Научная статья на тему 'Женское коммерческое образование в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX вв.'

Женское коммерческое образование в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
966
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ПЕДАГОГИ / УЧАЩИЕСЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMMERCIAL EDUCATION / COMMERCIAL SCHOOLS / PROFESSION KNOWLEDGE / TEACHERS / STUDENTS / SCHOOLS PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахромеева Оксана Борисовна

В статье идет речь о создании и деятельности четырех типов коммерческих учебных заведений для лиц женского пола в столице в период, когда получение профессионального специализированного коммерческого образования молодежью играло немаловажную роль в поддержке социально-экономической стабильности Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахромеева Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women's commercial education in Saint-Petersburg at the end of 19th -the beginning of the 20th century

The author describes creation and functions of four types of women's commercial schools in Saint-Petersburg on the turn of the 19 and 20th centuries; compares school programs, teachers, students, tuition; goes into detail of teaching process (for example, gives program of profession excursions in Glagoleva's school).

Текст научной работы на тему «Женское коммерческое образование в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX вв.»

О. Б. Вахромеева

ЖЕНСКОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX вв.

История российской коммерческой школы своими корнями уходит в XVIII столетие. На рубеж Х1Х-ХХ вв. приходится расцвет коммерческого образования, когда отечественным предпринимателям на фоне промышленного подъема 1890-х гг. принадлежала влиятельная и ответственная роль в поддержании социально-экономической стабильности Российской империи. Для получения всестороннего образования, развития предпринимательских навыков у детей купцов, промышленников, личных и потомственных почетных граждан, ремесленников, мещан и крестьян были созданы четыре типа специальных коммерческих общественных и частных учебных заведений. Коммерческие училища, торговые школы, торговые классы и курсы коммерческих знаний были открыты отдельно для лиц мужского и женского пола. В коммерческой школе имел место первый успешный опыт совместного обучения мальчиков и девочек (в частном коммерческом училище Н. М. Глаголевой). Кроме того, коммерческие учебные заведения стали первыми в России профессиональными учебными заведениями, распахнувшими свои двери для женщин.

История женского коммерческого образования в дореволюционной, советской и современной историографии рассматривалась и продолжает изучаться в совокупности с мужским коммерческим и профессиональным образованием. Краткие исторические очерки и историю отдельных учебных заведений писали А. Сахаров, Н. Бла-тов, А. Евстигнеев, А. Петров, А. Фомин, Д. Морев и другие авторы. Отдельно стоит упомянуть статью С. С. Григорьева «Коммерческое образование в России и его нужды», работу М. В. Кечеджи-Шаповалова «Коммерческое образование, его значение, задачи, методы и организация (в России и за границей): статьи, доклады, речи. 1902-1911 гг.» и книгу А. Н. Михайлова, О. А. Галецкого и Б. П. Агламова «Учебное дело в Министерстве торговли и промышленности», которая носит справочный характер1. В 1950-70-е гг. особая система учебно-воспитательной работы в коммерческой школе привлекала внимание историков педагогики, появились работы Н. С. Зенченко «Коммерческие училища как общеобразовательная школа России начала ХХ века (на материале Санкт-Петербургских коммерческих училищ)», Б. М. Парникеля «История коммерческой средней школы в дореволюционной России», важное место занимает монография Н. Н. Кузьмина «Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России»2. В 1990-е гг. исследователи (В. И. Новиков, Я. Липкович, Н. В. Рыбина и др.) уделяли внимание истории отдельных коммерческих учебных заведений, интерес вызывает книга В. Р. Лейкиной-Свирской и И. В. Селивановой «Школа в Финском переулке». Кроме того, появились статьи о внедрении практик дореволюционных коммерческих учебных заведений в современную школу (А. С. Наринский и др.). В последние годы у историков появилась тенденция к обобщению имеющегося материала: на этом пути успешно работает Ю. Н. Маслов, который в 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Коммерческое образование в России в конце XIX — начале XX в.»3.

© О. Б. Вахромеева, 2009

История коммерческого образования, в частности женского, является весьма перспективной темой исследования, «снабженной» большим количеством опубликованных источников (уставы различных коммерческих учебных заведений, «Материалы по коммерческому образованию», «Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности») и архивных материалов, сосредоточенных, в частности, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга.

