ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (АНАЛИТИКОРЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ АСПЕКТ)
НИКИТИНА Е.Ю., АФАНАСЬЕВА О.Ю.
Одной из важнейших задач любого научного исследования является, на наш взгляд, выявление и анализ исходных положений и методов конкретных изысканий, их оценка с точки зрения перспективности, возможности использования как инструментария дальнейшего познания. В первую очередь, мы относим изложенное к анализу характера и возможностей различных подходов к управлению коммуникативным образованием студентов вузов с тем, чтобы выявить ошибочное, нерациональное и добиться перевода положительно оцененных методов и структур в форму принципов и предписаний исследовательской деятельности.
На общенаучном уровне в качестве общеметодологических выступают знания о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, знания основных ведущих категорий философии, теории познания, а также знания о методах (например, диалектическом, метафизическом), ориентирующих исследователя на познание объекта в его объективном и закономерном развитии. В связи с этим проанализируем теоретико-методологические подходы общенаучного уровня, имеющие непосредственное отношение к эффективному управлению коммуникативным образованием студентов вузов.
Системный подход (А.И. Берг, Л. Берталанфи, Н. Винер, Б.Г. Юдин и др.). Изучение процесса педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов с позиций системного подхода означает: а) выявление составных элементов, входящих в разработанную нами концепцию; б) определение уровня развития данных элементов; в) установление связи между составными элементами разработанной нами концепции управления коммуникативным образованием студентов вуза и другими существующими в науке концепциями; г) выяснение управленческих функций как концепции в целом, так и ее элементов; д) определение интегративных факторов, обеспечивающих эффективное управление коммуникативным образованием обучаемых - будущих профессионалов; е) установление коммуникативных связей с социальной средой как на макро-, так и на микроуровнях; ж) выявление и научное обоснование организационно-педагогических условий педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов.
Системный подход к исследуемой педагогической проблеме следует рассматривать как качественно более высокий уровень познания, включающий в себя:
• определение целей и задач в соответствии с уровнем развития общества и его потребностей, личности и средств образования;
• отбор содержания образования для достижения поставленной дидактической цели;
• развитие более высокого уровня коммуникативной компетентности студентов вуза;
• наличие необходимых и достаточных организационно-педагогических условий управления коммуникативным образованием будущих специалистов.
Ценностный подход (Л.В. Безрукова, В.М. Каирян, А. Маслоу, Р. Мей, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, К. Роджерс, В. Франклин, Н.З. Чевчадзе и др.). Исследование показало, что формирование ценностей у студентов вузов в условиях управления коммуникативным образованием требует учета современных тенденций в развитии образования XXI века:
• приоритетного изучения междисциплинарных тем, затрагивающих глобальные проблемы человечества на современном этапе развития, раскрывающих взаимосвязь между нациями и народами и включающих соответствующие нравственные, познавательные, культурные аспекты образования с целью ценностного осмысления опыта человеческой цивилизации;
• ориентации стратегии образования на развитие образованной, культурной и духовно богатой личности как необходимой предпосылки развития общества;
• реализации идеи непрерывного образования, его развивающей и гражданской позиции.
Коммуникативное образование студентов вузов не формирует личность с заданными свойствами, а лишь создает условия для полноценного проявления и развития личностных способностей субъектов образовательного процесса. В управляемом процессе коммуникативного образования будущих специалистов мы должны учитывать развитие структурных компонентов их личности (направленности и опыта). В ходе проведенного нами теоретико-экспериментального исследования установлено, что в условиях управления коммуникативным образованием ценностные ориентации студентов вузов позволяют осмыслить сущность и значимость познавательных ценностей и выступают как результат познавательной деятельности, который связан с включением познавательных ценностей в структуру личности.
На основании изложенного конкретизируем задачи управления коммуникативным образованием будущих специалистов:
• формирование адекватных представлений о моральных основаниях взаимосвязей в системе «человек - окружающий мир»;
• развитие способности к регуляции решений о собственных предпочтениях при взаимодействии с окружающим миром;
• формирование готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения коммуникативной целесообразности.
Как показали результаты экспериментальной работы, эффективность управления коммуникативным образованием будущих профессионалов зависит от его организации с учетом развития у обучаемых осознанного отношения к себе как культурно-историческому субъекту, осознания этнических и социальных корней избранного стиля и образа жизни; развития и обогащения миропонимания и мировосприятия в отношении гражданских прав, политических свобод, социальной ответственности и обязанностей личности в обществе; обучения самоанализу своих поступков как представителя социума.
