СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 37.0
Грасс Татьяна Петровна
Кандидат педагогический наук, доцент кафедры экономики и управления, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
Колесникова Юлия Николаевна
Аспирант кафедры педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ США, ГЕРМАНИИ И КИТАЯ*
Аннотация. В статье ставится задача провести анализ подходов к формированию предприимчивости в общеобразовательной школе в трех экономически развитых странах: в США, Германии и Китае, обеспечивающие развитие личности школьника и передачу знаний и компетенций, которые будут способствовать его успешному трудоустройству или самозанятости. В ходе работы над статьей авторы опирались на сравнительный метод, позволяющий им получить обоснованный научный и практический результат. Особое внимание уделено практическому аспекту формирования предприимчивости, которые реализуются в специальных программах трех исследуемых нами стран.
На основе анализа подходов к формированию предприимчивости в трех странах, их результативности и практического применения, авторы приходят к выводу о том, что, несмотря на большие различия в экономических, социальных и культурных условиях формирования предприимчивости в США, Германии и Китае, оказывается, что в этих странах формирование предприимчивости у школьников в целом базируется на американской модели, но с учетом специфики этих стран.
Ключевые слова: предприимчивость, общеобразовательная школа, программы и проекты, личная инициатива, американская модель, сотрудничество.
Постановка проблемы. В третьем тысячелетии многие развитые страны стали уделять большое внимание деловой активности школьников, реализуя разнообразные программы и проекты по формированию предприимчивости и обучению предпринимательству в школах. Специальным объектом становится понятие «предприимчивость», рассматриваемая с точки зрения многих наук. Изучение предприимчивости как социального феномена важно для выявления закономерностей процесса восходящей мобильности личности, в какой бы области это ни происходило. Таким образом, развитие предприимчивости становится одним из важнейших направлений современного
образования, цель которого - обеспечение развития личности и сообщение ей знаний и компетенций, которые будут способствовать успешному трудоустройству или самозанятости [8].
В Юго-Восточной Европе в настоящее время на национальном уровне проходит работа по интегрированию обучения предприимчивости в качестве ключевого элемента, который содействует устойчивому экономическому росту и повышению конкурентоспособности [6]. В ЕС была издана рекомендация Парламента ЕС под названием «Европейская рамка ключевых компетенций в целях обучения в течение всей жизни» (2006). Седьмая компетенция относится
* Статья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 17-06-00183.
именно к предприимчивости и определяется как «способность человека превращать идеи в действия. Сюда входит творческий потенциал, инновации и готовность взять на себя риск, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленной цели. Все это помогает человеку в ежедневной жизни, дома и в обществе понять суть своей работы и не упустить представившиеся возможности, а также является фундаментом для овладения более конкретными навыками и знаниями, которые так нужны тем, кто занимается социальной или коммерческой деятельностью. Сюда должно входить понимание этических ценностей и продвижение добросовестного управления» [6].
Еще в начале ХХ в. крупный американский ученый John Dewey утверждал, что «истинно все, что полезно». Обращая особое внимание на ценность самой практической деятельности и личного опыта подростка, он считал, что обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности, которое формирует у учащегося определенное свойство характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям [4].
Цель данной статьи - рассмотреть общее и различия в самих подходах к формированию предприимчивости в США, Германии и Китае для более глубокого понимания особенностей американского, немецкого и китайского подходов формирования предприимчивости, поскольку в этих странах накоплен богатый опыт, который еще недостаточно изучен, понят и является очень актуальным и может представлять определенный интерес для российской педагогической общественности.
Проводя исследование, мы использовали метод сравнения, позволяющий выявить как сходство, так и различия в подходах к формированию предприимчивости у школьников в исследуемых нами странах. Благодаря ему было обнаружено, что несмотря на большие различия в экономических, социальных и культурных условиях формирования предприимчивости в США, Германии и Китае, в этих странах, с одной стороны, имеется много общего в подходах, поскольку все они базируются в основном на американской модели формирования предприимчивости,
а с другой стороны, в каждой из указанных стран формирование предприимчивости в школах осуществляется с учетом специфики этих стран. Анализируя отечественную и зарубежную литературу, мы выявили, что, хотя вопросы предпринимательства и предприимчивости тесно связаны, тем не менее, исследователи все же в большей степени акцентируют свое внимание на проблемах предпринимательства и в меньшей степени на предприимчивости.