15 апреля 1896 г. в России был впервые принят закон о коммерческом образовании4 (хотя, например, в Санкт-Петербурге уже несколько десятилетий существовало Александ-ринское женское коммерческое училище). «Положение о коммерческих учебных заведениях и расписание должностей в означенных учебных заведениях» было изменено решениями Государственного Совета от 10 июня 1900 г.5 и от 1 декабря 1903 г.6 Дополнения касались женского коммерческого образования, частных коммерческих учебных заведений, образовательного ценза преподавателей и других вопросов. На основе перечисленных актов каждое учебное заведение составляло собственный устав, который распадался на ряд разделов (общую часть, об учащихся, правах служащих и средствах школ). Кроме того, деятельность коммерческих учебных заведений регулировалась множеством подзаконодательных актов (правилами, инструкциями, циркулярами учебного отдела Министерства финансов, после — Министерства торговли и промышленности и попечителей учебных округов).

По Положению о коммерческих учебных заведениях 1896 г. коммерческие училища и торговые классы, в т. ч. для женщин, предлагали длительный срок и сложную программу обучения для создания резерва специалистов в ближайшей перспективе, поэтому в них принимались дети и подростки. Торговые классы и курсы коммерческих знаний имели более короткие сроки обучения и упрощенную программу, были призваны удовлетворять текущие потребности экономики в коммерческих кадрах, поэтому они давали минимальные профессиональные знания подросткам и взрослым людям, уже занятым в коммерческой сфере7.

Коммерческие учебные заведения учреждались в ведении Министерства финансов по департаменту торговли и мануфактур (с 1904 г. перешли под надзор учебного отдела Министерства торговли и промышленности). Государство отказалось от бюджетного финансирования вновь созданных учебных заведений, оставив за собой функции контроля. Содержались они на средства городских обществ, земств, частных лиц и лишь в редких случаях могли рассчитывать на финансовую поддержку государственного казначейства. Финансирование коммерческой школы было смешанным. Основной статьей дохода являлась плата за обучение (50 % бюджета общественных коммерческих учебных заведений и 80-90 % — частных), другим источником дохода были средства учредителей (сборы с сословных и промышленных свидетельств, пособия сословных организаций, частных лиц, при этом сборами с пособий от городов и земств могли воспользоваться лишь торговые школы и торговые классы). Наиболее известными жертвователями коммерческого образования были как те, кто осознавал необходимость его широкомасштабного развития, так и те, кто стремился увековечить собственное имя (А. Г. Елисеев, Э. Л. Нобель, Н. Ф. Солодов, П. С. Елисеев, Н. А. Терещенко и др.)8.

В 1896 г. в Российской империи насчитывалось 8 коммерческих учебных заведений с 2500 учащихся9. В Санкт-Петербурге действовали Александринское женское коммерческое училище купеческого общества (основанное в 1853 г. и преобразованное в 1886 г.), общественные торговые классы Общества коммерческого образования (1896 г.), курсы коммерческих знаний — первые в России частные женские курсы счетоводов, основанные

выпускницей Бестужевских курсов М. М. Соковой (ур. Красновой) в 1897 г., частные женские коммерческие курсы П. О. Ивашинцевой (1898 г.), общественные счетоводные курсы Общества распространения коммерческих знаний (1899 г.). По Положению о коммерческих учебных заведениях 1896 г. (пункты 61, 63-64) женские курсы могли возглавлять женщины, преподавать тоже могли женщины, имевшие аттестаты об окончании VIII (педагогического) класса женских институтов и гимназий10. Подавляющее число преподавательниц коммерческих школ окончили Санкт-Петербургские частные женские гимназии (М. А. Лохвицкой-Скалон, Э. П. Шаффе, В. Н. Хитрово и др.), ведомственные гимназии и Санкт-Петербургские Высшие женские курсы. Ежегодное число выпускниц в конце XIX в. в перечисленных учебных заведениях не превышало 30 человек. Молодые женщины трудоустраивались счетоводами, помощницами бухгалтеров и статистами.

