ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 340 Ноябрь 2010
ИСТОРИЯ
УДК 94(470+571).083:329.7
А.Л. Афанасьев
ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (1890-е гг. - 1911 г.)
Приводятся сведения об обществах трезвости Восточной Сибири в 1890-х гг. -1911 г., раскрывающие положительный опыт их деятельности. (Территория современных республик Бурятия, Саха (Якутия), Хакасия, Забайкальского, Красноярского края и Иркутской области.)
Ключевые слова: общества трезвости; трезвенное движение; история; справочники; история; церковь; крестьянство; школа; коренные народы; Сибирь; Россия.
Современная Россия нуждается в изменении алкогольной политики и потребления алкоголя, разрушительные последствия которых грозят самому существованию страны (см: [1]). Наиболее тяжкие потери происходят в самых холодных и обширных Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где, по подсчётам А.В. Немцова, от 32 до 46% всех смертей связаны с употреблением алкоголя [2. С. 95]. Для решения алкогольного вопроса необходимо изучение и творческое применение отечественного исторического опыта.
Общества трезвости как часть второго российского трезвенного движения действовали в Сибири в период с начала 1890-х гг. до начала 1917 г. Наибольшую активность проявили в 1910-1914 гг. Цель настоящей статьи - дать научный справочник об обществах трезвости, действовавших в Восточной Сибири на декабрь
1910 - январь 1911 гг. Приводятся также краткие сведения о них и в предшествующий период, а в отдельных случаях - и в последующий (по 1916 г. включительно). Даты везде приводятся по старому стилю.
Восточная Сибирь входила в состав Иркутского генерал-губернаторства, включавшего в себя Енисейскую и Иркутскую губернии, Забайкальскую и Якутскую области. Это был крупнейший в стране, но малонаселённый край. Его площадь равнялась 6 млн 954 тыс. кв. вёрст - 34,9% от площади Российской империи, а население в 1911 г. составляло 2 млн 864 тыс. чел. или
0,4 чел. на кв. версту (см.: [3. С. 39, 88-89]). Сюда направлялась небольшая часть переселенцев (в 19061914 гг. - 13,3%) за Урал из Европейской России [4. С. 172-174].
Время учёта обществ трезвости обусловлено датировкой доступных источников. 28 августа 1910 г. вышел циркуляр директора Канцелярии обер-прокурора Св. Синода, который предписывал представить не позднее января 1911 г. подробные сведения об имеющихся в епархиях церковно-приходских обществах трезвости с приложением их печатных уставов и изданий. В ответ на него в Канцелярию были посланы рапорты секретарей духовных консисторий: Якутской (от 30 ноября 1910 г.), Иркутской (11 декабря 1910 г.), Енисейской (17 января 1911 г.) и Забайкальской (20 января 1911 г.) [5. Л. 1-2, 242-249, 256-258, 896897]. В них сообщались сведения о местонахождении, названии, числе членов обществ, но почти ничего не говорилось об их работе. Последняя прослеживается по источникам, исходящим от самих обществ. Это отчёты,
корреспонденции в газеты, упоминания в справочнике деятеля трезвости И.П. Мордвинова [6]. Но таковых сохранилось немного. Совокупность источников обработана нами по специальной карточке-анкете (см.: [7. С. 53-59]). Сведения о населённых пунктах, социальном и национальном составе населения уточнены и дополнены по справочным изданиям (см., например, [8]).
Результаты обработки анкеты таковы. На декабрь
1910 - январь 1911 г. в Восточной Сибири насчитывалось 30 обществ трезвости (таблица). Почти все они -29 (96,7%) - были церковными, т.е. действовали при православных храмах; некоторые имели уставы, утверждённые епархиальным начальством. Одно (3,3%) было «гражданским», т.е. действовало по уставу, утверждённому гражданской властью.
