2011 История №1(13)
УДК 94(571).083:329.7
А.Л. Афанасьев
ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ И АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИИ (1890-е - начало 1910-х гг.)*
Приводятся сведения об обществах трезвости Тобольской губернии и Акмолинской области, раскрывающие положительный опыт их деятельности. (Территория современных Курганской, Омской, Тюменской областей России, Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей Казахстана.)
Ключевые слова: общества трезвости, трезвенное движение, история, церковь, крестьянство, школа, праздники, Сибирь, Урал, Казахстан.
В России начала XX в. алкогольная политика и характер употребления спиртного вели к разрушению общества. Особенно сильно страдало крестьянство - ведущий класс-сословие страны. О пагубном влиянии растущего числа мест продажи алкоголя красноречиво свидетельствовал на рубеже 1913-1914 гг. священник села Новоселье Тю-калинского уезда Тобольской губернии И.С. Го-лошубин: «За последнее время... строгие ограничения заменились разрешением на неограниченное число пивных и продажу казённой водки при мелочных лавках. Появление этих нежелательных торговых помещений внесло в посёлки какой-то ураган, опустошающий карманы у людей слабохарактерных, малосильных и имеющих некоторую склонность к спиртным напиткам» [1. С. 6].
Ответом на алкогольную угрозу стало второе российское трезвенное движение, его наиболее организованной частью были общества трезвости.
Тобольская губерния и Акмолинская область располагались в западной части ЗападноСибирской равнины и в Казахском мелкосопочни-ке на землях по среднему и нижнему течению Оби и её притоков Иртыша, Ишима, Тобола. Это был огромный, но сравнительно слабо населённый край. Его площадь составляла 1 млн 663,5 тыс. кв. вёрст - 8,3% от площади Российской империи, а население в 1911 г. - 3 млн 418,9 тыс. человек, или в среднем всего 2,1 человека на кв. версту [2. С. 39, 88, 91]. В южные уезды Тобольской губернии и северные Акмолинской области в конце XIX - начале XX в. направлялся многотысячный поток переселенцев из Европейской России.
Временной срез учёта обществ обусловлен имеющимися репрезентативными источниками. Согласно циркуляру директора Канцелярии обер-прокурора Святейшего синода В.И. Яцкевича № 8038 от 28 августа 1910 г. секретарям духовных консисторий империи, они должны были представить не позднее января 1911 г. подробные сведения об имеющихся в епархиях церковно-приходских обществах трезвости, с приложением печатных уставов и изданий. В ответ в Канцелярию были посланы требуемые рапорты секретарей духовных консисторий Тобольской (7 января 1911 г.) и Омской (от декабря 1910 - января 1911 гг.) [3. Л. 434436, 765-769]. В Омскую епархию тогда входили Акмолинская и Семипалатинская области и часть уездов Тобольской и Томской губерний. В рапортах сообщалось о местонахождении, названии, числе членов обществ, а также кратко говорилось об их работе. Были приложены также два устава объединений в Омске и Тобольске (см. ниже список обществ, № 1.2, 4.2). Работа обществ лучше прослеживается по источникам, исходящим от них самих. Это очерк деятельности Байдарского общества трезвости Курганского уезда Тобольской губернии [4], сведения в справочниках деятелей трезвости, составленных на основании писем с мест и сообщений в периодической печати [5; 6], корреспонденции в петербургский трезвенный журнал [7. 1914. № 229. С. 26, № 230. С. 25-26]. Сведения этой группы имеются лишь по небольшой части обществ. Данные о населённых пунктах, где они имелись, составе населения, священниках-руководителях дополнены
* Даты везде даны по старому стилю.
и уточнены нами по справочным изданиям [1; 8; 9]. Совокупность данных источников обработана по специальной карточке-анкете [10. С. 5359].
