УДК 316.6 + 17.022.1
М.В. Ефремова, М.А. Лазуткина
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЛИГИОЗНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ОТНОШЕНИЯ К РАБОТЕ:
НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВИЯ И ИСЛАМА *
В данной работе осуществлен анализ взаимосвязей показателей религиозности с показателями отношения к работе, труду и удовлетворенностью материальным благосостоянием и жизнью. Исследование осуществлено на базе международного кросс-культурного исследования World Value Survey. Для проведения статистического анализа были предварительно отобраны переменные, соответствующие целям исследования, а также конфессиональные группы православных христиан и мусульман, проживающих в Российской Федерации. Результаты исследования демонстрируют значимые различия в характеристиках религиозности и показателях отношения к работе, труду и удовлетворенности среди представителей двух конфессий (православных христиан и мусульман-суннитов). Также выявлены значимые взаимосвязи между компонентами религиозности и показателями отношения к работе и труду.
Ключевые слова: религиозность, отношение к работе, межконфессиональные различия, экономические установки, удовлетворенность жизнью, удовлетворенность материальным благосостоянием
M. V. Yefremova, M.A. Lazutkina
CORRELATION BETWEEN RELIGIOSITY AND WORK ETHIC INDICATORS: ORTHODOXY AND ISLAM
The work contains the analysis of correlation between the indicators of religiosity and attitude towards work, labor, living standards and life satisfaction. The investigation was conducted on the basis of international cross-cultural research World Value Survey. For statistical analysis there were previously selected the variables corresponding to the objectives of the research as well as the confessional groups of Orthodox Christians and Muslims living in the Russian Federation. The results of the research show significant distinctions in characteristics of religiosity and indicators of attitude towards work, labor, and life satisfaction among the representatives of two confessions: Orthodox Christians and Muslims-Sunni. Besides, there were distinguished the significant interrelations between the components of religiosity and the indicators of attitude towards work and labor.
Key words: religiosity, attitude towards work, interdenominational distinctions, economic policy, satisfaction with life, satisfaction with living standards
Многочисленные факты подтверждают, что религиозная вера затрагивает самые разные сферы деятельности человека — социальную, политическую, экономическую. Религиозная деятельность может повлиять на экономические показатели как на индивидуальном уровне [13], так и на групповом [8, 19]. За последние несколько десятилетий было проведено немало эмпирических исследований, направленных на изучение влияния религиозной принадлежности на экономические установки и поведение. Данные исследования, как правило, направлены на изучение таких религий, как христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Вместе с тем, большинство иссле-
* Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г.
дований не учитывают деления внутри конфессий, которые качественно отличны друг от друга и по-разному интерпретируют основные постулаты Священного писания. По этой причине православие, как доминирующее направление христианства в России, остается малоисследованным.
В одном из недавних исследований авторы предполагали, что отношение к работе, труду будет сходно для людей, принадлежащих ко всем формам христианства. Однако было обнаружено, что существуют различия в ценностях по отношению к работе у представителей протестантизма, католицизма и православия [22]. Другие недавние исследования показывают, что между представителями разных религиозных конфессий существуют значительные отличия в их экономическом поведении [23]. Например, протестанты, католики
и индуисты более благосклонно относятся к частной собственности по сравнению с мусульманами.
Другое ограничение предыдущих исследований связано с тем, что измерению религиозности уделяется недостаточно внимания [12]. Часто предметом анализа выступает принадлежность индивида к конфессии, в то время как религиозность тесно связана с религиозной идентичностью, являющейся компонентом социальной идентичности, и, соответственно, включающей основные ее компоненты — когнитивный, эмоциональный и поведенческий [15, 17, 18, 20, 25]. Каждый из этих компонентов оказывает соответствующее влияние на формирование установок и паттернов поведения индивида в связи с тем, что религиозная идентичность формируется не сама по себе, а во взаимосвязи с другими компонентами социальной идентичности [12]. Это ограничение мы также стремимся преодолеть в нашем исследовании посредством использования нескольких вопросов, направленных на более глубокое измерение компонентов религиозности.
