Научная статья на тему 'Общества трезвости в Восточной Сибири (1890-е гг. 1911 г. )'

Общества трезвости в Восточной Сибири (1890-е гг. 1911 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
597
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ / ТРЕЗВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИСТОРИЯ / СПРАВОЧНИКИ / ЦЕРКОВЬ / КРЕСТЬЯНСТВО / ШКОЛА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / СИБИРЬ / РОССИЯ / TEMPERANCE SOCIETIES / TEMPERANCE MOVEMENT / HISTORY / CHURCH / PEASANTRY / SCHOOLS / NATIVE PEOPLE / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьев Александр Лукьянович

Приводятся сведения об обществах трезвости Восточной Сибири в 1890-х гг. -1911 г., раскрывающие положительный опыт их деятельности. (Территория современных республик Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия, Забайкальского, Красноярского края и Иркутской области.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Russia needs to change destructive alcoholic policy. The most ruinous damage is made to the population of the cold unbounded Siberia and the Far East. The objective of the article is to study the historical counteraction experience to withstand alcoholic threat. The task of the article is to summarize and present the data about spontaneous pubic organizations -temperance societies operating in 1910-1911 in East-Siberian general-governorship province. (Modern territory of the Republic of Buryatia, Sakha (Yakutia), Khakassia, Zabaikalsky and Krasnoyarsky territories and Irkutsk region). Brief review about the societies from 1890 to 1916 is also presented. The sources of information used are the reports of the secretaries of spiritual consistories (the Russian State Historical archive), regulations and reports of the societies, periodicals and reference book of 1911 by I.P. Mordvinov, an outstanding temperance movement personality. The set of sources is sorted under a special questionnaire-card. The obtained results are as following. By December 1910 January 1911 there were 30 temperance societies in the region numbering 2000-2200 members. 29 societies (96.7%) belonged to the church, i.e. operated at orthodox cathedrals; some of them had regulations approved by archeries. One society (3.3%) was operating under regulations approved by civil authorities. The societies geography: 1) the biggest number of the societies 27 (90%) was located in the rural area and only 3 (10%) were in the towns; 2) in each province/region the societies were established in the most densely populated and economically developed areas, where the population were most capable to self-administration; 3) most of the societies 24 (80%) were operating in Zabaikalsky region. Apparently, the latter was due to the support of the young and energetic bishop Zabaikalsky Methodiy. The pioneers and leaders of the societies were orthodox priests, while the members were mostly peasants (in Zabaikalie they were also cossacks). Most of the societies registered the members or took sobriety seal for a defined period in the cathedral. Five societies conducted religious and moral anti-alcohol lectures, two organized discussions and sermons, two organizations participated in the campaign by the III State Duma to support the draft law on the anti-alcohol activity, one society organized sobriety lessons and another one distributed special literature. Askyzskoye society of Minusunsky uyezd had a Sunday grammar school for adults, paid interest-free loans and rendered charitable aid. The number of abstainers relative to all the population was not great, but the societies had an important role of cultural landmarks, facilitating people seeking physical and spiritual health and comfortable living. They presented valuable experience of local self-administration. Temperance movement facilitated healthy lifestyle and harmonization in the communities. This activity involved Russians, Evenks, Buryats, Khakasses and Yakuts

Текст научной работы на тему «Общества трезвости в Восточной Сибири (1890-е гг. 1911 г. )»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 340 Ноябрь 2010

ИСТОРИЯ

УДК 94(470+571).083:329.7

А.Л. Афанасьев

ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (1890-е гг. - 1911 г.)

Приводятся сведения об обществах трезвости Восточной Сибири в 1890-х гг. -1911 г., раскрывающие положительный опыт их деятельности. (Территория современных республик Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия, Забайкальского, Красноярского края и Иркутской области.)

Ключевые слова: общества трезвости; трезвенное движение; история; справочники; история; церковь; крестьянство; школа; коренные народы; Сибирь; Россия.

