ББК 88.56 YAK 159.923
В.М. СОРОКИН, ГЕНАЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Е.Я. АИАЕНКО В ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОПЕССА АЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
V.M. SOROKIN, GENDER DISTINCTIONS
E.Y. DIDENKO IN PSYCHOSEMANTIC ASPECTS
OF EDUCATIONAL PROCESS OF CHILDREN WITH SENSORY DEFECTS
Многочисленные исследования психологов указывают, что для гармоничного формирования личности необходимо семейное воспитание, причём оно должно осуществляться одновременно и матерью, и отцом. Материнская и отцовская любовь имеет разную природу, генезис, формы проявления и оказывает различное влияние на развитие ребёнка. При формировании личности ребёнка с отклонениями в развитии, значимость родителей существенно возрастает. В данной статье анализируются результаты исследований психосемантических аспектов воспитания детей с нарушениями слуха и зрения в зависимости от гендерной принадлежности родителей.
Numerous researches of psychologists point that it's necessary to realize family education for harmonious formation of the personality, and it should be carried out simultaneously by mother and father. Motherly and fatherly love has different essence, genesis, forms of display and it has a different impact on the development of a child. In formation of a child's personality with deviations in development the importance of parents essentially increases. In this article we analyze the results of the researches of psychosemantic aspects of bringing up children with a hearing and vision disorders in dependence on parents gender belonging.
Ключевые слова: семейное воспитание, гендер, дефицитарный тип дизонтоге-неза, психосемантические аспекты воспитания, стиль воспитания, родительское отношение.
Key words: family education, gender, deficiency type of dysontogenesis, psychosemantic aspects of education, style of education, the parental relation.
Как институированное образование семья обладает комплексом социальных функций и ролей. А.Н. Елизаров, анализируя список «функций семьи», приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьёй», порождает и воспитывает детей. Семья является тем социальным институтом, в котором с момента рождения осуществляется воспитание ребёнка, его социализация. Она сочетает в себе прошлое, настоящее и будущее человека. Благодаря семье возможна (или невозможна) реализация личностного потенциала. Особенностью семейного воспитания является наиболее близкий эмоциональный контакт детей с родителями [1].
Одним из параметров детско-родительских отношений является характер эмоциональной связи. Эмоциональное отношение родителя к ребёнку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм), причём в современной психологии чётко разделяют эмоциональное отношение к ребёнку матери и отца, выступающие как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Рое, М. Сегельман, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.Я. Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребёнку и признание его самоценности.
Исследователи З. Фрейд, А. Адлер, Д. Винникотт, М. Дональдсон, И.С. Кон, Г.Г. Филиппова различали роль матери и отца в воспитании ребёнка по содержанию, природе, генезису и формам проявления. Э. Фромм (1990) указывает на то, что формирования гармоничной личности необходимо и материнское воспитание, и отцовское [4].
При формировании личности ребёнка с отклонениями в развитии значимость семьи существенно возрастает. Н.Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной работе, при её поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются отклонения в развитии личности ребёнка с различными нарушениями.
Все проведённые исследования касались семей, в которых воспитывались нормально развивающие дети. Подобных психологических исследований в отношении семей с детьми, имеющими нарушения сенсорной сферы, не было проведено.
С целью выявления психосемантических аспектов процесса воспитания детей с нарушениями зрения и слуха в условиях гендерных различий родителей нами были проведены исследования.
Исследования проводились на базе ГОУ Уфимская специальная (коррекцион-ная) общеобразовательная школа-интернат № 30 II вида, ГОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 Ш-ГУ вида», ГОУ СПО «Башкирский медицинский колледж». Контрольную группу составили родители детей, обучающихся в ГОУ Уфимская общеобразовательная средняя школа № 44.
