ДАНЕЛЬЯН Андрей Андреевич,
доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государства и права Дипломатической академии МИД России, e-mail: [email protected] ВАСЬКИНА Анастасия Юрьевна, аспирант Дипломатической академии МИД России, e-mail: [email protected]
12.00.10 - международное право; европейское право
ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ КАК УСЛОВИЕ ИХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
Аннотация. В настоящей статье проводится анализ общих обязательств государств-членов ВТО по многосторонним торговым договорам системы ВТО, на основе которых осуществляется регулирование международной торговли товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности; определяются специфические обязательства государств-членов ВТО, которые согласуются каждым государством в рамках переговорного процесса на индивидуальной основе.
Ключевые слова: общие обязательства, специфические обязательства, перечень уступок и обязательств по товарам, перечень специфических обязательств по услугам, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим.
УДК - 341 ББК - 67.404
DANELYAN Andrey Andreevich,
Doctor of Law, Associate Professor, Head of the State and Law Department of the Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry VASKINA Anastasia Yurjevna, Postgraduate student of the Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
GENERAL AND SPECIFIC OBLIGATIONS STATES AS CONDITION OF THEIR ACCESSION TO WTO
Annotation. In this article the authors analyze general obligations of WTO state members under multilateral trade agreements of WTO system, regulating international trade of goods, services and results of intellectual activity; identify specific commitments of WTO state members, which are negotiated by each state as part of the negotiation process on an individual basis.
Keywords: general obligations, specific commitments, schedule of concessions and commitments on goods, schedule of specific commitments on services, most-favoured-nation treatment, national treatment.
В связи с тем что в настоящее время в условиях процесса глобализации государства все более активно интегрируются в систему международных торговых отношений, в результате чего расширяются и усложняются их международные торговые связи, актуаль-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017
ным становится рассмотрение вопроса о правовом регулировании отношений государств в рамках международной торговой системы. В настоящее время единственной глобальной международной организацией, обладающей необходимым организационно-правовым механизмом регулирования
международных торговых отношений государств, является Всемирная торговая организация (ВТО).
Членами-учредителями ВТО выступили договаривающиеся стороны ГАТТ-1947, принявшие на себя обязательства по Соглашению об учреждении ВТО до конца 1996 г., а также Европейский союз. Основные правовые положения, касающиеся последующего присоединения к ВТО, закреплены в ст. XII Соглашения об учреждении ВТО. В соответствии с данной статьей любое государство или отдельная таможенная территория могут присоединиться к Соглашению об учреждении ВТО и многосторонним торговым договорам (Приложения 1—3 к Соглашению об учреждении ВТО) на условиях, согласованных между этим государством или этой таможенной территорией и ВТО [7, с. 2019 — 2031]. В частности, в качестве обязательного условия вступления в ВТО государства принимают на себя обязательства по выполнению положений многосторонних торговых договоров, на основе которых осуществляется регулирование международной торговли товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. Данные обязательства являются общими, то есть создают права и обязанности для всех членов ВТО.
