Научная статья на тему 'Общественные инициативы женского образования как фактор иституциализации гражданского общества в России в конце XIX начале XX веков'

Общественные инициативы женского образования как фактор иституциализации гражданского общества в России в конце XIX начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
888
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА / WOMEN''S EDUCATION / PUBLIC INITIATIVES / THE COOPERATION BETWEEN THE AUTHORITIES AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартыненко Надежда Константиновна

Либеральные реформы середины XIX века, новые экономические отношения способствовали включению женщин в профессиональную деятельность, стимулировали стремление к знаниям. Во второй половине ХIХ века общественные инициативы были направлены на распространение начального образования среди женщин и девушек из низших слоев и на борьбу за право на высшее образование для женщин из имущих и разночинских слоев общества. Увеличение числа начальных школ, увеличение количества высших и профессиональных учебных заведений играли прогрессивную роль в экономическом и культурном развитии Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC INITIATIVES OF WOMEN EDUCATION AS A FACTOR OF ISTITUZIONALI CIVIL SOCIETY IN RUSSIA IN THE LATE 19TH EARLY 20TH CENTURIES

Liberal reforms of the mid-19th century, new economic relationships contributed to the inclusion of women in professional activities, stimulated a desire for knowledge. In the second half of the 19-th century public initiatives were aimed at the extension of primary education among women and girls from the lower strata and on the struggle for the right to higher education for women from the haves and raznochintsy layers of society. The increase in the number of primary schools, increasing the number of higher and vocational education institutions played a progressive role in the economic and cultural development of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Общественные инициативы женского образования как фактор иституциализации гражданского общества в России в конце XIX начале XX веков»

ББК: С02 60.02

УДК: 392.65

Мартыненко Н.К.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Martynenko N.K.

THE PUBLIC INITIATIVES OF WOMEN EDUCATION AS A FACTOR OF ISTITUZIONALI CIVIL SOCIETY IN RUSSIA IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

Ключевые слова: общественные инициативы, женское образование, сотрудничество власти и общества.

Keywords: public initiatives, women's education, the cooperation between the authorities and society.

Аннотация: либеральные реформы середины XIX века, новые экономические отношения способствовали включению женщин в профессиональную деятельность, стимулировали стремление к знаниям. Во второй половине ХХ века общественные инициативы были направлены на распространение начального образования среди женщин и девушек из низших слоев и на борьбу за право на высшее образование для женщин из имущих и разночинских слоев общества. Увеличение числа начальных школ, увеличение количества высших и профессиональных учебных заведений играли прогрессивную роль в экономическом и культурном развитии Российского государства.

Abstract: liberal reforms of the mid-19th century, new economic relationships contributed to the inclusion of women in professional activities, stimulated a desire for knowledge. In the second half of the 19-th century public initiatives were aimed at the extension of primary education among women and girls from the lower strata and on the struggle for the right to higher education for women from the haves and raznochintsy layers of society. The increase in the number of primary schools, increasing the number of higher and vocational education institutions played a progressive role in the economic and cultural development of the Russian state.

Либеральные реформы середины XIX века в России, вставшей на путь капиталистических преобразований, вели к признанию необходимости образования населения. В докладе министра А.С. Норова 5 марта 1856 года Александру II говорится: «как развитие в массах народных истинных понятий об обязанности каждого, так и всевозможные улучшения семейных нравов и вообще всей гражданственности, на которые женщины имеют столь могущественное и неотразимое влияние, зависит от образования. Поэтому учреждение открытых школ для девиц в губернских и уездных городах и даже в больших селениях было бы величайшим

благодеянием для отечества.. .»\

В большинстве губерний России учебные заведения для женщин появились в первой половине XIX века, имелось 36 закрытых женских институтов и училищ сословного характера: «Училища для дочерей чинов Черноморского флота», «Девичье училище военно-сиротского дома» и т. п. Учреждение женских училищ явилось своеобразным толчком к распространению женского образования. Училища открывались для всех сословий, и выпускницы получали возможность стать домашними учительницами,

1 Мижуев, П.Г. Женский вопрос и женское движение. - СПб., 1906. - С. 23.

гувернантками1.

Большой вклад в разработку программы женского образования и практическое ее осуществление внесли ученые-педагоги К.Д. Ушинский и Н.А. Вышнеградский. Однако они очень скоро попадают в опалу. Уже в 1862 г. инспектор Смольного института К.Д. Ушинский был уволен, а в 1867 г. отстранили от заведования гимназиями

Н.А. Вышнеградского, по проекту которого еще в 1858 г. в Петербурге было создано первое бессословное Мариинское женское училище, и несколько бессословных гимназий Министерства народного просвещения.

В европейских странах того времени принимались энергичные меры к тому, чтобы все население, как мужское, так и женское, проходило через начальную школу. Россия не могла быть исключением.