Итак, ценностный подход к управлению коммуникативным образованием студентов вузов позволяет принять ценности познавательной деятельности; организовать личностное взаимодействие студентов со средствами обучения; направить будущих специалистов на правильный выбор ценностных ориентаций, а также перевести управление в самоуправление и саморегуляцию их учебно-познавательной деятельности.
Деятельностный подход (В.А. Беликов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.) Применительно к исследуемой проблеме заметим, что деятельностный подход позволяет: а) изучать коммуникативный менеджмент в логике целостного рассмотрения ведущих компонентов концепции управления коммуникативным образованием студентов вуза; б) рассматривать коммуникативные знания, умения и навыки будущих специалистов на основе их органической интеграции без разрыва во времени; в) раскрыть цели, средства и результат педагогического управления коммуникативным образованием обучаемых, их взаимодействие и обусловленность. Особо подчеркнем тот факт, что деятельностный подход предоставляет возможность рассматривать деятельность как совместную и продуктивную, построенную на принципах партисипативности, сотрудничества, межличностной коммуникации и паритетности.
Важно также отметить, что для нас значимыми являются ведущие положения теории деятельностного подхода, а именно идеи о формирующем и развивающем значении деятельности, а также о моделировании в образовательном процессе коммуникативной деятельности будущих профессионалов.
В то же время, понимая, что не все положения деятельностного подхода могут быть экстраполированы на наше исследование (ограниченность данного подхода видится в том, что он не позволяет раскрыть активность личности в целом, ибо в нем не определена
позиция отдельного человека как субъекта деятельности), мы полагаем возможным использовать, в первую очередь, личностно ориентированную и партисипативную составляющие. Это объясняется следующим: для того, чтобы коммуникативная
деятельность носила развивающий характер, она должна отвечать потребностям, интересам и целям личности, ее конкурентоспособности и профессиональной мобильности.
Культурологический подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Батищев, М.М. Мамардашвили, Э.С. Маркарян и др.). Интеграция России в мировое социокультурное пространство предполагает развитие у будущих профессионалов коммуникативной культуры: нам необходим достойный представитель культуры своей страны, способный к диалогу с мировой культурой. Только ценности культуры, ставшие достоянием культурологического образования, помогают личности обрести личностные смыслы и духовные ценности. Сегодня становится необходимым, чтобы в процессе обучения в вузе будущий профессионал овладел не только системой профессиональных знаний, но и приобщился к культурным ценностям, доминирующим в данном обществе, а также и в другой иноязычной среде.
Анализ научной литературы, собственные теоретико-экспериментальные изыскания позволили выявить следующие постулаты культурологического подхода:
1. Культурологический подход представляет собой базовый образовательный процесс, сущность которого заключается в установлении подобия между своим и иноязычным народом, ценностном отношении к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении проживать свою жизнь в формах культурного бытия народа и диалогическом общении с другими народами и культурами.
2. Культурологический подход не может быть навязан студентам извне, ибо он обусловлен внутренне, он имеет субъективную природу, является продуктом национального самосознания личности. Будущий специалист приобретает свойство культурной идентичности по мере вхождения в национальную культуру и становления его личности как гражданина, человека культуры и субъекта культурных видов профессиональной деятельности.
3. Культурологический компонент содержания профессиональной подготовки студентов имплицитно содержится во всех изучаемых дисциплинах, что указывает на необходимость специальной работы преподавателя вуза по его выявлению, обогащению и использованию в целях культурной идентификации обучаемых.
4. Процесс культурной идентификации студентов высшей школы опосредован комплексом внешних (целостная культурная среда вуза, профессиональная культура преподавателей, диалог культур, создающий нравственную атмосферу в вузе, культурная событийность жизнедеятельности студентов) и внутренних (становление у будущих специалистов «Я-концепции» человека культуры, развитие национального самосознания, овладение основами культуры иноязычного общения, развитие способностей к творческой самореализации в мире культурных ценностей) условий.
Межкультурный подход (Г.В. Власова, Е.Б. Быстрай, Т.В. Карамышева, Л.Г. Кузьмина,
В.П. Фурманова, И.И. Халеева и др.). Межкультурный подход дает обучающимся возможность сравнить элементы и структурные единства иноязычной культуры с традициями, обычаями и другими проявлениями своей собственной культуры, что в итоге позволяет развивать у них чувство толерантности к проявлениям иноязычной культуры.
Изучение межкультурной коммуникации в ракурсе теорий коммуникации позволило определить ее структуру и содержание как процесс культурного взаимодействия на трех уровнях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный уровень означает реализацию правил общения посредством языка, культурных традиций и приводит к взаимопониманию. На интерактивном уровне культурное взаимодействие - это организация межличностного общения, основанного на учете личностных характеристик коммуникантов. Перцептивный уровень позволяет выявить механизм взаимного познания и сближения представителей различных культур.
