УДК 316.3
ЗН- Кошкина ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье рассматривается практическая деятельность Общественной палаты в современных условиях. Автор выделяет детерминанты правозащитной деятельности Общественной палаты Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу ее основных функций как института гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека. Ключевые слова: гражданское общество, защита прав и свобод, институт, Общественная палата, правозащитная деятельность.
Zinaida Koshkina CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION -CONSTITUTIONAL AND LEGAL INSTITUTION OF CIVIL SOCIETY IN MODERN CONDITIONS
Abstract. In article practical activities of Civic chamber in modern conditions are considered. The author allocates determinants of human rights activity of Civic chamber of the Russian Federation. The special attention is paid to the analysis of its main functions as institute of civil society in the sphere of protection of the rights and freedoms of the person.
Keywords: civil society, protection of the rights and freedoms, institute, Civic chamber, human rights activity.
Развитие традиционных форм несудебной защиты прав человека и становление новых правозащитных институтов, безусловно, расширяют границы гарантированных конституционных прав граждан Российской Федерации. Однако, как отмечают исследователи данной проблемы, именно несудебный механизм обеспечения прав человека - самое слабое звено в правовой системе России [3].
Мощная общественная инициатива, развитость институтов гражданского общества являются необходимым условием эффективного функционирования всей системы защиты прав и свобод личности. Важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений, с помощью которых люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Не является здесь исключением и правозащитная сфера, представленная разветвленной сетью таких организаций. Это свидетельствует о зрелости общества, его развитости, способности к саморегулированию и самоуправлению на основе свободной инициативы граждан и их объединений в целях обеспечения прав и свобод каждого члена общества.
Особое место в правовой источниковой базе занимает Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», определяющий статус института, созданного не по инициативе граждан и их объединений, а при активной поддержке, в том числе финансовой, со стороны органов государственной власти. Практическая деятельность этого органа нескольких созывов показывает, насколько он самостоятелен в принятии решений и формах воздействия на власть, насколько адекватно отражает позицию гражданского общества в целом. В отличие от иных субъектов гражданского общества, выражающих корпоративные позиции отдельных профессиональных или социальных групп общества (пенсионеров, молодежи, женщин, предпринимателей, наемных работников, адвокатов, нотариусов и др.), Общественная палата по статусу является выразителем интересов всех слоев российского общества.
Как показывает анализ, создание подобного рода института гражданского общества не явля-
© Кошкина З.Н., 2014
Раздел I. Развитие отраслевого и регионального управления
ется новым в отечественной и зарубежной практике, а также в опыте межгосударственного уровня. Вместе с тем, целевые установки подобного рода организаций отличаются от статуса современной Общественной палаты Российской Федерации. Так, на межгосударственном уровне обобщена практика Международного союза общественных объединений «Общественная палата Союзного государства» (Союзная общественная палата), который был учрежден в 2000 г. по инициативе белорусских и российских общественных объединений, поддержанной Парламентским Собранием Союза Беларуси и России. Палата формируется по территориальному признаку путем образования своих структурных подразделений в государствах - участниках Союзного государства и других странах. В работе Палаты принимают участие авторитетные деятели общественности двух стран, а также представители различных религиозных конфессий.
Анализ позволяет выделить следующие детерминанты правозащитной деятельности Общественной палаты Российской Федерации. Это: конституционно-аксиологическая (закрепление в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод); государственно-инициативная (установка со стороны главы государства на формирование Общественной палаты Российской Федерации); законодательно-учредительная (принятие Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», закрепление в нем правозащитной цели данной палаты, конкретизация ее правозащитных полномочий); концептуально-прикладная (доктринальная поддержка со стороны ученых-юристов; оценка состояния гражданского общества Общественной палатой Российской Федерации; зарубежный опыт функционирования аналогичных ей институтов). Одним из ключевых полномочий Общественной палаты Российской Федерации является функция общественного контроля за исполнительной властью. Формы и методы осуществления рассматриваемого вида контроля Общественной палаты за органами исполнительной власти разнообразны.
В ст. 20 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата наделяется правом инициировать создание общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, при этом процедура их образования и порядок осуществления деятельности дополнительно регулируются рядом нормативных правовых актов. Общественные советы -уже утвердившаяся форма участия граждан в процессе государственного управления. Как правило, общественный совет представляет собой образование с участием представителей общественности, имеющее формализованную структуру, за которым государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которыми консультируются по вопросам принятия и исполнения решений, потенциально имеющих общественный резонанс [2].
Существуют и иные формы совещательно-консультативных структур при органах власти, привлекающих общественность к своей работе: экспертные, координационные, совещательные, научно-технические, научно-координационные советы (комиссии) и др. Именно общественные советы призваны стать действенным механизмом общественного контроля за деятельностью органов власти, поскольку им свойственна большая публичность, вовлеченность общественных организаций в работу органа власти, ориентация на дискуссионный характер обсуждения вопросов [1].
Предметом общественной экспертизы являются и нормативно-правовые акты, затрагивающие интересы больших или малых групп граждан, их права и свободы, и существенные социально-экономические решения органов государственной власти и местного самоуправления. При этом предметом общественной экспертизы могут быть как отдельные правовые нормы, конкретные положения рассматриваемых законопроектов, принятых федеральных законов, так и нормативно-правовые акты в целом. Необходимо учитывать, что целью исследования общественной экспертизы может стать не только нормативно-правовой акт того или иного уровня, но и собственно программы развития соответствующих отраслей хозяйства или промышленности, а также иная практика реализации государственной политики. Что бы ни стало предметом общественной экспертизы, ориентиро-
ваться она должна на соблюдение прав человека, национального и международного законодательства; соответствие интересам различных социальных групп.
Рекомендательный характер заключений Общественной палаты РФ говорит о том, что экспертное заключение по материалам общественной экспертизы положений законодательного или подзаконного нормативного акта не будет иметь юридической силы самого законодательного или подзаконного нормативного акта, однако такое заключение обязательно для рассмотрения теми органами государственной власти, которые впоследствии правомочны принять (придать юридическую силу) такой нормативный акт.
С положительной стороны характеризует гражданское общество инициативность, так как именно ее наличие подчеркивает, что гражданам не только известны их права и свободы и они готовы их отстаивать, но, что более важно, такие граждане будут услышаны теми органами власти, к которым они обращаются. В ст. 33 Конституции России гражданам гарантируется право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Однако в повседневной жизни российские граждане широко применяют предоставленное им законом право обращения не только во властные структуры, но и в институты гражданского общества.
Библиографический список
1. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как элемент политико-правовой институциализа-ции гражданского общества / В.В. Гриб. - М., 2010.
2. Гнусарева Ю.А. Общественная палата России в системе гражданского общества // Власть. - 2009. - № 10.
3. Троицкая Т.В. Общественная палата: конституционно-правовой институт гражданского общества в России / Т.В. Троицкая. - Саратов, 2009.