Социология: теоретические и эмпирические исследования
Г.И. Козырев
Общество потребления как система социального контроля
В статье описаны основные признаки общества потребления и объективные условия, необходимые для его возникновения и функционирования. Основной целью статьи является выявление и описание механизмов социального контроля, являющихся необходимым условием функционирования общества потребления, а также описание признаков кризиса общества потребления.
Ключевые слова: общество потребления, социальный контроль, реклама, праздное потребление, кризис.
Общество потребления - это совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального и массового потребления материальных благ и формирования соответствующей системы ценностей и установок. Его возникновение и становление обусловлено развитием капитализма, ростом производительных сил, существенным увеличением доходов значительного количества людей, уменьшением рабочего дня и ростом свободного времени, необходимого для потребления.
Впервые основные характеристики общества потребления были описаны немецким социологом и психологом Э. Фроммом (19001980) в работе «Бегство от свободы» (1941 г.). В конце XX - начале XXI в. концепция общества потребления получила свое теоретическое обоснование, подтвержденное социальными практиками.
Можно выделить следующие объективные условия, необходимые для возникновения и функционирования общества потребления: 1) развитие производительных сил, способных производить
© Козырев Г.И., 2017
в неограниченном количестве товары народного потребления; 2) увеличение количества членов общества, доходы которых позволяют не только удовлетворять их основные жизненные потребности, но и покупать что-то впрок или тратить часть доходов ради удовольствия; 3) развитие средств массовой информации, способных в постоянном режиме информировать людей о производимых товарах и услугах и о возможностях их приобретения; 4) наличие у людей (потребителей) свободного времени, необходимого для потребления; 5) формирование и развитие общественных отношений, стимулирующих потребление.
Основным фактором, стимулирующим процесс потребления, является реклама потребительских товаров и услуг, которая не гнушается никакими средствами манипуляции сознанием людей для реализации определенных товаров1. Ж. Бодрийяр характеризует рекламу как «один из стратегических пунктов» процесса потребления, которая фабрикует по преимуществу псевдособытия2.
До возникновения современного общества потребления формула «спрос определяет предложение» считалась аксиомой. В этой формуле первичность спроса предполагает подчиненное положение производства товаров и услуг. В обществе потребления не спрос, а производство потребительских товаров и получение прибыли становится самоцелью. «Истина потребления состоит в том, что оно является не функцией наслаждения, а функцией производства...»3. Поэтому основной характеристикой общества потребления являются интересы производителей, которые стремятся максимальное количество людей сделать потребителями своей продукции.
Основные признаки общества потребления: 1) Потребление, выходящее за рамки удовлетворения своих материальных, культурных и иных потребностей, приобретающее символическое значение. Идеалы и ценности заменяются вещами-знаками, способствующими массовизации общества4. 2) Потребление (шопинг) как самоцель, форма досуга, когда товары приобретаются не в связи с практической необходимостью, а для морального удовлетворения - «покупки ради покупок». 3) Наряду с конкуренцией производителей возникает конкуренция потребителей - так называемое демонстративное потребление, когда приобретаемый товар является средством демонстрации социального статуса, образа жизни и ценностных ориентаций владельца. Вещи начинают доминировать над социальными качествами индивида. Главным в процессе потребления становится не удовлетворение насущных потребностей человека и его развитие, а обладание бесконечно приобретаемым товаром (по Э. Фромму, «иметь», а не «быть»). 4) Глобальное инфор-
мационное пространство и мировой рынок широко используются производителями товаров и услуг для формирования у потребителей таких феноменов культуры, как вкусы, желания, ценности, ценностные ориентации, нормы коллективного потребительского поведения. Общество потребления (по Ж. Бодрийяру) - это новый специфический способ социализации, «дрессировки» в потреблении5. Целью такой социализации является «формирование ненасытного потребителя, для которого потребление выступает как основное содержание его жизни»6.