В 1864 году все начальные школы перешли в ведение Министерства народного просвещения. Мальчиков и девочек обучали в школах совместно. Детей учили Закону Божьему, церковнославянской грамоте, русскому языку, чистописанию, арифметике и церковному пению. Параллельно открывались церковноприходские школы грамоты, которые находились в ведении Святейшего Синода.

Основная заслуга в распространении среди населения начального образования принадлежала сформированным в пореформенный период органам земского управления и частным инициативам. Десятки тысяч земских школ создали почву для введения всеобщего образования, была повышена заработная плата учителей. Расходы земств на народное образование за период с 1871 по 1900 год увеличились в 11,2 раза и составили в 1901 году 19,3% всех бюджетных затрат2.

Для содействия видам правительства в распространении просвещения было дозволено открывать частные учебные заведения 2-х видов: для обучения - обоих полов, для содержания и воспитания -

только одного пола.

Параллельно с деятельностью правительства и земств, начиная с 60-х годов Х1Х века, с многообразными инициативами по просвещению масс выступали женские организации. Широкое распространение по всей России получили бесплатные воскресные, вечерние и другие типы школ для детей и взрослых. Первые бесплатные воскресные женские школы открылись в 1859 году в Киеве, Петербурге и Перми. В них с энтузиазмом трудились представительницы демократической

интеллигенции, женщины высших и средних слоев общества.

Правительство выбрало традиционный административный метод реагирования на инициативу женской общественности. Министерством народного просвещения был выпущен циркуляр, в котором местному учебному начальству

предписывалось «заботливо следить за тем, чтобы воскресные школы не выступали из границ определенного им круга деятельности, т.е. чтобы учение в них ограничивалось Законом Божьим, чтением, письмом и первыми правилами арифметики» . Уже в 1862 году все воскресные школы были закрыты, однако в 1870-м под давлением образованных слоев общества было дано разрешение на возобновление их работы. В 1905-1907 годах они снова закрывались. В марте 1907 года власти в очередной раз решили открыть курсы для взрослых.

Воскресные школы являлись не единственной женской инициативой. Многие общества имели женские клубы, кружки, где женщины обучались грамоте, знакомились с литературой, устраивали вечера чтения, ставили спектакли. Например, при образовательной комиссии Московского общества улучшения участи женщин работала воскресная школа, где обучалось 197 женщин и девушек в возрасте от 9 до 30 лет, учениц швейных мастерских, ремесленниц, работниц, прислуги, домохозяек4. Подобные школы были

1 Милованова, Л.А. Женское движение: история и современность. - Воронеж, 1998. - С. 21.

2 Фальборк, Г. Всеобщее образование в России. -

М.: Тип. И.Д. Сытина, 1908. - С. 115.

Стасов, В.В. Надежда Васильевна Стасова: Воспоминания и очерки. - СПб.: Тип. М. Меркушева, 1899. - С. 110.

4 Отчет Комитета Московского общества

организованы при Киевском, Ростовском и других обществах защиты женщин.

Женщины-работницы могли также обучаться грамоте в клубах и кружках, созданных по инициативе городских отделений Российского общества улучшения участи женщин.

Общество попечения о молодых работницах в Санкт-Петербурге

существовало с 13 июня 1897 года по типу заграничных клубов. «Целью общества являлось - поднять умственный и нравственный уровень женской рабочей молодежи, дать ей здоровые развлечения, предохранить молодых девиц,

преимущественного рабочего класса: ремесленниц, фабричных и служанок от вредных в нравственном отношении условий жизни, содействовать их нравственному развитию». Устраивались воскресные собрания, где работниц обучали грамоте, шитью и кройке, Закону Божьему, организовывали для них литературные и научно-популярные чтения1.

Большой известностью пользовалась харьковская бесплатная женская школа, открытая по инициативе и на средства Х.Д. Алчевской в 1862 году. Учителя в школе трудились безвозмездно. За 30 лет число учащихся в школе девочек возросло с 50 до 5002.

Подобные школы создавали многие женские организации Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Одессы и других городов. В отличие от других типов школ в начальных школах, устроенных по инициативе женщин, отсутствовала практика телесных наказаний,

практиковалось разнообразие учебных предметов, уважительное отношение к учащимся.

В 1880 году в 22 770 начальных школах обучалось 239 997 девочек, что составляло 20,7% учащихся. По данным статистических обзоров, в конце XIX века в

улучшения участи женщин за 1901 год. - М.: Тип. А.В. Васильева и К°, 1902. - С. 21, 23.

1 Кечеджи-Шаповалов, М.В. Женское движение в России и заграницей. - СПб.: Тип. Е. Евдокимова. 1902. - С. 152.

2 Народное образование в России // Народная энциклопедия научных и прикладных знаний: В 10 т. - М.: Тип. И.Д. Сытина, 1910. - Т. 10. - С. 199.

начальных учебных заведениях всех ведомств России обучались 831 544 девочки, или 21,9% учащихся .

