АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 347.961:93(571.6) С. 6—11
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Шадрина Л. В.
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России E-mail: danelyanlv@yandex.ru
В статье исследуются различные точки зрения ученых юристов, определяющих понятие общественного порядка. Автором отмечается, что на сегодняшний день однообразного понимания данного термина не существует. На основе сопоставления социальных и правовых норм, автором обосновывается необходимость их защиты равным образом при обеспечении общественного порядка.
Ключевые слова: общественный порядок, общественные отношение, нормы права, социальные нормы.
PUBLIC ORDER AS AN OFFICIAL OBJECT
Shadrina L. V.
Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia E-mail: danelyanlv@yandex.ru
The article explores the various points of view of legal scholars who define the concept of social order. The author notes that today the monotonous understanding of this term does not exist. Based on a comparison of social and legal norms, the author justifies the need to protect them equally and to ensure public order.
Keywords: public order, public relations, legal norms, social norms.
Введение
Человеческое общество является особой степенью в развитии природы и животного мира. Именно человек и его разумная деятельность привели к тому, что развилась особая специфика взаимодействия и взаимосвязи людей между собой. А именно «совокупность людей, объединенных конкретными целями, интересами, потребностями, а также взаимных симпатий, либо определенным видом деятельности» [3, с. 4].
Поскольку общественные отношения представляют собой «форму осуществления человеческого опыта и политическая, правовая, моральная, производственная деятельность в обществе осуществляется в реальности только в рамках общения
между людьми» [2, с. 43], то человеческое общество является сложным социальным образованием, совокупностью многочисленных и многообразных связей, в которые вступают люди.
Описание исследования
С увеличением количества вариантов поведения возникает необходимость в существовании, накоплении и закреплении наиболее устойчивых и типичных общественных связей, посредством общих правил регулирующих поведение людей в обществе, именуемых как социальные нормы. Так как существование и функционирование системы социальных норм является важнейшим основанием развития общества,
а также средством обеспечения общественной дисциплины, согласованного и целеустремленного взаимодействия людей. Они являются необходимым условием жизни общества, так как любое общество «стремится упорядочить свои отношения и взаимодействия, а также пытается привести действия отдельных личностей и групп в соответствии с общественными целями и интересами» [1, с. 9].
Термин «общественный порядок» встречается во многих литературных источниках, причем разные авторы понятие общественного порядка дают по разному, базируясь на различных точках зрения.
Наиболее распространенное определение таково: «Общественный порядок — определенная система отношений, которые складываются в результате соблюдения и исполнения правовых норм, регулирующих поведение людей» [3, с. 97; 5, с. 272—274].
Именно содержание этих отношений и характеризует общественный порядок как объект административного правонарушения. Как известно, каждый человек сознательно или бессознательно руководствуется в своей деятельности определенными правилами, т. е. образцами должного поведения. И когда такие «правила» приобретают устойчивость, воспроизводимость во времени, то они выражаются в форме социальных норм. «Социальные нормы — суть сознательно принимаемые решения людей, регулирующие их поведение, структурирование и функционирование их объединений» [5, с. 134], без них не могут сложиться государственная власть и общество в целом.
Подобно разнообразию регулируемых общественных отношений, существует и разнообразие социальных норм.
Принято выделять следующую классификацию социальных норм:
1) нормы морали — представляют собой продукт исторического развития человечества. Он выражен в таких правилах, которые складываются на основе моральных представлений, а именно о добре и зле, чести, справедливости и несправедливости;
2) обычаи (традиции, обряды, ритуалы) — такие правила, которые утвердились в общественной практике вследствие их многократного применения. Они входят в привычку людей и складываются исторически;
3) корпоративные нормы (нормы организаций) — правила, выраженные в уставах, положениях, других актах организаций и учреждений. Они издаются организациями, либо складываются в результате отношений
самих членов организаций. Корпоративные нормы регулируют отношения только внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения лиц, составляющих организацию. Данные нормы распространяются на членов организации.
Вышеуказанные нормы относятся к виду неправовых норм. «Их исполнение и соблюдение позволяет пользоваться подлинным уважением, свободой и справедливостью, что приводит к социальной стабильности и правовому комфорту» [1, с. 67].
Нормы права — установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе.
Все перечисленные нормы находятся в зависимости от экономического и культурного развития общества. Они определяют одинаковые рамки поведения для всех участников общественной жизни. «Социальные нормы, рассчитанные на должное поведение, исходят из признания ценностей и критериев оценки поступков людей» [6, с. 112].
Разграничивая все нормы на правовые и неправовые, автор ранее приведенного определения «общественного порядка», по-видимому, базировался на ряде отличительных признаков норм права от иных норм.