Осуществляя теоретический обзор существующих эмпирических исследований взаимосвязи религиозности и религиозной идентичности с экономическими показателями, мы сталкиваемся с третьим ограничением. Иссле-
дования взаимосвязи на макроуровне ограничиваются теоретическим анализом религии как аспекта культуры и экономического сектора в целом. В частности, на микроуровне рассматриваются, в основном, экономические показатели, связанные с экономической активностью индивида, отношением к государству и др. Безусловно, эти исследования имеют огромное значение для понимания роли религиозности в экономическом сознании и поведении. Однако мы предположили, что помимо перечисленных показателей необходимо изучить отношение к работе и труду, частной собственности — ключевым аспектам экономической деятельности. Целью данного исследования является изучение связи религиозности с представлениями о работе среди представителей двух конфессиональных групп — православных христиан и мусульман (суннитов) Российской Федерации.
Основываясь на теоретических предпосылках и результатах предыдущих исследований, мы предположили, что существуют взаимосвязи между показателями религиозности и показателями отношения к работе у представителей православия и ислама. Существуют меж-конфессиональные различия в уровне религиозности и показателях отношения к работе.
Методика исследования
Выборка. Исследование проводилось на основе данных «Исследование жизненных ценностей населения» (World Value Survey, WVS), проведенного в России, пятой волны 2005 г. [www.worldvaluessurvey.org]. В соответствии с целью исследования из общей базы были выделены респонденты, относящие себя к православному и исламскому вероисповеданию, проживающие на территории Российской Федерации. Для проведения статистического анализа различий между двумя группами выборка была сформирована приблизительно равная по количеству, полу, возрасту и уровню образования. Общая выборка исследования составила 368 человек, в том числе представители православия — 183 человека, ислама — 185 чел. (см. табл. 1). Средний возраст респондентов — 46 лет (от 16 до 82 лет).
В выборке православных христиан 174 респондента (86,1%) считают себя религиозны-
ми людьми, 14 человек (6,9%) — «не очень религиозными», ни один респондент не причисляет себя к убежденным атеистам. Среднее образование имеют 124 респондента (61%), высшее — 40 человек (30%).
В выборке мусульман 166 респондентов (89,7 %) считают себя религиозными, 7 человек (3,8 %) — «не очень религиозными», ни один респондент не причисляет себя к убежденным атеистам. Среднее образование имеют 126 человек (68%), высшее — 23 человека (12%).
Анализ данных осуществлялся с помощью статистического пакета SPSS 16.0. Для выявления значимых различий использовался Г-критерий Стьюдента для независимых выборок. Для выявления значимых взаимосвязей использовался регрессионный анализ с контролем переменных по полу и возрасту (метод Stepwise).
Таблица 1
Описание выборки
Всего Пол Возраст Уровень образования
Вероисповедание Муж. Жен. Среднее Высшее
чел. % чел. % чел. % Ме чел. % чел. %
Православные христиане 183 49,7 79 43,2 104 56,8 42 Min 16 Max 82 124 67,8 40 21,8
Мусульмане 185 50,3 88 47,4 97 52,6 42 Min 16 Max 75 126 68,0 23 12,0
В исследовании использовались две группы переменных:
1. Показатели религиозности. Для оценки уровня религиозности использовался следующий блок вопросов из вопросника программы «Исследование жизненных ценностей населения» (World Value Survey, WVS):
• Важность религии в повседневной жизни (Important in life: Religion). Респондентам предлагалось оценить данное утверждение по шкале от 1 до 4, где значение 4 — «очень важна», 3 — «относительно важна», 2 — «не очень важна», 1 — «совсем не важна».
• Как часто Вы посещаете религиозные службы (How often do you attend religious services). Респондентам предлагалось оценить данное утверждение по шкале от 1 до 8, где значение 8 — «чаще, чем один раз в неделю», 7 — «раз в неделю», 6 — «раз в месяц», 5 — «только по праздникам, например, в Рождество», 4 — «в другие святые праздники», 3 — «раз в год», 2 — «реже, чем раз в год», 1 — «практически никогда».