Международное правовое регулирование торговли товарами осуществляется на основе норм Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ). Структура ГАТТ основана на пяти основных положениях, которые выражают сущность взятых членами ВТО обязательств: связывание и сокращение тарифных ограничений, установление запрета на нетарифные ограничения, соблюдение режима наибольшего благоприятствования (РНБ), соблюдение национального режима, обеспечение свободы транзита. Положения ГАТТ допускают установление импортных таможенных пошлин и сборов, взимаемых при ввозе товара на таможенную территорию государства в качестве формы торгового протекционизма. Уровень таможенных тарифов определяется государством в Перечне уступок и обязательств по товарам. «Связывание» является юридической га-
рантией того, что тарифы не будут повышены по сравнению с максимальным уровнем связывания, определенным в Перечне. Однако, несмотря на то, что установление тарифных ограничений является допустимым средством ведения внешнеторговой политики, применение таможенных тарифов и других сборов должно постепенно сокращаться посредством последующего проведения на взаимной и взаимовыгодной основе многосторонних переговоров. Обязательство об отмене нетарифных ограничений включает запрет на применение мер, ограничивающих количество импортируемых или экспортируемых товаров государств-членов ВТО. Суть РНБ по ГАТТ заключается в запрете дискриминации аналогичных товаров из разных стран по отношению друг к другу. Норма о предоставлении РНБ в отношениях между членами ВТО применяется безусловно. Обязательство по предоставлению РНБ, тем не менее, не является абсолютным. Исключения из РНБ предусматриваются в отношении преференций, предоставленных в момент заключения ГАТТ-1947, развивающихся стран, зон свободной торговли и таможенных союзов, а также преимуществ, предоставленных в целях развития приграничной торговли соседних стран. Суть национального режима по ГАТТ заключается в применении в отношении иностранных товаров не менее благоприятного режима по сравнению с отечественными товарами в области внутреннего регулирования и налогообложения. Иное будет рассматриваться как дискриминация импортных товаров для обеспечения защиты товаров отечественного производства. Из национального режима предусматриваются изъятия в отношении государственных закупок, осуществляемых для правительственных, а не коммерческих целей, то есть без намерения последующей перепродажи, а также в отношении субсидий. Свобода транзита обеспечивается в отношении товаров и транспортных средств всех членов ВТО, которым предоставляются равные условия при осуществлении транзитных перевозок [8, с. 2032-2048].
Регулирование международной торговли товарами осуществляется на основе
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
норм Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Одним из наиболее важных общих обязательств по ГАТС, так же как и по ГАТТ, является обязательство по соблюдению РНБ — предоставление на взаимной основе странами-членами ВТО условий и возможностей для услуг и поставщиков услуг не менее благоприятных, чем в отношении услуг и поставщиков услуг из любого другого государства [9, с. 2300-2335]. Когда ГАТС вступило в силу, некоторые страны уже заключили с торговыми партнерами преференциальные соглашения в сфере услуг. Члены ВТО выразили мнение о необходимости временно сохранить данные преференции. Члены ВТО предоставляют более благоприятный режим определенным странам в отношении отдельных секторов услуг посредством перечисления в своих Перечнях изъятий из РНБ [11, с. 186]. Эффект изъятий из РНБ заключается в освобождении государства от обязательства по его предоставлению без отклонений от обязательств по статьям XVI ГАТС (доступ на рынок) и XVII ГАТС (национальный режим). Период применения изъятий не должен превышать десяти лет. Изъятия из РНБ допускаются в отношении соглашений об экономической интеграции и интеграции рынков рабочей силы, правительственных закупок услуг, приграничной торговли, а также в целях избежания двойного налогообложения [3, с. 652, 653]. При этом в качестве обоснования применения изъятий из РНБ государства не должны использовать исключительное положение страны или обусловливать их специфическими видами услуг. Единственным законным основанием применения изъятий является их включение в Перечень обязательств при присоединении страны к ВТО или в рамках последующих многосторонних торговых переговоров [2, с. 214]. Следует обратить внимание на то, что ГАТС распространяет свое действие не только на услуги, но и на поставщиков услуг, в то время как в ГАТТ речь идет только о товарах, но не о поставщиках товаров [13, с. 50]. Кроме того, в ГАТС отсутствуют специальные положения, касающиеся предоставления преимуществ развивающимся стра-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017
нам [1, с. 799]. Единственное, что может рассматриваться в качестве обоснования учета их интересов, - зафиксированное в преамбуле и в ст. XIX ГАТС положение о том, что либерализация торговли услугами должна вестись на основе взаимной выгоды, баланса прав и обязательств всех членов ВТО с должным вниманием к целям их национальной политики [5, с. 287]. Обязательство по предоставлению РНБ дополнено рядом других недискриминационных положений ГАТС.