В общем аспекте социальных норм ведущее место занимают правовые нормы. Данные отличия можно проследить по следующим критериям: по сфере действия, форме выражения, происхождении, способу обеспечения, степени детализации и тенденциям развития.
1. По сфере действия социальные нормы, несмотря на то, что в отличие от норм права охватывают гораздо более широкую область отношений, нежели сфера отношений, регулируемых правом, отличаются тем, что правовые нормы в силу объективных причин регулируют не все общественные отношения, а наиболее важные.
2. По форме выражения нормы права имеют определенную структуру, так как формально определены, систематизированы и фиксируются официальных нормативных правовых актах, издаваемых государственными органами. Социальные нормы существуют и выражаются в общественном мнении, в сознании людей. И если фиксируются то лишь в источниках, которые носят неофициальный характер.
3. По происхождению — правовые нормы издаются только государственными органами, другие же нормы возникают постепенно в процессе развития общества.
4. По способу обеспечения все социальные нормы — как правовые, так и неправовые, соблюдаются и исполняются добровольно, под влиянием убеждений людей. Однако нормы права, если они не исполняются, то влекут впоследствии государственное принуждение. При исполнении же неправовых норм принуждение выступает в форме самодисциплины, общественного мнения, либо решением членов организации.
5. По степени детализации нормы права, как правило, наиболее конкретно регулируют те или иные отношения, предписывая участникам отношений определенные действия, которые они должны совершить, либо воздержаться, вступая во взаимодействие друг с другом. Остальные нормы не содержат строгих правил, хотя некоторые корпоративные нормы также обладают детализирован-ностью.
6. По тенденции развития для обычаев, морали характерен более длительный срок существования, они не подвержены частому изменению. В то же время с развитием общества и усложнением взаимоотношений между участниками общественных отношений возрастает роль права как средства регулирования. Причем с изменением социальной обстановки изменяются и правовые нормы, устаревшие заменяются новыми.
Несмотря на то, что правовые и неправовые нормы имеют определенные различия, они должны соблюдаться и исполняться для создания общественного порядка. Под соблюдением социальных норм прежде всего понимается такая форма их реализации, при которой субъект общественных отношений воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами. «В частности, соблюдая нормы права, реализуются запреты, выраженные в правоохранительных нормах права» [8, с. 143].
Соблюдая нормы морали, человек воздерживается от каких-либо действий, руководствуясь убеждениями, сложившимися в обществе, например: представлением о справедливости — воровать плохо, лгать плохо.
Исполнение социальных норм заключается в активном исполнении, а именно субъект правоотношения должен обязательно совершить действия, предусмотренные правовыми и неправовыми нормами. Так исполняя религиозные нормы, субъект совершает положительные действия. Например, исполнение каких-либо обрядов в силу религиозного убеждения. И именно, если будут реализовываться правила соблюдения и исполнения всех социальных норм,
то в общественных отношениях будет стабильность и уравновешенность.
Другие авторы рассматривают «общественный порядок» не как «систему отношений», а как качество (свойство) этой системы, которое выражается в упорядоченности социальных связей. А такая упорядоченность ведет к «согласованности... общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов» [8, с. 187].
Если в ранее приведенном определении под «общественным порядком» подразумевалась внутренняя структура общественных отношений, состоящая из взаимосогласованных норм. А именно существование всех элементов, характеризующих объединение людей как общество «на своем месте», приводит к порядку. То согласно данному определению «общественный порядок» и есть результат действия всех регуляторов, которые вырабатывались в общественных отношениях в силу объективной необходимости.
Поскольку противоправное поведение является итогом, результатом «взаимодействия важных условий социальной среды и определенных внутренних свойств самой личности, к которым относится ее мировоззрение, социальный опыт, ценностные ориентации, установки» [2, с. 25].
Важно отметить, что общественный порядок сориентирован на коллективные формы жизнедеятельности, поскольку каждый «субъект может в различной форме создавать и потреблять ценности, что не всегда соответствует интересам общественного порядка» [2, с. 44].
Понятие ценность для каждого человека может быть как одинаково, так и различно в силу личных индивидуальных убеждений. Но с развитием общества, формированием общепризнанных моральных, духовных, культурных ориентиров создало основные приоритеты, к которым стремится и на которые ориентируется человек, реализуя свои потребности. Причем кризис ценностей приводит к распаду сферы представлений о высших целях, невозможности для индивида руководствоваться в своей деятельности целями и ценностями общественной жизни.
