Научная статья на тему 'Общее и особенное в социальной адаптации местного населения республики Саха (Якутия) к промышленному производству'

Общее и особенное в социальной адаптации местного населения республики Саха (Якутия) к промышленному производству Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
126
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ / СЕВЕРНЫЕ НАРОДЫ / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СРЕДА / ПАРАДИГМА / ПАТЕРНАЛИЗМ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL ADAPTATION / INDUSTRIAL PRODUCTION / VILLAGER / NORTHERN PEOPLE / INDUSTRIAL ENVIRONMENT / PARADIGM / PATERNALISM / PROTECTIONISM / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоров Н. А.

На основе выделения общего и особенного в социальной адаптации представителей северных народов в индустриальной среде обоснована необходимость перехода от патерналистской модели социальной адаптации к партнерской. Раскрыв опыт приспособления местной молодежи к условиям индустриальной среды на примере алмазодобывающей промышленности, определены место и роль института гражданского общества в социальной адаптации местной молодежи в промышленном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General and peculiar in social adaptation of the population of the Republic of Sakha (Yakutia) to industrial production

On the basis of general and peculiar in the social adaptation among the Northern people in industrial environment there is need for transition from paternalistic model of social adaptation to partnership. Having discovered the experience of the youth in their adjustment to the conditions of industrial area by example diamond cutting industry, the place and role of the institution of civil society in social adaptation in industrial production are detected.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в социальной адаптации местного населения республики Саха (Якутия) к промышленному производству»

13. Анисимов Е.В. Время российских реформ. - Л.: Лениз-дат, 1989. - 496 с.

14. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы: Философские портреты мыслителей от Ф.М. Достоевского до А.Ф. Лосева. -М.: Соратник, 1995. - 306 с.

15. Голиков А.К. Личность и государство в русской социально-философской и политической мысли Х1Х-начала XX века. - СПб.: Изд-во «Нестор», 2004. - 372 с.

16. Панарин А.С. Народ без элиты. - М.: Изд-во «Алгоритм», 2006. - 352 с.

17. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. - М.: Прогресс, 1990. - 452 с.

18. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. - М.: Логос, 1998. - 392 с.

N.S. Shkurko

Russian imperial myth as a sociocultural phenomenon

In the article Russian imperial myth as a sociocultural phenomenon is analyzed that is of great adaptive, integration and ideological potential. Variants of myth existence in different stages of country development are traced back (from “historic designation of Rus” and “Moscow is the third Rome” till messianic “Russian idea”). Its peculiarities of perception and interpretation of power and society are revealed as well. The following conclusion is argued that the modern variant of existence of imperial myth which is renewal of “bygone splendor of Russia” - successfully consolidates power and Russian people efforts providing ideological unity and attractive image “master of the land”.

Key words: political myth, sociocultural sources, imperial myth, symbolic elite, specific space of power, imperial conciseness, messianic designation, national political culture, “Russian idea”, renewal of “bygone splendor.

УДК 130.3:316.444.5(571.56)

Н.А. Фёдоров

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) К ПРОМЫШЛЕННОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

На основе выделения общего и особенного в социальной адаптации представителей северных народов в индустриальной среде обоснована необходимость перехода от патерналистской модели социальной адаптации к партнерской. Раскрыв опыт приспособления местной молодежи к условиям индустриальной среды на примере алмазодобывающей промышленности, определены место и роль института гражданского общества в социальной адаптации местной молодежи в промышленном производстве.

Ключевые слова: социальная адаптация, промышленное производство, сельский житель, северные народы, индустриальная среда, парадигма, патернализм, протекционизм, социальное партнерство.

В последние годы наблюдается рост заинтересованности сельской молодежи Республики Саха (Якутия) участвовать в промышленном освоении северных территорий. Как показывает многолетний опыт, вахтовый метод организации работы в промышленных предприятиях не оправдал себя. Свидетельством тому является превращение некогда задуманных как вахтовые поселки Айхал, Удачный в полноценные промышленные города

ФЕДОРОВ Николай Афанасьевич - ведущий специалист Федерации профсоюзов РС (Я), соискатель кафедры философии ЯГУ.