Опыт показал, что студенты должны учиться технике общения, овладевать речевым этикетом страны изучаемого языка, стратегией и тактикой группового и диалогического общения, решать различного рода коммуникативные ситуации, быть речевыми партнерами. В рамках межкультурного подхода обучаемые должны не просто знакомиться с поведенческими паттернами, принятыми в иноязычной культуре, а овладевать ими в процессе решения коммуникативных ситуаций, осуществления ролевых игр, а также межкультурных экскурсов с тем, чтобы в будущем применять их в ситуациях реального общения с представителями различных культур в будущей профессиональной деятельности. Межкультурный подход к управлению коммуникативным образованием будущих специалистов призван устранить противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой.
Поликультурный подход (Дж. Бэнкс, К. Грант, О.В. Гукаленко, Н.В. Кузьмина, И.Ю. Макурина, Л.Л. Супрунова, П. Янг и др.). Коммуникативное образование студентов вузов, как показывает опыт работы в качестве преподавателя высшей профессиональной школы, должно осуществляться в рамках соизучения языков и культур, так как именно культура на сегодняшний день выступает в качестве системообразующей структуры, контекста, в котором строится иноязычная образовательная деятельность. Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, определяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Освоение личностью культуры предполагает и освоение способов практической деятельности. Мы разделяем мнение исследователей о том, что культура - это и результат, и процесс, и деятельность, и способ, и отношение, и норма.
Коммуникативное образование студентов вузов осуществляется в следующей последовательности: родной язык — родная культура — профессиональная социокультура обучаемого — коммуникация (межличностная и профессионально ориентированная) на основе диалога культур — культура страны изучаемого языка — профессиональная иноязычная социокультура — поликультурная языковая личность будущего специалиста. Такая последовательность отражает способность обучаемого определять свое социокультурное пространство, видеть культурную вариативность и осознавать свое место в спектре культур современного поликультурного сообщества. Но если культурное самоопределение является реально достижимым уровнем, то диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни каждого человека. Иными словами, культурная вариативность - это норма жизни и деятельности современного поликультурного сообщества, а диалог культур - это философия общения людей в современных поликультурных сообществах стран родного и изучаемого языков.
Итак, поликультурный подход обеспечивает создание воспитывающей поликультурной среды за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры, которая включает обучаемого в активный процесс ее познания и созидания путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации.
Герменевтический подход (Х.-Г. Гадамер, В. Гумбольдт, В. Дильтей, А. Лоренцер, П. Рикёр, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер, К. Ясперс и др.). Герменевтические технологии постижения определенных проблем образования способствуют решению следующих дидактических, диагностических, эвристических и этических задач по освоению элементов социального опыта:
• соответствие замысла (смысла) авторского научного, учебного текста моральноэтическим, интеллектуальным ценностям человека исторической эпохи;
• возможность дидактического (ре)конструирования авторского когнитивного опыта, объективации индивидуального опыта, составляющего смысловую, логическую структуру научной теории, нравственной нормы и т.д.;
• наличие психо-эмоциональной, когнитивной информационно-образовательной виртуальной общности автора текста, преподавателя и обучаемых;
• взаимообусловленность, единство когнитивных функций учебно-познавательной деятельности, способа мышления преподавателя и студентов, герменевтичность объяснения естественнонаучных, социоприродных феноменов, возможность (вероятность) преодоления субъективности понимания;
• взаимодополнительность автора текста и педагога, педагога и обучаемого, совместная партисипативная учебно-познавательная деятельность, совмещающая целесообразность с целедостижением, построенная на паритетных началах и межличностной коммуникации.
С точки зрения герменевтического подхода, при управлении коммуникативным образованием студентов вузов целесообразно использовать технологию «герменевтического круга» и столкновения текстов или их фрагментов (блок-концептов), перевод их культурного содержания из знаково-отвлеченных форм в реально-временные, культурные формы и смыслы. «Герменевтический круг» представляет собой вопросоответный диалог преподавателя и студентов, включающий в себя превращение проблемы в вопрос (желательно эвристический), который, в свою очередь, реконструируется и трансформируется в текст, затем - восприятие, представление, понимание смысла текста, объяснение, разрешение интеллектуальной, нравственной проблемы, поставленной в вопросе с целью усвоения культурно-речевых эталонов общения.
Таким образом, общенаучный уровень теоретико-методологических подходов обеспечил нам новую методологию понимания путей эволюции сложившихся систем, к числу которых относится и система педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов.