Научная статья на тему 'Общественные протесты во Вьетнаме: созревание гражданского общества или пролог «Цветной революции»?'

Общественные протесты во Вьетнаме: созревание гражданского общества или пролог «Цветной революции»? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1020
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вьетнам / социальный протест / легитимность / гражданское общество / социальная мобилизация / Vietnam / social protest / democratization / social media / legitimacy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цветов Антон Петрович, Цветов Петр Юрьевич

В статье анализируются общественные протесты во Вьетнаме, имевшие место в его крупнейших городах в июне 2018 г., и их причины в виде выдвинутых парламентом страны двух противоречивых законопроектов. Эти протесты рассмотрены в контексте развития гражданского общества и расцениваются как свидетельство повышения активности общественных сил во Вьетнаме под воздействием новых возможностей их мобилизации на протестные выступления, в том числе через социальные сети. Авторы отмечают в июньских событиях 2018 г. более выраженную, чем прежде, политическую направленность и выявляют значение протестов для общественного договора во Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROTESTS IN VIETNAM: THE MATURATION OF CIVIL SOCIETY OR THE PROLOGUE FOR A "COLOR REVOLUTION"?

The paper analyzes the public protests in Vietnam that took place in its largest cities in June 2018, and their causes in the form of two controversial bills put forward by the Parliament. These protests are considered in the context of the development of civil society and are regarded as evidence of increased activity of public forces in Vietnam under the influence of new opportunities to mobilize them for protests, including through social networks. The authors specify in the June events of 2018 more pronounced than before political orientation and reveal the importance of protests for the social contract in Vietnam

Текст научной работы на тему «Общественные протесты во Вьетнаме: созревание гражданского общества или пролог «Цветной революции»?»

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Б01: 10.24411/2618-9453-2018-00001

А.П. Цветов, П.Ю. Цветов

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОТЕСТЫ ВО ВЬЕТНАМЕ: СОЗРЕВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ИЛИ ПРОЛОГ «ЦВЕТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»?

Аннотация. В статье анализируются общественные протесты во Вьетнаме, имевшие место в его крупнейших городах в июне 2018 г., и их причины в виде выдвинутых парламентом страны двух противоречивых законопроектов. Эти протесты рассмотрены в контексте развития гражданского общества и расцениваются как свидетельство повышения активности общественных сил во Вьетнаме под воздействием новых возможностей их мобилизации на протестные выступления, в том числе через социальные сети. Авторы отмечают в июньских событиях 2018 г. более выраженную, чем прежде, политическую направленность и выявляют значение протестов для общественного договора во Вьетнаме.

Ключевые слова: Вьетнам, социальный протест, легитимность, гражданское общество, социальная мобилизация.

Введение

Актуальность данного исследования, бесспорно, вытекает из главных тенденций современного политического развития СРВ, где реформирование общественно-политической жизни, предпринимаемое правящей компартией, идет параллельно с развитием гражданского общества. Июньские (2018 г.) события показали, что происходит активизация общественных сил во Вьетнаме, за которой с трудом успевает руководство страны.

Фактологической основой работы послужили материалы СМИ Вьетнама и ряда мировых информационных агентств (в частности, Рейтер), научные разработки отечественных и зарубежных ученых. В отечественной науке обращает на себя внимание недавно вышедшая монография «Социальный протест на современном Востоке», подготовленная коллективом авторов из МГИМО МИД РФ во главе с заведующим кафедрой востоковедения этого вуза Д.В. Стрельцовым [Стрельцов 2016]. Хотя авторы не касались ситуации во Вьетнаме, их разработки представляет собой несомненную пользу с концептуальной и методологической точек зрения. Наиболее полно проблемы гражданского общества и обеспечения

5

демократических свобод в СРВ освещены в опубликованной в 2006 г. статье В.М. Мазырина «О соблюдении гражданских свобод во Вьетнаме» [Мазырин 2006: 193-216]. С момента выхода статьи прошло уже более 10 лет, тем не менее многие наблюдения и выводы автора сохраняют свою значимость и сегодня.

Протестная активность во Вьетнаме, эволюция гражданского общества исследована в работах таких зарубежных ученых как Бенедикт Керкфлит, Эндрю Уэллс-Данг, Карлайл Тейер и др. Их работы вошли, в частности, в сборник «Политика в современном Вьетнаме» под редакцией Джонатана Лондона [Politics 2014], который также использовался при написании этой статьи.

Тщательный анализ 53-х страничного текста законопроекта об административно-экономических единицах провела Энжи Нгок Чан, профессор Университета Монтерей Бэй (штат Калифорния, США) [Angie: 01.09.2018]. Это далеко не первая её работа, посвященная протестному движению во Вьетнаме, и поэтому Энжи Нгок Чан не без оснований может считаться специалистом по конфликтологии в СРВ.