Общеизвестно, что «в России как правовом государстве конституционно признаны и взяты под защиту государством права и свободы человека (Конституция Российской Федерации, глава 2). Эта концепция способствует формированию и развитию законодательства в данной области, в связи с чем
защита прав и свобод обеспечивается нормами многих отраслей права. Но рассматриваемое понятие наиболее часто применяется в уголовном и административном праве, поэтому имеет для них особое значение.
Одной из форм защиты прав и свобод является охрана общественного порядка. Устанавливая запреты на недозволенные действия, на законодательном уровне посредством норм уголовного и административного права, государство обязывает каждого индивида соблюдать все нормы, как правовые так и иные, воздерживаясь от запрещенных правом, общественным мнением действий. Так, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) посвящена административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Среди противоправных поступков в этой области выделяют: мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ); нарушение установленного порядка организации, либо проведения собрания, демонстрации, шествии или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ) и иные. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) преступлениям против общественного порядка посвящен раздел IX, среди которых наиболее распространено хулиганство (ст. 213 УК РФ).
Наибольшая часть вышеуказанных противоправных действий для квалификации как административного правонарушения, либо преступления должны совершаться в общественных местах. И определяя «общественный порядок» как объект правонарушения, можно сказать, что это такие взаимоотношения людей, непосредственное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность людей и способствует поддержанию спокойствия и согласованности общественной жизни. Причем нормы, посредством которых осуществляется такое регулирование, могут быть установлены не только государством, но и требованием морали, выражающей интересы и нравственные чувства общества, которые отчасти закреплены и в правовых нормах.
Например, при совершении мелкого хулиганства, либо хулиганства, противоправные деяния выражаются в безнравственных, циничных поступках, унижении, оскорблении другого человека путем употребления ненормативной лексики. Явное неуважение к обществу.
Под общественным местом принято понимать территории парков, вокзалов, площадей, площадки стадионов и иные места массового нахождения людей.
Многие юристы считают, что понятие общественного порядка в рамках административного и уголовного права имеет узкое значение. Обосновывая свою точку зрения тем, что понимание общественного порядка в общественных местах значительно сужает границы его охраны. Так как не обращается внимание на существование различных общественных отношений, которые реализуются не в общественных местах.
Широкое понимание предполагает и конституционно-правовые отношения, и гражданско-правовые, и иные связи.
Согласно положениям Конституции РФ, Россия является демократическим государством. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, причем осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Комплекс прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, очень широк и объемен по содержанию в нем отражаются все сферы жизни человека, начиная от прав: на достоинство личности, защиту чести и доброго имени, пользоваться родным языком и иные. Одним словом можно сказать, что нормы Конституции устанавливают положения о гражданстве, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, гарантии и защита прав и свобод, а также обязанности.
Значимость конституционно-правовых отношений как основы общественного порядка, проявляются в том, что Конституция РФ согласно ст. 15 имеет высшую юридическую силу, и все законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. И, устанавливая основные правила и свободы, она как бы ориентирует остальное законодательство на урегулирование наиболее важных, значимых сфер жизнедеятельности, которые обеспечивают стабильность в обществе.
Для конституционно-правовых взаимоотношений характерна взаимосвязь между основными ценностями общества и правовыми нормами. Так в преамбуле Конституции РФ говорится, что она принимается в целях утверждения гражданского мира и согласия, чтения веры в добро и справедливость. Именно соблюдение всех рамок конституционно правовых отношений обеспечивает
стабильность, уравновешенность общественного порядка. А что такое «стабильность» и «уравновешенность» — это прежде всего сглаженность конфликтов, урегулирован-ность разногласий. Поскольку для общества, в т. ч. и современного, характерно разнообразие в материальном положении, в религиозных убеждениях и системе ценностных ориентаций. При столкновении интересов, если это выражается во внешних действиях, либо совершение поступков «выходящих» за пределы дозволенного, приводит к дисбалансу в обществе и естественно к нарушению общественного порядка.
Как указывалось ранее, понимание «общественного порядка» кроме конституционных правовых отношений предполагает и гражданско-правовые и все иные связи. Гражданско-правовые отношения складываются в результате имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений являются граждане и юридические лица, которые обладают равенством, автономией воли, а также имущественной. Законодательство, регулируя отношения посредством установления правового поло-
жения участников, основания возникновения и порядка осуществления прав собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирования договорных и иных обязательств, способствует поддержанию порядка, слаженности отношений. Оно регулирует отношения и взаимоотношения между людьми, социальными группами и социальными организациями во всех сферах жизнедеятельности общества.
