УДК 070.1 Л.А. КОХАНОВА
доктор филологических наук, профессор, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
UDC 070.1 L.A. KOKHANOVA
Doctor of Philology, Professor, Department of periodicals, Lomonosov Moscow State University
ОБУЧАЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СТИМУЛ ДЛЯ ПОСТИЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ (ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ ФИЛИАЛА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА В СЕВАСТОПОЛЕ)
TRAINING AS AN INCENTIVE TO STUDY FOR UNDERSTANDING THE THEORY OF JOURNALISM (FROM THE EXPERIENCE OF THE TRAINING OF JOURNALISTS BRANCH OF LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY IN SEVASTOPOL)
В статье рассматривается практика введения обучающего исследования в процесс обучения. Цель данной методики - формирование внутренней мотивации, способствующей повышению интереса студентов к теории журналистики и использования этих знаний в практической деятельности. В процессе работы сформулирована концепция и структура обучающего исследования, определен ряд принципов, позволяющих эффективно структурировать исследование.
Ключевые слова: журналистика, региональная пресса, медиатекст, содержательная модель, лексико-стилистические особенности, жанр.
The article deals with the introduction of the practice teaching research into the learning process. The purpose of this method is the formation of intrinsic motivation that would increase students' interest in the theory ofjournalism and use this knowledge in practice. In the process, formulated the concept and structure of the training study identified a number of principles to effectively structure the study.
Keywords: journalism, regional press, media texts, meaningful model, lexical and stylistic features of the genre.
Практика введения обучающего исследования в процесс обучения - это десять лет создания данной методики, цель которой - формирование внутренней мотивации, способствующей повышению интереса студентов к теории журналистики, и использование этих знаний в практической деятельности. При этом мы исходим как минимум из двух положений: обучающее исследование должно быть реальным и необходимо делать акцент на технологическую грамотность нынешних студентов, которые выросли уже в компьютерную эру.
Безусловно, ситуацию определил случай, когда студентов факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова пригласили поучаствовать во Всероссийском конкурсе «Современная Россия глазами молодых» в качестве членов отборочной комиссии. Он был организован в начале 2000-х годов пресс-службой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, на базе которой в то время работала учебная студия факультета. Сам конкурс был ориентирован на молодых журналистов региональных изданий и ставил своей целью стимулировать интерес молодежи к общественно-политической жизни страны, активизировать участие молодежных СМИ и журналистов, пишущих на темы молодежи, в популяризации идей парламентаризма. Начинающим журналистам такая работа представилась и интересной, и полезной. Тем самым определилась реальность проводи-
мой работы - под конкретный заказ, а не в корзину или только на оценку, как учебная курсовая работа.
Но оказалось, что для выполнения данных студентам заданий им необходимы знания и умения ведения научного исследования. Это, в свою очередь, поставило задачу перед преподавателем - разработать концепцию, структуру и принципы обучающего исследования, чтобы эта работа органично вписывалась в учебный процесс, а конкретно - в преподавание профильных дисциплин. Поэтому в процессе работы была сформулирована концепция и структура обучающего исследования, определен ряд принципов, позволяющих эффективно структурировать исследование.
Так, концепция обучающего исследования формулирует основную идеологию включения научной работы в образовательный процесс, который регламентируется учебным планом, и, казалось бы, ограничивает возможности преподавателя творчески обустраивать учебный процесс. Тем не менее, практика показала, что это не только возможно, но и необходимо.
В процессе работы были сформулированы также принципы обучающего исследования: у газеты есть будущее, но она становится другой; требуется новое поколение газетчиков, обладающих технологическими компетенциями; наблюдается «ренессанс» газетного содержания, однако формируются новые подходы к подаче информации; региональная пресса - это пресса моло-
© Л. А. Коханова © L.A. Kokhanova
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - РИТШЬОИСЛЬ
дых профессионалов, владеющим журналистским мастерством и новыми информационными технологиями.
Но и этого оказалось недостаточно, чтобы методика заработала. Необходимо было исходить из того, что представляет собой сегодня нынешний студент. Поэтому был сделан акцент на технологическую грамотность нынешних студентов, которые живут в виртуальном мире. Именно эта их особенность позволила сделать прессу всей страны доступной для исследования на протяжении десяти лет работы. Эту работу выполняли студенты факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова и Филиала университета в городе Севастополе.
