СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
@ Ф
Я Check for updates
Научная статья
УДК 101.1:316.3
https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-7-11
Общество как саморазвивающаяся система:социально-синергетический аспект исследования
В.Н. Гончаров Н, О.Ю. Колосова
Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 41/1
Аннотация
Введение. Исследуется современное состояние теории синергетической парадигмы, влияющей на развитие общества. Цель статьи — рассмотреть общество в качестве сложноорганизованной, открытой системы, развивающейся по нелинейным законам.
Материалы и методы. Объектом исследования является общество. Общество понимается как социальная система, образующая единое социальное целое. В процессе исследования используются общефилософские принципы и методы, принципы системности, синергии, аксиологии.
Результаты исследования. По мнению авторов, синергетика — это новое, быстро развивающееся направление, привлекающее большое число ученых из самых разных областей научного знания своими мировоззренческими перспективами. Эту привлекательность создаёт широта самого предмета синергетики, её междисциплинарный характер, содержание её методологии, универсальный язык.
Обсуждение и заключение. Общество, являясь целостным, сложным явлением, обусловливает необходимость рассматривать его как социальную систему и обеспечивать соответствующий системный подход к его изучению. Это наиболее характерно для синергетического подхода. Можно сказать, что по сути теория самоорганизации представляет собой принципиально новую методологическую основу для изучения современного общества и всех его систем. В основе ее утверждение — любое общество имеет альтернативные пути развития и возможность их выбора. Синергетика открывает новые принципы построения сложных развивающихся систем общества из простых систем, помогает понять характер их взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния.
Ключевые слова: синергетика, теория самоорганизации, бифуркационное разветвление, исторические флуктуации, цивилизационное развитие, эволюционная модель, социальная система.
Для цитирования. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю. Общество как саморазвивающаяся система: социально-синергетический аспект исследования. Научный альманах стран Причерноморья. 2023;9(2):7-11. https://doi. org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-7-11
Original article
Society as a Self-Developing System: the Socio-Synergetic Aspect of Research
Vadim N Goncharov H, Olga Yu Kolosova
Technological Service Institute (branch), Don State Technical University, 41/1, Kulakova Avenue, Stavropol, Stavropol region, Russian Federation
Н [email protected] Abstract
Introduction. The current state of the theory of synergetic paradigm influencing the development of society is under investigation. The aim of the article is to consider society as a complexly organised, open system developing according to non-linear laws.
© В.Н. Гончаров, О.Ю. Колосова, 2023
Materials and methods. The object of the study is society. Society is understood as a social system that forms a single social whole. In the process of research, general philosophical principles and methods, principles of consistency, synergy and axiology are used.
Results. According to the authors, Synergetics is a new, rapidly developing area, attracting a large number of scientists from various fields of scientific knowledge with its worldview perspectives. This attraction is created by the breadth of the subject of Synergetics itself, its interdisciplinary nature, the content of its methodology, and its universal language. Discussion and conclusion. Being a holistic, complex phenomenon, society requires that it should be viewed as a social system and provide an appropriate systemic approach to its study. This is most characteristic of the synergetic approach. We can say that, in fact, the theory of self-organization represents a fundamentally new methodological basis for the study of modern society and all its systems. It is based on the assertion that any society has alternative paths of development and the possibility to choose them. Synergetics opens up new principles of building complex developing systems of society from simple ones, helps to understand the nature of their interconnection, interaction and mutual influence.
Keywords: Synergetics, self-organisation theory, bifurcation branching, historical fluctuations, civilisational development, evolutionary model, social system.
For citation. Goncharov VN, Kolosova OYu. Society as a Self-Developing System: The Socio-Synergetic Aspect of Research. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;9(2):7-ll. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-7-11
Введение. Теория самоорганизации представляет собой принципиально новую методологическую основу для изучения современного общества и всех его систем. Согласно ей, любое общество имеет альтернативные пути развития и возможность их выбора. Настоящее состояние общества не только определяется его прошлым, его историей, но и строится, формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком. Социальная практика, интенсивное развитие современного общества, всех его систем, регулярное появление новых объективно требует более тщательного изучения теоретико-методологических подходов к этим процессам.
В самом общем виде общество — это совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и высокоорганизованных человекообразных обезьян — антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы и методы, принципы системности, синергии, аксиологии.
Результаты исследования. Общество — это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей. В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществе, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями.
Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский ученый Н. Смелзер определяет его как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность» [1, с. 437], которая основывается на реальном присутствии в сознании человека, способствует «диалогу культур в контексте развития современной цивилизации» [2], «обеспечивает воспитание позитивного отношения к культурным различиям» [3, с. 7-10].
Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
Таким образом, под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
Обсуждение и заключение. Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления как общество обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему (притом в её наиболее общем и сложном виде) и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для синергетического подхода. По сути, теория самоорганизации представляет собой принципиально новую методологическую основу для изучения современного общества и всех его систем. Согласно ей, любое общество имеет альтернативные пути развития и возможность их выбора.