Основная часть исследования

В начале июня 2018 г. крупнейшие города Вьетнама Хошимин, Ханой, Дананг, Нячанг, Биньтхуан, Хатинь были охвачены многотысячными демонстрациями, для пресечения которых были использованы силы правопорядка. В России эти события не остались незамеченными. МИД Российской Федерации в этой связи предупредил российских туристов о необходимости «избегать мест массовых скоплений людей, стычек с полицией» [МИД: 25.06.2018]. По поводу этих событий обозреватель журнала «Международная жизнь» Сергей Филатов задался вопросом: «Цветная революция» добралась до Вьетнама?» [Филатов: 01.07.2018].

Волну протеста, которую некоторые обозреватели оценили как самую большую за период после воссоединения Вьетнама, вызвали два закона, которые планировалось принять на проходившей тогда сессии парламента — Национального собрания Вьетнама. Всего на очередной 5-й сессии Национального собрания Вьетнама 14 созыва в мае 2018 г. предполагалось принять восемь законов, касающихся разных сторон жизни вьетнамского общества — экономики, обороны, прав и обязанностей гражданина. Все они прошли необходимую проработку в комиссиях Национального собрания прежде, чем были вынесены на голосование для одобрения на сессии.

Негативный общественный резонанс вызвали два законопроекта: «О кибербезопасности» и «Закон об административно -экономических единицах (Вандон в провинции Куангнинь, Северный Ванфонг в провинции Кханьхоа и Фукуок в провинции Киензянг)». Демонстранты несли плакаты следующего содержания: «Закон о кибербезопасности убивает свободу», «Закон о кибербезопасности заставит людей молчать», «Ни одного дня сдачи в аренду нашей земли китайским коммунистам», «Скажи «нет» закону о СЭЗ», «Долой тех, кто продаёт нашу страну» [Thousands: 15.07.2018].

Представляется, что этот взрыв протестной активности не является экстраординарным явлением и порожден целой группой факторов, присутствовавших во вьетнамской обществе как минимум на протяжении последнего десятилетия. Эти факторы оказались усиленными современными технологиями массовой мобилизации и фактическим единством вьетнамского и мирового информационного пространства. Информационная открытость вскрывает

существующие несоответствия в ожиданиях части вьетнамского общества и возможностей руководства Вьетнама по выполнению своей части обязательств. Все это помножается на информационные искажения и действия интернет-активистов, правозащитных организаций и некоторых иностранных государств.

Закон о кибербезопасности

Проект «Закона о кибербезопасности» предусматривал обязанность ИКТ-компаний хранить персональные данные вьетнамских пользователей в дата-центрах на территории Вьетнама. Если компания не имела своего офиса во Вьетнаме, она должна была его открыть. Компании также должны были удалять «агрессивный» и «негативный» контент со своих страниц в течение суток с момента получения указания на это вьетнамских властей и отслеживать характер упоминаний «видных деятелей». Также по требованию властей операторы обязаны передавать персональные данные пользователей. Такие требования нового закона аналогичны тем, которые применяются в ряде стран, в том числе с недавних пор и в России (поэтому некоторые российские эксперты сравнили его с так называемым «пакетом Яровой»1).

Законопроект вызвал острую критику в самом Вьетнаме и из-за рубежа. Во время работы парламентской сессии Посольство США в СРВ заявило, что США считают закон вредным и призывают отказаться от его принятия [Mai Nguyen: 10.09.2018]. Международная правозащитная организация «Эмнести интернейшнл» в лице директора по международным операциям Клэр Алгар заявила: «Правительство получит возможность следить за активностью пользователей в интернете, а значит, во Вьетнаме не осталось места для свободы слова» [Spiess: 01.07.2018]. По данным, которые приводили некоторые зарубежные СМИ, в частности Рейтер, новые меры в сфере кибербезопасности могут привести к сокращению иностранных инвестиций на 3,1%, а ВВП страны — на 1,7% в год [Mai Nguyen: 10.09.2018].

Тем не менее Закон о кибербезопасности был принят большинством, равным 91% голосов. Необходимость принятия такого закона власти объясняли потребностью противодействовать киберугрозам из-за рубежа и оппозиционным выступлениям во вьетнамском интернете. Еще год назад президент СРВ Чан Дай Куанг2, выступая в Лиме во время саммита АТЭС, обосновывал необходимость ужесточения цензуры во вьетнамском интернет-пространстве тем, что «враги государства, подрывая престиж руководителей партии и государства, оказывают негативное влияние на кадровых работников, рядовых членов партии и народ» [Black: 01.07.2018]. Качество обеспечения кибербезопасности во Вьетнаме до последнего времени оценивалось как крайне низкое. Согласно рейтингу Global Security Index, который в 2017 г. составил Международный союз телекоммуникаций ООН, Вьетнам по обеспеченности кибербезопасностью находился на 101 месте из 195 [Spiess: 01.07.2018].

