ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201032 2020, № 05 (май) УДК 378.147
Специфика формирования метапредметных компетенций в процессе иноязычной подготовки студентов факультета журналистики
Сизова Екатерина Викторовна1
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия [email protected]
Кайзер Беата Андреевна2
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия [email protected]
Аннотация. В статье анализируются специфика, дидактические возможности и педагогические особенности реализации метапредметного подхода в процессе иноязычной подготовки будущих журналистов (направление 44.03.02, уровень бакалавриата). Актуальность исследования определяется необходимостью модернизации системы журналистского образования, обусловленной новыми социальными тенденциями и потребностями информационного общества, в том числе процессом конвергенции СМИ, появлением новых видов связей с общественностью, включенностью журналистов в глобальное медиапространство, систему различных профессиональных сообществ, широкую социальную, политическую и культурную деятельность. Цель настоящего исследования - обосновать методологию и описать педагогические условия и практические приемы формирования метапредметных компетенций студентов-журналистов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык». Для достижения цели исследования использовались следующие теоретические и эмпирические методы: анализ, синтез и классификация научно-педагогической информации, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, элементы контент-анализа, методы статистической обработки экспериментальных данных. Основным результатом исследования стало выявление тех универсальных метакомпетенций будущих журналистов, которые можно эффективно формировать в процессе иноязычной подготовки в вузе, что было подтверждено в ходе проведения опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость исследования заключается в описании и классификации метапредметных компетенций, необходимых для работы в публичной сфере и включающих такие ключевые характеристики личности, как коммуникативные и управленческие навыки, лидерские качества, умение работать в команде, способность к самоорганизации, целеустремленность, метакогнитивные компетенции, навыки критического и аналитического мышления, навыки работы с информацией и т. д. Практическую значимость имеют положительные результаты опытно-экспериментальной работы, проводившейся на базе факультета журналистики Кубанского государственного университета и направленной на формирование метапредметных компетенций студентов в процессе внедрения технологий метапредметного обучения в систему иноязычного образования.
Поступила в редакцию Received 30.03.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.04.20
Принята к публикации Accepted for publication 20.04.20 Опубликована Published 31.05.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Сизова Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры английского языка в профессиональной сфере ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия
2 Кайзер Беата Андреевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка в профессиональной сфере ФГБОУ Во «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия
Ключевые слова: метапредметный подход, метапредметные компетенции, метапредметные обучающие технологии, дидактические приемы, иноязычная подготовка студентов-журналистов.
Введение
Метапредметный подход в педагогике - один из инновационных образовательных подходов к организации и оценке процесса обучения, возникший в последние десятилетия и отвечающий потребностям глобального информационного общества. Цель реализации данного подхода - формирование метакомпетенций обучающихся, или «надпрофессиональных» («надпредметных») компетенций, которые, в отличие от специальных (профессиональных, предметных) компетенций, являются универсальными и необходимы для любого профиля подготовки.
Метапредметный подход может реализоваться на материале различных учебных дисциплин. Метапредметный подход в системе иноязычного образования обладает богатым дидактическим потенциалом, позволяя преподавателю формировать разнообразные метакомпетенции обучающихся непосредственно в процессе изучения иностранного языка. Это в первую очередь всевозможные умения и навыки практической деятельности, отвечающие за умение общаться, разрешать конфликты, работать в команде, принимать ситуативные решения, планировать свою деятельность, оперировать различными видами информации (включая текстовую), адекватно оценивать собственные достижения, умело распоряжаться временем, осуществлять когнитивные операции, применять на практике социально-рефлексивные навыки и др.
В русскоязычном педагогическом дискурсе терминология метапредметного подхода недостаточно устоялась. Имеется обилие калькированных терминов, заимствованных из англоязычных текстов. В научной литературе «метакомпетенции», понимаемые как надпрофессиональные качества личности, нередко именуются «универсальными компетенциями», «метапрофессиональными компетенциями», «надсистемными компетенциями», «трансверсальными компетенциями» и т. п. Однако в последние годы заметна тенденция к универсализации терминов «метакомпетенции» и «метапредметные компетенции». В англоязычной литературе синонимом понятия «метакомпетенции» ("те1асотре1епае8") выступает также термин «мягкие навыки» ("эойэкШэ"), к которым, помимо перечисленных выше компетенций, обычно причисляют «управленческие навыки», или «лидерские компетенции», «мотивационную компетенцию», «умение учиться» и др. [1] Современные исследователи в качестве метапредметных результатов обучения дифференцируют также понятия эой-компетенции («мягкие навыки») и эеИ-компетенции (персональные, личностные компетенции) [2].
Особую актуальность формирование метакомпетенций приобретает в процессе подготовки будущих журналистов, специфика профессии которых предполагает высокий уровень сформированности коммуникативных навыков; умений и навыков, необходимых в командной работе; навыков работы с информацией и различными массмедиа. При этом содержание профессиональных компетенций журналистов (компетенции, относящиеся к взаимодействию человека и социальной сферы) во многом совпадает с компетенциями, рассматриваемыми в качестве универсальных (т. е. метакомпетенций) при подготовке специалистов других профилей и направлений (коммуникабельность, умение работать в команде, познавательная активность, адекватная самооценка и т. д.).
