ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378:070 ББК 74.48:76
Фролова Татьяна Ивановна
кандидат филологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедры периодической печати, директор центра дистанционного образования факультета журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]
Tatyana I. Frolova
Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
АКАДЕМИЧЕСКИЙ КУРС «СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»: К ВОПРОСУ О ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ
В статье представлены результаты экспериментальных учебных проектов, осуществленных усилиями кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ в 2000-2014 гг., рассмотренные в контексте проблем гуманизации профессионального образования журналистов и реформы высшего образования в стране. Статья содержит обзор учебных программ, включая описание нового академического курса, развернутого в учебном цикле 2013-2015 гг. Презентация материалов сопровождается данными анкетирования студентов.
Ключевые слова: реформа образования, компетентностный подход, социальная журналистика, профессиональные модули, анкетирование.
THE ACADEMIC COURSE «SOCIAL JOURNALISM»: TO THE QUESTION OF HUMANIZATION OF VOCATIONAL JOURNALIST'S EDUCATION
The article presents the results of experimental educational projects undertaken efforts of the Department of periodicals Faculty of Journalism in 2000-2014 gg., Considered in the context of the problems of humanization of professional education of journalists and reform of higher education in the country. The article contains a review of training programs, including a description of the new academic course that is deployed in the training cycle 2013-2015 biennium. Presentation material is accompanied by the data of questioning of students.
Keywords: education reform, competence-based approach, social journalism, professional modules, questioning.
Меняется философия образова- личности; работодатели хотят видеть в ния — это мировая тенденция [2; 10]. сотруднике СМИ человека, не только Значит, меняются и образовательные владеющего определенным объемом стандарты, и педагогические техноло- информации, но и способного прогнози-гии [4; 5; 8]. Повышаются требования к ровать решение проблем. Эти требова-© Т.И. Фролова, 2014 83
ния по-новому ставят вопрос о профессиональном обучении журналистов [9; 12], включая проблемно-тематическую специализацию1. В текущем десятилетии многие факультеты и отделения журналистики включили в программы преподавания курсы по социальной журналистике, осознавая нарастающую угрозу дегуманизации медиапространства.
Необходимость подведения итогов преподавания курса «Социальная журналистика», постановка и обсуждение новых задач определяются как выявление актуального запроса на профессию журналиста со стороны общества в связи с происшедшими изменениями, текущим состоянием, обсуждением «горячих точек» профессии и путей становления стандартов качества социальной журналистики. На определенном этапе преподавания пришло осознание ряда проблем.
Одна из них — «кадровая». Особенность курса проблематики СМИ состоит в необходимости постоянного и непрерывного обновления информации, в обеспечении бесперебойного притока свежих данных. В этом, по сути, основной смысл курса. Книжная литература и другие письменные источники, содержащие фактическую информацию, быстро устаревают. Живые источники для таких занятий незаменимы; требуется нахождение баланса между собственным педагогическим опытом и привлечением экспертов из различных сегментов социальной сферы, работающих исключительно на добровольной и благотворительной основе.
Проблема «научно-исследовательская»: изучая прессу, хотелось бы опираться не только на оперативный анализ, на текущую практику, но и на более серьезные исследования СМИ,
1 Руководители СМИ, входящие в экспертный совет факультета журналистики МГУ, в числе основных называют проблему недостаточности подготовки в области тематических специализаций.
которые требуют значительных усилий и затрат. Собственных ресурсов для этого недостаточно, масштабных исследований прессы также не хватает.
«Творческая» проблема связана с необходимостью обеспечить надежные контакты с прессой, стабильную базу для практики студентов. Начальные этапы профессиональной адаптации, как правило, решаются без затруднений, на базе учебной и местной муниципальной прессы, но в дальнейшем профессиональные амбиции студентов нередко вступают в противоречие с учебными возможностями.
Наконец, проблема «учебная»: требуется постоянное обновление и развитие методик, освоение новых учебных форм. Все это происходит, однако пока нет базового учебника — экспериментальный характер курса еще только предстоит совместить с учебными планами в массовом порядке.