Официальный представитель МИД СРВ Ле Тхи Тху Ханг, отвечая на одном из брифингов на вопрос журналиста о принятом Законе о кибербезопасности, отметила, что он соответствует Конституции и никак не препятствует выполнению Вьетнамом своих международных обязательств [Разработка закона: 20.06.2018].

1 См. Федеральный закон № 374-Ф3 и Федеральный закон № 375-Ф3.

2 Чан Дай Куанг скончался 21 сентября 2018 г.

Интернет-цензура и преследование политических оппонентов КПВ, выражающих свое мнение в интернете — распространенная практика во Вьетнаме. Ещё в 2006 г. В.М. Мазырин констатировал в своей статье, что содержание интернет-сайтов подвергается цензуре, власти и в те годы вели проверку электронной почты вьетнамских граждан [Мазырин 2006: 201-202]. Несмотря на отсутствие блокировок крупных социальных сетей и сервисов (вьетнамцы, в отличие от китайцев, свободно пользуются сетями Facebook, Twitter и сервисами YouTube, всем пакетом сервисов Google), доступ к части контента из публичных сетей ограничен системой, схожей с китайской «Зеленой дамбой» [Activists: 1.09.2018]. Видные представители вьетнамского блогерского сообщества, критикующие КПВ или правительство по экономическим, социальным и политическим темам, регулярно подвергаются физическому насилию и уголовному преследованию [Politics 2014: 135-161; Необъективные доклады: 12.02.2018]. В 2018 г. во Вьетнаме официально появились кибервойска численностью 10 тыс. человек в системе Министерства обороны. Предполагается, что данные подразделения будут использоваться не только для защиты и наступательных операций против заграничных целей, но и против внутренних оппонентов [Vietnam unveils: 01.07.2018].

Закон о специальных экономических зонах

Второй законопроект вызвал особо острое общественное возмущение, потому как затронул чувствительную тему китайского экономического присутствия в стране. Выгодные условия долгосрочной аренды земли в СЭЗ «иностранными государствами» были восприняты как угроза уступки суверенитета Китаю, хотя в самом тексте проекта Китай не упоминался. Антикитайские настроения, существующие во вьетнамском обществе, наслоились на широко освещаемую в мировых СМИ китайскую инициативу «Один пояс, один путь», в рамках которой осуществляются масштабные инвестиции по всему миру с участием китайского капитала и китайских подрядчиков. Существуют опасения, что в ряде стран такие инвестиционные проекты, помимо задач экспорта избыточных производственных мощностей, будут иметь долгосрочным эффектом усиление китайского влияния на экономически несостоятельные политические системы.

В этом контексте особый резонанс вызвали положения закона о СЭЗ, которые превращали территории новых зон в фактически полностью подконтрольные зарубежным инвесторам, с правом применять ими свои законы и нормы в ряде случаев, в том числе самостоятельно определять минимальный уровень зарплаты и не следовать в некоторых моментах местному трудовому законодательству. Для Вьетнама это особенно актуально, так как трудовое законодательство страны пока не соответствует общепринятым мировым нормам: не ратифицированы все ключевые конвенции Международной организации труда, запрещены независимые профсоюзы и другие институты коллективного торга. Вьетнамские рабочие, в том числе на иностранных (например, китайских) предприятиях имеют достаточно низкий порог для перехода к протестным формам несогласия с трудовой политикой, c 1995 г. только официальной статистикой зафиксировано более 6 тыс. нелегальных забастовок [ Pham Thi Thu: 01.07.2018].

Существенным недостатком нового документа являлось также то, что на фоне декларируемой властями для СЭЗ цели построения «зеленой, высокотехнологичной, основанной на знаниях» экономики предлагалось в трех новых зонах сделать акцент на туризм, строительство гостиниц, казино. Это в массовом сознании вызывает ассоциации

именно с массовым китайским туризмом, который стереотипно воспринимается как маловыгодный для вьетнамской экономики и периодически порождает скандалы. У вьетнамских граждан также возникает опасение, что в зонах будет немало производств, представляющих опасность для окружающей среды [Angie Ngoc Tran: 01.09.2018].

Вызывал возражение и срок, на который зарубежный инвестор мог арендовать участок в новой зоне, — 99 лет. Для самих вьетнамских граждан недоступно арендовать землю ряда категорий на такой длительный срок, поэтому подобная возможность для иностранцев вызвала особое раздражение.

Реакция партии и правительства

Хотя власти СРВ, судя по всему, были не готовы к такой реакции общества, они довольно быстро политическими методами снизили градус недовольства. На сессии Национального собрания было принято решение отложить рассмотрение закона о СЭЗ до одной из следующих сессий, а до этого времени доработать документ, внести в него поправки с учетом мнения граждан. О необходимости учитывать мнение народа в решении данного вопроса публично заявили и Генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг, и Премьер-министр Нгуен Суан Фук, и Председатель Национального собрания СРВ Нгуен Тхи Ким Нган. Они провели встречи с избирателями сразу после окончания работы сессии.

