Научная статья на тему 'Общепсихологические основы эмоционально-волевой регуляции поведения при нормальном и нарушенном развитии'

Общепсихологические основы эмоционально-волевой регуляции поведения при нормальном и нарушенном развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2472
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ВОЛЯ / РЕГУЛЯЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / EMOTIONS / WILL / REGULATION / BEHAVIOR / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баркова Валентина Леонидовна

Волевые и эмоциональные состояния относятся к разряду регулятативных компонентов общего психического функционирования, которые инициируют поведенческий акт и повышают эффективность деятельности. В дошкольном периоде при нормальном развитии отмечается сформированность эмоциональной регуляции, при нарушенном развитии наблюдается ее дефицит, проявляющийся импульсивностью и лабильностью. В младшем школьном возрасте при нормальном развитии адекватно происходит смена механизмов волевой регуляции всех психических процессов в сторону преобладания произвольности, тогда как в условиях нарушенного развития отмечается дисбаланс процессов возбуждения и торможения. Он порождает бесконтрольную двигательную активность, нарушение внимания, импульсивность, агрессивное поведение. В подростковом возрасте формируются устойчивые паттерны поведения, которые затем становятся ведущими в течение всего онтогенеза. При нарушенном развитии дефицит процессов регуляции в центральной нервной системе приводит к формированию непродуктивных поведенческих стратегий, что транслируется в девиантный модус поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баркова Валентина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General psychological foundations of emotional and volitional regulation of behavior in normal and impaired development

Strong-willed and emotional states are classified regulyatativnyh general mental functioning components that trigger behavioral act and increase efficiency. In the preschool period in the normal development of emotional regulation Maturity of notes, with developmental disorders seen its deficiency manifested impulsivity and lability. In the early school years in normal development is a change of adequately strong-willed regulation of mental processes mechanisms in the predominance of arbitrariness, whereas in conditions of impaired development marked imbalance of excitation and inhibition. He generates uncontrolled motor activity, impaired attention, impulsivity, aggressive behavior. As a teenager, formed stable patterns of behavior, which then become the leading throughout ontogeny. When disturbed the development deficit in the regulation of the central nervous system leads to the formation of unproductive behavioral strategies that translated into a mode of deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Общепсихологические основы эмоционально-волевой регуляции поведения при нормальном и нарушенном развитии»

УДК 159.91

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ

В.Л. Баркова

Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, Министерство образования и науки РФ Курск, Россия, 305029

Аннотация. Волевые и эмоциональные состояния относятся к разряду регулятативных компонентов общего психического функционирования, которые инициируют поведенческий акт и повышают эффективность деятельности. В дошкольном периоде при нормальном развитии отмечается сформированность эмоциональной регуляции, при нарушенном развитии наблюдается ее дефицит, проявляющийся импульсивностью и лабильностью. В младшем школьном возрасте при нормальном развитии адекватно происходит смена механизмов волевой регуляции всех психических процессов в сторону преобладания произвольности, тогда как в условиях нарушенного развития отмечается дисбаланс процессов возбуждения и торможения. Он порождает бесконтрольную двигательную активность, нарушение внимания, импульсивность, агрессивное поведение. В подростковом возрасте формируются устойчивые паттерны поведения, которые затем становятся ведущими в течение всего онтогенеза. При нарушенном развитии дефицит процессов регуляции в центральной нервной системе приводит к формированию непродуктивных поведенческих стратегий, что транслируется в девиантный модус поведения.

Ключевые слова: эмоции, воля, регуляция, поведение, развитие.

Все процессы в человеческом организме имеют достаточно яркую онтогенетическую окраску [7], имея в своей основе сильную генетическую компоненту [1; 11]. Не является исключением и эмоционально-волевая регуляция и поведение при нормальном и нарушенном развитии. Важность и сложность данной проблемы предполагает теоретико-методологическое описание основных конструктов регулятотивной сферы [17]. В число ос-

новных категорий входят эмоциональные и волевые процессы, эмоциональные и волевые состояния, эмоциональные свойства, волевой акт [12]. Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Эмоциональные переживания выступают в качестве сигналов, информирующих человека о степени удовлетворения потребностей, о выборе тактики достижения цели. Группы эмоциональных и волевых

—--—

.....36 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

состоянии рассматриваются как стороны единой эмоционально-волевой сферы, отражающейся в поведении ребенка [8].

Функциональные компоненты системы волевой регуляции реализуются в планировании целей (системообразующий компонент); моделировании (анализ внешних и внутренних условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели), программировании (антиципация компонентного состава предстоящих действий, способов, которыми они будут осуществляться, и собственно последовательности осуществления планируемых действий); оценивании, коррекции результатов (на каждой стадии достижения цели происходит контроль актуального состояния системы и результатов действий путем их сличения с прогнозируемыми параметрами, оценка рассогласования и принятие решения о коррекции исполнительских действий или о переходе к следующей стадии реализации деятельности). Эти

процессы взаимосвязаны между собой, имеют сложную архитектонику и могут осуществляться в течение онтогенеза как последовательно, так и параллельно [9; 10].