Цель данной публикации - описать дидактический потенциал метапредметного подхода в процессе иноязычного обучения студентов факультета журналистики, вы-
делить и классифицировать те метапредметные компетенции, которые можно наиболее эффективно формировать средствами дисциплины «Иностранный язык», а также проиллюстрировать на конкретных примерах результативность метапредметных технологий в практике преподавания иностранного (английского) языка.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Дисциплина «Иностранный язык» обладает широким метапредметным потенциалом в силу ряда объективных факторов, таких как коммуникативная направленность учебного предмета, знаковая природа языка, тесная связь языка с культурой, дискурсом, когнитивными и речемыслительными процессами. Анализ лингводидактической и психолого-педагогической литературы показывает, что именно на базе дисциплины «Иностранный язык» метапредметные стратегии и технологии обучения могут не только успешно применяться, но и обладают многообразием форм, средств и приемов обучения. Изучение иностранного языка открывает разнообразные возможности для мета-предметной интеграции, а онтологическая связь языка и культуры способствует гуманизации образовательного процесса. Метапредметный подход к преподаванию иностранного языка помогает формированию целостной научной картины мира обучающихся посредством реализации междисциплинарных связей, формирования креативных навыков в процессе выполнения метапредметных заданий и т. д.
Компоненты метапредметной компетентности, согласно требованиям ФГОС ВО, во многом отражаются в характеристиках общекультурных компетенций - как когнитивные, личностные и межличностные умения и навыки, при этом, как полагает М. В. Аринина, большинство из них «напрямую связаны с метапредметными возможностями дисциплины "Иностранный язык", поскольку подразумевают формирование языковой и межкультурной коммуникативной компетенций» [3]. Не менее важно, по мнению Е. В. Доли, чтобы при реализации метапредметного подхода сохранялась преемственность в деятельности школы и вуза в условиях реализации ФГОС, поскольку базовые метапредметные навыки обучающихся, а именно коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, формируются еще в школе, на этапах основного общего и среднего общего образования [4].
Е. В. Сизова и А. Г. Бермус полагают, что в процессе иноязычной подготовки в вузе может успешно формироваться широкий круг метакомпетенций, в том числе межкультурная коммуникативная компетенция, информационно-поисковая компетенция, критическое и аналитическое мышление, способность к самоорганизации и самообразованию, эвристическая (креативная) компетенция, навыки академического чтения и письма, проектные навыки и др. [5] При этом, по мнению А. Г. Бермуса, особенно важна концентрация на системных и деятельностных аспектах получения и использования знаний, проектирование новых ситуаций, внедрение игрового моделирования и другие методы, которые в совокупности обеспечат готовность к реализации системных (в том числе метпредметных) моделей обучения [6].
Л. М. Орбодоева к метапредметным результатам обучения относит личностно-интеллектуальные качества студентов (когнитивные, функциональные и социальные компетенции, метакогнитивные знания), которые, формируясь в процессе иноязычного обучения в вузе, в свою очередь, становятся средством формирования других компетенций, в том числе профессиональных [7].
Внедрение метапредметных форм преподавания в процесс иноязычной подготовки в вузе способствует стимулированию учебной и профессиональной мотивации.
Как справедливо отмечает А. Т. Каббасова, «предметное содержание, которым наполняет свои занятия вузовский преподаватель иностранного языка, должно мотивировать на глубокое изучение как основного предмета своей специальности, так и на освоение компетенций, связанных с иностранным языком» [8]. Более того, сформированная иноязычная компетенция дипломированного специалиста, по мнению М. В. Емелиной, способствует его конкурентоспособности, выступая «как средство извлечения новой профессионально релевантной информации» [9].
М. А. Богатырева отмечает, что посредством дисциплины «Иностранный язык» в вузе может формироваться метакогнитивное сознание, или «языковой интеллект», при этом основной стратегией становления метакогнитивного сознания выступает «моделирование многосторонней психической и речемыслительной деятельности, которую будущий менеджер будет осуществлять в рамках культурно-смыслового пространства с использованием ИЯ» [10]. Языковой интеллект предполагает свободу от национальных и расовых предрассудков, развитые межкультурные навыки, высокий уровень корпоративной, проектной и организационной культуры, а также «глобальное мышление». Развитие метапредметных стратегий происходит за счет целенаправленного смыслового обогащения учебного материала и интерактивной дидактики.
Е. А. Руцкая и Е. В. Аликина рассматривают процесс формирования метакомпе-тенций студентов вуза на примере обучения аудированию и конспектированию лекций [11]. Аудирование и письмо служат инструментом развития комплексной линг-вокультурной метакомпетенции, формируемой в рамках двух дисциплин - «Иностранный язык» и «Русский язык и культура речи», что не только служит базой для создания междисциплинарных связей, но и позволяет осмысливать академический дискурс как на родном, так и на иностранных языках. Теоретической основой формирования метакомпетенций в данном случае выступает переводческая семантогра-фия. Аналогичные формы работы по освоению академического дискурса могут осуществляться при интеграции дисциплин, в частности гуманитарных и специальных, а также в процессе преподавания специальных предметов на иностранном языке.
С целью формирования метакомпетенций студентов, особенно при подготовке будущих преподавателей иностранного языка, согласно исследованию Т. О. Бобровой [12], успешно применяется метод «микропреподавания», пришедший из США. Данная образовательная технология помогает интегрировать знания нескольких дисциплин учебного плана (базовых, общепрофессиональных и профессиональных), проводить эксперименты в процессе изучения иностранного языка и обсуждать полученные результаты. Студенты при этом выступают в роли учеников, а один из обучающихся - в роли учителя.
Западные преподаватели-лингвисты также используют метапредметные технологии в процессе преподавания иностранного языка в высшей школе. Так, М. Рембель описывает опыт реализации метапредметного подхода при обучении иноязычной фонетике студентов педагогического колледжа (г. Познань, Польша). В процессе иноязычной подготовки посредством специальных упражнений у учащихся, наряду с навыками произношения, формируется целый ряд метакогнитивных компетенций, в том числе рецептивные, продуктивные, теоретические и металингвистические навыки [13].
