наиболее успешно экспортируемых товаров, и много ниже, чем в экспорте сырья. Отечественный рынок услуг слабо развит по ассортименту и качеству услуг, практически не имеет получившей международное признание правовой базы, на которую смогли бы ориентироваться как российские, так и иностранные поставщики услуг. Организационные формы деятельности его структур малоэффективны и нерациональны. Специфика российского рынка услуг заключается и в том, что многие его сектора никогда не были знакомы с иностранной конкуренцией, а в некоторых отраслях с начала их основания производители услуг пользовались преимуществами монопольного положения. В основе своей сфера услуг исторически была ориентирована на удовлетворение бытовых потребностей населения. Социальный престиж сферы бытовых услуг был крайне невысок и квалификация работников, по сравнению с промышленным производством, как правило, была более низкой.
В случае вступления России в ВТО в сфере услуг ей придется долгие годы балансировать на грани риска между возможными преимуществами от активизации инвестиционного, технологического, технического, кадрового и иных форм сотрудничества с продвинутыми в этих отношениях странами и реальной угрозой потери отечественного производства услуг в наиболее высокотехнологичных отраслях сервиса, где наше отставание исчисляется десятками лет. Это - система телекоммуникаций, наукоемкие технологии сервиса, система банковских услуг, услуг связи и др.
Уже сегодня Россия несет существенные потери на внутреннем и внешнем рынках транспортных пассажирских и грузовых перевозок (морских, авиационных, автомобильных), теряет позиции на рынке консалтинговых, аудиторских, рекламных услуг, в строительстве и связи. Очевидно, что эти потери носят долгосрочный характер, и кардинально изменить ситуацию в ближайшие годы не удастся.
В перспективе негативный для отечественных производителей услуг характер имеет предпочтительное для уже вступившей в ВТО страны Соглашение с ГАТС по правительственным закупкам и субсидиям. Это соглашение не носит сугубо обязательный характер, но не исключено, что некоторые наиболее влиятельные члены ВТО будут настаивать на присоединении к нему и России. В части ограничений или полного запрета применения экспортных и некоторых видов внутренних субсидий Россия может поставить своих отечественных производителей услуг в крайне трудное положение не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Достижение конкурентного паритета отечественных и зарубежных производителей услуг без субсидий на эти цели
правительства и других экономических субъектов в обозримом будущем практически недостижимо.
Проблематичной для России выглядит также ситуация со вступлением в ВТО ряда стран СНГ, образовавших с Россией таможенный союз и заключивших объемные многосторонние торговые соглашения. Форсируя процесс подписания Соглашения эти страны готовы на существенно более широкие уступки ВТО в части либерализации торговли товарами и услугами, что может быть использовано, с одной стороны, для дополнительного давления на Россию при переговорах с ВТО, а с другой стороны - осложнить процесс интеграции внутри самого СНГ.
Все эти, лежащие на поверхности, плюсы и минусы вступления России во Всемирную торговую организацию безусловно дополнятся при тщательном анализе факторов-уступок и оговорок, которыми она в будущем намерена защитить свое экономическое пространство и отстоять при минимальных потерях свой экономический, политический, духовный, культурный и др. суверенитет.
Сегодня уже вступившей в ВТО России в качестве приоритетных условий этого шага необходимо учесть следующие моменты:
1. Исходной позицией текущего этапа России как нового члена ВТО полагать (с официальным признанием ведущих членов этой организации) статус страны с развивающейся рыночной экономикой.
2. В главных и определяющих компонентах Соглашения средствами экономического, политического и иного характера обеспечить надежный уровень защиты стратегически важных отраслей и производств национальной экономики, а также сохранение менталитета российского государства и народов, его населяющих.
3. Установление переходного периода адаптации России в ВТО для осуществления в полном объеме комплекса либерализационных мер в режиме внешнеэкономической деятельности, приведения в соответствие с требованиями ВТО законодательной базы и внутреннего социетального правового пространства, обеспечения эффективной деятельности соответствующих институциональных структур, формирования идеологии субъектов услуг и массового сознания населения в соответствии с новыми реалиями общественного бытия.