Обращает на себя внимание география обществ:
1) подавляющая часть трезвенных объединений - 27 (90%) - находилась в сельской местности и лишь три (10%) - в городах; 2) в каждой из четырёх губерний / областей общества непременно имелись в наиболее густонаселённом, экономически развитом уезде. Это объясняется тем, что в таких уездах население проявляло наибольшую способность к самоорганизации; 3) большая часть обществ - 24 (80% от общего числа) - действовала в Забайкальской области, где на 100 тыс. жителей приходилось 2,76 общества при среднем показателе 1,04 по Восточной Сибири (таблица) и 0,82 по Сибири. Быть или не быть обществам - во многом зависело от правящего архиерея. Если он не поддерживал церковное трезвенное движение, то обществ было мало. Так было в Иркутской губернии при престарелом архиепископе Иркутском Тихоне (Троицком, 1831-1911). Если же поддерживал, то общества развивались. По-видимому, многочисленность обществ трезвости в Забайкалье объяснялась их поддержкой со стороны сравнительно молодого и энергичного епископа Забайкальского и Нерчин-ского Мефодия (Герасимова, 1860-1931). Он занимал забайкальскую кафедру в 1897-1912 гг. Известно, что позднее, будучи в 1913-1914 гг. епископом Томским и Алтайским, он покровительствовал трезвенному движению и участвовал в нём [10; 11. С. 49-50].
Указания на социальный и национальный состав обществ трезвости в источниках очень редки, но имеются сравнительно полные сведения о составе населения тех мест, где действовали общества. С известной долей вероятности можно сказать, что состав обществ примерно совпадал с составом населения сёл, где они
действовали. В 12 из них жили крестьяне, в девяти -казаки (в Забайкалье); в 18 - русские, в двух - эвенки, по одному поселению приходилось на бурят, хакасов, якутов. Социальное положение шести известных руководителей обществ: четыре священника, один диакон,
один псаломщик. Обобщая приведённые выше данные, можно сделать вывод о том, что зачинателями создания и руководителями обществ выступали, как правило, православные священнослужители, большую же часть рядовых участников составляли крестьяне (казаки).
Население и общества трезвости Восточной Сибири на январь 1911 г.*
Уезд / губерния (область) Население Число обществ трезвости Число членов обществ Число обществ на 100 тыс. жителей
Всего (тыс. человек) Плотность, чел. на 1 кв. версту Городских Сельских Всего
граждан- ских церковных граждан- ских церковных
Красноярский 179,6 9,5 1 1 - 0,56
Ачинский 184,3 3,6 0
Енисейский 76,2 0,2 0
Канский 236,5 3,0 0
Минусинский 264,8 3,3 1 2 3 256 1,13
Туруханский 15,4 0,01 0
Усинский погран. округ 9,5 0,5 0
Енисейская губерния 966,4 0,42 1 1 2 4 256 0,41
Читинский 228,4 5,0 1 7 8 1120 3,50
Акшинский 42,0 1,0 2 2 70 4,80
Баргузинский 28,2 0,2 0
Верхнеудинский 216,7 7,2 3 3 81 1,38
Нерчинский 109,7 2,5 2 2 84 1,82
Нерчинско-Заводской 79,7 0,8 7 7 413 8,78
Селенгинский 123,6 2,7 1 1 20 0,80
Троицко-Савский 40,5 0,5 1 1 172 2,47
Забайкальская область 868,8 1,6 1 23 24 1962 2,76
Иркутский 221,3 3,1 0
Балаганский 196,1 5,6 1 1 - 0,5
Верхоленский 93,0 1,2 0
Киренский 74,8 0,2 0
Нижнеудинский 135,5 1,3 0
Олёкминский и Витимский окр. 29,2 0,4 0
Иркутская губерния 750 1,0 1 1 0,13
Якутский 162,8 0,23 1 1 9 0,61
Верхоянский 15,6 0,02 0
Вилюйский 76,3 0,09 0
Колымский 7,0 0,01 0
Олёкминский 15,4 0,1 0
Якутская область 277,2 0,08 1 1 9 0,36
Всего Восточная Сибирь 2864 0,41 1 2 0 27 30 2227 1,04
*Источники: 1) по населению: [3. С. 88-89]; 2) по обществам: [5. Л. 201, 207, 208, 223; 9. 1909. № 171. С. 29]. См. также список обществ.
В 28 обществах, о численности которых имеются сведения, насчитывалось 2227 членов. Эта цифра представляется приблизительной, т. к. в подсчётах на местах были возможны неточности и «приписки». Учитывая это, можно заключить, что в Восточной Сибири насчитывалось до 2 тыс. членов обществ трезвости.
Имеются сведения о конкретной деятельности 8 обществ из 30. Попытаемся из неполных данных восстановить примерную общую картину. Видимо, в большинстве из 28 объединений, у которых была указана численность, проводилась «запись» вступающих или же приём торжественного обета трезвости. Без такой работы учесть число членов было невозможно (прямые указания на неё имеются в пяти случаях). Пять обществ вели религиозно-нравственные и противоалкогольные чтения; два - беседы и проповеди; два участвовали в кампании поддержки в Государственной Думе законопроекта о мерах борьбы с пьянством; одно вело уроки трезвости в начальной школе; одно раздавало литературу. Аскызское общество содержало воскресную
-249, 256-258, 896-897; 6. С. 71-72, 180, 189, 191, 197, 193, 196, 197,
школу грамоты для взрослых, выдавало беспроцентные ссуды, оказывало благотворительную помощь.
Хотя число трезвенников относительно всего населения было невелико, общества выполняли важную роль культурных «маяков», помогающих людям найти путь к трезвой, здоровой жизни. («Народилась потребность более разумной жизни, жажда света», - писал руководитель Аскызского общества трезвости священник-миссионер В. Кузьмин [12. С. 4].) Они являлись ценным опытом самоуправления народа на уровне церковного прихода, сельского общества, города и страны в целом. Их работа способствовала оздоровлению, гармонизации обстановки в социумах. В этом благом деле совместно участвовали представители разных народов.
Ниже представлен список трезвенных объединений Восточной Сибири на декабрь 1910 - январь 1911 г. по географическому принципу: в алфавитном порядке названий губерний (областей), уездов, волостей, населенных мест. (В двух случаях указаны общества, прекратившие существование до 1910 г. Они помечены
242
знаком*.) В губернии список начинается с губернского города и уезда. В конце сведений о каждом обществе в скобках указаны источники и литература.
Список обществ трезвости Восточной Сибири
1. ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Красноярск, город губернский. 1) Красноярское общество трезвости. Гражданское. Открыто в 1899 г. В 1902 г. - 230 членов; проведение концертов, гуляний, развлечений, продажа трезвенной литературы; имело чайную. В 18991903 гг. - общие собрания. Возможно, перестало существовать после 1903-1905 гг. 2) в 1907 г. создано Красноярское отделение Казанского (в г. Казань) общества трезвости. Гражданское. Действовало по уставу Казанского общества. Вероятно, существовало на январь 1911 г. [6. С. 197; 9. 1902. № 89; 13].
2. Минусинский уезд. Минусинск, город уездный. Минусинское Спасское общество трезвости при Минусинском Спасском соборе. Открыто в 1903 г. Основатель - священник Иннокентий Подгорбунский, в 1911 г. товарищ (заместитель) председателя - Ф.П. Степанов. Прихожан 9621. Членов в 1903 г. - 100, к 1 января 1911 г. - 206. Чтения, взаимопомощь. В апреле - июле 1911 г. участвовало в кампании поддержки прохождения в III Государственной Думе законопроекта о мерах борьбы с пьянством [5. Л. 242, 243; 6. С. 201; 14. С. 198-202.]
3. Минусинский уезд. Аскызская (Сагайская) степная дума. Аскызская инородная степная дума. Аскызское [Аскыз, Аскиз], село. Аскызский православный миссионерский приход. Аскызское приходское общество трезвости им. преподобного Серафима Саровского. Образовано в феврале - марте 1905 г. Закрыто не ранее 1912 г. Руководитель - русский священник-миссионер Владимир Кузьмин. Прихожан 5893: койбалы, сагайцы, бель-тиры (предки хакасов). Крестьяне. Членов общества в 1905 г. и в конце 1910 г. - 30. Чтения, беседы, обеты, выписка литературы. С 1907 г. воскресная школа грамоты для взрослых (10-20 учеников). С 9 февраля 1909 г. трезвенную работу вёл Аскызский церковно-приходской совет из 12 «инородцев»: принято постановление о борьбе с тайной продажей и выкуркой вина (корчемни-чеством). В итоге этой работы сократились корчемниче-ство, молодёжное ночное пьянство с драками, стали выдаваться беспроцентные ссуды нуждающимся деньгами и хлебом. Благотворительная помощь деньгами и вещами нуждающимся прихожанам [5. Л. 242, 243; 12].
В середине 1911 г. Кузьмин создал в Минусинском уезде Братство молитвы и трезвости во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла, куда за год вступило более 1,5 тыс. чел. В августе 1912 г. он участвовал во Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве [15. С. 264-265].
4. Минусинский уезд. Шунерское (Шунеры), село. Шунерское Никольское общество трезвости. Церковное. Открыто в первой половине 1910 г. Прихожан 2419. Членов в начале - 35, к январю 1911 г. - 20. Чтения [5. Л. 242, 243].
5. ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. Чита, город областной. Общество трезвости при Читинской железнодорожной церкви. Открыто в 1903 г. Прихожан 10 137. Членов в 1903 г. - 150, к январю 1911 г. - 22 [5. Л. 245].
6. Читинский уезд. Бальзинское отдельное сельское общество. Бальзинское, село. Жители - крестьяне русские. Бальзинское Николаевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2622. Членов в начале - 75, к январю 1910 г. - 80 [Там же].
7. Читинский уезд. Зюльзинская волость. Зюльзин-ское, село. Эвенки оседлые. Зюльзинское Предтеченское общество трезвости («Общество трезвости Зюльзинской Предтеченской церкви»). Церковное. Открыто 24 июня 1890 г. Закрыто не ранее 1911 г. Руководитель - приходский священник Никандр Титов. Прихожан 2799. Членов в 1890 г. и к январю 1911 г. - 249. Обеты. «Условия открытия» (устав). В апреле 1911 г. участвовало в кампании поддержки прохождения в III Государственной Думе законопроекта о мерах борьбы с пьянством [5. Л. 245, 249; 6. С. 191; 14. С. 203, 205].
8. Читинский уезд. Зюльзинская волость. Крупян-ский, посёлок. Крупянское общество трезвости, церковное (Зюльзинского прихода). Открыто в 1910 г. Членов 10. Руководствовалось «Условиями открытия» Зюльзинского общества (см. № 7). Обеты. [5. Л. 245, 249.]
9. Читинский уезд. Илимская волость. Илимское, село. Эвенки оседлые. Космо-Дамиановское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 2086. Членов в 1903 г. - 50, к январю 1911 г. - 48 [5. Л. 245].
10. Читинский уезд. Кенонская волость. ВерхнеЧитинское, село. Крестьяне русские. Верхне-Читинское общество трезвости. Церковное. Прихожан 1580. Членов в 1903 г. - 20, к январю 1911 г. - 23 [Там же].
11. Читинский уезд. Николаевская волость. Доро-нинское (Доронино), село. Крестьяне русские. Доро-нинское Богородице-Рождественское общество трезвости. Церковное. Открыто 8 сентября 1908 г. Устав утверждён 23 февраля 1910 г. Руководитель - священник Иннокентий Серышев. (После его отъезда в 1910 г. председателем стал псаломщик Адриан Буругулов.) Помощники: три учителя, два псаломщика, диакон, писарь. Прихожан 3672. Членов в начале 1909 г. - 56, к январю 1911 г. - 91. Обеты, проповеди, беседы, чтения, собрания. Раздача трезвенной литературы, пополнение ею народных библиотек в сёлах Доронино, Чара, Шехалино и др. Уроки трезвости в школе с. Доронино. Устройство учителем в школе с. Гарекино разумных игр (шашки, викторина) для трезвенников. Улучшение нравов. В
1910 г. проведён праздник трезвенников [5. Л. 245; 6. С. 189; 16. 1909. № 5. С. 71-73. 1910. № 11. С. 481-482].
12. Читинский уезд. Тыргетуевская волость. Ново-Доронинское, село. Доронинское Михаило-Архангель-ское общество трезвости, церковное. Открыто в 1897 г. Прихожан 3433. Крестьяне русские. Членов в 1897 г. 510, к январю 1911 г. - 597 [5. Л. 245].
13. Акшинский уезд. Станица Дуроевская. Ново-Цурухайтуевский (Ново-Цурухтайский), посёлок. Казаки русские. Попечительство трезвости и религиознонравственного назидания при Николаевской церкви. Устав утверждён 29 июня 1898 г. Председатель в 1898 г. - диакон Феофил Громов. Прихожан 4554. Членов в 1898 г. - 56, к январю 1911 г. - 50 [5. Л. 245, 247248; 6. С. 207].
14. Акшинский уезд. Станица Дурулгуевская. Ста-ро-Дурулгуевский, посёлок. Казаки русские. Дурулгу-
евское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1897 г. Прихожан 2906. Членов в 1897 г. - 25, к январю 1911 г. - 20 [5. Л. 245].
15. Верхнеудинский уезд. Верхнеталецкая волость. Кульское, село. Крестьяне русские. Кульское Спасское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 1573. Членов в 1910 г. - 29, к январю 1911 г. - 20 [Там же].
16. Верхнеудинский уезд. Ключевская волость. Ключевское (Ключи), село. Крестьяне русские. «Общество трезвости при Ключевской Иннокентьевской церкви». Открыто 23 июля 1908 г. Председатель - приходский священник Иосиф Барышевцев. Членов при открытии -
6, в начале 1909 г. - 31, в том числе 3 старообрядца. С октября 1908 г. церковный причт и учителя проводили чтения в местных школах. Обеты. Распространение книг и брошюр [6. С. 71-72, 196; 9. 1909. № 171. С. 29].
17. Верхнеудинский уезд. Погроминская волость. Беклемишево, село. Крестьяне-старожилы (русские). Беклемишевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 499. Членов в 1900 г. и на январь 1911 гг. - 30 [5. Л. 245].
18. Нерчинский уезд. Ломовская станица. Ломовской, посёлок. Казаки русские. Ломовское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 4117. Членов в 1903 г. - 30, к январю 1911 г. - 31 [Там же].
19. Нерчинский уезд. Онон-Борзинская станица. Онон-Борзинский, посёлок. Казаки русские. Онон-Борзинское общество трезвости, церковное. Открыто в 1903 г. Прихожан 1758. Членов в 1903 г. - 58, к январю 1911 г. - 53 [Там же].
20. Нерчинско-Заводской уезд. Актагучинская волость. Актагучинский, посёлок. Казаки. Актагучинское общество трезвости, церковное. (Батаканского прихода.) Открыто в 1900 г. Членов в 1900 г. - 73, к январю
1911 г. - 70 [Там же].
21. Нерчинско-Заводской уезд. Богдатская станица. Богдатский, посёлок. Казаки русские. Богдатское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 2191. Членов в 1900 г. и к январю 1911 г. - 40 [5. Л. 245; 6. С. 180].
22. Нерчинско-Заводской уезд. Больше-Зеренту-евская, станица. Больше-Зерентуевский, посёлок. Казаки русские. Больше-Зерентуевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 3899 (Дучар-ского прихода). Членов в 1900 г. и к январю 1911 г. -125 [5. Л. 245].
23. Нерчинско-Заводской уезд. Дог-Инская станица. Ушмунский, посёлок. Крестьяне русские. Ушмунское (в источнике ошибочно указано - «Бунское») общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 1598. Членов в 1900 г. - 30, на январь1911 г. - 39 [Там же].
24. Нерчинско-Заводской уезд. Красноярская станица. Красноярский, посёлок. Казаки русские. Прихожан 2602. Красноярское Прокопие-Иоанновское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Членов в 1900 г. - 25, к январю 1911 г. - 15 [Там же].
25. Нерчинско-Заводской уезд. Нерчинско-Завод-ская волость. Горно-Зерентуй, село. Крестьяне русские. «Попечительство трезвости при Горно-Зерентуйской Вознесенской церкви». Открыто в 1910 г. Прихожан 2692. Членов в 1910 г. - 40, на январь 1911 г. - 51 [Там же].
26. Нерчинско-Заводской уезд. Олочинская станица. Олочинский, посёлок. Крестьяне русские. Олочинское общество трезвости, церковное. Открыто в 1900 г. Прихожан 3874. Членов в 1900 г. - 60, на январь
1911 г. - 73 [5. Л. 245; 6. С. 208].
27. Селенгинский уезд. Троицкая волость. Брянское, село. Крестьяне русские. Брянское Михаило-Архангельское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2089. Членов - 20 [5. Л. 245].
28. Троицко-Савский уезд. Кударинская, станица. Кударинский, посёлок. Казаки-буряты. Прихожан 3625. Кударинское Троицкое общество трезвости, церковное. Открыто в 1903 г. Членов в 1903 г. - 150, на январь
1911 г. - 172 [Там же].
29. ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Иркутск, город гу-
бернский. 1) «Общество трезвости во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца при домовой церкви Иркутского архиепископа» (Иннокентьев-
ское)*. Существовало с 11 марта 1908 г. по весну
1909 г. Председатель - священник Знаменского женского монастыря П. Попов, товарищ (зам.) - преподаватель Иркутской духовной семинарии И.А. Арефьев. 10-20 членов. Чтения в Преображенской церковноприходской школе, выписка трезвенной литературы.
2) Иркутский отдел Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников. Создан 16 июля 1914 г., закрыт не ранее 1916 г. Председатель - ректор духовной семинарии протоиерей И.А. Арефьев. 60 членов. [5. Л. 256257, 259; 6. С. 193; 17. 1908. № 12-13. С. 390-399; 1909. № 6. С. 195-197; № 12. С. 385; 1914. № 6. С. 51-55; 18. С. 50; 19. С. 68-69].
30. Балаганский уезд. Тыреть, село. Тыретское По-кровское церковно-приходское общество трезвости. Открыто в 1907 г. [6. С. 223]. Вероятно, продолжало существовать к началу 1911 г.
31. ЯКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Якутский уезд. Боро-гонская инородная управа. Баягантайский улус. 1-й Баягантайский наслег. Танда (Тандинская, Тандин-ское), село. Якуты. Тандинское Николаевское общество трезвости. Церковное. Открыто в мае 1910 г. Прихожан 832. Членов на ноябрь 1910 г. - 9 [5. Л. 896-897].
32. Якутский уезд. Ботурусская инородная управа. Ботурусский улус. Чурапча, село. Якуты. Чурапчинское общество трезвости*. Гражданское. Открыто в 1904 г., после 5 февраля. Зачинатели создания: священник Чу-рапчинской Вознесенской церкви Авксентий Винокуров, улусный писарь поэт Алексей Елисеевич Кулаков-ский, учитель народной школы Егасов, фельдшер Борис Оковский, и.о. фельдшера Бартенев и др. Членов при открытии не менее семи [20. С. 24]. Вероятно, к
1910 г. уже не существовало.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д. А. Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕНАНД, 2008. 376 с.
2. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России / А.В. Немцов. М.: КЛЬБХ, 2003. 136 с.
3. Азиатская Россия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Т. 1: Люди и порядки за Уралом. VIII. 526 с.
4. Воробьёв В.В. Формирование населения Восточной Сибири (географические особенности и проблемы). Новосибирск: Наука, 1975. 259 с.
5. Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол.
Д. 141. Ч. 2. 955 л.
6. Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нём / И. Мордвинов. СПб.: Изд-во Александро-Невского общества трезвости, 1911. 227 с.
7. Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества. Томск: Том. гос.
ун-т систем упр. и радиоэлектр. 2007. 196 с.
8. Список населённых мест Забайкальской области по данным сельскохозяйственной переписи 1916 года. Чита: Типография Забайкальс. обл.
правления, 1918. 236 с.
9. Вестник трезвости. СПб., 1907-1917.
10. Поездка Мефодия, епископа Томского... // Томские епархиальные ведомости. 1914. 15 янв. № 2. С. 82.
11. Исаков С.А., Дмитриенко Н.А. Томские архиереи: биографич. словарь: 1834-2002. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 112 с.
12. Кузьмин В. Опыт борьбы с великим злом. Казань. 1910. 6 с.
13.Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф-690. Общество трезвости. Оп. 1. Д. 1. ИЯЬ: http://sibwmo08.narod.ru/prigun/pr8.html
14. Челышов М.Д. Пощадите Россию! Правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством. Самара: Изд-во М.Д. Челышова, 1911. 232 с.
15. Кузьмин В. Об объединении борцов за трезвость из духовенства и народа // Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе
с алкоголизмом, состоявшегося в Москве 6-12 августа 1912 г. Пг., 1915. Т. 2. С. 260-267.
16. Трезвая жизнь. СПб. 1903-1914.
17. Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск. 1907-1914.
18. Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 г. Пг., 1915. 69 с.
19. Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1916 г. Пг., 1917. 109 с.
20. Башарин К.Г. Трезвость - норма жизни: к 100-летию Чурапчинского общества трезвости // Основы собриологии, валеологии, социальной
педагогики и алкологии. Н. Новгород; Севастополь, 2003. Вып. 12. С. 24-27.
Статья представлена научной редакцией «История» 21 августа 2010 г.