Научная статья на тему 'Общенаучная основа педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов (аналитикорезультативный аспект)'

Общенаучная основа педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов (аналитикорезультативный аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общенаучная основа педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов (аналитикорезультативный аспект)»

ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (АНАЛИТИКОРЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ АСПЕКТ)

НИКИТИНА Е.Ю., АФАНАСЬЕВА О.Ю.

Одной из важнейших задач любого научного исследования является, на наш взгляд, выявление и анализ исходных положений и методов конкретных изысканий, их оценка с точки зрения перспективности, возможности использования как инструментария дальнейшего познания. В первую очередь, мы относим изложенное к анализу характера и возможностей различных подходов к управлению коммуникативным образованием студентов вузов с тем, чтобы выявить ошибочное, нерациональное и добиться перевода положительно оцененных методов и структур в форму принципов и предписаний исследовательской деятельности.

На общенаучном уровне в качестве общеметодологических выступают знания о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, знания основных ведущих категорий философии, теории познания, а также знания о методах (например, диалектическом, метафизическом), ориентирующих исследователя на познание объекта в его объективном и закономерном развитии. В связи с этим проанализируем теоретико-методологические подходы общенаучного уровня, имеющие непосредственное отношение к эффективному управлению коммуникативным образованием студентов вузов.

Системный подход (А.И. Берг, Л. Берталанфи, Н. Винер, Б.Г. Юдин и др.). Изучение процесса педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов с позиций системного подхода означает: а) выявление составных элементов, входящих в разработанную нами концепцию; б) определение уровня развития данных элементов; в) установление связи между составными элементами разработанной нами концепции управления коммуникативным образованием студентов вуза и другими существующими в науке концепциями; г) выяснение управленческих функций как концепции в целом, так и ее элементов; д) определение интегративных факторов, обеспечивающих эффективное управление коммуникативным образованием обучаемых - будущих профессионалов; е) установление коммуникативных связей с социальной средой как на макро-, так и на микроуровнях; ж) выявление и научное обоснование организационно-педагогических условий педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов.

Системный подход к исследуемой педагогической проблеме следует рассматривать как качественно более высокий уровень познания, включающий в себя:

• определение целей и задач в соответствии с уровнем развития общества и его потребностей, личности и средств образования;

• отбор содержания образования для достижения поставленной дидактической цели;

• развитие более высокого уровня коммуникативной компетентности студентов вуза;

• наличие необходимых и достаточных организационно-педагогических условий управления коммуникативным образованием будущих специалистов.

Ценностный подход (Л.В. Безрукова, В.М. Каирян, А. Маслоу, Р. Мей, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, К. Роджерс, В. Франклин, Н.З. Чевчадзе и др.). Исследование показало, что формирование ценностей у студентов вузов в условиях управления коммуникативным образованием требует учета современных тенденций в развитии образования XXI века:

• приоритетного изучения междисциплинарных тем, затрагивающих глобальные проблемы человечества на современном этапе развития, раскрывающих взаимосвязь между нациями и народами и включающих соответствующие нравственные, познавательные, культурные аспекты образования с целью ценностного осмысления опыта человеческой цивилизации;

• ориентации стратегии образования на развитие образованной, культурной и духовно богатой личности как необходимой предпосылки развития общества;

• реализации идеи непрерывного образования, его развивающей и гражданской позиции.

Коммуникативное образование студентов вузов не формирует личность с заданными свойствами, а лишь создает условия для полноценного проявления и развития личностных способностей субъектов образовательного процесса. В управляемом процессе коммуникативного образования будущих специалистов мы должны учитывать развитие структурных компонентов их личности (направленности и опыта). В ходе проведенного нами теоретико-экспериментального исследования установлено, что в условиях управления коммуникативным образованием ценностные ориентации студентов вузов позволяют осмыслить сущность и значимость познавательных ценностей и выступают как результат познавательной деятельности, который связан с включением познавательных ценностей в структуру личности.

На основании изложенного конкретизируем задачи управления коммуникативным образованием будущих специалистов:

• формирование адекватных представлений о моральных основаниях взаимосвязей в системе «человек - окружающий мир»;

• развитие способности к регуляции решений о собственных предпочтениях при взаимодействии с окружающим миром;

• формирование готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения коммуникативной целесообразности.

Как показали результаты экспериментальной работы, эффективность управления коммуникативным образованием будущих профессионалов зависит от его организации с учетом развития у обучаемых осознанного отношения к себе как культурно-историческому субъекту, осознания этнических и социальных корней избранного стиля и образа жизни; развития и обогащения миропонимания и мировосприятия в отношении гражданских прав, политических свобод, социальной ответственности и обязанностей личности в обществе; обучения самоанализу своих поступков как представителя социума.