В противном случае, права, которые Россия уже получила от вступления в ВТО, в конечном счете, окажутся мало сопоставимыми или слабо корреспондирующимися с внешними и внутренними проблемами, возникшими как результат ее практического освоения нового для нее институционального экономического пространства.
Источник: http://www.mbis.bashkortostan.m/posts?p=9.
Нигматуллина Р.А.
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
УДК 339.54:061.1(100)
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
В статье раскрываются основные принципы и задачи ГАТС, основные разделы ГАТС, общие и специфические обязательства стран - членов ВТО.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Генеральное соглашение по торговле услугами, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, либерализация торговли, специфические обязательства.
THE GENERAL AGREEMENT ON TRADE IN SERVICES AND ITS VALUE
In article reveal the basic principles and problems of GATS, the GATS main sections, the general and specific obligations of member countries of the WTO.
Key words: World Trade Organization, the General agreement on trade in services, national treatment, most favored nation treatment, trade liberalization, specific obligations.
Основные принципы и правила взаимоотношений стран - членов ВТО в сфере международной торговли услугами были зафиксированы в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), которое вошло в «Марракешское Соглашение об образовании Всемирной торговой организации» в качестве Приложения 1В [1]. Таким образом, ГАТС, вступившее в силу 1 января 1995 г., стало первым шагом на пути постепенного включения этого сектора мировой экономики в сферу многостороннего регулирования.
В преамбуле ГАТС указывается, что его задачами является установление принципов и правил в торговле услугами в целях ее дальнейшего развития, либерализации путем проведения периодических раундов многосторонних торговых переговоров, а также ускорения экономического развития всех торговых партнеров.
ГАТС содержит три основных раздела:
- основной, «рамочный», раздел ГАТС, определяющий общие принципы и правила, которыми страны-члены должны руководствоваться при применении национальных мер, регулирующих торговлю услугами;
- индивидуальные («специфические») обязательства стран-членов в отношении секторов услуг,
включенных ими в списки своих обязательств;
- приложения к основному разделу ГАТС, устанавливающие принципы и правила в отношении ряда отдельных секторов услуг (воздушные перевозки, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги);
- раздел с перечислением тех секторов, к которым принцип наибольшего благоприятствования в торговле временно не применяется.
1. Общие обязательства стран - членов ВТО в рамках ГАТС
Положениями ГАТС охватываются все виды услуг (при этом оно распространяется на их производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку), предоставляемые на коммерческой основе четырьмя способами:
- трансграничной поставкой услуг (способ 1);
- перемещением потребителей в страну-экспортер (способ 2);
- учреждением коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу (способ 3);
- временным перемещением физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги (способ 4) [2].
Исключение составляют услуги, оказываемые «в связи с выполнением правительственных функций», то есть услуги, которые поставляются не на коммерческой и не на конкурентной основе. Это означает, что услуги по охране здоровья или по образованию, предоставляемые в рамках правительственных обязательств перед населением, выпадают из сферы ГАТС. Вместе с тем положения Соглашения распространяются на те же виды услуг, параллельно оказываемые частными фирмами. Единственным исключением из круга ведения ГАТС являются права на воздушные перевозки, хотя остальные услуги, относящиеся к этой сфере (ремонт и обслуживание самолетов, продажа и маркетинг услуг, связанных с воздушными перевозками, услуги по компьютерной резервации авиабилетов), подпадают под положения Соглашения.
Основные положения общих обязательств стран
- членов ВТО в области торговли услугами изложены в Разделе II ГАТС и состоят в следующем:
Режим наибольшего благоприятствования (РНЕ):
- в отношении мер регулирования торговли услугами страны - члены ВТО должны взаимно предоставлять «режим не менее благоприятный, нежели тот, который предоставляется аналогичным услугам и поставщикам услуг любой другой страны» [2];
- ГАТС признает, что на данном этапе не все страны имеют возможность немедленно выполнить это обязательство, поэтому любая страна имеет право по своему желанию сохранять меры. Исключения из РНБ могут оставаться в силе в течение 10 лет, после чего они должны быть отменены или стать предметом переговоров.