Основные механизмы социального контроля: 1) Быстроменяющаяся мода заставляет потребителя приобретать аналог недавно приобретенного и вполне годного для пользования товара. «Устаревшие» вещи заполоняют улицы, квартиры, гаражи, дачи, свалки. Человек становится рабом приобретаемых им вещей. «Отставший от моды» индивид чувствует себя бедным и социально ущербным. 2) Бурно развивается «индустрия красоты». Не только модные вещи, но и человеческое тело становится способом демонстрации потребительских возможностей. Пластические операции и другие формы вмешательства во внешний облик становятся обязательным атрибутом «современного» человека7. 3) Массмедиа становятся зависимыми не только от власти, но и от бизнеса, производящего потребительские товары. Производители через СМИ навязывают аудитории определенное, как правило, оторванное от реальности видение мира и соответствующие их личной выгоде потребительские вкусы и ценности. Создаваемые рекламой «псевдособытия» не предполагают анализа достоверности от содержания, а требует слепой веры в созданную сказочную виртуальность. А для того, чтобы товар лучше продавался, используются различные технологии манипулирования сознанием потребителей. 4) Деградация умственного, духовного и нравственного потенциала большинства населения. Суть проблемы состоит в том, что для функционирования и развития общества потребления достаточно тонкой прослойки высококвалифицированных и образованных людей. А подавляющая часть общества занимается исполнительским трудом по технической поддержке бесперебойного производства товаров и услуг. Очевидно, именно таким подходом к подготовке кадров обусловлен переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования бакалавр-магистр и ЕГЭ в России. Образованный человек, как правило, является плохим покупателем, потому что он стремится, прежде всего, к своему духовному развитию. А недостаточно образованные люди упрощают процесс манипулирования сознанием, их легче обмануть8. 5) В современном обществе одним
из основных товаров повседневного потребления становится информация и средства ее передачи. В результате происходит «сращивание» современного человека со средствами связи и он уже не может обойтись без мобильника, планшета и других средств массовой коммуникации (СМК). Из свободной личности он превращается в зависимого абонента, контролируемого производителями информации и властными структурами. Откровения Э. Сноудена позволили раскрыть факты тотальной слежки американских спецслужб за гражданами многих государств по всему миру. По словам Д. Пескова, благодаря Сноудену мы узнали, что «живем в аквариуме.»9. 6) Неограниченный доступ к различного рода информации не стимулирует духовное развитие человека и не способствует развитию его аналитического мышления. Клиповая подача аудиовизуальной информации легко «впечатывается» в подсознание, преодолевая барьеры осознанного восприятия. Электронные СМИ не только предлагают своему потребителю готовые ответы на возникающие вопросы, но и свои критерии оценки социальной реальности, таким образом формируя «нужное» общественное мнение и готовность к определенному потребительскому поведению. 7) Навязываемые рекламой критерии оценки товаров, услуг, образцов поведения и образа жизни потакают человеческим слабостям и, как правило, исключают из нашей жизни нравственную составляющую. Например, такой нравственный критерий оценки как «хорошо/плохо», заменяется на гедонистический - «нравится/не нравится». Наиболее типичными для оболванивания личности и превращения ее в «бездумного потребителя» являются рекламные призывы: «Бери от жизни все, что можешь», «Отрывайся по полной», «Ты этого достоин» и др. Таким образом, критерии нравственности постепенно «вымываются» из общественного сознания и менталитета народа. Общество превращается в конгломерат подконтрольных производителям товаров и государственным органам потребителей. 8) Развитая система кредитования, банковских карточек, карт постоянных покупателей и т. п. затягивает человека-потребителя в свои сети, стимулирует потребление и ускоряет процесс принятия решения при покупках. По мнению Ж. Бодрийяра, «кредит - это дисциплинированный процесс вымогательства сбережений и регулирования спроса.»10. При этом производитель (кредитная организация) не только старается «вытянуть» из потребителя как можно больше средств за свой товар (кредит), но и стремится осуществлять контроль за его доходами и поведением. 9) Кредитование превращается в одну из форм социального и экономического контроля. Приобретая вещи в кредит, потребитель попадает в зави-