Испытуемые были условно разделены на три группы, в каждой из которых ещё по две подгруппы:
1 группа - 1 подгруппа, мужчины - 11 человек (23,9% от количества испытуемых данной группы), воспитывающие детей с нарушениями слуха;
1 группа - 2 подгруппа, женщины - 35 человек (76,1% от количества испытуемых данной группы), воспитывающие детей с нарушениями слуха;
2 группа - 1 подгруппа, мужчины 14 человек (28% от количества испытуемых данной группы), воспитывающие детей с нарушениями зрения;
2 группа - 2 подгруппа, женщины 36 человек (72% от количества испытуемых данной группы), воспитывающие детей с нарушениями зрения;
3 группа - 1 подгруппа, мужчины 12 человек (30% от количества испытуемых данной группы), воспитывающие нормально развивающихся детей (контрольная группа);
3 группа - 2 подгруппа, женщины 28 человек (70% от количества испытуемых данной группы), воспитывающие нормально развивающихся детей (контрольная группа).
В процессе проведения исследований использовалась методики:
1. Семантический дифференциал (в варианте Ч. Осгуда). Методика личностного дифференциала (СД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
Испытуемым предлагалось шкалировать такие понятия, как: «Я сам(а)», «Мой ребёнок», «Болезнь моего ребёнка», «Будущее моего ребёнка», «Моя семья», «Судьба», «Любовь». Максимальное количество баллов по каждой шкале равно +3, минимальное -3.
2. Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребёнка в семье. [5].
3. Опросник родительского отношения Варги-Столлина: I. Принятие / отвержение; II. Кооперация; III. Симбиоз; IV Авторитарная гиперсоциализация; V Маленький неудачник [3].
Ткачёва В.В. (2008) отмечает, что психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребёнка, оказывается более глубокой в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических дефектов [4]. В наших исследованиях приняли участие родители именно такой категории.
Результаты по шкале отношения к себе «Я сам(а)» родителей, принявших участие в исследованиях, были следующими. Во всех трёх группах самооценка женщин выше, чем у мужчин. Мамы осознают себя носителями позитивных, социально желательных характеристик, в определённом смысле удовлетворены собой. Наибольшая
удовлетворённость собой отмечена у представительниц, воспитывающих нормально развивающихся детей (1,8 балла), несколько ниже - у тех, которые воспитывают детей с нарушениями слуха (1,6 балла), ещё ниже - у женщин детей с нарушениями зрения (1,4 балла) Воспринимают себя более сильным человеком - мужчины. Выше показатели (1,6 балла) отмечены у мужчин детей с нарушениями слуха; 1,2 балла - у пап нормально развивающихся детей и 1,1 балла - у воспитывающих детей с нарушениями зрения. Активнее и общительнее считают себя женщины, имеющие нормально развивающихся детей (1,7) и детей с нарушениями зрения (0,9), чем мужчины в этих группах. В воспитании детей с нарушениями слуха больше проявляют активность мужчины (1,2), чем женщины.
Отношение родителей к своим детям «Мой ребёнок» в контексте полученных результатов по данной методике, различно. Более высокие показатели отмечаются в контрольной группе родителей. Причём оценки по данной шкале выше у пап, чем у мам. В группе родителей детей с нарушениями слуха активными считают своих потомков женщины, а мужчины их воспринимают сильными, наделёнными положительными социальными качествами, при и этом оценивают выше. Положительно, но невысоко оценивают «активность» и «силу» ребёнка с нарушениями зрения его родители, причём эти оценки равные (по 0,7 и 0,8 балла), оценивают как личность своего ребёнка выше женщины (1,1), чем мужчины (0,5).
Отношение родителей складывается под влиянием отношения к их дефекту. Данное отношение выявлялось шкалой «Болезнь моего ребёнка». Результаты представляются только экспериментальных групп. Активной и прогрессирующей болезнь своего ребёнка воспринимают папы детей с нарушениями слуха и мамы детей с нарушениями зрения, чем их супруги. Отрицательно оценивают болезнь ребёнка и её негативное влияние на развитие личности детей родители детей с нарушениями слуха и их оценки по данной шкале выше, чем у представителей другой экспериментальной группы. Отцы переживают за детей с нарушениями слуха значительно сильнее, чем матери.
Независимо от того, есть ли у ребёнка нарушения либо их нет, матери более уверенны в стабильности будущего их детей, чем отцы. Эти показатели определялись шкалой «Будущее моего ребёнка». Показатели по этой шкале среди матерей выше у тех, которые воспитывают нормально развивающихся детей, несколько ниже у матерей детей с нарушениями слуха, ещё меньше баллов - у женщин, воспитывающих детей с нарушениями зрения. Среди отцов отмечена такая же тенденция.
Из отношений к различным аспектам семьи строится отношение и к самой семье. В контрольной группе женщины выше оценивают свою семью по таким параметрам, как активность, оценка, сила, чем мужчины. Причём эти оценки выше и оценок представительниц экспериментальных групп. Сравнив результаты в экспериментальных группах, приходим к выводу, что они отличаются от результатов контрольной группы. В группе родителей детей с нарушениями слуха оценка активности семьи одинаковая среди мужчин и женщин (1,3 балла). Оценивают выше и считают свою семью более сильной мужчины, в сравнении с женщинами этой группы. Родители детей с нарушениями зрения имеют отличные результаты. Так, оценивают выше свою семью и считают её более активной женщины, а сильной - мужчины.
Наиболее благосклонной «судьбу» считают родители нормально развивающихся детей и оценки по всем параметрам: «активность», «оценка», «сила» - значительно выше, чем в экспериментальных группах. Анализируя показатели внутри группы, отмечено, что активностью и высокой оценкой семьи отличаются женщины, а высокой оценкой «силы» семьи - мужчины. В группе родителей детей с нарушениями слуха «активность» семьи оценивается и мужчинами, и женщинами одинаково (по 1,2 балла). Удовлетворённость семьёй выше у женщин, а сильной семью считают мужчины. В группе родителей детей с нарушениями зрения ситуация в отношении к своей судьбе несколько иная. Женщины её считают более активной и сильной по сравнению с мужчинами этой же группу, которые оценивают её выше.
Любовь и её наличие играет огромную роль в семье для воспитания гармоничной личности, но каждый член семьи воспринимает и относится к ней по-разному. Полученные результаты по шкале «любовь» указывают на то, что женщины имеют более
высокие показатели в сравнении с мужчинами. Приблизительно одинаковые оценки по данной шкале у женщин нормально развивающихся детей и имеющих детей с нарушениями слуха, что отличает их от матерей детей с нарушениями зрения, здесь показатели ниже. У мужчин показатели по шкале «любовь» выше у отцов детей с нарушениями зрения, несколько ниже у тех, которые воспитывают нормально развивающихся детей, ещё ниже - у пап детей с нарушениями зрения.
В виду того, что было использовано несколько методик, для проведения эксперимента нами осуществлён корреляционный анализ по выявлению корреляционных связей между стилем родительского воспитания, родительским отношением к детям и субъективными аспектами отношений испытуемых к себе и к своим детям.
Анализ результатов по методике «Анализ семейных взаимоотношений» Эйде-миллер Э.Г. и Юстицкис В.В. указывает на то, что стилю семейного воспитания по типу «Гиперпротекция» придерживаются 31,4% матерей детей с нарушениями слуха. В данном случае отмечены корреляционные связи с минимальностью требований, предъявляемых к детям либо их отсутствием (р=0,001) и родительским отношением по типу «Авторитарная гиперсоциализация» (р<0,01). Матери детей с нарушениями зрения используют гиперопеку в воспитании в 50% случаев, что коррелирует с расширением родительских чувств (р<0,01). В воспитании нормально развивающихся детей данный стиль используют 10,7% мам, у которых стиль воспитания по типу «Гиперпротекция» имеет корреляционные связи с чрезмерными запретами (р<0,05) в отношении детей, расширением родительских чувств (р<0,01), предпочтением детских качеств в ребёнке (р<0,05), вынесением конфликта в сферу воспитания (р=0,001), с родительским отношением по типу «Авторитарная гиперсоциализация» (р<0,01).