• Уровень религиозности (Religious person). Предлагалось оценить данное утверждение по шкале от 1 до 3, где значение 1 — «я убежденный атеист», 2 — «я не очень религиозный», 3 — «я религиозный». Данные ответы были перекодированы в порядковую шкалу для использования в регрессионном анализе.
• Важность Бога в Вашей жизни (How important is God in your life). Предлагалось оценить данное утверждение по шкале от 1 до 10, где значение 1 соответствует ответу «Совсем не важен», 10 — «Очень важен».
Для удобства восприятия ответы на обратные вопросы, измеряющие показатели религиозности, были преобразованы в прямые.
2. Показатели, направленные на измерение отношения к работе, а также удовлетворенность своим материальным благосостоянием и жизнью:
• Удовлетворенность материальным благосостоянием (Satisfaction with financial situation of household). Респондентам предлагалось оценить данное утверждение по шкале от 1 до 8, где значение 1 — «не удовлетворен», 10 — «удовлетворен».
• Удовлетворенность работой (Job satisfaction). Данное утверждение предлагалось оценить по шкале от 1 до 10, где значение 1 — «не удовлетворен», 10 — «удовлетворен».
• Равенство доходов (Income equality). Данное утверждение предлагалось оценить по шкале от 1 до 10, где значение 1 — «доходы должны быть равными», 10 — «необходимо большее неравенство доходов».
• Должны ли безработные работать (Job taking of the unemployed). Утверждение предлагалось оценить по шкале от 1 до 10, где значение 1 — «безработные должны соглашаться на любую работу». 10 — «безработные могут отказаться от работы».
• Конкуренция полезна или вредна? (Competition good or harmful?). Утверждение предлагалось оценить по шкале от 1 до 10, где значение 1 — «конкуренция полезна», 10 — «конкуренция вредна».
• Труд приводит к успеху (Hard work brings success). Утверждение предлагалось оценить по шкале от 1 до 10, где значение 1 — «в долгосрочной перспективе усердный труд приведет к лучшей жизни», 10 — «усердный труд не приведет к успеху».
• Частная vs государственная собственность (Private vs. State ownership of business). Данное утверждение предлагалось оценить по шкале от 1 до 10, где значение 1 — «бизнес
должен преимущественно находиться в частной собственности», 10 — «бизнес должен находиться преимущественно в государственной собственности».
• Ответственность государства (экономическая) (Government responsibility). Данное
утверждение предлагалось оценить по шкале от 1 до 8, где значение 1 — «люди должны нести больше ответственности за то, чтобы себя обеспечивать», 10 — «государство должно нести больше ответственности за то, чтобы все граждане были обеспечены».
Описательный анализ ответов респондентов на вопросы об их религиозности и отношению к работе, труду, собственности (по всей выборке из России) приводится в табл. 2.
Как видно из табл. 2, в группах мусульман и православных обнаружены различия по показателям религиозности, таким как важность религии в повседневной жизни, важность Бога в жизни, частота посещения религиозных служб. Выявлены значимые различия во взглядах на равенство доходов, конкуренцию.
Результаты
При анализе взаимосвязи характеристик религиозности с отношением к работе, труду у православных христиан была выявлена положительная взаимосвязь важности религии в повседневной жизни с удовлетворенностью работой (см. табл. 3). Выявлена значимая положительная взаимосвязь показателя частоты посещения религиозных служб с представлением о безработных.