«Дополнения к Положению о коммерческих учебных заведениях» 1900 г. затронули статус преподавательниц коммерческих училищ. Выпускницы высших женских учебных заведений становились штатными преподавательницами коммерческих учебных заведений наравне с мужчинами, причем к преподаванию общеобразовательных предметов допускались лишь выпускницы Высших женских курсов, Мариинских педагогических женских курсов и педагогических классов, специальных классов французского языка при С Санкт-Петербургском Сиротском Николаевском институте (пункты 15, 18, 20). Также преподавательницы с высшим образованием получали свидетельства из учебного отдела курирующего министерства на права преподавать бухгалтерию и коммерческую корреспонденцию в мужских и женских торговых школах и классах (пункт 17). С 1900 г. выпускницы женских коммерческих учебных заведений пользовались правом поступления в высшие учебные заведения наряду с окончившими курс женских гимназий ведомства императрицы Марии (пункт 50)11.

В 1903 г. в России насчитывалось 147 коммерческих учебных заведений с 32251 учащихся12, в их числе, кроме названных ранее, в столице действовали вновь созданные коммерческие школы для женщин: счетоводные курсы при женской артели кассирш, продавщиц, бухгалтеров и конторщиц (1900 г.), торговая школа при женской профессиональной школе имени великой княжны Татьяны Николаевны императорского Человеколюбивого общества (1903 г.), частное женское коммерческое училище Э. Ф. Грюнталь (1903 г.), женская торговая школа при евангелическо-лютеранской церкви Христа спасителя (1903 г.).

К 1 января 1916 г. система коммерческой школы в Российской империи разрослась до 602 учебных заведений (максимальное число учащихся приходилось на 1913-1914 уч. г. — 90637 чел.): 260 коммерческих училищ, 169 торговых школ, 38 торговых классов, 135 курсов коммерческих знаний13. В Санкт-Петербурге возникли новые коммерческие учебные заведения для женщин (в большинстве из них было принято совместное обучение): Высшие коммерческие курсы М. В. Побединского (1904 г.), частная женская торговая школа Ракеева (1904 г.), коммерческое училище в Лесном (1904 г.), коммерческое училище Н. М. Глаголевой (1905 г.), женское коммерческое училище В. Я. Олава при евангелическо-лютеранской церкви Христа спасителя (1906 г.), Выборгское коммерческое училище (1906 г.), Институт высших коммерческих знаний Общества содействию высшему коммерческому образованию (1907 г.), частные женские коммерческие училища М. Е. Хворовой, С. Н. Туторской, Я. В. Хорошук, Е. Н. Писаревской, М. А. Шидловской (1907-1909 гг.), частная женская торговая школа А. И. Пормал (1911 г.), Путиловское коммерческое училище (1912) и др. Таким образом, наблюдались явные тенденции роста числа учебных заведений, т. к. при быстром темпе экономического развития страны требовались

многочисленные техники и люди, получившие экономическое образование. При этом современники отмечали, что потребность общества в коммерческих знаниях была очень высокой, поскольку в торговых предприятиях традиционно принимала участие значительная часть населения империи, в большинстве своем не обладавшего специальными знаниями.

Коммерческая школа готовила людей предприимчивых, работоспособных, вооруженных реальными практическими знаниями, обладающих здравым дисциплинированным умом и твердым характером14.

Торговые классы — низший тип коммерческих учебных заведений, предоставлявший получившим начальное (или начальное коммерческое) образование лицам не моложе 12 лет необходимые сведения для торгово-промышленной деятельности. Так, в общественных торговых классах Санкт-Петербургского общества коммерческого образования преподавались Закон божий, русский язык, арифметика с коммерческими вычислениями, бухгалтерия с торговой корреспонденцией и другие предметы, которые учащиеся выбирали по собственному усмотрению. Курс каждого предмета продолжался не более двух лет. Обучение было рассчитано на один или на три года, но с разрешения министра финансов могло быть продлено на 1 год. Занятия проводились без отрыва от основной деятельности15, средняя годовая плата для ученика составляла 9 руб.16 Большинство обучавшихся были крестьянами и мещанами.

За торговыми классами следовали курсы коммерческих знаний, которые делились на коммерческие, конторские, бухгалтерские и курсы различных предметов коммерческой специальности. Обучение на них (от нескольких месяцев до одного года) проходили крестьянки и мещанки, получившие среднее образование. Основу программы преподавания составляли следующие предметы: бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией, коммерческая арифметика, политическая экономия, законоведение и коммерческая география, а также специальные предметы, вводившиеся с разрешения министра финансов. Средняя годовая плата с ученика на общественных курсах равнялась 58 руб., на частных — 97 руб. В Санкт-Петербургских торговых классах и курсах коммерческих знаний общее число преподавателей обоего пола доходило до 300 человек (на 1904-1905 уч. г.), почти все они устраивались по вольному найму17.