Профессиональным сообществом, в том числе вузовским, накоплен немалый опыт преподавания социальной журналистики: это программы медиа-образования [6; 7; 3], которые сейчас разрабатываются и будут осваиваться в школах (они важны и для социальной журналистики); проект «Летняя школа Русского Репортера» [14]; различные формы гражданского просвещения и образования, представленные специальными сайтами помощи, специализированными интернет-изданиями; учебные семинары, проекты и конкурсы, которые проводит Центр творческих программ Союза журналистов России; учебно-просветительские программы, разрабатываемые и реализуемые некоммерческими организациями [16].
Несмотря на обилие форм повышения компетентности всех субъектов социальной журналистики, базовое образование остается наиболее серьезным этапом в профессиональной подготовке журналистов [1]. Спецкурс «Социальная журналистика» появился на факультете
журналистики МГУ в середине 1990-х гг. как лекционный, с приглашением экспертов и небольшой экскурсионно-оз-накомительной программой. В то время социальная проблематика в прессе переживала упадок, вследствие чего представлялось важным привлечь внимание к гуманитарным вопросам в целом и к деятельности СМИ по этому направлению. В первые же годы спецкурс был дополнен творческой студией: этого потребовала логика взаимодействия со студентами, стремившимися к активной деятельности. Первые опыты были своего рода откликом на нереализованные информационные потребности аудитории российской периодики тех лет, в первую очередь печатной прессы, и отражали стремление найти среди студентов единомышленников и всех тех, кому также недоставало важнейшей информации о состоянии общества, переживавшего глубокий кризис и не получавшего поддержки со стороны СМИ.
В 2003/04 учебном году к процессу разработки и реализации специализации «Социальная журналистика» присоединилось отделение АСИ-Мур-манск в сотрудничестве с Мурманским гуманитарным институтом. В основу регионального варианта студии легли разработки Агентства социальной информации и факультета журналистики МГУ. После проведения круглых столов по социальной журналистике на кафедру периодической печати факультета поступили запросы относительно возможного использования опыта спецкурса в других городах.
Успешный опыт совместной работы позволил задумать и осуществить масштабный проект «Социальная журналистика гражданского общества» (2005-2006), который был реализован в университетах семи российских городов. Помимо Москвы, это Барнаул, Мурманск, Нижний Новгород, Пенза, Пермь, Ульяновск. В этом проекте было задействовано более 100 студентов.
Проект завершился общим двухдневным семинаром-конференцией в Москве, где присутствовали участники из всех городов. Программа включала пленарные заседания и отдельные программы для преподавателей и студентов — презентацию проектов, мастер-классы, лекции, дискуссии, награждения.
Задумывая новый проект — «Журналистское образование в поддержку НКО» (2008-2009), — мы могли опираться на оправдавшие себя методы и подходы. На этот раз в качестве содержательного приоритета выделялось изучение деятельности некоммерческих организаций, так как их роль возрастает, гражданский сектор в целом укрепляет свои позиции, становится заметнее на общественном поле. Как источник информации в журналистике, как экспертный ресурс он также привлекает все большее внимание. Кроме того, хотелось расширить партнерство преподавателей социальной журналистики. Еще одна задача состояла в том, чтобы в рамках проекта укрепить базы практики для студентов, развить контакты с профильными отделами в СМИ, заинтересовать их как партнеров в проведении конкурса, «свести» подающих надежды студентов и профессиональные редакции, где можно было бы осваивать стандарты качества, — создавать условия для взаимного интереса.
В качестве вузовских партнеров выступили факультеты журналистики университетов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода.
Это стало возможным благодаря созданию круга партнеров проекта в каждом городе — представителей вуза, некоммерческих организаций и СМИ. В процессе переговоров, утверждения учебных программ, формирования пула экспертов удалось создать настоящие региональные команды, сблизив НКО с высшей школой, подняв их статус в глазах преподавателей, что в дальнейшем позволит более эффективно ра-
ботать над развитием образовательных программ с участием НКО.
