ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
А.Ф. Бурков, К.В. Чупина Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского Дальневосточный государственный технический университет им. В.В. Кирова г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50-А, МГУ им. адм. Г.И.Невельского, к.210 [email protected]
При работе судовых электрических приводов, наряду с нормальными режимами возможно возникновение специальных переходных и установившихся режимов. В ряде случаев такие режимы могут вызвать аварийные ситуации. В статье рассматриваются основные специальные режимы.
В большинстве случаев судовые электроприводы (ЭП) содержат трехфазные асинхронные двигатели (АД) с короткозамкнутым или фазным ротором, в процессе эксплуатации которых возможно возникновений специальных режимов работы, отличных от нормальных.
У трехфазных АД, управляемых контактными коммутационными аппаратами (ККА), при эксплуатации кроме технологических отклонений возможно возникновение статических несимметричных режимов работы в основном по причинам неисправностей обмоток статора и ротора, а также несимметричных переходных режимов, главным образом из-за разрегулировки ККА. Вопросам исследования таких режимов посвящено ряд работ с различной степенью детализации [1,2,3].
Основным несимметричным переходным режимом работы, оказывающим определенное влияние на изменение величин токов и моментов, является неодновременное подключение фазных обмоток АД к сети.
При одновременном включении обмоток статора двигателя, токи статора и ротора после момента включения определяются как [2]:
і = I • е+I , • еаі' + I, • е“2'; 1
£ £ Л £, ^ I
ГГ Г Г г (1)
і= I • е■*“+I , • е“1' -I, • е“2' .1 (1)
гг г1 г2 J
11 11
Здесь I^, Iг - векторы амплитуд установившихся значений токов статора и ротора, соответственно; I • е 1 , I,, • е 1 - векторы
1 1
свободных составляющих токов статора и ротора, создающие основной поток; I * е 2 , I,, • е 2 - векторы составляющих токов, создающих потоки рассеяния.
В (1) 1 и 2 - коэффициенты затухания.
Я • я
а2 =-
LO + LO
(2)
Здесь Я и Я - активные сопротивления обмоток статора и ротора, соответственно; 4 - взаимная индуктивность; 4 , 4
Os O
индуктивности рассеяния обмоток статора и ротора, соответственно.
Выражение для электромагнитного момента М двигателя имеет вид [2]:
З /І І . і v /І
-г і -г imt -г а,Г -г а-t \ і -г
2
Составляющая установившегося значения вращающего момента Муст в (3)
М = |• Lm •( • ej“ + 1si • e^+1 s2 • e“* )x(l„ • ej“+[ • e^-1 r2 • e“*). (3)
Муст = З • Lm •( • є'“ )x(/r • є'“ ) (4)
представляет собой момент, развиваемый АД с заторможенным ротором после окончания переходных процессов и определяется по
статической механической характеристике.
Апериодическая составляющая момента Man, которая может быть определена по формуле
М = 3• L • I. x 1_ • є(Сі+a2>t (5)
an m rl s 2
у многих АД затухает за 1-2 периода напряжения сети.
Сумма Муст и Мап представляет полезный вращающий момент двигателя Мдв, нарастающий по экспоненциальному закону
Мдв = Муст + Мап = М (ю)кд •( - Є(Сі +а2 ^ ), (6)
где М (ю) - определяется по формуле Клосса [4]; кд - коэффициент динамичности.
Знакопеременная составляющая Мзп, являющаяся основной причиной вибраций АД при пуске, после некоторых преобразований имеет вид:
М_ =-
М
сое фк
• cos (cot -фк )• e
ait
(?)
Здесь Мп - пусковой момент двигателя; ф^ - угол сдвига фаз между током и напряжением в режиме короткого замыкания [4].
В случае неодновременного включения фаз АД апериодическая и знакопеременная составляющие отличаются от соответствующих значений одновременного включения.
Равенство нулю апериодических составляющих токов обеспечивается подключением обмоток двигателя в области максимума соответствующего напряжения. В этом случае отсутствуют качающиеся поля, которые являются причиной возникновения знакопеременных моментов, и вид механической характеристики соответствует статической [5].
При сдвиге момента подключения одной из фаз на П 4, составляющая Мзп увеличивается по сравнению с одновременным включением (7) и определяется как:
М =л/2 •
М
С08
COS Фк
ґ ПЛ
-Фк - -
V У
(8)
Более подробно несимметричные переходные режимы рассмотрены в [2].