Результаты обработки таковы. На декабрь
1910 - январь 1911 г. в Акмолинской области и Тобольской губернии насчитывалось 28 обществ трезвости с более чем 1320 членами (таблица). Приведённые цифры следует считать примерными, так как возможно, что в отдельных случаях в записках с мест действительность приукрашивалась и цифры завышались. С другой стороны, имелись общества в глубинке, сведения о численности (и, возможно, о существовании) которых не нашли отражения в источниках и потому не учтены в итоговом подсчёте.
подробными и точными картами [9], мы видим, что почти все сельские общества - 24 из 26 - находились в лесостепной зоне вдоль линии Сибирской железной дороги, в семи наиболее густонаселённых земледельческих уездах юга Западной Сибири, где большинство населения составляли православные русские. Это уезды Ишимский, Курганский, Тюкалинский, Тюменский, Ялуторовский, Омский и Петропавловский (территория последнего ныне входит в Казахстан). Два оставшихся сельских общества находились несколько севернее - в Тарском и Тобольском уездах, расположенных в зоне западносибирской тайги. Трезвенных объединений не было только в трех северных малонаселённых уездах Тобольской губернии (Бе-рёзовском, Сургутском и Туринском) и в трёх
Таблица
Общества трезвости Акмолинской области и Тобольской губернии (декабрь 1910 — январь 1911 гг.)
Уезд / область (губерния) Население Число церковных обществ трезвости Число членов обществ Обществ на 100 тыс. населения
Всего (тыс. человек) Плотность, чел. на 1 кв. версту Городских Сельских Всего
Омский 364,6 9,8 1 1 2 120 0,55
Акмолинский 311,9 1,5
Атбасарский 154,9 1,3
Кокчетавский Петропавловский 315,3 297,0 4,9 4,7 1 1 0,34
Акмолинская область 1443,7 2,9 1 2 3 120 0,21
Тобольский 153,0 1,3 1 1 2 68 1,31
Березовский 26,9 0,05
Ишимский 381,0 10,4 14 14 712 3,67
Курганский 359,3 15,8 3 3 250 0,83
Сургутский 9,9 0,05
Тарский 252,8 3,4 1 1 80 0,40
Туринский 96,8 1,4
Тюкалинский 325,2 5,5 1 1 0,31
Тюменский Ялуторовский 140,2 230,1 8,4 11,7 3 1 3 1 77 16 2,14 0,43
Тобольская губ. 1975,2 1,7 +1 24 25 1203 1,27
Всего Акмолинская обл. и Тобольская губ. 3418,9 2,1 2 26 28 1323 0,82
Источники. 1). По числу населения: 2. С. 88, 91; 2). По обществам: 3. Л. 435-436, 765-769; 4; 6. С. 43-49, 85, 139, 196, 213; 7. 1914. № 229. С. 6, № 230. С. 25-26. См. также ниже, в списке обществ.
Количество и численность обществ трезвости менялись в зависимости от настроений в обществе, наличия или отсутствия в данном населённом пункте энергичных организаторов, отношения властей. В целом в 1909-1914 гг. они заметно росли и в Сибири, и в России в целом.
Местонахождение обществ. Подавляющая часть трезвенных объединений - 26 (92,8%) - находились в сельской местности и лишь два (7,2%) - в городах (в губернском и областном центрах - Тобольске и Омске). Сопоставляя таблицу с
южных уездах Акмолинской области (Акмолинском, Атбасарском и Кокчетавском), расположенных в зоне степей и пустынь, где большинство населения составляли казахи-мусульмане. (Последние употребляли слабоалкогольный кумыс.)