Методы формирования метакомпетенций находят широкое применение в системе нелингвистического - инженерного, технического, естественно-научного - образования за рубежом. В частности, А. Зайдмане и С. Цернайева отмечают высокую эффективность использования междисциплинарных технологий обучения и различных
видов информационно-коммуникативных технологий в системе высшего инженерного образования [14]. Так, например, в контексте реализации метапредметного подхода широко применяются технология CLIL, при этом развитие профессионально ориентированных языковых навыков осуществляется параллельно с развитием компьютерной грамотности, в том числе с навыками сетевого взаимодействия и формированием культуры общения в виртуальной среде.
Образовательная практика показывает, что метапредметный подход легко комбинируется с другими образовательными подходами: компетентностным, системно-деятельностным, личностно ориентированным, аксиологическим, модульным, методом проектов, технологиями смыслового чтения и др. Большое место в реализации метапредметного подхода занимают авторские технологии обучения, что создает возможность для реализации креативных идей, нестандартных подходов, творческих замыслов педагогов и обучающихся.
Метапредметные компетенции, знания, умения и навыки в вузе могут формироваться на базе метапредметных курсов по выбору, элективных курсов, билингвальных профессионально ориентированных интегрированных курсов и т. д. Однако мета-предметные стратегии могут успешно внедряться также и в рамках традиционного преподавания учебной дисциплины.
По мнению Н. Ю. Северовой, возможности межпредметной и метапредметной интеграции в процессе изучения иностранного языка достаточно велики [15]. Это в первую очередь интеграция иностранного языка и других учебных дисциплин как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе, в частности в процессе реализации принципов поликультурного образования, что предполагает изучение исторических и культурных реалий, опору на иноязычные СМИ, участие в межкультурных проектах и других интегрированных формах работы. Перспективной, с точки зрения исследователя, представляется разработка учебных программ, отражающих интегра-тивный характер языкового образования.
Н. В. Гераскевич подчеркивает необходимость тщательного планирования метапред-метных занятий по иностранному языку в вузе [16]. Последовательность работы реализуется поэтапно и включает несколько стадий: 1) введение обучающихся в ситуацию, требующую выполнения действия; 2) построение образа результата осваиваемого действия; 3) построение плана достижения результата; 4) выполнение действия; 5) рефлексия результатов освоения способа действия; 6) коррекция способа действия. Данная схема успешно применялась данным автором в процессе преподавания французского языка в высшей школе.
С. А. Атрощенко, Ю. С. Перевезенцева и их коллеги полагают, что использование элементов метапредметного подхода возможно на каждом этапе занятия при условии изменения содержательной и организационной наполненности традиционных учебных форм [17].
Результативным средством формирования метакомпетенций студентов в процессе иноязычной подготовки является метод дебатов. Т. В. Сидоренко и С. В. Рыбуш-кина описывают успешное применение метода дебатов при обучении иностранному языку студентов технических вузов, выделяя такие важные с точки зрения развития коммуникативных навыков дидактические моменты, как обучение техникам ведения полемики и соответствующим тактикам поведения, способам построения аргументов и контраргументов, особенностям ведения дебатов в формате Линкольна-Дугласа, подготовке к публичному выступлению и др. [18] Данный метод, на наш взгляд, может быть достаточно актуальным также и при подготовке студентов-журналистов.
В последние годы, как отмечает Т. Н. Владимирова, в контексте модернизации журналистского образования все большую актуальность находят практико-ориентирован-ные междисциплинарные образовательные модели, цель внедрения которых - формирование профессиональных и общекультурных компетенций будущих специалистов, их социально значимых качеств и созидательно-творческой индивидуальности [19].
Профессиональная подготовка журналистов предполагает включенность в систему различных профессиональных сообществ, медиапространство, медиарынок, систему политических процессов, широкую социальную и культурную деятельность [20]. Поэтому некоторые исследователи, например И. А. Колегова [21], говорят о необходимости формирования конвергентной иноязычной компетенции выпускников факультета журналистики, которая, обеспечивая сочетание универсальных и профессиональных коммуникативных навыков, позволяла бы будущему профессионалу работать в условиях конвергентной мультимедийной среды. На аспект конвергенции обращает внимание также и Е. А. Агрикова, отмечая актуальность и востребованность развития трансмедийной компетентности будущих журналистов в высшей школе, в том числе при обучении иностранному языку с помощью интегрированных видов речевой деятельности [22].
В целом метапредметные технологии обучения во многом отвечают специфике развития журналистского образования на рубеже ХХ и XXI веков, которая обусловлена рядом современных факторов, таких как техническая модернизация массмедиа, конвергенция СМИ и возникающая в этой связи необходимость подготовки универсальных специалистов, способных работать в широкой медийной среде (газетно-жур-нальные и аудиовизуальные СМИ, сфера веб-коммуникации), выступать в роли фри-лансеров, вести диалог в сфере межкультурного взаимодействия [23]. Для этого журналист, по мнению В. М. Сизякиной и Т. А. Лопатухиной, должен обладать функциональной (в том числе иноязычной) грамотностью, а также навыками обработки текстовой информации на родном и иностранном языках [24].
С целью формирования метапредметных компетенций студентов-журналистов в процессе иноязычной подготовки эффективно используются различные педагогические подходы и технологии. Так, например, Д. С. Колесников отмечает, что проектная деятельность способствует формированию «мягких навыков» будущих журналистов, в том числе навыка общения на английском языке как языке глобальной коммуникации [25]. Общаясь на иностранном языке в учебных ситуациях, студенты приобретают умение гибко и оперативно выстраивать коммуникацию в профессиональной сфере. О. Лущинская полагает, что изучение иностранного языка в вузе позволяет студентам-журналистам приобрести навыки эффективного социального взаимодействия, умение работать в команде (группе), компетенции логического, критического и творческого мышления, а также навыки практической деятельности [26].
