Научная статья на тему 'Общественнонаучные СНО: исторический опыт и современные тенденции'

Общественнонаучные СНО: исторический опыт и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / STUDENTS' SCIENTIFIC SOCIETY / ТЬЮТОРСТВО / MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горчакова Александра Юрьевна, Семерова Екатерина Александровна, Лабудин Александр Васильевич

Статья посвящена образованию студенческого научного общества (СНО) в новых условиях единого образовательного пространства в связи с подписанием нашей страной Болонского соглашения в 2003 г. Проанализированы основные задачи российского образования, сделан вывод о необходимости сохранения богатого опыта страны. Авторы показывают, что высшая школа России может помочь в решении мировых глобальных проблем, готовя специалистов, способных к международному сотрудничеству. Отечественные университеты в ближайшее время должны стать достойными партнерами в мировом образовании, активно занимаясь инновационной деятельностью, тем более что переход от индустриального к постиндустриальному обществу требует смены образовательной парадигмы. Авторы настаивают, что именно в правильно функционирующем студенческом научном обществе каждый учащийся сможет научиться нестандартно мыслить и творчески отвечать на вызовы времени. Особое внимание обращено на тот факт, что идея создания студенческих научных обществ была поддержана В. В. Путиным на встрече с научно-педагогическим составом и студенческим активом Дальневосточного федерального университета в сентябре 2013 г. В статье выделены такие направления деятельности участников СНО, как разработка плана работы общества на учебный год, участие в различных конференциях, организация презентации научно-исследовательских работ, формирование сборников по результатам студенческих исследований, формирование единого научного сообщества. На основе проведенного исследования авторы предлагают руководство СНО в виде тьюторского партнерства, как особого типа педагогического сопровождения индивидуальной деятельности учащегося. Особое внимание уделено необходимости научной работы студентов, выполненной в русле главных научных направлений вуза, что успешно применяется в деятельности СНО Северо-Западного института управления. В заключение объясняется содействие СНО в выполнении важнейшей цели образования, имеющей первостепенное значение для экономики России, подготовить выпускника, конкурентоспособного на мировом рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горчакова Александра Юрьевна, Семерова Екатерина Александровна, Лабудин Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social Science Students’ Scientific Societies: Historical Experience and Current Trends

The article is devoted to formation of students’ scientific society in new conditions of uniform educational space in connection with signing by our country of the Bologna agreement in 2003. The main objectives of Russian education are analysed, the conclusion is drawn on need of preservation of a wealth of experience of the country. The authors show that the higher school of Russia can help with the solution of world global problems, training the experts capable to the international cooperation. Domestic universities have to become soon worthy partners in world education, actively being engaged in innovative activity especially as transition from industrial to post-industrial society demands educational paradigm schift. The authors insist: exactly in correctly functioning students’ scientific society each pupil will learn to think unconventionally and creatively respond to the challenges of time. Special attention is paid to that fact that the idea of creation of students’ scientific societies was supported by V. V. Putin at a meeting with scientific-pedagogical staff and a student’ s asset of Far Eastern Federal University (September, 2013). In the article such activities of participants of students’ scientific societies as development of the plan of its work for academic year, participation in various conferences, the organization of presentation of research works, formation of collections by results of student’s researches, formation of uniform scientific community are allocated. On the basis of the conducted research authors offer students’ scientific societies management in the form of mentoring partnership, as special type of pedagogical maintenance of individual activity of the pupil. The special attention is paid to need of students’ scientific work performed in line with the main scientific directions of University (the idea is successfully applied in activity of students’ scientific societies of North-West Institute of Management) In the conclusion assistance of students’ scientific societies in performance of the major purpose of the education, having paramount value for economy of Russia, speaks to prepare the graduate, competitive on the world market.

Текст научной работы на тему «Общественнонаучные СНО: исторический опыт и современные тенденции»

^ Горчакова А. Ю., Семерова Е. А., Лабудин А. В.