Важной функцией эмоционально-волевой регуляции является повышение эффективности деятельности. Волевые и эмоциональные процессы относятся к разряду регулятатив-ных компонентов психического функционирования, они инициируют поведенческий акт и придают ему внутреннюю субъективную окраску [3]. Перечисленные компоненты эмоционально-волевой сферы имеют выраженную возрастную динамику, которая специфична при нормальном и нарушенном развитии. Давно замечено, что нарушения эмоционально-волевой регуляции приоритетно проявляются в таких группах нарушений, как задержка психического развития, аутизм и др. [8]. Проследим онтогенез эмоционально-волевой регуляции при нормальном и нарушенном развитии (табл.).

Основы эмоционально-волевой регуляции поведения

Таблица

Возраст Нормальное развитие Нарушенное развитие

Дошкольный Интернализация норм и правил поведения; эмоциональная саморегуляция; побуждение и торможение действий регулируются реальными внешними стимулами. Внешняя произвольная регуляция сформирована; внутренняя произвольная регуляция продолжает свое развитие [8] Избирательно сформирована внешняя произвольная регуляция (реакция на яркие стимулы). Сопротивление предъявляемым требованиям; нарушение эмоциональной регуляции (импульсивность, лабильность), гиперактивность [8]

Младший школьный Инициативность при выборе цели, самостоятельность; формируются произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Преобладание произвольности волевой регуляции всех психических процессов [6] Неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Нарушение внимания порождает низкую успеваемость в процессе обучения, в других видах деятельности (высокий уровень переключаемости, низкий уровень точности). Минимальный уровень осознанности реакций в момент совершения действий свидетельствует о дефиците эмоционально-волевой регуляции, следствием чего является дезадаптивное поведение [6]

—--—

.....37 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

Окончание таблицы

Возраст Нормальное развитие Нарушенное развитие

Подростковый Развитие самосознания и самооценки, появляется чувство взрослости, идентификация с группой значимых сверстников, чувство собственного достоинства. Механизмы волевой регуляции недостаточно сформированы. Преобладание возбуждения над торможением, низкая выдержка, самообладание [4] Эмоциональная неустойчивость, напряженность, повышенная возбудимость. Трансформация эмоциональных состояний проецируется в устойчивых шаблонах поведения, которые также носят бесконтрольный характер. Недостаточная настойчивость в деятельности, слабо регулируемая активность, импульсивность. Несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и завершении поручений. Формирование девиантного модуса поведения [4]

Из таблицы хорошо видно, что в дошкольном возрасте при нормальном развитии сформирована эмоциональная регуляция, при нарушенном развитии наблюдается ее дефицит (импульсивность, лабильность). В младшем школьном возрасте при нормальном развитии происходит смена механизмов волевой регуляции всех психических процессов в сторону преобладания произвольности, тогда как при нарушенном развитии отмечается дисбаланс процессов возбуждения и торможения, который порождает бесконтрольную двигательную активность, нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте в условиях нормального развития механизмы волевой регуляции продолжают свое совершенствование, при нарушенном развитии дефициты регуляции проявляются и углубляются на поведенческом уровне (агрессивное поведение, химическая и физическая аддикция, коммуникативные девиации и т.д.) [2].

Процесс волевой регуляции обеспечивает формирование гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели. Ввиду того, что волевое поведение осуществляется осознанно субъект должен

осознать, проанализировать препятствие, составить план, основанный на личном размышлении. Выделяют ряд этапов волевого акта: 1) осознание цели, стремление ее достичь; 2) осознание возможности достичь цели; 3) появление мотивов, поддерживающих или опровергающих эти возможности; 4) борьба мотивов; 5) принятие решения для достижения цели; 6) осуществление решения, сопровождается усилием. При борьбе мотивов, мотивационные тенденции действуют разно-направлено как в сторону импульсивного, так и сторону волевого поведения.

Проекция эмоционально-волевой регуляции в поведенческой сфере представлена ко-пинг-поведением как содержательная категория поведенческой сферы [15]. В подростковом возрасте при нормальном развитии формируются устойчивые паттерны поведения, которые становятся ведущими на последующих стадиях онтогенеза. Процессы регуляторы завершают свое развитие, и эффективность копинг-стратегий возрастает. При нарушенном развитии дефицит процессов регуляторов приводит к формированию непродуктивных копинг-стратегий, что транслируется в девиантный модус поведения. Примерно у 26% гиперактивных детей в подростковом возрасте реализуется данный мо-

—--—

.....38 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

дус поведения (антисоциальное и агрессивное) [16].