Большое значение для журналиста имеет общий высокий уровень профессиональной культуры, в том числе соблюдение норм профессиональной этики, общепринятых норм речевого поведения, а также адекватная перцепция. Все эти навыки тоже относятся к сфере метакомпетентности. В данном контексте, согласно мнению Н. В. Агеенко, в качестве эффективного инструмента формирования метакомпетенций в иноязычном обучении может применяться кейс-метод, который способствует становлению у обучающихся этического отношения к миру и окружающим людям [27]. В сложную структуру кейсов входит совокупность различных приемов и методик обучения, в том числе моделирование, проблемный метод, мозговой штурм, дискуссия и т. п.
Коммуникативные иноязычные навыки будущих журналистов, как замечает Е. А. Макеева, успешно формируются посредством разнообразных коммуникативных методов обучения, таких как учебный диалог, дискуссия, групповые проекты, интервью, конференции и т. п. [28] Данные методы, по мнению автора, позволяют превратить занятия по иностранному языку в «дискуссионный исследовательский клуб», на базе которого можно обсуждать и решать интересные и действительно значимые в профессиональной сфере проблемы, в том числе на основе межкультурного взаимодействия.
Одним из способов формирования метакомпетенций студентов факультета журналистики, по мнению Л. В. Ивиной и Н. Ю. Мороз, является деловая игра, которая позволяет формировать компетенции через погружение в искусственно смоделированную (учебную) профессиональную среду [29]. Деловые игры позволяют формировать у студентов навыки сбора и обработки информации, риторические навыки, навыки постановки «нестандартных» вопросов, приемы непринужденного ведения коммуникации, стимулировать развитие мотивации, креативного мышления, навыков импровизации и др.
А. Н. Гулала-Нури пишет о необходимости целенаправленного обучения будущих журналистов профессиональной иноязычной речи, объединяя в систему различные журналистские жанры (интервьюирование, связи с общественностью, телебеседа, реферирование в телевизионном дискурсе, репортажи, аналитическая корреспонденция и т. д.) с тем, чтобы на основе интегрированного обучения профессиональной и иноязычной речевой деятельности сформировать комплекс универсальных компетенций журналиста, включая развитие медиаграмотности, общей гуманитарной и профессионально-речевой культуры, лингвокультуры, навыков социализации и др. [30] При этом, как отмечает Ю. В. Михайличенко, особое значение для становления системы метакомпетенций студентов-журналистов имеет формирование иноязычных коммуникативных умений и навыков посредством иноязычных электронных СМИ, которые позволяют работать с текстовой информацией различных стилей и жанров, опираясь на компьютерные технологии, интернет-ресурсы, технологии Веб 2.0 [31]. В результате формируются когнитивный, лингвистический, интерактивный и социокультурный компоненты метапредметной компетентности специалиста.
Методологическая база исследования
Методологической базой исследования стали принципы метапредметного и компетентностного подходов, а также система лингводидактических методов и технологий, обеспечивающих формирование метакомпетенций обучающихся в процессе иноязычной подготовки в вузе.
Для решения задач исследования нами использовались теоретические и эмпирические методы, в том числе: анализ и синтез научно-педагогической информации, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, элементы контент-анализа, методы статистической обработки эмпирической информации.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы по формированию метакомпетенций студентов факультета журналистики применялась совокупность различных дидактических приемов и образовательных технологий, в том числе: техники смыслового чтения, использование ментальных карт, ситуативных вокабуляров и глоссариев, методика развития критического мышления через чтение и письмо, метод дебатов, ролевые и деловые игры и др. Разрабатывались также проектные, ситуативные и тестовые задания на метапредметной основе в различных форматах, соответствующих отдельным жанрам журналистской деятельности (интервью, телеинтервью, теледиспут, беседа, пресс-конференция и пр.).
Результаты исследования
Проблему исследования мы сформулировали следующим образом: как должен строиться процесс иноязычной подготовки в вузе, чтобы обучение иностранному языку стало основой для формирования метапредметных компетенций будущих журналистов? Мы поставили перед собой задачу: выявить ключевые метакомпетен-ции студентов факультета журналистики, разработать и апробировать технологию формирования метакомпетенций студентов бакалавриата средствами иноязычного обучения и опытно-экспериментальным путем выявить эффективность данной технологии. Под метакомпетентностью понималась совокупность метапредметных компетенций обучающихся, необходимых для успешного осуществления широкого социально-коммуникативного взаимодействия.
Для того чтобы определить уровень метакомпетентности студентов - будущих журналистов, мы произвели анализ компетентностного состава, представленного в требованиях ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.02 (Журналистика, программа бакалавриата), и выделили следующие значимые критерии: социокультурный (базовые знания в области языков и культур, навыки в сфере межкультурного общения, знание норм профессиональной этики, толерантность, эмпатия и др.); информационно-коммуникативный (коммуникативные навыки, навыки работы в команде, разнообразные навыки работы с информацией, владение ИКТ, терминологическая грамотность и др.); регулятивный (навыки самооценки, самоактуализации, метакогнитивные навыки, умение планировать собственную деятельность, временная компетенция, организационные умения, лидерские качества, навыки здоровьесбережения и др.). Выяснилось, что каждая из компетенций ФГОС, как универсальных (ОК), так и профессионально ориентированных (ОПК, ПК), в большей или меньшей степени присутствует в содержании всех выделенных нами критериев метакомпетентности (см. таблицу).
В процессе планирования опытно-экспериментальной работы по каждому из трех выделенных нами критериев (социокультурный, информационно-коммуникативный, регулятивный) были подобраны соответствующие методики психолого-педагогической диагностики уровня сформированности метапредметных компетенций.
Очевидно, что оценку метакомпетентности специалиста, включающую десятки взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, невозможно было бы с достаточной степенью надежности и валидности произвести в рамках отдельно взятого исследования, поэтому для диагностики уровня метакомпетентности по каждому критерию нами было отобрано ограниченное число измеримых параметров, формирование которых может осуществляться средствами иноязычной подготовки в вузе.
