УДК 343
Ильченко Валентина Александровна Ilchenko Valentina Alexandrovna
аспирант
Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23)
post-graduate
Institute of economics and business Lobachevsky State university of Nizhny Novgorod (23 Gagarin av., Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Общественное доверие и поддержка граждан как важнейшие условия деятельности полиции в России
Public trust and citizens support as a key condition of police activities in Russia
В статье рассмотрены общественное доверие и поддержка граждан в деятельности полиции. Выявлено, что общественное доверие проявляется в активном взаимодействии и сотрудничестве граждан и полиции. Свидетельством этого является создание различных общественных объединений и народных дружин.
Ключевые слова: общественное доверие, полиция, поддержка граждан, общественные объединения.
The article considers public confidence and citizens' support of the police activity. It is revealed that public confidence is manifested in the active involvement and cooperation with each other citizens and police. The evidence of this is the creation of various associations and vigilante group.
Keywords: public confidence, police, support, public associations.
Принятый Государственной Думой 28 января 2011 года Федеральный закон «О полиции» [1, с. 38] в качестве принципа организации данного института закрепляет в статье 9 общественное доверие и поддержку граждан. Доверие населения к полиции — это форма веры, которая представляет собой в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения населения к полиции.
Основными условиями возникновения доверия населения к полиции являются ее актуальная значимость для населения как объекта доверия и оценка этого объекта как безопасного. Основными индикаторами доверия населения к полиции выступают позитивность принятия решения и значимость обсуждаемой информации.
В последние годы устанавливаются все более тесные связи между полицией и общественными организациями, происходит взаимный обмен информацией. Полиция получает необходимые сведения об общественных организациях, о тех проблемах, решением которых они заняты. В результате намечаются точки соприкосновения и взаимодействия между полицией и этими организациями.
В настоящее время существуют эффективные формы совместной деятельности полиции и граждан по охране правопорядка. Так, В.И. Илюшкин на-
зывает в качестве таковых добровольные и казачьи дружины. Таких формирований в стране насчитывается более 34 тысяч, в них задействованы 350 тысяч человек. Благодаря им ежегодно раскрываются десятки тысяч преступлений, выявляются сотни тысяч административных правонарушений [2, с. 90—91].
Другой ключевой принцип деятельности полиции, закрепленный в одноименной статье 10 «Взаимодействие и сотрудничество» Федерального закона от 7 февраля 2011 года «О полиции», базируется на следующих положениях: в процессе осуществления своей деятельности полиция взаимодействует с общественными объединениями, организациями и гражданами, кроме того, может использовать возможности указанных субъектов права в порядке, установленном российским законодательством. При этом полиция в пределах своих полномочий должна оказывать содействие общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также поддерживать развитие гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. В свою очередь, институты гражданского общества (общественные объединения) должны содействовать полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.
Ильченко В.А. Общественное доверие и поддержка граждан как важнейшие условия деятельности полиции в России
Ильченко В. А. Общественное доверие и поддержка граждан как важнейшие условия деятельности полиции в России
По мнению А.Н. Герасименко, взаимодействие с общественными организациями должно выстраиваться на основе добровольного, заинтересованного и ответственного сотрудничества, на понимании того факта, что их конечные цели едины, что цель взаимного обмена информацией — совершенствование правоохранительной и профилактической деятельности в борьбе с преступностью, вооружение населения необходимыми знаниями, его организация и мобилизация в помощь правоохранительным органам [3, с. 77].
В целях совершенствования взаимодействия полиции Российской Федерации с общественными объединениями, дальнейшей реализации объективной оценки деятельности Министерства внутренних дел России, повышения правовой культуры общества, создания положительного образа сотрудников полиции была принята Концепция совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009—2014 годы. Концепция определяет цели, задачи и основные направления совершенствования взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации, политическими партиями, религиозными и иными общественными объединениями на 2009—2014 годы.
Например, в Нижнем Новгороде на телекомпании «Волга» в программе А.Е. Резонтова был показан выпуск расширенного репортажа о деятельности ГУ МВД России по Нижегородской области в части приема, учета, регистрации и отработки сообщений и заявлений, поступивших от граждан по каналу связи «02», по телефону доверия, входящему в систему «горячей линии МВД России» с участием начальника ГУ МВД России по Нижегородской области генерал-лейтенанта полиции И.М. Шаева.
Согласно Концепции развитие взаимодействия полиции с общественными объединениями заключается в создании необходимых условий для эффективного участия институтов гражданского общества в разработке и реализации основных направлений государственной политики в области внутренних дел с учетом потребностей и интересов граждан, обеспечения защиты их прав и свобод.
Совместная деятельность граждан, общественных объединений и полиции в той или иной степени всегда позволяет достичь положительного результата. Здесь речь идет о комплексной оценке ситуации. С одной стороны, граждане доводят до сведения полиции свои соображения относительно того или иного события, дела, а с другой — сотрудники полиции с учетом всех обстоятельств, позволяющих им сконцентрировать внимание на проблемах, причинах их возникновения и возможных вариантах решения, дают конструктивную, профессиональную оценку произошедшему [4, с. 1142].