За период 1894-1895 годов общее число школ грамоты составило 18 865. Церковноприходских за этот период - 12 970. Общее число учащихся в школах грамоты и церковноприходских школах достигала 981 976 человек, из которых 173 075 девочек4. По данным земско-статистических исследований, касающихся 114 уездов 20 земских губерний, с населением почти в

17 000000 душ, грамотность женщин более чем в 5 раз уступала грамотности мужчин. По сведениям, относящимся к 1898 году, из всего мужского населения империи, училось в школах около 4,8%, а из женского только 1,6%, т.е. в три раза меньше.

Необходимо отметить, что

правительственные органы, несмотря на санкционирование реформы, не оказывали содействия ее развитию. В течение почти тридцати лет, с 1866 по 1895 годы, бюджетные расходы на низшие учебные заведения по ведомствам Министерства народного просвещения и Святейшего Синода оставались без изменения и составляли 0,3% всех государственных затрат5. Возможности земских учреждений и частных обществ были также ограничены, в результате темпы всеобщего начального образования резко снизились.

Формально правительство реагирует на такое положение дел. В своем докладе на заседании Второй Государственной Думы в марте 1907 года председатель Совета министров говорил о необходимости поставить просвещение народных масс на должную высоту. Однако фактически, по данным статистики, в начале XX века Министерство народного просвещения расходовало на нужды низших учебных заведений всего 0,6% объема общего государственного бюджета6.

Темпы проведения преобразований в

3 Россия в конце Х1Х века / под общ. ред. В.И. Ковалевского. - СПб.: Тип. «Брокгауз-Ефрон», 1900. - С. 467.

4 Народное образование в России... - Т. 10. - С. 37.

5 Фальборк, Г. Указ. соч. - С. 54.

6 Народное образование в России. - С. 129, 130.

области просвещения были не адекватны темпам продвижения страны по пути технического прогресса. Так, через 40 лет с начала реформы образования, в 1905 году, в начальных школах всех ведомств девочки составляли всего 27% учащихся1.

Последовавшие в начале XX века демократические преобразования

политической системы, привлечение части населения к выборам представительных органов власти, разрешение собраний и союзов, резкий рост печатных изданий выдвинули вопрос об образовании населения в число первоочередных. В его решение включаются все новые субъекты государственной политики. В 1905-1906 годах требование всеобщего начального образования для детей обоего пола было принято многими политическими партиями: конституционно-демократичес-кой, мусульманской и др. В поддержку выступали союзы учредителей,

педагогические общества, медицинские советы, крестьянские сходы, собрания рабочих, городские думы.

Обсуждая проблему образования на Первом всероссийском женском съезде, делегатки продемонстрировали

государственный подход к делу. Они выступили против деполитизации школы, заявив, что «школа - часть целого, атом той политико-экономической клетки, которой является государство»2. В резолюции съезда содержались требования всеобщего бесплатного обучения детей школьного возраста, совместного обучения мальчиков и девочек, преподавания в школах на родном языке.

Начало среднему образованию женщин России было положено во времена Екатерины II учреждением

«Воспитательного заведения для

благородных девиц». До 60-х годов XIX века образование в немногочисленных закрытых женских учебных заведениях могли получать лишь девушки дворянского

1 Xвостов, В.М. Женщина накануне новой эпохи: Два этюда по женскому вопросу. - М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Сабко, 1905. - С. 93.

2 Труды Первого Всероссийского женского съезда при Русском женском обществе в Санкт-Петербурге, 10-16 декабря 1908 г. - СПб., 1909. Т. 2. - С. 599.

происхождения. В период буржуазных реформ второй половины XIX века в России появились открытые женские учебные заведения 3-х и 6-и годичные для всех сословий.

5 марта 1859 года последовало Высочайшее повеление: «... приступить к соображениям об устройстве на первый раз в губернских городах женских школ, приближенных по курсу к гимназиям3.

Разные сословия отнеслись к вопросу об открытии женских гимназий не одинаково. В Полтаве городской голова обратился с предложением открыть женскую гимназию на общественные средства. Купечество Полтавы и Тверской губернии приняло деятельное участие, а вот дворяне оказались пассивными. Рядом с симпатиями, которые распространялись в обществе по отношению к женским училищам, можно было встретиться и с явным недоброжелательством. В пореформенный период средние учебные заведения в ограниченном количестве были открыты для девушек всех сословий, а с 1870 года они начали преобразовываться в женские гимназии и прогимназии. По специальному положению и уставу 1870 г., они имели 7 основных и 8-й педагогический классы. Девушки, окончившие с золотыми и серебряными медалями или дополнительный класс - получали звание домашних наставниц, а без медалей, но со специальным курсом в дополнительном классе -домашних учительниц4. Подобные гимназии были открыты также в ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. Кроме того, начали принимать учениц женские епархиальные училища. «Женские епархиальные училища» с 6-ти летним курсом, находились в ведомстве св. Синода и предназначались в основном для дочерей лиц духовного звания. В 1895 году женских епархиальных училищ было 51, с 13 186 учащимися (из них 11 141 были дочери лиц духовного звания). В училищных общежитиях помещалось 10 492 воспитанницы, и только 2 694 были приходящими ученицами. При большинстве

3 Кечеджи-Шаповалов, М.В. Указ. соч. - С. 134.

4 Канторович, Я.А. Законы о женщинах. - СПб., 1899. - С. 161.

училищ были учреждены образцовые школы для педагогической практики старших воспитанниц1. Нечто среднее между средними и низшими школами представляли собой так называемые «женские училища духовного ведомства, состоящие под Высоч. Его Имп. Величества покровительством». Всего их насчитывалось 13, с 2056 учащимися. К подобному типу относились и так называемые «Мариинские женские училища», предназначенные для низших слоев городского населения; число их доходило до 10.

Мариинские женские училища в Батуме, Карсе, Маргелане, Самарканде, Якобштадте имели целью доставлять общее элементарное образование девицам всех сословий и вероисповеданий.

Кунгурская Елизаветинская женская рукодельная школа состояла под Высочайшим покровительством

императрицы Марии Федоровны и находилась в ведении Министерства народного просвещения. Школа воспитывала и обучала полезным занятиям и ремеслам малолетних девиц всех состояний и званий, православного вероисповедания.

Окончившие курс девушки удостаивались звания ученой мастерицы.

Женские гимназии в Киевской, Подольской, Волынской, Витебской и Могилевской губерниях состояли из 7 классов. В 1 -й класс принимались девочки не старше 9 лет, умеющие читать и писать по-русски. Сверх общего курса 7 классов, при женских гимназиях состоял 8-й педагогический класс. Беднейшим ученицам выдавались стипендии, но выпускницы в таком случае должны были прослужить по учебной части не менее 2-х лет2.

По сравнению со средним мужским образованием, на среднее женское образование русское правительство тратило весьма мало денег. Недостаточное количество женских учебных заведений привело к появлению в России большого числа частных женских гимназий, где высокая плата за обучение обеспечивала строго сословный состав учениц.

1 Мижуев, П.Г. Указ. соч. - С. 32.

2 Канторович, Я.А. Указ. соч. - С. 162, 163, 173,

174.

К семидесятым годам XIX в. относится основание большей части учительских семинарий, где готовили учителей начальных школ. Это были открытые учебные заведения, с 3-х летним курсом. В 1894 году осталось 60 учительских семинарий и учительских школ, с 4 600 учащимися, из которых 623 женского пола.

К числу средних учебных заведений, дающих медицинское образование, относились зубоврачебные школы в Петербурге, Одессе, Варшаве и Москве. Это были частные учебные заведения; для получения диплома слушатели и слушательницы должны были держать экзамен при медицинских факультетах университетов и военно-меди-цинской академии. Частные школы для изучения массажа и врачебной гимнастики существовали в Петербурге, Москве и некоторых промышленных городах. Имелось 8 заведений для подготовки акушерок (повивальные училища, повивальный институт, повивальная школа, акушерские курсы и т. д.) и 24 школы для образования так называемых «сельских повивальных бабок», а также 13 женских фельдшерских школ: большая их часть содержалась земством3.

Окончание всех родов средней женской школы, несмотря на разницу в уровне преподавания и продолжительности курса (епархиальные училища 6 лет, все министерские гимназии с педагогическими классами 8 летний курс) предоставляло одинаковые права, что было равносильно поощрению низшего типа средней женской школы. Преподавание во всех этих родах женских учебных заведениях, особенно епархиальных училищах и институтах, носило элементарный характер, приводящий к бесплодной потере времени особенно для девочек, одаренных сколько-нибудь порядочными способностями.

В 1894 году в России было 163 женские гимназии министерства народного просвещения, 61 женских епархиальных и духовных училищ, 30 институтов, 30 женских гимназий ведомства императрицы.

Одно среднее учебное заведение

3 Народное образование в России. - С. 129, 130.

гражданского ведомства приходилось в России на 405 000 душ обоего пола и на 53 000 кв. верст, а женское на 640 000 душ обоего пола и на 88 000 кв. верст.

К 1899 году в 477 женских средних училищах всех типов обучалось 129 462 девушки. Учебный корпус был ориентирован в основном на подготовку учениц к выполнению материнской функции.

Со второй половины XIX века активизировалась борьба женщин за среднее профессиональное образование.

В «Справочной книжке по женскому профессиональному образованию в России», изданной в 1898 году обществом поощрения профессионального женского образования, имеется перечень почти 200 школ «профессиональных», «рукодельных»,

«ремесленных», «хозяйственных», «школ домоводства», «кройки и шитья» и т. п. Большинство этих школ ограничивалось обучением традиционным женским рукоделием, с присоединением общего образования, редко заходящего за пределы курса трехлетней женской прогимназии. Первое в России «женское коммерческое училище» было основано при так называемом «Доме Анатолия Демидова» в Петербурге. Общий его курс был 8-милетний: 5 лет шло на общее образование и три года на специальное коммерческое. Окончившие курс женщины получали звание «ученых конторщиц»1. М.К. Каблукова внесла определенный вклад в развитие женских кустарных промыслов. С.А. Давыдова вошла в историю как организатор женского профессионального образования с целью развития легкой промышленности.

С 1902 г. А. Лесковская устраивает для женщин фармацевтическую школу для подготовки аптекарских помощников. При участии П.Ф. Лесгафта в Петербурге обществом физического развития был основан курс для подготовки воспитательниц и руководительниц физического развития. Там же имелась школа для изучения массажа и гимнастики. В Москве - курсы гинекологического массажа, а также гигиенические курсы с двухгодичным сроком для акушерок и

1 Милованова, Л.А. Указ. соч. - С. 27.

фельдшериц; специальные курсы для женщин, желающих заниматься

физкультурой. В Петербурге была создана школа библиотекарш с 2-хлетним сроком обучения.

Весной 1901 г. в Петербурге при ботаническом саду открылись

сельскохозяйственные курсы. Предметами занятий стали: садоводство, огородничество, молочное хозяйство, птицеводство, пчеловодство. В дальнейшем открылось женское училище для изучения способов ухода за деревьями, консервирования фруктов и овощей. В Москве разрешено было открыть женские

сельскохозяйственные курсы, а с января 1902 года в московском политехническом музее стали читаться лекции, летом они были перенесены на Бутырский городской хутор, где теоретические занятия сопровождались практикой по сельскому хозяйству.

Xотя женская средняя школа стала всесословной, открытой и получила статус общественного учебного заведения, курс всех средних женских учебных заведений существенно отличался от курса мужских гимназий и реальных училищ, значительно уступал им во всех отношениях, а это в свою очередь создавало весьма серьезное препятствие для правильной постановки высшего женского образования.

Право на высшее образование в середине XIX века не имели женщины всех сословий. По всей Росси образовывались кружки, группировавшие женщин, желающих учиться, собирались подписи для петиции о допущении женщин в университеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1859 году женщинам было разрешено посещение лекций в университетах в качестве

вольнослушательниц. За два года посещения женщинами университета не было ни одного случая, который бы стал предметом осуждения негативного проявления женщин или предметом товарищеского суда.

Принятый в 1863 году университетский устав не допускал их к высшему образованию, воспретил доступ женщинам в университетские аудитории, что стало причиной массового выезда

девушек на учебу за границу в поисках высшего образования на чужбине: в Италии, Германии, Франции, Швейцарии.

Борьбу за доступ к высшему образованию возглавили лидеры женских общественных организаций М.В. Трубникова, Н.В. Стасова, А.П. Философова, Е.В. Воронина, О.А. Мордвинова. Так А.П. Философова, являясь председательницей общества дешевых квартир, общества женского труда, общества материальной помощи

беднейшему населению, оргкомитета «За доступ женщин к высшему образованию», все силы и средства отдавала за доступ женщин к высшему образованию. Одна из передовых женщин того времени Е.И. Конради, литератор-публицист, вошла в историю как пионерка в деле высшего образования русских женщин. В 1867 году на Первом съезде естествоиспытателей в Петербурге внесла предложение о необходимости основания высших курсов для женщин.

Делегация в лице А.П. Философовой, Н.В. Стасовой, Е.И. Ворониной и А.Н. Бекетова побывали на приеме у министра народного просвещения Д.А. Толстого с просьбой разрешить открытие высших курсов. По прошествии года на имя А.П. Философовой пришел ответ из Министерства народного просвещения, в котором открытие высших женских курсов признавалось нецелесообразным,

допускались лишь публичные лекции для женщин. Как отмечала впоследствии А.Н. Шабанова, «оставался один исход - частная инициатива» (37).

Под влиянием общественной инициативы, в первую очередь усилиями женских обществ, демократической интеллигенции, знаменитых ученых А.Н. Бекетова, Д.И. Менделеева, Н.М. Сеченова 1 апреля 1869 года И.И. Паульсон в Петербурге открыл курсы под названием «Аларчинских». В октябре 1869 года в Москве были открыты «Лубянские» курсы. С 1882 года Лубянские курсы преобразились в физико-математический факультет с 4-хлетним курсом преподавания и с двумя отделениями: математическим и естественным.

2 января 1870 года благодаря энергичной деятельности Е.И. Конради, Н.В. Стасовой, В.П. Тарновской, Е.Н. Ворониной, О.А. Мордвиновой, А.П. Философовой и М.В. Трубниковой, в Петербурге открылись Владимирские курсы - публичные лекции для мужчин и женщин» по некоторым предметам естественным и словесно-историческим. Лекции имели систематический характер

университетского преподавания и были рассчитаны на два года.

Под руководством В.И. Герье в 1872 году в Москве читались высшие женские курсы, принявшие характер словесно-исторического факультета. Читались история, литература, политэкономия. В 1879 году из 2-хлетнего курс превратился в 3-хлетний. Из учебной программы был исключен общеобразовательный курс энциклопедического характера, по естественным наукам.

Потребовались многочисленные

инициативы, чтобы в конце 70-х годов получить от государства официальное разрешение на открытие высших женских курсов. Лишь в 1876 году министру народного просвещения было разрешено величайшим повелением открывать частные женские курсы в университетских городах. В 1876 г. по ходатайству проф. Н.В. Сорокина открылись высшие женские курсы в Казани, в 1878 году в Киеве и Одессе1. Созданные в 70-е годы высшие женские курсы действовали исключительно на

общественных началах.

Наиболее значительным событием в истории женского высшего образования стала организация в 1878 году в Петербурге Высших женских Бестужевских курсов. Обучение на них шло по двум направлениям: историко-филологическому и естественно-математическому. Впоследствии появился юридический факультет. Лекции читали известные ученые К.Н. Бестужев-Рюмин, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, А.Н. Бекетов, В.И. Герье, НС. Тихонравов, ВО. Ключевский, А.Н. Веселовский, В.М. Хвостов и др. В разное время на Бестужевских курсах преподавало 150

1 Кечеджи, М.В. Указ. соч. - С. 138, 140, 141; 155, 156.

академиков, профессоров, приват-доцентов1.

Несмотря на то, что они открылись уже по решению министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, в течение 11 лет, вплоть до 1889 года, Министерство внутренних дел не утверждало устав Бестужевских курсов. Чтобы придать учебному заведению официальный статус, по инициативе А.П. Философовой группа женщин учредила общество для доставления средств Высшим женским Бестужевским курсам, устав которого был утвержден министром внутренних дел 4 октября 1878 года.

В условиях вынужденного признания женских образовательных курсов Министерство народного просвещения практически не осуществляло их достаточного финансирования. Эту задачу взяли на себя Русское женское взаимно-благотворитель-ное и другие общества. Анализ показывает, что для достижения данной цели выбирались разнообразные пути. Так, подготовительные Аларчинские курсы были открыты на средства от концертов. Для слушательниц

Владимирских курсов часть лекций читалась на квартирах. На Московских Лубянских женских курсах преподаватели и дежурные трудились безвозмездно. Петербургское общество для доставления средств Высшим женским Бестужевским курсам насчитывало 184 пожизненных и 1 000 действующих членов. Начав с капитала 222 рубля 25 копеек, курсы за 20 лет стали располагать имуществом в 1 миллион 5 100 рублей.

Общество вспомоществования

учащимся женщинам было создано в 1898 году с целью поддержки женщин из провинции, приехавшим в Москву учиться2.

Несмотря на общественное признание и социальную значимость высших женских курсов, государственная политика продолжала оставаться противоречивой. Во второй половине 80-х годов Министерством народного просвещения была предпринята попытка остановить процесс развития

1 См.: Федосова, Э.П. Бестужевские курсы -первый женский университет в России (1878-1918). -М. 1980.

2 Кечеджи, М.В. Указ. соч. - С. 148.

высшего женского образования. Особым циркуляром министерства прием слушательниц на высшие женские курсы был прекращен. Многие из открытых в конце 70-х годов XIX в. высшие женские курсы были закрыты. Потребовались новые общественные инициативы для преодоления этой преграды. 10 января 1889 года общество для доставления средств высшим женским курсам обратилось с прошением непосредственно к императору. Александр III, учитывая необычайные усилия общественности по поддержанию женских курсов, дал согласие на возобновление их работы, которое последовало 28 сентября 1889 года. Можно утверждать, что с этой даты начался новый качественный этап в развитии российского высшего женского образования. Согласно новому положению Высшие женские Бестужевские курсы получили статус государственных, с соответствующим штатным расписанием и финансированием.

В 1900 г. в Петербурге и Москве были открыты четырехлетние высшие курсы. С осени 1903 года по ходатайству попечителя одесского учебного округа Х.П. Сольского перед Министерством народного просвещения, по примеру Петербурга и Москвы, были открыты педагогические курсы в Одессе. К числу высших женских учебных заведений относился и так называемый женский педагогический институт, образованный из бывших педагогических курсов3.

Все необходимое для содержания высших женских курсов доставлялись обществами, состоявшими при них, и отдельными частными лицами. Весной 1901 г. исключительно женщины писательницы и художницы приняли участие в издании сборника «На помощь учащимся женщинам», доход от которого был направлен на нужды женского общежития4. Данные факты свидетельствуют об огромном потенциале общественной инициативы. Соединение ее с деятельной властью могло бы стать мощным стимулом социального развития.

К концу XIX века в России на 5 000

3 Мижуев, П.Г. Указ. соч. - С. 41.

4 Кечеджи, М.В. Указ. соч. - С. 159.

населения учащихся в высших учебных заведениях приходился один человек (52). Высших заведений в России в 1896 году, не считая великого княжества Финляндского было 52. Из 25 166 общего числа учащихся в высших учебных заведениях в 1893-1894 годах было 983 или 4% женщины.

Существовали женские курсы и учебные заведения, которые

функционировали при женских

организациях и на общественные средства. Например, на высших курсах при Xарьковском обществе трудящихся женщин обучалось в начале века 276 слушательниц. При обществе трудовой помощи для интеллигентных женщин Киева был открыт педагогический институт. С 1898 года существовали педагогические курсы московского общества воспитательниц и учительниц. Подобным образом на собственные средства, без помощи казны, в 1910 году действовали высшие женские курсы во всех университетских городах1. Однако курсы не предоставляли женщинам никаких прав, лишь удовлетворяли потребность в высшем образовании.

Долгое время высшее медицинское образование русским женщинам можно было получить только за границей. Так называемые женские врачебно-акушерские курсы при Военно-медицинской академии были открыты в 1872 году благодаря сочувствию этому делу военного министра Д.А. Милютина и состояли в ведении военного министерства. За 10 лет курсы выпустили 1 309 женщин, многие из которых самоотверженно трудились во время русско-турецкой войны. Их заслуги были отмечены учреждением нагрудного знака «Ж.В.» (женщина-врач), дававшего право на самостоятельную практику. В 1881 году по распоряжению нового военного министра П.С. Ванновского женские врачебные курсы, состоявшие при военном министерстве, были закрыты2.

В адрес правительства поступали многочисленные обращения граждан и общественных организаций. На дело возобновления работы курсов в России было собрано 700 тысяч рублей. За возрождение

1 Народное образование в России. - С. 318.

2 Россия в конце XIX века. - С. 485.

женского медицинского образования передовая российская общественность боролась несколько лет. Женщины-врачи зарекомендовали себя не только в военных лазаретах, но и в городах, земствах, глухих деревнях, где они трудились наравне с мужчинами. В результате в 1895 году решением Государственного Совета был учрежден женский медицинский институт в Петербурге как государственное учреждение. Финансовая база института складывалась из частных пожертвований, пособий от городов и земств и платы за обучение.

После принятия жесткого

университетского устава 1884 года, не стало возможности обсуждать права женщин на университетское образование. Лишь в 1901 году, когда занявший пост министра просвещения П.С. Ванновский заявил о своем намерении провести реформу высшей школы, наболевший вопрос о женском образовании был вновь вынесен на гласное обсуждение. Но уже в апреле 1902 года министр Ванновский был отставлен от министерской должности вместе с надеждами на реформу.

В 1901 году два русских университета Киевский и Xарьковский постановили ходатайствовать о допущении женщин в университеты наравне с мужчинами и при том без всяких ограничений. Осенью того же года ректору Томского университета А.И. Судакову супругой директора

технологического института Зубашевой было подано подписанное свыше 330 подписями ходатайство томских женщин о разрешении слушать лекции в императорском Томском университете совместно со студентами.

Русское женское взаимно-благотворительное общество обратилось в Томский университет с просьбой допустить женщин на все факультеты на правах, равных с мужчинами. Московское общество улучшения участи женщин постановило обратиться к председателю комиссии по реформе высшего образования с ходатайством о допуске женщин в университеты: «Представление права на высшее образование дает женщине возможность лучше исполнить свои

обязанности по отношению к семье, обществу и государству.»1.

Между тем, как подтверждает изучение документальных источников,

ограничительная политика государства на протяжении всего периода препятствовала доступу к высшему образованию широких масс женщин.

Принципиальным противником

университетского образования женщин был С.Ю. Витте. Он заявлял, что допуск женщин в университеты будет лучшим способом революционизировать высшую школу, так как женщины являются носительницами разрушительных идей.

К началу XX в. женщины по-прежнему не имели права учиться в вузах наравне с мужчинами. В 1905 году появилось общество «Союз равноправия», принявший платформу совместного обучения во всех учебных заведениях. Манифест 17 октября вызвал поток телеграмм Николаю II с поздравлениями «с конституцией» и просьбами допустить в университет. Резолюция была стереотипна: «Объяснить, что закон не допускает женщин в университет». Лишь под влиянием революционных событий 1905 года Министерство народного просвещения разрешило допустить женщин в университеты на правах

вольнослушательниц. В 1908 году из 4 165 вольнослушателей женщины составляли без малого половину. Но уже в том же 1908 году новый министр просвещения А.Н. Шварц опротестовал данное разрешение, добился удаления из аудиторий «совершенно незаконно попавших туда лиц».

Проведенный в январе 1913 года Первый Всероссийский съезд по женскому образованию также выступил за широкое образование женщин, уравнение в правах женских и мужских учебных заведений, совместное обучение юношей и девушек, свободу педагогической деятельности.

Последовавшее в 1914 году ходатайство Российской лиги равноправия женщин действия не возымело. Министерство народного просвещения

1 Кечеджи, М. В. Указ. соч. - С. 146, 147,148.

мотивировало отказ тем, что допуск женщин в университеты может якобы вызвать отток слушательниц с высших женских курсов. В результате многие девушки, как и 40 лет назад, были вынуждены выезжать учиться за границу. Только в швейцарских вузах перед первой мировой войной обучались шесть тысяч русских женщин2.

Новые волны общественного натиска привели в 1911 году к допуску женщин в высшую школу, но только на правах вольнослушательниц. Нужды мировой войны вынудили допустить женщин к полноправному высшему медицинскому образованию, но не во всех университетах.

Вопрос о положении трудящихся интеллигентных женщин принял весьма благоприятную постановку с открытием женских коммерческих училищ. Московские коммерсанты явно выказывали предпочтение иметь конторщиц, а не конторщиков, т. к. они более добросовестны. В январе 1902 года в Москве было получено разрешение на открытие высшего коммерческого женского училища с подготовительным курсом. К 1718 годам девушки, окончившие училище, получали звание корреспондента бухгалтера.

В феврале 1902 года открылся технико-графический институт в Петербурге. Открывшийся институт готовил женщин чертежников и помощников инженеров в технических конторах, на заводах и фабриках, а также помощников землемеров, архитекторов и т.д.3

В начале XX века начали работать высшие женские педагогические,

юридические, строительные, технические курсы, коммерческие курсы иностранных языков для будущих учительниц, открывались курсы акушерок, женские сельскохозяйственные курсы,

фармацевтическая школа, технографический институт для женщин.

Интенсивного развития системы высшего женского образования к началу XX века в России настойчиво требовали ряд факторов:

- стремление женщин к приобретению

2 Отчет Российской лиги равноправия женщин за 1014-1915 гг. - СПб.: Северная печатня, 1917. - С. 35.

3 Кечеджи, М.В. Указ. соч. - С . 149, 151.

высших знаний становилось все настойчивее, стало явлением, которым уже нельзя было пренебрегать;

- существовавшие в России высшие женские учебные заведения не в состоянии были удовлетворять этой насущной разумной потребности, поэтому женщины стремились в заграничные университеты, и по отзыву преподавателей женщины слушательницы отличались трудолюбием, старанием;

- женщины, получившие высшее образование, в общественной жизни зарекомендовали себя с самой лучшей стороны: например, в земской врачебной практике;

- высшее образование благотворно отражалось на их преподавательской деятельности в средних учебных заведениях.

Таким образом, к концу XIX - началу XX века в России сложилась двухуровневая система высшего женского образования. Первый уровень составляли высшие женские учебные заведения, получившие государственный статус. Причинами их создания явились давление на органы власти со стороны общественности, а также потребности социально-экономического развития государства. Параллельно с государственной существовала

общественная система высшего женского образования. Этот второй уровень представляли высшие женские курсы и учебные заведения, которые

функционировали при женских

организациях, на общественные средства.

На основе изучения документальных источников, анализа женского движения, действий общественности по отстаиванию прав женщин на равное с мужчинами образование и ответных мер властных структур можно констатировать, что наиболее активными в сфере образования женщин были земские учреждения, демократически настроенная часть интеллигенции и либерально-

демократическое направление женского движения. Во второй половине XIX века общественные инициативы были

направлены на распространение начального образования среди женщин и девушек из низших слоев и на борьбу за право на

высшее образование для женщин из имущих и разночинских слоев общества. Результативным направлением деятельности женских обществ в начале XX века стало профессиональное обучение женщин специальностям, требующим высшего и среднего образования. Открытие земских, думских, городских, реальных епархиальных училищ, установление всесословного характера начальной школы, увеличение количества высших и профессиональных учебных заведений играли прогрессивную роль в экономическом и культурном развитии Российского государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кечеджи-Шаповалов, М.В. Женское движение в России и заграницей. - СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1902.

2. Мижуев, П.Г. Женский вопрос и женское движение. - СПб., 1906.

3. Милованова, Л.А. Женское движение: история и современность. - Воронеж, 1998.

4. Народное образование в России // Народная энциклопедия научных и прикладных знаний: В 10 т. - М.: Тип. И.Д. Сытина, 1910.

5. Отчет Комитета Московского общества улучшения участи женщин за 1901 год. -М.: Тип. А.В. Васильева и К°, 1902.

6. Отчет Российской лиги равноправия женщин за 1014-1915 гг. - СПб.: Северная печатня, 1917.

7. Россия в конце XIX века / под общ. ред. В.И. Ковалевского. - СПб.: Тип. «Брокгауз-Ефрон», 1900.

8. Стасов, В.В. Надежда Васильевна Стасова: Воспоминания и очерки. - СПб.: Тип. М. Меркушева, 1899.

9. Труды Первого Всероссийского женского съезда при Русском женском обществе в Санкт-Петербурге, 10-16 декабря 1908 г. - СПб., 1909.

10. Фальборк, Г. Всеобщее образование в России. - М.: Тип. И.Д. Сытина, 1908.

11. Федосова, Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1878-1918). - М., 1980.

12. Xвостов, В.М. Женщина накануне новой эпохи: Два этюда по женскому вопросу. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Сабко, 1905.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.