Нормы, касающиеся защиты интеллектуальной собственности в рамках многосторонней торговой системы, закреплены в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) [10]. Нормы ТРИПС сформулированы как минимальные материально-правовые стандарты внутригосударственной охраны интеллектуальной собственности. Минимальный материально-правовой стандарт охраны основывается на Конвенции по охране промышленной собственности, Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций и Договоре об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем. Соглашение позволяет членам ВТО предоставлять в пределах своих территорий более широкую охрану, чем та, которая предусмотрена ТРИПС, при условии, что она не противоречит его положениям [14, с. 77]. Ключевым принципом ТРИПС является унификация права интеллектуальной собственности. Наряду с ним принципами ТРИПС также являются принципы предоставления национального режима и РНБ. ТРИПС требует от государства-члена ВТО предоставления физическим и юридическим лицам других членов режима, не менее благоприятного по сравнению с режимом, который предоставляется физическим и юридическим лицам данного государства. В отличие от всех других договоров об интеллектуальной собственности, ТРИПС включает обязательство по предоставлению РНБ. РНБ обязывает стороны незамедлительно и безусловно предоставить льго-
ты, привилегии и иммунитеты, предоставляемые одному члену ВТО всем другим членам ВТО [12, с. 1067].
В рамках переговорного процесса по присоединению к ВТО каждым государством на индивидуальной основе согласовываются специфические обязательства, которые содержатся в Протоколе о присоединении государства к ВТО и прилагаемых к нему документах - Докладе Рабочей группы, Перечне уступок и обязательств по товарам и в Перечне специфических обязательств по услугам. Перечни являются неотъемлемой частью ГАТТ и ГАТС и имеют такой же правовой статус, как и эти соглашения. Именно это обусловливает важность процесса переговоров о согласовании и утверждении Перечней. Перечни фиксируют юридически связывающие обязательства государств-членов ВТО по доступу на их рынки товаров, услуг и поставщиков услуг. «Связывание» составляет ядро обязательств по ВТО и имеет решающее значение для обеспечения законности и поддержания стабильности и прозрачности международной торговой политики.
Содержание специфических обязательств по ГАТТ определяется тем, что каждое государство на индивидуальной основе определяет и устанавливает в Перечне уступок и обязательств по товарам максимальную ставку таможенной пошлины, которая может быть взыскана с импортируемых товаров. Установление данного правила призвано предотвратить обход зафиксированного в Перечне уровня связывания посредством введения сверх этого уровня дополнительных сборов и пошлин, не указанных в Перечне. Очевидно, что применение ставки таможенной пошлины выше ее максимального уровня будет являться нарушением связанного обязательства.
Специфические обязательства по ГАТС принимаются в части доступа на рынок и предоставления национального режима [12, с. 820]. Для обеспечения доступа на рынок при помощи предусмотренных ГАТС способов поставки государства-члены ВТО обязаны предоставлять друг другу не менее благоприятный режим по срав-
нению с тем, который закреплен в Перечне его специфических обязательств [9, с. 2300-2335]. Перечень разрешенных ГАТС ограничительных мер приведен в п. 2 ст. XVI ГАТС. Данный перечень является исчерпывающим. Иными словами, если нормативными документами, регулирующими импорт услуг в конкретном государстве, будут установлены иные ограничения, то они не включаются в перечень специфических обязательств [15].