E-mail: [email protected]

с развитой инфраструктурой, появление нескольких поколения людей, для которых эти города стали родными. Становится показательным возвращение пенсионеров, уехавших в центральные регионы, назад, на родину - в эти города. Из этого следует, что при освоении природных ресурсов Республики Саха (Якутия) целесообразно массово использовать местные трудовые ресурсы в промышленном производстве. Горно-геологические изыскания свидетельствуют, что запасов ископаемых и добываемых природных ресурсов на территории Якутии хватит еще на многие десятилетия. Поэтому повышение эффективности социальной адаптации северных народов (якуты, эвены, эвенки, долганы и чукчи) республики в среде индустриального производства в социокультурном,

экономическом и политическом смыслах имеет стратегическое значение в целом для всей страны.

Но как показывает практика, в своем большинстве представители северных народов слабо адаптируются в индустриальной среде, особенно имеющие низкоквалифицированные рабочие профессии. Здесь решающими причинами являются непривычные для якутов, эвенов, эвенков и долган ритм, темп и технологические требования, а также сравнительно низкий уровень оплаты труда. Немаловажно и то, что у большинства адаптантов отсутствует целеустремленность в преодолении трудностей и достижении высоких производственных успехов, иначе говоря, слабо развита конкурентоспособность. Более того, они при первых же трудностях на промышленном предприятии нередко добровольно оставляют свои рабочие места или создают конфликтную ситуацию, в результате чего администрации приходится увольнять их с работы.

Из числа местных кадров, представителей северных народов, более успешно адаптируются те, которые работают в составе инженерно-технических служб. Как показывают результаты проведенных нами в 1997-1999 гг. исследований в области социальной адаптации северных народов к условиям индустриального производства, ценностные ориентации остаются у 85% респондентов неизменными.

Всего нами опрошены 120 работников алмазодобывающей промышленности, и возрастная структура респондентов составила: 60% - в возрасте до 30 лет, 40%

- старше 30 лет, из них 83% - рабочие, 17% - инженернотехнические работники (ИТР). Образовательный уровень респондентов составил: 11% - с высшим образованием, 1% - с неоконченным высшим образованием, 60% - с общим средним образованием и 28% - со средним специальным образованием.

Из числа первичных адаптантов - 29% оказались предрасположенными к адаптации в условиях промышленности, а 71% - неадаптивными. Из числа вторичных адаптантов - 40% оказались предрасположенными к адаптации, а 60% - неадаптивными. Текучесть кадров по разным причинам составила 85%.

Процесс социальной адаптации представителей северных народов Республики Саха (Якутия) в алмазодобывающей промышленности характеризуется выраженностью в их сознании своей этнической культуры. Поэтому социальная адаптация северян в среде алмазодобывающей промышленности без создания социальной системы адаптации представляется проблемной, поскольку у подавляющего большинства коренного населения Севера на уровне бессознательного отсутствует необходимая базовая информация. В целом, из числа северных народов Якутии в условиях многонационального трудового коллектива алмазодобывающей промышленности более или менее успешно могут адаптироваться лишь 15-20% населения.

Выявлена закономерность: чем выше образовательнокультурный уровень адаптанта, тем он лучше приспосабливается в индустриальной среде. В связи с этим возникает необходимость изучения общего и особенного в социальной адаптации северных народов республики в промышленности. Камнем преткновения оказались индивидуальные особенности адаптанта, оказавшиеся решающим фактором в процессе социальной адаптации в среде индустриального производства.

