ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СЕРВИСА
УДК 625.7
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ПОЛИГОНАМИ НА СЕТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Ю.Г. Лазарев1, Д.Ю. Кириллова2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21;
2Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), 195251,
Санкт-Петербург, Политехническая, 29
Обоснованы рекомендации по организации центра управления опытно-экспериментальными полигонами с целью повышения осведомленности о состоянии автомобильных дорог и факторах, влияющих на возможность увеличения межремонтных сроков до 12 лет.
Ключевые слова: опытно-экспериментальные полигоны, центр управления, дорожные конструкции, программа испытаний, участки мониторинга, сеть федеральных автомобильных дорог.
GENERAL RECOMMENDATIONS FOR THE MANAGEMENT CENTRE OF THE PILOT LANDFILLS TO THE NETWORK OF FEDERAL ROADS
Yu.G. Lazarev, D.Yu. Kirillova
Saint-Petersburg state economic University (SPbGEU), 191023, Saint-Petersburg, st. Sadovaya, 21; Saint Petersburg Polytechnic University (SpBPU), 195251, Saint-Petersburg, Polytechnic, 29 Provided rationalization for recommendations for organization of control center of experimental testing roads for the purpose of increasing awareness about the condition of auto-roads and factors affecting on opportunity to increase repair interval of up to 12 years.
Keywords: testing roads, control center, road structure, testing program, monitoring area, the network of Federal roads.
Введение
Организация опытно-экспериментальных полигонов на сети Федеральных автомобильных дорог позволит не просто проводить отдельные натурные эксперименты, но и получать на этой основе комплексные данные, и в целом создавать научную базу (инфраструктуру) обеспечения транспортного комплекса. [1,2,3].
Возможность качественного решения столь комплексной задачи лежит в плоскости создания Центра с автоматизированной информационной системой управления опытно-экспериментальными полигонами, которая позволит обеспечить информационную поддержку их функционирования.
Постановка задачи
Устройство, оснащение и организация опытно-экспериментальных полигонов базируется на том, что они должны позволить проведение исследований по вопросам, связанным с мониторингом:
- состояния конструкции (напряженно-деформированного и транспортно-эксплуатационного состояний и их динамики во времени);
- погоды (мониторинг основных явлений и их влияния на водно-тепловой режим конструкций, работоспособности как в целом, так и отдельных слоев);
1Лазарев Юрий Георгиевич - кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры «Автосервис» СПбГЭУ, тел: +7 (812) 758-44-29, e-mail: [email protected];
2Кириллова Диана Юрьевна - магистр кафедры «Строительство уникальных зданий и сооружений», (СПбГПУ), тел:+7-904-334-26-64; e-mail: [email protected]
- транспортного потока (выявление сезонных и годовых изменений и влияние на динамику деградации эксплуатационного состояния);
- изучения инновационных дорожно-строительных материалов (влияние их на распределяющую способность и другие качества конструкций, мониторинг стабильности свойств во времени);
- технологий (целесообразность при строительстве, ремонте или капитальном ремонте, влияния на степень деградации переменных параметров покрытий и ухудшение потребительских свойств дороги) [4,5,6,7,8,9].
Результаты всех этих испытаний и моделирования должны быть сохранены и в дальнейшем использованы, то есть предполагается их передача в Центр управления опытно- экспериментальными полигонами.
Основная часть
Для решения этих вопросов в РФ Центр управления опытно-экспериментальными полигонами должен выполнять следующие функции (рис.1):
1) Формирование программ испытаний и моделирований для опытно-экспериментальных полигонов (дополнительно к программам, формируемым непосредственно на опытно-экспериментальных полигонах), которые используются полигонами как вводные директивные указания.
2) Аккумулирование результатов испытаний и моделирований, выполняемых на опытно-экспериментальных полигонах, для дополнительного анализа.
3) Проведение дополнительного анализа результатов испытаний и моделирований, выполняемых на опытно-экспериментальных полигонах.
4) Формирование рекомендаций для организаций- заказчиков испытаний по итогам проведенного анализа.
Кроме того, Центр управления обеспечивает распространение результатов аналитической обработки для ознакомления внешними субъектами (в том числе организациями, подчиняющимися ФДА).
Центр управления
1. Формирование программы испытаний и моделирований.
2. Аккумулирование результатов испытаний и моделирований.
3. Проведение дополнительного анализа результатов испытаний
4. Формирование рекомендации для организаций - заказчиков испытаний
Опытно-э кспериментальные полигоны
Опытно-экспериментальные полигоны
Опытно-экспериментальные полигоны
1. Формирование программы испытаний и моделирований.