Транспарентность внутренних нормативных актов и процедур:
- учитывая, что большинство секторов услуг жестко регулируется, доступ на эти рынки зависит от наличия информации о действующих внутренних нормативных актах; по этой причине все национальные законы и другие нормативные акты, касающиеся производства и торговли услугами, должны публиковаться;
- в целях обеспечения гласности нормативных актов каждая страна-член обязана в течение двух лет со времени вступления в силу Соглашения о создании ВТО создать один или несколько информационных пунктов, которые бы по запросу любой из сторон выдавали интересующую ее информацию.
Постепенная либерализация международной торговли услугами
Для достижения целей ГАТС, в частности, дальнейшей либерализации международной торговли услугами, страны-члены взяли на себя обязательство о периодическом проведении новых раундов переговоров, первый из которых должен был начаться не позднее пяти лет после вступления в силу Соглашения о создании ВТО [3].
2. Специфические (секторальные) обязательства стран - членов ВТО в рамках ГАТС
В ходе переговоров Уругвайского раунда страны имели значительную свободу в выборе секторов услуг, в отношении которых они были готовы принять на себя обязательства.
Общие обязательства подлежат принятию с некоторыми временными оговорками, тогда как специфические - являются предметом переговоров между заинтересованными государствами. Сфера специфических обязательств стран-членов регулируется положениями Раздела III ГАТС:
Доступ на рынок
Каждая страна-член обязана предоставить услугам и поставщикам услуг других стран-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который в виде ограничений и условий зафиксирован в ее списке обязательств [4].
Национальный режим
Принцип национального режима неразрывно связан с принципом режима наибольшего благоприятствования, и его целью является гарантия того, что импортные товары и услуги, попадающие на внутренний рынок, не будут дискриминироваться по сравнению с продукцией национальных производителей. В торговле товарами единственной допустимой защитой национальной продукции являются таможенные тарифы. Однако, поскольку импорт услуг не облагается таможенными тарифами, а регулируется нормативными документами, введение в рамках ГАТС безусловного национального режима, то есть уравнивание в правах отечественных и иностранных поставщиков, означало бы внезапную утрату национальными производителями услуг какой-либо защиты и фактический переход к режиму полностью свободной торговли в этом секторе. Характерная особенность положений ГАТС, касающихся предоставления национального режима: в рамках ГАТС национальный режим предоставляется лишь в тех секторах и в тех пределах, в отношении которых страны-члены приняли на себя соответствующие обязательства.
Переговоры в отношении обязательств в области торговли услугами велись на основе классификатора секторов услуг, составленного Секретариатом. Классификатор состоит из 12 секторов, включающих в общей сложности 155 подсекторов:
1) деловые услуги (46 подсекторов);
2) услуги средств связи (24);
3) строительные и связанные с ними инженерные услуги (5);
4) распределительные (торговые) услуги (5);
5) образовательные услуги (5);
6) услуги, связанные с охраной окружающей среды (4);
7) финансовые услуги (17);
8) услуги по охране здоровья и социальные услуги (4);
9) туризм и услуги, связанные с путешествиями (4);
Пример специфических обязательств Российской Федерации по услугам
Способы поставки: (1) трансграничная поставка; (2) потребление за границей; (3) коммерческое присутствие;
(4) присутствие физических лиц
Сектор или подсектор Ограничения доступа на рынок Ограничения национального режима Допол. обяза- тельства
А. Деловые услуги
а) профессиональные услуги Юридические услуги, за исключением нотариальных услуг (СРС 861), только по вопросам международного частного права, международного публичного права и права государства, в юрисдикции которого персонал поставщика услуг получил квалификацию (1) Нет. (2) Нет. (3) Нет, за исключением следующего: - только в отношении адвокатской деятельности: адвокаты могут осуществлять адвокатскую деятельность только посредством адвокатского кабинета, адвокатского бюро, коллегии адвокатов и юридической консультации. (4) Обязательства не принимаются, кроме указанных в части I «Горизонта льные обязательства». (1) Нет. (2) Нет. (3) Нет, за исключением указанного в колонке «Ограничения доступа на рынок». (4) Обязательства не принимаются, кроме указанных в части I «Горизонтальные обязательства».