симость от кредитодателя, продавца товара и работодателя, так как ему необходим постоянный и стабильный заработок для оплаты кредита и/или для новых покупок и кредитов. «Благодаря системе кредита мы возвращаемся к сугубо феодальным отношениям, когда известная часть труда изначально принадлежит помещику, то есть к системе закрепощенного труда»11. Так, на одного заемщика в России в 2015 г. приходилось не менее 210 тысяч кредитных рублей. При этом есть области, где в «долговую петлю» влезли почти все жители трудоспособного возраста. Например, в республике Алтай кредиты открыты у 91% экономически активного населения, в Бурятии - 79%, Тыве - 78%, Курганской области - 77%, Алтайском крае - 76%, Коми - 76%. 10) Под контроль кредиторов и производителей попадают не только отдельные люди и организации, но и целые страны. Международный валютный фонд (МВФ) выдает кредиты нуждающимся странам на жестких условиях, позволяющих контролировать внешнюю и внутреннюю политику государства-заемщика. 11) Глобализация и информатизация мирового пространства открывает широкие возможности для расширения потребительского спроса. Даже в самых слаборазвитых странах появляется определенная часть населения, попавшая в зависимость от производимых и рекламируемых мировыми производителями товаров и услуг. В глобальном мире идет бескомпромиссная война не только за природные и трудовые ресурсы, но и за рынки сбыта производимого товара. Особенно антигуманным в этом контексте выглядит навязывание зависимым в продовольственном плане странам генетически модифицированных продуктов (ГМО), потребление которых может вызвать бесплодие. 12) В обществе потребления происходит целенаправленная атомизация человека с одновременным привитием ему определенных образцов коллективного (стадного) потребительского поведения. Этот процесс, как правило, осуществляется под контролем мощного государственного бюрократического аппарата, являющегося неотъемлемой частью общества потребления. Человек в таком обществе ощущает себя песчинкой, от которой ничего не зависит. «Все, на что он способен, -это, уловив общий темпоритм, "идти в ногу", как солдат на марше или же рабочий, занятый у конвейерной ленты»12.
Итак, анализ приведенных выше основных признаков общества потребления и механизмов социального контроля позволяет сделать вывод о том, что массовый потребитель, как и любой зависимый человек или страна, становится объектом всестороннего контроля со стороны производителей товаров и услуг, а также со стороны государства, стоящего на защите интересов производи-
телей. При этом правящий класс, с целью легитимизации своего господства, через подконтрольные ему СМИ методично внедряет в общественное сознание мысль о том, что существующее мироустройство (мировая социально-экономическая и политическая система общества потребления) является наиболее рациональным и единственно возможным.
Однако исследователи приводят убедительные аргументы в пользу того, что общество потребления на современном этапе своего развития является порочной и даже тупиковой «ветвью» развития человечества. В этом виртуальном обществе (по Ж. Бодрийяру) единственной объективной реальностью является идея о потреблении, а реклама - торжественный гимн этой идеи13. Давая оценку современному западному обществу, М. Веллер пишет: «Сегодняшние мыслители Запада признают: перспективы нет. Они ничего не могут противопоставить идеям исламской молодежи, которая носится с желанием устроить всемирный халифат и горит идеей справедливого переустройства мира под зеленым знаменем ислама»14.
Другая опасность, угрожающая обществу потребления - это истощение ресурсов на Земле. В ближайшей перспективе это может привести к обострению конкуренции за ограниченные ресурсы, что может трансформироваться не только в локальные военные конфликты, которые имеют место в настоящее время (Украина, Сирия, Йемен и др.), но и в широкомасштабные войны.
Следующая опасность - обострение социально-классовых противоречий внутри стран, преимущественно составляющих общество потребления (США, Франция, Германия и др.). Это обусловлено тем, что с конца XX в. рост неравенства между бедными и богатыми слоями населения развитых стран неуклонно увеличивается. Так, Т. Пикетти в своей книге «Капитал в XXI веке» на примере Европы и США рассмотрел историю распределения богатства на протяжении XIX-XX вв. В результате он приходит к выводу: за исключением периода с 1914 по 1980 г., всегда наблюдался огромный разрыв между богатыми и остальными гражданами. Статистические данные США показывают, что с 1970-х по 2010-е гг. доходы богатейшего 1% населения выросли с 9 до 20% в национальном доходе страны. Так же значительно за это время выросла доля дохода оставшихся 9% из богатых 10%, в то время как рост доходов остального населения США составлял менее 0,5%15. Следовательно, один из принципов «капиталистической демократии», который предполагает, что общество потребления неуклонно развивается и способствует сокращению разрыва в доходах между «бедными» и «богатыми» слоями общества, оказался несостоятельным.
