Научная статья на тему 'Государственный контроль деятельности банковской системы как способ предотвратить становление общества потребления в России'

Государственный контроль деятельности банковской системы как способ предотвратить становление общества потребления в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КРЕДИТ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / CONSUMER SOCIETY / USE VALUE / NEED / STATE CONTROL / CREDIT / BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколова Вероника Сергеевна

В статье рассматривается феномен общества потребления, механизмы его функционирования, негативное влияние на личность человека. Через понятие потребительной стоимости товара анализируется связь между распространением кредитных продуктов и становлением потребительского типа общества. Делается вывод о том, что государству необходимо контролировать деятельность банков, чтобы Россия могла избежать участи западных стран, где общество потребления уже укоренилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State control of banking system as way to prevent formation of consumer society in Russia

The article discusses the phenomenon of the consumer society, the mechanisms of its functioning, the negative impact on a personality. Through the concept of use value it is analyzed the relationship between the spread of credit products and the formation of consumer type of society. The conclusion is made that the state must control the activity of bank system, Russia would be able to avoid the fate of the Western countries, where the consumer society is already well established.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль деятельности банковской системы как способ предотвратить становление общества потребления в России»

6. Денисов, С. Ф. Разум и рассудок в структуре человеческой активности / С. Ф. Денисов. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1993. — 182 с.

7. Смирнов, М. Ю. Оппозиция «мы — они» как необходимое условие формирования человеческой активности / М. Ю. Смирнов // Профессиональное образование в развитии региона и общества: традиции, творчество, технологии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д. П. Ма-евского. - Омск : ОГИС, 2012 - С. 162- 165.

8. Смирнов, М. Ю. Хронотоп порождения человеческой активности / М. Ю. Смирнов // Омский научный вестник. -2010. - № 1(85). - С. 90-94.

9. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. - М. : Книжный дом «Университет» : Высшая школа, 2002. - 400 с.

10. Леонтьев, А. Н. Проблема возникновения ощущения / А. Н. Леонтьев // Проблемы развития психики /

А. Н. Леонтьев. - М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. - С. 6-89.

11. Смирнов, М. Ю. Трансгрессия как способ формирования человеческой активности. — Омск : ОГИС, 2013. — 195 с.

12. Азаренко, С. А. Трансгрессия / С. А. Азаренко // Современный философский словарь ; под общ. ред. проф.

В. Е. Кемерова. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск : Панпринт, 1998. — С. 937.

13. Батай, Ж. Теория религии. Литература и Зло / Ж. Ба-тай. — Мн. : Современный литератор, 2000. — 352 с.

СМИРНОВ Максим Юрьевич, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин.

Адрес для переписки: smimov.m@list.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2013 г.

© М. Ю. Смирнов

УДК 1011:316 В. С. СОКОЛОВА

Омский государственный технический университет

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАТИТЬ СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИИ

В статье рассматривается феномен общества потребления, механизмы его функционирования, негативное влияние на личность человека. Через понятие потребительной стоимости товара анализируется связь между распространением кредитных продуктов и становлением потребительского типа общества. Делается вывод о том, что государству необходимо контролировать деятельность банков, чтобы Россия могла избежать участи западных стран, где общество потребления уже укоренилось.

Ключевые слова: общество потребления, потребительная стоимость, потребность, государственный контроль, кредит, банковская система.

В процессе жизнедеятельности биологических организмов возникают определенные потребности, без удовлетворения которых их жизнь была бы невозможна (пища, вода, свет, воздух и т.д.). Точно так же человек и другие социальные структуры (семья, организация, общество, государство) не могут жить и развиваться без удовлетворения своих потребностей: витальных и социальных (в том числе духовных). В. О. Бернацкий отмечает: «Как без удовлетворения потребности нет вообще живого, без удовлетворения социальных потребностей нет человека, нет общества. Потребность действительно есть первичное и основное условие деятельности, активности человека и его развития как общественного формирования» [1, с. 20]. Удовлетворение потребностей необходимо: неудовлетворенные потребности приводят к застою и деградации любой системы. Многодневная потребность в пище, если ее не

удовлетворить, ведет к болезни, слабости и смерти, а неудовлетворенная социальная потребность, например, в познании или общении, в итоге приведет к саморазрушению личности, потере ее какого-то важного свойства. Таким образом, можно заключить, что потребности (как витальные, так и социальные) имеют объективную, не зависящую от сознания, автономную природу. Именно поэтому потребности человека практически неизменны за всю историю существования вида Homo Sapiens.