В дальнейшем совместные проекты с университетами стали нормой. Взаимодействие поддерживается в режиме дистанционного общения; кроме того, факультеты и отделения журналистики приобрели немалый опыт и стали осуществлять самостоятельные проекты при поддержке АСИ и местных НКО. Ежегодные встречи с преподавателями продолжаются в формате круглого стола «Социальная журналистика» на Международной научно-практической конференции факультета журналистики МГУ. В процессе осуществления и развития проектов в работу вовлекались все новые участники, складывались альянсы, фактически создавались сетевые технологии.
Имея немалый опыт различных образовательных программ, хорошо зная остроту потребности в дальнейшем распространении актуальной социальной информации и освоив современные коммуникационные технологии как средство организации учебного процесса, можно было приступить к освоению нового направления — дистанционному обучению. Это стало еще одной линией в развитии современного медиаобразования.
Центр дистанционного образования МГУ приступил к реализации программ информационной поддержки общественных организаций еще в 2004 г. Сначала это была электронная библиотека, а в 2006/07 учебном году прошли курсы по благотворительности и ген-дерным проблемам. Самый масштабный и длительный из них — «Социальная журналистика» — стартовал в 2007 г. Число слушателей превысило 1000 человек, география курса охватила почти всю Россию.
Многое из того, что было эффективным в традиционном учебном процессе, оказалось полезным и в дистанционном обучении: модульное построение лекционного материала, привлечение экспертов, кейсы, разборы текстов,
мастер-классы, анкетирование. Новые конкретные задачи определялись как расширение аудитории и интерактивная коммуникация, систематизация и оперативное обновление материалов, подключение ресурсов сети (гипертекста), практически неограниченные возможности форума. Кроме того, можно было «обкатать» какие-то новые обучающие технологии. Привлекательность перспектив не вызывала сомнения. Это и побудило предпринять попытку создать впервые в истории профессионального образования журналистов полномасштабный дистанционный курс.
Решение названных выше проблем удалось существенно продвинуть с принятием нового Государственного образовательного стандарта, совпавшего с реформой высшего образования в стране. Реформа, обусловленная присоединением России к Болонской конвенции и необходимостью вхождения в европейскую образовательную систему, повлекла за собой изменение всех компонентов вузовского обучения. Суть перемен состояла в переходе от знани-евой парадигмы к компетентностной, что означало: высшая школа ставит своей целью дать будущим специалистам профессиональные умения и навыки — сформировать компетенции — уже в период студенчества. При этом «компетентность преподавателя и компетенции студентов воспринимаются как две взаимосвязанные стороны целостного образовательного процесса» [9, с. 16].
С появлением в программе бакалавриата профессиональных модулей для реализации задач предметно-тематической специализации появились новые и немалые возможности. Теперь программа специализации «Социальная журналистика» рассчитана на 4 семестра, в ней 6 учебных курсов, к ведению занятий привлечены преподаватели трех профессиональных кафедр: периодической печати (базовая кафедра), телевидения и радиовещания, рекламы и свя-
зей с общественностью. По-прежнему значительно участие партнеров: Агентства социальной информации, некоммерческих и правозащитных организаций, журналистов редакций газет и журналов. Методы студийной работы, использовавшиеся ранее, удачно вписались в новые планы; они прямо ориенти-
рованы на реализацию компетентност-ного подхода. Концепция преподавания, как и ранее, базируется на гуманистических принципах и представлении о миссии СМИ как общественной службе, но содержательно программа значительно расширена и углублена. Таблица содержит ее основные положения.
Основные положения программы специализации «Социальная журналистика»
Название дисциплины
Цели, задачи, методы
Содержательная структура
Актуальные проблемы социальной сферы
Приобретение базовых знаний широкого гуманитарного профиля и необходимой актуальной информации, служащих информационной платформой для последующих дисциплин модуля и призванных обеспечить предметную компетентность журналиста.