Таблица 2
Сравнение средних значений показателей религиозности и показателей отношения к работе, труду у православных и мусульман России по базе данных WVS
Переменные Размерность и значение шкалы Православные Мусульмане
Среднее о Среднее о
Важность религии в повседневной жизни 1 — совсем не важна, 4 — очень важна 3,23* 2,2 4,81* 1,8
Важность Бога в жизни 1 — совсем не важен, 10 — очень важен 6,90** 2,8 8,30** 2,1
Частота посещения религиозных служб 1 — практически никогда, 8 — чаще, чем один раз в неделю 3 94*** 1,9 3,62*** 2,2
Равенство доходов 1 — доходы должны быть равными, 10 — необходимо большее неравенство доходов 6,11* 3,2 6,78* 2,9
Конкуренция вредна или полезна? 1 — конкуренция полезна, 10 — конкуренция вредна 4 84*** 2,9 3 77*** 2,4
Труд приводит к успеху 1 — усердный труд приведет к лучшей жизни, 10 — усердный труд не приведет к успеху 5,92 2,8 4,81 3,0
Ответственность государства (экономическая) 1 — люди должны нести больше ответственности за то, чтобы все граждане были обеспечены, 10 — государство должно нести больше ответственности за то, чтобы все граждане были обеспечены 7,79 2,7 7,37 2,5
Удовлетворенность материальным благо со стоянием 1 — не удовлетворен, 10 — удовлетворен 4,77 2,6 3,95 2,4
Удовлетворенность жизнью 1 — не удовлетворен. 10 — удовлетворен 6,00 2,5 5,35 2,6
Примечание. Здесь и далее: *** — p< 0,001; ** — p < 0,01; * — p< 0,05.
30
ВЕСТНИК КРАУНЦ СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» № 1 (21) 2013
ISSN 1816-8280 Психология
Таблица 3
Взаимосвязь показателей религиозности с показателями отношения к работе, труду у православных и мусульман Российской Федерации
Показатели религиозности
Показатели отношения к работе, труду Важность религии Частота посещения Важность R?
в повседневной религиозных Бога в Вашей
жизни, в служб, в жизни, в
Православные
Удовлетворенность работой 0,99** 0,04
Должны ли безработные искать работу 0,36* 0,03
Мусульмане
Частная vs государственная собственность 0,28* 0,37* 0,06
Ответственность государства (экономическая) -0,16*** 0,06
Труд приводит к успеху -0,18* 0,01
Примечание. в — стандартизированные коэффициенты уравнения регрессии; R2 — доля дисперсии.
Обсуждение результатов
В первую очередь, следует рассмотреть содержательную сторону вопросов из опроса «Исследование жизненных ценностей населения» (ЖР5), направленных на измерение уровня религиозности. Существует большой массив исследований, цель которых заключается в операционализации измерений религиозности среди различных конфессиональных групп. Так, в рамках подобных исследований, для каждой группы выделяется свои, качественно своеобразные компоненты. Однако авторы стремятся к тому, чтобы создать универсальную модель опросника, который можно было бы применять к любой конфессиональной группе. Вопросы в подобных опросниках не содержат, к примеру, степень согласия с той или иной заповедью (или положением) из священных писаний, так как эти ключевые положения в разных религиях могут различаться. Вместе с тем, опросники включают такие компоненты, которые можно было бы измерить в любой религиозной группе, такие как частота посещения религиозных служб, частота молитвы, субъективная оценка уровня своей религиозности, участие в религиозных традициях и др. [11]. Для данного исследования были отобраны вопросы из ЖУ8, направленные на измерение таких показателей, как частота посещения религиозных служб,
важность религии и Бога в жизни человека, уровень религиозности, так как эти показатели можно считать универсальными и измерить в любой конфессиональной группе. Ряд вопросов мы были вынуждены исключить из анализа, такие как частота молитв вне религиозных служб и др., поскольку на них не было ответов в изучаемых группах.
Рассмотрим результаты анализа различий в показателях религиозности у группы православных христиан и мусульман России. Обнаружено, что для мусульман выше значение религии и значимость Бога в повседневной жизни. Ислам формирует образ жизни человека и в той или иной степени представляет собой образ жизни, соблюдать который необходимо с раннего детства, опираясь на строго предписанные нормы шариата. В группе православных христиан данные два показателя религиозности значимо ниже, чем у мусульман.