Все выявленные общества были церковными, т. е. действовали при православных храмах; некоторые имели уставы, утверждённые епархиальным начальством. (Гражданские кружок и общество трезвости, действовавшие в Омске и Тобольске в 1890-е гг., к началу XX в. прекратили существова-
ние.) Все пять известных руководителей обществ были священниками. Духовенство обращалось к трезвости по следующим причинам. Во-первых, пьянство препятствовало проповеди евангельской истины и разоряло людей. Во-вторых, во многих местах появились представители протестантских течений (баптисты, штундисты и др.), стремившиеся привлечь к себе людей из православия тем, что их общины были непьющими, как следствие этого зажиточными и т. п. И. С. Голошубин писал: «8-го сентября храмовой праздник, а 7-го уже весь посёлок был пьян и шумел всю ночь, и через день 100 вёдер водки в лавке дворянина не стало. И это в беднейшем посёлке, а что делается в других посёлках? [...] С одной стороны - сектантство; а с другой - пьянство. Вот два врага Церкви православной, с которыми приходится бороться православному духовенству» [1. С. 7].
Указания на социальный состав обществ трезвости в источниках очень редки, но имеются сравнительно полные сведения о составе прихожан тех церковных приходов, где они действовали. С некоторой долей предположительности можно сказать, что состав обществ примерно совпадал с составом прихожан, т. е., по сути дела, с составом населения. Из 28 поселений, где были общества, в
26 (92,8%) среди прихожан преобладали крестьяне. В одном (на станции Омск) железнодорожные служащие и рабочие, а также казаки расположенного поблизости хутора Атаманского Сибирского казачьего войска. Обобщая имеющиеся данные (в том числе включённые в помещённый ниже список обществ), можно сделать вывод о том, что зачинателями создания и руководителями обществ трезвости выступали, как правило, православные священники, большую же часть рядовых участников составляли русские крестьяне-старожилы и переселенцы-новосёлы из русских и украинских губерний Европейской России.
Сведения о деятельности обществ трезвости неполны, но по ним можно представить общую картину. 22 общества (78,6%) принимали обеты трезвости, т. е. обещания не пить ничего опьяняющего на избранный срок, от месяца до года-двух, редко - пожизненно. Как правило, они принимались в храме в торжественной обстановке, перед Святым Крестом и иконой покровителя общества. (Сведений о том, насколько они соблюдались в крае, нет, но известно, что в других местах России большая часть принявших обеты их соблюдала [см.: 11. Т. 2. С. 14-15, 40-45].) В 21 обществе
(75%) проводились проповеди и беседы о вреде пьянства и пользе трезвости. Принятие обетов, проповеди и беседы и были наиболее распространёнными видами работы. Это отмечалось в упомянутом рапорте секретаря Тобольской духовной консистории: «Главнейшим средством здесь [в деятельности обществ] являются обеты воздержания от употребления спиртных напитков, которые в той или иной форме дают вступающие в общество» [3. Л. 766].
Наряду с этими формами работы общества в Омске и с. Байдарском Курганского уезда раздавали противоалкогольную литературу и проводили публичные чтения на религиозные, антиалкогольные, литературные темы, нередко в сопровождении туманных картин (слайдов). Байдарское общество трезвости имело библиотеку и, кроме того, читальню в местной школе, проводило ежегодные праздники с концертами, на которых выступали ученики школы и взрослые (см. список, №21). Участие в церковных обществах трезвости поднимало людей к светлой жизни на христианских началах. Передавая воздействие чтений и бесед Байдарского общества на слушателей, член общества С.Г. Утков говорил на празднике 1 октября 1908 г.: «...Мы найдём истину и будем делать добро по заповедям Спасителя, памятуя, что «пьяницы царствия Божия не наследуют». Будем полезными членами людского общества, истинными сынами церкви и верными служителями государства!» [4. С. 27.] Согласно уставу Приходского Сретенского братства при Сретенской (Пятницкой) церкви г. Тобольска, его члены давали обет «воздержания от употребления опьяняющих напитков, от сквернословия и от табакокурения и... супружеской верности в браке и чистоты вне брака» [3. Л. 769].