В торговые школы поступали дети крестьян, мещан, ремесленников, мелких торговцев, рабочих, прислуги. По одно- и трехклассной системе обучались лица после 12 лет, получившие образование не ниже двухклассного сельского училища. Программы обучения торговых школ отличались. В одноклассных школах преподавались Закон божий, русский язык, коммерческая арифметика, бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией, коммерческая география России (преимущественно местного торгового района), каллиграфия. В трехклассных школах добавлялось преподавание коммерции в связи со сведениями по торговому и промышленному законодательству, коммерческой арифметики в связи с необходимыми сведениями из алгебры, оснований геометрии, отечественной истории, сведений о товарах местного торгового района и иностранные языки18. Средняя годовая плата для ученика в столичных общественных учебных заведениях составляла 48 руб., в частных — 87 руб. Число преподавателей в 1904-1905 уч. г. доходило до 766, из них штатными были 127 человек19.

Семи- (а чаще восьми-) и трехклассные коммерческие училища представляли собой привилегированный тип среднего коммерческого учебного заведения. Для общего и коммерческого образования принимались девочки и мальчики не младше 10 лет с объемом знаний, необходимым для поступления в реальное училище, только для коммерческого

образования принимались дети после IV класса ведомственных гимназий. В коммерческих училищах преподавались Закон божий, русский язык и словесность, два новых языка, история, география, математика, естественная история, физика, коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, политическая экономия, законоведение, химия и товароведение с технологией, коммерческая география, каллиграфия, рисование и гимнастика, а также в качестве необязательных предметов черчение, стенография, пение, музыка, танцы и иностранные языки20. Число недельных уроков в 1904-1905 уч. г. доходило в I классе до 27, со II по VI класс — до 30, в старших классах — до 31. Количество преподавателей достигало 1772 человек обоего пола (из них штатных было 462). Средняя годовая плата с ученика равнялась 100 руб. в общественной школе и 150 руб. в частной21. В структуре коммерческих училищ наблюдалась строгая иерархия, которая отслеживается по роду занятий родителей, плате за обучение и бюджетам школ. В 1904-1905 уч. г. высокопоставленные чиновники, предприниматели платили за обучение одного ребенка до 300 руб. в год (при этом бюджет Тенишевского училища составлял 185 368 руб. 16 коп.), купцы, торгово-промышленные служащие — до 200 руб. (при бюджете Выборгского коммерческого училища в 49 989 руб., Александринского женского коммерческого училища в 55 781 руб. 13 коп.), мещане, ремесленники — до 90 руб. (с бюджетом частных женских коммерческих училищ Э. Ф. Грюнталь и М. Е. Хворовой соответственно в 22 541 руб. 25 коп. и 13 430 руб.), крестьяне, прислуга — до 60 руб. (бюджет женского коммерческого училища В. Я. Олава при евангелическо-лютеранской церкви Христа спасителя — 11430 руб.)22. Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммерческие училища для большинства лиц, занятых торгово-ремесленной деятельностью, не были доступны, основной контингент учащихся составляли дети торгово-промышленных служащих и предпринимателей.

Популярность коммерческих учебных заведений всех типов быстро росла, чему способствовал эмпирический подход, положенный в основу преподавания. Так, в младших классах коммерческих училищ на дом не задавали домашних заданий, основная работа проходила в классах, система отметок была заменена «индивидуальными листками», экзамены — репетициями, отменялась система наказаний, поощрялись совместные образовательными экскурсии и прогулки учителей и учеников. В старших классах коммерческих училищ на занятиях преподаватели стремились «удовлетворять современным требованиям русской жизни, предоставляя возможность получить практическую подготовку к коммерческой и юридической деятельности, знакомя не только с разнообразными бухгалтерскими работами, необходимыми для службы в торгово-промышленных и финансовых учреждениях, но и с русским законодательством и притом настолько, чтобы окончившие могли заключать обязательства, составлять всякого рода акты, знать судебные обрядности и др.»23. Педагоги готовили слушателей к преподавательской деятельности в коммерческих учебных заведениях, оказывали содействие всем желающим в изучении коммерческих наук в целях самообразования.

Принцип развивающего обучения определял приемы и методику преподавания, такт и умение педагога. Основополагающей позицией в обучении была связь с жизнью, понимаемая учителями как приобретение утилитарных сведений и умение ориентироваться и приспосабливаться к окружающей среде. Ярким примером этому может служить экскурсионная программа 1906-1907 уч. г. частного коммерческого училища Н. М. Глаголевой. В учебном плане были предусмотрены следующие экскурсии: «.. .для приготовительного класса: Ботанический сад; Зоологический сад; Лесной; Дудергоф; Павловск; Лигово; Петровский парк. Для I класса: Оранжереи Ботанического сада; Сельскохозяйственный музей,

отдел растениеводства (правая половина); Лесной; Дудергоф; Удельный парк; по Неве на Островки (за Пелльскими порогами), оттуда две версты берегом пешком до Кузьминки; Павловск, течение Славянки, берега; Царское Село, Верхние (плодовые) оранжереи за Китайской деревней; Гатчина, оранжереи царского парка; Городской питомник возле Тучкова моста. Для II класса: Зоологический музей; Сельскохозяйственный музей, отдел животноводства (левая сторона); Царское Село, дворцовая молочная ферма; Петергоф, ферма „Александрия“; Удельная, пасека; Лесной; Лигово, парк, пруды; Этнографический музей; Пасека городского питомника у Тучкова моста. Для III класса: Музей Горного института; Петергофская гранильная фабрика; один из окрестных кирпичных заводов; Стекольный завод; Обуховский сталелитейный завод; одна из очередных столичных выставок доступного содержания (не художественная); Петропавловская крепость с Монетным двором; Домик Петра Великого, Летний сад; Сиверская; Токсово; Первый обзор Русского музея Александра III. Для IV класса: Этнографический музей; Кустарный музей; одно из крестьянских хозяйств в окрестностях Санкт-Петербурга; Фарфоровый завод, Бумагопрядильная фабрика; Кронштадт; Ириновка (крестьянский завод сухой перегонки дерева, как пример экстенсивного технического предприятия), пешком четыре версты на станцию Торфяную для ознакомления с разработкой торфа; Эрмитаж, отдел древностей: археология, история орнамента, скульптуры; одна из очередных выставок (естественно-историческая или художественная); Юкки, коллекционирование»24. Каждый четверг после 12 часов дня, а также период с 15 мая по 1 июня отводились на проведения экскурсий для учащихся под наблюдением преподавателей для иллюстрации пройденного курса по природоведению, географии, истории, товароведению и другим предметам (экскурсии осуществлялись для осмотра пригородов столицы, различных музеев); посещения фабрик и заводов, пригородных хозяйств совершалось с целью наглядно ознакомиться с производством товаров, организацией сбыта и обмена продуктов труда. Экскурсии учеников, популярные лекции, катания на лыжах, конках, детские праздники в коммерческих училищах признавались совместной работой семьи и школы: педагогические советы согласовывали свои действия со специально возникавшими обществами улучшения быта учащихся из числа родителей25.

После революции 1905-1907 гг. Министерство торговли и промышленности сузило границы автономии коммерческой школы, взяв курс на централизацию руководства коммерческими училищами, что привело к явному сокращению популярных мер в процессе обучения, но никак не повлияло на сближение с казенной средней школой.

Выпускницы средних коммерческих учебных заведений поступали на Санкт-Петербургские Политехнические женские курсы, Высшие женские курсы (в последнем случае они даже опередили мужчин, т. к. до 1915 г. выпускники коммерческих учебных заведений не имели права на получение университетского образования), Сельскохозяйственные курсы. Некоторые из них заслужили всемирную известность (например, Н. С. Надеждина), большинство завоевало высокий авторитет в тех областях науки и производства, в которых они трудились, а многие работали простыми специалистами: учителями, врачами, инженерами, строителями и т. д. По словам В. Р Лейкиной-Свирской и И. В. Селивановой, «всех их отличало демократическое и гуманное отношение к окружающим, бескорыстие и преданность к выбранной профессии»26.

1 Григорьев С. С. Коммерческое образование в России и его нужды. СПб., 1898. 62 с.; Кечеджи-ШаповаловМ. В. Коммерческое образование, его значение, задачи, методы и организация (в России и за границей): статьи, доклады, речи. 1902-1911 гг. СПб., 1911. 318 с.; Михайлов А. Н., Галецкий О. А., Агламов Б. П. Учебное дело в Министерстве торговли и промышленности. СПб., 1905.

