ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Гасымов Самир Малик оглы ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье излагается авторская позиция экономики знаний как характеристики общества знаний и обосновывается позиция о возрастании роли экономики образования как фундамента обеспечения повышения эффективности тех процессов, которые в конечном счете, приводят к увеличению массы интеллектуального труда.
Ключевые слова: общество знаний, экономика знаний, экономика образования, интеллектуальный труд.
В последние годы человечество приблизилось к новому этапу своей истории. В обозримой перспективе человеческое общество, т. е. общественные отношения, производительные силы, политический строй, общественное сознание и прочее, что охватывается данным понятием, вступит в новую фазу своего развития, главные направления которого будут определяться параметрами и требованиями экономики знаний. Ее особенностью является повышенное внимание к знаниям, которыми обладают отдельные индивидуумы. В свою очередь для повышения эффективности использования этих знаний значительно расширяется спрос на новые технологии, особенно информационно-коммуникационные. Ожидается, что новые технологии могут способствовать разработке и реализации демократических процедур принятия решений, повышению эффективности управления и непрерывному обучению членов общества в течение всей их сознательной жизни.
В связи с этим появляется новое направление экономических исследований в науке и новая дисциплина в образовании - экономика знаний. Существуют различные точки зрения относительно места экономики знаний в системе понятий обществоведения. Дебатируется вопрос, является ли общество знаний переходом от аграрного и затем индустриального обществ к принципиально новой эре социального развития либо это всего лишь их последующий, т. е. естественным образом вытекающий из них этап. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального общества, когда накопление богатства было связано главным образом с материальными активами. По их мнению, благосостояние зависит от нематериальных
активов - опыта, ноу-хау, знаний. По мнению
других, считающих, что это всего лишь следующая фаза эпохи индустриального развития, благосостояние зависит от производственных процессов, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность. Независимо от этих различных точек зрения, важно то, что переход к обществу знаний, основанный на повышении инновационной активности, происходит в условиях глобализации экономики и соответственно сопровождается возрастанием угроз научно-технологической безопасности для каждой отдельно взятой страны.
Необходимость участия в конкурентной гонке за обладание новейшими научными достижениями и технологиями требует огромных усилий по овладению и созданию новых знаний. В настоящее время многими международными организациями признается, что знания необходимы не только для развитых, но и для развивающихся стран, причем для последних особенно важен доступ к электронным банкам знаний, облегчающим доступ и овладение новыми научно-техническими достижениями.
В свете этого особое внимание начинает уделяться человеческому капиталу, созданию такой развитой инфраструктуры, которая позволила бы использовать накопленный опыт и знания в области производства и потребления и способствовать их еще большему развитию.
Учитывая, что эти тенденции стали общемировыми и отставание в процессе овладения и создания новых знаний создает существенную угрозу научно-технологической безопасности страны и соответственно ведет к проигрышу в конкурентной борьбе, рассмотрим наиболее существенные особенности экономики знаний и ос-
160
Гасымов Самир Малик оглы, 2013
новные проблемы ее развития в России.
Экономика знаний характеризуется тремя принципиальными особенностями. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Нельзя предоставить часть знания на пробу, чтобы потом продать всю партию. Свойство дискретности знания вызывало сомнения в том, что рыночный механизм для него будет столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние работы например, сотрудников ЦЭМИ РАН В. И. Данилова, Г. А. Кошевого, А. И. Сотс-кова показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов.
Вторая особенность состоит в том, что знания по своей природе подобны другим общественным (публичным) благам: будучи созданными, они становятся доступными в принципе всем без какой-либо дискриминации. Граница между частными и общественными благами размыта вообще, а не только применительно к знаниям. Исторически доля общественных благ в ВВП постепенно растет (закон Вагнера), хотя имеются попытки сделать традиционные публичные блага частными (например, частные тюрьмы в США). Общество знания по своей природе обеспечивает более равномерное распределение благ между своими членами. Что касается отношения общества к интеллектуальной собственности, то уровень жесткости борьбы с пиратством в этой области определяется именно его решением (в Китае более 90% компьютерных программ - пиратские, в России - несколько меньше).
