химии учащимися средней общеобразовательной школы осуществляется старшеклассниками под руководством учителя на материале расчетов по химическим формулам, применению закона Авогадро, приготовлению растворов, растворимости и кристаллизации, химическим уравнениям, составу смеси веществ и определению выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Исполнение математических алгоритмов решения учебных задач химии в современной общеобразовательной школе учащиеся старших классов производят, как правило, с помощью микрокалькуляторов [6] и персональных компьютеров [7].
Анализ результатов решения учебных задач по химии и формулировка соответствующих выводов старшеклассники под руководством учителя осуществляют на основе формальной и диалектической логики с учетом положений здравого смысла.
На основе анализа и обобщения приведенного выше краткого материала можно сформулировать вывод о том, что уровень общего образования учащихся средней школы значительно повышается при постановке и решении ими учебных задач химии с помощью метода математического моделирования фрагментов действительности.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
4. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 77 - 81.
5. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
6. Каримов М.Ф. Использование программируемых микрокалькуляторов в учебном процессе // Учитель Башкирии. - 1986. - № 6. - С. 44 - 50.
7. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2005. - Т. 12. - № 4. - С. 30 - 35.
© Каримов М.Ф., Закиева Э.Ф., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Никонова Надежда Андреевна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ХИМИИ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Оценено общеобразовательное значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ методов исследования химической действительности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 09/2017 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.
Учебное познание объектов, процессов и явлений действительности проектируется и реализуется на эмпирическом и теоретическом уровнях [1].
На исходном эмпирическом уровне познания действительности настоящими и будущими исследователями объектов, процессов и явлений окружающего нас мира устанавливаются научные факты и производится первичная обработка полученных данных о фрагменте реальности.
Основными эмпирическими методами познания химической действительности выделяются наблюдение, измерение, описание и эксперимент [2].
Выявление сущности объектов, процессов и явлений действительности и установление законов, которым они подчиняются, относится к теоретическому уровню познания окружающих учащихся и ученых мира.
Среди теоретических методов химии функциями описания, объяснения и предсказания обладает математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной и технологической действительности [3].
Учителя химии средних общеобразовательных школ, ориентированные на обучение творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных выпускников, вместе с учащимися выделяют нижеследующие определения методов химических исследований природных и технологических объектов, процессов и явлений [4].
Наблюдение - это целенаправленное чувственное восприятие субъектом познания химических объектов (веществ и их свойств), процессов (химических реакций) и явлений (позитивных и негативных химических воздействий) с целью их изучения.
Измерение - это познавательный процесс определения количественных значений изучаемых химических свойств исследуемого объекта, процесса или явления посредством сравнения величин с помощью инструментов с мерными отметками, технических устройств или физических приборов.
Описание - это детальное, упорядоченное, однозначное и систематическое словесное, числовое, графическое или табличное изложение проведенного наблюдения или измерения характерных химических признаков изучаемого объекта, процесса или явления.
Эксперимент - это проектируемый и реализуемый в строго контролируемых, повторяемых и управляемых условиях исследование выделенного химического объекта, процесса или явления.
Математическое моделирование в химии - это построение и изучение на основе составления и решения алгебраических, тригонометрических, показательных, логарифмических и дифференциальных уравнений, отражающих состояние или поведение фрагмента химической действительности, особенностей соответствующего объекта, процесса или явления.
Общеобразовательные знания, умения и навыки старшеклассников углубляются и расширяются при выделении ими под руководством учителя химии необходимых условий осуществления наблюдения, измерения, описания, эксперимента и математического моделирования химических объектов, процессов и явлений.
Наблюдение плодотворно в учебном и научном отношениях если сформулирована его цель и определены предмет и план данного метода эмпирического исследования химической действительности.
Измерение, являющаяся количественной формой наблюдения, достигает цели при высоком уровне овладения исследователем теорией и методикой измерительных инструментов химии.
Описание фрагмента химической действительности вносит существенный вклад в учебное и научное познание объектов, процессов и явлений при наличии у исследователя полного протокола опыта.
Эксперимент учебный и научный в области химии способствует развитию познания действительности и его субъекта, если он позволяет подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Математическое моделирование считается успешным, если настоящим и будущим исследователям удалось достичь адекватности изучаемого фрагмента химической реальности построенным математическим конструкциям.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что с помощью освоенных на занятиях химии старшеклассниками методов наблюдения, измерения, описания, эксперимента и математического моделирования можно повысить уровень общеобразовательной подготовки учащихся по эмпирии и теории познания
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
2. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
3. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
4. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59- 63.
© Каримов М.Ф., Никонова Н.А., 2017
УДК 372.851
С. О. Каримова
магистрант 2 года обучения, ОмГПУ
г. Омск, РФ E-mail: saltik.s .93@mail. ru
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о роли проблемного обучения, в частности использование проблемных ситуаций в процессе обучения, в активизации познавательного интереса учащихся.
Ключевые слова Проблемное обучение, проблемная ситуация, познавательный интерес.
С внедрением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) изменились цели образования. Они стали основываться на побуждении учащихся к самостоятельности и активности при изучении нового материала, на воспитании коллективной взаимопомощи, развитии межпредметных связей. Проявление познавательного интереса учащихся к математике существенно влияет на реализацию поставленных целей. Применение новых образовательных технологий в процессе обучения, таких как проблемное обучение, позволит активизировать познавательный интерес обучающихся.
Познавательный интерес «выражается в глубинном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и длительном приобретении знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения» [2, с. 12]. Отсюда можно сделать вывод, что познавательный интерес неразрывно связан с проблемностью как неотъемлемой чертой этого процесса.
«Своеобразие проблемного обучения в том, что учащиеся систематически включаются в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности» [1, с. 117] -