурса «Anketolog.ru/Анкетолог.Ру» — это бесплатный онлайн-сервис для создания анкет и проведения опросов. В его активе множество шаблонов и 145 000 респондентов. Имея достаточно интересный опыт, они делегируют его аудитории.
Поэтому вполне закономерно появление на сайте этой структуры таких публикаций «Как компании работают с пользовательским контентом» для широкой сетевой аудитории5.
Это можно сказать и о ряде других бизнес-структур, которые активно работают в сегменте обучающего контента для социальных. В их основе лежит их собственный практический опыт.
Многовекторность обучающего контента для социальных сетей как следствие различного целеполагания, порой прямо противоположного тех бизнес-структур, которые его производят и предла-
Качественный контент и нативная реклама: три способа создать бренд-медиа // URL: https://www.sostav.ru/publication/kachestvennyj-kontent-i-nativnaya-reklama-tri-sposoba-sozdat-brend-media-36907.html (Дата обращения 07.05.2021).
4 Жаворонков В. О нас. ИОМ «Анкетолог» -независимая исследовательская компания // https://iom.anketolog.ru. (Дата обращения 09.05.2021).
5 Как компании работают с пользовательским контентом // URL: https://iom.anketolog.ru/2021/02/05/ pol-zovatel-skij-kontent-pochemu-ego-vazhno-vklyuchit-v-marketingovuyu-strategiyu-na-2021 -god). (Дата обращения 09.05.2021).
гают аудитории. Одни из них учат пользователей создавать контент и тем самым повышать уровень пользовательской культуры в сети, другие - показывают, как работать с пользователями в рамках своих бизнес-стратегий, чтобы с их помощью увеличивать число потребителей своих продуктов и услуг. Третьи стремятся реализовать свои профессиональные возможности и амбиции, коммерционализировать свои знания, умения и главное - свой профессиональный опыт. По сути, они занимаются собственным продвижением и сохраняют свое присутствие в информационном поле.
Примером может служить Максим Ильяхов - профессионал своего дела и его персонализированный или личный блог. Об этом свидетельствует его биография. Он является редактором, основателем сервиса проверки текста «Главред». Сейчас работает в журналах «Код» и «Кинжал». Автор книг о редактуре «Пиши, сокращай», «Ясно, понятно» и сотен статей о специфике текста, рекламе, контент-маркетинге, работе редактора и отношениях с клиентом. В его порт-фолио значится, что он бывший главный редактор «Тинькофф-журнала» и рассылки «Мегаплана». В настоящее время развивает сервис «Говорит государство», который помогает чиновникам говорить с людьми на понятном языке.
Создать и вести свой ресурс ему помогает и его базовое образование лингвиста, выпускника МГУ им. М. В. Ломоносова, его научная степень кандидата педагогических наук. Он активно использует свои практические, научные и педагогические знания, умения и навыки работать с аудиторией. Поэтому тем, кто решил пройти его онлайн-курс, сначала предлагает посмотреть пример урока, в основе которого личный опыт автора. Затем можно познакомиться с программой обучающих модулей, кейсов с разбором реальных ситуаций, текстами в конце темы для самопроверки. Более того, пользуясь своими контактами с профильными организациями, он предлагает своим ученикам организовать на их базе практику.
Этот пример интересен тем, что он показывает сильные стороны сетевого обучения, которое позволяет сделать персональным сам этот процесс. Такой формат пред-
лагает М. Ильяхов. Это может быть курс для новичков, фрилансеров и тех, кто уже работает с социальными сетями и зарабатывает с помощью этого вида деятельности. В каждом конкретном случае предлагается свой подход к каждому, кто пришел к нему на курс. В процессе работы сетевой студент научится писать в требуемом стиле, понимать язык клиента, получать тот результат, на какой он рассчитывал, и т.д.1
Переход от единичных постов обучающей направленности к системной подаче обучающего контента. Сегодня в сети идет активный процесс создания комплекса уроков, самостоятельных курсов, онлайн-факультетов и университетов по подготовке специалистов для работы в сети по разным направлениям. В качестве пример сошлемся на первый онлайн-университет GeekBrains, как образовательную экосистему, по утверждению его организаторов2.
В нем обучают по восьми востребованным направлениям: SMM-менеджмент с нуля, т.е. готовят специалистов, которые отвечают за продвижение бренда в соцсетях с нуля; веб-разработка, что позволит делать сайты и веб-приложения; разработка на Python, т.е. курс по программированию на языке, который входит в топ-5 по востребованности по всему миру и др. Этот ресурс предлагает расширенные курсы и короткие интенсивы, которые помогают в работе и в жизни, дают возможность получить современные профессии. В их числе комьюнити-менеджер, таргетолог, контент-менеджер, графический и веб-дизайн и др.