Таким образом, обществами проводилось отрезвление, религиозно-нравственное просвещение и подъём культурного уровня народа. Их работа вела также к уменьшению бедности и повышению благосостояния людей. Автор очерка истории Байдарского общества (вероятно, его председатель приходской священник Н.В. Булдыгин) писал об этом: «Всякий обыватель, состоявший в обществе трезвости, будет свидетельствовать. что когда он был член[ом] общества - был трезв, а когда был трезв - легко и охотно работал, был сыт, лучше одет, исправнее и легче нёс своё тягло» [4. С. 31]. Влияние обществ выходило за пределы церковных приходов. Почти во всех объединениях были чле-
ны из других приходов, иногда из других волостей, уездов, губерний.
В 1910-1914 гг. движение поднялось на новую ступень, когда наряду с работой на местах стали проводиться общероссийские действия, получавшие широкий отклик на местах. 28 декабря 1909 - 6 января 1910 г. в Петербурге прошёл Первый всероссийский съезд по борьбе с пьянством, деятельным участником которого был священник Н. В. Булдыгин из Курганского уезда [12. Т. 1. С. 18, 34, 78, 123, 131, 190-191. Т. 3. С. 1458-1459]. 6-12 августа 1912 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, где участвовали священники Николай Гвоздинский (Гвоздицкий?) из Омска и Василий Покровский из Акмолинской области [11. Т. 1. С. 11, 13]. В апреле-июне 1913 г. состоялся Первый всероссийский праздник трезвости, проведённый при участии духовенства и обществ трезвости также в Омске и Тобольской епархии; 8 апреля 1914 г. в рамках Второго всероссийского праздника трезвости праздник прошёл в Омской епархии (см. список, № 1.3; 4.3). В итоге общественное мнение стало меняться в сторону отрицательного отношения к пьянству и благожелательного -к трезвости. Многие становились на путь трезвой, светлой жизни. Значение обществ трезвости и трезвенного движения в целом заключалось в том, что они были естественным средством самозащиты общества от разрушительной, близорукой алкогольной политики и питейных обычаев, вели к оздоровлению обстановки в крае и в стране в целом. Этот опыт необходимо использовать трезвенным объединениям, гражданам, власти для преодоления алкогольной катастрофы в современной России [13].
Ниже представлены сведения об обществах трезвости края 1910-1911 гг. по географическому принципу: в алфавитном порядке названий регионов, уездов, волостей. В области/губернии вначале указывается главный город и уезд. (В некоторых случаях для полноты картины указаны общества, прекратившие существование к 1910-1911 гг. или же возникшие позднее учитываемого периода; они помечены знаком*. В приведённой выше таблице сведения о них не учитывались.)
1. АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Омск, гор. областной.
1.1. В 1892-1893 гг. в Омске действовала дешёвая чайная частного кружка трезвости*.
Устроительница - Н.В. Дыхановская. Чай продавался по цене две кружки по одной копейке [5. С. 24].
1.2. Станция Омск Сибирской железной дороги. Общество трезвости в честь Святого Пророка Иоанна Предтечи при Свято-Троицкой церкви. Открыто 11 ноября 1910 г. Закрыто не ранее 1915 г. Председатели - священники: в 1910 - июле
1913 г. Иоанн Константинович Попов (родился в 1874 г., окончил Ярославскую духовную семинарию), с июля 1913 г. - Сергий Дмитриевич Покровский (родился в 1875 г., окончил ту же семинарию). Прихожан около 6320: железнодорожные служащие, рабочие мастерских, казаки хутора Атаманского. К январю 1911 г. в обществе 120 членов. В 1910-1913 гг. всего вступило 1152 человека. В 1913 г. вступило 278 действительных членов (260 мужчин и 18 женщин) и 40 членов-соревнователей. С 1910 г. - беседы, чтения, раздача и продажа литературы; устав. В 1913 г. имело библиотеку-читальню: 720 книг, газеты, журналы. 9 декабря 1913 г. обществом открыты «вечерние классы для взрослых» по программе одноклассных церковно-приходских школ с введением в неё «отдела трезвости»; посещало 65 человек от 15 до 52 лет, неграмотные и малограмотные [1. С. 27, 1177, 1181. 3. Л. 435-436; 7. 1914. № 229. С. 26; № 230. С. 25-26]. 28-29 апреля 1913 г. при деятельном участии общества в Омске прошёл праздник трезвости в рамках 1-го Всероссийского праздника трезвости [15. С. 15].