Для оценки уровня метакомпетентности по социокультурному критерию в экспериментальных и контрольных группах были избраны следующие диагностические методики: тест «Речевой этикет и принцип вежливости» (по Дж. Личу) (констатирующий этап эксперимента) и тест «Деловой этикет в общении с иностранными партнерами» (С. В. Заозерская, Е. А. Смягликова) (итоговый этап эксперимента).
Оценивание по информационно-коммуникативному критерию предполагало два этапа тестирования. Коммуникативные (иноязычные) навыки оценивались по стандартным методикам согласно общеевропейской шкале компетенций ("Common European Framework of Reference"). Использовался Oxford Placement Test (Version 2). Навыки работы с информацией оценивались на основе входной и итоговой диагностики навыков академического письма согласно адаптированной автором методике И. Б. Короткиной [32].
Матрица соответствия содержания компетенций бакалавра -будущего журналиста критериальным компонентам метакомпетентности (направление подготовки 44.03.02, журналистика, уровень бакалавриата)
Компетенции Критериальные компоненты метакомпетентности
Социокультурный Регулятивный Информационно-коммуникативный
ОК-1 +
ОК-2 +
ОК-3 +
ОК-4 +
ОК-5 +
ОК-6 +
ОК-7 +
ОК-8 +
ОК-9 +
ОК-10 +
ОПК-1 + +
ОПК-2 +
ОПК-3 + +
ОПК-4 +
ОПК-5 +
ОПК-6 +
ОПК-7 + + +
ОПК-8 + +
ОПК-9 + +
ОПК-10 +
ОПК-11 + + +
ОПК-12 +
ОПК-13 +
ОПК-14 +
ОПК-15 +
ОПК-16 +
ОПК-17 +
ОПК-18 + +
ОПК-19 +
ОПК-20 +
ОПК-21 +
ОПК-22 + +
ПК-1 +
ПК-2 +
ПК-3 +
ПК-4 +
ПК-5 +
ПК-6 + +
ПК-7 + +
Для диагностики регулятивного компонента метакомпетентности был избран критерий самоактуализации и соответствующие тестовые методики: тест «Краткий индекс самоактуализации» (А. Джоунси, Р. Крэндалл) в форме онлайн-тестирования (констатирующий этап) и модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ) в адаптации Н. Ф. Калины и А. В. Лазукина в форме он-лайн-тестирования (итоговый этап эксперимента).
Для участия в опытно-экспериментальной работе было отобрано восемь учебных групп I-II курсов факультета журналистики КубГу. В контрольных группах (52 человека) занятия по иностранному языку проводились на основе традиционной методики, в то время как в экспериментальных группах (49 человек) в процессе иноязычной подготовки в течение года интенсивно внедрялись метапредметные методики и приемы обучения, в том числе: упражнения на развитие навыков смыслового чтения, преобразование различных видов информации, коммуникативно-ролевые и деловые игры, контекстные и ситуативные задания, задания, разработанные на междисциплинарной основе и др.
Результаты опытно-экспериментальной работы по каждому из рассматриваемых критериев (социокультурный, коммуникативный, регулятивный) представлены на рис. 1-3. Уровни формируемых параметров (низкий, средний, высокий) выражены в процентах от общего количества участников в экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) группах.
Рис. 1. Диагностика уровня сформированности компонентов метакомпетентности по социокультурному критерию в экспериментальных и контрольных группах
Рис. 2. Диагностика уровня сформированности компонентов метакомпетентности по информационно-коммуникативному критерию в экспериментальных и контрольных группах
Рис. 3. Диагностика уровня сформированности компонентов метакомпетентности по регулятивному критерию в экспериментальных и контрольных группах
По всем анализируемым критериям были получены положительные статистически значимые результаты (для оценки статистической надежности и валидности использовался непараметрический критерий Вилкоксона). Данные итогового среза по окончании опытно-экспериментальной работы показали явные (хотя и достаточно умеренно выраженные) отличия в экспериментальных группах по сравнению с аналогичными показателями в контрольных группах, что может служить подтверждением альтернативной гипотезы о неслучайности позитивных результатов экспериментального воздействия.
Результатом внедрения метапредметных технологий в процесс изучения иностранного языка стало не только становление ключевых метапредметных компетенций, необходимых будущим журналистам, но также повышение мотивации студентов к учебной и научно-исследовательской деятельности, изучению иностранного языка, самообразованию и саморазвитию в сфере общепрофессиональной и общекультурной подготовки.
Заключение
В вузовской практике процесс иноязычной подготовки будущих журналистов представляет обширное поле для внедрения метапредметных технологий на всех этапах многоуровневого высшего образования: в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, а также в системе непрерывного образования.
Метапредметный подход расширяет кругозор студентов, создает основу для междисциплинарной интеграции различных отраслей знания, стимулирует развитие креативности и рост мотивации к учению и профессиональной деятельности, что в конечном итоге способствует повышению качества образования и удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося.
В процессе подготовки будущих журналистов метапредметный подход создает основу для формирования универсальных «надпредметных» компетенций, или ме-такомпетенций, без которых невозможно становление современного журналиста как грамотного профессионала и творческой, интеллектуально развитой личности.
Перспективными направлениями исследований представляются теоретическое обоснование и практическая разработка комплексных метапредметных стратегий иноязычной подготовки с целью формирования метакомпетенций будущих специалистов в сфере журналистики посредством интеграции знаний общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, использования аутентичных (иноязычных) текстовых материалов различных стилей и жанров, соответствующих жанрам журналистской деятельности, как основы для организации деловых игр, обучения реферированию иноязычных текстов, освоения навыков иноязычной межкультурной коммуникации в различных форматах (дискуссии, дебаты, конференции, круглые столы, телеинтервью и т. п.).
