Научная статья на тему 'Психологический дизонтогенез при синдроме дефицита внимания и ‎ ‎гиперактивности'

Психологический дизонтогенез при синдроме дефицита внимания и ‎ ‎гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
792
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСОНТОГЕНЕЗ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / PSYCHOLOGICAL DYSONTOGENESIS / CHILDREN / ADOLESCENTS / CENTRAL NERVOUS SYSTEM / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баркова Валентина Леонидовна

В последние годы в России все более отчетливо проявляется тенденция к увеличению числа детей с несоответствием психического развития нормативным параметрам. Весьма частой причиной этого является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Обычно он начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. Наибольшая распространенность этого синдрома отмечается среди детей 5-10 лет, снижаясь к возрасту 11-12 лет при постепенном ослаблении его симптомов. Иногда проявления синдрома сохраняются длительно. В подростковом возрасте наблюдается дальнейшее затихание проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а в ряде случаев отмечается симптомологическая трансформация его проявлений, усиливающая социальную дезадаптацию и увеличивающая риск возникновения поведенческих девиаций. Примерно у 26% ранее гиперактивных детей в подростковом возрасте развивается антисоциальное и агрессивное поведение, усугубляясь в последующем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баркова Валентина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological dysontogenesis the syndrome of attention deficit and ‎hyperactivity

In recent years, more and more clearly a tendency to increase the number of children with mental inconsistency of regulatory parameters in Russia. A very common cause of this is the attention deficit hyperactivity disorder. It usually begins to manifest itself in the preschool years. The highest prevalence of this syndrome occur among children 5-10 years, decreasing to the age of 11-12 years with the gradual weakening of its symptoms. Sometimes the syndrome manifestations persist for a long time. In adolescence, there is a further remission manifestations of attention deficit disorder with hyperactivity, and in some cases there simptomologicheskaya transformation of its manifestations, reinforcing social exclusion and increasing the risk of behavioral deviations. Around adolescence in 26% of previously hyperactive children developing antisocial and aggressive behavior, aggravated in the future.

Текст научной работы на тему «Психологический дизонтогенез при синдроме дефицита внимания и ‎ ‎гиперактивности»

УДК 159.91

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ ПРИ СИНДРОМЕ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

В.Л. Баркова

Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета Министерство образования и науки РФ Курск, Россия, 305029

Аннотация. В последние годы в России все более отчетливо проявляется тенденция к увеличению числа детей с несоответствием психического развития нормативным параметрам. Весьма частой причиной этого является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Обычно он начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. Наибольшая распространенность этого синдрома отмечается среди детей 5— 10 лет, снижаясь к возрасту 11—12 лет при постепенном ослаблении его симптомов. Иногда проявления синдрома сохраняются длительно. В подростковом возрасте наблюдается дальнейшее затихание проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а в ряде случаев отмечается симптомоло-гическая трансформация его проявлений, усиливающая социальную дезадаптацию и увеличивающая риск возникновения поведенческих девиаций. Примерно у 26% ранее гиперактивных детей в подростковом возрасте развивается антисоциальное и агрессивное поведение, усугубляясь в последующем.

Ключевые слова: психологический дисонтогенез, дети, подростки, центральная нервная система, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Оптимум психологического онтогенеза определяется не только генетической программой организма [1], но и большим числом средовых факторов, положительно влияющих на психическое развитие ребенка [8]. Испытывая как все физиологические процессы наследственно обусловленную динамику в онтогенезе [5; 9], психические функции чутко реагируют на текущее состояние орга-

низма. Это нередко может быть причиной участившихся случаев возникновения в последние годы нарушений психического развития у детей [14]. В основе этого лежат различные отклонения в системе психических функций, вызванные комплексом факторов социокультурного или этнического окружения и биологическими особенностями ребенка [6].

—--—

~ 52 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

В общей структуре психологического дизонтогенеза у современных детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) занимает одно из лидирующих позиций. Концепция СДВГ была сформирована на базе имевшихся представлений о минимальной мозговой дисфункции. Данный термин начал применяться с 1960-х годов и закрепился в англо-американских клинических систематиках. В 1987 г. была проведена ревизия диагностических критериев в рамках «Диагностического руководства» (DSM III R) и в настоящее время нередко применяются термины «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» — «синдром дефицита внимания» и «синдром дефицита внимания и гиперактивности», обозначающие наиболее частые нарушения поведения у детей [4].