1.3. С середины 1913 г. в Омске действовало *«Общество трезвости при Омском епархиальном Братстве, учреждённом в честь [иконы] Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали» и в честь 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых». Устав утвердил 12 июля 1913 г. сторонник трезвости епископ Омский и Семипалатинский Андроник (Никольский, 1870-1918, позднее архиепископ Пермский, священномученик). Председатель - 2-й викарий епархии епископ Акмолинский Мефодий (Краснопёров), товарищ (заместитель) -священник Илья Иванович Фокин, инспектор Омского епархиального женского училища. Только в марте-мае 1914 г. в общество записалось свыше 600 человек. 8 апреля 1914 г. (в 3-й день Пасхи) в Омске и других местах Омской епархии при участии указанных выше обществ (№ 1.2-1.3) был проведён праздник трезвости в рамках 2-го Всероссийского праздника трезвости [1. С. 899, 10211028; 14; 16. С. 22].
2. Акмолинская обл. Омский уезд. Павлоград-ская волость. Белоусовский посёлок. Белоусовское общество трезвости [6. С. 182]. Посёлок входил в приход Павлоградской Свято-Тихоновской церкви. Прихожане - крестьяне-земледельцы [1. С. 7778]. Вероятно, общество было церковным, как и другие общества в крае.
3. Акмолинская область. Петропавловский уезд [?]. Ильинская волость [?]. Александровское, село. Александровское общество трезвости. Церковное. Руководитель - священник Евграф Стефанович Кыштымов [6. С. 177]. Прихожан 2550. Кыштымов родился в 1872 г., окончил два класса Оренбургской духовной семинарии и миссионерские курсы при Казанской духовной академии [1. С. 119-120, 1142-1143]. В источнике указана область, но не уезд, где было с. Александровское с обществом трезвости. В области было три села с таким названием: в Акмолинском, Кокчетавском, Петропавловском уездах. По ряду признаков (наличие церкви, а не молитвенного дома; наиболее многочисленный приход; местонахождение в лесостепной, а не степной зоне и др.) наиболее вероятным представляется наличие общества трезвости в с. Александровском Петропавловского уезда [1. С. 119-120, 194-195, 260-261; 9. Карта 24].
4. ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Тобольск, гор. губернский.
4.1. *«Тобольское общество трезвости». Гражданское. Открыто 13 апреля 1893 г. Закрыто не ранее 1898 г. Председатель П.П. Кокшаров, секретарь Н.Л. Пепеляев, казначей Д.Р. Горащенко. В 1893 г. открыло две чайные. Священник О. Пудовиков составил брошюру «Где гибнут миллионы денег», П.П. Кокшаров в «Тобольских губернских ведомостях» печатал «Письма о пьянстве» [5. С. 7].
4.2. «Приходское Сретенское братство при Сретенской (Пятницкой) церкви г. Тобольска». Устав утверждён 2 ноября 1905 г. Прихожан 448. Членов братства в 1-й г. - 15, в январе 1911 г. - 41. Давали обет «воздержания от употребления опьяняющих напитков, от сквернословия и от табакокурения и... супружеской верности в браке и чистоты вне брака» [3. Л. 768, 769].
4.3. 3 июня 1913 г. Епархиальный комитет Православного братства Св. Димитрия Солунско-го провёл праздник трезвости в Тобольске и других местах Тобольской епархии в рамках 1-го Всероссийского праздника трезвости [15. С. 15; 17].
5. Тобольский уезд. Ашлыкская волость. Агальинское (Тунгуслинское), село. Агальинское общество трезвости, церковное. Открыто в
1910 г. Прихожан 936. Членов в 1910 г. и к январю
1911 г. - 27. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].
