Обучающая игра как усиление гуманизации иноязычной подготовки курсантов военных вузов
Кузнецова Лариса Евгеньевна
кандидат филологических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина», [email protected]
В статье рассматриваются свойства обучающей игры как инструмента усиления гуманизации иноязычной подготовки курсантов военных вузов. Выявляется соответствие свойств обучающей игры принципам гуманитарной педагогики. Особое внимание уделяется использованию обучающей игры как средству развития личностных качеств обучающихся, предполагающих формирование ключевых надпредметных компетенций. Подчеркивается, что игровые технологии придают необходимую речевую направленность любому из аспектов иноязычной подготовки, в частности, обучению грамматике иностранного языка.
Ключевые слова: иноязычная подготовка в военном вузе, гуманизация обучения, обучающая игра, коммуникативное взаимодействие, игровая задача
Обучающая игра используется в образовании с давних пор. Ее дидактические свойства подробно описаны и проанализированы в работах, посвященных проблемам философии, педагогики, психологии, социологии, медицины, цифрового образования. Характеристики и особенности применения обучающей игры нашли отражение в трудах таких исследователей, как Н. П. Аникеева, А. А. Анисимова, И. Л. Бим, Л. В. Выготский, А. В. Ко-нышева, В. В. Петрусинский, М. Ф. Стронин, Д. Б. Эльконин. За все время использования были выявлены значительные дидактические и психологические возможности обучающей игры, благодаря чему она не теряет привлекательности и для современного преподавателя вуза.
Известен целый ряд определений обучающей игры: игра как способ расширения опыта участников в учебной - максимально приближенной к реальной - ситуации [1, с.126], как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [2, с.3], как «особым образом организованное ситуативное упражнение, при выполнении которого создаются возможности для многократного повторения, например речевого образца (образцов), в условиях, максимально приближенных к условиям реального общения (с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого акта)» [3, с.166] и мн.др. Как видно из определений, общую идею и представление об этом явлении связывают с таким видом деятельности обучающегося, который подразумевает его вовлеченность в деятельность сообщества себе подобных по статусу, возрасту, целеполаганию и прочим показателям. Одним словом, участник обучающей игры вступает в определенные отношения с другим игроком, а наличие второго субъекта, будь то другой обучающийся или проявленный в реальности тем или иным образом общественный опыт, усиливает гуманизацию обучения. Несмотря на разнообразие форм этих отношений, они составляют человеческое общение, которое, по мысли Ш. А. Амонашвили, является главным методом гуманистического воспитания [4].
Вообще, по мнению специалистов, современной отечественной системе образования необхо -димы перемены, направленные на создание благоприятных условий для развития личностных качеств обучающихся и формирования надпредмет-ных компетенций [5]. Ценностная ориентация лич-
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
ности молодого человека должна быть связана в области воспитания с так называемым культурным ядром [термин С. Г. Новикова], представляющим собой воплощение базовых национальных ценностей. Это особенно актуально в системе иноязычной подготовки специалистов военных вузов: приоритет технократического подхода к образованию обусловил острую нехватку технологий обучения, ориентированных на совершенствование и самосовершенствование личности на основе усиления духовности и гуманизации обучения.
Гуманистическая направленность образования обусловливается принципами, выявленными и получившими подробный комментарий в работах Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, Г. К. Селевко. В ряду основных принципов гуманитарной педагогики в теории и практике обучения языкам наиболее значимым для данного исследования представляется принцип недирективного взаимодействия обучающего и обучающегося, а также принцип формирования творческих способностей личности [3, с.55]. Подразумевается отказ от рутинных видов деятельности и одновременно поиск путей, нацеленных на использование приемов и методов коммуникативного подхода, которые обеспечивают свободное от прямого принуждения мышление, сотрудничество и сотворчество объектов образования.
О гуманистической направленности обучения дисциплине «Иностранный язык» можно также говорить лишь в том случае, если имеет место свободное межличностное общение средствами иностранного языка. Обучающая игра по своей сути и нацеливает участников на коммуникативное взаимодействие, обеспечивая «двуплановость и дву-субъектность» [термин М. М. Бахтина] мышления, которые М. М. Бахтин считал неотъемлемым свойством гуманитарного мышления [6, с.301].
Гуманистическая направленность обучающей игры проявляется в ее функциях:
- мотивирует обучающихся к устному общению;
- способствует реализации творческого и личностного потенциала обучающегося в многообразии возможностей;
- способствует развитию таких психических процессов, как образное мышление, способность к абстрагированию, обобщению и произвольное запоминание, самостоятельность, инициативность [7];
- входя в комплекс психосберегающих технологий обучения иностранному языку (вместе с аудиовизуальной наглядностью, музыкой, компьютерным обеспечением, проектной работой и социально-психологическими тренингами) [8], облегчает сложный с психологической точки зрения процесс общения для практического достижения целей;
- обеспечивает постоянное эмоциональное взаимодействие между обучающимися.
„ Перечисленные функции обучающей игры при-е дают новое качество практическому занятию, а — педагогическими результатами применения обу-? чающей игры можно считать: N - равноправное общение преподавателя и обучающихся;
г
- эмоционально-окрашенное коммуникативное взаимодействие всех участников практического занятия, оптимизирующее усвоение изучаемого;
- творческую ориентацию личности будущего военного командира;
- новизну формы преподнесения материала: художественная литература, репродукции картин и другие артефакты культуры (в том числе, национальной) как среда игровой ситуации.
Гуманистическая ориентация личности в процессе использования обучающей игры возможна в разновозрастных группах и в контексте различного содержания учебного материала, а также на любом из основных этапов практического занятия -введения, повторения, закрепления и контроля изученного языкового материала.
Обращение к игровым технологиям обеспечивает одну из важнейших, по мнению Е. И. Пассова, составляющих содержания обучения - ее речевую направленность [9], - которая зачастую утрачивается на занятии. Например, один из обязательных этапов занятия - обучение грамматике иностранного языка - ограничен по времени, но при этом предполагает, с одной стороны, усвоение теоретических знаний о языковом явлении, а, с другой, выполнение грамматических упражнений для контроля усвоенной теории. В этих видах деятельности по сложившемуся в традиционном обучении плану наиболее активно действует преподаватель, причем временное ограничение не всегда позволяет ему убедиться в успешном овладении новым материалом обучающимися, что особенно верно при работе в большой группе. В данных условиях речевая направленность может быть сохранена лишь в том случае, если использование иностранного языка максимально приближено к реальной ситуации, то есть, путем перевода дидактической задачи в игровую.
В этом случае игровые задачи решаются с использованием зрительной опоры на грамматическую таблицу или подобный дидактический материал, содержащий также примеры использования в речи с переводом. Введение грамматики проходит, таким образом, на иностранном языке, что не нарушает коммуникативной обстановки практического занятия и позволяет избежать порочного пути «от грамматики к языку» [Е.И.Пассов, А.В.Конышева, Г.К.Селевко]. Участники обучающей игры в соответствии с правилами следуют двум тактикам игрового поведения, которые по своей сути соответствуют типам речевых упражнений: сначала выполняют речевую задачу, организованную в виде игры (или игровой ситуации), а затем - коммуникативную. Подобное сочетание игровых элементов с дидактическими также позволяет сохранить на занятии характеристики обучающей игры.
Усилению гуманизации способствует совместная творческая работа преподавателя и обучающегося, которая проявляется в сотрудничестве, когда обучающийся стремится во что бы то ни стало добиться первенства, «выиграть», показав, с одной стороны, адекватное использование грамматического явления в коммуникативной ситуации, в то же время неосознанно формируя внутренние
мотивы к творчеству, характерные для речевого акта. Творчество обучающего предполагает его готовность использовать учебную игру на любом из этапов занятия, способность обогатить исходный замысел и план практического занятия, и, как результат, дать возможность обучающемуся реализовать свою личность в речи.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что гуманистический подход в обучении иностранным языкам в военном вузе актуален сегодня, как никогда, а обучающая игра открывает возможности для социализации обучающихся и развития необходимых компетенций без ограничения узкой специализацией. Игра, как вид деятельности, направленный на решение проблем, делает востребованными приобретенные и сформированные речевые навыки для организации конструктивного диалога, предоставляет благоприятные условия для создания среды, которая, по результатам современных исследований, необходима для развития личностных качеств будущего специалиста как субъекта творчества и приобретения новых знаний, а также опыта межличностного взаимодействия [10].
Литература
1. Панфилова А.П. Игровая образовательная деятельность как условие развития навыков сотрудничества // Интерактивная наука. - Чебоксары: ООО Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", №6, 2016. - С.27-33.
2. Стародубцева Е. А. Психосберегающие технологии обучения иностранному языку в языковом вузе (на материале преподавания английского языка). Автореф. дис. канд. пед.н. Спец. 13.00.02. -Москва, 2007 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02^8эе|1аауа-р8^08Ьегедауи8сЫе^еЬпо1оди-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-yazykovom-vuze#ixzz5dbpJ4Rqn (дата обращения 7.03.19)
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
4. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М.: Знание, 1982. - 92 с.
5. Бережная И.Ф. Гуманизация общества и гуманитаризация образования как актуальная проблема теории и практики педагогики // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы 111-ей Международной, научно-практической конференции. - Воронеж: Научная книга, 2015. - С.5-10.
6. Бахтин М.М. Проблема текста // Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб: Азбука, 2000. - 336 с.
7. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
8. Стародубцева Е. А. Психосберегающие технологии обучения иностранному языку в языковом вузе (на материале преподавания английского языка). Автореф. дис. канд. пед.н. Спец. 13.00.02. -Москва, 2007 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-
02/dissertaciya-psihosberegayuschie-tehnologii-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-yazykovom-vuze#ixzz5dbpJ4Rqn (дата обращения 2.02.19)
9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Просвещение, 1989. - 278 с.
10.Новиков С. Г. Проблемы воспитания в контексте постиндустриальной модернизации России // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2, 2013 -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2084 (дата обращения 27.01.19)
Educational game as humanization of foreign language
teaching to the military cadets Kuznetsova L.E.
Air Force Academy named after professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin
The article deals with the educational game as a tool for humanitarian reinforcement of foreign language teaching to the military cadets. Educational game features are discussed from the view point of their compliance with the principles of humanitarian education. The article stresses that the educational game is an effective means of personalized training, which is the basis of developing key competences for a wide area of future professional activities. Educational game techniques provide communication priority to any aspect of foreign language teaching, grammar in particular. Keywords: teaching foreign languages to the military cadets, education humanizing, educational game, cooperative communication, educational problem
References
1. Panfilova A.P. Game educational activity as a condition for the
development of cooperation skills // Interactive science. -Cheboksary: LLC Center for Scientific Cooperation "Interactive Plus", No. 6, 2016. - P.27-33.
2. Starodubtseva E. A. Psycho-saving technologies for teaching a
foreign language at a language university (based on teaching English). Abstract. dis. Cand. ped.n. Specialist. 13.00.02. -Moscow, 2007 - [Electronic resource] - Access mode: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-psihosberegayuschie-tehnologii-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-yazykovom-vuze#ixzz5dbpJ4Rqn (date of treatment 03.03.19)
3. Azimov E. G., Schukin A. N. A new dictionary of methodological
terms and concepts (theory and practice of teaching languages) - M .: IKAR Publishing House, 2009. - 448 p.
4. Amonashvili Sh.A. Creating a man. - M .: Knowledge, 1982.- 92 p.
5. Berezhnaya I.F. Humanization of society and the humanization of
education as an urgent problem of the theory and practice of pedagogy // Anthropocentric sciences: an innovative view of education and personality development. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. - Voronezh: Scientific book, 2015. - P.5-10.
6. Bakhtin M.M. The text problem // Author and hero. To the philosophical foundations of the humanities. - St. Petersburg: ABC, 2000 .-- 336 p.
7. Stronin M.F. Educational games in an English lesson. - M .:
Education, 1984. - 112 p.
8. Starodubtseva E. A. Psycho-saving technologies for teaching a
foreign language at a language university (based on teaching English). Abstract. dis. Cand. ped.n. Specialist. 13.00.02. -Moscow, 2007 - [Electronic resource] - Access mode: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-psihosberegayuschie-tehnologii-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-yazykovom-vuze#ixzz5dbpJ4Rqn (accessed date 2.02.19)
9. Passov E.I. The basics of communicative teaching methods of foreign language communication. - M.: Education, 1989 .-- 278 p.
10. Novikov S. G. Problems of education in the context of postindustrial modernization of Russia // Continuing Education: XXI Century. Issue 2, 2013 - [Electronic resource] - Access mode: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2084 (accessed January 27, 19)
о о и n m 5 m
О m n m й А
X £ m О
x О m
0
01 n А ы О и А X X m