Задача преподавателя - принять увлеченность студентов новыми технологиями, понять силу этого интереса и помочь пробудиться внутренней мотивации, ориентированной на обучение профессии, которая может привести к эффективному результату. При этом акцент делается на теоретические знания, без которых практика возможна, но менее результативна. В этой ситуации преподаватель сам решает, что может считаться эффективным результатом и какие именно движущие силы могут быть полезными. «Однако, - как считает Е.В. Сидоренко, - если он решится мотивировать людей в русле данной парадигмы, ему необходимо помнить, что главные мотиваторы - в душе человека, а не вне ее. Использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги - в этом сущность предлагаемого подхода» [3, 89].
В нашем случае внутренняя энергетика - интерес современных студентов к овладению постоянно обновляющимися новыми информационными технологиями, который стал отправной точкой для пробуждения внутренней мотивации. Для понимания ее сущности мы обратились к концепции внутренней мотивации, сформулированной отечественными и зарубежными учеными. Так, по мнению отечественного психолога Е.В. Сидоренко, Э. Деси, на первый взгляд, предлагает свою концепцию, во многом сходную с концепцией па-рателической активности Аптера. В то же время Сколл и Барбуто обозначают ее как «мотивацию, проистекающую из процесса». Однако, как считает отечественный исследователь, несмотря на то, что внутренняя мотивация - это «стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самом процессе деятельности», - ее источником является потребность автономности и самоопределения» [3, 89].
Очевидно, что внутренняя и внешняя мотивация есть составные части единого понятия «мотивация». Анализ работ по данной тематике позволяет утверждать, что термином «мотивация» могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается термином «мотивирование», а в современной литературе - как мотива-ционный менеджмент [3, 89].
Таким образом, мотивация - это:
• система мотивов определенного человека
• система действий по активизации мотивов определенного человека.
Как следствие, эффективное решение задач мотива-ционного обучения журналистов затрудняется тем, что мотивация как система внутренних и внешних мотивов будущих и нынешних профессионалов информационно-коммуникативного пространства существует по собственным законам. Они не всегда понятны и, тем более, не всегда доступны для регуляции извне, так как помимо личностных качеств есть специфика профессии, которая диктует свои условия. Поэтому уже на стадии обучения, а затем и профессиональной деятельности можно наблюдать, как мотивационные силы отдельного человека и всего коллектива возникают, развиваются, сталкиваются и борются друг с другом. Они могут ослабевать и замирать, но процесс идет по своим собственным законам, как силы природной стихии.
В процессе работы пришло понимание, что эти силы можно использовать для повышения интереса к теории журналистики, без которой практика может существовать. Но такой подход к профессии явно ограничивает возможности тех журналистов, которые в своей работе ориентируются только на эмпирические знания. Тем самым именно эти люди декларируют, что в профессии существует устоявшийся стереотип, суть которого заключается в том, что журналистам-практикам теория не нужна. В связи с этим британский исследователь журналистики Д. МакКуэйл пишет: «Хотя практика журналистики при взгляде на нее изнутри профессии не требует никакого теоретического обоснования или объяснения, тем не менее некая форма теории неизбежно возникает в процессе осмысления более широкого взаимодействия журналистов с их социальным окружением, особенно по мере того, как журналистика становится более сложной и более значимой по своим потенциальным последствиям. Самим журналистам, может быть, и не нужна никакая теория в их повседневной работе, но она очень важна для некоторых иных целей. Теория играет свою роль при объяснении или обосновании действий журналистов, когда такие действия становятся спорными, а также когда встает вопрос о подотчетности журналистов, например правовой, или вопрос о профессиональном саморегулировании. В частности, без теоретического обоснования и предъявления прагматических аргументов невозможно делать заявление о свободе журналистики как о ее фундаментальном принципе» [2, 14].
Таким образом, непосредственно сам процесс исследования региональных изданий 85 субъектов Российской Федерации с помощью компьютерных технологий стал тем процессуальным элементом, который весьма важен в концепции внутренней мотивации, хотя он и не является ее ядром. «Ядро же ее, - пишет Е.В. Сидоренко, - в том, что для человека жизненно важно быть самоопределяющимся, независимым, действующим в соответствии со своей «изнутри идущей» мотивацией, а не контролируемым извне» [3, 89].