Лекции, экспертиза, экскурсионная программа_
Понятие гуманитарной повестки СМИ; социокультурная стратификация российского общества; социальная цена и уроки реформ; Россия в мировых гуманитарных рейтингах; социальная и культурная политика государства; сегментация гуманитарной сферы; проблематика социальных групп и общественный диалог; нравственно-психологические проблемы личности
Типология социальной журналистики
Изучение практики средств массовой информации с учетом разнообразия медиаплатформ, освоение позитивного опыта и понимание факторов, приводящих к неэффективности коммуникативных стратегий. Лекции, практические занятия, посещений редакций_
Коммуникативные стратегии СЖ; практика газет и журналов; социальная теле- и радиожурналистика; социальный интернет
Работа журналиста в сфере социальной журналистики
Формирование базовых технологических навыков в области социальной журналистики с учетом профессионально-этических норм. Практикумы, выпуск информационных продуктов_
Поиск и разработка тем в гуманитарной сфере; Социальная тематика в продуктах информационных агентств; Специфика работы социального журналиста в печатных СМИ; в электронных СМИ_
Социальная реклама
Овладение знаниями о социальной рекламе, знакомство с образцами западноевропейской, американской и отечественной рекламы, с проектами реализации корпоративной социальной ответственности. Лекции, проектирование_
История российской социальной рекламы; современная российская социальная реклама; социальная реклама как инструмент корпоративной социальной ответственности; правовое и этическое регулирование социальной рекламы_
Социальное проектирование в практике СМИ
Приобретение базового знания и необходимой актуальной информации в области социального проектирования как метода работы в журналистике, а также выработка профессиональных умений для применения этого метода. Разработка проекта благотворительной акции_
Социальное проектирование в третьем секторе; добровольческая активность в НКО и СМИ; социальное проектирование в журналистском творчестве; социальный проект в действии
Авторские технологии в социальной журналистике
Освоение опыта ведущих журналистов социальной темы, постижение глубинных закономерностей профессиональной деятельности и интериори-зация знания с последующим воплощением в собственных текстах. Практические занятия_
Мастер-классы ведущих журналистов социальной темы
В 2013/14 году обучение в профессиональном модуле выбрали студенты дневного, вечернего и заочного отделения — всего около 100 человек, что сделало специализацию одной из самых популярных среди студентов (ранее в работе студии принимали участие 20-30 студентов разных курсов). Прочитаны лекции, проведены практические занятия, подведены промежуточные итоги. На протяжении двух семестров студенты посетили ряд учреждений социальной сферы, участвовали в мероприятиях некоммерческих организаций. Аудиторные занятия, на которые были приглашены эксперты из числа специалистов, журналистов и правозащитников, составили порядка 25 %. В конце учебного года студенты выпустили тематические номера учебной газеты «Журналист» (16 полос формата А4), записали 2 телепрограммы в формате ток-шоу с приглашением спикеров из числа гражданских активистов, специалистов, ученых, госслужащих [15].
В качестве промежуточной и итоговой аттестации мы так же, как и в проведении занятий, стремились использовать современные методы [11]. Засчиты-валась практическая работа в виде публикаций в учебной газете и других изданиях, участия в подготовке и записи телепрограмм. Экзамен (письменная работа) был нацелен на развитие навыков профессионального анализа СМИ, для чего выполнялась исследовательская работа с использованием метода контент-анализа по конкретной, свободно избранной студентом теме, отражающей медиарепрезентации актуальной проблемы социальной сферы. Подробно методика выполнения экзаменационной работы представлена в УМП «Содержание СМИ: основные тематические направления» [13, с. 7-8].
Студенты проявили большую заинтересованность в тематической специализации, о чем свидетельствуют результаты проведенного анкетирова-
ния, состоявшего из преимущественно открытых вопросов, а также содержавшего вопросы, предполагающие получение информации о круге интересов и занятий студентов, выбравших специализацию «Социальная журналистика».