Заключение
Практически всегда, можно сказать и постоянно человек, иногда даже, не подозревая этого является участником гражданско-правовых связей. Но тем не менее, он реализуя свою волю, желания во вне, должен не выходить за пределы сложившихся, устоявшихся правил.
Таким образом, можно сделать вывод, что общественный порядок главным образом зависит от образа жизни людей и от реализации людьми своей деятельности в области создания и потребления материальных и духовных ценностей.
Список литературы
1. Алексеев, С. С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. — М. : Статут, 2014.
2. Бабенко, А. М. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей / А. М. Бабенко // Государство и право. — 2013. — № 2.
3. Беженцев, А. А. Охрана общественного порядка : учебное пособие / А. А. Беженцев. — М. : Вузовский учебник, 2015.
4. Волколупова, В. А. Актуальные проблемы регламентации ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления : монография / В. А. Волколупова. — Волгоград : ВА МВД России, 2013.
5. Гаджиев, А. Ш. Охрана общественного порядка, как конституционный принцип деятельности российского государства / А. Ш. Гаджиев // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 11 (102). — С. 272—274.
6. Гордиенко, В. В. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности / В. В. Гордиенко. — М. : Юриспруденция, 2016.
7. Кашкина, Е. В. Актуальные проблемы охраны общественного порядка и общественной безопасности в деятельности полиции / Е. В. Кашкина. — Домодедово : ВИПК МВД России, 2014.
8. Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Спарк, 2011.
References
1. Alekseev, S. S. Pravo: Azbuka. Teoriya. Filosofiya. Opyt kompleksnogo issledovaniya / S. S. Alekseev. — M. : Statut, 2014.
2. Babenko, A. M. Pravovaya sotsializatsiya kak protsess osvoeniya pravovykh tsennostey / A. M. Babenko // Gosudarstvo i pravo. — 2013. — № 2.
3. Bezhentsev, A. A. Okhrana obshchestvennogo poryadka : uchebnoe posobie / A. A. Bezhentsev. — M. : Vuzovskiy uchebnik, 2015.
4. Volkolupova, V. A. Aktualnye problemy reglamentatsii otvetstvennosti za prestupleniya protiv gosudarstvennoy vlasti, interesov gosudarstvennoy sluzhby i sluzhby v organakh mestnogo samoupravleniya : monografiya / V. A. Volkolupova. — Volgograd : VA MVD Rossii, 2013.
5. Gadzhiev, A. Sh. Okhrana obshchestvennogo poryadka, kak konstitutsionnyy printsip deyatelnosti rossiyskogo gosudarstva / A. Sh. Gadzhiev // Yevraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2016. — № 11 (102). — S. 272—274.
6. Gordienko, V. V. Organizatsiya deyatelnosti sluzhb i podrazdeleniy politsii po okhrane obshchestvennogo poryadka i obespecheniyu obshchestvennoy bezopasnosti / V. V. Gordienko. — M. : Yurisprudentsiya, 2016.
7. Kashkina, Ye. V. Aktualnye problemy okhrany obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoy bezopasnosti v deyatelnosti politsii / Ye. V. Kashkina. — Domodedovo : VIPK MVD Rossii, 2014.
8. Lazarev, V. V. Teoriya gosudarstva i prava : uchebnik dlya vuzov / V. V. Lazarev, S. V. Lipen. — 2-e izd., ispr. i dop. — M. : Spark, 2011.
УДК 34.07 С. 11—15
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Новичкова Е. Е.1 Сорока В. Г.2
1 2 Восточно-Сибирский институт МВД России E-mail: qwerpoiu07@rambler.ru
Дата поступления статьи в редакцию: 07.07.2019.
В статье авторы рассматривают вопросы осуществления аналитической работы, как одной из основных функций управления органами внутренних дел. Информационно-аналитическая работа представлена как инструмент, позволяющий качественно обработать информацию и, как следствие, руководителям любого управленческого уровня, принять наиболее эффективное управленческое решение. Акцентируется внимание на проблемы организации информационно-аналитической работы, предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: аналитическая работа, оперативная обстановка, управление, информационное обеспечение.
ANALYTICAL WORK IN THE ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS
AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT
Novichkova E. E.1 Soroka V. G.2
1 2 East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation E-mail: qwerpoiu07@rambler.ru
In the article the authors consider the implementation of analytical work as one of the main functions of the management of internal Affairs. Information and analytical work is presented as a tool that allows you to efficiently process the information and, as a result, managers of any management level, to make the most effective management decision. The attention is focused on the problems of organization of information and analytical work, the ways of their solution are offered.
Keywords: analytical work, operational situation, management, information support.
Новичкова Е. Е., Сорока В. Г.
11