Важно отметить, что онлайн-университет гарантирует стажировки и трудоустройство как в рекламных агентствах, так и в крупных компаниях. Этот пример свидетельствует о том, что в сети «начался процесс специализации и разделения тру-да»3.
Максим Ильяхов, глав.ред. // URL: https://www.maximilyahov.ru. (Дата обращения 09.05.2021).
2 Образовательная экосистема GeekBrains. Смените профессию. Научитесь новому. Найдите себя // URL: https://gb.ru (Дата обращения 09.05.2021).
3 Ерофеев С. В. Интернет-журналистика на рубеже XX-XXI вв. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2011. С. 54.
Обучающий контент имеет достаточно широкий диапазон тематик. Основными направлениями следует считать: контент, контент-стратегии, бренд-медиа, пользовательский контент и др. Активно развиваются такие тематики, как обучающий контент в Инстаграм, Тик-Ток, сторис, для детей и др. Это означает, что одни информационные ресурсы предлагают тексты общего плана: о том, что такое контент в социальных сетях. Под ним они понимают «информационное наполнение, в данном случае аккаунта социальной сети. Это та информация, которую мы доносим до читателей через новостную ленту»1. Соответственно, они рассказывают о том, как его создавать.
Другие ресурсы сосредотачивают внимание на конкретных социальных сетях, тематиках или видах контента. Так, например, Ольга Берестецкая рассказывает, что «пользовательский контент (от англ. user generated content, сокращенно UGC) — это все, что пишут и снимают люди о продуктах и брендах: отзывы, комментарии к статьям в блоге и соцсетях, фото- и видеоролики»2.
Специфика обучающего контента, представляющего, как правило, мультимедийный продукт. Текст также имеет особую структуру. Он более четко организован, в нем сочетается теория и практика. В нем обязательно присутствуют реальные примеры из практики, предлагаются кейсы для разбора. По форматам (жанрам) это — обучающие статьи, видео, инфографика, инструкции, кейсы, книги, обзоры товаров и услуг, уроки от знаменитостей, рецензии.
Достаточно распространенным форматом является инструкция. Так, например, Ольга Борисенко в «SendPulse» — блоге об email и интернет-маркетинге сообщает: «Мы запустили блочный конструктор, в котором можно сверстать простой сайт абсолютно без знания кода. А еще сделать его видимым для поисковиков и отслеживать
аналитику». Далее дается содержание данного текста: «1. Зачем нужен мини-лендинг. 2. Что классного есть в конструкторе лен-дингов Sendpulse» .
Подробную инструкцию для предпринимателей и SMM-щиков с примерами предлагает Дмитрий Скворцов «Как создавать контент в социальных сетях: руководство для бизнеса» на сайте «Cossa» . Такие же конкретные рекомендации есть в текстовом структурированном формате Л. Буллок «UGC-контент: 15 блестящих примеров для вашего дела»5 на сайте «Бренды и менеджеры»; Артема Гаврилова «Как бизнес и медиа
~ 6
становятся единым целым: анализ кейсов» на сайте компании «UpLab» - полносервисного digital-агентства и др.
Параллельно в них присутствуют ин-форграфика, фото и видеоконтент, что позволяет лучше понимать и усваивать предлагаемый материал.
Работа с пользователями с учетом специфики каждой конкретной социальной сети. Отражая эту тенденцию, сайты многих бизнес-структур, производящих обучающий контент, «вводят в свою структуру так называемые форумы, где читатели/зрители, слушатели могут высказать свою точку зрения, участвовать в сознании
7
контента» .
Сегодня появились более современные технологии, чем несколько лет назад, но принцип интерактивности сохранился и стал обязательным компонентом обучающих информационных ресурсов. Так, например, Ксения Самоткан на сайте
Контент в социальных сетях // URL: https://semantica.in/blog/kontent-v-soczialnykh-setyakh.html
2 Берестецкая О. Пользовательский контент UGC - когда рекламные сообщения создают для вас тысячи маркетологов // URL: https://sendpulse.com/ ru/blog/ user-generated-content. (Дата обращения 09.05.2021).
Борисенко О. В Sendpulse появился конструктор мини-лендингов // URL: https://sendpulse.com/ru/blog/ mini-landing-page-builder/ 29.04.2021 (Дата обращения 09.05.2021).
4 Скворцов Д. Как создавать контент в социальных сетях: руководство для бизнеса // URL: https://www.cossa.ru/152/247222/.(Дата обращения 09.05.2021).
5 Буллок Л. UGC-контент: 15 блестящих примеров для вашего дела // URL: https://greatuse. ru/ugc-content/ (Дата обращения 09.05.2021).