Ссылки на источники
1. Mathews J. A Meta Competency Analysis. - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2363301.
2. Дубовер Д. А., Ющенко Д. И. Полнодневное образование в Германии в дискурсе развития soft- и self-ком-петенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 3 (март). - URL: http://e-koncept.ru/2020/201016.htm. DOI 10.24411/2304-120X-2020-11016.
3. Аринина М. В. О реализации метапредметного подхода при обучении иностранному языку в сфере экономической безопасности // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: сб.
статей по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. (23-24 апреля 2019 г.) / науч. ред. М. В. Золотова. -Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2019. - С. 27-32.
4. Доля Е. В. Преемственность деятельности школы и ВУЗа в изучении иностранного языка в условиях реализации ФГОС // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - № 3. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN316.pdf.
5. Сизова Е. В., Бермус А. Г. Метапредметный потенциал иноязычной подготовки в системе высшего нелингвистического образования // Научный диалог. - 2017. - № 12. - С. 448-461.
6. Бермус А. Г. Методология модернизации образования: опыт осмысления // Credonew. - 2008. - № 8 (8). - С. 8.
7. Орбодоева Л. М. Теоретические аспекты формирования метакомпетенции в процессе обучения иностранному языку // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 15. - С. 136-140.
8. Каббасова А. Т. Метапредметный подход в изучении английского языка в педагогическом вузе // GrandAl-tairesearch & education. - 2018. - № 2. - С. 40-44.
9. Емелина М. В. Проблема формирования надпрофессиональных навыков у студентов нелингвистических направлений подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 220-222.
10. Богатырева М. А. Языковой интеллект в формировании теоретических знаний будущего управленца: метапредметный подход // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - № 2. - С. 37-42.
11. Руцкая Е. А., Аликина Е. В. Формирование метапредметной компетентности студентов неязыкового вуза на примере обучения аудированию и конспектированию лекций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 4. - С. 85-91.
12. Боброва Т. О. Микропреподавание в рамках метапредметного подхода в профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка // Экономика и социум. - 2016. - № 11 (30). - С. 373-376.
13. Wrembel M. Metacompetence-based approach to the teaching of L2 prosody: practical implications // Mouton de Gruyter, Volume Non-native prosody: phonetic descriptions and teaching practice. - Berlin, 2007. - P. 189-209.
14. Zeidmane A., Cernajeva S. Interdisciplinary Approachin Engineering Education. - URL: https://www.seman-ticscholar.org/paper/Interdisciplinary-approach-in-engineering-education-Zeidmane-Cernajeva/10b780aac130e505a413dbb24d1238538953f412.
15. Северова Н. Ю. Оптимизация языкового образования на основе межпредметной и метапредметной интеграции // Интеграция в образовании: проблемы и пути решения: сб. науч. ст. / отв. ред. И. В. Павлов, Е. Г. Хрисанова, Н. Г. Гаврилова, Л. Н. Иванова. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 60-65.
16. Гераскевич Н. В. Развитие метапредметных умений в иноязычном профессиональном образовании // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 3. - С. 86-88.
17. Языковая подготовка в техническом вузе через призму метапредметных умений студентов / С. А. Атро-щенко, Ю. С. Перевезенцева, О. С. Зорина, Е. Н. Каракозова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 6 (48). - Ч. 3. - URL: https://research-journal.org/pedagogy/yazykovaya-podgotovka-v-texnicheskom-vuze-cherez-prizmu-metapredmetnyx-umenij-studentov/
18. Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В. Дебаты как средство формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза при обучении иностранному языку // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - С. 7-21.
19. Владимирова Т. Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2015. - С. 264.
20. Калмыков А. А. Профессия журналиста в эпоху Интернета: учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во ФГОУ ДПО Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2012. - С. 33.
21. Колегова И. А. Формирование иноязычной конвергентной компетенции студентов факультета журналистики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2014. - 256 с.
22. Агрикова Е. В. Формирование трансмедийной компетентности студентов-будущих журналистов в вузе: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ульяновск, 2018. - 26 с.
23. Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ: монография / Л. П. Шестеркина и др.; под ред. Л. П. Шестеркиной. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2012. - 114 с.
24. Сизякина В. М., Лопатухина Т. А. Феномен функциональной грамотности в современной высшей школе // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 38. - № 3. - С. 463-472.
25. Колесников Д. С. Проектно-ориентированные методы в обучении английскому языку студентов специальности «Журналистика» // Вариативность и стандартизация языкового образования: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 апреля 2018 г. / под ред. М. В. Золотовой. - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та им. Н. В. Лобачевского, 2018. - С. 91-96.
26. Лущинская О. Иноязычная подготовка будущих журналистов-международников и ее роль в профессиональном контексте // Международная журналистика - 2019: евразийско-атлантическое партнерство и медиа: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 21 февр. 2019 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: Б. Л. За-лесский (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2019. - С. 178-184.
27. Агеенко Н. В. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов к соблюдению норм профессиональной этики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 2 (30). - С. 6-15.
28. Макеева Е. А. Коммуникативно-компетентностный подход к обучения иностранному языку будущих журналистов // Вестник ПАГС. - 2010. - № 4. - С. 144-148.
29. Ивина Л. В., Мороз Н. Ю. Деловая игра как образовательная стратегия совершенствования профессиональной иноязычной компетенции студентов-журналистов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2016. - № 16 (755). - С. 54-63.
30. Гулала-Нури А. Особенности обучения английской профессиональной речи будущих журналистов // Науковi записки. Серiя: педагопка. - 2013. - № 2. - С. 169-174.