Вопрос о том, что сегодня мотивирует журналиста,
стоит достаточно остро в журналистской теории и практике. Так, недавно в рамках кафедрального семинара было представлено исследование коллеги о мотивации журналистов. На основании полученных им данных утверждается, что оплата труда, включающая зарплату и гонорар, для большинства из них является основным мотивом профессиональной деятельности. Но, как утверждает Э. Деси, «борьба за награды - и особенно за финансовый успех - это американский путь» [5, 19]. Не хотелось бы допускать мысли, что отечественная журналистика практически перешла на американский путь развития даже при наличии существенного влияния международной практики.
Тем более, что, по мнению ученого, «бихивеораль-ные догмы основаны на предположении, что не существует внутренне укорененной мотивации к обучению, но это не согласуется с тем фактом, что маленькие дети - и в детских дошкольных учреждениях, и дома - беспрестанно исследуют объекты, с которыми они встречаются, и манипулируют ими. Они сами себе бросают вызов - стать более компетентными и знающими, - по-видимому, просто ради удовольствия становиться такими. Дети отнюдь не ждут пассивно, пока их вовлекут в процесс обучения обещаниями наград, а сами активно вовлекаются в этот процесс. Несомненно, они изнутри мотивируются к обучению» [5, 19-20].
Профессия «журналистика» тем и хороша, что она заставляет постоянно учиться ее выбравшего человека, как ребенка в школе, «изнутри мотивироваться к обучению». Новые темы, неизвестные виды деятельности, которые представляют его герои, требуют от него быть постоянно в тонусе и в роли ученика. В учебном процессе в нашем случае эту функцию взяло на себя обучающее исследование, мотивирующее процесс познания нового, например, названий российских городов, с газетами которых работали студенты Филиала МГУ, находящегося на тот момент на территории Украины. Это малоприятный факт, но во многом объясняющий сегодняшнюю ситуацию неприятия всего российского жителями соседней страны, еще недавно бывшей равноправной республикой одной страны. За два десятилетия дети Украины практически ничего не знали о России, в том числе и названий больших и малых населенных пунктов.
Сейчас это становится общепризнанным фактом, который звучит из уст многих журналистов и политологов с экранов телевизоров. Россия недостаточно работала с молодежью на постсоветском пространстве, когда США вкладывали огромные средства для достижения своих целей, в том числе формирования таких ценностных установок, как «борьба за награды - и особенно за финансовый успех», что Э. Деси назвал «американским путем».
Это следует признать, и посмотреть на это под несколько иным углом зрения. Тем более, что далее Э. Деси пишет: «Когда люди говорят, что деньги мотивируют, они на самом деле имеют в виду, что деньги контролируют. И когда это происходит, люди становятся
отчужденными - они лишаются части своей аутентичности - и они заставляют себя делать то, что считают себя обязанными делать» » [5, 21].
В учебном процессе не только деньги, но, по Э. Деси, студентов контролируют угрозы, жесткие сроки, навязанные цели, надзор, оценки. Так они, по возрасту нетерпимые и порой агрессивные, воспринимают эти явления как противоречащие их автономности. Поэтому каждый преподаватель может наблюдать, как энтузиазм и интерес к предмету, если чрезмерно контролировать студентов, снижается. Они начинают «голосовать ногами» - пропускать пары, сдавать компилятивные курсовые и дипломные работы, манкировать предлагаемые им задания. Даже если предлагать соревновательные работы, но при этом студенты чувствуют, что они находятся под давлением соревнования или жестким контролем преподавателя, то и тогда результат такого обучения будет крайне низким, так как такое соревнование ими воспринимается как ограничение их автономности, их самостоятельности.
Закономерно возникает вопрос: что можно предложить аудитории вместо жесткого контроля? Чем ее заинтересовать, чтобы пробудить внутреннюю мотивацию на обучение, да еще на прерогативу теории над практикой? Именно это назначение и выполнило предлагаемое нами обучающее исследование региональной прессы на протяжении десяти лет. При этом мы исходили из того, что «предоставление выбора, в широком смысле этого слова является основополагающим в поддержке автономности личности. Поэтому важно, чтобы люди, занимающие управленческие позиции, начали размышлять над тем, как предоставить больше выбора» [5, 34].
Преподаватель в определенной степени занимает управленческие позиции, работая со студенческой группой или курсом на потоке. В его арсенале есть контрольные, курсовые и дипломные работы, зачеты, экзамены и оценки. Не отказываясь от этих форм контроля знаний, а точнее усвояемости предлагаемого им материала, он может предложить студентам такую форму деятельности, которая вызывает в аудитории радостное возбуждение. Тем самым он находит деятельностный контакт с аудиторией, преодолевает отчуждение с ней. Тем более, что «отчуждение начинается с того, что люди теряют контакт со своей внутренней мотивацией, с жизненностью и радостным возбуждением, которыми обладают все дети, со способностью делать что-то ради того, чтобы делать, с состоянием, которое Роберт Хенри назвал моментом переживания чего-то большего, чем обыденное существование» [5, 29].