Многочисленные исследования указывают, что сегодня православная идентичность россиян приобретает во многом черты культурной идентичности. Как культурная идентичность личная религиозность становится, как минимум, двуслойной идентичностью. Культурные характеристики (празднование некоторых религиозных праздников) выступают внешней оболочкой, соприкасающейся с «большим»
социумом, а собственно религиозная составляющая (в узком смысле слова) остается в латентном состоянии, образуя сакральное ядро новой религиозной идентичности [7]. Данный результат подтверждается высказыванием известного социолога Ж. Т. Тощенко о том, что «в России сблизились понятия национальная и религиозная идентичность, которые взаимно дополняют и заменяют друг друга. Это порождает весьма сложные взаимосвязи в общественном сознании и социальной практике [9, с. 50]. Последние данные опроса проведенного центром изучения общественного мнения «Левада» (сентябрь, 2012) показали, что 79% опрошенных респондентов причисляют себя к православному вероисповеданию, однако только 4% посещает церковь один раз в неделю, а 20% опрошенных, которые причисляют себя к православному вероисповеданию, вообще никогда не посещали церковь. По мнению Б. Дубина, охарактеризовавшего образ православного верующего в современной России на основе данных Московского центра Карнеги, «отнесение человеком себя к числу православных является лишь его идентификацией на макроуровне — человек ощущает свое единство с коллективным «мы», в качестве которого выступает Церковь» [6]. Вероятно, эти особенности объясняют полученные нами различия и более низкие показатели по уровню религиозности у православных христиан. При наличии данных результатов неожиданно, что в группе мусульман статистически ниже посещение религиозных служб, чем у православных. Возможно, данный результат связан с тем, что существует тенденция: мечети часто посещаются преимущественно мужчинами. Возможно, в данном опросе не участвовали ответы респондентов женского пола (а это 52,4 % выборки). Мы можем заключить, что в группе мусульман религия обладает большим значением в повседневной жизни, выполняя регулятивную функцию, посредством определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, в то время как в группе православных религия и Бог в меньшей степени имеют определяющий характер в повседневной жизни респондентов.
Анализ различий показателей по отношению к работе, труду у православных и мусульман России выявил, что мусульмане в большей степени отмечают полезность экономичес-
кой конкуренции, склонны допускать большее неравенство в доходах, чем православные христиане. Это достаточно неожиданный результат, поскольку понятие всеобщего равенства постулируется в Коране. Так социальное, экономическое неравенство, согласно исламским предписаниям, должно нивелироваться благодаря обязательному годовому налогу в пользу нуждающихся (закят). В Коране признается, что человек может быть заинтересован в земном благополучии и процветании [Коран, 3 : 14], а богатство это одно из благ, которое для человека полезно тогда, когда расходуется его часть на нужды неимущих. В этой связи становятся понятными истоки позитивного отношения к конкуренции как способу экономической активности и допущение неравенства в доходах в группе муксульман. В православной картине мира духовное имеет абсолютный приоритет над материальным, индивидуальные «высшие» ориентации православия распространяются и на православную хозяйственную этику [2]. Отсюда следует меньшее предпочтение экономической конкуренции.
Подведем краткий итог: анализ различий показателей по отношению к работе, труду у православных и мусульман выявил, что существуют межконфессиональные различия в уровне религиозности и показателях отношения к работе, труду.
Перейдем к рассмотрению взаимосвязей показателей религиозности с показателями отношения к работе, труду у православных христиан Российской Федерации. Выявлена положительная взаимосвязь значимости религии в повседневной жизни с удовлетворенностью работой. Схожие результаты были обнаружены в более ранних исследованиях, где было выявлено, что существует устойчивая взаимосвязь между уровнем религиозности и показателями субъективного благополучия [16].
Также выявлена взаимосвязь между частотой посещения религиозных служб и отношением к безработице. Чем чаще человек посещает религиозные службы, тем более склонен он считать, что безработные могут отказаться от работы, не соглашаясь на любые условия. Данный результат довольно сложно проинтерпретировать однозначно, поскольку инструментарий не позволяет выявить мотивацию, которая лежит в основе решения отказа от работы.