Описание поведения через современное представление о категории совладающего поведения является наиболее адекватной, т. к. оно отражает регуляторные проявления.

В обиход стойко входит понятие «ко-пинг» — это «когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека». Авторы подчеркивают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние [5].

Со временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Копинг — это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться с взаимоотношениями человек—среда» [8; 16].

Сейчас копинг рассматривается к целостный механизм, который включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Были выделены «желательные» и «нежелательные» виды преодоления проблемы. Как «желательное» рассматривается активное поведение, которое положительно оценивается окружающими, в особенности семьей, которую подросток воспринимает как источник помощи. Изменения в психической сфере школьника оказывают существенное влияние на выбор копинг стратегий. Активность школьников способствует преодолению проблемы путем когнитивного проблемного анализа, их эмоциональные отношения оптимистичны и надежны. «Нежелательным» копинг-поведением является пассивное поведение, неблагоприятными считаются также сопротивление, ярость, самообвинение, что

часто может иметь место при повышенной импульсивности подростка [2].

Первые работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения, появились в зарубежной психологии во второй половине XX века. Согласно наиболее распространенному подходу копинг понимается как динамический процесс, когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния психоэмоционального стресса. Активно проводимые в США, Западной Европе, а в последнее десятилетие появляющиеся и в России, исследования проблемы со-владающего поведения имеют достаточно разнообразную направленность. Среди самых востребованных необходимо отметить работы, изучающие механизмы действия копинг-стратегий и их влияние на процессы адаптации, возрастные и половые различия в стресс-совладании [13].

В отечественной психологии изучение копинг-поведения началось сравнительно недавно. В психологии личности и других отраслях психологической науки вопросы со-владания еще не получили должной разработки [14].

По мнению психологов, эффективность копинга связана с психологическим благополучием подростка и отражается в виде снижения уровня тревожности, агрессивности, лабильности, и повышением уровня настойчивости и самообладания. Надёжным критерием эффективного копинга считается и ослабление чувства уязвимости к любым воздействующим факторам.

Таким образом, волевые и эмоциональные состояния относятся к разряду регуля-тативных компонентов общего психического функционирования, которые инициируют поведенческий акт и повышают эффективность деятельности. Проекция эмоционально-волевой регуляции в поведенческой сфере представлена копинг-поведением как ее содержательная категория. Копинг является

—--—

.....39 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

целостным механизмом, который включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В дошкольном периоде при нормальном развитии сформирована эмоциональная регуляция, при нарушенном развитии наблюдается ее дефицит (импульсивность, лабильность). В младшем школьном возрасте при нормальном развитии происходит смена механизмов волевой регуляции всех психических процессов в сторону преобладания произвольности; при нарушенном развитии отмечается дисбаланс процессов возбуждения и торможения, который порождает бесконтрольную двигательную активность, нарушение внимания, импульсивность, агрессивное поведение. В подростковом возрасте формируются устойчивые паттерны поведения, которые становятся ведущими на последующих стадиях онтогенеза. Процессы регуляторы завершают свое развитие, и эффективность копинг-стратегий возрастает. При нарушенном развитии дефицит процессов регуляторов приводит к формированию непродуктивных копинг-стратегий, что транслируется в девиантный модус поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амелина И.В., Медведев И.Н. Взаимосвязь активности ядрышкообразующих районов хромосом и соматометрических показателей у человека // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2009. Т. 147. № 1. С. 82—85.

2. Волоскова Н. Н. Варианты аномалий конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированных хронической недостаточностью мозга у современных подростков: дис. ... докт. психол. наук. Ставрополь, 2001.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

5. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. СПб.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2002.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

7. Кутафина Н.В., Медведев И.Н. Тромбо-цитарная агрегация у клинически здоровых лиц второго зрелого возраста, проживающих в Курском регионе // Успехи геронтологии. 2015. Т. 28. № 2. С. 321—325.

8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Издательство МГУ, 1985.

9. Медведев И.Н. Нейропсихологические изменения когнитивных функций при переходе из пожилого возраста в старческий // Успехи геронтологии. 2015. Т. 28. № 3. С. 479—483.

10. Медведев И.Н., Никишина Н.А. Физиологические механизмы зрительной невербальной памяти у детей в шестилетнем возрасте // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2015. Т. 159. № 5. С. 537—540.

11. Медведев И.Н., Амелина И.В. Выраженность хромосомных аберраций и активность ядрышкообразующих районов хромосом среди коренных жителей Курского региона // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2014. № 2. С. 109—113.

