Научная статья на тему 'Обществознание: знание об обществе или о себе в обществе? Или как преподавать обществознание на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС'

Обществознание: знание об обществе или о себе в обществе? Или как преподавать обществознание на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазалова Вероника Евгеньевна

В статье представлен опыт создания системы духовно-нравственного развития средствами предмета «Обществознание» в основной школе. Автор представил личную систему работы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазалова Вероника Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обществознание: знание об обществе или о себе в обществе? Или как преподавать обществознание на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС»

УДК 3(07) Мазалова В.Е.

обществознание: знание об обществе или о себе в обществе? Или как преподавать обществознание на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГоС

В статье представлен опыт создания системы духовно-нравственного развития средствами предмета «Обществознание» в основной школе. Автор представил личную систему работы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Ключевые слова: федеральные образовательные стандарты, личностные результаты обучающихся, гражданственность, патриотизм, воспитание, социализация.

Современные подростки. Какие они? С одной стороны, они более информированные, интеллектуальные. С другой стороны, социологи и социальные психологи констатируют бытующую в среде подростков немотивированную жестокость, социальный инфантилизм с преобладанием потребительских настроений. Зачастую это приводит к деформации личностного развития подростков. Для ее преодоления главная роль отводится учителю, вводящему ученика в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время создающему условия для открытия подростком уникального и неповторимого собственного «Я».

Создание таких условий начинается с предоставления подростку права и возможности выбора собственных образовательных целей и содержания образования. Этому способствует реализация образовательных программ, предусматривающих деление параллели на учебные группы по предметам с целью индивидуализации образования в основной школе, как стратегического направления повышения его качества в процессе внедрения ФГОС нового поколения. Деление

Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

на группы осуществляется по выбору учеников. Основанием для деления на группы являются образовательные интересы подростков: они выбирают не уровень изучения, а специфику предмета.

«Подросток в мире права», «Социальные роли подростка», «Социологические исследования», «Подросток в экономической сфере» - это тот же курс обществознания, но со своими акцентами.

Одной из задач работы в данном направлении является создание системы духовно-нравственного развития средствами предмета обществознание, направленной на выявление психологических и методических основ использования личного социального опыта учащихся в процессе обучения обществознанию; разработку модифицированной программы курса обществознания для 6-7 классов со специфическим компонентом «Духовная культура подростка» в рамках поточно-группового обучения; определение методических условий эффективности использования педагогических технологий для достижения личностных результатов духовно-нравственного развития при обучении обществознанию.

Раздел II. Опыт инновационной деятельности МАОУ «Лицей № 4» г. Перми

Основным является разработка модифицированной программы «Духовная культура подростка», ориентированной на формирование в младшем подростковом возрасте жизненных смыслов и духовных ценностей, формирование ценностно-мировоззренческой компетенции личности.

Главным при реализации ее содержания является выбор приемов и методов, достигающих стратегии превращения обществоз-нания в личностно-значимый результат для младшего подростка. Наиболее эффективным оказывается использование игровой, проектной, кейс-технологии, технологии развития критического мышления.

Актуален и метод моделирования социального опыта. К примеру, на уроке по теме «Семья» обучающиеся создают модели авторитарной, либеральной, индифферентной, демократической семьи, делают выбор той или иной модели и аргументируют его. В заключение синквейном осмысляют функции семьи, особенности семейных отношений и роль семьи в своей жизни. В итоге формируется умение соотносить свои и чужие поступки с идеальной моделью, с тем, как должно быть.

Могут быть использованы:

• воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения обучающихся в специально созданных условиях. Например, при изучении темы «Межличностные отношения» обучающиеся предлагают способы разрешения межличностных конфликтов, возникающих в ходе учебного процесса, что способствует воспитанию толерантности и укреплению межличностных отношений в классном коллективе;

• проблемные ситуации - это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. Например, на уроке «Отношения между людьми» предлагается следующая ситуация: однажды холодным вечером семейка ежиков легла тес-

ной кучей, чтобы согреться и не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы игл, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение. Так они метались из одной печальной крайности в другую.

Обучающиеся на основе предложенной ситуации должны сформулировать выбор, перед которым оказались ежики («дилемма ежиков» - затруднительный выбор между двумя взаимоисключающими решениями), и помочь ежикам сделать выбор. Анализ ситуации помогает сформулировать тему и цель урока. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализе, умении видеть за отдельными фактами закономерности и др.;

• метод проектов способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Продуктами проектной деятельности в рамках темы «Человек, общество, природа» могут быть «Правила экологического поведения школьников», «Социальный портрет молодежи», презентация «Ценности современной молодежи». В процессе реализации проекта приобретается опыт, который, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности, становится бесценным достоянием обучающихся;

• игровая технология. Игра помогает осмыслить, что такое справедливость и несправедливость, и сформулировать понятия. Оценив игру как несправедливую, ученики создают правила справедливой игры. С использованием метода ситуационного анализа обучающиеся подводятся к пониманию того, что является причинами несправедливости

и что можно сделать, чтобы несправедливости стало меньше.

Данные приемы, методы и технологии складываются в единую методическую стратегию «открытия», главной ценностью которой является самостоятельная исследовательская деятельность ученика, выводящая его за рамки учебного времени.

Уровень развития исследовательской компетенции оценивается по готовому продукту. Например, в результате исследования «Влияние мультфильмов на младших школьников» ученицей сделан сопоставительный анализ влияния советских и американских мультфильмов на младших школьников.

Во внеурочном компоненте системы духовно-нравственного воспитания большую роль играют краткосрочные курсы по выбору. Программа краткосрочного курса «История Великой Отечественной войны в названиях улиц Перми» ориентирована на конкретный практический результат, про-

дукт - электронную презентацию. Программа содержит критерии и показатели результативности, объекты оценивания и критерии оценивания деятельности обучающихся. Реализуется с использованием проектной технологии с целью приобщения к российской истории, воспитания любви к Отечеству, сохранения памяти о людях фронтового поколения.

Таким образом, практика показывает, что поточно-групповое обучение дает и учителю возможность реализовать собственные смыслы педагогической деятельности. В частности, выстраивание образовательного процесса для достижения таких личностных результатов в соответствии с ФГОС, как «формирование развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам, способности к нравственному самосовершенствованию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.