6. Ишимский уезд. Беловская волость. Белов-ское (Белое), село. Беловское общество трезвости, церковное. Открыто в 1909 г. Прихожан 3445. Членов в 1909 г. - 122, к январю 1911 г. - 202. Проповеди, обеты трезвости [Там же].
7. Ишимский уезд. Каменская волость. Камен-ское (Каменка), село. Каменское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2685, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 9. Проповеди, обеты трезвости [Там же].
8. Ишимский уезд. Каменская волость. Орловский (Орлова), посёлок. Орловское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 1046, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 5. Проповеди, обеты трезвости. [Там же].
9. Ишимский уезд. Каменская волость. Песья-ная (Песьянская), деревня. Песьянское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2318, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 11. Проповеди трезвости [Там же].
10. Ишимский уезд. Ларихинская волость. Клепиковское (Рощиха, Клепиково, Аникина), село. Общество трезвости в честь Серафима Саровского чудотворца при Петропавловской церкви. Открыто 22 июля 1905 г. Прихожан 2212 (Омской епархии). Крестьяне-земледельцы и скотоводы. Русские. Членов общества в 1-й г. - 9, к январю 1911 г. - 79 [3. Л. 435], в 1912-1913 гг. - 136 [1. С. 733-734]. По И. Мордвинову, в 1907 г. здесь было открыто Клепиковское отделение Ларихин-ского общества трезвости, 140 членов [6. С. 196]. (См. ниже № 11).
11. Ишимский уезд. Ларихинская волость. Ла-рихинское, село. *Ларихинское общество трезвости во имя св. Иннокентия, церковное (Омской епархии). Открыто 16 января 1905 г. Имело отделение в селе Клепиковском с 1907 г. и школьное общество трезвости (для детей). Членов в обществе и отделении - 631, членов-детей - 227. Назидательные беседы, народные чтения, выдача книг для чтения [6. С. 199]. Прихожан 4695 (1913 г.). Крестьяне-земледельцы и скотоводы [1. С. 748749]. Вероятно, общество прекратило существование к 1910 г.
12. Ишимский уезд. Ларихинская волость. Новая Ченчерь (Ново-Ченчерское), село. Общество трезвости в честь Николая Чудотворца при Бого-родице-Покровской церкви. Открыто 8 марта
1910 г. Прихожан 2674 (Омской епархии). Крестьяне-земледельцы. Членов к январю 1911 г. - 87 [3. Л. 435; 1. С. 751-752].
13. Ишимский уезд. Локтинская волость. Ми-зоновское (Мизонова, Быкова, Тыковка), село. Мизоновское общество трезвости, церковное. Открыто в 1906 г. Прихожан 3233, крестьяне. Членов в 1-й г. - 20, к январю 1911 г. - 35. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].
14. Ишимский уезд. Петуховская волость. Юдина (Горушки), село. Юдинское общество трезвости, церковное. Открыто в 1909 г. Прихожан 1688, крестьяне. Членов в 1-й г. и к январю
1911 г. - 34. Проповеди, обеты трезвости [Там же].
15. Ишимский уезд. Ражевская волость. Ра-жевское (Ражево), село. Ражевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1906 г. Прихожан 1207, крестьяне. Членов в 1-й г. - 45, к январю
1911 г. - 58. Проповеди, обеты трезвости [Там же].
16. Ишимский уезд. Соколовская волость. Глубокое (Боровка, Глубокая, Глубоковское, Крутая), село. Глубоковское общество трезвости, церковное. Открыто в 1907 г. Прихожан 2652, крестьяне. Членов в 1-й г. - 22, к январю 1911 г. - 78. Проповеди, обеты трезвости [Там же].