Мы в свою очередь постараемся охарактеризовать именно формирование предприимчивости у школьников в зарубежных странах.
Американский подход к формированию предприимчивости. Соединенные Штаты Америки всегда уделяли большое внимание развитию предприимчивости, предпринимательского мышления и деловой активности у школьников, реализуя разнообразные программы и проекты по обучению предпринимательству в средних школах [1]. Формирование предприимчивости у американских школьников происходит в разных социальных институтах, включая общеобразовательную школу, где системно реализуются разнообразные специализированные проекты и программы, которые обучают школьника идти на разумный риск, воспитывают нестандартность, независимость мышления, предпринимательский менталитет и умения работать в команде.
Американская деловитость стала синонимом предприимчивости, активности в работе, организованности и умения вести дело.
Сегодня в основу формирования предприимчивости можно положить тезис известного американского гуру бизнеса P. Drucker, «сделать знания производительными», другими словами, приобретенные теоретические знания по предприимчивости в школе необходимо реализовать в конкретный продукт. Это происходит после обучения на специализированных программах. Возьмем, к примеру, «Программу достижения молодых» с проектом «Банк в действии», представляющую собой многоцелевой проект, предназначенный для старшеклассников. Целью этого проекта являются знакомство с банковской терминологией и получения знаний по банковскому делу, маркетингу и т. д. [11]. Н. И. Емельянова, анализируя
содержание учебной программы общеобразовательной школы в США, отмечает, что для «общей подготовки учащихся к рынку труда большинство общеобразовательных школ предлагают курсы по изучению бизнеса, стенографии, бухгалтерского учета, работы с офисной техникой, обработке данных» [5]. Профессиональные навыки всегда рассматривались американцами как путь к успеху, повышению личного статуса. Притягательность образования обусловлена в США его экономической значимостью [1]. Не случайно ученые придерживаются мнения, что предприимчивость проявляют не только люди, открывшие свое дело, но и любые профессионалы, достигающие успеха в выбранной сфере деятельности.
Сотрудничество бизнес-структур со школой в США осуществляется через инвестирование в различные социальные проекты и программы, которые предприниматели увязывают со стратегическими целями развития основного бизнеса, что способствует развитию креативности, инновации, развитию предприимчивости и предпринимательских качеств подрастающих поколений [1]. Американский психолог D. McClelland справедливо полагал, что отличительной психологической особенностью предприимчивых людей является более высокий уровень мотивации достижения, который выступает «соревнованием с некими существующими стандартами» [9]. По мнению профессоров из Мэрилендского университета J. Baum, E. Locke, предприимчивость определяется как способность личности принимать оптимальное решение в нестандартной, постоянно изменяющейся ситуации. Под оптимальным решением понимается то, которое учитывает основные аспекты ситуации: экономический, нравственный и правовой [7]. Следует признать, что такая довольно эффективная американская модель формирования предприимчивости у подрастающих поколений получила широкое распространение в Европе и в Азии, об этом мы скажем ниже.
Общие черты в формировании предприимчивости в США, Германии и Китае. К общим подходам формирования предприимчивости, объединяющим эти страны с точки зрения формирования предприимчивости, можно отнести следующие.
Во-первых, идея о необходимости специ-
ально организованного развивающего воздействия предпринимательского компонента образования в рамках школы, которое способно обеспечить формирование у школьников экономических знаний и умений творчески применять их при решении различных задач, проявляя при этом самостоятельность, инициативность, ответственность.
Во-вторых, создание программ по формированию предприимчивости у школьников через развитие таких качеств, как смелость, настойчивость, восприимчивость и креативность, которые развиваются с помощью всего спектра школьных предметов и различных форм внеурочной деятельности школьников.
В-третьих, проекты и программы по формированию предприимчивости объединяются одним ключевым компонентом -привлечением школьников к разработке собственного бизнес-проекта и организации собственной фирмы, и управлению ею. К примеру, по мнению Федерального министерства экономики и энергетики Гер -мании, дисциплина «Основы экономики» должна стать неотъемлемой частью учебного плана каждой общеобразовательной школы. И речь идет не о том, что каждый учащийся в будущем создаст собственное предприятие, а о воспитании креативности, предприимчивости, социальных навыков. Суть данной программы - обучение через опыт, формирование способности у школьника придумывать идеи и воплощать их в реальную жизнь. На сайте можно найти информацию обо всех существующих инициативах по внедрению духа предпринимательства в школах. Партнерами данной инициативы являются Федеральный союз лиц свободных профессий [14].