С одной стороны, в православном христианстве «Праздность и сама по себе вина, — от бродяжничества, нищенства по лености или же для нетрезвости до барского томления по настоящему делу» [10]. Анализируя традиционные христианские воззрения, в том числе и православные, на материальные блага и труд, мы видим, что доминирует представление — работа не должна иметь своей целью обогащение [1]. Однако существует отличительная особенность православного понимания деятельности в целом: любая мирская деятельность оценивается по ее духовному и нравственному содержанию. В первую очередь, она должна быть движима высшими религиозными мотивами, служить не меркантильным, а душеспасительным целям [3]. Вместе с тем труд по своей спасительной ценности стоит намного ниже молитвы, поста [4]. Тем не менее, современное понимание и представления относительно безработицы среди православных требует дополнительного анализа.
Перейдем к рассмотрению взаимосвязей показателей религиозности с показателями отношения к работе, труду у мусульман Российской Федерации. Выявлена значимая положительная взаимосвязь уровня религиозности с представлением об экономической ответственности государства. Чем выше уровень религиозности, тем больше респонденты склонны считать, что государство должно нести больше ответственности за экономическое благосостояние, нежели сам человек. Поскольку в Коране содержится множество предписаний, регламентирующих социоэконо-мическую активность мусульман, то в исламских государствах существует экономическая этика, принципы ведения бизнеса, регулируе-
мые государством. В связи с этим, государство выступает регулятором экономических процессов, несет ответственность за соблюдение положений шариата в бизнесе [5]. Работник же должен эти предписания выполнять, так как на предприятиях и в исламских компаниях принята строгая рабочая этика [14]. Возможно, что это представление формирует ожидания по отношению к государству и у представителей ислама в других светских государствах, таких как Россия. В этом же русле объясняется выявленная связь: чем выше значимость Бога в жизни мусульман, тем в большей степени респонденты отдают предпочтение владеть бизнесом государству.
Однако нами обнаружена связь, выбивающаяся из общей логики: чем чаще посещение религиозных служб, тем выше предпочтение содержать бизнес в частном владении, а не в государственном. Возможно, это связано с ориентированностью на экономическую активность, конкуренцию среди мусульман. Данный результат требует дальнейшего уточнения.
Показатель «частота посещения религиозных служб» положительно взаимосвязан с утверждением «труд приводит к успеху». Недавнее исследование в Турции, направленное на изучение влияния нравственности и религиозности на трудовое поведение респондентов, показало, что нравственность и религиозность являются факторами, оказывающими позитивное влияние на трудовое поведение [15]. Эти данные подтверждают полученный нами результат. Экономическая активность является одной из центральных ценностей в исламе. Коран поощряет коммерческую и экономическую активность [21], каждый человек, согласно постулатам ислама, должен работать [21, 24].
Выводы
1. У представителей двух конфессий выявлены значимые различия в уровне религиозности и показателях отношения к работе, труду. Обнаружено, что для православных христиан характерно более частое посещение религиозных служб. Для мусульман в большей степени характерна значимость религии и Бога в повседневной жизни, чем для православных христиан.
2. Анализ различий показателей отношения к работе, труду выявил значимые различия в
представления о равенстве доходов, конкуренции. В группе православных христиан доминирует представление о том, что доходы должны быть равными. В группе мусульман в большей степени отмечаются полезность экономической конкуренции и возможность большего неравенства в доходах.
3. Существуют взаимосвязи между показателями религиозности и показателями отношения к работе, труду у представителей православия и ислама.
У представителей православия выявлена положительная взаимосвязь значимости религии в повседневной жизни с удовлетворенностью работой, частотой посещения религиозных служб и отношением к безработице.
У представителей ислама выявлена положительная взаимосвязь уровня религиозности с представлением об ответственности госу-
дарства за то, чтобы все граждане были экономически обеспечены. Обнаружена положительная связь показателя частоты посещение религиозных служб с утверждением «труд приводит к успеху» и предпочтением нахождения бизнеса в частном владении, а не в государственном.
Библиографический список
1. БурышкинП.А. Москва купеческая. — М.: Сто-
лица, 1990. — С. 197.
2. ЗарубинаН.Н. Социология хозяйственной жиз-
ни: проблемный анализ в глобальной перспективе. — М.: Логос, 2006. — С. 74.
3. Коваль Т. Б. Этика труда православия // Общест-
венные науки и современность. — 1994. — № 6. — C. 55-70.