17. Ишимский уезд. Соколовская волость. Пресновский (Пресно), посёлок. Общество трезвости во имя Св. Архистратига Божия Михаила при Свято-Троицкой церкви. Открыто 8 ноября 1907 г. Председатель правления священник Иоанн Георгиевич Орехов. Прихожан 3030 (Омской епархии). Членов в 1907 г. - 14, к январю 1911 г. - 24. Проповеди, обеты трезвости. Устав. Членские билеты [3. Л. 435; 6. С. 43-49, 85, 139, 213]. Прихожане -крестьяне-переселенцы из Киевской, Черниговской, Херсонской, Полтавской и Тульской губерний. В 1912-1913 гг. общество имело читальню и предполагало открыть чайную. И.Г. Орехов родился в 1870 г., сын крестьянина, окончил Благовещенскую учительскую семинарию Уфимской губернии. Служил с 1889 г. учителем, с 1898 г. псаломщиком, с 1900 г. диаконом, с 1904 г. священником. За труды по народному образованию награждён серебряной медалью с надписью «За усердие». Имел жену и 8 детей [1. С. 743, 1167].
18. Ишимский уезд. Сумская волость. Сумское (Сумны), село. Сумское общество трезвости, Цер-
ковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 3169, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 12. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].
19. Ишимский уезд. Уктузская волость. Заро-словское (Зарослова), село. Зарословское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2623, крестьяне. Членов к январю 1911 г. -
10. Проповеди, обеты трезвости [Там же.]
20. Ишимский уезд. Частоозёрская волость. Частоозёрное (Частоозёрная, Частоозёрское), село. Частоозёрское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1904 г. Прихожан 2734, крестьяне. Членов в 1-й г. - 11, к январю 1911 г. - 68. Проповеди, обеты трезвости [Там же].
21. Курганский уезд. Байдарская волость. Бай-дарское, село. «Байдарское приходское общество трезвости» при Покровской церкви. Открыто 20 ноября 1902 г. Закрыто не ранее 1911 г. Председатели - приходские священники: ноябрь 1902 -весна 1903 - Македоний Волков; июнь 1903 -март 1905 г. - Вячеслав Николаевич Седыгин; май
1905 - 1910 гг. - Николай Васильевич Булдыгин (окончил Гатчинскую учительскую семинарию; в 1909-1910 гг. - участник I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством). Прихожан 3862, крестьяне, русские. Членов на 1 января: 1902 г. - 20, 1903 г. - 30,
1906 г. - 60, 1907 г. - 80, 1909 г. - 150, 1911 г. - 160 (из села Байдарского и волостей Байдарской, Са-ломатовской, Половинской, Давыдовской). Беседы, проповеди. Чтения со световыми картинами и концертами. Хор учеников местной школы. Читальня в школе, 30 постоянных читателей. Библиотека, 55 постоянных читателей. С 1907 г. -ежегодный праздник общества в школе с участием учеников в день Покрова - 1 октября. Проповеди, обеты трезвости. Устав [3. Л. 767; 4].
22. Курганский уезд. Казаркинская волость. Казаркинское, село. Казаркинское общество трезвости. Церковное. Открыто 1 мая 1910 г. Прихожан 4215, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 13. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].
23. Курганский уезд. Тебенякская волость. Першинское, село. Першинское общество трезвости. Церковное. Открыто 29 ноября 1909 г. Прихожан 4340, крестьяне. Членов в 1-й г. - 12, к январю 1911 г. - 77. Проповеди, обеты трезвости [Там же].
24. Тарский уезд. Рыбинская волость. Рыбинское, село. Общество трезвости в честь Рождества Христова при Христорождественской церкви. Открыто в
1906 г. Прихожан 4390 (Омской епархии). Членов в
1907 г. - 60, к январю 1911 г. - 80 [3. Л. 435]. Прихожане - крестьяне-старожилы, земледельцы и скотоводы. Общество было открыто при церковно-приходском попечительстве [1. С. 813-814].