В адаптационном процессе северных народов к промышленному производству имеются различия. Они, по мнению П.С. Кузнецова, заключаются в том, что общее в социальной адаптации человека - это удовлетворение потребностей общества, а особенное - функция развития личности [1]. Согласно Л.В. Корель, общее в социальной адаптации заключается в росте и созидании социальной системы [2], а особенное - в рационализации традиций [3]. В социальной адаптации северного человека, аборигенного населения в среде промышленности особенное представлено его этническими стереотипами, своеобразием быта и образа жизни, обусловленными его ментальностью.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что общий подход к изучению и практике социальной адаптации человека в социальной среде, действовавший в советское время по схеме «субъект-объект», порождал патерналистскую парадигму, поскольку человек понимался лишь как объект адаптационного процесса. Поэтому вся партийно-государственная структура, комсомольско-молодежные и профсоюзные организации проводили такую политику, которая ставила перед собой задачу создания всевозможных условий для работника в производственных предприятиях. Вновь поступившим на работу на предприятие молодым рабочим кадрам назначались наставники и для них специально создавались благоприятные психологические, социальные и политические условия работы. Но в современных социальнополитических и экономических условиях развития российского общества на передний план выходит гражданское начало, и патерналистская парадигма перестает быть эффективной. Сегодня в целях создания необходимых условий развития гражданской инициативы меняются функции государства. Государство уходит из пространства социализации и адаптации человека в обществе. И в этих условиях, отойдя от патернализма, мы должны через протекционизм перейти к социальному партнерству. Это значит, что гражданам самим необходимо решать свои проблемы, связанные с процессом их приспособления, возникающие в современных социально-культурных и производственных отношениях.

Из изложенного вытекает вопрос: как сегодня решать проблемы социальной адаптации человека с учетом его очевидных этнокультурных и ментальных особенностей в социуме? Понятно, что для многих представителей северных народов адаптироваться в среде индустриального

производства становится затруднительным, поскольку их этническая культура, мировоззрение продолжают формироваться и развиваться преимущественно на основе мифов и природообразных представлений. В этом случае они лишаются возможности адекватно отражать в своем сознании сущность и содержание промышленной среды и не могут своевременно и плодотворно синтезировать новые традиции в современных условиях развития индустриального общества. Им нужна протекция со стороны других субъектов общества. Поэтому наряду с самим адаптантом решением этих проблем должны заниматься различные гражданские структуры, такие как государственные научно-исследовательские и образовательные учреждения, общественные объединения и структуры муниципальных образований. Но успешность решения проблем, безусловно, зависит от уровня и качества результатов исследований в области приспособления человека в социальной и производственной среде. Следует отметить, что гуманитарные науки еще не достигли желаемого единства по вопросам социальной адаптации человека. М.В. Ромм по проблемам социализации и социальной адаптации личности выделяет различные подходы и уровни осмысления [4].

Характеристика степени изученности процесса социальной адаптации человека в социуме позволяет сделать вывод о том, что понимание сущности приспособления личности в той или иной среде основано на структурно-функциональном подходе. При этом в работах исследователей нет ясности относительно теоретикометодологических оснований анализа общего процесса социальной адаптации личности в социуме, ее социальной и информационной специфики, содержания структуры и места адаптационных процессов в жизнедеятельности личности. Не определены субординация и характер взаимодействия процессов социальной адаптации и социализации. Отсутствует четкость в понимании разноуровневых стратегий и барьеров адаптации личности в социуме. В то же время существует устойчивое убеждение в том, что познание различных аспектов социальной адаптации личности требует применения интегрированного научного подхода, способного обеспечить целостный, системный учет всего комплекса социокультурных, экономических, политических, психологических, педагогических и других факторов и влияет на статику и динамику социальной адаптации личности в обществе. В связи с этим в теоретической социологии [1, 2] активно разрабатываются теория и методология неклассических подходов.

Таким образом, при проведении исследований проблем социальной адаптации представителей северных народов в индустриальной среде необходимо учитывать рассмотрение изначальных форм человеческой деятельности, включающее биологические слагаемые, без которых не может быть социального взаимодействия людей, в конечном счете немыслимо развитие социума [5]. По-

этому с точки зрения социально-философской методологии необходимо учитывать биосоциальные факторы, поскольку в обществе в процессе его дальнейшего формирования происходит его «второе рождение» как единичного в составе общего. Человек как индивид, вступая на путь социализации, т.е. адаптируясь к происходящим процессам в обществе, всегда интерпретирует их или перерабатывает по-своему, что является в адаптационном процессе главным предопределяющим фактором. Таким образом, рассматриваемые биологические, социальные и психологические уровни имеют «чисто условные» различия и функциональный характер. Действительно, на биологическом уровне происходит адаптация человека к окружающей среде, на социальном уровне осуществляется преобразование его бытия, а на психологическом

- формируется и реализуется его сознание, когда определенное его проявление становится самоценностью с точки зрения его внутреннего мира.