12. Медведев И.Н., Завалишина С.Ю., Кутафина Н.В., Белова Т.А. Физиология мышечной и нервной систем. СПб.: Лань, 2015.

13. Мильбруд Р.П., Можейко А.В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 117—121.

14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2000. С. 19.

15. Симгера Я. В. К оценке численности населения и масштабов человеческих потенциалов в России за 100 лет // Вопросы статистики. 2001. № 12. С. 63—67.

16. Хайкин В.Л. Феномен активности в развитии личности: дис. ... докт. психол. наук. М., 2001.

17. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. Разработка критериев оценки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998.

—--—

.....40 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

GENERAL PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL REGULATION OF BEHAVIOR IN NORMAL AND IMPAIRED DEVELOPMENT

V.L. Barkova

Kursk Institute of Social Education (branch)

of the Russian State Social University,

Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Kursk, Russia, 305029

Annotation. Strong-willed and emotional states are classified regulyatativnyh general mental functioning components that trigger behavioral act and increase efficiency. In the preschool period in the normal development of emotional regulation Maturity of notes, with developmental disorders seen its deficiency manifested impulsivity and lability. In the early school years in normal development is a change of adequately strong-willed regulation of mental processes mechanisms in the predominance of arbitrariness, whereas in conditions of impaired development marked imbalance of excitation and inhibition. He generates uncontrolled motor activity, impaired attention, impulsivity, aggressive behavior. As a teenager, formed stable patterns of behavior, which then become the leading throughout ontogeny. When disturbed the development deficit in the regulation of the central nervous system leads to the formation of unproductive behavioral strategies that translated into a mode of deviant behavior.

Key words: emotions, will, regulation, behavior, development.

REFERENCES

1. Amelina I.V., Medvedev I.N. Relationship between the chromosome nucleoli-forming regions and somatometric parameters in humans. Bulletin of Experimental Biology and Medicine, 2009, no. 147(1), pp. 77—80 (English).

2. Voloskova N.N. Possible anomalies constitutional-typological variability of the person determined by chronic brain failure in modern teenagers: the dissertation for the degree of Doctor of Psychology. Stavropol, 2001. (in Russian).

3. Voloskova N.N. Experimental psychology. Sankt-Peterburg, Piter, 2000. (in Russian).

4. Il'in E.P. Motivation and motives. Sankt-Peterburg, Piter, 2000. (in Russian).

5. Komer R. Pathopsychology behavior. Violations and mental pathology. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2002. (in Russian).

6. Krajg G. Developmental Psychology. Sankt-Peterburg: Piter, 2000. (in Russian).

7. Kutafina N.V., Medvedev I.N. Platelet Aggregation in Clinically Healthy Persons of the Second Coming-of-Age Living in the Kursk Oblast. Advances in Gerontology, 2015, no. 5(4), pp. 267—270 (English).

8. Lebedinskij V.V. Violation of mental development in children. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1985 (in Russian).

9. Medvedev I.N. Neuropsychologicalchanges in cognitive function during the transition of the elderly in old. Advances in gerontology, 2015, no. 28(3), pp. 479—483 (in Russian).

10. Medvedev I.N., Nikishina N.A. Physiological mechanisms of visual non-verbal memory in children under the age of six. Bjulleten' jeksperimen-tal'noj biologii i mediciny, 2015, no. 159(5), pp. 537—540. doi 10.1007/^0517-015-3019-1) (in Russian).

11. Medvedev I.N., Amelina I.V. Intensity of chromosomal aberrations and activity of nucleolar organizer regions of chromosomes among the in-

—--—

.....41 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

digenous inhabitants of the Kursk region. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 23: Antropologija, 2014, no. 2, pp. 109—113 (in Russian).

12. Medvedev I.N., Zavalishina S.Yu., Kuta-fina N.V., Belova T.A. Physiology of the muscular and nervous systems. Sankt-Peterburg, Lan', 2015. (in Russian).

13. Mil'brud R.P., Mozhejko A.V. Diagnosis of persistent and temporary cognitive problems in primary school children. Voprosypsihologii, 2001, no. 3, pp. 117—121 (in Russian).

14. Semago N.Ja., Semago M.M. Problem children. Fundamentals of diagnostic and remedial work psychologist. Moskva: Arkti, 2000. p. 19 (in Russian).

15. Simgera Ja.V. Estimating the population and the extent of human potential in Russia for 100 years. Voprosy statistiki, 2001, no. 2, pp. 63—67 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Hajkin V.L. The phenomenon of activity in the development of the person: the dissertation for the degree of Doctor of Psychology. Moskva, 2001. (in Russian).

17. Jablokova L.V. Neuropsychological diagnostics of development of higher mental functions in primary school children. The development of evaluation criteria: the thesis abstract on competition of a scientific degree of psychological sciences kan-didita. Moskva, 1998 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.