2 Зенченко Н. С. Коммерческие училища как общеобразовательная школа России начала XX ве. (на материалах Санкт-Петербургских коммерческих училищ). М., 1953; Парникель Б. М. История коммерческой средней школы в дореволюционной России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1954; Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971.

3 Лейкина-Свирская В. Р., Селиванова И. В. Школа в Финском переулке. СПб., 1993; Маслов Ю. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX — начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Курский гос. пед. ун-т. Курск., 2001.

4 Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемого при Правительствующем сенате. СПб., 1896. № 70. Ст. 775.

5 Об изменении Положения о коммерческих учебных заведениях. СПб., 1900.

6 Положение о коммерческих учебных заведениях. Правила и подробные программы для поступления в коммерческие училища / сост. З. П. Евзлин. СПб., 1905. С. 20.

7 МасловЮ. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX — начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Курский гос. пед. ун-т. Курск., 2001. С. 18.

8 МасловЮ. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX — начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Курский гос. пед. ун-т. Курск., 2001. С. 15-16.

9 Сахаров А. Наши коммерческие школы и их общественное значение. СПб., 1906. С. 8.

10 Об утверждении Положения о коммерческих учебных заведениях и расписания должностей в означенных учебных заведениях. СПб., 1896. С. 21.

11 Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемого при Правительствующем сенате. СПб., 1900. № 98. Ст. 1976.

12 Сахаров А. Наши коммерческие школы и их общественное значение. СПб., 1906. С. 8.

13 МасловЮ. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX — начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Курский гос. пед. ун-т. Курск., 2001. С. 16.

14 Зенченко Н. С. Коммерческие училища как общеобразовательная школа России начала XX ве. (на материалах Санкт-Петербургских коммерческих училищ). М., 1953. С. 63.

15 Положение о коммерческих учебных заведениях. Правила и подробные программы для поступления в коммерческие училища / сост. З. П. Евзлин. СПб., 1905. С. 10.

16 Материалы по коммерческому образованию: в 5 вып. СПб., 1906. Вып. V. Сведения о состоянии коммерческих учебных заведений Министерства торговли и промышленности в 1904-1905 уч. г. С. 199.

17 Материалы по коммерческому образованию: в 5 вып. СПб., 1906. Вып. V. Сведения о состоянии коммерческих учебных заведений Министерства торговли и промышленности в 1904-1905 уч. г. С. 199; Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности, 1912-1913 уч. г. Пг., 1914. С. 214-221, 229-247.

18 Положение о коммерческих учебных заведениях. Правила и подробные программы для поступления в коммерческие училища / сост. З. П. Евзлин. СПб., 1905. С. 11.

19 Материалы по коммерческому образованию: в 5 вып. СПб., 1906. Вып. V. Сведения о состоянии коммерческих учебных заведений Министерства торговли и промышленности в 1904-1905 уч. г. С. 14, 198.

20 Положение о коммерческих учебных заведениях. Правила и подробные программы для поступления в коммерческие училища / сост. З. П. Евзлин. СПб., 1905. С. 14.

21 Материалы по коммерческому образованию: в 5 вып. СПб., 1906. Вып. V. Сведения о состоянии коммерческих учебных заведений Министерства торговли и промышленности в 1904-1905 уч. г. С. 14, 198.

22 ЦГИА СПб. Ф. 59. Оп. 1. Д. 11. Л. 2; ЦГИА СПб. Ф. 60. Оп. 1. Д. 10. Л. 4^ об.; ЦГИА СПб. Ф. 383. Оп. 1. Д. 89. Л. 144-147 об.; ЦГИА СПб. Ф. 465. Оп. 1. Д. 61. Л. 15-17 об.

23 ЦГИА СПб. Ф. 383. Оп. 1. Д. 69. Л. 19-19 об.

24 Сведения о мужском и женском коммерческом училище Н. М. Глаголевой, с приложением программ приготовительного, I, II, III, IV классов. СПб., 1907. С. 43^6.

25 Сведения о мужском и женском коммерческом училище Н. М. Глаголевой, с приложением программ приготовительного, I, II, III, IV классов. СПб., 1907. С. 4-6.

26 Лейкина-Свирская В. Р., Селиванова И. В. Школа в Финском переулке. СПб., 1993. С. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.