Итак, ценностный подход к управлению коммуникативным образованием студентов вузов позволяет принять ценности познавательной деятельности; организовать личностное взаимодействие студентов со средствами обучения; направить будущих специалистов на правильный выбор ценностных ориентаций, а также перевести управление в самоуправление и саморегуляцию их учебно-познавательной деятельности.

Деятельностный подход (В.А. Беликов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,

А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.) Применительно к исследуемой проблеме заметим, что деятельностный подход позволяет: а) изучать коммуникативный менеджмент в логике целостного рассмотрения ведущих компонентов концепции управления коммуникативным образованием студентов вуза; б) рассматривать коммуникативные знания, умения и навыки будущих специалистов на основе их органической интеграции без разрыва во времени; в) раскрыть цели, средства и результат педагогического управления коммуникативным образованием обучаемых, их взаимодействие и обусловленность. Особо подчеркнем тот факт, что деятельностный подход предоставляет возможность рассматривать деятельность как совместную и продуктивную, построенную на принципах партисипативности, сотрудничества, межличностной коммуникации и паритетности.

Важно также отметить, что для нас значимыми являются ведущие положения теории деятельностного подхода, а именно идеи о формирующем и развивающем значении деятельности, а также о моделировании в образовательном процессе коммуникативной деятельности будущих профессионалов.

В то же время, понимая, что не все положения деятельностного подхода могут быть экстраполированы на наше исследование (ограниченность данного подхода видится в том, что он не позволяет раскрыть активность личности в целом, ибо в нем не определена

позиция отдельного человека как субъекта деятельности), мы полагаем возможным использовать, в первую очередь, личностно ориентированную и партисипативную составляющие. Это объясняется следующим: для того, чтобы коммуникативная

деятельность носила развивающий характер, она должна отвечать потребностям, интересам и целям личности, ее конкурентоспособности и профессиональной мобильности.

Культурологический подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Батищев, М.М. Мамардашвили, Э.С. Маркарян и др.). Интеграция России в мировое социокультурное пространство предполагает развитие у будущих профессионалов коммуникативной культуры: нам необходим достойный представитель культуры своей страны, способный к диалогу с мировой культурой. Только ценности культуры, ставшие достоянием культурологического образования, помогают личности обрести личностные смыслы и духовные ценности. Сегодня становится необходимым, чтобы в процессе обучения в вузе будущий профессионал овладел не только системой профессиональных знаний, но и приобщился к культурным ценностям, доминирующим в данном обществе, а также и в другой иноязычной среде.

Анализ научной литературы, собственные теоретико-экспериментальные изыскания позволили выявить следующие постулаты культурологического подхода:

1. Культурологический подход представляет собой базовый образовательный процесс, сущность которого заключается в установлении подобия между своим и иноязычным народом, ценностном отношении к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении проживать свою жизнь в формах культурного бытия народа и диалогическом общении с другими народами и культурами.

2. Культурологический подход не может быть навязан студентам извне, ибо он обусловлен внутренне, он имеет субъективную природу, является продуктом национального самосознания личности. Будущий специалист приобретает свойство культурной идентичности по мере вхождения в национальную культуру и становления его личности как гражданина, человека культуры и субъекта культурных видов профессиональной деятельности.

3. Культурологический компонент содержания профессиональной подготовки студентов имплицитно содержится во всех изучаемых дисциплинах, что указывает на необходимость специальной работы преподавателя вуза по его выявлению, обогащению и использованию в целях культурной идентификации обучаемых.

4. Процесс культурной идентификации студентов высшей школы опосредован комплексом внешних (целостная культурная среда вуза, профессиональная культура преподавателей, диалог культур, создающий нравственную атмосферу в вузе, культурная событийность жизнедеятельности студентов) и внутренних (становление у будущих специалистов «Я-концепции» человека культуры, развитие национального самосознания, овладение основами культуры иноязычного общения, развитие способностей к творческой самореализации в мире культурных ценностей) условий.

Межкультурный подход (Г.В. Власова, Е.Б. Быстрай, Т.В. Карамышева, Л.Г. Кузьмина,

В.П. Фурманова, И.И. Халеева и др.). Межкультурный подход дает обучающимся возможность сравнить элементы и структурные единства иноязычной культуры с традициями, обычаями и другими проявлениями своей собственной культуры, что в итоге позволяет развивать у них чувство толерантности к проявлениям иноязычной культуры.

Изучение межкультурной коммуникации в ракурсе теорий коммуникации позволило определить ее структуру и содержание как процесс культурного взаимодействия на трех уровнях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный уровень означает реализацию правил общения посредством языка, культурных традиций и приводит к взаимопониманию. На интерактивном уровне культурное взаимодействие - это организация межличностного общения, основанного на учете личностных характеристик коммуникантов. Перцептивный уровень позволяет выявить механизм взаимного познания и сближения представителей различных культур.