Сейчас СДВГ используется как нозологическая категория, описывающая хроническое расстройство поведения в детском возрасте. Среди клинических проявлений СДВГ отмечаются двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкая отвлекаемость, импульсивность поведения и мыслей, неспособность учиться на опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкая переключаемость с одного задания на другое без доведения начатого до конца, болтливость, рассеянность и т.д. Центральным для постановки диагноза СДВГ считается расстройство внимания. В развитии СДВГ наблюдаются некоторые половозрастные различия. Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома встречаются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. В среднем по России распространенность данного синдрома среди детей достигает 25% [6].

Накопленные в литературе сведения свидетельствуют об отсутствии единого взгляда на причины и факторы, ведущие к возникно-

вению синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Клинико-психологические проявления СДВГ подразделяются на три большие группы: симптомы дефицита внимания, симптомы импульсивности, симптомы гиперактивности.

Одним из актуальных аспектов изучения СДВГ является динамический аспект, в котором проявляются базовые тенденции трансформации проявлений СДВГ. Возрастная трансформация проявлений СДВГ прослеживается в работах зарубежных и отечественных авторов. Вместе с тем, по вопросам онтогенетической последовательности возникновения симптомов СДВГ и их видоизменения с возрастом в течение многих лет в литературе нет единства мнений.

Согласно зарубежным авторам в младенчестве диагностировать СДВГ невозможно, так как не разработаны еще надежные методы диагностики этого состояния до трехлетнего возраста. СДВГ обычно начинает проявляться в дошкольном возрасте. Как правило, расстройство длится в течение всего детства.

Симптомы невнимательности становятся особенно заметными, сразу после того как ребенок идет в школу. Урок, требующий настойчивости и непрерывного, целенаправленного внимания, становится тяжелым испытанием для таких детей. Паттерны гиперактивного-импульсивного поведения, появившиеся у ребенка в дошкольный период, продолжают стойко наблюдаться в последующем. В начальной школе могут сформироваться клеше оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью. Ребенок с СДВГ с первых классов и до самого окончания школы испытывает серьезные проблемы, связанные с проявлением самостоятельности, личной ответственности, выполнением заданий, оказанием доверия, достижением личной независимо-

—--—

~ 53 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

сти, установлением социальных отношений и успеваемостью [11].

Согласно зарубежным авторам, когда дети с СДВГ достигают подросткового возраста, проблемы, связанные с этим расстройством, зачастую не исчезают, а усугубляются. Хотя гиперактивность-импульсивность в этом возрасте ощутимо затихает, ее уровень остается выше, чем у 95% сверстников, не имеющих СДВГ. Имеющиеся нарушения сохраняются в подростковом возрасте, по меньшей мере, у 50% ранее имевших данный синдром младших школьников. Здесь детские симптомы гиперактивности-импульсивности (в большей степени, чем невнимательности) вызывают самые неблагоприятные последствия [4; 10]. Примерно у 26% ранее гиперактивных детей в подростковом возрасте развивается антисоциальное и агрессивное поведение. При этом различные нарушения поведения диагностируются примерно у 60% молодых людей у ранее имевших СДВГ [4].

Обобщая мнение зарубежных авторов, можно сказать, что симптомы СДВГ имеют весьма характерную динамику развития в онтогенезе. У беспокойного ребенка в 3—4 года могут появиться признаки гиперактивности-импульсивности, после которых уже в младших классах обнаруживается дефицит внимания. Пик проявления синдрома приходится на дошкольный период и начало обучения в школе. В подростковом возрасте симптомы СДВГ трансформируются порой на всю жизнь в поведенческие девиации, хотя гиперактивность и импульсивность ощутимо затихают.

Отечественные авторы считают, что СДВГ может проявиться с первых дней жизни ребенка. Такие дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3—4 года от-

четливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду. Двигательная расторможен-ность с возрастом имеет тенденцию к уменьшению и может смениться в подростковом возрасте на инертность и безынициативность. Однако неспособность длительное время поддерживать концентрацию внимания и контролировать свои импульсы становится наиболее отчетливой при начале школьного обучения. Это нарушает усвоение знаний, приводит к дисциплинарным проблемам. Все это может значительно нарушить школьную адаптацию, исказить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, привести к деформации личностного развития. Своевременно начатое кор-рекционное воздействие может способствовать практически полной компенсации нарушений поведения и обучения [3].

У отечественных авторов есть мнение, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью может наиболее часто проявляться в раннем детском возрасте. Такие дети обнаруживают признаки двигательного возбуждения, постоянно вертятся, совершают массу лишних движений. Формирование двигательных функций у детей с СДВГ происходит быстрее, чем у их сверстников, в то время как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстает от них. Когда ребенок с СДВГ начинает ходить у него заметны быстрые и избыточные движения, безудержность, невозможность усидеть на месте, отсутствие реагирования на запреты, отсутствие чувства опасности. Тем временем посте-

—--—

~ 54 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

пенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, потребность в частой смене впечатлений, невозможность без настойчивой организации взрослых играть самостоятельно или с детьми [12].