§ Общественнонаучные СНО: I исторический опыт о и современные тенденции

g Горчакова Александра Юрьевна

ш Санкт-Петербургский государственный экономический университет ° Доцент кафедры экономической истории Кандидат экономических наук, доцент [email protected]

Семерова Екатерина Александровна

Санкт-Петербургской государственный экономический университет Доцент кафедры экономической истории Кандидат экономических наук, доцент semerova.7@gmail .com

Лабудин Александр Васильевич

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры финансового менеджмента Доктор экономических наук, профессор [email protected]

РЕФЕРАТ

Статья посвящена образованию студенческого научного общества (СНО) в новых условиях единого образовательного пространства в связи с подписанием нашей страной Болонского соглашения в 2003 г. Проанализированы основные задачи российского образования, сделан вывод о необходимости сохранения богатого опыта страны. Авторы показывают, что высшая школа России может помочь в решении мировых глобальных проблем, готовя специалистов, способных к международному сотрудничеству. Отечественные университеты в ближайшее время должны стать достойными партнерами в мировом образовании, активно занимаясь инновационной деятельностью, тем более что переход от индустриального к постиндустриальному обществу требует смены образовательной парадигмы.

Авторы настаивают, что именно в правильно функционирующем студенческом научном обществе каждый учащийся сможет научиться нестандартно мыслить и творчески отвечать на вызовы времени.

Особое внимание обращено на тот факт, что идея создания студенческих научных обществ была поддержана В. В. Путиным на встрече с научно-педагогическим составом и студенческим активом Дальневосточного федерального университета в сентябре 2013 г.

В статье выделены такие направления деятельности участников СНО, как разработка плана работы общества на учебный год, участие в различных конференциях, организация презентации научно-исследовательских работ, формирование сборников по результатам студенческих исследований, формирование единого научного сообщества.

На основе проведенного исследования авторы предлагают руководство СНО в виде тьюторского партнерства, как особого типа педагогического сопровождения индивидуальной деятельности учащегося.

Особое внимание уделено необходимости научной работы студентов, выполненной в русле главных научных направлений вуза, что успешно применяется в деятельности СНО Северо-Западного института управления.

В заключение объясняется содействие СНО в выполнении важнейшей цели образования, имеющей первостепенное значение для экономики России, — подготовить выпускника, конкурентоспособного на мировом рынке труда.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

интерактивные методы обучения, патриотическое воспитание, студенческое научное общество, тьюторство

Gorchakova A. Yu., Semerova E. A., Labudin A. V. ^

The Social Science Students' Scientific Societies: °

Historical Experience and Current Trends £

Gorchakova Aleksandra Yurievna 2

Saint-Petersburg State university of Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation) u

Associate Professor of the Chair of the history of Economy tB.

PhD in Economy, associate Professor ^

[email protected] O

Semerova Ekaterina Aleksandrovna

Saint-Petersburg State university of Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation) associate Professor of the Chair of the history of Economy PhD in Economy, associate Professor [email protected]

Labudin Alexander Vasilyevich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Chair of the Financial Management Doctor of Science (Economy), Professor [email protected]

ABSTRACT

The article is devoted to formation of students' scientific society in new conditions of uniform educational space in connection with signing by our country of the Bologna agreement in 2003. The main objectives of Russian education are analysed, the conclusion is drawn on need of preservation of a wealth of experience of the country.

The authors show that the higher school of Russia can help with the solution of world global problems, training the experts capable to the international cooperation. Domestic universities have to become soon worthy partners in world education, actively being engaged in innovative activity especially as transition from industrial to post-industrial society demands educational paradigm schift.

The authors insist: exactly in correctly functioning students' scientific society each pupil will learn to think unconventionally and creatively respond to the challenges of time.

Special attention is paid to that fact that the idea of creation of students' scientific societies was supported by V. V. Putin at a meeting with scientific-pedagogical staff and a student's asset of Far Eastern Federal University (September, 2013).

In the article such activities of participants of students' scientific societies as development of the plan of its work for academic year, participation in various conferences, the organization of presentation of research works, formation of collections by results of student's researches, formation of uniform scientific community are allocated.

On the basis of the conducted research authors offer students' scientific societies management in the form of mentoring partnership, as special type of pedagogical maintenance of individual activity of the pupil.

The special attention is paid to need of students' scientific work performed in line with the main scientific directions of University (the idea is successfully applied in activity of students' scientific societies of North-West Institute of Management)

In the conclusion assistance of students' scientific societies in performance of the major purpose of the education, having paramount value for economy of Russia, speaks — to prepare the graduate, competitive on the world market.

KEYWORDS

Interactive methods of teaching, mentoring, patriotic education, students' scientific society.

«Главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, — это не „багаж", а умение поль-о зоваться этим багажом».

©

о

ш

ш

О

Академик А. Н. Несмеянов

Основными задачами образования в современной России является сохранение богатейшего опыта страны и в то же время — недопущение отставания от мировых тенденций общественно-экономического развития. Необходимо понимать, что на данном этапе развития мировой экономической системы значение образования как главного фактора создания абсолютно нового качества экономики находится в прямой зависимости от резкого увеличения влияния человеческого капитала.

Не случайно ректор МГУ В. А. Садовничий на заседании попечительского совета 3 декабря 2013 г. отметил, что особенное внимание необходимо обратить на гуманитарные науки, что особенно важно «... в условиях глобального нравственного кризиса, опасность которого признается во всем мире. Отечественная история, показывающая яркие образцы национального самосознания, помогает нам воспитывать в молодом поколении активную жизненную позицию и твердые моральные принципы, любовь к нашей Родине»1.

Для того чтобы наша система образования могла достойно представлять себя в конкурентной среде европейских образовательных программ, важно провести ее всестороннюю модернизацию. При этом образовательная политика России, бережно защищая национальные интересы, должна учитывать главные направления мирового развития, заставляющие взглянуть на процесс обучения свежим взглядом.

Современная экономическая ситуация полна вызовов и уверенно демонстрирует нам рост конкурентных процессов и происходящие в связи с этим глубочайшие структурные изменения в сфере занятости. Соответственно, российский студент должен быть готов постоянно повышать свою квалификацию и понимать необходимость профессиональной мобильности.

Высшая школа России может помочь и в решении мировых глобальных проблем, готовя специалистов, обладающих современным мышлением и готовых к сотрудничеству в международном формате, особенно имея в виду, что в XXI в. чрезвычайно выросла роль человеческого капитала, составляющего в странах Европы до 80% национального богатства, и, соответственно, назрела необходимость в опережающем образовании.

В 2003 г. Россия подписала Болонское соглашение, что поставило систему высшего образования нашей страны перед необходимостью выполнять основные требования Болонского процесса, связанные с организацией единого образовательного пространства, с сотрудничеством европейских систем образования. То есть, отечественные институты, академии и университеты обязаны в кратчайшие сроки стать достойными партнерами в мировом образовании, активно заниматься инновационной деятельностью, в этом случае «.центром и результатом образования становятся не знания, а их носитель — человек, в деятельности которого проявляется и реализуется качество образования» [1, с. 10]. Более того, переход от индустриального к постиндустриальному обществу требует от высшей школы смены образовательной парадигмы, в результате чего студент будет рассматриваться не как объект педагогического воздействия, а как субъект учебной деятельности. Вместе с тем, интеграционные процессы могут и должны учитывать наколенный за по-

1 Заседание попечительского совета МГУ : [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России Ш_. http://www.kremlin.ru/news/19779 (дата обращения: 18.12.2014).

следние столетия отечественной наукой исторический опыт, о важности которого з постоянно напоминает В. В. Путин1. ^

Большинство студентов, нацеленных не только на получение как такового выс- § шего образования, а серьезно размышляющих о будущем, о месте в социальной £ иерархии, о своей карьере, уже на первом курсе вуза понимают, что для попадания ^ в список высокопрофессиональных и востребованных специалистов, конкуренто- ° способных на рынке труда, абсолютно недостаточно посещать лекционные и прак- о тические занятия, успешно сдавать экзамены. Для формирования себя как экс- ^ клюзивного работника необходимо развивать способность нестандартно мыслить, ш творчески и дерзко отвечать на различные вызовы, постоянно формировать и совершенствовать навыки делового общения, заниматься формированием своей информационной культуры. Все это студент может получить в правильно организованном студенческом научном обществе своего вуза.

История отечественных студенческих научных обществ берет свое начало еще в дореволюционное время: в конце XIX в. в Петербургском университете было создано одно из первых в России СНО — научно-литературное общество. В начале XX в. в Московском высшем техническом училище был организован студенческий научный воздухоплавательный кружок. В советский период получили распространение «бригады реального проектирования», научные кружки при кафедрах, которые впоследствии были объединены в СНО и конструкторские бюро. И вне зависимости от формата проведения заседаний все эти общества решали важную задачу подготовки истинно образованных людей, повышая тем самым интеллектуальный потенциал страны и, в конечном счете, ее престиж на мировой арене.

В современной России идея создания системы студенческих научных обществ рассматривается на самом высшем педагогическом уровне. В сентябре 2013 г. на встрече Президента России В. В. Путина с научно-педагогическим составом и студенческим активом Дальневосточного федерального университета студенты предложили создать Всероссийскую ассоциацию студенческих научных обществ. Эта организация должна способствовать интеграции студентов в серьезную фундаментальную науку, поднять на новую ступень уровень коммуникации между студенческими научными обществами ведущих университетов страны. Сами студенты, осознавая важность происходящего, высказали пожелание, чтобы ассоциация находилась под непосредственным контролем министра образования и науки или даже Президента. В. В. Путин горячо поддержал это начинание, назвал его чрезвычайно важным и востребованным и поручил курировать данный вопрос своему помощнику А. Фурсенко.

Самыми важными целями студенческого научного общества могут считаться резкое увеличение качественных показателей подготовки бакалавров и магистров, их интеграция не только в учебный процесс, но и в реальную научно-исследовательскую среду, создание предпосылок для формирования и дальнейшего развития научного творчества любого, даже не самого сильного с точки зрения академической успеваемости студента, что позволило бы вывести этого учащегося в «зону успешности».

Говоря о задачах СНО, важно помнить, что наиболее эффективными являются работы студентов, выполненные в русле главных научных направлений вуза. Также к задачам можно отнести воспитание нестандартного подхода к профессии, получаемой студентом и, в конечном счете, резкое повышение качества профессиональной подготовки выпускника, причем все это будет основываться на научно-исследовательской деятельности студента, начиная с его первых шагов в высшей школе. На

1 Встреча Владимира Путина с молодыми учеными и преподавателями истории 5 ноября 2014 г. : [Электронный ресурс]. URL: http://www.putin-today.ru/archives/6633) (дата обращения: 18.12.2014).

з наш взгляд, участник СНО имеет более глубокую мотивацию к исследовательской деятельности, тщательнее овладевает научным методом познания, ответственнее 0 осваивает основной учебный курс, учится выстраивать цепочку «замысел — иссле-£ довательская работа — практическая реализация».

^ Возглавлять каждое студенческое научное общество может как доцент или про° фессор кафедры, так и аспирант или молодой преподаватель — тьютор. о Тьюторство — принципиально особый тип педагогического сопровождения инди-д видуальной деятельности в условиях открытого образования. Говоря о сотрудниче-ш стве российской и европейских систем образования в условиях Болонского процесса, необходимо отметить, что тьюторство, как форма наставничества, при которой тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ студентов и сопровождает весь процесс образования, распространено практически во всех крупных университетских центрах. Причем, в отличие от традиционного взаимодействия педагог — студент, подразумевающего педагогический контроль и оценку, в условиях тьюторского партнерства тьюторант работает самостоятельно, выбирает индивидуальные способы научного анализа, обсуждая их с тьютором. В связи с этим представляется целесообразным упомянуть опыт создания неформального, но вместе с тем весьма эффективного СНО, организованного академиком И. И. Янжулом в начале 90-х гг. XIX в. Собирая еженедельно у себя дома в непринужденной обстановке студентов, действительно интересующихся экономическими вопросами, он беседовал с ними на самые разнообразные темы, снабжая литературой из собственной обширной библиотеки. Именно эта доверительность позволила ему воспитать целую плеяду известных ученых. Как писал впоследствии один из его учеников, профессор И. X. Озеров, «Он был профессор-человек, человек не только большого ума, но и доброго сердца» [2, с. 8].