31. Михайличенко Ю. В. Формирование англоязычной коммуникативной компетенции будущих журналистов с использованием электронных СМИ // Филология и литературоведение. - 2015. - № 1. - URL: http://philology.snauka.ru/2015/01/1136.
32. Короткина И. Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика: учеб. пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2017. - 296 с.
Ekaterina V. Sizova,
Candidate of Pedagogical Sciences, English in Professional Sphere Chair, Kuban State University, Krasnodar
Beata A. Kaizer,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, English in Professional Sphere Chair, Kuban State University,
Krasnodar, Russia
The specific features of meta-competences development among journalism majors by means of foreign language training Abstract. The article analyzes the specifics, didactic opportunities and pedagogical features of the meta-subject approach implementation in the process of learning foreign languages by journalism majors (training area 44.03.02, bachelor degree level). The relevance of the study is determined by the need to modernize the journalistic education system due to new social trends and the needs of the information society, including the process of media convergence, the emergence of new types of public relations, the inclusion of journalists in the global media space, the system of various professional communities, wide social, political and cultural activities. The purpose of this study is to justify the methodology and describe the pedagogical conditions and practical techniques for the formation of meta-subject competences of journalism majors by means of foreign language training at the university. To achieve the goal of the study, the following theoretical and empirical methods were used: analysis, synthesis and classification of scientific and pedagogical information, questionnaires, testing, pedagogical experiment, elements of content analysis, and methods of statistical processing of experimental data. The main result of the study is the identification of those universal meta-competences of future journalists that can be effectively formed in the process of learning foreign languages at the university, which was confirmed in the course of the experimental work. The theoretical significance of the study lies in the description and classification of meta-subject competences necessary for working in the public sphere and including such key personal characteristics as communicative and managerial skills, leadership qualities, teamwork ability, self-organization ability, commitment, metacognitive competences, critical and analytical thinking, skills in working with information, etc. The positive results of the experimental work carried out on the basis of the faculty of journalism of the Kuban State University and aimed at the formation of meta-competences in the process of introducing metadisci-plinary teaching technologies into the system of foreign language education are of practical importance. Key words: metadisciplinary approach, meta-competences, metadisciplinary teaching technologies, didactic techniques, foreign language training of journalism majors. References
1. Mathews, J. A Meta Competency Analysis. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfmPab-stract_id=2363301 (in English).
2. Dubover, D. A. & Yushchenko, D. I. (2020). "Polnodnevnoe obrazovanie v Germanii v diskurse razvitiya soft- i self-kompetencij", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 3 (mart). Available at: http://e-kon-cept.ru/2020/201016.htm. DOI 10.24411/2304-120X-2020-11016 (in Russian).
3. Arinina, M. V. (2019). "O realizacii metapredmetnogo podhoda pri obuchenii inostrannomu yazyku v sfere ekono-micheskoj bezopasnosti", in Zolotova, M. V. (ed.). Variativnost' i standartizaciya yazykovogo obrazovaniya v ne-yazykovom vuze: sb. statej po materialam II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (23-24 aprelya 2019 g.), Nizhego-rodskij gosuniversitet im. N. I. Lobachevskogo, N. Novgorod, pp. 27-32 (in Russian).
4. Dolya, E. V. (2016). "Preemstvennost' deyatel'nosti shkoly i VUZa v izuchenii inostrannogo yazyka v usloviyah realizacii FGOS", Internet-zhurnal "Mir nauki", t. 4, № 3. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN316.pdf (in Russian).
E. B. Cu3oBa. B. A.Kaù3ep
5. Sizova, E. V. & Bermus, A. G. (2017). "Metapredmetnyj potencial inoyazychnoj podgotovki v sisteme vysshego nel-ing-visticheskogo obrazovaniya", Nauchnyj dialog, № 12, pp. 448-461 (in Russian).
6. Bermus, A. G. (2008). "Metodologiya modernizacii obrazovaniya: opyt osmysleniya", Credonew, № 8 (8), p. 8 (in Russian).
7. Orbodoeva, L. M. (2014). "Teoreticheskie aspekty formirovaniya metakompetencii v processe obucheniya in-ostrannomu yazyku", Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, № 15, pp. 136-140 (in Russian).
8. Kabbasova, A. T. (2018). "Metapredmetnyj podhod v izuchenii anglijskogo yazyka v pedagogicheskom vuze", Gran-dAl-tairesearch & education, № 2, pp. 40-44 (in Russian).
9. Emelina, M. V. (2019). "Problema formirovaniya nadprofessional'nyh navykov u studentov nelingvisticheskih napravlenij podgotovki", Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, t. 8, № 1 (26), pp. 220-222 (in Russian).
10. Bogatyreva, M. A. (2015). "Yazykovoj intellekt v formirovanii teoreticheskih znanij budushchego upravlenca: metapredmetnyj podhod", Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 2, pp. 37-42 (in Russian).
11. Ruckaya, E. A. & Alikina, E. V. (2016). "Formirovanie metapredmetnoj kompetentnosti studentov neyazykovogo vuza na primere obucheniya audirovaniyu i konspektirovaniyu lekcij", Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 4, pp. 85-91 (in Russian).
12. Bobrova, T. O. (2016). "Mikroprepodavanie v ramkah metapredmetnogo podhoda v professional'noj podgotovke prepodavatelej inostrannogo yazyka", Ekonomika i socium, № 11 (30), pp. 373-376 (in Russian).
13. Wrembel, M. (2007). "Metacompetence-based approach to the teaching of L2 prosody: practical implications", in Mouton de Gruyter, Volume Non-native prosody: phonetic descriptions and teaching practice, Berlin, pp. 189-209 (in English).
14. Zeidmane, A. & Cernajeva, S. Interdisciplinary Approachin Engineering Education. Available at: https://www.se-manticscholar.org/paper/Interdisciplinary-approach-in-engineering-education-Zeidmane-Cernajeva/10b780aac130e505a413dbb24d1238538953f412 (in English).