Как мы отметили выше, человек на социальном уровне выступает как личность. Самое глубинное сущностное качество человека состоит именно в его способности в любых условиях принимать собственное решение, делать выбор и творчески доопределять бытие, и это является характеристикой его способности в процессе приспособления в социуме. В данном случае, безусловно, складывающиеся в социальной системе обстоятельства оказывают воздействие на человека, на его становление как личности. Акты свободного самотворчества его располагаются между двумя полюсами: совершенствования себя и мира вместе с теми, кто занимает такую же позицию. Так могут утверждать крупные ученые, имеющие свои теории. Выбор адаптивных стратегий, по мнению М.В. Ромма, осуществляется в специфическом адаптивном пространстве культуры, социальной системы, и индивид может осуществлять целенаправленный поиск необходимых адаптивных стратегий на основе творческой модификации известных культурных образцов [6]. Несколько иное представление имеет с Л.В. Корель, которая считает, что человек целенаправленно формирует свой адаптивный потенциал [7].

Известно, что культура выполняет функцию стабилизации, самосохранения этноса и является сложным специфическим адаптивным системным образованием. А с точки зрения социальной философии культура как адаптивная система характеризуется максимумом структурного и функционального разнообразия, составляющим ее компоненты. Помимо этого культура отличается, с одной стороны, известным числом степеней свободы, позволяющий ей в той или иной мере изменять параметры своего функционирования, с другой стороны, активным характером взаимодействия в обменных процессах с внешней средой, несводимого к физическому (природному).

В физическом смысле адаптивная система - это классическое антиэнтропийное образование, так как она

вынуждена постоянно восполнять энергию, затраченную на самоуправление и поддержание собственной целостности за счет внешних поступлений. Например, применительно к социальной адаптации высокий профессиональный уровень, мастерство каждого участника совместной деятельности не определяют и не обеспечивают автоматически высокие производственные показатели. Необходим эффект сработанности, который требует согласованности индивидуальных усилий и совместных действий участников производственного процесса. Для ее достижения работающие должны понимать друг друга и своевременно содействовать друг другу. Естественно, что только при достаточно длительной совместной работе партнеры достигают такой согласованности. Однако у одних согласованность наступает довольно быстро, у других - более медленно, что зависит от их уровня интеллектуального развития. В данном процессе, по нашему мнению, вопрос согласованности в действиях адаптантов на производстве становится особенно острым, если партнерам приходится работать в сложных или экстремальных условиях, когда времени на согласование действий недостаточно.

При изменении ситуаций в социуме от человека требуется исключительная способность варьировать свое поведение. Кроме того, человек как сознательное существо может целенаправленно контролировать и управлять процессом своей социальной адаптации к условиям среды [8]. Понятно, что на трудовое поведение индивидов влияют как социально-экономические, так и этносоциальные детерминанты. К ним относятся такие специфические факторы, как система ценностей национальной культуры, религиозно-культурные традиции, модель профессиональных притязаний, этнические традиции труда, этнические стереотипы поведения и исторически сложившиеся предрассудки. В этой связи при изучении и организации социальной адаптации субъектов общественного взаимодействия нельзя игнорировать процесс преобразования элементов и факторов этнической культуры, их значение, а также семейно-брачные отношения

[9].

Таким образом, при исследовании социальной адаптации важно правильно оценивать и осмысливать её комплексный характер, учитывающий весьма сложный и разноуровневый процесс психологического и культурного развития того или иного народа. Именно комплексный подход позволяет максимально учитывать экономические, социальные, политические, исторические, психологические и, в первую очередь, культурные факторы. Ни одним из них нельзя игнорировать или недооценивать, иначе происходит нарушение целостности процесса развития человека, что приводит к снижению эффективности приспособления к социальной среде вообще и индустриальной в особенности.