Наша практическая деятельность показала, что «момент переживания чего-то большего» студент демонстрирует при сдаче своей работы. Подготовленные им презентации достаточно профессионально выполнены, и каждый доказывает свою точку зрения, предлагая аудитории познакомиться с результатами его труда. Были случаи, когда студенту предлагалось сократить время выступления, и он обижался, требовал, чтобы его выслушали.
Пожалуй, это хороший аргумент в пользу того, что предложенная нами форма обучения обладает достаточным «мотивирующим потенциалом работы» в контексте концепции внутренней мотивации. В определении оптимального направления «реорганизации труда», «обогащения труда», или «расширения труда», также помогла концепция Хакмана и Олдхема, в рамках которой и даны эти дефиниции. Именно ими была сформулирована модель рабочей мотивации, основанная на ключевых характеристиках работы, которую мы положили в основу разработки методики использования обучающего научного исследования как стимула для пробуждения интереса к теории журналистики, да и собственно к самой профессии в целом [6; 7].
На основании этих концепций нами были определены ключевые характеристики обучающего научного исследования, которые позволили ввести его в процесс преподавания профильных дисциплин.
К наиболее существенным следует отнести такие характеристики:
1. Разнообразие знаний, умений и навыков - это та степень, в которой обучающее исследование требует разнообразных видов активности студента, подразумевающих использование теоретического знания и ряда различных умений навыков практического толка, а также способностей личности и ориентированности на журналистскую профессию.
В данном случае во внимание принято положение Хакмана и Олдхема, которые считают, что разнообразие знаний, умений и навыков, которые необходимы для решения игровых задач, является основной причиной привлекательности их для человека [6; 7].
В нашем случае мы не играем в научное исследование, мы его ведем, но как обучающее. Другими словами, это серьезная работа, которая требует от студента сочетания теоретических знаний, практических навыков и умений. Поэтому она воспринимается им гораздо более значимой, чем, если бы это была обязательная курсовая работа. Например, студентка третьего курса А. Пашковская выбрала для анализа региональной прессы тему «Формула успеха». Прежде, чем приступать непосредственно к анализу собранного материала, она задалась целью определить, что такое формула успеха. Для этого она обратилась помимо теоретических работ по журналистике к книгам по другим предметам, в частности менеджменту, психологии, социологии.
Знакомство с методами математической статистики позволило ей представить достаточно репрезентативную выборку - сто двадцать статей из собранной на кафедре базы данных по региональной прессе и найденных ею лично на сайтах ряда газет различных городов и проанализировать ее.
На основании проделанной теоретической и практической работы она утверждает, что, что, по ее данным, больше всего успех описывается в спортивных достижениях - 32%, на втором месте стоит образование - 22%, на третьем успех в личной жизни - семье, воспитании детей, персональной реализации - 14%.
К сожалению, такие важные темы, как политика, экономика и наука, рассматриваются гораздо реже (политика - 3%, экономика - 4%, наука - 1%). Эти цифры подтверждает сделанная ею подборка публикаций, которая представлена в работе.
Следует отметить, что полученные в результате сбора, фиксации и отбора эмпирического материала данные А. Пашковская вполне логично использует при подготовке курсовой или дипломной работы. Причем, это делают и другие студенты, активно участвующие в обучающем исследовании.
2. Идентифицируемость задания - степень, в которой обучающее исследование требует завершения целостной и определенной задачи или этапа этой работы от начала и до конца с видимым результатом. Таким результатом могут быть сделаны выводы по окончании работы, представленные во время заключительной презентации на лекции или кафедральной научной конференции. Так, студентка третьего курса К. Кокунова обратилась к теме «Культурная пирамида». Подводя итого своего исследования, она пишет: «Проанализировав 174 статьи из 85 регионов Российской Федерации, я пришла к выводу, что наиболее популярной темой в подобных изданиях является рассказ о выдающихся людях, живущих в данном регионе (14% от материалов раздела «культура, общество»). Героями подобных статей становятся представители различных профессий, занятий, просто интересные личности. Так, например, в 2003 году газета «Лицеист» рассказала о творчестве художника Амирхана. В 2008 архангельская газета «Правда Севера» познакомила читателей с семьей Фоминых, содержащих собственную творческую мастерскую. По моему мнению, такое количество статей о жителях регионов обусловлено влиянием социальных черт, присущих людям, живущим в небольших городах и селах».