15. Severova, N. Yu. (2017). "Optimizaciya yazykovogo obrazovaniya na osnove mezhpredmetnoj i metapredmetnoj integracii", in Pavlov, I. V., Hrisanova, E. G., Gavrilova, N. G. & Ivanova, L. N. (eds.). Integraciya v obrazovanii: prob-lemy i puti resheniya: sb. nauch. st., Chuvash. gos. ped. un-t, Cheboksary, pp. 60-65 (in Russian).
16. Geraskevich, N. V. (2016). "Razvitie metapredmetnyh umenij v inoyazychnom professional'nom obrazovanii", Ob-shchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 3, pp. 86-88 (in Russian).
17. Atroshchenko, S. A. et al. (2016). "Yazykovaya podgotovka v tekhnicheskom vuze cherez prizmu metapredmetnyh umenij studentov", Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, № 6 (48), ch. 3. Available at: https://re-search-journal.org/pedagogy/yazykovaya-podgotovka-v-texnicheskom-vuze-cherez-prizmu-metapredmetnyx-umenij-studentov/ (in Russian).
18. Sidorenko, T. V. & Rybushkina, S. V. (2014). "Debaty kak sredstvo formirovaniya metapredmetnyh kompetencij u studentov tekhnicheskogo vuza pri obuchenii inostrannomu yazyku", Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 6, pp. 7-21 (in Russian).
19. Vladimirova, T. N. (2015). Didakticheskaya koncepciya professional'noj podgotovki zhurnalistov v vysshej shkole Rossii: dis.... d-raped. nauk: 13.00.08, Moscow, p. 264 (in Russian).
20. Kalmykov, A. A. (2012). Professiyazhurnalista vepohu Interneta: ucheb.-metod. posobie, Izd-vo FGOU DPO Instituta povysheniya kvalifikacii rabotnikov televideniya i radioveshchaniya, Moscow, p. 33 (in Russian).
21. Kolegova, I. A. (2014). Formirovanie inoyazychnoj konvergentnoj kompetencii studentov fakul'teta zhurnalisti-ki: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.02, St. Petersburg, 256 p. (in Russian).
22. Agrikova, E. V. (2018). Formirovanie transmedijnoj kompetentnosti studentov-budushchih zhurnalistov v vuze: av-toref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Ul'yanovsk, 26 p. (in Russian).
23. Shesterkina, L. P. et al. (2012). Zhurnalistskoe obrazovanie v usloviyah konvergencii SMI: monografiya, Izd-vo REKPOL, Chelyabinsk, 114 p. (in Russian).
24. Sizyakina, V. M. & Lopatuhina, T. A. (2019). "Fenomen funkcional'noj gramotnosti v sovremennoj vysshej shkole", Nauchnye vedomosti. Seriya: Gumanitarnye nauki, t. 38, № 3, pp. 463-472 (in Russian).
25. Kolesnikov, D. S. (2018). "Proektno-orientirovannye metody v obuchenii anglijskomu yazyku studentov special'-nosti "Zhurnalistika", in Zolotova, M. V. (ed.). Variativnost' i standartizaciya yazykovogo obrazovaniya: sb. st. po materialam nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, 24 aprelya 2018 g., Izd-vo Nizhegorod. gos. un-ta im. N. V. Lobachevskogo, N. Novgorod, pp. 91-96 (in Russian).
26. Lushchinskaya, O. (2019). "Inoyazychnaya podgotovka budushchih zhurnalistov-mezhdunarodnikov i ee rol' v professional'nom kontekste", in Zalesskij, B. L. (ed.). Mezhdunarodnaya zhurnalistika - 2019: evrazijsko-atlanticheskoe partnerstvo imedia: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 21 fevr. 2019 g., Belorus. gos. un-t, BGU, Minsk, pp. 178-184 (in Russian).
27. Ageenko, N. V. (2016). "Rezul'taty opytno-eksperimental'noj raboty po formirovaniyu gotovnosti studentov k so-blyudeniyu norm professional'noj etiki", VestnikSamarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universi-teta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki, № 2 (30), pp. 6-15 (in Russian).
28. Makeeva, E. A. (2010). "Kommunikativno-kompetentnostnyj podhod k obucheniya inostrannomu yazyku budush-chih zhurnalistov", Vestnik PAGS, № 4, pp. 144-148 (in Russian).
29. Ivina, L. V. & Moroz, N. Yu. (2016). "Delovaya igra kak obrazovatel'naya strategiya sovershenstvovaniya profession-al'noj inoyazychnoj kompetencii studentov-zhurnalistov", Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvistich-eskogo universiteta, № 16 (755), pp. 54-63 (in Russian).
30. Gulala-Nuri, A. (2013). "Osobennosti obucheniya anglijskoj professional'noj rechi budushchih zhurnalistov", Nau-kovi zapiski. Seriya: pedagogika, № 2, pp. 169-174 (in Russian).
31. Mihajlichenko, Yu. V. (2015). "Formirovanie angloyazychnoj kommunikativnoj kompetencii budushchih zhurnalistov s ispol'zovaniem elektronnyh SMI", Filologiya i literaturovedenie, № 1. Available at: http://philol-ogy.snauka.ru/2015/01/1136 (in Russian).
32. Korotkina, I. B. (2017). Akademicheskoepis'mo: process, produkt ipraktika: ucheb. posobie dlya vuzov, Yurajt, Moscow, 296 p. (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Сизова Е. В., Кайзер Б. А. Специфика формирования метапредметных компетенций в процессе иноязычной подготовки студентов факультета журналистики //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - С. 27-41. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201032. htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11032
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Сизова Е. В., Кайзер Б. А., 2020
www.e-koncept.ru