Настоящее состояние общества не только определяется его прошлым, его историей, но и строится, формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком. Значение синергетики состоит главным образом
в стремлении найти ответы на глобальные вопросы устройства мира, что является полем деятельности философии. «Философская рефлексия задает образовательной концепции смысл, цель, формы, выполняет интегратив-ную функцию» [4].
Изучение общества как системы предполагает выделение его структур или подсистем. Открытые системы — это такие системы, которые обмениваются веществом и энергией с внешним миром. Они имеют источники и стоки энергии. Диапазон открытых систем необыкновенно широк. Нелинейность в синергетике означает многовариантность или альтернативность путей развития и вытекающую отсюда необратимость процессов.
Идея самоорганизации раскрывается через механизм самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения макроскопических структур через механизмы перехода от хаоса к порядку и наоборот.
Рассматривая общество в качестве такой системы, синергетика утверждает, что оно открыто для развития, то есть является не ставшим, а становящимся, не просто существующим, а непрерывно возникающим, способным определяться «... деятельностью, имитирующей реальную действительность ...» [5]. Общество эволюционирует по нелинейным законам. Последнее означает, что социум полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей дальнейшего развития.
Исходя из универсальных законов самоорганизации, можно сделать вывод о невозможности навязывания пути и цели развития конкретному обществу. Важнее понять, как способствовать его собственным тенденциям развития, как вывести его на определенный путь. Такая постановка вопроса принципиально меняет подход к управлению развитием общества, где результат воздействия был однозначен и линеен, а, следствие было равно приложенным усилиям.
Теория самоорганизации помогает понять сложный процесс формирования из хаоса при помощи собственных внутренних сил принципиально новых организационных структур общества. Через хаос осуществляется связь разных уровней организации, в соответствующие моменты — моменты неустойчивости — малые возмущения, флуктуации могут разрастаться в макроструктуры.
Из этого следует, в частности, что усилия, действия отдельного человека не являются напрасными. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы.
Синергетика открывает новые принципы построения сложных развивающихся систем общества. Их объединение не сводится к простому сложению, то есть они образуют сложное поле, как бы перекрытие областей локализации этих систем. Усложняются принципы их взаимосвязи и взаимозависимости, появляется новый принцип согласования частей в целое. Разные системы общества, разные уровни их развития и состояния как бы сосуществуют в одном социальном пространстве. Понимание данных принципов позволяет выработать правильные подходы к построению сложной социальной целостности, каковой является общество.
Синергетическая постановка вопроса о рождении порядка из хаоса, самоорганизации в обществе коррелирует с базовой социологической проблемой рождения спонтанных общесоциологических закономерностей (исторического детерминизма) и свободы воли отдельных индивидов, включающей «формирование и взаимодействие этнокультурных традиций ...» [6]. Аксиомой стал тезис о том, что генеральные исторические тенденции складываются независимо от воли отдельных действующих в истории людей.
Рождение нового социального порядка связано с нарушением исходной пространственно-временной симметрии. Во-первых, возникает временная неоднородность — один из возможных исторических путей развития социальной системы становится более предпочтительным. Во-вторых, возникает новая пространственная неоднородность — появляется новая социальная иерархия, то есть некая социальная структура, центром которой становятся новые лица истории — вожди, элиты, социальные группы. Прежние социальные лидеры перемещаются на периферию предпочтений или претерпевают существенную трансформацию.
Еще один важнейший синергетический аспект социального развития — введение фактора исторической непредсказуемости в переходные бифуркационные эпохи, который способен нарушить последовательно линейный ход событий. Открывается путь к пониманию альтернативности истории, поскольку в точках исторического перелома, благодаря целенаправленной воле исторических субъектов, осуществляется выбор из спектра возможностей: либо социальная система породит новую конфигурацию сил (новый социальный порядок), либо сконцентрируется на сохранении прежнего порядка, либо будет продолжать сохранять свою неустойчивость до нового бифуркационного разветвления [7].
Рассмотрение социальных систем как открытых, способных эффективно перерабатывать поток внешних воздействий и источников развития (будь то природные ресурсы, потоки капитала, новые технологии, культурные и информационные новации) расширяет представления о движущих силах социальной самоорганизации, способных инициировать толчок к самоусложнению системы, ускорению темпов её развития, о неравномерности
исторического развития. Здесь наглядно проступает конструктивная роль хаоса как способность социальной системы сформировать инновационный потенциал, заключенный в потоке исторических флуктуации.
Идея нелинейности социальной среды как важнейшего условия его самоорганизации предстает как объясняющий мотив многообразия исторического развития как в эволюционном плане (сосуществование социальных систем с различным уровнем цивилизационного развития), так и в поликультурном плане (разнообразие социальных систем с близкой эволюционной моделью).
Картина социальной самоорганизации предполагает признание тезиса о необходимом циклическом чередовании режимов поведения социальной системы — структур рождения порядка и структур сохранения порядка, «...определяющих характер отношений в социокультурной среде» [9]. Общество как открытая система, собственно, и может существовать лишь в таком пульсирующем состоянии. Неравновесность делает её очень чувствительной к флуктуациям (как внутренним, так и внешним), которые создают поле вариаций для выбора будущего пути развития.
Рассматривая принципы самоорганизации общества, нельзя не учитывать тот факт, что социальные системы по ряду свойств существенно отличаются от природных систем. Как отмечает Г. И. Рузавин, принципиальное отличие состоит в том, что в социальных системах «самоорганизация дополняется организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные созиданием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами» [10, с. 66]. Поэтому следует иметь в виду, что функционирование и развитие общества осуществляется не исключительно в соответствии с принципами синергетики, но и с иными, не синергетическими законами. В реальной социальной системе они взаимодополняют друг друга.
Список литературы
1. Смелзер Н. Социология. Москва: Феникс; 1994. 688 с.
2. Несмеянов Е.Е. «Цивилизация молодых»: идея и реальность. Гуманитарные и социальные науки. 2013;6:145-160. URL: hses-online.ru/2013/06/09_00_13/16.pdf (дата обращения: 05.03.2023)
3. Говердовская Е.В. Особенности проектирования образовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014;4:7-10.
4. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013;5:80-85.
5. Корчак К.И., Иванова К.Р. Педагогические технологии в контексте современного научного развития. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023;1:62-66.
6. Kuleshin M., Nemashkalov P., Andreeva E. Historicism in modern ethnic processes: methodological aspects of research. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2021;25(1):44-50. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2021-25-1-44-50
7. Morrison F. The art of modeling chaos: Forecasting for chaos, randomness, & determinism. New York: John Wiley & Sons; 1991. 387 р.
8. Tabor M. Chaos and integrability in nonlinear dynamics: An introduction. New York: John Wiley & Sons; 1989. 384 р.
9. Шамраева М.И. Традиционная культура как источник коэволюции человека и природы в контексте ноосферизма. Kant. 2018:26(1):141-143.
10. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества. Вопросы философии. 1995;8:63-72.
References
1. Smelzer N. Sociology. Moscow: Phoenix; 1994. 688 p. (In Russ.).
2. Nesmeyanov ЕЕ. "Civilization of the Young": idea and reality. Humanities and Social Sciences. 2013;6:145-160. Available from: hses-online.ru/2013/06/09_00_13/16.pdf (Accessed 5 March 2023). (In Russ.).
3. Goverdovskaya YeV. Features of designing the educational space of higher education in a multicultural region. Economic and Humanitarian Studies of Regions. 2014;4:7-10. (In Russ.).
4. Bolkhovskoy AL, Goverdovskaya YeV, Ivchenko AV Education in a globalizing world: a philosophical view. Economic and Humanitarian Studies of Regions. 2013;5:80-85. (In Russ.).
5. Korchak KI, Ivanova KR. Pedagogical technologies in the context of modern scientific development. Economic and Humanitarian Studies of Regions. 2023;1:62-66. (In Russ.).
6. Kuleshin M, Nemashkalov P, Andreeva E. Historicism in modern ethnic processes: methodological aspects of research. Научный альманах стран Причерноморья. 2021;25(1):44-50. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2021-25-1-44-50
7. Morrison F. The art of modeling chaos: Forecasting for chaos, randomness, & determinism. New York: John Wiley & Sons; 1991. 387 р.
8. Tabor M. Chaos and integrability in nonlinear dynamics: An introduction. New York: John Wiley & Sons; 1989. 384 р.
9. Shamraeva MI. Traditional culture as a source of co-evolution of man and nature in the context of noospherism. Kant. 2018:26(1):141-143. (In Russ.).
10. Ruzavin GI. Self-organization and organization in the development of society. Questions of philosophy. 1995;8:63-72. (In Russ.).
Об авторах:
Гончаров Вадим Николаевич, доктор философских наук, старший научный сотрудник, Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, (355035, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 41/1), ORCID, [email protected]
Колосова Ольга Юрьевна, доктор философских наук, старший научный сотрудник, Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, (355035, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 41/1), [email protected]
Поступила в редакцию 20.03.2023.
Поступила после рецензирования 10.04.2023.
Принята к публикации 10.04.2023.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
About the Authors:
Goncharov Vadim Nikolaevich, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Philosophy, Senior research associate, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University (41/1, Kulakova Avenue, Stavropol, Stavropol region, 355035, RF), ORCID, [email protected]
Kolosova Olga Yuryevna, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Philosophy, Senior research associate, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University (41/1, Kulakova Avenue, Stavropol, Stavropol region, 355035, RF), [email protected]
Received 20.03.2023.
Revised 10.04.2023.
Accepted 10.04.2023.
Conflict of interest statement
The authors do not have any conflict of interest.
All authors have read and approved the final manuscript.