Данный стиль в воспитании проявляют и отцы. Те, которые воспитывают детей с нарушениями слуха, этому стилю воспитания отдают предпочтение - 9,15%, имея отрицательные корреляционные связи с «активностью семьи». Мужчины, воспитывающие детей с нарушениями зрения 14,3%, стиль воспитания по типу «Гиперпротекция» коррелируют в данном случае с чрезмерным удовлетворением потребностей детей (р<0,05) и предъявлением к ним требований (р<0,05). В контрольной группе таковых 8,3%, связи отмечены с чрезмерным удовлетворением потребностей детей (р<0,05), налагаемыми запретами (р<0,05), предпочтением детских качеств в ребёнке (р<0,05).
Противоположным стилем воспитания является «Гипопротекция», который также обнаружен во всех группах, принявших участие в эксперименте. В группе родителей детей с нарушениями слуха данный стиль семейного воспитания выявлен у 2,9% женщин, который имеет корреляционные связи с неустойчивостью в воспитании (р<0,05). Детей с нарушением зрения воспитывают, используя данный стиль воспитания 8,3% матерей. Отмечены корреляции гипоопеки с неудовлетворением потребностей их потребностей (р=0,001), неустойчивостью в воспитании (р<0,05), неразвитостью родительских чувств (р<0,05), проекцией на ребёнка собственных нежелательных качеств (р<0,05), вынесением конфликта в сферу воспитания (р=0,001), родительским отношением по типу «Инфантилизация» (р=0,001). В контрольной группе гипоопекающих матерей 3,6% корреляция отмечена с минимальностью запретов (р<0,05) в отношении детей.
Мужчин, предпочитающих воспитывать своих детей по типу «Гипопротекция», несколько больше, чем женщин. В случае с воспитанием детей с нарушениями слуха таковых 9,1%, здесь отмечены корреляционные связи с неудовлетворением потребностей детей (р<0,05), неразвитостью родительских чувств (р<0,05), отрицательная связь отмечена с родительским отношением по типу «Кооперация» (р<0,05). Детей с нарушениями зрения воспитывают, используя данный стиль 28,6% отцов. Корреляции выявлены с неудовлетворением потребностей детей (р=0,001), непредъявлением запретов в процессе воспитания (р<0,05), воспитательной неуверенностью (р<0,05). В контрольной группе таковых 8,3 пап корреляционные связи отмечены чрезмерными запретами (р<0,05), санкциями-наказаниями (р<0,05).
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определённые обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная про-
блема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить её (удовлетворить потребность) за счёт воспитания ребёнка, что нашло отражение в наших исследованиях.
Родители детей с нарушениями зрения менее удовлетворены собой, своим ребёнком, своей семьёй, судьбой, в сравнении с другими участниками эксперимента. Большая их часть использует дисгармоничные стили семейного воспитания детей: 42,9% мужчин и 58,3% женщин, что их отличает от родителей детей с нарушениями слуха, где дисгармоничность в воспитании отмечена у 18,2% мужчин и 34,3% женщин. В контрольной группе удовлетворённость собой, своим ребёнком, своей семьёй, судьбой значительно выше, дисгармоничные стили воспитания выявлены у 16,6% отцов и 14,3% матерей.
Полученные данные свидетельствуют о том, что родители детей с нарушениями зрения нуждаются в большей поддержке и помощи со стороны специалистов как в выборе воспитательных средств, так и гармонизации их отношения к детям.
Литература
1. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 176 с.
2. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии [Текст] / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с.
3. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи [Текст] : учебное пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.
4. Шнайдер, Л.Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л.Б. Шнайдер / Курс лекций. - М. : Апрель-Пресс ; Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 512 с.
5. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 656 с.