Нгуен Фу Чонг уже 17 июня встретился с избирателями нескольких ханойских районов. Касаясь проекта Закона об особых административно -экономических единицах, он заметил, что еще с 90-х годов ХХ века Вьетнам намеревался создать специальные экономические зоны, чтобы привлечь иностранные инвестиции и ускорить экономический рост за счет новых механизмов3. Вместе с тем он признал, что в этом вопросе надо проявлять осторожность, учитывать необходимость защиты независимости и национального суверенитета. «Партия, государство и парламент выслушали мнение всех граждан и решили совершенствовать этот нормативно-правовой акт прежде, чем принимать его», — сказал Генеральный секретарь на встрече с избирателями. Он также призвал их верить в партию и государство, не поддаваться подрывным замыслам [Нгуен Фу Чонг: 25.06.2018].

В свою очередь Председатель Национального собрания СРВ Нгуен Тхи Ким Нган призвала народ проявлять спокойствие и верить в решения партии и государства и добавила, что парламент в своей законотворческой работе всегда прислушивается к мнению граждан [Тху Хоа: 10.09.2018].

В дополнение к этим словам, парламент и правительство поручили министерствам, отраслевым ведомствам и местным органам власти ужесточить контроль за землепользованием в районах, где планируется создание административно-экономических единиц. Кроме того, решено развернуть разъяснительную работу среди населения, в том числе в СМИ, чтобы добиться консенсуса в обществе [Тху Хоа: 10.09.2018].

При этом Закон о кибербезопаности был принят без изменений [Mai Nguyen: 1.07.2018]. По всей видимости, активность протестующих только подтолкнула вьетнамские власти к необходимости принятия такого закона.

2018].

3 Для обзора практики создания специальных экономических зон во Вьетнаме см. [Lan LT, Viet ND

Волна протестов была остановлена и усилиями правоохранительных органов: для разгона демонстраций применялся слезоточивый газ, водометы. Несколько сот человек было арестовано, в том числе за насильственные действия против представителей власти. Среди арестованных оказался и американец вьетнамского происхождения по имени Уильям Ань Нгуен. Его обвинили в «разжигании общественных беспорядков», что предполагает наказание в виде семи лет тюремного заключения. Но за него стала ходатайствовать американская сторона, в том числе лично госсекретарь Майк Помпео, и его вскоре отпустили [ КЬапЬ Уи: 10.09.2018]. При этом сам факт присутствия американского гражданина среди митингующих был использован при выстраивании неких конспирологических теорий, в частности, о причастности американских спецслужб к беспорядкам во Вьетнаме4.

Значение протестов для социально-политической стабильности во Вьетнаме

Оценивая движущие силы протестов начала июня 2018 г., полагаем, что внешние факторы не имели решающего значения. Нами не найдено значимых свидетельств открытого вмешательства иностранных государств, исключая заявления американского посольства, «Эмнести интернейшнл» и участие госсекретаря Майкла Помпео в освобождении из-под стражи гражданина США Уильяма Нгуена.

Решающую роль, видимо, следует отводить внутренним причинам и динамике развития. Это позволяет более точно интерпретировать последние события, проанализировав их в контексте процессов «созревания» вьетнамского гражданского общества и возможной политизации социального протеста. Именно политизация протеста определяет будущее вьетнамской политической системы и поэтому привлекает такое пристальное внимание.

Нелишним будет заметить, что июньские протесты продолжают череду предыдущих протестных акций, включая наиболее резонансные (табл. 1).

Таблица 1.

Некоторые резонансные протестные акции во Вьетнаме в 2008-2018 гг.

Дата Событие Формы протеста

Апрель 2017 Протест против передачи земли деревни Донгтам около г. Ханой в государственное пользование, захват в заложники представителей администрации и полиции Сопротивление требованиям администрации, захват заложников

Апрель-октябрь 2016 Демонстрации жителей ряда приморских провинций Центрального Вьетнама после токсичного выброса с предприятия Formosa Ha Tinh Уличные протесты, поджоги административных зданий и автомобилей, крестные ходы, перекрытие трасс, онлайн-петиции, кампании в

4 По нашему мнению, присутствие Уильяма Нгуена на протестах не может быть свидетельством участия американских спецслужб в организации беспорядков. Нгуен часто бывает во Вьетнаме, исследования региона входят в сферу его научных интересов как недавнего магистранта. Его политическая позиция в отношении вьетнамского руководства хорошо известна, он не раз высказывал ее в своем микроблоге в Twitter. Желая выразить свое отношение к протестам, он присоединился к ним и оказался в гуще операции по подавлению протеста.