Однако потребность — это необходимость в каком-либо внешнем предмете, без которого потребность невозможно удовлетворить (здесь и далее под словом «предмет» имеется в виду что-либо, что служит для удовлетворения потребности: это может быть товар, услуга, произведение искусства и т. д.). Но одну и ту же потребность можно удовлетворить разными предметами, кроме того, по мере разви-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

тия человечества в целом и отдельного человека в частности потребности требуют все более сложных предметов. Если древнему человеку для удовлетворения потребности в познании хватало рассказов соплеменников или чужестранцев, то потом людям были нужны газеты, книги, радио, телевидение, сейчас Интернет. Современному человеку уже недостаточно газет, ему нужны более оперативные и комплексные источники информации. Эта закономерность получила название закона возвышения потребностей.

Многообразие предметов, служащих для удовлетворения одной и той же потребности, порождает множество противоречий. «Каждая потребность удовлетворяется каким-либо предметом, но практически все предметы как вещи обладают не одним, а множеством сторон и свойств. Возможно стремление к приобретению предмета, который либо целиком не соответствует определенной потребности, либо вообще таковым не является для данного общественного формирования. Такой интерес оказывается не действительным, а мнимым» [1, с. 113]. Сегодняшний человек часто реализует именно такие, мнимые интересы: для удовлетворения своих потребностей он приобретает то, что не соответствует им в точности, либо приобретает избыточное количество предметов. Это происходит благодаря манипуляции сознанием со стороны крупных производителей посредством рекламы, СМИ. А потребление предметов, не соответствующих истинным потребностям индивида, приводит к печальным последствиям. Можно привести пример: для удовлетворения своих культурных потребностей современный человек чаще всего обращается к произведениям массовой культуры. Однако они как правило не обладают должным качеством, не имеют глубинной сути: авторы стали писать произведения не для того, чтобы выразить себя или донести какую-либо мысль до зрителей, слушателей, читателей, а для того, чтобы заработать на этом деньги. Следовательно, в массовой культуре успешным считается то произведение, которое принесло большой доход, а не то, которое сделало людей лучше, духовнее, удовлетворило их истинные потребности. Получается, что настоящие потребности так и остаются неудовлетворенными, и у индивида возникает ощущение скуки, серости, бессмысленности, люди теряют свои личностные качества, становятся безликими. Именно из таких людей-роботов, лишь выполняющих свои производственные функции и покупающих множество ненужных им товаров, и состоит общество потребления.

Термин «общество потребления» имеет в своей основе метафору и признается не всеми учеными, однако других распространенных названий данному явлению не существует. Общество потребления можно определить как систему общественных отношений, где важнейшее место занимает индивидуальное потребление, опосредованное рынком. В. И. Ильин поясняет: «Разумеется, в любом обществе индивидуальное потребление составляет наряду с производством его базис. Но лишь на определенном этапе развития индивидуальное потребление подвергается глубокой институционализации и превращается в ключевой фактор экономического развития страны» [2, с. 1]. Именно тогда общество можно считать потребительским.