3. Значимость задания - степень, в которой обучающее исследование имеет существенное влияние на жизнь или работу лично каждого журналиста, как настоящего, так и будущего, а также на журналистскую деятельность и медийную отрасль в целом. Значимость задания - это, по большому счету, причастность к профессии. В процессе научного исследования мы изучаем газету, которая не умирает, а имеет большое будущее в связи с появлением и интенсивным развитием новых технологий. «Где бы мы ни оказывались, повсюду ощущалась новая эра и решимость при вступлении в новое столетие развивать уникальные возможности газет. Возможно, мы забыли урок истории: ведь новые СМИ никогда не заменяли уже существующие формы распространения информации, - отмечает Бенгт Браун, Президент WAN. - Возможно, мы просто недостаточно верили в собственные силы» [ 1 ].
В собственные силы начинают верить не только издатели, редакторы и журналисты российской региональной прессы, которые сегодня издают газету, но и сами студенты, участвующие в обучающем исследовании. Прежде всего, они убеждаются в том, что информационно-коммуникативное пространство стра-
ны огромно. Так, по данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на 01.01.2015, общее количество зарегистрированных СМИ составляло 89 173. Из них печатных - 65 596, электронных - 15 694, электронных периодических изданий - 6 220 (22 из них зарегистрированы уже как сетевые СМИ в соответствии с законом, вступившим в силу с 10 ноября 2011 г.), информационных агентств - 1 663 [4].
Большинство из них находится в стадии обновления. Они начинают инвестировать в свои онлайновые проекты, создают сетевые версии, и делают это не только ради удержания от посягательств новых СМИ, но и для собственного продвижения на новые рынки. Как следствие, в регионах возникают и развиваются мультимедийные редакции. Они требуют специалистов, обладающих новыми компетенциями, прежде всего, технологического плана. Как правило, это молодые сотрудники редакций. Эту роль студенты начинают примерять на себя, связывая свое будущее с работой в ежедневной газете или информационном агентстве.
4. Автономность - та степень, в которой обучающее исследование предоставляет реальную свободу, независимость и возможность действовать по своему усмотрению в планировании работы и в определении способов ее выполнения. Вот только один из примеров. Так, Ваулина Дарья, студентка 6 курса вечернего отделения факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, пишет:
«Для того чтобы узнать мнение реально работающих журналистов, я провела небольшой опрос в Интернете. Все отвечали на три одинаковых вопроса, которые я разместила на нескольких сайтах, куда частенько заглядывают представители нашей профессии. Вот как это выглядело:
«Уважаемые коллеги, очень нужна ваша помощь! Дело в том, что для диплома очень нужны ваши ответы на парочку вопросов. Необходимо знать ваше мнение по вопросу проблем современной региональной журналистики. Если вас это не так обширно затруднит, ответьте, пожалуйста, на опрос! Отвечать можно в любой форме. Заранее спасибо!
• какие вы видите проблемы у региональной журналистики?
• как видите будущее этой самой журналистики?
• как такие проблемы решаются?»
Такой подход не только расширил рамки исследования, но и позволил его автору показать свою технологическую грамотность и приверженность новым информационным технологиям.
5. Обратная связь - та степень, в которой выполнение рабочих заданий в рамках обучающего исследования сопровождается получением прямой и ясной информации относительности эффективности работы. Эта опция полностью зависит от преподавателя, и корректируется им. Главная трудность на этой стадии работы - найти сбалансированный подход между организацией контроля и заинтересованностью студентов в
проведении исследования, их «жизненностью и радостным возбуждением», которые ученые называют «моментом переживания чего-то большего, чем обыденное существование» или обыкновенный учебный процесс.
Безусловно, разрабатывая данную методику, мы рассчитывали на определенные результаты. Прежде всего, речь идет о повышении интереса к теоретическим профильным курсам и овладении на их базе практических навыков работы. Для того чтобы понять, получили ли мы искомые результаты, мы должны были научиться определять основные психологические состояния и соотносить это с ключевыми характеристиками обучающего исследования. В данном случае Е.В. Сидоренко считает значимыми следующие психологические состояния.
1. «Переживаемая значимость работы - это та степень, в которой работа переживается человеком как значимая, полезная и стоящая.