Несмотря на то что ГАТТ и ГАТС имеют одинаковую цель, процесс либерализации услуг существенно отличается от этого же процесса в отношении товаров в рамках ГАТТ. В то время как процесс либерализации по ГАТТ предусматривает проведение переговоров по связыванию тарифных ставок в отношении определенных товаров, особенности торговли услугами обусловливают более сложный характер процесса переговоров о либерализации. Согласно ГАТС, государство самостоятельно определяет содержание специфических обязательств, то есть то, какой сектор (подсектор) услуг оно открывает, а какой сохраняет закрытым (полностью или с изъятиями), а также способы поставки услуг в этом секторе. Государство не берет на себя никаких обязательств по либерализации, если данный сектор не указан в его Перечне [12, с. 821]. Еще одно отличие касается обязательств по предоставлению национального режима, под которым понимается предоставление иностранным услугам и поставщикам услуг не менее благоприятного режима по сравнению с режимом, который устанавливается для отечественных услуг и поставщиков услуг [9, с. 2300-2335]. Данная норма представляет собой одновременно и цель, и обязательство. Она является целью в том смысле, что каждый раунд переговоров предназначен для работы в направлении соблюдения обязательства по предоставлению национального режима. Но это также обязательство в том смысле, что члены должны применять национальный режим ко всем мерам, затрагивающим поставку услуг в секторах, включенных в Перечень, и с учетом любых условий, изложенных в нем [11, с. 188]. Особенность ГАТС заключается в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
том, что национальный режим в данном случае не является общим обязательством и предоставляется выборочно - только в секторах и только на условиях, в отношении которых государство приняло на себя обязательства. Такой гибкий подход позволяет государствам сохранять значительный контроль над уровнем либерализации услуг, что было особенно важно для получения поддержки развивающихся стран в ходе Уругвайского раунда переговоров [12, с. 821]. Обязательство предоставления национального режима в рамках ГАТС шире по объему, но более ограничено в применении по сравнению с ГАТТ. ГАТТ распространяется только на торговлю товарами, ГАТС же действует в отношении не только услуг, но и поставщиков услуг. В то время как ГАТТ распространяется на «внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования», влияющие на внутренние коммерческие операции в отношении товаров, нормы ГАТС применяются просто «в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг» [12, с. 849]. Существует несколько вопросов в трактовке обязательства по предоставлению национального режима в рамках ГАТС, которые оказывают большое влияние на функционирование данного Соглашения. Первый вопрос обусловлен соотношением содержания ст. XVI ГАТС с обязательствами по национальному режиму по ст. XVII ГАТС. Неопределенность в отношении смысла специфических обязательств возникает в связи с тем, что сферы распространения обязательств по доступу на рынок и национальному режиму четко не разграничены. Ограничения, которые запрещены ст. XVI ГАТС, включают и дискриминационные, и недискриминационные меры, что создает пересечения между сферой применения обязательств по доступу на рынок и национальному режиму. Таким образом, меры, которые противоречат ст. XVI ГАТС и ст. XVII ГАТС, обусловливают потенциальные расхождения между обязательствами по доступу на рынок и национальному режиму и приводят к неоднозначности толкования этих обязательств. Статья XX ГАТС определяет порядок действия в данной ситуации:
если меры, не совместимые со ст. XVI ГАТС и ст. XVII ГАТС, вносятся в колонку с ограничениями доступа на рынок, то это также будет рассматриваться как указание на условие или оговорку к обязательству по национальному режиму [12, с. 847]. Второй вопрос: распространяется ли рассматриваемое обязательство на все способы поставки услуг, предусмотренные ГАТС, или государства сохраняют за собой право определять способы поставки услуг на своей территории? В отличие от ст. XVI ГАТС, четко указывающей на необходимость предоставления доступа на рынок посредством всех способов поставки, в отношении национального режима в ст. ГАТС XVII такая конкретизация отсутствует. Имеется только указание на то, что национальный режим применяется в секторах, в отношении которых принято данное обязательство на условиях и требованиях, определенных в Перечне. Эти положения вызывают неопределенность в отношении того, допускает ли обязательство по предоставлению национального режима разграничение способов поставки, или оно распространяется в равной мере на все способы поставки в секторах услуг, в которых было принято обязательство по доступу на рынок. Кроме того, четко не определено, является ли обязательство по предоставлению национального режима самостоятельным по отношению к обязательству доступа на рынок, или национальный режим применяется только в случае, если было принято обязательство по доступу на рынок [12, с. 849]. В отличие от обязательства по доступу на рынок, в отношении национального режима список ограничений в ГАТС не предусмотрен, то есть государство самостоятельно определяет меры, посредством которых оно имеет право дискриминировать поставщиков услуг другого государства, и включает их в перечень своих обязательств. Вместе с тем ГАТС допускает применение изъятий из национального режима без включения их в Перечень, если они являются формальными и не вызывают изменений в условиях конкуренции в пользу национальных услуг или поставщиков. Различие в режимах также допускается, если оно обусловлено стремлени-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
ем обеспечить справедливое или эффективное обложение прямыми налогами иностранных услуг или поставщиков услуг [3, с. 645]. Следует обратить внимание на то, что государство не обязано предоставлять компенсацию за потерю конкурентных преимуществ, вызванную иностранным характером услуг или поставщиков услуг. Это может быть истолковано как предоставление государству возможности применять дополнительные ограничения на своем рынке услуг без нарушения обязательств по ГАТС.