В-четвертых, в настоящее время выпускники школ США, Германии и Китая уже не могут больше рассчитывать только на одну «работу в течение всей своей жизни». В связи с постоянно меняющимся рынком труда и экономики, молодежи приходится сталкиваться с разными видами работ и компаниями (например, работа по найму, фриланс, самозанятость и т. п.).
В-пятых, в исследуемых нами странах происходит выявление основных функций предприимчивости как особого типа активности школьников, удовлетворяющих по-
требности личности и общества в целом
Особенности формирования предприимчивости в Германии. К особенным подходам формирования предприимчивости у школьников с учетом социокультурных и экономических условий можно отнести то, что Германия ставит своей целью приобретение школьниками специальных знаний и умений, которые необходимы им для выполнения конкретной работы. В федеральной земле Германии Баден-Вюртемберг с 2016 г. в расписание общеобразовательных школ с 7-го класса внесен новый предмет «Профориентация», целью которого является оказание помощи школьникам в решении различных экономических вопросов в повседневной и профессиональной жизни.
Следует подчеркнуть, что в немецкой общеобразовательной школе тема предпринимательства появляется только в старших классах на уроках экономики, социологии или в форме инновационных внешкольных инициатив, таких как проект «Внедрение духа предприимчивости в школы» («Untemehmergeistindie Schulen»). Это интернет-портал, созданный с целью поддержки школьников и педагогов в области обучения экономике и предпринимательству.
Полезность таких инициатив очевидна. Проведенные исследования подтверждают, что молодые люди со склонностью к предпринимательству, принимавшие участие в мероприятиях, направленных на формирование предприимчивости, значительно быстрее могут открыть собственный бизнес, чем те, кто не участвовал в подобных мероприятиях.
Программа «Schüler im Chefsessel» (Ученик в кресле начальника), созданная при содействии Федерального союза молодых предпринимателей Германии, предлагает учащимся старших классов средней школы и преподавателям провести один день с предпринимателем, познакомиться с объемом работы. Они имеют возможность присутствовать на совещаниях и других мероприятиях, проходящих в течение рабочего дня. После этого участники пишут эссе, которое оценивается независимыми экспертами: предпринимателями, учителями, журналистами. Лучшие эссе награждаются призами. Цель данного проекта - показать школьниками, что предпринимательство - это не только
ответственность и риск, но еще и самореализация и успех [15]. Моделирующие игры (с использованием компьютера), онлайн-состязание «Jugendgrundet» (Молодежные стартапы) направлены на формирование у школьников личных качеств предпринимателя, включая предприимчивость, коммуникабельность, самостоятельность и ответственность для школьников в возрасте от 16 до 21 года. Инициатором данной программы выступает Федеральное министерство образования и научных исследований Германии. Отличительной чертой данной предпринимательской инициативы является сосредоточение на развитии навыков управленческой работы и создании бизнес-планов. Участники получают доступ к справочным материалам и виртуальному образовательному пространству. В ходе данного состязания участники придумывают оригинальную бизнес-идею, создают свое виртуальное предприятие и проходят восемь этапов онлайн-игры [13].
Особенности формирования предприимчивости в Китае. В новом тысячелетии Китай, экономическая система которого определяется как социализм с китайской спецификой, вектор своего внимания сосредоточил на формировании предприимчивости у школьников на основе американской модели.
Проблема формирования предприимчивости у китайских школьников решается весьма успешно. В конце ХХ в. понятие «школьное предприятие» появилось в расширяющейся экономической деятельности школ. Сегодня школьные предприятия включают в себя фабрики, фермы, строительные компании и широкий спектр компаний, оказывающих услуги населению. Итак, особенность китайского подхода к формированию предприимчивости заключается в творческом и прагматическом характере формирования предприимчивости у школьников, включающем широкий спектр видов деятельности. Американский профессор D. Stern в статье «Предприятие и образование» отмечает, что большинство школ управляют как минимум одним опытным хозяйством [10].
В условиях сокращения рабочих мест, вследствие замедления экономического роста, многие выпускники столкнутся с про-
блемами трудоустройства. Понимая это, Председатель КНР Xi Jinping призывает будущих выпускников попробовать себя в роли предпринимателей. Общество осознает важность предпринимательской деятельности для развития экономики, научного, технологического прогресса и создания рабочих мест [2]. Таким образом, формирование предприимчивости в общеобразовательной школе происходит не только с помощью усвоения теоретических знаний, но и приобретения практического опыта. В ряде школ обучающиеся получают квалификацию в сфере аграрного хозяйства. Для этого в школах организуют полный цикл деятельности: от создания продукта до рынка сбыта. Таким образом, выпускники не только могут выращивать продукт, но и владеют основами маркетинга и финансовой грамотности, которые необходимы будущим предпринимателям [3].
Огромную роль при формировании предприимчивости, по словам профессора Пекинского университета Zhao Zhiqun, играют существующие программы, ориентированные на сотрудничество между школами и предприятиями в Китае [12]. Наряду с формированием личностных качеств школьника, такое сотрудничество оказывается весьма полезным при подготовке педагогов к решению данных задач, использованию больших возможностей общеобразовательного процесса при создании научно-методической базы, необходимой для реализации перспективных образовательных программ по формированию предприимчивости и популяризации профессий, которые востребованы сегодня в Китае.
Следовательно, в обучении предприимчивости есть два отдельных направления (узкое и широкое): одно - это заниматься коммерческой деятельностью, а другое -быть предприимчивым, т. е. вести себя как предприниматель и обладать некоторыми предпринимательскими знаниями, навыка-
ми и отношением к делу, и при этом не обязательно заниматься коммерческой деятельностью. В этом смысле важно определить конкретные типы обучения предприимчивости. В отчете Мирового экономического форума говорится, что обучение предприимчивости состоит из следующих трех компонентов [6]:
- личное развитие: обучение предприимчивости должно создавать атмосферу доверия, мотивировать прогресс, усиливать предпринимательское мышление, прививать желание достигать целей и вдохновлять на действие;
- бизнес-развитие: техническая, финансовая грамотность и навыки, чтобы самостоятельно работать и заниматься такой работой и предпринимательской деятельностью, которые ведут к самоусовершенствованию; для этого необходимы соответствующие деловые и функциональные учебные программы;
- развитие навыков предприимчивости: обучение предприимчивости должно прививать социальные навыки, умение работать в команде, творческий подход к решению проблем, поиск возможностей, умение продать товар или услугу, проводить интервью, делать презентации, обучать групповому лидерству, умению налаживать сотрудничество, иметь дело с бюрократией, знать местные культурные нормы и то, как они влияют на бизнес, и т. д.
Заключение
Проведенный анализ общих и особенных подходов к формированию предприимчивости показал, что США, Германия и Китай применяют свои доказательные подходы к формированию предприимчивости у школьников, основанные на базовой модели, которые подкрепляются реальными примерами, начиная от реализации разнообразных проектов и программ и заканчивая демонстрацией жизнеспособности своих собственных моделей формирования предприимчивости.
Библиографический список
1. Грасс Т. П. Великобритания, США и Новая Зеландия: формирование культуры предпринимательства у школьников: монография. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2015. - 351 с.
2. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Латынина Е. С. Формирование предприимчивости и культуры предпринимательства школьников в США и Китае как педагогическая проблема // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2016. - № 3 (37). -С. 6-11.
3. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Рыбакова Е. В. Инновационный подход к формированию предприимчивости и культуры предпринимательства у школьников-мигрантов в практике общеобразовательной школы Великобритании и США // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 1. - С. 186-191.
4. Дьюи Дж. Школа и общество. - М.: Работник просвещения, 1925. - 127 с.
5. Емельянова Н. И. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в средних учебных заведениях США (историко-педагогическое исследование): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 173 с.
6. Хедер Э., Любич М., Нола Л. Обучение предприимчивости как ключевой компетенции УРОВЕНЬ 2 ISCED. - Загреб: Magnus Gubernator d.o.o., 2011. - 84 с.
7. Baum J. R., Locke E. A. The relationship of entrepreneurial traits, skill, and motivation to subsequent venture growth // Journal of Applied Psychology. - 2004. - № 89 (4). - P. 587-589.
8. DeAtiles J., & Allexsaht-Snide M. Effective approaches to teaching young Mexican immigrant children. Retrieved May 25, 2017 from (2003). № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ericdigests.org/2003-4/immigrant-children.html (дата обращения: 10 May 2017).
9. McClelland D. Need achievement and entrepreneurship: a longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology. - 1965. - № 1. -P. 45.
10. Stern D. Enterprise and Education: A View from China Executive Summary [Электронный ресурс]. - URL: http://ncrve.berkeley.edu/ cw82/executivesummary.html (дата обращения: 12 May 2017).
11. Roebuck D., Brawley D. Forging Links between academic and business communities // Journal of Education for business. - 1996. -
Jan. 71 (3). - P. 125.
12. Zhiqun Zhao. School-enterprise Cooperation in Chinas Vocational Education and Training [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.inap.uni-bremen.de/dl/pres11/keynotes/ Keynote2-Zhiqun%20Zhao-School-enterprise%20 Cooperation %20in%20China% 20s % 20 Vocational%20Education%20and%20Training.pdf. (дата обращения: 12 May 2017).
13. Josten M., van Elkan M. Unternehmergeist in die Schulen?! Ergebnisse aus der Inmit-Studie zu Entrepreneurship Education-Projekten an deutschen Schulen. Herausgegeben vom Ministerium für Wirtschaft und Technologie, Reihe Mittelstandspolitik, Existenzgründungen, Dienstleistungen, Berlin, 2010. S. 10-11. [Электронный ресурс]. - URL: https://oekonomische.bildung-rp.de/fileadmin/ user_upload/oekonomische. bildung-rp.de/Informationsmaterial/ Ergebnisse_ INMIT-Studie.pdf (дата обращения: 12 May 2017).
14. Alt S., Baharian A., Kummer J. Entrepreneurship Education Begeisterung wecken, Talente entdecken. Eschborn. 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unternehmergeist-macht-schule.de/SharedDocs/Downloads/ materialien-lehrer/Broschuere-Entrepreneurship-Education-Begeisterung-wecken-Talente-entdecken.
pdf?_blob=publicationFile (дата обращения:
11 May 2017).
15. Sekretariat der Ständigen Konferenz der Kultusminister der Länder in der Bundesrepublik Deutschland. Wirtschaftliche Bildung an allgemein bildenden Schulen. Bericht der Kultusministerkonferenz vom 19.10.2001 i.d.F. vom 27.06.2008. Berlin. 128 p. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kmk. org/fileadmin/Dateien/veroeffentlichungen_ beschluesse/2001/2001_10_19-Wirtschaftliche-Bildung-allg-Schulen.pdf (дата обращения: 10 May 2017).
Поступила в редакцию 17.05.2017
Grass Tatiana Petrovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Professor, Head of the chair ofEconomics and Management at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk
Petrishchev Vladimir Innokentievich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Head of Foreign Languages chair at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk.
Kolesnikova Yuliya Nikolaevna
Postgraduate Student of the chair of Pedagogic at Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, [email protected]
GENERAL AND PECULIAR APPROACHES TO THE ENTERPRISING FORMATION IN CONTEMPORARY SCHOOLS IN THE USA, GERMANY
AND CHINA*
Abstract. The article aims to analyze approaches to the formation of enterprising in schools in three economically developed countries: the USA, Germany and China which provide the development of a school student personality and the transfer the knowledge and competencies to promote his successful employment and to be self-employed.
In the course of work on the article the authors relied on the comparative method which allows to obtain the reasonable scientific and practical results. Special attention was paid to the practical aspect of the enterprising formation which is realized in the special programs of three countries under study.
On the basis of the approaches' analyze to the formation of enterprising in three countries, their effectiveness and practical application, the authors come to conclusion that despite of huge differences in economic, social and cultural conditions when enterprising formation takes place in the USA, Germany and China, it turns out that the enterprising formation in these countries is based on the American model along with the consideration of the specific character of these countries.
Keywords: enterprising, school, programs and projects, personal initiative, American model, cooperation.
References
1. Grass, T. P., 2015. Great Britain, the USA and New Zealand: the formation of entrepreneurial culture for school students. Krasnoyarsk: V. P. Astafiev KSPU Publ., 351 p. (In Russ.).
2. Grass, T. P., Petrishchev, V. I., Latynina, E. S., 2016. The formation of the enterprising and the culture of entrepreneurship of school students in the USA and China. Proceedings of V. P. Astafiev KSPU, 3 (37), p. 6-11. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Grass, T. P., Petrishchev, V. I., Rybako-va, E. V., 2014. Innovative approach to enterprising and the culture of entrepreneurship formation for migrant school students in practice of secondary schools in Great Britain and the USA. Siberian pedagogical journal, 1, pp. 186-191. (In Russ.).
4. Dui, D., 1925. School and society. Moscow: Rabotnik prosveshhenija Publ., 127 p. (In Russ.).
5. Emelianova, N. I., 2009. Intergation of school and professional training of youth in colleges in the USA (historical and pedagogical study). Cand. Diss.
Moscow, 173 p. (In Russ.).
6. Kheder, E., Lubich, M., Nola, L., 2011. Teaching enterprising as a key competency Level 2 ISCED. Zagreb: Magnus Gubernator d.o.o. Publ., 84 p. (In Russ.).
7. Baum, J. R., Locke, E. A., 2004. The relationship of entrepreneurial traits, skill, and motivation to subsequent venture growth. Journal of Applied Psychology, 89 (4), pp. 587-589. (In Eng.).
8. De Atiles, J., & Allexsaht-Snide, M. Effective approaches to teaching young Mexican immigrant children. Retrieved May 25, 2017 from (2003) № 3 [online]. Available at: http://www.ericdigests. org/2003-4/immigrant-children.html (accessed 10 May 2017) (In Eng.).
9. McClelland D., 1965. Need achievement and entrepreneurship: a longitudinal study. Journal of Personality and Social Psychology, 1, pp. 45. (In Eng.).
10. Stern, D., 2017. Enterprise and Education:
* The article is prepared with the help of the financial support from the Russian Foundation for the Basic Research (RFBR), project № 14-06-00183.
A View from China Executive Summary. Available at: http://ncrve.berkeley.edu/cw82/executivesumma-ry.html (accessed 12 May 2017) (In Eng.).
11. Roebuck, D., Brawley, D., 1996. Forging Links between academic and business communities. Journal of Education for business, Jan.71 (3), p. 125. (In Eng.).
12. Zhiqun, Zhao, 2017. School-enterprise Cooperation in Chinas Vocational Education and Training. Available at: http://www.inap.uni-bre-men.de/dl/pres11/keynotes/Keynote2-Zhiqun%20 Zhao-School-enterprise%20Cooperation%20in%20 China%20s%20Vocational%20Education%20 and%20Training.pdf (accessed 12 May 17) (In Eng.).
13. Josten, M., van Elkan, M., 2010. Unternehmergeist in die Schulen?! Ergebnisse aus der Inmit-Studie zu Entrepreneurship Education-Pro-jekten an deutschen Schulen. Herausgegeben vom Ministerium für Wirtschaft und Technologie, Reihe Mittelstandspolitik, Existenzgründungen, Dienstleistungen, Berlin. S. 10-11. Available at: https://oe-
konomische.bildung-rp.de/ fileadmin/ user_upload/ oekonomische.bildung-rp.de/Informationsmaterial/ Ergebnisse_INMIT-Studie.pdf (accessed 12 May 2017) (In Germ.).
14. Alt, S., Baharian, A., Kummer, J., 2015. Entrepreneurship Education Begeisterung wecken, Talente entdecken. Eschborn. 76 S. Available at: http:// www.unternehmergeist-macht-schule.de/Shared-Docs/Downloads/materialien-lehrer/Broschuere-En-trepreneurship-Education-Begeisterung-weck-
en-Talente-entdecken.pdf?__blob=publicationFile
(accessed 11 May 2017) (In Germ.).
15. Sekretariat der Ständigen Konferenz der Kultusminister der Länder in der Bundesrepublik Deutschland. Wirtschaftliche Bildung an allgemein bildenden Schulen. Bericht der Kultusministerkonferenz vom 19.10.2001 i.d.F. vom 27.06.2008. Berlin. 128 S. Available at: http://www.kmk.org/filead-min/Dateien/veroeffentlichungen_beschluesse/2001 /2001_10_19-Wirtschaftliche-Bildung-allg-Schulen. pdf (accessed 10 May 2017) (In Germ.).
Submitted 17.05.2017