Процесс социальной адаптации подразумевает организацию специальной системы для модернизации этно-

культурных ценностей представителей северных народов, необходимых для освоения ими социальной и производственной культуры промышленности, поскольку сельское хозяйство по своему социально-культурному, экономическому содержанию существенно отличается от промышленного производства. При этом следует отметить, что эффективность модернизации этнокультурных ценностей зависит от проведения целенаправленного и системного исследования процесса социальной адаптации северных народов в промышленности и требует разработки научно обоснованной методологии организации и управления процессом социальной адаптации. Поэтому есть основания полагать, что проблема социальной адаптации северных народов в промышленности связана с поиском, накоплением, обработкой, хранением, передачей, преобразованием и практическим использованием непрерывно возрастающего потока информации во всех сферах производственной и общественной жизни для синтезирования новых этнических традиций, способствующих процессу освоения культуры индустриального производства. Здесь необходимо особо отметить, что в процессе социальной адаптации представителей северных народов в среде промышленности подразумевается синтез знаний в области природных, социальных и технических систем. В этом случае права А.А. Балыкова, считающая, что конечный результат адаптации человека в индустриальной среде зависит от непротиворечивого согласования его собственного мировоззрения, этнической культуры с основными принципами социальной среды - индустриального общества [10].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- в современных социально-политических и экономических условиях развития российского общества патернализм уступает свое место социальному партнерству общества и власти;

- якуты, эвены, эвенки и долганы, желающие работать и жить в условиях индустриального производства, сами должны решать проблемы социальной адаптации посредством государственных научно-исследовательских и образовательных учреждений, общественных объединений и структур муниципальных образований;

- необходимо разработать методику и способы организации, управления адаптационным процессом северных народов в промышленной среде, в самой сельской инфраструктуре. Дальнейшие исследования проблем социальной адаптации должны переключаться и в данную плоскость;

- необходимо создать Республиканский центр профессиональной адаптации школьников и социальной адаптации молодежи в среде индустриального производства в целях профессиональной ориентации школьников, а также изучения процесса социальной адаптации привлеченных представителей северных народов в промышленное производство и управление.

Литература

1. Кузнецов П.С. Утилитарная классификация потребностей // Российский журнал социальной работы. - 1996. - № 1.

- С. 35-38.

2. Корель Л.В. Российский модернизационный проект и адаптация: потенциал роста и пределы созидания // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития: исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина, О.Э. Бессонова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - Гл. 5. - С. 121-142.

3. Корель Л.В. Адаптация в меняющемся мире: от традиции к рациональности // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития: исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина, О.Э. Бессонова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - Гл. 6. - С. 143-169.

4. Кузнецов П.С. Социологическая теория социальной адаптации: Автореф. дис. докт. социол. наук. - Саратов, 2000.

- 32 с.

5. Сатаров Г.А. Социальный интеллект и динамика диспозиций. - М., 2003. - 50 с.

6. Ромм М.В. Социальная адаптация личности: нормативная модель адаптивных взаимодействий // Социальная работа в изменяющейся России: проблемы, поиски, перспективы: матер. Всероссийской науч.-практ. конф., ТГУ, 2003. / Под ред. К.М. Южанинова. - Томск: Изд-во «Курсив», 2003. - С. 47-51.

7. Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики / ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск: Наука, 2005. - 423 с.

8. Бессокирная Г. Социальная адаптация рабочих в трансформирующемся обществе: основные положения программы и некоторые результаты исследования. Сравнительный анализ // Мир России. - 2000. - № 4. - С. 103-124.

9. Брагина Д.Г Этнические и этнокультурные процессы в Республике Саха (Якутия) в 70-90-е гг. ХХ. - Новосибирск, 2005. - С. 78.

10. Балыкова А.А. Этнокультурная идентичность как социально-философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Улан-Удэ, 2001. - 25 с.

N.A. Fedorov

General and peculiar in social adaptation of the population of the Republic of Sakha (Yakutia) to industrial production

On the basis of general and peculiar in the social adaptation among the Northern people in industrial environment there is need for transition from paternalistic model of social adaptation to partnership. Having discovered the experience of the youth in their adjustment to the conditions of industrial area by example diamond cutting industry, the place and role of the institution of civil society in social adaptation in industrial production are detected.

Key words: social adaptation, industrial production, villager, Northern people, industrial environment, paradigm, paternalism, protectionism, social partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.