Ь) аудит и бухучет (СРС 862*) (1), (2) Нет, за исключением следующего: - бухгалтерский отчет должен быть подписан аттестованным по законодательству Российской Федерации бухгалтером, работающим по контракту с юридическим лицом Российской Федерации. (3) Нет, за исключением следующего: - коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица Российской Федерации. (4) Обязательства не принимаются, кроме указанных в части I «Горизонтальные обязательства». (1), (2) Нет, за исключением следующего: - бухгалтерский отчет должен быть подписан аттестованным по законодательству Российской Федерации бухгалтером, работающим по контракту с юридическим лицом Российской Федерации. (3) Нет, за исключением указанного в колонке «Ограничения доступа на рынок». (4) Обязательства не принимаются, кроме указанных в части I «Горизонтальные обязательства», а также при следующих условиях: - занимать должность руководителя организации, оказывающей услуги в области бухгалтерского учета, могут только лица, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
В. Компьютерные и связанные с ними услуги (СРС 84) (1) Нет. (2) Нет. (3) Нет. (4) Обязательства не принимаются, кроме указанных в части I «Горизонтальные обязательства». (1) Нет. (2) Нет. (3) Нет, за исключением следующего: - обязательства не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки, относящихся к национальной культуре и самобытности. (4) Обязательства не принимаются, кроме указанных в части I «Горизонтальные обязательства».
10) услуги, связанные с проведением досуга; услуги в области культуры и спорта (5);
11) транспортные услуги (35);
12) прочие услуги, не включенные в другие разделы (1).
Все обязательства стран-членов делятся на горизонтальные и секторальные. Горизонтальные обязательства - это ограничения по доступу на рынок и предоставлению национального режима, применяемые ко всем секторам услуг; секторальные обязательства представляют собой попозиционные ограничения, действующие в отношении каждого конкретного сектора.
Секторальные обязательства представлены в виде таблиц. Записи в таблицах с обязательствами делаются отдельно для каждого из четырех способов поставки услуг, посредством которых осуществляется международная торговля услугами:
- графа «нет» (попе) означает, что в отношении данного вида услуги страна не ограничивает ни доступ на рынок для иностранных поставщиков, ни предоставление им национального режима;
- графа «обязательства не принимаются» (ип-Ьошк1) указывает на то, что в отношении данного вида услуг страна-член желает оставить за собой свободу действий по сохранению действующих нормативных актов или введению новых, которые несовместимы с положениями ГАТС о доступе на рынок или с национальным режимом. В случае специфических обязательств, содержащих ограничения в отношении конкретного вида услуг и способа поставки, страна должна в данной строке детально описать меры, которые противоречат положени-
ям ГАТС о доступе на рынок и национальному режиму; делая такую запись в таблице, страна-член берет на себя обязательство не вводить мер свыше указанных.
Выше приводится таблица, которая отражает ограничения по обязательствам российской стороны в отношении иностранных поставщиков.
Отсутствие обязательства в списке не означает, что импорт данного вида услуг в страну не разрешен. Страны-члены могут иметь весьма либеральный режим в отношении каких-то видов услуг без принятия на себя соответствующих обязательств в рамках ГАТС. Соответственно без обязательств, зафиксированных в списке, нет гарантии, что режим доступа на рынок останется либеральным и предсказуемым и не будет внезапно ужесточен.
В настоящее время Россия принимает обязательства, то есть гарантирует определенный уровень доступа в 116 секторах услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Для каждого сектора, включенного в Перечень, прописываются обязательства, определяющие условия поставки услуг четырьмя основными способами.
Источники:
1. Соглашения ВТО // Официальный сайт ВТО. 1ЖЬ: http://www.wto.m/docшnents.asp?f=sogl&t=13.
2. Приложение 1В: Генеральное соглашение по торговле услугами // Официальный сайт ВТО. 1ЖЬ: http://www.wto.ru/content/documents/docs/prillB.doc.
3. Там же. Статья 19.
4. Там же. Статья 16.