На вопрос «Почему вы выбрали данную специализацию?» были получены, в частности, следующие ответы: «Именно социальная журналистика открывает для журналиста наиболее широкое поле для самореализации», «Волнуют социальные проблемы», «Я против несправедливости», «Обширность проблематики», «Есть возможность попробовать себя в благотворительности», «Социальная реклама наиболее креативна», «Считаю гуманитарные проблемы важнее политики», «Считаю социальную журналистику наиболее необходимой сейчас для страны и становления меня как личности», «Интересно, с чем ежедневно сталкивается человек», «Поиск возможностей улучшения человеческих взаимоотношений», «Наиболее полезная, существенная и важная сфера деятельности журналиста», «Хочу заниматься этим на практике», «Интересует образование, наука, молодежь», «Сочетание творчества и ума», «Хочу выбрать это направление для профессии», «Это журналистика для человека», «Всегда испытываю потребность действовать», «Всегда интересовали проблемы людей», «Живая жизнь более важна и достойна внимания». Приведенные примеры свидетельствуют о понимании важности социальных приоритетов при выборе объектов приложения профессиональных усилий будущих журналистов, о понимании глубины, значимости и масштабности данной специализации.
Не меньший интерес представляют и ответы на вопрос «Какие темы привлекают вас в рамках данного тематического модуля?». Здесь в число тем-лидеров студенческого интереса вошли проблемы детства и материнства, в том числе социальное сиротство (33 %), проблемы образования
(30 %), благотворительность (24 %), здоровье общества (21 %), межнациональные отношения (18 %) и диалог культур (21 %), российское общество в культурно-исторической перспективе (15 %), семья (12 %), экология (12 %), социальная реклама (9 %), общество и цена реформ (6 %), проблемы культуры (6 %), взаимоотношения между людьми (6 %), инвалиды (6 %); далее каждая из тем по 3 %: человек и вера, государство и человек, социальное неравенство, человек в мире, волон-терство, повышение качества жизни каждого, авторские технологии в социальной журналистике, социальные акции, наука, патриотическое воспитание. Данный перечень со всей очевидностью показывает, что студенты настроены весьма решительно: в первую очередь их волнуют острые социальные проблемы, требующие безотлагательных решений. Именно эти темы учебного плана и вызывают наибольший интерес.
Вопрос: «Какие текущие социальные проблемы представляются вам наиболее актуальными?», в отличие от предыдущего (студентам была роздана программа обучения), не имел вариантов выбора ответов и показывал, таким образом, насколько студенты осведомлены о текущем состоянии социальной сферы. Были выделены такие проблемы: жизнь пожилых людей и низкие пенсии (21 %), реформа образования (21 %), тарифы ЖКХ и жилищные проблемы (15 %), социальное сиротство (жизнь в детских домах) (12 %), межэтнические конфликты (12 %), состояние здравоохранения (9 %): по 6 % — наличие и состояние реабилитационных центров, недостаток диалога между властью и обществом, проблемы дорожного движения; по 3 % — самосознание общества, социальная ответственность, развитие волонтерства и добровольчества, бездомные животные, экология, низкие зарплаты в бюджетной сфере, современная молодежь, нищета, реформа РАН,
материальные условия жизни людей, помощь молодым семьям, отсутствие настоящей любви к Родине, международное усыновление, родители и дети, произвол и лживость чиновников, разрыв между столицей и глубинкой, общество не желает быть услышанным. Очевидно, что студенты в числе основных выделяли конкретные и насущные проблемы, которыми полны каналы СМИ; но важно также и то, что молодые люди задумываются над глубинными причинами конкретных проявлений неблагополучия в социальной сфере. Из всех ответов следовало, что студентов факультета журналистики волнует гуманитарная проблематика и что в их лице мы имеем мотивированную аудиторию, настроенную на получение практических компетенций и желающую их реализовать.