Опыт показал, что студенты должны учиться технике общения, овладевать речевым этикетом страны изучаемого языка, стратегией и тактикой группового и диалогического общения, решать различного рода коммуникативные ситуации, быть речевыми партнерами. В рамках межкультурного подхода обучаемые должны не просто знакомиться с поведенческими паттернами, принятыми в иноязычной культуре, а овладевать ими в процессе решения коммуникативных ситуаций, осуществления ролевых игр, а также межкультурных экскурсов с тем, чтобы в будущем применять их в ситуациях реального общения с представителями различных культур в будущей профессиональной деятельности. Межкультурный подход к управлению коммуникативным образованием будущих специалистов призван устранить противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой.

Поликультурный подход (Дж. Бэнкс, К. Грант, О.В. Гукаленко, Н.В. Кузьмина, И.Ю. Макурина, Л.Л. Супрунова, П. Янг и др.). Коммуникативное образование студентов вузов, как показывает опыт работы в качестве преподавателя высшей профессиональной школы, должно осуществляться в рамках соизучения языков и культур, так как именно культура на сегодняшний день выступает в качестве системообразующей структуры, контекста, в котором строится иноязычная образовательная деятельность. Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, определяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Освоение личностью культуры предполагает и освоение способов практической деятельности. Мы разделяем мнение исследователей о том, что культура - это и результат, и процесс, и деятельность, и способ, и отношение, и норма.

Коммуникативное образование студентов вузов осуществляется в следующей последовательности: родной язык — родная культура — профессиональная социокультура обучаемого — коммуникация (межличностная и профессионально ориентированная) на основе диалога культур — культура страны изучаемого языка — профессиональная иноязычная социокультура — поликультурная языковая личность будущего специалиста. Такая последовательность отражает способность обучаемого определять свое социокультурное пространство, видеть культурную вариативность и осознавать свое место в спектре культур современного поликультурного сообщества. Но если культурное самоопределение является реально достижимым уровнем, то диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни каждого человека. Иными словами, культурная вариативность - это норма жизни и деятельности современного поликультурного сообщества, а диалог культур - это философия общения людей в современных поликультурных сообществах стран родного и изучаемого языков.

Итак, поликультурный подход обеспечивает создание воспитывающей поликультурной среды за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры, которая включает обучаемого в активный процесс ее познания и созидания путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации.

Герменевтический подход (Х.-Г. Гадамер, В. Гумбольдт, В. Дильтей, А. Лоренцер, П. Рикёр, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер, К. Ясперс и др.). Герменевтические технологии постижения определенных проблем образования способствуют решению следующих дидактических, диагностических, эвристических и этических задач по освоению элементов социального опыта:

• соответствие замысла (смысла) авторского научного, учебного текста моральноэтическим, интеллектуальным ценностям человека исторической эпохи;

• возможность дидактического (ре)конструирования авторского когнитивного опыта, объективации индивидуального опыта, составляющего смысловую, логическую структуру научной теории, нравственной нормы и т.д.;

• наличие психо-эмоциональной, когнитивной информационно-образовательной виртуальной общности автора текста, преподавателя и обучаемых;

• взаимообусловленность, единство когнитивных функций учебно-познавательной деятельности, способа мышления преподавателя и студентов, герменевтичность объяснения естественнонаучных, социоприродных феноменов, возможность (вероятность) преодоления субъективности понимания;

• взаимодополнительность автора текста и педагога, педагога и обучаемого, совместная партисипативная учебно-познавательная деятельность, совмещающая целесообразность с целедостижением, построенная на паритетных началах и межличностной коммуникации.

С точки зрения герменевтического подхода, при управлении коммуникативным образованием студентов вузов целесообразно использовать технологию «герменевтического круга» и столкновения текстов или их фрагментов (блок-концептов), перевод их культурного содержания из знаково-отвлеченных форм в реально-временные, культурные формы и смыслы. «Герменевтический круг» представляет собой вопросоответный диалог преподавателя и студентов, включающий в себя превращение проблемы в вопрос (желательно эвристический), который, в свою очередь, реконструируется и трансформируется в текст, затем - восприятие, представление, понимание смысла текста, объяснение, разрешение интеллектуальной, нравственной проблемы, поставленной в вопросе с целью усвоения культурно-речевых эталонов общения.

Таким образом, общенаучный уровень теоретико-методологических подходов обеспечил нам новую методологию понимания путей эволюции сложившихся систем, к числу которых относится и система педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.