Все национальные перечни специфических обязательств соответствуют стандартному формату, который призван облегчить проведение сравнительного анализа. В соответствии с ним обязательства разделены на два вида - горизонтальные и секторальные (вертикальные). Горизонтальные обязательства охватывают одновременно все секторы или подсекторы услуг. В перечне секторальных обязательств указаны ограничения в отношении конкретных секторов или подсекторов услуг [6, с. 200, 201]. Наименование секторов услуг основывается на классификационном перечне секторов услуг, подготовленном Секретариатом ГАТТ [17] в соответствии с аналитическим перечнем ООН [16].
Включение сектора или подсектора услуг в Перечень означает принятие государством обязательств по предоставлению доступа на рынок и национального режима в отношении данного сектора или подсектора на условиях, указанных в Перечне. Если государство не желает брать на себя обязательство в отношении какого-либо сектора или подсектора, то в Перечне это фиксируется словом «не связано» с указанием на то, что в данном случае государство сохраняет свободу регулирования в данном секторе или подсекторе. Если государство связало себя обязательством по доступу на рынок и национальному режиму, то оно обязуется не вводить новых мер, ограничивающих торговлю услугами [12, с. 857]. «Связывание» обязательств защищает от возможных негативных изменений в отношении условий доступа на рынок и национального режима для услуг и поставщиков услуг.
В заключение отметим, что Соглашением об учреждении ВТО при наличии исключительных обстоятельств предусматривается возможность освобождения участника от обязательства, вытекающего из Соглашения об учреждении ВТО или многостороннего торгового договора. Освобождение может быть предоставлено только на определенных условиях и на определенный срок [4, с. 13].
Список литературы
[1] Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М.: Статут, 2015.
[2] Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М.: Издательство «Экономика», 2003.
[3] Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М.: Международные отношения,
2014.
[4] Зенкин И.В., Якубова Н.Г. ВТО в схемах и тестах: Методическое пособие по изучению права ВТО. М.: Международные отношения,
2015.
[5] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Пер. с франц. В.П. Серебрянникова, В.М. Шумилова. - М.: Международные отношения, 2002.
[6] Лопатина О.Н. ВТО: введение в правовую систему: Монография. М.: Национальный книжный центр, 2012.
[7] Agreement establishing the World Trade Organization // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 37 (приложение, ч. V).
[8] General Agreement on Tariffs and Trade 1994 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 37 (приложение, ч. V).
[9] General Agreement on Trade in Services / / Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 37 (приложение, ч. V).
[10] Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 37 (приложение, ч. V).
[11] Arup C. The World Trade Organization knowledge agreements. New York: Cambridge University Press, 2008.
[12] Macrory P.F.J., Appleton A.E., Plummer M.G. The World Trade Organization: Legal, Economic and PoliticalAnalysis. Volume I. USA: Springer Science+Business Media, Inc., 2005.
[13] Mattoo A., Stern R.M., Zanini G. A Handbook of International Trade in Services. -New York: Oxford University Press Inc., 2008.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
[14] Stoll P.-T., Busche J., Arend K. WTO -Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights. Max Planck Commentaries on World Trade Law. Leiden - Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2009.
[15] Issues of Trade in Services in the WTO Accession Negotiations (Methodical Aid) / UNCTAD Division on International Trade in Goods and Services, and Commodities. CommercialDiplomacyProgramme. Geneva, 2001 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctad.org/ru/docs/ditctncdmisc 18_ru.pdf (дата обращения: 09.01.2017).
[16] Provisional Central Product Classification. Statistical Papers. ST/ESA/STAT/ SER.M/77 / Department of international economic and social affairs, Statistical Office of the United Nations. New York, 1991 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.tralac.org/files/2013/12/UN-CPC-Provisional-central-product-classification.pdf (дата обращения: 09.01.2017).
[17] Services Sectoral Classification List. 10 July, 1991. MTN.GNS/W/120 // [Электронный ресурс]. Режим доступа:https:// www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/mtn_ gns_w_120_e.doc(дата обращения: 09.01.2017).
Spisok literatury
[1] Vel'yaminov G.M. Mezhdunarodnoe pravo: opy'ty'. M.: Statut, 2015.
[2] Dyumulen I.I. Mezhdunarodnaya torgov-lya uslugami. M.: Izdatel'stvo «E'konomika», 2003.
[3] Zenkin I.V. Pravo Vsemirnoj torgovoj organizacii. M.: Mezhdunarodny'e otnosheniya,
2014.
[4] Zenkin I.V., Yakubova N.G. VTO v sxemax i testax: Metodicheskoe posobie po izucheniyu prava VTO. M.: Mezhdunarodny'e otnosheniya,
2015.
[5] Karro D., Zhyujar P. Mezhdunarodnoe e'konomicheskoe pravo / Per. s franc. V.P. Serebryannikova, V.M. Shumilova. - M.: Mezhdunarodny'e otnosheniya, 2002.
[6] Lopatina O.N. VTO: vvedenie v pravovuyu sistemu: Monografiya. M.: Nacional'ny'j knizhny'j centr, 2012.
[7] Agreement establishing the World Trade
Organization // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2012. № 37 (prilozhenie, ch. V).
[8] General Agreement on Tariffs and Trade 1994 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2012. № 37 (prilozhenie, ch. V).
[9] General Agreement on Trade in Services // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2012. № 37 (prilozhenie, ch. V).
[10] Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights / / Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2012. № 37 (prilozhenie, ch. V).
[11] Arup C. The World Trade Organization knowledge agreements. New York: Cambridge University Press, 2008.
[12] Macrory P.F.J., Appleton A.E., Plummer M.G. The World Trade Organization: Legal, Economic and PoliticalAnalysis. Volume I. USA: Springer Science+Business Media, Inc., 2005.
[13] Mattoo A., Stern R.M., Zanini G. A Handbook of International Trade in Services. -New York: Oxford University Press Inc., 2008.
[14] Stoll P.-T., Busche J., Arend K. WTO -Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights. Max Planck Commentaries on World Trade Law. Leiden - Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2009.
[15] Issues of Trade in Services in the WTO Accession Negotiations (Methodical Aid) / UNCTAD Division on International Trade in Goods and Services, and Commodities. Commercial DiplomacyProgramme. Geneva, 2001 // [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa:http:// unctad.org/ru/docs/ditctncdmisc18_ru.pdf (data obrashheniya: 09.01.2017).
[16] Provisional Central Product Classification. Statistical Papers. ST/ESA/STAT/ SER.M/77 / Department of international economic and social affairs, Statistical Office of the United Nations. New York, 1991 // [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.tralac.org/files/2013/12/UN-CPC-Provisional-central-product-classification.pdf (data obrashheniya: 09.01.2017).
[17] Services Sectoral Classification List. 10 July, 1991. MTN.GNS/W/120 // [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa:https://www.wto. org/english/tratop_e/serv_e/mtn_gns_w_ 120_e.doc(data obrashheniya: 09.01.2017).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017