И наконец, третья особенность состоит в том, что знание - это по своей природе информационный продукт. Информация после потребления не исчезает, как, например, обычный материальный предмет. Недаром Т. Джефферсон в 1813 г. писал, что пользующиеся чужими идеями не обедняют автора, подобно тому, как получавший свет от чужой лампы не погружает хозяина в темноту.
Вторая и третья особенности знания приводят к тому, что распространители знаний в рыночной экономике оказываются, в некотором смысле, в монопольном положении. Распространитель знания стремится продать максималь-
ное количество «копий знания», что вполне естественно, поскольку затраты на копирование чрезвычайно малы. Однако если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. Очевидно, распространитель знания стремится определить такую цену, при которой он получает максимальную прибыль. В ряде работ показывается, что традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным (Парето-оптимальным) состояниям экономики. Эффективность достигается в том случае, когда используются так называемые дискриминационные цены, т. е. цены, зависящие от конкретного потребителя, от его категории.
Использование дискриминационных цен требует большего профессионализма, чем в случае обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного предоставления продуктов типа знаний или информации постепенно накапливается в разных странах и применительно к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программных продуктов. Заметим, что дискриминационные цены осуждались (Дж. Робинсон) и даже законодательно запрещались (Акт Шермана в США) в традиционной экономике, поскольку именно они используются монополиями для получения сверхприбылей.
Исследование ценообразования на рынке компьютерных программ показывает, насколько тонким может быть этот процесс. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет, церковь), а также усложнение самого продукта (версии программы, система upgrade, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще решается и проблема качественного предоставления товара, т. е. деятельность по распространению пиратских копий искореняется экономическим методом. Впрочем, в настоящее время проблема пиратских копий считается спорной: некоторые потребители предпочитают иметь менее
Экономика образования ♦ №2, 2013
161
Роль коммерциализации интеллектуальной собственности в индустр.-инновац. развитии
качественные, но более дешевые копии. Кроме того, нелегальный бизнес на производстве пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации и тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. То есть уровень развития данного рынка находится пока на такой стадии, когда существование нелегального сектора является,
по-видимому, позитивным. Можно ожидать, что в процессе совершенствования рынка, в том числе по мере снижения уровня цен на интеллектуальную продукцию, нелегальный сектор будет уменьшаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.
Gasymov Samir Malik oglu SOCIETY OF KNOWLEDGE AND EDUCATION ECONOMY
Summary: In article the author’s position of economy of knowledge as characteristics of society of knowledge is stated and the position about increase of a role of economy of education as base of ensuring increase of efficiency of those processes which finally, lead to increase in weight of intellectual work locates.
Keywords: society of knowledge, economy of knowledge, education economy, intellectual work.
Орлов И.А.
РОЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ
В статье рассматриваются современная практика и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности. Необходимость ускоренной коммерциализации наиболее перспективных инновационных разработок вызвана обострением конкуренции на мировых рынках в условиях бурного развития науки и техники, сопровождающегося огромным количеством новых идей, изобретений и открытий. Процесс коммерциализации инноваций требует привлечения значительных инвестиций, эффективность вложения которых подвержена множеству рисков (финансовых, технических, организационных, рыночных и др.). Процесс реализации схемы «от идеи до получения дивидендов» является важнейшим аспектом при рассмотрении данного вопроса.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, коммерциализация, венчурные инвестиции, инновационная политика, предпринимательство, НИОКР, малый бизнес, трансферт технологий.
На современном этапе развития мировой экономики все больше возрастает роль интеллектуальной собственности, которая является ключевым стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий. Формирующаяся в настоящее время экономика знаний породила новую окружающую среду конкуренции, в которой борьба идет за исключительные права на новые идеи и изобретения.
Развитие в России рынка знаний и инноваций неизбежно влечет за собой развитие рынка прав на интеллектуальную собственность, а следовательно, необходимость координации разнонаправленных интересов всех участников инновационного процесса. Как правило, механизм взаимодействия юридических и экономических институтов выявляется при исследовании системы отношений интеллектуальной собственности как
162
Орлов И.А., 2013