социальных сетях,

коллективные судебные иски

Март 2015 Протесты в Ханое против городского Уличные протесты, онлайн-

плана по вырубке деревьев петиции

Март 2015 Недельная уличная акция в г. Хошимине с участием 90 тыс. рабочих обувной фабрики Pou Chen в связи с изменениями в пенсионном законодательстве Уличные протесты, забастовка

2014-2015 Онлайн-петиция и кампания в Онлайн-петиция, кампания в

социальных сетях против строительства социальных сетях

канатной дороги в пещере Шондонг

провинции Куангбинь

Октябрь Онлайн-петиция 3500 человек против Онлайн-петиция

2014 сноса исторического здания торгового центра в г. Хошимин

Май 2014 Протесты в связи с размещением Уличные протесты, погромы и

китайской буровой платформы HYSY981 поджоги предприятий

в исключительной экономической зоне

Вьетнама

Декабрь Антикитайские протесты в Ханое и Уличные протесты, марши

2012 Хошимине с лозунгами в защиту суверенитета Вьетнама в ЮжноКитайском море

Апрель Многотысячные протесты против Уличные демонстрации, онлайн-

2012 экспроприации земли в районе Ванзянг провинции Хынгйен петиция

Июнь 2011 Антикитайские протесты с лозунгами в защиту суверенитета Вьетнама в Южно -Китайском море после инцидента с китайским патрульным кораблем и вьетнамским геологоразведочным судном Уличные демонстрации

2008-2010 Серия протестных акций против добычи Онлайн-петиции, открытые

бокситов китайскими компаниями на письма, крестный ход, кампании

плато Тэйнгуен (Центральный Вьетнам) в интернете, иск к премьер-министру

Источник: составлено авторами по материалам СМИ

О начале процесса демократизации в СРВ В.М. Мазырин писал следующее: «Ханой пошел на расширение доступа граждан к процессу принятия решений, в том числе в электоральной и представительской формах, прежде всего, чтобы оградить себя от внешнеполитического давления и внутренних социальных протестов. В целом простые люди почувствовали себя свободнее — сегодня они могут иметь собственное мнение, критиковать власть, хотя в установленных рамках. Смена экономического строя создала объективные

предпосылки для расширения таких свобод, как свободы слова, вероисповедания, передвижения» [Мазырин 2006: 212-213].

Социальные протесты последнего десятилетия во Вьетнаме отличают два важных свойства. Во-первых, они по большей части аполитичны и не ставят своей целью смещение с властных позиций конкретных руководителей или групп. В условиях монополии на власть КПВ выдвигать политические лозунги с точки зрения протестующих практически бессмысленно: в отсутствии альтернатив такие требования во Вьетнаме тождественны призывам против самой государственности и конституционного строя. Во-вторых, протестная активность часто перетекает с одной темы на другую, привлекая новых участников и формируя широкую коалицию «недовольных», которые могут и не иметь непосредственного отношения к изначальному поводу для протеста. Например, «бокситный скандал» 2009 г. привлек как экологических активистов, так и «патриотов», которые относили эту проблему к сфере безопасности, а также буддистов из «неофициальных» организаций, католиков и эмигрантскую политическую партию «Вьет Тан», которую официальный Ханой считает террористической группировкой. Похожая коалиция сформировалась и летом 2018 г.

В июньских событиях следует отметить более выраженную, чем обычно, политическую направленность. Призывы сместить тех, кто «продает страну», акцент на том, что получателями дивидендов от закона о СЭЗ будут «китайские коммунисты» (то есть члены определённой политической партии), демонстрируют степень недовольства и политическую мотивацию как минимум части протестующих.

Антикитайский характер выступлений также можно рассматривать не столько как выражение многовекового конфликта на национальной почве, а как определенное недовольство внешнеполитическим курсом Ханоя в отношениях с Китаем. Представляется, что власти, в отличие от ряда других случаев (например, протестов 2011-2012 гг. — см. табл. 1), не давали в этот раз молчаливого согласия на публичную критику Китая. Обращает на себя внимание заявление посольства КНР в Ханое в связи с данными событиями. В нем отмечалось, что протесты «политически мотивированы» и распространялись с «явно недобрыми побуждениями». Посольство обратилось к властям СРВ с просьбой «устранить негатив из этих протестов» [Chung Man: 10.09.2018].

Таким образом, протесты июня 2018 г. можно расценить как свидетельство повышения активности общественных сил во Вьетнаме под воздействием новых возможностей и стимулов для самовыражения. Активисты и рядовые граждане получают все больше информации о том, что происходит в их собственной стране, возникает гражданское самосознание и стремление к солидарности в протестных акциях, а социальную активность поддерживают — в том числе с прицелом на ее превращение в политическую — антикоммунистические силы во Вьетнаме и за его пределами.

Во многом этому объективно способствовала линия партийно-государственного руководства Вьетнама, которое последние годы стремится приблизить институционально и идеологически вьетнамское общество к стандартам западных демократий. Особую роль в этом процессе сыграло принятие в конце 2013 г. новой Конституции Вьетнама, в которой особое место было отведено гарантиям прав человека и гражданина5. Расширяя поле

5 Подробнее см. [Цветов 2014: 20-23].