Таким образом, студент переходит на совершенно иной уровень потребления и усвоения информации, ее трансформации в некую законченную научную работу. Более того, в условиях студенческого научного общества учащийся под руководством тьютора совершает свои первые открытия и обсуждает их с референтной для него группой, которой являются другие студенты — участники СНО, что резко повышает его мотивацию и заинтересованность в конечном результате.

При этом руководитель студенческого научного общества обязан владеть большим количеством компетенций. Он должен четко представлять и транслировать студентам, от чего зависит эффективная работа СНО, поощрять учащихся за попытки самостоятельного проведения исследования, объяснять относительность любого утверждения и прослеживать его связь с ценностями и целями его автора.

При этом тьюторство сможет продолжить и поддержать все лучшее, что оставила в наследие недавняя история нашего государства. В письме В. В. Путина участникам и гостям праздничного вечера, посвященного 95-летию ВЛКСМ, была выражена уверенность, что «.проверенные временем традиции ВЛКСМ будут востребованы в работе современных молодежных общественных организаций»1, и сделан вывод, что государство вновь научится слышать молодежь, придет к осознанию, что без работы с молодежью у нас нет будущего.

Важно, чтобы студенческие научные общества работали как самоуправляемые организации, имели собственные руководящие органы, которым могло бы быть общее собрание членов СНО, руководителем которого является тьютор. Членами студенческих научных обществ автоматически считаются все желающие студенты, вне зависимости от уровня их успеваемости. Они принимают участие в различных

1 Письмо В. В. Путина участникам и гостям праздничного вечера-концерта, посвященного 95-летию ВЛКСМ : [Электронный ресурс] // официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет. URL: http://www.kremlin.ru/letters (дата обращения: 18.12.2014).

конференциях, организуют презентации научно-исследовательских работ, форми- з руют сборники по результатам студенческих исследований, разрабатывают план cl работы СНО на учебный год, формируют единое научное сообщество. 0

Вместе с тем, необходимо обратить пристальное внимание на организацию не- £ посредственной работы студенческого общества. Как известно, в число основных s требований новой методологии преподавания входит применение инновационных ° образовательных технологий, в частности, методов активного (интерактивного) об- о учения, позволяющих раскрыть потенциал каждого слушателя и отводящих препо- g давателю роль организатора и куратора этого процесса, т. е., по сути, — тьютора. ш

В связи с этим представляется важным наряду с традиционными формами про- О ведения заседаний общества практиковать также выездные занятия, ролевые игры, групповые дискуссии и др.

Выездные заседания как одна из высокоэффективных форм проведения занятий не только обеспечивают рост качества знаний, но и повышают мотивацию студентов к изучению тех или иных тем. С нашей точки зрения, организация экскурсий в закрытые для широкой аудитории фонды крупных библиотек, архивов и даже музеев, личное «знакомство» с раритетными экспонатами подстегнет исследовательский интерес студентов, выведет их на качественно новый уровень научных изысканий. Не менее важной, с учетом специфики общественных наук, задачей представляется патриотическое воспитание слушателей, формирование их как будущих специалистов, воспринимающих свою деятельность как направленную, прежде всего, на работу с общечеловеческими ценностями.

Проведение в рамках заседаний СНО ролевых игр и групповых дискуссий нацелено на улучшение качества усвоения материала, раскрытие потенциала слушателей, развитие способности формулировать практические рекомендации и выводы, не потерявшие актуальности на сегодняшний день.

Достижению этой цели наилучшим образом способствует применение разработанного в 1995 г. Х. Браун метода «World cafe», позволяющего вовлечь в интенсивную, но непринужденную дискуссию и поиск творческих решений максимальное количество участников1.