2. Аккумулирование результатов испытаний и моделирований.
3. Проведение дополнительного анализа результатов испытаний
Сеть опытно-экспериментальных полигонов
Рисунок 1 - Схема функционирования Центра управления
Поддержка функционирования Центра управления опытно-экспериментальными полигонами предполагает выполнение следующих действий:
1) Формирование программы испытаний на опытно-экспериментальном полигоне.
Альтернативно - формирование программы испытаний на основе программы
74
СПбГЭУ
Общие рекомендации по организации центра управления опытно-экспериментальными полигонами ..
испытаний, сформированной на опытно-экспериментальном полигоне (либо на основе целей испытаний, сформированных в центре управления).
Предусмотрены следующие режимы создания программы испытаний:
- прямое задание параметров в составе программы испытаний;
- задание целей испытаний, трансформируемых в параметры программы испытаний.
При этом может быть предусмотрен процесс согласования программы испытаний между опытно- экспериментальным полигоном и Центром управления.
2) Запуск программы испытаний с задействованием транспортных средств и испытательных участков опытно- экспериментального полигона.
Запуск предполагает формирование соответствующих управляющих команд для:
- средств управления транспортными потоками;
- средств моделирования метеоусловий и прочих природных и техногенных факторов.
3) Сбор/формирование данных о ходе проведения испытаний.
На данном этапе осуществляются следующие операции:
- сбор данных с датчиков, их консолидация и привязка к единой шкале времени;
- моделирование показателей, реальные значения которых получить невозможно или затруднительно.
Обработка данных, собранных с датчиков и полученных моделированием, включающая в себя:
- предварительную обработку и очистку данных (исключение ошибок, дублей, наложений, аномальных экстремумов и т.п.);
- формирование производных показателей;
- аналитическую обработку исходных данных и/или производных показателей;
- принятие решений, формирование рекомендаций на основании результатов аналитической обработки.
4) При необходимости - передача результатов аналитической обработки (опционально - включая исходные данные) и результатов моделирования в центр управления для дополнительной обработки.
Политика передачи данных в Центр управления определяется соответствующим регламентом.
5) При необходимости - публикация результатов аналитической обработки (опционально - включая исходные данные) и результатов моделирования на внутренних или общедоступных сайтах.
Политика публикации данных определяется соответствующим регламентом. К примеру, на общедоступных сайтах могут публиковаться только обобщенные результаты аналитической обработки без исходных данных.
Основной же задачей Центра управления опытно-экспериментальными полигонами является информационная поддержка их функционирования.
Тогда отдельные элементы Центра управления должны выполнять задачи следующих типов (рис. 2):
- целевые задачи;
- управленческие и учетные задачи, выполняемые совместно с внешними информационными системами;
- обеспечивающие задачи.
Выводы
Таким образом, соблюдение вышеперечисленных требований позволит обоснованно обеспечивать надёжную работу Центра управления опытно-экспериментальными полигонами и его последующей бесперебойной работы путем решения следующих основных задач:
Хранение и обработка информации, поступающей с системы мониторинга опытно-экспериментальных полигонов;
Мониторинг состояния объекта управления и анализ поступающей информации со стационарных датчиков и мобильных лабораторий;
Моделирование данных с использованием информационно-аналитических систем;
Формирование отчётов, аналитическая обработка информации и экспертная оценка текущих измерений;
Комплексное информирование пользователей о текущем состоянии объектов управления, актуальных и потенциальных проблемных ситуациях;
Электронный обмен данными с удаленными объектами управления;
Видеоконференцсвязь с удаленными объектами управления;
Визуализация информации.
Центр управления
<
Опытно-экспериментальный полигон
o Целевые задачи
Формирование программы испытаний и моделирований
Аналитическая обработка результатов испытаний и моделирований Хранение данных Публикации данных
Визуальное отображение структуры сети опытно-экспериментальных полигонов и структуры каждого полигона
Формирование программы испытаний и моделирований
Запуск и ведение программы испытаний Сбор данных с датчиков Проведение моделирований Аналитическая обработка результатов испытаний и моделирований Хранение данных Публикации данных
Визуальное отображение структуры сети опытно-экспериментальных полигонов и структуры каждого полигона
Обеспечение информационного взаимодействия
>
o Управленческие и учетные задачи
• Бухгалтерский учет
• Управление финансами
• Учет состояния инфраструктуры
• Управление документами
• Бухгалтерский учет
• Управление финансами
• Учет состояния инфраструктуры
• Управление документами
o Обеспечивающие задачи
• Управление инфраструктурой
• Резервное хранение данных Резервирование сервисов
• Управление инфраструктурой
• Резервное хранение данных Резервирование сервисов
>
2
Проводная и беспроводная передача данных
<
• Управление доступом
• Единый каталог
• Пе чать
• Видеонаблюдение
• Физическая безопасность
• Жизнедеятельность
4
Телефония и видеоконференцсвязь
Электр
онная почта
Управление доступом Единый каталог Печать
Видеонаблюдение Физическая безопасность Жизнедеятельность
Инфор мационная безопасность
5
>
Рисунок 2 - Информационные задачи функционирования Центра управления
Литература
1. Ильин, С.В. Уникальный объект на автомагистрали / С.В. Ильин, Е.В. Углова, С.С. Саен-ко // Автомобильные дороги. - 2014. - № 03(988). - С. 10-13.
