УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ
УДК 376.37
ББК Ч457..026 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03
З. А. Репина, И. А. Филатова Z.A. Repina, I.A. Filatova
Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. Представлен алгоритм работы по усвоению фонетической системы языка у дошкольников с дизартрией на подготовительном этапе.
Ключевые слова: дизартрия, фонетическая система языка, дети дошкольного возраста.
Сведения об авторе: Репина Зоя Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор.
Сведения об авторе: Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор.
Место работы: директор Института специального образования, зав. кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.
PREPARATORY STAGE OF SPEECH THERAPY AIMED AT DEVELOPMENT OF PHONETICAL SYSTEM OF THE LANGUAGE OF CHILDREN WITH DYSARTHRIA
Abstract. The algorithm of the preparatory stage of the work on mastering phonetic system of the language for pre-school children with dysarthria is presented.
Key words: dysarthria, phonetic system of a language, pre-school children.
About the author: Repina Zoya Alekseevna, Candidate of Pedagogy, Professor.
About the author: Filatova Irina Alexandrovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor.
Place of employment: Director of the Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
Контактная информация: 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 134.
Задачами данного этапа работы, выделенными на основе анализа механизма нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии, являются:
1) создание мотивационной основы формирования действий;
2) развитие моторной сферы, особенно артикуляционной;
3) формирование слухового, кинестетического и кинетического контроля как одного из средств коррекции фонематической системы языка.
Рассмотрим реализацию первой задачи. Создание мотивационной основы обучения является важнейшим средством побуждения
ребенка к деятельности. Огромное значение имеет развитие социальных мотивов, связанных со взаимоотношениями детей и взрослых, и познавательных мотивов, обеспечивающих процесс обучения.
Формирование социальных мотивов определяется умелыми действиями педагогов-логопедов, их педагогическим тактом, профессионализмом.
Условиями реализации данного направления являются:
• признание права каждого человека на качественное образование;
• уважение человеческого достоинства школьника;
• широкое использование методик «учение с увлечением»;
• создание условий для развития творчества и инициативы;
• ненавязчивое руководство общей произвольной и познавательной деятельностью ребенка;
• применение методов поощрения;
• положительный пример взрослого и т. д.
На всех логопедических занятиях важно формировать познавательные мотивы, учить сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и т. д.
Второй задачей подготовительного этапа является формирование двигательной сферы и подготовка органов речи к формированию артикуляционных укладов гласных и согласных звуков.
Формирование артикуляционных позиций сочетается с медикаментозной терапией, физиолечени-
ем, лазерной терапией и дифференцированным массажем артикуляционной мускулатуры. В случае спастичности проводится расслабляющий массаж в направлении от периферии к центру. Применяются приемы поглаживания, легкого растирания (игры «погладим кисточкой», «умываемся ласково» и др.). В случае гипотонии проводится укрепляющий массаж. Вялость артикуляционных мышц преодолевается приемами растирания, разминания, пощипывания. Массаж проводится в направлении от центра к периферии.
Большое внимание должно уделяться работе по продуцированию артикуляционно-орального образа фонем. С этой целью проводится артикуляционная гимнастика (общая и специальная). При этом особое внимание обращается на отработку специальных артикуляционных упражнений. Задачами проведения гимнастики являются:
• развитие двигательной функции
артикуляционного аппарата,
расширение объема движения;
• развитие кинетической основы движения, скорости переключения с одной артикуляционной позиции на другую;
• формирование кинестетической основы движения. Артикуляционная гимнастика
проводится с функциональными нагрузками (пробами):
1-я проба — воспроизведение определенной артикуляционной позы и удержание ее определенное количество времени (под счет до пяти);
2-я проба — воспроизведение определенной артикуляционной позы и повторение ее несколько раз.
Такие функциональные нагрузки позволяют в какой-то степени снять гиперкинезы, расслабить органы артикуляции, улучшить речевые кинестезии.
Проведение артикуляционной гимнастики должно постоянно сочетаться с развитием дыхания и массажем. Например:
Упражнение 1 «Окно». Рот широко открыт, видны нижние зубы. Ребенок воспроизводит данную артикуляционную позу, а затем он должен:
- погладить язык шпателем;
- похлопать по нему;
- с силой выдохнуть на кончик языка так, чтобы улетели бабочки с цветка или лягушки убежали в болото.
Упражнение 2 «Мостик».
Кончик языка упирается в нижние резцы, средняя часть спинки языка выгорблена, губы улыбаются. Ребенок воспроизводит позу «лопата», затем гладит язык губами (шпателем); поднимает (выгарбли-вает) среднюю часть языка и выдыхает на кончик языка так, чтобы стрекозки улетели с травки.
Г имнастика направлена на формирование пяти базовых позиций губ и языка, необходимых для правильного произнесения ряда гласных («а», «о». «у», «ы», «э») и согласных звуков (шипящих, свистящих, заднеязычных, «р» и «л»).
Для постановки гласных звуков отрабатывается в базовых позициях губ:
• «забор» — растянуть губы в улыбку, между зубами расстояние в 1 мм, затем с силой выдохнуть на кончик языка (тактильный, кинестетический контроль);
• «окно» — широко открыть рот, кончик языка у нижних резцов, затем с силой выдохнуть на кончик языка (тактильный, кинестетический контроль);
• «трубочка» — вытянуть губы вперед с одновременным выдохом на кончик языка (тактильный, кинестетический контроль);
• «забор» — «трубочка» — сначала медленное переключение с одного движения на другое, постепенно увеличивая скорость переключения (зрительный контроль с помощью зеркала);
• «забор» — «трубочка» — «улыбка» — сначала в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость переключения (зрительный контроль с помощью зеркала).
Особенно тщательно отрабатываются артикуляционные позиции для языка: «дорсальная», «ва-куминальная», «заднеязычная»,
«альвеолярная». Для их реализации необходимо наличие широко распластанного языка и сильная воздушная струя. Направления языка вверх («вакуминальная позиция») обеспечивает образование звуков верхнего подъема («ш», «ж», «ч», «щ»), направления языка вниз («дорсальная позиция») обеспечивает формирование звуков нижнего подъема («с», «з», «ц»). Перевод нижнего положения языка в «заднеязычную» взрывную позицию необходим для правильного произ-
несения звуков «к», «г» и щелевого звука «х». «Альвеолярная» позиция обеспечивает образование сонора «р». Для сонора «л» необходимо отработать подъем кончика языка к верхним резцам.
Третьей задачей подготовительного этапа является формирование слухового, кинестетического и кинетического контроля как одного из средств коррекции фонематической системы языка. Для того чтобы школьник не заменял в устной речи звуки, близкие по артикуляционным признакам (а затем не смешивал звуко-буквы в письме), он должен слышать и кинестетически воспринимать разницу в артикуляции смешиваемых звуков. Например: при произнесении звука «с» — кончик языка находится внизу, губы растянуты в улыбку, воздушная струя узкая, холодная, как «снежинка»; при произнесении звука «ш» — кончик языка находится вверху, губы округлены, воздушная струя широкая, теплая, как «солнышко».
Поэтому, в целях формирования фонематической системы языка, при проведении артикуляционной гимнастики большое внимание уделяется наглядной опоре и развитию кинестетического и кинетического контроля.
Для усвоения детьми артикуляционных характеристик звука нами широко применяется метод артикуляционно-орального моделирования. С помощью карточек-символов (положение языка, губ, зубов, нижней челюсти, характер выдыхаемой струи воздуха, участие
голоса) выносится вовне артикуляционный уклад корригируемого звука. Затем:
• по наглядной опоре анализируется артикуляционно-акустический образ звука:
Артикуляционный
_____________Губы_____________
_____________Зубы_____________
_____________Язык_____________
________Воздушная струя_______
________Участие голоса________
________Акустический__________
Г ласный — согласный
______Твердый — мягкий________
Звонкий — глухой
• сначала моделирование артикуляционно-акустического образа звука проводится по наглядной опоре;
• затем артикуляционно-акустический образ звука моделируется по представлению (по памяти);
• в процессе моделирования обязательно проводится «прилаживание» собственных органов артикуляции к нормативным позам и движениям.
Использование материальных опор (карточек-символов) придает артикуляционным действиям осознанность, создает план действий, материализует кинестетическую «мелодию» артикуляционных движений.
Конструирование артикуляционных поз корригируемого звука на основе зрительного восприятия позволяет усилить кинестетические ощущения, способствует переведению аналога звука в нормативное
произношение, но при этом важным условием формирования кинетико-кинестетического контроля
является сочетание моделируемых поз с собственными артикуляционными движениями. Карточки-символы позволяют детям самостоятельно манипулировать ими, выстраивать различные варианты артикуляционных поз, соотносить положение собственных артикуляционных органов со схемой-моделью, находить верные варианты и отвергать неправильные.
Для закрепления кинетико-кинестического контроля применялись следующие приемы:
• нахождение карточки с изображением конкретной артикуляционной позы;
• анализ артикуляционной позы путем отбора соответствующих артикуляционных позиций;
• моделирование артикуляционной позы с помощью карточек-символов и одновременным сопряженным выполнением артикуляционного действия;
• задания на сравнение, исправление, нахождение правильных артикуляционных поз;
• моделирование артикуляционной позы по вербальной инструкции;
• нахождение рисунка-символа артикуляционного уклада звука среди других рисунков-символов;
• нахождение с помощью плана изменений, сокращений или усложнений лишними элементами программы артикуляционных действий;
• сличение качества выполняемых движений с рисунками, моде-
лью, нахождение несоответствий, стимуляция к исправлению.
При проведении артикуляционной гимнастики необходима постоянная опора на зрительный, слуховой и тактильный контроль, что способствует развитию не только речевых кинестезий, но и развитию двигательной функции артикуляционного аппарата.
Можно рекомендовать следующий алгоритм выполнения артикуляционных поз:
• смотри в зеркало, как я делаю;
• смотри в зеркало на себя и выполни это упражнение;
• посмотри внимательно на себя в зеркало и скажи, в каком положении находятся губы, язык;
• расскажи, как ты выполнил серию движений;
• выполни еще раз эти движения перед зеркалом, затем без зеркала, потом с закрытыми глазами.
Артикуляционные движения хорошо сочетать с различными движениями пальцев рук, это будет активизировать деятельность коры головного мозга. Большое значение следует придавать работе по активизации движений мимической мускулатуры, что в дальнейшем будет способствовать улучшению голосовой функции, интонационной выразительности речи, улучшению восприятия и понимания речи.
Для развития движений лицевой мускулатуры, развития их произвольности можно планировать игры-задания: «Рассердился», «Удивился», «Бычок сердитый», «Зайчик
веселый» и др. В ходе выполнения данных заданий школьники учатся выражать различные эмоциональные состояния (например, печаль, радость, огорчение, возмущение, уверенность, робость, недовольство и др.). Для поддержания интереса к заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (например, сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.). На этом материале разыгрываются диалоги с соответствующим изображением общих движений, мимики и голосовым оформлением.
На подготовительном этапе, наряду с развитием артикуляционной базы звуков, большое внимание уделяется развитию фонематического слуха на материале текстов. С этой целью подбираются тексты, насыщенные корригируемым звуком (небольшие стишки, пословицы, поговорки, чистоговор-ки). Дети слушают образцы правильного произношения и постепенно сами начинают «приноравливать» органы артикуляции к нужному звучанию (как дети в норме). Желательно подбирать тексты в соответствии со следующими правилами:
- вначале тексты, насыщенные корригируемым звуком, чтобы звук в словах текста стоял в разных фонетических позициях;
- затем тексты, менее насыщенные корригируемым звуком;
- конфликтные тексты, в которых отсутствуют корригируемые звуки.
Логопед дает инструкцию: «Услышишь слова (например, со звуком «ш»), брось фишку или хлопни в ладоши». Поскольку ребенку еще не поставлена правильная артикуляция звука, применяются невербальные сигналы. Желательно подбирать тексты, в которых не было бы звуков оппозиционных, близких к изучаемому звуку. Например, при коррекции звука «ш» нежелательно, чтобы в тексте встречались слова, содержащие свистящие звуки «с», «з», шипящие звуки «ч», «щ».
Литература
1. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избр.тр. / Р. Е. Левина. — М. : АРКТИ, 2005.
2. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина. — СПб. : Союз, 2005.
3. Репина, З. А. Нарушения письма у школьников с ринолалией : учеб. пособие / З. А. Репина ; Свердл. пед. ин-т. — Свердловск, 1988.
4. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : кн. для логопедов / И. Н. Садовникова. — М. : Вла-дос, 1995.
5. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи : (1—4 кл.) : учеб.-метод. пособие. / Л. Ф. Спирова, Е. В. Карпов. — 2-е изд. — М. : МСГИ, 2004.