2. Переживание ответственности за результаты работы - та степень, в которой человек чувствует себя лично причастным к результатам работы и ответственным за них.
3. Знание результатов - степень, в которой человек знает и понимает, насколько эффективно он выполняет работу на всем ее протяжении» [3, 93 -94].
Она считает, что «в самом общем виде модель «работает» следующим образом: пять ключевых характеристик работы вызывают три психологических состояния, которые, в свою очередь, приводят к ряду благоприятных для личности и для работы результатов. Связи между характеристиками работы и психологическими состояниями на схеме опосредуются силой потребности индивидуального роста» [3, 94].
Понятие «сила потребности индивидуального роста» вводят в научный оборот Хакман и Олдхем. Это означает степень, в которой человек стремится к достижению результата, к обучению и к личностному развитию [7, 85]. Именно цель разработки данной методики - введение обучающего исследования в процесс преподавания профильных дисциплин стимулировать личностное развитие каждого студента. Тем более, предлагаемая модель постулирует, что студент в процессе проведения обучающего исследования региональной прессы переживает положительные эмоции в той степени, в какой он узнает (знание результатов), что он лично (переживание ответственности) хорошо выполнил задание (переживаемая значимость).
Анализируя итоги десятилетней практики и выполненные студентами работы, мы можем утверждать, что у многих студентов самоорганизующаяся мотивация проявляется на достаточно высоком уровне в том случае, если у них присутствуют все три психологических состояния. Это говорит о том, что они обладают высокой силой потребности индивидуального роста. При этом они «будут с большей вероятностью переживать психологические состояния при соответствующих характеристиках работы и более положительно реагировать на эти состояния, что выразится в более высоких результатах деятельности» [6; 7].
Конечно, не все студенты демонстрируют столь высокий уровень мотивации. Например, он низок у студентов, если задание у них вызывает чувство ответственности, но обратной связи с ним у преподавателя нет. В таком случае работа выполнена формально и студент не видит в ней для себя смысла. Следовательно, такой студент не обладает высокой силой потребности индивидуального роста и, как правило, в профессии не достигает больших высот или уходит из нее. Может быть, в этой ситуации виноват и преподаватель, который не сумел мотивировать студента на выполнение этой работы.
К сожалению, и такие примеры встречались в преподавательской деятельности за эти годы. Бывали и случаи, когда ключевые характеристики обучающего исследования не обязательно вызывали положительные эмоциональные состояния у определенного числа студентов. У некоторых из них необходимость использовать разнообразные умения в процессе сбора, отбора и анализа публикаций вызывает возбуждение и нервозность. Если в этой ситуации преподаватель правильно отнесется к состоянию нервозности у студента, то впоследствии можно наблюдать, как этот студент более
систематично и аналитически подходит к исследовательской работе и, таким образом, стимулирует процесс решения поставленной перед ним задачи. В итоге у него получается качественная работа.
Безусловно, каждый студент - это яркая индивидуальность, требующая от преподавателя внимательности и чуткости. Но при этом лектор обязан выполнить свои профессиональные обязанности - передать тот объем знаний, которые зафиксированы учебным планом. Поиски результативных форм обучения - это трудный, но вдохновляющий труд. Введение обучающего исследования в процесс обучения профильным дисциплинам - это одна из доказавших на практике свою результативность методик. Аргументом в ее пользу может служить тот факт, что многие из студентов за это десятилетие не только успешно учились, закончили обучения с отличными оценками и «красными дипломами», но и остались в профессии.
К тому же, последующим поколениям они оставили хрестоматию журналистских текстов из прессы 85 субъектов РФ, которая находится в печати, и отработанную ими методику обучающего исследования.
Библиографический список (References)
1. Newspapers on a threshold of a new era. 52nd World newspaper congress, June, 1999. M, 2001.
2. Makkueyl Denis. Journalism and society. M, Mediamir, Faculty of journalism of Lomonosov Moscow State University, 2013. 368 p. Pp. 14-15.
3. SidorenkoE.V. Motivational training. SPb.: Speech, 2007. P.11.
4. http://www.rsoc .ru/news/rsoc/news14748.htm?print= 1
5. DeciE.L. Why we do what we do?N.Y.: A Grosset/Putnam Book, 1995.
6. Hackman J.R., Oldham G.R. Development of the Job Diagnostic Survey. Journal of Applied Psychology, 1995.
7. Hackman J.R., Oldham G.R. Work Redesign., Redesign, Mass.: Addison-Wesley, 1980.