6 Гаврилов А. Как бизнес и медиа становятся единым целым: анализ кейсов // URL: https://www.uplab.ru/blog/as-the-business-and-media-become-one/ (Дата обращения 09.05.2021).
7 Ерофеев С.В. Интернет-журналистика на рубеже XX-XXI вв. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2011. С. 56.
«Texterra» сообщает: «Выпустили «песочницу» — место, где каждый может опубликовать статью»1.
Но эти же ресурсы предоставляют возможность развивать свой бизнес. Это предлагает крупнейшая в России сеть на-тивной рекламы Relap.io., которая может разместить рекламу пользователя на более чем 3200 площадках Рунета. К ней, по ее данным, обращается более 64 млн. клиентов в месяц. Это свидетельствует о востребованности такого ресурса и о Relap как новой интернет-технологии. По сути - это пакет самообучающихся алгоритмов, которые анализируют поведение пользователя и подбирает под него соответствующий его предпочтениям материал2 (https://relap.io/ Ыog/post/best-сorporate-Ыogs-of-russian-b2c-companies).
Выводы: обучающий (образовательный, просветительский, полезный и др.) контент является составной частью общего контента, который распространяется в сети;
- в среднем на обучающий контент приходится 25% сетевого пространства;
- обучающий контент является динамично развивающимся сегментом сетевого пространства;
- в основе формирующегося в сети сегмента обучающего контента для социальных сетей лежит современная типологическая модель, которая является результатом трансформации традиционной модели, учитывающей исторически сложившиеся
1 Самоткан К. Выпустили «песочницу» — место, где каждый может опубликовать статью // URL: https://texterra.ru/blog/chto-takoe-ugc-osobennosti-tipy-i-sposoby-primeneniya.html, 18 декабря 2019 (Дата обращения 10.05.2021).
2 9 блогов и бренд-медиа российских b2b-
компаний, у которых есть чему учиться URL: https://relap.io/blog/post/best-сorporate-blogs-of-russian-b2c-companies. (Дата обращения 10.05.2021).
подходы к средствам массовой информации и специфику сети;
- сегмент обучающего контента обладает следующими основными параметрами: стихийность создания; практическая, деятельностная направленность как обобщение собственного опыта; многовектор-ность; переход от единичных постов обучающей направленности к системной подаче обучающего контента; широкий диапазон тематик; мультимедийный продукт как специфическая черта его формата, в котором текст имеет особую структуру; работа с пользователями с учетом специфики каждой конкретной социальной сети.
Заключение. Как показал анализ обучающего контента, он многообразен по тематическим направлениям и ориентирован на разные целевые группы. Но объединяет все бизнес-структуры, которые его создают, одно - стремление повысить уровень профессионализма пользователей. Своими усилиями они стремятся создать обучающую среду в социальных сетях, комфортную для общения и работы.
У пользователей для этого есть вполне ощутимые возможности, когда он может научиться профессионально организовывать свою коммуникация в сети и писать грамотные и качественные посты. Так как, по данным исследователей, в среднем каждый из них проводит в социальных сетях около двух с половиной часов в день. Для многих, особенно молодого поколения, сеть стала реальной средой обитания. Поэтому «сегодня репутация каждого члена общества, и журналиста в первую очередь, во многом строится на том, как он ведет себя в сети»3.
3 Коханова Л.А. Головко С.Б., Черешнева Ю.Е. Культурная граница: проблема взаимодействия культур // Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение: сборник материалов конференции. — Екатеринбург: Деловая книга, 2019. С. 379-381.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акопов, А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 96 с.
2. Акопов, А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета. Акценты, 1999. №1-2. С. 22-27.
3. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008. С. 40.
4. Ерофеев, С.В. Интернет-журналистика на рубеже ХХ-ХХ1 вв. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2011. С. 45.
5. Козырев, А.Н. Цифровое будущее культуры: Измерения и прогнозы. М.: Издательские решения, 2016. С. 8.
6. Корконосенко, С.Г. Основы журналистской деятельности: учебник Минобрнауки РФ под ред. С. Г. Корконосенко. М.: Юрайт, 2017.
7. Коханова, Л.А. Головко, С.Б., Черешнева, Ю.Е. Культурная граница: проблема взаимодействия культур // Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение: сборник материалов конференции. — Екатеринбург: Деловая книга, 2019. С. 379-381.
8. Соловьев, А. В. Коммуникативная культура информационного общества // Вестник МГУКИ 2009 г. №2 (28) март-апрель. С. 36-41.
9. Тулупов, В.В. Журналистиковедение: предметно-объектное поле и структура. // Яе^а, № 01 (379), 01.01.2021.
10. Шкондин, М.В. Системная типологическая модель СМИ. М. 2002. С. 24.
Дата поступления: 10.05.2021