гражданских свобод, руководители СРВ хотят сделать облик своей страны более привлекательным для Запада, в инвестициях которого заинтересована экономика страны.

Свою роль играет и то, что нынешнее руководство Вьетнама не только допускает, но и стимулирует беспартийную массу принимать участие в публичной критике таких пороков, как бюрократизм, коррупция, кумовство, расточительность. Антикоррупционная кампания, развернутая после XII съезда КПВ в январе 2016 г., с одной стороны, призвана показать намерение партийного руководства избавиться от перечисленных пороков, а с другой стороны, напоминает, что такие пороки есть, и не только легитимирует, но и нормализует их жесткую критику.

Если шире рассмотреть июньские выступления во Вьетнаме и подвести их под типологию социальных протестов, предложенную профессором Д.В. Стрельцовым для современного японского общества, можно определить их как проблемно-тематический тип протеста. «Специфика данного типа социального протеста заключается в том, — пишет исследователь, — что затронутые им проблемы имеют общенациональное значение и касаются интересов широких слоев населения» [Стрельцов 2016: 284].

КПВ позиционирует себя как партия, представляющая интересы всего вьетнамского народа, что является не только лозунгом, но и, по сути, единственной максимой для политической организации, сводящей до минимума электоральную конкуренцию. Поэтому любой социальный протест в отсутствии эффективной системы выборного представительства является одним из важнейших источников обратной связи для руководства страны. В случае, если протест политизируется, то это означает, что повод достаточно серьезный: протестующие задумались об ответственности политической силы, находящейся у власти, за ее эффективное решение. Поэтому меры, которые приняты, принимаются и будут приняты КПВ в ответ на июньские протестные акции, позволят оценить способность партии отвечать на запросы зарождающегося гражданского общества во Вьетнаме.

Список литературы

1. Генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг встретился с избирателями Ханоя. URL:http://vovworld.vn/m-RU/новости/генеральныи-секретарь-цк-кпв-нгуен-фу-чонг-встретился-с-избирателями-ханоя-653855.vov (дата обращения 25.06.2018).

2. Мазырин В.М. О соблюдении гражданских свобод во Вьетнаме // Юго-Восточная Азия в 2005 г. Актуальные проблемы развития. М.: ИВ РАН, 2006. С.193-216.

3. МИД предупредил о массовых беспорядках во Вьетнаме. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b1d859a9a7947d45fb4b77chttps://www. rbc.ru/rbcfreenews/5b1d859a9a7947d45fb4b77c (дата обращения 25.06.2018).

4. Необъективные доклады о соблюдении прав человека во Вьетнаме. URL: http://vovworld.vn/ru-RU/комментарии/необъективные-доклады-о-соблюдении-прав-человека-во-вьетнаме-149878.vov (дата обращения 12.02.2018).

5. Разработка Закона о кибербезопасности стала очень своевременной в нынешней обстановке. URL: http://ru.nhandan.com.vn/chinhtri/chinhtri-doingoai/item/1087750-разработка-закона-о-кибербезопасности-стала-очень-своевременной-в-нынешнейобстановке. html (дата обращения 20.06.2018).

6. Социальный протест на современном Востоке. Под ред. Стрельцова Д.В. М.: Аспект-пресс, 2016. 304 с.

7. Тху Хоа. Законотворческая деятельность, основывающаяся на принципах демократии и объективности. URL: http:/vovworld.vn/ru-ru/комментарии.законотворческая-деятельность-основывающаяся-на-принципах-демократии-и-объективности-652709.vov (дата обращения 10.09.2018).

8. Филатов С. «Цветная революция» добралась до Вьетнама? URL https://interaffairs.ru/news/show/20108 (дата обращения 1.07.2018).

9. Цветов П.Ю. Новая Конституция Вьетнама: усиливается акцент на права человека и гражданина // Азия и Африка сегодня. 2014, № 6, с.20-23.

10. Activists worry about a new 'Green Dam' in Vietnam. URL: https://www.reuters.com/article/urnidgns002570f3005978d800257738006677d2/activists-worry-about-a-new-green-dam-in-vietnam-idUS209819363420100605 (дата обращения 1.09.2018).

11. Angie Ngoc Tran. Workers say no to Vietnam's 'Special Exploitation Zones'. URL: http//www.newmandala.org/workers-say-no-vietnams-special-exploatation-zones (дата обращения 01.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Black, Euan. Vietnam looks to bolster its internet censorship. URL: http://sea-globe.com/vietnam-internet-censorship (дата обращения 01.07.2018).

13. Chung Man. Behind the latest anti-China protests in Vietnam URL: http://www.ejinsight.com/20180627-behind-the-latest-anti-china-protests-in-vietnam (дата обращения 10.09.2018).

14. Khanh Vu & Jeames Pearson. Vietnam to Deport American Detained During Nationwide Protests. URL: https://www.usnews.com/news/world/ articles/2018-07-19/vietnam-tries-american-detained-during-nationwide-protests (дата обращения 10.09.2018).