25. Тюкалинский уезд. Андреевское (Андреев-ка), село. *Андреевский отдел Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников. Открыт
27 октября 1914 г. [16. С. 49]. В уезде было два села с таким названием. По-видимому, отдел был открыт в с. Андреевском Андреевской волости, а не в Андреевском Густафовской (Сыропятской) волости. В первом была церковь, а не молельный дом, как во втором, и приход был более многочисленным [1. С. 605-607, 705-706; 8. С. 217, 248].
26. Тюкалинский уезд. Сладковская волость. Сладковское, село. Петропавловское Сладковское общество трезвости при храме апостолов Петра и Павла. Основано в 1908 г. священником Алексеем Фёдоровичем Баженовым [6. С. 210]. Вероятно, существовало и на декабрь 1910 г. Прихожан к
1914 г. - 13500 (Омской епархии), крестьяне-старожилы, земледельцы и скотоводы. А.Ф. Баженов родился в 1885 г., учился в Вологодской духовной семинарии [1. С. 745-747, 1087].
27. Тюменский уезд. Гилеволиповская волость. Гилевское (Липовское), село. Гилевское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1890 г. Прихожан 3959, крестьяне. Членов в 1-й г. - 20, к январю 1911 г. - 25. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].
28. Тюменский уезд. Покровская волость. По-кровское, село. Покровское общество трезвости. Церковное. Открыто 7 февраля 1907 г. Прихожан 5131, крестьяне. Членов в 1-й г. - 71, к январю
1911 г. - 25. Проповеди, обеты трезвости [Там же].
29. Тюменский уезд. Яровская волость. Маль-ковское, село. 1) *Общество трезвости при Спасской церкви, покровитель - св. Николай Чудотворец. Открыто в 1890 г., 14 членов. Председатель -священник С. Виноградов [5. С. 24]. Впоследствии прекратило существование. 2) Общество трезвости, церковное. Открыто 16 февраля 1910 г. Прихожан 2715, крестьяне. Членов к январю 1911 г. -27. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].
30. Ялуторовский уезд. Исетская волость. Исет-ское, село. Исетское общество трезвости, церковное. Открыто 31 июля 1904 г. Прихожан 3151, крестьяне. Членов в 1-й г. - 4, к январю 1911 г. - 16. Проповеди, обеты трезвости. [3. Л. 765-767].
ЛИТЕРАТУРА
1. Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск: Тип. Иртыш. 1914. IV; 1250 с.
2. Азиатская Россия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Т. 1: Люди и порядки за Уралом. VIII; 526 с.
3. Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол. Д. 141. Ч. 2. 955 л.
4. Под сенью Байдарского общества трезвости: (с 1902 по 1909 г.). Курган: Б. и., 1909. 31 с.
5. Григорьев Н.И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892-93 гг. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1894. 79 с.
6. Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нём. СПб.: Изд. Александро-Невского общества трезвости, 1911. 227 с.
7. Вестник трезвости. СПб., 1909-1914.
8. Список населённых мест Тобольской губернии. Тобольск: Губ. тип., 1903. 341 с.
9. Атлас Азиатской России: Изд. Переселенческого упр. Главного упр. землеустройства и земледелия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Карты 24-28, 34.
10. Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества / Науч. ред. В.П. Зиновьев. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. 196 с.
11. Труды / Всеросийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшийся в Москве 6-12 августа
1912 г. Пг.: Тип. Общ. распространения религиозно-нравственного просвещения. 1914. Т. 1; 1915. Т. 2.
12. Труды / Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1910. Т. 1-3.
13. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕ-НАНД, 2008. 376 с.
14. Священномученик Андроник (Никольский, 1870-
1918), архиепископ Пермский. Творения. Тверь, 2004. Кн. II. Проповеди, обращения, послания. С. 159-164, 172-186. -иЯЬ: http://trezvenie.Org/files/books/1/andronik.pdf (дата обращения 02.03.2010).
15. Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1913 г. СПб., 1914. 75 с.
16. Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 г. Пг., 1915. 69 с.
17. К празднику трезвости в Тобольской епархии 3 июня
1913 г. [Тобольск]: Тип. Епархиального братства, 1913. 34 с.