В выступлении на XVIII Всемирном конгрессе социологов в Йокогаме в 2014 г. М. Буравой делает вывод о том, что «во всем мире рабочее движение отступает, его не слышат правительства, помогающие крупному капиталу. Забастовки все чаще оборачиваются против самих бастующих и превращаются в инструмент, который использует капитал»16. Таким образом, давление на рядового потребителя со стороны крупного капитала и правящего класса усиливается. Это свидетельствует о том, что общество потребления испытывает кризис. В современном мире зреет понимание того, что человечеству необходимо найти пути альтернативного развития.
Примечания
1 Фромм Э. Бегство от свободы. Минск: Харвест, 2004. С. 164-165.
2 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры: Пер. с фр. М.: Республика; Культурная революция, 2006. С. 165.
3 Там же. С. 107.
4 Ильин А.М. Концепция безудержного потребления (структурный анализ) // Общественные науки и современность. 2012. № 2. С. 161-162.
5 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры: Пер. с фр. М.: Республика; Культурная революция, 2006. С. 111.
6 Современное общество потребления [Электронный ресурс] // Олбест. URL: http:// otherreferats.allbest.ru/economy/00104555_0.html (дата обращения: 30.09. 2016).
7 Толкование понятия «общество потребления» [Электронный ресурс] // URL: http://m.wIkipedia.org/wIki/Общество_потребления (дата обращения: 30.09. 2016).
8 Там же.
9 Колесниченко А. Сноуден не спился // Аргументы и факты. 2016. № 38. С. 8.
10 Там же.
11 Бодрийяр Ж. Система вещей [Электронный ресурс] // Правда.Ру. URL: http:// www.pravda.ru/news/society/06-04-2016/1297500-credit-0/ (дата обращения: 30.09. 2016).
12 Фромм Э. Бегство от свободы. Минск: Харвест, 2004. С. 169.
13 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры: Пер. с фр. М.: Республика; Культурная революция, 2006. С. 242.
14 Шигарева Ю. Сделать мир хорошим // Аргументы и факты. № 39. 2016. С. 3.
15 Шаинян К. «Капитал» Пикетти за 10 минут [Электронный ресурс] // Slon. URL: https://slon.ru/biz/1155836/ (дата обращения: 30.10.2015).
16 Буравой М. Социология неравенства // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 5-14.
А.Б. Каримова
Глосса на полях теории миграции
В 2015 г. международная миграция, характеризуя демографическую, социально-политическую, экономическую, экологическую и климатическую ситуацию в 265 странах и территориях мира, выявилась как фактор генеративных процессов международной среды. Активность глобальных организаций, институализация многосторонних соглашений, появление новых механизмов управления миграционными потоками ограничивают возможности применения устоявшихся подходов. Необходимость учета новых тенденций продиктована тем, что на практике Россия одновременно является страной происхождения, транзита и назначения миграционных потоков.
Ключевые слова: миграция, международная миграция, миграционная политика.
Термин миграция предложил британский автор Э. Ра-венстайн в конце XIX в., попытавшийся эмпирически выявить причины внутренних передвижений подданных королевства1. Зачинателем российских исследований миграционных процессов специалисты называют М.В. Ломоносова, который в работе «О сохранении и размножении российского народа» (1761 г.) рассматривал их как «две пары демографических процессов, действующих прямо противоположно на развитие населения: рождаемость-иммиграция и смертность-эмиграция»2, учитывая не только внутренний, но и внешний фактор влияния. Отечественные ученые ввели в научный оборот понятия «колонизация», «передвижение», «переселение», «иммиграция», «эмиграция», «обратное движение» сообразно тем социально-политическим процессам, которыми был вызван феномен переселений3.
© Каримова А.Б., 2017