15. Lan LT, Viet ND. Factors Affects Investment Decisions of Enterprises into Vietnam's Economic Zones // J Glob Econ, 2018, № 6. Р.280.

16. Mai Nguyen. U.S., Canada urge delay in vote on Vietnam's cybersecurity bill. URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-socialmedia/us-canada-urge-delay-in-vote-on-vietnams-cybersecurity-bill-idUSKCN1J41D6 (дата обращения 10.09.2018).

17. Mai Nguyen. Vietnam lawmakers approve cyber law clamping down on tech firms, dissent. URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-socialmedia/vietnam-lawmakers-approve-cyber-law-clamping-down-on-tech-firms-dissent-idUSKBN1J80AE (дата обращения 01.07.2018).

18. Pham Thi Thu. Tai sao dinh co ng of Viet Nam luo n la tu phat? [Почему забастовки во Вьетнаме всегда возникают стихийно?]. URL: http://www.global-labour-university.org/fileadmin/GLU_Column/Viet_papers/no_290_Pham_Thi_Thu_in_Vietnamese.pdf (дата обращения 01.07.2018).

19. Politics in Contemporary Vietnam. Critical Studies of the Asia Pacific Series. Ed. By J. London. London: Palgrave Macmillan, 2014. 245 pp.

20. Spiess, Robin. Vietnam's new cybersecurity law deemed 'human rights abuse. URL: http://sea-globe.com/vietnams-new-cybersecurity-law-deemed-human-rights-abuse/ (дата обращения 01.07.2018).

21. Thousands hold peaceful protests in Vietnam against foreign investment plans. URL:https://www.reuters.com/article/us-vietnam-protests/thousands-hold-peaceful-protests-in-vietnam-against-foreign-investment-plans-idUSKBN1JD0CW (дата обращения 15.07.2018).

22. Vietnam unveils 10,000-strong cyber unit to combat 'wrong views'. URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-security-cyber/vietnam-unveils-10000-strong-cyber-unit-to-combat-wrong-views-idUSKBN1EK0XN (дата обращения 01.07.2018).

Авторы:

Цветов Антон Петрович, эксперт Центра стратегических разработок, e-mail: atsvetov@russiancouncil. ru

Цветов Петр Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры Международных отношений Дипломатической академии МИД России, e-mail: proviet99@mail. ru

Продвижение статьи: Дата поступления статьи: 19.09.2018 Дата поступления в переработанном виде: 24.09.2018

Принята к печати: 28.09.2018

A.P. Tsvetov, P.Yu. Tsvetov

PUBLIC PROTESTS IN VIETNAM: THE MATURATION OF CIVIL SOCIETY OR THE PROLOGUE FOR A "COLOR REVOLUTION"?

Abstact. The paper analyzes the public protests in Vietnam that took place in its largest cities in June 2018, and their causes in the form of two controversial bills put forward by the Parliament. These protests are considered in the context of the development of civil society and are regarded as evidence of increased activity of public forces in Vietnam under the influence of new opportunities to mobilize them for protests, including through social networks. The authors specify in the June events of 2018 more pronounced than before political orientation and reveal the importance of protests for the social contract in Vietnam.

Key words: Vietnam, social protest, legitimacy, civil society, social mobilization.

References

1. Activists worry about a new 'Green Dam' in Vietnam. Retrieved on 01.09.2018 from URL: https://www.reuters.com/article/urnidgns002570f3005978d800257738006677d2/activists-worry-about-a-new-green-dam-in-vietnam-idUS2098193 63420100605.

2. Angie Ngoc Tran. Workers say no to Vietnam's 'Special Exploitation Zones. Retrieved on 01.09.2018 from URL: http//www.newmandala.org/workers-say-no-vietnams-special-exploatation-zones.

3. Black, Euan. Vietnam looks to bolster its internet censorship. Retrieved on 01.07.2018 from URL: http:// sea-globe.com/vietnam-internet-censorship.

4. Chung Man. Behind the latest anti-China protests in Vietnam Retrieved on 10.09.2018 from URL: http://www.ejinsight.com/20180627-behind-the-latest-anti-china-protests-in-vietnam.

5. Filatov, S. Tsvetnaya revolyutsiya dobralas do Vietnama? [Did "Color revolution" get to Vietnam?] Retrieved on 01.07.2018 from URL: https://interaffairs.ru/news/show/2018.

6. Generalniy secretar CK CPV Nguyen Phu Trong vstretilsya s izbiratelyami Hanoya [General secretary Nguyen Phu Trong met with voters in Hanoi]. Retrieved on 25.06.2018 from URL:http://vovworld.vn/m-RU/HOBOCTH/reHepa.nbHbiH-ceKpeTapb^K-KnB-HryeH-$y-HOHr-BCTpemncfl-c-H36HpaTe.raMH-xaHOfl-653855.vov.