Современная Россия нуждается в изменении алкогольной политики и потребления алкоголя, разрушительные последствия которых грозят самому существованию страны (см: [1]). Наиболее тяжкие потери происходят в самых холодных и обширных Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где, по подсчётам А.В. Немцова, от 32 до 46% всех смертей связаны с употреблением алкоголя [2. С. 95]. Для решения алкогольного вопроса необходимо изучение и творческое применение отечественного исторического опыта.

Общества трезвости как часть второго российского трезвенного движения действовали в Сибири в период с начала 1890-х гг. до начала 1917 г. Наибольшую активность проявили в 1910-1914 гг. Цель настоящей статьи - дать научный справочник об обществах трезвости, действовавших в Восточной Сибири на декабрь

1910 - январь 1911 гг. Приводятся также краткие сведения о них и в предшествующий период, а в отдельных случаях - и в последующий (по 1916 г. включительно). Даты везде приводятся по старому стилю.

Восточная Сибирь входила в состав Иркутского генерал-губернаторства, включавшего в себя Енисейскую и Иркутскую губернии, Забайкальскую и Якутскую области. Это был крупнейший в стране, но малонаселённый край. Его площадь равнялась 6 млн 954 тыс. кв. вёрст - 34,9% от площади Российской империи, а население в 1911 г. составляло 2 млн 864 тыс. чел. или

0,4 чел. на кв. версту (см.: [3. С. 39, 88-89]). Сюда направлялась небольшая часть переселенцев (в 19061914 гг. - 13,3%) за Урал из Европейской России [4. С. 172-174].

Время учёта обществ трезвости обусловлено датировкой доступных источников. 28 августа 1910 г. вышел циркуляр директора Канцелярии обер-прокурора Св. Синода, который предписывал представить не позднее января 1911 г. подробные сведения об имеющихся в епархиях церковно-приходских обществах трезвости с приложением их печатных уставов и изданий. В ответ на него в Канцелярию были посланы рапорты секретарей духовных консисторий: Якутской (от 30 ноября 1910 г.), Иркутской (11 декабря 1910 г.), Енисейской (17 января 1911 г.) и Забайкальской (20 января 1911 г.) [5. Л. 1-2, 242-249, 256-258, 896897]. В них сообщались сведения о местонахождении, названии, числе членов обществ, но почти ничего не говорилось об их работе. Последняя прослеживается по источникам, исходящим от самих обществ. Это отчёты,

корреспонденции в газеты, упоминания в справочнике деятеля трезвости И.П. Мордвинова [6]. Но таковых сохранилось немного. Совокупность источников обработана нами по специальной карточке-анкете (см.: [7. С. 53-59]). Сведения о населённых пунктах, социальном и национальном составе населения уточнены и дополнены по справочным изданиям (см., например, [8]).

Результаты обработки анкеты таковы. На декабрь

1910 - январь 1911 г. в Восточной Сибири насчитывалось 30 обществ трезвости (таблица). Почти все они -29 (96,7%) - были церковными, т.е. действовали при православных храмах; некоторые имели уставы, утверждённые епархиальным начальством. Одно (3,3%) было «гражданским», т.е. действовало по уставу, утверждённому гражданской властью.

Обращает на себя внимание география обществ:

1) подавляющая часть трезвенных объединений - 27 (90%) - находилась в сельской местности и лишь три (10%) - в городах; 2) в каждой из четырёх губерний / областей общества непременно имелись в наиболее густонаселённом, экономически развитом уезде. Это объясняется тем, что в таких уездах население проявляло наибольшую способность к самоорганизации; 3) большая часть обществ - 24 (80% от общего числа) - действовала в Забайкальской области, где на 100 тыс. жителей приходилось 2,76 общества при среднем показателе 1,04 по Восточной Сибири (таблица) и 0,82 по Сибири. Быть или не быть обществам - во многом зависело от правящего архиерея. Если он не поддерживал церковное трезвенное движение, то обществ было мало. Так было в Иркутской губернии при престарелом архиепископе Иркутском Тихоне (Троицком, 1831-1911). Если же поддерживал, то общества развивались. По-видимому, многочисленность обществ трезвости в Забайкалье объяснялась их поддержкой со стороны сравнительно молодого и энергичного епископа Забайкальского и Нерчин-ского Мефодия (Герасимова, 1860-1931). Он занимал забайкальскую кафедру в 1897-1912 гг. Известно, что позднее, будучи в 1913-1914 гг. епископом Томским и Алтайским, он покровительствовал трезвенному движению и участвовал в нём [10; 11. С. 49-50].