Возникновение такого общества — закономерный результат развития капиталистического строя. Именно при зрелом капитализме производство при-

обретает маркетинговую ориентацию: основным фактором экономики становится потребитель, которого необходимо постоянно завоевывать. И в целях борьбы за потребителя производители и посредники не гнушаются никакими средствами. В ход идут различные приемы манипуляции сознанием, в том числе умалчивание важных фактов, а также явная ложь. Людям внушается, что для счастливой жизни они должны стать обладателями престижного автомобиля, новейшей модели мобильного телефона, одежды из последней коллекции известного дизайнера и т.д. Реклама, пропаганда в СМИ и давление общества постепенно подчиняют отдельного человека, и он становится частью этой системы. Не остаются в стороне даже деятели культуры и представители религий. Эрих Фромм пишет: «Желания редко теперь зарождаются внутри людей; желания пробуждаются и культивируются извне. Даже тот, кто богат, ощущает себя бедным, столкнувшись с огромным избытком товаров» [3, с. 49 — 50].

С другой стороны, можно сказать, что проблема манипуляции общественным сознанием с целью вырастить потребителей несколько преувеличена. Как совершенно справедливо отмечает Зигмунд Бауман, «часто говорят, что потребительский рынок соблазняет клиентов. Но для этого ему нужны клиенты, желающие, чтобы их соблазнили (как владельцу фабрики, чтобы управлять рабочими, нужен персонал с прочно усвоенной привычкой к дисциплине и подчинению приказам). В бесперебойно действующем обществе потребления потребители активно стремятся к тому, чтобы их соблазнили» [4, с. 121]. Иными словами, заставить людей играть роль консью-меристов против их желания было бы невозможно, то есть корень зла таится не только и не столько в «заговоре промышленников», сколько в душе современных людей, лишенных желания и способности критически мыслить и активно строить свою жизнь, опираясь на собственные представления о ее правильности.

Сегодняшние герои — это не рабочие, не космонавты, не ученые, а «звезды» кинематографа, телевидения и музыкальной индустрии — те, кто, по сути, ничего не производит, но зато неумеренно потребляет. Это те люди, благодаря которым пропагандируется роскошная жизнь, заключающаяся в покупке огромных домов, яхт, постоянном обновлении автомобилей, приобретении новой одежды для каждого события, уходе за собой (косметика, spa, фитнес-залы). Популярным развлечением становится шопинг. Люди начинают ценить в других наличие каких-либо экономических благ, вещи становятся символами. Автомобиль в обществе потребления необходим, чтобы удовлетворять потребность не в передвижении, а в самопрезентации. Счастье человека, его самоуважение основано не на том, кто он есть, а на том, что у него есть. Фромм утверждает, что рай для современного человека — это «огромнейший универсальный магазин, где все доступно и где у него всегда достаточно денег, чтобы купить не только все, что он хочет, но чуть-чуть больше, чем его сосед» [3, с. 50].

Чтобы не считаться в обществе «неудачником», индивид должен постоянно приобретать новые товары. Нельзя остановиться ни на день: потребительское общество постоянно заставляет человека испытывать новые потребности и желания: «ни одна потребность не должна рассматриваться как полностью удовлетворенная, ни одно желание — как последнее» [4, с. 117]. Но если у немногих представи-

телей класса богатых хватает средств практически на все, то у большинства обычных людей, которые живут на зарплату, социальные выплаты или доходы от небольшого предпринимательства, денег на приобретение «статусных» товаров недостаточно. Но при этом невозможность купить норковую шубу, «айфон» или отдохнуть за рубежом становится для человека в обществе потребления большой личной трагедией. Какие выходы у него есть? Опустим незаконные (такие как кражи), нетипичные (например, продажа своих органов) и маловероятные (выигрыш в лотерею) варианты. Легальных способов решить проблему существует два: либо накопить за несколько месяцев или лет необходимую для покупки нужного товара сумму, либо приобрести этот товар в рассрочку (кредит). И если раньше был распространен первый вариант, то сейчас он с каждым годом становится все менее актуален. Как объективно нужные, так и совершенно не нужные, но «статусные» вещи приобретаются в кредит. Одним из первых на это обратил внимание Эрих Фромм: «Сегодня всякий, у кого отсутствуют такие искусственные потребности, всякий, кто не покупает в кредит, кто приобретает только то, что ему действительно необходимо, становится на границу политической благонадежности, становится особенным» [3, с. 50]. Согласны с Фроммом отечественные исследователи В. И. Ильин [5, с. 1] и Е. И. Сильнова [6, с. 14]. Жан Бодрийяр называет это явление «моралью опережающего потребления по отношению к накоплению» [7, с. 123]. Благодаря системе кредитования человек может приобрести то, что не смог бы, распоряжаясь только своими прямыми доходами. Это значительно меняет процесс потребления, увеличивает скорость сбыта товаров и услуг.

Кроме того, кредитование обладает еще одной отличительной чертой, а именно способностью увеличивать потребительную стоимость товаров. Потребительная стоимость — это, согласно В. О. Бернацкому, «предельная цена товара, при которой у потребителя сохраняется потребление, поддерживающее процесс воспроизводства самого потребителя» [8, с. 54]. То есть это та цена, которую потребитель готов платить за данный товар. Она определяется не только полезностью вещи и другими ее свойствами (модностью, престижностью, новизной и т.д.), но и доходами самого потребителя. Именно зарплата (или другие источники дохода) служит основой для исчисления потребительной стоимости товара. При этом в наши дни большое значение при ее исчислении имеет практика кредитования. С помощью кредитных продуктов человек может отдать за товар больше денег, чем позволяет ему зарплата, и приобрести его быстрее. В итоге цены на товары становятся выше и выше, а потребители вынуждены платить за них всё более высокую цену. Безусловно, это выгодно производителям и посредникам, а огромные процентные ставки по кредитам приносят большую прибыль банкам.

Именно из-за того, что банки настроены на получение максимальной прибыли, так распространены

кредитные продукты: они буквально навязываются потребителям, и потребители попадают, по сути, в рабство: они вынуждены много работать, чтобы отдать долг по кредиту с большими процентами. Весь этот процесс способствует закреплению потребительского образа жизни, формированию специфической морали и ценностей. Последние годы он активно проходит и в нашей стране, приводя к становлению российского варианта общества потребления.

При всех очевидных минусах потребительского общества государства не видят опасности, которое оно приносит, и не стремятся к ограничению потребительских тенденций, возникновению здорового общества. Между тем в России, где общество потребления еще не сформировалось, правильная государственная экономическая политика могла бы помочь избежать участи западных стран, которые уже захвачены потребительством. Для этого необходим государственный контроль над банковской системой, ограничение пропаганды кредитных продуктов, ужесточение политики предоставления кредитов. Это серьезное вмешательство в либеральную экономику, и оно, вероятно, вызовет протесты сторонников свободного рынка, однако только оно могло бы быть действительно эффективным способом предотвращения социальной катастрофы.

Библиографический список

1. Бернацкий, В. О. Интерес: познавательная и практическая функции / В. О. Бернацкий. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1984. — 168 с.

2. Ильин, В. И. Общество потребления в России: миф или реальность? [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// artpragmatica.ru/hse/?uid = 459 (дата обращения: 28.05.2013).

3. Фромм, Э. Ради любви к жизни / Э. Фромм ; пер. с нем. П. Гуревича. — М. : АСТ, 2000. — 400 с.

4. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман ; пер. с англ. — М. : Весь Мир, 2004. — 186 с.

5. Ильин, В. И. Общество потребления как форма капиталистического развития / В. И. Ильин. // Материалы III Всерос. соц. конгр. — М. : Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. — С. 51 — 54.

6. Сильнова, Е. И. Экономический образ России и проблема общества потребления / Е. И. Сильнова // Вопросы культурологии. — 2011. — № 5. — С. 12—17.

7. Бодрийяр, Ж. Система вещей. / Ж. Бодрийяр ; пер. с франц. и сопроводит. статья С. Зенкина. — М. : Рудомино, 1999. - 224 с.

8. Бернацкий, В. О. Потребительная стоимость и ее стоимостное исчисление / В. О. Бернацкий. // Омский научный вестник. — 2012. — № 4 (111). — С. 51—55.

СОКОЛОВА Вероника Сергеевна, аспирантка кафедры философии и социальных коммуникаций. Адрес для переписки: veronichka-sokolova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2013 г.

© В. С. Соколова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.