В связи с этим процесс взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными ин-
ститутами гражданского общества, должен включать несколько этапов.
I. Организация работы:
1) подготовка планов;
2) участие в допустимой оперативно-служебной деятельности органов и подразделений;
3) работа с гражданами;
4) проведение и участие в проверочных мероприятиях.
II. Контроль за результатами проведенных проверок.
III. Оценка деятельности работы.
Наличие в Российской Федерации большого количества общественных объединений требует особого подхода к организации их взаимодействия с правоохранительными органами (в т. ч. полицией). Это связано в первую очередь с тем, что эти объединения неодинаковы по своему составу, направлениям деятельности, целям, финансовому положению. Свидетельством тому являются существующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественное учреждение, общественный фонд, общественное движение, орган общественной самодеятельности, политическая партия [5].
Общественные объединения создаются на добровольной основе для реализации общих целей; выполняют посредническую функцию между государством, призванным признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, и гражданским обществом, обеспечивающим жизнедеятельность общественных структур и объединений, не зависящих от государства, и возможность самореализации индивидов; являются основным негосударственным субъектом, участвующим в охране правопорядка.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом, если общественное объединение ставит целью, например, охрану общественного порядка, содействие полиции в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, браконьерством, нарушениями правил лесопользования, охоты и рыболовства и так далее, оно непременно имеет правоохранительную направленность.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что все общественные объединения правоохранительной направленности объединяет заинтересованность в личной и общественной безопасности, участие в охране общественного порядка, содействие правоохранительным органам в их законной деятельности [6, с. 30]. Специфическими признаками данных общественных объединений, позволяющими отличать их от всех иных негосударственных организаций, являются: добровольность и само-
управляемость формирования; некоммерческий характер деятельности; создание по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Несмотря на отсутствие федерального законодательства, в настоящее время на территории Российской Федерации действует более 45 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 454 тысяч человек, в том числе в 14,2 тысячи народных дружин — около 190 тысяч человек, в 895 казачьих дружинах — около 62 тысяч человек. Более 42 тысяч граждан являются внештатными сотрудниками полиции. Членами общественных объединений и внештатными сотрудниками полиции во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в других общественных местах, по предупреждению и пресечению административных правонарушений, раскрытию преступлений [7].
Например, в Нижегородской области с 2010 по 2013 год отмечается устойчивый рост количества действующих народных дружин (со 109 до 192), а также их численности (с 1 954 до 2 500 человек).
В настоящее время на территории 51 района Нижегородской области осуществляют деятельность 192 народные и 16 молодежных дружин. В данных формированиях участвуют более 2 500 человек. Кроме того, действуют иные общественные формирования правоохранительной направленности.
Из анализа полученной информации следует, что в 2013 году в Нижегородской области дополнительно создано 31 общественное формирование правоохранительной направленности, в том числе в г. Нижнем Новгороде создана 1 народная дружина (Канавинский район) численностью 11 человек, 1 молодежная дружина (Сормовский район) численностью 20 человек, в 15 муниципальных районах и городских округах Нижегородской области: Ардатовском, Арзамасском, Балахнинском, г. Арзамас, г. Дзержинск, г. Шахунья, Княгининском, Кр. Октябрьском, Кстовском, Кулебакском, Лукоя-новском, Павловском, Починковском, Сокольском, Чкаловском создано 27 народных дружин численностью 299 человек, 1 молодежная дружина — 7 человек и Молодежное общественное объединение «Мой город» (г. Арзамас) — 20 человек. Таким образом, численность созданных формирований составила 357 человек.
В то же время на территории г. Сарова, Вачско-го, Ветлужского, Володарского, Выксунского, Нава-шинского, Б. Мурашкинского, Тонкинского районов области дружины не созданы.
В качестве положительного примера организации работы в этом направлении можно указать молодежную дружину «Союз» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, в которой все ее члены включены в районные патрули (родительский, социальный, рейды советов общественного самоуправления, рейды комиссии по делам несовер-
шеннолетних, рейды отдела торговли), проводят профилактические беседы в местах концентрации молодежи и со студентами учебных заведений. Дружинники активно участвовали в месячнике по профилактике наркомании, в обеспечении правопорядка во время проведения массовых мероприятий.
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством имеющейся нормативной правовой базы издано постановление Правительства Нижегородской области от 2 октября 2013 года № 699 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области», в соответствии с которым внесены изменения в постановления Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2010 года № 612 «О реализации Закона Нижегородской области от 07.09.2006 № 85-З «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области»», от 22 февраля 2007 года № 52 «О народных дружинах Нижегородской области и советах профилактики трудового коллектива».
За 2013 год (данные на 06.11.2013) сотрудниками пресс-службы была проведена работа по освещению в региональных СМИ деятельности народных дружин в регионе.