В возрасте трех лет у детей с СДВГ отмечают повышенную возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабую прибавку в массе тела, некоторое отставание в речевом и двигательном развитии. Обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. У них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Нарастание симптомов СДВГ бывает приурочено к началу посещения детского сада или школы. Увеличение нагрузок на центральную нервную систему в этом возрасте может приводить к усугублению нарушений поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению темпов психоречевого развития.

Максимальная выраженность проявлений СДВГ часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому из них относят возраст от года до двух, когда происходят интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи.

Второй период приходится на возраст около трех лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с СДВГ обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции [3; 13].

В последние годы авторы отмечают, что у детей с СДВГ недостаточно сформированы так называемые прагматические речевые функции. В частности, нарушены способность к речевому общению с окружающими, пониманию выраженных в речи эмоций, реакций, инструкций, юмора. Дети не могут соблюдать правила ведения беседы (высказываться по очереди с собеседником, поддерживать тему беседы), изменять стиль своей речи в зависимости от возраста собеседника (младший ребенок, сверстник, взрослый человек), что приводит к постоянным затруднениям в социальных контактах [14].

Третий критический период относится к возрасту шесть-семь лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи. У детей с СДВГ формируется школьная дезадаптация, и возникают проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно-сосудистой дистонии. Начиная с первого класса, СДВГ у ребенка выражается в двигательной расторможенности, суетливости, невнимательности и отсутствии упорства при выполнении поставленных задач. При этом нередко наблюдается стабильно повышенное настроение с переоценкой собственных возможностей, озорством и бесстрашием, недостаточной настойчивостью в деятельности, особенно требующей активного внимания, склонность переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них. Таким детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления [12]. Поведение детей при этом характеризуется стремлением к постоянным движениям и крайней неусидчивостью. Их внимание можно привлечь лишь на короткое время. В связи с избыточной двигательной активностью и общей возбудимостью дети с СДВГ легко вступают

—--—

~ 55 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

в конфликты со сверстниками и часто нарушают режим детских учреждений. В возрасте 9—10 лет проявления синдрома, в первую очередь двигательная расторможенность, постепенно сглаживаются, порой полностью исчезая в возрасте старше 14—15 лет [2].

Школьникам с СДВГ свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. Отечественными авторами отмечается, что к подростковому возрасту гиперактивность у детей с СДВГ значительно уменьшается или трансформируется. Однако нарушения внимания, импульсивность поведения в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости [2; 14]. В зрелом и пожилом возрасте у бывших детей с СДВГ практически исчезает гиперактивность, но сохраняются импульсивность и нарушения внимания, нередко нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и на работе, уровень социализации невысок, может появиться и развиваться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков [4; 7].

Таким образом, признаки СДВГ наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, снижаясь к возрасту 11—12 лет. Пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения, что обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. В подростковом возрасте наблюдается некоторое затихание проявлений

СДВГ, с одной стороны, и симптомологиче-ская трансформация проявлений, с другой, которая активирует усиление социальной дезадаптации и увеличивает риск возникновения поведенческих девиаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амелина И.В., Медведев И.Н. Взаимосвязь активности ядрышкообразующих районов хромосом и соматометрических показателей у человека // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2009. Т. 147. № 1. С. 82—85.

2. Волоскова Н.Н. Варианты аномалий конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированных хронической недостаточностью мозга у современных подростков: дис. ... доктора психол. наук. Ставрополь, 2001.

3. Искаков Б.И., Искаков А.Б., Кузнецова Е.И., Дугмаль Д. Статистическое моделирование и прогнозирование демографического развития России в XXI в. // Вопросы статистики. 2002. № 3. С. 23—29.

4. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

5. Кутафина Н.В., Медведев И.Н. Тромбо-цитарная агрегация у клинически здоровых лиц второго зрелого возраста, проживающих в Курском регионе // Успехи геронтологии. 2015. Т. 28, № 2. С. 321—325.

6. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Издательство МГУ, 1985.

7. Медведев И.Н. Нейропсихологические изменения когнитивных функций при переходе из пожилого возраста в старческий // Успехи геронтологии. 2015. Т. 28, № 3. С. 479—483.

8. Медведев И.Н., Никишина Н.А. Физиологические механизмы зрительной невербальной памяти у детей в шестилетнем возрасте // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2015. Т. 159, № 5. С. 537—540.

9. Медведев И.Н., Амелина И.В. Выраженность хромосомных аберраций и активность яд-

—--—

~ 56 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

рышкообразующих районов хромосом среди коренных жителей Курского региона // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2014. № 2. С. 109—113.