2. Лазарев Ю.Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография - LAP LAMBERT, Германия: 2015. 173 с.
3. Федоров В.П. Стратегия долгосрочного развития магистральных автомобильных дорог /
В.П. Федоров, Н.В. Шаталова // Транспорт Российской федерации. - 2009. - № 2 (21), - с. 2022.
4. Лазарев Ю.Г., Анализ правовых и экономических аспектов применения опытно-экспериментальных полигонов на действующей сети автомобильных дорог. Технико-
технологические проблемы сервиса. 2016. № 2 (36). С. 52-56.
76
СПбГЭУ
5. Ермошин Н. А., Егошин А.М., Лазарев Ю.Г., Змеев А.Т. Проблемы и методологические аспекты организации дорожной деятельности в интересах военной безопасности государства. //Монография, С.-Пб.: ВА МТО- : ООО «Р-КОПИ», 2017. 164 стр.
6. Брайла Н.В., Лазарев Ю.Г., Романович М.А., Симанкина Т.Л., Улыбин А.В. Современные проблемы строительной науки, техники и технологии. Учебное пособие / Санкт- Петербург, 2017. 141 стр.
7. Лазарев Ю.Г., Формирование методики оценки точности (надежности) проектирования дорожных одежд нежесткого типа. / Ю.Г. Лазарев, П.А. Петухов, М.В. Широких/ Вестник
гражданских инженеров. 2016. № 2 (55). С. 3846.
8. Лааксонен Р., Методика расчета деформации дорожной конструкции в различных климатических условиях Финляндии/ Райнер Ла-аксонен, Гарри Кивикоски, Маркку Пинеймяки, Леена Коркияла- Тантту де Йоко Тортквист// Tiehallinnon selvityksia 57/2004. Сокращенный отчет - Юха Ряту, редакторы-консультанты -Яри Пихлаямяки и Маркку Пиенимяки, редактирование, русский язык - Ольга Довгулевич. Компания ФИННМАП Инфра, 2016. 25 с.
9. Морозов А.Г., Лазарев Ю.Г., Логистика придорожного сервиса / А.Г. Морозов, Ю.Г. Лазарев // Технико-технологические проблемы сервиса. 2015. № 4(34). С.77-82.
УДК 625.7
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА НА СЕТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Ю.Г. Лазарев1, К.Э. Зянкина2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21
Данная статья посвящена анализу международного опыта развития придорожного сервиса и поиску инновационных решений развития придорожного сервиса с целью их внедрения в РФ.
Ключевые слова: придорожный сервис, логистический подход, сервисное обслуживание, инновационные решения развития придорожного сервиса
ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF ROADSIDE SERVICE ON THE NETWORK OF FEDERAL ROADS
Yu.G. Lazarev, C.E. Ziancina
Saint-Petersburg state economic University (SPbGEU), 191023, Saint-Petersburg, st. Sadovaya, 21.
This article is devoted to analysis of international experience of development of roadside service and innovative solutions for the development of roadside service with the purpose of their introduction in Russia.
Keywords: roadside service, logistic approach, customer service, innovative solutions development of roadside service.
Введение
Придорожный сервис за рубежом, в отличие от РФ, развивался и развивается уже много десятков лет и является участником национальных экономик. Основными его показателями являются хорошо налаженная сеть придорожных объектов, низкая удаленность
объектов сервиса друг от друга, качественный сервис.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что одним из наиболее важных приоритетов для РФ в этих условиях является обеспечение устойчивости и предсказуемости работы объектов придорожного сервиса.
1Лазарев Юрий Георгиевич - кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры «Автосервис» СПбГЭУ, тел: +7 (812) 758-44-29, e-mail: [email protected];
2Зянкина Кристина Эдуардовна - магистр кафедры «Автосервис» СПбГЭУ, тел: +7 921-379-42-23; email: [email protected]