Указания на социальный и национальный состав обществ трезвости в источниках очень редки, но имеются сравнительно полные сведения о составе населения тех мест, где действовали общества. С известной долей вероятности можно сказать, что состав обществ примерно совпадал с составом населения сёл, где они

действовали. В 12 из них жили крестьяне, в девяти -казаки (в Забайкалье); в 18 - русские, в двух - эвенки, по одному поселению приходилось на бурят, хакасов, якутов. Социальное положение шести известных руководителей обществ: четыре священника, один диакон,

один псаломщик. Обобщая приведённые выше данные, можно сделать вывод о том, что зачинателями создания и руководителями обществ выступали, как правило, православные священнослужители, большую же часть рядовых участников составляли крестьяне (казаки).

Население и общества трезвости Восточной Сибири на январь 1911 г.*

Уезд / губерния (область) Население Число обществ трезвости Число членов обществ Число обществ на 100 тыс. жителей

Всего (тыс. человек) Плотность, чел. на 1 кв. версту Городских Сельских Всего

граждан- ских церковных граждан- ских церковных

Красноярский 179,6 9,5 1 1 - 0,56

Ачинский 184,3 3,6 0

Енисейский 76,2 0,2 0

Канский 236,5 3,0 0

Минусинский 264,8 3,3 1 2 3 256 1,13

Туруханский 15,4 0,01 0

Усинский погран. округ 9,5 0,5 0

Енисейская губерния 966,4 0,42 1 1 2 4 256 0,41

Читинский 228,4 5,0 1 7 8 1120 3,50

Акшинский 42,0 1,0 2 2 70 4,80

Баргузинский 28,2 0,2 0

Верхнеудинский 216,7 7,2 3 3 81 1,38

Нерчинский 109,7 2,5 2 2 84 1,82

Нерчинско-Заводской 79,7 0,8 7 7 413 8,78

Селенгинский 123,6 2,7 1 1 20 0,80

Троицко-Савский 40,5 0,5 1 1 172 2,47

Забайкальская область 868,8 1,6 1 23 24 1962 2,76

Иркутский 221,3 3,1 0

Балаганский 196,1 5,6 1 1 - 0,5

Верхоленский 93,0 1,2 0

Киренский 74,8 0,2 0

Нижнеудинский 135,5 1,3 0

Олёкминский и Витимский окр. 29,2 0,4 0

Иркутская губерния 750 1,0 1 1 0,13

Якутский 162,8 0,23 1 1 9 0,61

Верхоянский 15,6 0,02 0

Вилюйский 76,3 0,09 0

Колымский 7,0 0,01 0

Олёкминский 15,4 0,1 0

Якутская область 277,2 0,08 1 1 9 0,36

Всего Восточная Сибирь 2864 0,41 1 2 0 27 30 2227 1,04

*Источники: 1) по населению: [3. С. 88-89]; 2) по обществам: [5. Л. 201, 207, 208, 223; 9. 1909. № 171. С. 29]. См. также список обществ.

В 28 обществах, о численности которых имеются сведения, насчитывалось 2227 членов. Эта цифра представляется приблизительной, т. к. в подсчётах на местах были возможны неточности и «приписки». Учитывая это, можно заключить, что в Восточной Сибири насчитывалось до 2 тыс. членов обществ трезвости.

Имеются сведения о конкретной деятельности 8 обществ из 30. Попытаемся из неполных данных восстановить примерную общую картину. Видимо, в большинстве из 28 объединений, у которых была указана численность, проводилась «запись» вступающих или же приём торжественного обета трезвости. Без такой работы учесть число членов было невозможно (прямые указания на неё имеются в пяти случаях). Пять обществ вели религиозно-нравственные и противоалкогольные чтения; два - беседы и проповеди; два участвовали в кампании поддержки в Государственной Думе законопроекта о мерах борьбы с пьянством; одно вело уроки трезвости в начальной школе; одно раздавало литературу. Аскызское общество содержало воскресную

-249, 256-258, 896-897; 6. С. 71-72, 180, 189, 191, 197, 193, 196, 197,

школу грамоты для взрослых, выдавало беспроцентные ссуды, оказывало благотворительную помощь.