10. Мильбруд Р.П., Можейко А.В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 117—121.

11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2000. С. 19.

12. Симгера Я.В. К оценке численности населения и масштабов человеческих потенциалов в России за 100 лет // Вопросы статистики. 2001. № 12. С. 63—67.

13. Хайкин В. Л. Феномен активности в развитии личности: дис. ... доктора психол. наук. М., 2001.

14. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. Разработка критериев оценки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998.

PSYCHOLOGICAL DYSONTOGENESIS THE SYNDROME OF ATTENTION DEFICIT AND HYPERACTIVITY

V.L. Barkova

Kursk Institute of Social Education (branch) of the Russian State Social University

Ministry of Education and Science of the Russian Federation Kursk, Russia, 305029

Annotation. In recent years, more and more clearly a tendency to increase the number of children with mental inconsistency of regulatory parameters in Russia. A very common cause of this is the attention deficit hyperactivity disorder. It usually begins to manifest itself in the preschool years. The highest prevalence of this syndrome occur among children 5—10 years, decreasing to the age of 11—12 years with the gradual weakening of its symptoms. Sometimes the syndrome manifestations persist for a long time. In adolescence, there is a further remission manifestations of attention deficit disorder with hyperactivity, and in some cases there simptomo-logicheskaya transformation of its manifestations, reinforcing social exclusion and increasing the risk of behavioral deviations. Around adolescence in 26% of previously hyperactive children developing antisocial and aggressive behavior, aggravated in the future.

Key words: psychological dysontogenesis, children, adolescents, central nervous system, attention deficit hyperactivity disorder.

REFERENCES

1. Amelina I.V., Medvedev I.N. Relationship between the chromosome nucleoli-forming regions and somatometric parameters in humans. Bulletin of Experimental Biology and Medicine, 2009, no. 147(1), pp. 77—80 (English).

2. Voloskova N.N. Possible anomalies constitutional-typological variability of the person determi-

ned by chronic brain failure in modern teenagers: the dissertation for the degree of Doctor of Psychology. Stavropol, 2001. 506 p. (in Russian).

3. Iskakov B.I., Iskakov A.B., Kuznetsova E.I., Dugmal D. Statistical modeling and prediction of the demographic development of Russia in XXI century. Voprosy statistiki, 2002, no. 3, pp. 23—29 (in Russian).

—--—

~ 57 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

4. Comer P. Pathopsychology behavior. Violations and mental pathology. Sankt-Peterburgb: Prajm-EVROZNAK, 2002. 500p (in Russian).

5. Kutafina N.V., Medvedev I.N. Platelet Aggregation in Clinically Healthy Persons of the Second Coming-of-Age Living in the Kursk Oblast. Advances in Gerontology, 2015, no. 5(4), pp. 267—270 (English).

6. Lebedinskij V.V. Violation of mental development in children. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1985 (in Russian).

7. Medvedev I.N. Neuropsychologicalchanges in cognitive function during the transition of the elderly in old. Advances in gerontology, 2015, no. 28(3), pp.479—483 (in Russian).

8. Medvedev I.N., Nikishina N.A. Physiological mechanisms of visual non-verbal memory in children under the age of six. Bjulleten' jeksperimental'noj biologii i mediciny, 2015, no. 159(5), pp. 537—540. doi 10.1007/d0517-015-3019-1) (in Russian).

9. Medvedev I.N., Amelina I.V. Intensity of chromosomal aberrations and activity of nucleolar organizer regions of chromosomes among the indigenous inhabitants of the Kursk region. Vestnik Mos-

kovskogo universiteta. Serija 23: Antropologija, Series 23: Anthropology, 2014, no. 2, pp. 109—113 (in Russian).

10. Mil'brud R.P., Mozhejko A.V. Diagnosis of persistent and temporary cognitive problems in primary school children. Voprosypsihologii, 2001, no. 3, pp. 117— 121(in Russian).

11. Semago N.Ja., Semago M.M. Problem children. Fundamentals of diagnostic and remedial work psychologist. Moskva: Arkti, 2000. p. 19 (in Russian).

12. Simgera Ja.V. Estimating the population and the extent of human potential in Russia for 100 years. Voprosy statistiki, 2001, no. 2, pp. 63—67 (in Russian).

13. Hajkin V.L. The phenomenon of activity in the development of the person: the dissertation for the degree of Doctor of Psychology. Moskva, 2001. 413 p. (in Russian).

14. Jablokova L.V. Neuropsychological diagnostics of development of higher mental functions in primary school children. The development of evaluation criteria: the thesis abstract on competition of a scientific degree of psychological sciences kandidita. Moskva, 1998(in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.