Количество вышедших информационных материалов по данной теме в 2013 году (телевизионных сюжетов, материалов на сайтах информационных агентств и в Интернет-изданиях, в печатных региональных и районных СМИ) возросло по сравнению с 2012 годом на 44% и составило 541 сообщение (в 2012 году — 375).
Большое количество сообщений на телевидении и в печатных СМИ было посвящено теме «социального патруля», а также работе добровольных молодежных дружин.
Кроме того, пресс-служба освещала работу заседаний областного штаба по координации действий различных объединений граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка на территории региона, в рамках которого проходили обсуждения данных вопросов, а также награждение лучших дружинников региона. Эта тема также обсуждалась в рамках прямых эфиров с участием заместителя губернатора области С.А. Потапова на ТК «Волга» (программа «Валерий Шанцев: о главном»), ТК «ННТВ» (программа «Объективно. Вечерний разговор»).
Активная помощь членов общественных формирований органам внутренних дел в работе по охране общественного порядка стала одной из составляющих причин снижения уровня преступности и преступлений, совершенных в общественных местах и в текущем году. Число преступлений, совершаемых в общественных местах, уменьшилось на 31,6% (с 14 191 до 9 709) преступлений, совершенных на улицах — на 27,7% (с 8 581 до 6 202).
В течение одиннадцати месяцев 2013 года с участием общественности раскрыто 1 905 преступлений (АППГ — 1 624), к административной ответ-
Ильченко В.А. Общественное доверие и поддержка граждан как важнейшие условия деятельности полиции в России
Ильченко В. А. Общественное доверие и поддержка граждан как важнейшие условия деятельности полиции в России
ственности привлечено 10 525 правонарушителей (АППГ — 6 604) [8].
Таким образом, общественное доверие и поддержка граждан играет основополагающую роль в системе деятельности полиции. Поддержка со стороны граждан осуществляется в форме их участия в обеспечении правопорядка. Общественное доверие проявляется в том, что граждане и полиция активно сотрудничают и взаимодействуют друг с другом. Благодаря их деятельности сотрудники полиции получают дополнительную возможность в борьбе с преступностью в виде информации о готовящихся преступлениях. В этих условиях для эффективного привлечения общественных объединений к решению правоохранительных задач необходимо:
— разработать критерии эффективности взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества;
— создать единую информационную базу данных по общественным объединениям;
— определить направления, разработать программы участия общественных объединений и иных институтов гражданского общества в федеральных, региональных, местных и иных программах укрепления правопорядка.
Примечания
1. Кодекс поведения полицейского. Федеральный закон «О полиции». М., 2012.
2. Илюшкин В.И. Доверие и поддержка граждан как основа общественного контроля за деятельностью полиции // Закон и право. 2011. № 6.
3. Герасименко А.Н. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями // Закон и право. 2007. № 3.
4. Киричек Е.В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. № 12.
5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 28 декабря
2013 г.) (ст. 7) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21, ст. 1930.
6. Сухова А.Г., Церникель Ю.И. Взаимодействие органов внутренних дел и добровольных общественных формирований по охране общественного порядка // Вестник Барнаульского юридического института. 2011. № 1 (20).
7. Паспорт Проекта федерального закона № 238654 6
«Об участии граждан в охране общественного порядка». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7r
eq=doc;base=PRJ;n = 10371 8;fld = 134;dst=4294967295;r nd=0.10443186783231795 (дата обращения: 16.09.2013).
8. Информация по изучению общественного мнения о деятельности органов внутренних дел Нижегородской области по материалам Отчета пресс-службы ГУ МВД России по Нижегородской области за 2013 год.
Notes
1. Code of conduct for the police. Federal law «On Police». Moscow, 2012.
2. Ilyushkin V.l. Trust and support of the citizens as the basis of public control over the activities of the police // Law and order. 2011. № 6.
3. Gerasimenko A.N. Interaction of the interior with associations // Law and order. 2007. № 3.
4. KirichekE.V. The interaction of the police with public associations and other institutions of civil society in the context of the principle of compliance with and respect for the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation // Administrative and municipal law. 2013. № 12.
5. The Federal law of 19 May 1995 № 82-FZ «On public associations» (eds. dated December 28, 2013) (art. 7) // Collection of legislative acts of the RF. 1995. № 21, art. 1930.
6. Suhova A.G., Tsernikel Y.l. The interaction of the internal affairs bodies and voluntary community groups for the protection of public order // Herald Barnaul law institute. 2011. № 1 (20).
7. Passport Project federal law № 238654-6 «The par-
ticipation of citizens in the protection of public order». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7re
q=doc;base=PRJ;n = 10371 8;fld = 134;dst=4294967295; nd=0.104431 86783231795 (reference date: 16.09.2013).
8. Information on the study of public opinion about the activities of the internal affairs of the Nizhny Novgorod region based on the Report of press service of the Russian Interior Ministry in the Nizhny Novgorod region in 2013.