Заседания СНО призваны также выполнять утилитарную функцию, информируя участников о предстоящих научных мероприятиях различного уровня, возможностях получения грантовой поддержки своих исследований, а также консультируя по вопросам написания научных работ. Подобная практика успешно реализуется на заседаниях СНО Северо-Западного института управления.

Безусловно, создание эффективно функционирующего СНО — это очень высокая цель, но весьма трудоемкий процесс, требующий от всех участников заинтересованности, тщательной проработки самых мелких вопросов, бескорыстной одержимости, увлеченности непосредственно научно-педагогическим процессом. Но массовое участие студентов в такого рода организациях расширит возможности их профессионального и социального выбора, что представляется весьма актуальным в связи с постоянным ускорением темпов общественного развития. Более того, создание информационного общества уже повлекло за собой новое понимание межкультурного воздействия, что требует от молодого специалиста коммуникабельности и глубокого понимания толерантности. Именно эти навыки может дать студенту правильно организованное и эффективно функционирующее СНО.

1 Вкратце алгоритм работы выглядит следующим образом. Участники рассаживаются за столами по 3—5 чел. (обязательные атрибуты каждого стола — крафт-бумага и фломастеры, кофе/чай, сладости), выбирают «хозяина» стола и начинают обсуждение заранее подготовленного вопроса, фиксируя на бумаге все высказываемые идеи. Спустя полчаса «гости» переходят за другой стол для дальнейшего обсуждения с учетом идей предшественников. В заключении проводится презентация «скатертей» — результатов обсуждения.

з Рассматривая главные задачи современной образовательной политики в России, необходимо отметить, что главные из них — это предоставление высококачествен-0 ных образовательных услуг, сохранение традиционной именно для российского £ образования фундаментальности, но, одновременно с тем, понимание перспектив-^ ных потребностей экономики. В то же время, модернизация образования подраз-° умевает под собой постоянное взаимодействие высшей школы с представителями о современного экономического процесса, выдающимися представителями науки д и культуры, что наиболее органично может быть осуществлено именно в работе ш СНО, предлагающего студентам различные виды интерактивной деятельности. О Крупнейшие мировые университеты традиционно гордятся участием своих студентов в различных видах исследовательских организаций. Отвечая на обращение

B. В. Путина к X съезду Российского союза ректоров, В. А. Садовничий сказал: «.понятно, что учить студентов, не вовлекая их в научные исследования и не используя новейшие достижения науки, нельзя»1.

Надо отметить, что опыт работы СНО, накопленный в ведущих вузах страны, свидетельствует о том, что студенческая наука является в полном смысле слова «кузницей кадров» — и ученых, и управленцев. Так, в 70—80-х гг. студенческое научное общество очень активно и плодотворно работало в Ленинградском финансово-экономическом институте, ставшем ныне Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Руководители института, прежде всего такие выдающиеся ученые и организаторы высшего образования в нашей стране, как ректор Ю. А. Лавриков, первый проректор, ставший в 1991 г. ректором вуза, Л. С. Тарасевич (ныне — президент СПбГЭУ), самым тесным образом были связаны со студенческой наукой, поддерживали и направляли ее развитие. Студентам доверялись серьезные и ответственные задачи, они трудились рядом с ведущими учеными. Например, в рамках проблемной научно-исследовательской лаборатории региональных экономических исследований, занимавшейся вопросами регионального воспроизводства и комплексного социально-экономического планирования развития Ленинграда и Ленинградской области, в первую очередь по заказам ленинградских партийных и советских органов, активно действовала студенческая научно-исследовательская экономическая лаборатория (СНИЭЛ). В ней сформировались как ученые такие видные государственные деятели нашего времени, как