Именно эта мотивация прозвучала в ответ на предложение высказать свои пожелания преподавателям курса. Ответы поражают единодушием: «больше практики!»; а также просьбами «затрагивать острые темы», «предпочитать диалог», «иллюстрировать лекции примерами», «развиваться преподавателям», «хотелось бы понимания того, что происходит сейчас», «больше диалога», «попробовать выездную практику», «давать практические рекомендации», «стремиться к политической нейтральности».
Настроенность студентов на понимание и действие весьма красноречиво свидетельствует об их гражданской позиции, о стремлении участвовать в преобразовании социальной среды и в профессиональном, и в гражданском качестве — этот вывод подтверждается информацией общего плана, из которой следует, что молодые люди много читают, их интересы весьма разнообразны, они достаточно осведомлены и в практике СМИ, называя большое количество источников, из которых получают текущую информацию. Все эти данные внушают определенный оптимизм по поводу перспектив новых специализированных дисциплин.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вартанова Е.Л. Предисловие / Е.Л. Вартанова // Современное журналистское образование: синтез теории и практики. — М., 2010.
2. Дьюи Д. Демократия и образование / Д. Дьюи. — М., 2000.
3. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи / И.В. Жилавская. — М., 2013.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — М., 2002.
5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. — М., 2002.
6. Медиаобразование в российских школах: новые концепции и подходы. — М., 2013.
7. Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. — М., 2010.
8. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. — М., 2006.
9. Распопова С.С. Журналистское творчество: теория и практика освоения / С.С. Рас-попова. — М., 2006.
10. Роджерс К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. — М., 2002.
11. Свитич Л.Г. Оценка качества подготовки специалистов по направлению «Журналистика» (концепция формирования системы критериев) / Л.Г. Свитич, А.А. Ширяева // Современные образовательные технологии: компетентностный подход. — М., 2009.
12. Современное журналистское образование. Сер. «Методики преподавания журналистики». 2008, 2010, 2011.
13. Содержание СМИ: основные тематические направления. М., 2011.
14. URL: http://letnyayashkola.org/soc-jour/.
15. URL: http://www.journ.msu.ru/about/news/11499/.
16. URL: http://www.ohi.ru/.
REFERENCES
1. Vartanova Ye.L. Predisloviye. Sovremennoye zhurnalistskoye obrazovaniye: sintez teorii i praktiki [Foreword. Modern journalism's education: synthesis both of theory and practice]. Moscow, 2010.
2. D'yui D. Demokratiya i obrazovaniye [Demokracy and education]. Moscow, 2000.
3. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovaniye molodezhi [Media education of yourth]. Moscow, 2013.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, 2002.
5. Isayev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya [Professtional and pedagogical teacher's culture]. Moscow, 2002.
6. Media education in Russian schools: new concepts and approaches. Moscow, 2013. (In Russian).
7. Vartanova Ye.L., Smirnova O.V. (eds). Mediaobrazovaniye v shkole [Media education in a school]. Moscow, 2010.
8. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennyye sposoby aktivizatsii obucheniya [Modern methods of activisation of education]. Moscow, 2006.
9. Raspopova S.S. Zhurnalistskoye tvorchestvo: teoriya i praktika osvoyeniya [Journalism creativity: theory and practice of opening up]. Moscow, 2006.
10. Rodzhers K., Freyberg Dzh. Svoboda uchit'sya [Freedom for educating]. Moscow, 2002.
11. Svitich L.G., Shiryayeva A.A. Quality control of teaching of journalists. (Koncept of forming of system of criteria). Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii: kompetentnostnyy podkhod [Modern educational technology]. Moscow, 2009. (In Russian).
12. Sovremennoye zhurnalistskoye obrazovaniye [Modern journalism's education]. Moscow, MediaMir publ., 2008, 2010, 2011. (in Russian)
13. Content of Mass Media: the main district. 2008, 2010, 2011. (In Russian).
14. Available at: http://letnyayashkola.org/soc-jour/.
15. Available at: http://www.journ.msu.ru/about/news/11499/.
16. Available at: http://www.ohi.ru/.