4. ЛиповВ. В. Path Dependency: Религиозные цен-
ности как фактор формирования социальноэкономических моделей Электронный ресурс] // Экономика, социология, менеджмент: федерал. образоват. портал. — URL: http//www. ecsocman.edu.ru/db/msg/211432.html (дата обращения: 03.04.13).
5. Милославский Г. В. Интеграционные процессы в
мусульманском мире. — М., 1991. — С. 117.
6. Образ православного верующего в современ-
ной России [Электронный ресурс] // Левада-центр: аналитический центр Ю. Левады. — URL: http://www.levada.ru/08-06-2012/obraz-pravoslavnogo-veruyushchego-v-sovremennoi-rossii (дата обращения: 21.03.2013).
7. Рыжова С. В. О соотношении православной иден-
тичности и гражданского сознания // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / под ред.
B.С. Магун, Л. М. Дробижева, И. М. Кузнецов. — М.: Ин-т социологии РАН,. 2006. —
C. 141-169.
8. СусоколовА.А. Культура и обмен: введение в
экономическую антропологию. — М.: Рус. панорама, 2006. — 446 с.
9. ТощенкоЖ. Т. Религиозная идентичность и бюро-
кратия // Религия в самосознании народа. — М.: Ин-т социологии РАН, 2008. — С. 50.
10. ТюгашевЕ.А. Православное отношение к труду
в зеркале нравственного богословия // Человек, труд, занятость: сб. науч. ст. Вып. 2. — Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН: ЦСА, 1999. — С. 40-51.
11. Abu-Rayya Hisham Motkal. White Fiona Ann.
Acculturation orientations and religious identity as predictors of Anglo-Australians’ attitudes towards Australian Muslims // International Journal of Intercultural Relations. — 2010. — Vol. 34. — P. 592-599.
12. AmmermanN. T. Religious identities and religious
institutions // Handbook of the sociology of religion / ed. M. Dillon. — N. Y.: Cambridge University Press, 2003. — P. 207-224.
13. Barro R.J, McClearyR.M. Religion and econo-
mic Growth. — Harvard University, 2003.
14. Stephen C.J., Emerson T.L. Business Ethics and
Religion: Religiosity as a Predictor of Ethical Awareness among Students // Journal of Business Ethics. — 2004. — Vol. 50. — № 4. — P. 383-396.
15. ElgiM., §eneri., AlpkanL. The Impact of Mora-
lity and Religiosity of Employees on Their Hardworking Behavior // Procedia Social and Behavioral Sciences. — 2011. — Vol. 24. — P. 1367-1377.
16. Ellison C. G. Religious Involvement and Subjec-
tive Well-Being // Journal Health and Social Behavior. — 1991. — № 32. — P. 80-99.
17. GlockC. Y. On the study of religious commitment
// Research Supplement to Religious Education. — 1962. — Vol. 57. — P. 98-110.
18. Hall S. The moral and religious training of child-
ren and adolescents // Pedagogical Seminary. — 1891. — Vol. 1. — P. 139-172.
19. IannacconeL.R. Introduction to the Economics of
Religion // Journal of Economic Literature. — 1998. — Vol. 36. — № 3. — P. 1465-1496.
20. Leuba J. The Psychological Study of Religion: its
Origin, its Function, its Future. — N. Y: Macmillan, 1962.
21. LewisM. K. Islam and Accountin // Accounting
Forum. — 2001. — Vol. 25. — № 2. — P. 103-127.
22. Parboteeah K. P., Paik Y., Cullen J. B. Religious
Groups and Work Values: a Focus on Buddhism, Christianity, Hinduism, and Islam // International Journal of Cross Cultural Management. — 2009. — Vol. 51. — № 9.
23. Noland M. Religion and economic performance //
World Development. — 2005. — Vol. 33. — № 8. — P. 1215-1232.
24. Rahman Y. A. Interest Free Islamic Banking //
Kuala Lumpur. — Al-Hilal Publishing, 1994.
25. StarbuckE. The Psychology of Religion. — N. Y:
Charles Scribner’s Sons, 1899.