Хотя число трезвенников относительно всего населения было невелико, общества выполняли важную роль культурных «маяков», помогающих людям найти путь к трезвой, здоровой жизни. («Народилась потребность более разумной жизни, жажда света», - писал руководитель Аскызского общества трезвости священник-миссионер В. Кузьмин [12. С. 4].) Они являлись ценным опытом самоуправления народа на уровне церковного прихода, сельского общества, города и страны в целом. Их работа способствовала оздоровлению, гармонизации обстановки в социумах. В этом благом деле совместно участвовали представители разных народов.

Ниже представлен список трезвенных объединений Восточной Сибири на декабрь 1910 - январь 1911 г. по географическому принципу: в алфавитном порядке названий губерний (областей), уездов, волостей, населенных мест. (В двух случаях указаны общества, прекратившие существование до 1910 г. Они помечены

242

знаком*.) В губернии список начинается с губернского города и уезда. В конце сведений о каждом обществе в скобках указаны источники и литература.

Список обществ трезвости Восточной Сибири

1. ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Красноярск, город губернский. 1) Красноярское общество трезвости. Гражданское. Открыто в 1899 г. В 1902 г. - 230 членов; проведение концертов, гуляний, развлечений, продажа трезвенной литературы; имело чайную. В 18991903 гг. - общие собрания. Возможно, перестало существовать после 1903-1905 гг. 2) в 1907 г. создано Красноярское отделение Казанского (в г. Казань) общества трезвости. Гражданское. Действовало по уставу Казанского общества. Вероятно, существовало на январь 1911 г. [6. С. 197; 9. 1902. № 89; 13].

2. Минусинский уезд. Минусинск, город уездный. Минусинское Спасское общество трезвости при Минусинском Спасском соборе. Открыто в 1903 г. Основатель - священник Иннокентий Подгорбунский, в 1911 г. товарищ (заместитель) председателя - Ф.П. Степанов. Прихожан 9621. Членов в 1903 г. - 100, к 1 января 1911 г. - 206. Чтения, взаимопомощь. В апреле - июле 1911 г. участвовало в кампании поддержки прохождения в III Государственной Думе законопроекта о мерах борьбы с пьянством [5. Л. 242, 243; 6. С. 201; 14. С. 198-202.]

3. Минусинский уезд. Аскызская (Сагайская) степная дума. Аскызская инородная степная дума. Аскызское [Аскыз, Аскиз], село. Аскызский православный миссионерский приход. Аскызское приходское общество трезвости им. преподобного Серафима Саровского. Образовано в феврале - марте 1905 г. Закрыто не ранее 1912 г. Руководитель - русский священник-миссионер Владимир Кузьмин. Прихожан 5893: койбалы, сагайцы, бель-тиры (предки хакасов). Крестьяне. Членов общества в 1905 г. и в конце 1910 г. - 30. Чтения, беседы, обеты, выписка литературы. С 1907 г. воскресная школа грамоты для взрослых (10-20 учеников). С 9 февраля 1909 г. трезвенную работу вёл Аскызский церковно-приходской совет из 12 «инородцев»: принято постановление о борьбе с тайной продажей и выкуркой вина (корчемни-чеством). В итоге этой работы сократились корчемниче-ство, молодёжное ночное пьянство с драками, стали выдаваться беспроцентные ссуды нуждающимся деньгами и хлебом. Благотворительная помощь деньгами и вещами нуждающимся прихожанам [5. Л. 242, 243; 12].

В середине 1911 г. Кузьмин создал в Минусинском уезде Братство молитвы и трезвости во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла, куда за год вступило более 1,5 тыс. чел. В августе 1912 г. он участвовал во Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве [15. С. 264-265].

4. Минусинский уезд. Шунерское (Шунеры), село. Шунерское Никольское общество трезвости. Церковное. Открыто в первой половине 1910 г. Прихожан 2419. Членов в начале - 35, к январю 1911 г. - 20. Чтения [5. Л. 242, 243].

5. ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. Чита, город областной. Общество трезвости при Читинской железнодорожной церкви. Открыто в 1903 г. Прихожан 10 137. Членов в 1903 г. - 150, к январю 1911 г. - 22 [5. Л. 245].

6. Читинский уезд. Бальзинское отдельное сельское общество. Бальзинское, село. Жители - крестьяне русские. Бальзинское Николаевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2622. Членов в начале - 75, к январю 1910 г. - 80 [Там же].

7. Читинский уезд. Зюльзинская волость. Зюльзин-ское, село. Эвенки оседлые. Зюльзинское Предтеченское общество трезвости («Общество трезвости Зюльзинской Предтеченской церкви»). Церковное. Открыто 24 июня 1890 г. Закрыто не ранее 1911 г. Руководитель - приходский священник Никандр Титов. Прихожан 2799. Членов в 1890 г. и к январю 1911 г. - 249. Обеты. «Условия открытия» (устав). В апреле 1911 г. участвовало в кампании поддержки прохождения в III Государственной Думе законопроекта о мерах борьбы с пьянством [5. Л. 245, 249; 6. С. 191; 14. С. 203, 205].

8. Читинский уезд. Зюльзинская волость. Крупян-ский, посёлок. Крупянское общество трезвости, церковное (Зюльзинского прихода). Открыто в 1910 г. Членов 10. Руководствовалось «Условиями открытия» Зюльзинского общества (см. № 7). Обеты. [5. Л. 245, 249.]

9. Читинский уезд. Илимская волость. Илимское, село. Эвенки оседлые. Космо-Дамиановское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 2086. Членов в 1903 г. - 50, к январю 1911 г. - 48 [5. Л. 245].

10. Читинский уезд. Кенонская волость. ВерхнеЧитинское, село. Крестьяне русские. Верхне-Читинское общество трезвости. Церковное. Прихожан 1580. Членов в 1903 г. - 20, к январю 1911 г. - 23 [Там же].

11. Читинский уезд. Николаевская волость. Доро-нинское (Доронино), село. Крестьяне русские. Доро-нинское Богородице-Рождественское общество трезвости. Церковное. Открыто 8 сентября 1908 г. Устав утверждён 23 февраля 1910 г. Руководитель - священник Иннокентий Серышев. (После его отъезда в 1910 г. председателем стал псаломщик Адриан Буругулов.) Помощники: три учителя, два псаломщика, диакон, писарь. Прихожан 3672. Членов в начале 1909 г. - 56, к январю 1911 г. - 91. Обеты, проповеди, беседы, чтения, собрания. Раздача трезвенной литературы, пополнение ею народных библиотек в сёлах Доронино, Чара, Шехалино и др. Уроки трезвости в школе с. Доронино. Устройство учителем в школе с. Гарекино разумных игр (шашки, викторина) для трезвенников. Улучшение нравов. В

1910 г. проведён праздник трезвенников [5. Л. 245; 6. С. 189; 16. 1909. № 5. С. 71-73. 1910. № 11. С. 481-482].

12. Читинский уезд. Тыргетуевская волость. Ново-Доронинское, село. Доронинское Михаило-Архангель-ское общество трезвости, церковное. Открыто в 1897 г. Прихожан 3433. Крестьяне русские. Членов в 1897 г. 510, к январю 1911 г. - 597 [5. Л. 245].

13. Акшинский уезд. Станица Дуроевская. Ново-Цурухайтуевский (Ново-Цурухтайский), посёлок. Казаки русские. Попечительство трезвости и религиознонравственного назидания при Николаевской церкви. Устав утверждён 29 июня 1898 г. Председатель в 1898 г. - диакон Феофил Громов. Прихожан 4554. Членов в 1898 г. - 56, к январю 1911 г. - 50 [5. Л. 245, 247248; 6. С. 207].

14. Акшинский уезд. Станица Дурулгуевская. Ста-ро-Дурулгуевский, посёлок. Казаки русские. Дурулгу-

евское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1897 г. Прихожан 2906. Членов в 1897 г. - 25, к январю 1911 г. - 20 [5. Л. 245].

15. Верхнеудинский уезд. Верхнеталецкая волость. Кульское, село. Крестьяне русские. Кульское Спасское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 1573. Членов в 1910 г. - 29, к январю 1911 г. - 20 [Там же].

16. Верхнеудинский уезд. Ключевская волость. Ключевское (Ключи), село. Крестьяне русские. «Общество трезвости при Ключевской Иннокентьевской церкви». Открыто 23 июля 1908 г. Председатель - приходский священник Иосиф Барышевцев. Членов при открытии -

6, в начале 1909 г. - 31, в том числе 3 старообрядца. С октября 1908 г. церковный причт и учителя проводили чтения в местных школах. Обеты. Распространение книг и брошюр [6. С. 71-72, 196; 9. 1909. № 171. С. 29].

17. Верхнеудинский уезд. Погроминская волость. Беклемишево, село. Крестьяне-старожилы (русские). Беклемишевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 499. Членов в 1900 г. и на январь 1911 гг. - 30 [5. Л. 245].

18. Нерчинский уезд. Ломовская станица. Ломовской, посёлок. Казаки русские. Ломовское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 4117. Членов в 1903 г. - 30, к январю 1911 г. - 31 [Там же].

19. Нерчинский уезд. Онон-Борзинская станица. Онон-Борзинский, посёлок. Казаки русские. Онон-Борзинское общество трезвости, церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 1758. Членов в 1903 г. - 58, к январю 1911 г. - 53 [Там же].

20. Нерчинско-Заводской уезд. Актагучинская волость. Актагучинский, посёлок. Казаки. Актагучинское общество трезвости, церковное. (Батаканского прихода.) Открыто в 1900 г. Членов в 1900 г. - 73, к январю

1911 г. - 70 [Там же].

21. Нерчинско-Заводской уезд. Богдатская станица. Богдатский, посёлок. Казаки русские. Богдатское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 2191. Членов в 1900 г. и к январю 1911 г. - 40 [5. Л. 245; 6. С. 180].

22. Нерчинско-Заводской уезд. Больше-Зеренту-евская, станица. Больше-Зерентуевский, посёлок. Казаки русские. Больше-Зерентуевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 3899 (Дучар-ского прихода). Членов в 1900 г. и к январю 1911 г. -125 [5. Л. 245].

23. Нерчинско-Заводской уезд. Дог-Инская станица. Ушмунский, посёлок. Крестьяне русские. Ушмунское (в источнике ошибочно указано - «Бунское») общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 1598. Членов в 1900 г. - 30, на январь1911 г. - 39 [Там же].

24. Нерчинско-Заводской уезд. Красноярская станица. Красноярский, посёлок. Казаки русские. Прихожан 2602. Красноярское Прокопие-Иоанновское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Членов в 1900 г. - 25, к январю 1911 г. - 15 [Там же].

25. Нерчинско-Заводской уезд. Нерчинско-Завод-ская волость. Горно-Зерентуй, село. Крестьяне русские. «Попечительство трезвости при Горно-Зерентуйской Вознесенской церкви». Открыто в 1910 г. Прихожан 2692. Членов в 1910 г. - 40, на январь 1911 г. - 51 [Там же].

26. Нерчинско-Заводской уезд. Олочинская станица. Олочинский, посёлок. Крестьяне русские. Олочинское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 3874. Членов в 1900 г. - 60, на январь

1911 г. - 73 [5. Л. 245; 6. С. 208].

27. Селенгинский уезд. Троицкая волость. Брянское, село. Крестьяне русские. Брянское Михаило-Архангельское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2089. Членов - 20 [5. Л. 245].

28. Троицко-Савский уезд. Кударинская, станица. Кударинский, посёлок. Казаки-буряты. Прихожан 3625. Кударинское Троицкое общество трезвости, церковное. Открыто в 1903 г. Членов в 1903 г. - 150, на январь

1911 г. - 172 [Там же].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Иркутск, город гу-

бернский. 1) «Общество трезвости во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца при домовой церкви Иркутского архиепископа» (Иннокентьев-

ское)*. Существовало с 11 марта 1908 г. по весну

1909 г. Председатель - священник Знаменского женского монастыря П. Попов, товарищ (зам.) - преподаватель Иркутской духовной семинарии И.А. Арефьев. 10-20 членов. Чтения в Преображенской церковноприходской школе, выписка трезвенной литературы.

2) Иркутский отдел Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников. Создан 16 июля 1914 г., закрыт не ранее 1916 г. Председатель - ректор духовной семинарии протоиерей И.А. Арефьев. 60 членов. [5. Л. 256257, 259; 6. С. 193; 17. 1908. № 12-13. С. 390-399; 1909. № 6. С. 195-197; № 12. С. 385; 1914. № 6. С. 51-55; 18. С. 50; 19. С. 68-69].

30. Балаганский уезд. Тыреть, село. Тыретское По-кровское церковно-приходское общество трезвости. Открыто в 1907 г. [6. С. 223]. Вероятно, продолжало существовать к началу 1911 г.

31. ЯКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Якутский уезд. Боро-гонская инородная управа. Баягантайский улус. 1-й Баягантайский наслег. Танда (Тандинская, Тандин-ское), село. Якуты. Тандинское Николаевское общество трезвости. Церковное. Открыто в мае 1910 г. Прихожан 832. Членов на ноябрь 1910 г. - 9 [5. Л. 896-897].

32. Якутский уезд. Ботурусская инородная управа. Ботурусский улус. Чурапча, село. Якуты. Чурапчинское общество трезвости*. Гражданское. Открыто в 1904 г., после 5 февраля. Зачинатели создания: священник Чу-рапчинской Вознесенской церкви Авксентий Винокуров, улусный писарь поэт Алексей Елисеевич Кулаков-ский, учитель народной школы Егасов, фельдшер Борис Оковский, и.о. фельдшера Бартенев и др. Членов при открытии не менее семи [20. С. 24]. Вероятно, к

1910 г. уже не существовало.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д. А. Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. 376 с.

2. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России / А.В. Немцов. М.: КЛЬБХ, 2003. 136 с.

3. Азиатская Россия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Т. 1: Люди и порядки за Уралом. VIII. 526 с.

4. Воробьёв В.В. Формирование населения Восточной Сибири (географические особенности и проблемы). Новосибирск: Наука, 1975. 259 с.

5. Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол.

Д. 141. Ч. 2. 955 л.

6. Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нём / И. Мордвинов. СПб.: Изд-во Александро-Невского общества трезвости, 1911. 227 с.

7. Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества. Томск: Том. гос.

ун-т систем упр. и радиоэлектр. 2007. 196 с.

8. Список населённых мест Забайкальской области по данным сельскохозяйственной переписи 1916 года. Чита: Типография Забайкальс. обл.

правления, 1918. 236 с.

9. Вестник трезвости. СПб., 1907-1917.

10. Поездка Мефодия, епископа Томского... // Томские епархиальные ведомости. 1914. 15 янв. № 2. С. 82.

11. Исаков С.А., Дмитриенко Н.А. Томские архиереи: биографич. словарь: 1834-2002. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 112 с.

12. Кузьмин В. Опыт борьбы с великим злом. Казань. 1910. 6 с.

13.Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф-690. Общество трезвости. Оп. 1. Д. 1. ИЯЬ: http://sibwmo08.narod.ru/prigun/pr8.html

14. Челышов М.Д. Пощадите Россию! Правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством. Самара: Изд-во М.Д. Челышова, 1911. 232 с.

15. Кузьмин В. Об объединении борцов за трезвость из духовенства и народа // Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе

с алкоголизмом, состоявшегося в Москве 6-12 августа 1912 г. Пг., 1915. Т. 2. С. 260-267.

16. Трезвая жизнь. СПб. 1903-1914.

17. Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск. 1907-1914.

18. Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 г. Пг., 1915. 69 с.

19. Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1916 г. Пг., 1917. 109 с.

20. Башарин К.Г. Трезвость - норма жизни: к 100-летию Чурапчинского общества трезвости // Основы собриологии, валеологии, социальной

педагогики и алкологии. Н. Новгород; Севастополь, 2003. Вып. 12. С. 24-27.

Статья представлена научной редакцией «История» 21 августа 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.