Гаржанова А.В.
старший преподаватель кафедры « Экономическая теория и мировая экономика»
Уфимской государственной академии экономики и сервиса,
Россия, г. Уфа
УДК [334.723 : 339.543] : 69 (470)
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В статье рассматриваются механизмы взаимоотношения государственных и частных структур в рамках вступления Российской Федерации в ВТО на примере строительной промышленности. Делается акцент на нормативно-правовые аспекты регулирования государственно-частного партнерства, а также предлагаются меры по эффективному применению взаимоотношений «государство - бизнес» в строительной отрасли.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, Всемирная торговая организация, нормативноправовая база, федеральный закон.
THE PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP EXECUTION MECHANISMS WITHIN RUSSIA’S ACCESSION TO THE WTO BASED ON THE EXAMPLE OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY
In the article the public and private partnership relations mechanisms within Russia's Accession to the WTO based on the example of the construction industry have been studied. The legal aspects of the public and private partnership regulation are emphasized. Some measures to establish the «state-business» relations in the construction industry are suggested.
Key words: public and private partnership, the World Trade Organisation, legal rules, the Federal law.
Государственно-частное партнерство является важным связующим элементом в развитии взаимоотношений между государством и предпринимательскими структурами во всех развитых экономиках мира. Сотрудничество государства и бизнеса, основанное на взаимовыгодных условиях, помогает развитию экономики страны, усилению ее конкурентоспособности и, таким образом, увеличивает ее ВВП.
Согласно определениям, принятым в иностранной литературе, государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой систему отношений государства и бизнеса, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития, а также как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности. Но наиболее четкое понятие ГЧП дал Всемирный банк, обозначив ГЧП как «соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования» [1].
Что касается Российской Федерации, то в нашей стране к ГЧП как государство, так и частные структуры относятся осторожно. Это связано с тем, что на протяжении многих лет в нашей стране существовали плановые отношения, основанные на командно-административной экономике, и резкий переход, вызванный социально-экономическими процессами конца 90-х годов прошлого столетия, не сказался должным образом на деятельности как государства, так и бизнеса, и все положительное, что можно было заимствовать у развитых стран, не всегда приживается в условиях российской действительности. Однако опыт передовых экономик мира показывает, что грамотно построенная политика отношений государства и бизнеса приводит как раз к максимальной отдаче и положительному эффекту. Особенно широко эти отношения поощряются рядом международных финансовых и экономических организаций, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, а также Всемирная
торговая организация (ВТО).
Для поддержания отношений между государством и бизнесом необходим ряд нормативно-правовых документов, регулирующих и контролирующих деятельность обеих сторон. Однако в России федеральное законодательство, предметом которого являлось бы государственно-частное партнерство, в России пока не получило развития. Единственным специальным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», определяющий порядок применения механизма концессии при реализации проектов ГЧП.
Но многие регионы самостоятельно научились регулировать отношения между субъектом федерации и предпринимательскими структурами. Так, например, в 2006 г. законодательным собранием Санкт-Петербурга принят Закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» [2]. В Республике Калмыкия с 1 января 2009 г. вступил в силу Закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия». В Республике Дагестан действует Закон Республики Дагестан от 1 февраля 2008 г. № 5 «Об участии Республики Дагестан в государственночастных партнерствах». В ряде других субъектов РФ (Самарская, Челябинская области и др.) такие нормативные акты находятся в стадии активной подготовки.
В связи с вступлением России в ВТО дискуссия вокруг отношений государства и частных структур развернулась с еще большей силой. За последние месяцы, прошедшие после официального вступления России в ВТО, состоялось немало форумов, встреч и заседаний на государственном и региональном уровне представителей государственных и деловых кругов. Обеспокоены вопросами своего дальнейшего развития участники многих отраслей российской экономики, в частности строительства. Участники и представители деловых кругов надеются на поддержку государства в случае, если вхождение в ВТО обернется для них неблагоприятно и приведет к негативным последствиям.
Тем не менее ВТО имеет свое мнение на развитие отношений «государство - бизнес» в пользу последнего. Так, положительной чертой для предприятий от