C. А. Васильев, заместитель председателя правления Внешэкономбанка, в прошлом — член Совета Федерации от Ленинградской области, О. Г. Дмитриева, многолетний депутат Государственной Думы Российской Федерации, видный специалист по вопросам бюджетного финансирования, М. Э. Дмитриев, на протяжении ряда лет руководитель Рабочего центра экономических реформ Правительства Российской Федерации, затем Центра стратегических разработок, крупный ученый-прогнозист в области экономического и социального развития. Все они трудились под руководством таких маститых ученых, основоположников ленинградской (петербургской) школы регионалистики, как В. Я. Феодоритов, А. И. Муравьев, А. И. Добрынин, А. И. Попов. Студенты награждались медалями ВДНХ за подготовку экспозиции, посвященной межотраслевому балансу Ленинградского региона как инструменту комплексного планирования его развития. Они неоднократно выступали на научных конференциях и семинарах, в том числе и совершенно серьезных, «взрослых». Многие активисты СНО к моменту окончания вуза имели по нескольку публикаций, в том числе и в серьезных журналах, таких как «Экономические науки» (ныне — «Российский экономический журнал»), «Экономика и организация промышленного производства» и др.

1 Съезд Российского союза ректоров : [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/news/ 46892 (дата обращения: 18.12.2014).

Работа в студенческом научном обществе была школой не только собственно на- з учной деятельности, но и научно-организационной работы. Студенческие лаборатории, cl научные кружки, студенческое научное общество института в целом были, в прямом § смысле слова, каркасом студенческого самоуправления, которое в советские, осо- £ бенно в 80-е годы, было развито отнюдь не меньше, чем в наши дни, а, пожалуй, s и больше. Из СНО вышли крупные организаторы высшего образования и вузовской ° науки. Следует, безусловно, назвать Д. Ю. Миропольского — видного российского о ученого, основателя школы исследования философии и теории хозяйства, соотноше- g ния плановых и рыночных форм развития экономики. Миропольский в студенческие ш годы избирался (именно избирался, на конкурсной основе, чего бы сейчас ни гово- О рили критики советской модели социализма как «тоталитарного общества») председателем Студенческого научного общества ЛФЭИ, заместителем секретаря комитета комсомола института по научно-исследовательской работе. Сейчас он — маститый ученый, имеющий многих учеников, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой общей экономической теории СПбГЭУ, профессор кафедры финансового менеджмента Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Надо отметить — опять же в пику безудержным апологетам либерально-рыночной модели развития, что развитию студенческого самоуправления в ФИНЭКе, в том числе и в области научной деятельности, максимально способствовала партийная организация института. Ее возглавляли такие крупные организаторы и ученые, как

0. П. Дроздова, В. В. Круглов, А. И. Леусский, А. Н. Петров (ныне — первый проректор СПбГЭУ). Партийная власть ни в коей мере не зажимала студенческую инициативу, наоборот, поддерживала и очень тактично направляла ее. К слову, именно партийная организация ЛФЭИ и ректор Ю. А. Лавриков полностью поддержали и даже содействовали появлению студенческой инициативы анкетных опросов мнения студентов о качестве преподавания дисциплин, включая выставление студентами балльных оценок труда преподавателей. Студенческие анкеты напрямую учитывались в планировании учебного процесса, в кадровой политике руководства вуза, включая конкурсные дела. И было это впервые в 1980 г., так называемом «застойном»!

Из этого следует, что в прошлом имелся достаточно позитивный опыт развития студенческого самоуправления, студенческой науки, который вполне можно и нужно применять и в наше время.

Таким образом, создание СНО поможет выполнить главную цель высшего образования — подготовить выпускника высочайшего уровня, четко понимающего не только свои профессиональные обязанности, но и разбирающегося в смежных областях деятельности, готового постоянно расти и быть конкурентоспособным на мировом трудовом рынке, что, в конечном счете, имеет важнейшее значение для будущего нашей страны.

Литература

1. Баранников А. В. Компетентностный подход и качество образования. М. : Московский центр качества образования. 2008. 149 с.

2. Озеров И. Х. Иван Иванович Янжул. М., 1915. 15 с.

References

1. Barannikov A. V. Competence approach and the quality of education [Kompetentnostnyi podk-hod i kachestvo obrazovaniya]. M .: Moscow centre of the quality of education [Moskovskii tsentr kachestva obrazovaniya], 2008. 149 p.

2. Ozerov I. H. Ivan Ivanovich Yanzhul [Ivan Ivanovich Yanzhul]. M., 1915. 15 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.