7. Khanh Vu & Jeames Pearson. Vietnam to Deport American Detained During Nationwide Protests. Retrieved on 10.09.2018 from URL: https://www.usnews.com/news/world/articles/2018-07-19/vietnam-tries-american-detained-during-nationwide-protests.

8. Lan LT, Viet ND (2018). Factors Affects Investment Decisions of Enterprises into Vietnam's Economic Zones. J Glob Econ, 6, 280.

9. Mai Nguyen. U.S., Canada urge delay in vote on Vietnam's cybersecurity bill. Retrieved on 10.09.2018 from URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-socialmedia/us-canada-urge-delay-in-vote-on-vietnams-cybersecurity-bill-idUSKCN1J41D6.

10. Mai Nguyen. Vietnam lawmakers approve cyber law clamping down on tech firms, dissent. Retrieved on 01.07.2018 from URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-socialmedia/vietnam-lawmakers-approve-cyber-law-clamping-down-on-tech-firms-dissent-idUSKBN1J80AE.

11. Mazyrin, V.M. (2006). O soblyudenii grazhdanskih svobod vo Vietname [Civil liberty observation in Vietnam]. In South-East Asia in 2005: current problems of development. M.: IV RAN. Pp.193-216.

12. MID predupredil o massovykh besporyadkakh vo Vietname [MOFA warned about the riots in Vietnam]. Retrieved on 25.06.2018 from URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5b1d859a9a7947d45fb4b77chttps://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b1d859a9a7947d45fb4b77c.

13. Neobektivnye doklady o soblyudenii prav cheloveka vo Vietname [Biased reports on human rights in Viet Nam]. Retrieved on 12.02.2018 from URL: http://vovworld.vn/ru-RU/K0MMeHTapHH/He06teKTHBHHe-g0K^agH-0-C06nrogeHHH-npaB-Hen0BeKa-B0-BbeTHaMe-149878.vov.

14. Pham Thi Thu. Tai sao dinh công of Viêt Nam luôn là tu phât? [Why do strikes in Vietnam always occur spontaneously?]. Retrieved on 01.07.2018 from _URL: global-labour-university.org/fileadmin/GLU_Column/Viet_papers/no_290_Pham_Thi_Thu_in_Vietnamese.pdf.

15. Politics in Contemporary Vietnam (2014). Critical Studies of the Asia Pacific Series. Ed. By J. London. London:Palgrave Macmillan. 245 pp.

16. Razrabotka zakona o cyberbezopasnosti stala otchen svoevremennoi v nyneshnei obstanovke [The development of the law on cybersecurity has become very urgent in the current situation]. Retrieved on 20.06.2018 from URL: http://ru.nhandan.com.vn/chinhtri/chinhtri-doingoai/item/1087750-pa3pa60TKa-3aK0Ha-0-Ku6ep6e30nacH0CTH-CTana-0HeHb-CB0eBpeMeHH0H-B-HbiHemHeH06cTaH0BKe.html.

17. Sotsialnyi protest na sovremennom Vostoke [Social protest at contemporary Orient] (2016). Moscow: Aspectpress. 304 pp.

18. Spiess, Robin. Vietnam's new cybersecurity law deemed 'human rights abuse. Retrieved on 01.07.2018 from URL:http://sea-globe.com/vietnams-new-cybersecurity-law-deemed-human-rights-abuse.

19. Thu Hoa. Zakonotvorcheskaya deyatelnost, osnonyvaushayasya na printsipakh demokratii I obektivnosti [Legislative activity based on the principles of democracy and objectivity]. Retrieved on 10.09.2018 from URL: http:/vovworld.vn/ru-ru/K0MMeHTapHu/3aK0H0TB0pHecKaa-geaTenbH0CTb-основbIвaro^aflCfl-нa-прннцнпaх-дeмокрaтнн-н-о6beктнвностн-652709.vov.

20. Thousands hold peaceful protests in Vietnam against foreign investment plans. Retrieved on 15.07.2018 from URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-protests/thousands-hold-peaceful-protests-in-vietnam-against-foreign-investment-plans-idUSKBN1JD0CW.

21. Tsvetov, P.Yu. (2014). Novaya konstitutsiya Vietnama: usilivaetsya aktsent na prava cheloveka I grashdanina [New constitution of Vietnam: growing emphasis on human and civil rights]. Asia & Africa today, 6, 20-23.

22. Vietnam unveils 10,000-strong cyber unit to combat 'wrong views'. Retrieved on 01.07.2018 from URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-security-cyber/vietnam-unveils-10000-strong-cyber-unit-to-combat-wrong-views-idUSKBN1EK0XN.

Authors:

Tsvetov Anton P., expert of the Center for Strategic Research

Tsvetov Petr Yu., PhD, associate professor, Diplomatic Academy MOFA of Russia, E-mail: proviet99@mail. ru

Article history: Received: September 19, 2018 Received in revised form: September 24, 2018 Accepted: September 28, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.