Работа трехфазного АД при обрыве обмотки статора достаточно полно освещена в литературе [6,7]. С точки зрения энергетических показателей, в области малых нагрузок использование трехфазного АД в двухфазном режиме при определенных условиях более экономично. Это подтверждено проведенными экспериментальными исследованиями [8].
По другим видам ненормальных режимов (одновременная несимметрия статора и ротора, короткое замыкание обмоток статора, повреждение обмотки ротора и пр.) опубликованы работы [9,10].
В настоящее время динамично развивающимся направлением развития судовых ЭП является использование в их составе полупроводниковых приборов (ПП). При использовании управляемых ПП в силовых цепях ЭП, кроме вышеуказанных, возможно возникновение несимметричных режимов питания статорных обмоток АД, обусловленное специфическими эксплуатационными особенностями ПП.
Во время работы ПП в ключевом режиме, в отличие от аналогичных, используемых для регулирования параметров, вероятность выхода их из строя повышается, так как при прямом включении АД в сеть величина пускового тока достигает 10-кратного значения от номинального, а при отключении двигателей возможно превышение амплитудного значения напряжения ПП над амплитудой фазного напряжения сети в 1,8 раза [11].
В этом случае, на основе анализа несимметричных режимов по причинам неисправностей ПП, необходимо оценить их опасность для АД и оставшихся в работе ПП.
Для силовых модулей устройств с встречно-параллельным соединением тиристоров выделяются три основных вида несимметрии [7]:
- внутрифазовая (наличие одинакового по абсолютному значению для всех фаз угла рассогласования УУа из-за разных углов открытия встречно-параллельно соединенных вентилей);
- междуфазовая (УУа = 0, но углы открытия тиристоров разных фаз различны);
- общая (наличие Уа и разностей углов открытия вентилей разных фаз).
Результаты аналитических исследований трехфазной системы «тиристорный коммутатор - активно-индуктивная нагрузка» («ТК-RL»), приведенные в [12], показывают, что при внутрифазовой несимметрии в выходном напряжении отсутствуют постоянная составляющая и гармоники, кратные трем. В случаях, когда имеет место междуфазовая несимметрия, отсутствуют постоянная составляющая напряжения и четные гармоники. При общей несимметрии выходное напряжение содержит как постоянную составляющую, так и полный спектр высших гармоник.
Если допустить, что при заданном скольжении параметры двигателя не зависят от тока и напряжения, то в этом случае АД при питании несинусоидальным напряжением на основе «принципа суперпозиции» в первом приближении эквивалентен системе из нескольких АД, расположенных на одном валу [13]. Каждому условному двигателю отдельной гармоники соответствует своя схема замещения [7], причем от V зависят как индуктивные, так и активные сопротивления роторных цепей. Исходя из схемы замещения электромагнитный момент V -й гармоники выражается уравнением [7]:
мv =-
3 • Usv2 -(1 + gv- Sv)
0 • Rm • V°0 -V-
V ґ
R i II x
—s—+ g +— + —-—
iY ov 2 rt
oR sv о2 R
Y гн J \ гн
2
2 2 •V2•Ev2
(9)
где и^ - фазное напряжение V -й гармоники; gv - расчетный коэффициент для - V -й гармоники; 5^ - скольжение для V -й гармоники прямого и обратного полей; О - коэффициент рассеяния; Л - приведенное активное сопротивление обмотки ротора в номинальном режиме; Ю0 - угловая скорость электромагнитного поля статора; V - номер гармоники; Л - активное сопротивление обмотки статора; Xкн - индуктивное сопротивление короткого замыкания в номинальном режиме; ^ - относительное значение индуктивного сопротивления V -й гармоники.
Анализ механических характеристик системы «тиристорный коммутатор - асинхронный двигатель» («ТК-АД») в квазиустановив-шемся режиме, полученных аналитически при известных допущениях, позволяет сделать вывод, что при внутрифазовой несимметрии электромагнитный момент асинхронного двигателя будет определяться как:
М = 1 Mvnp, (10)
т. е. искажение кривой результирующего момента минимально.
В формуле (10) IМV* - результирующий момент гармоник полей прямого вращения.
При междуфазовой несимметрии
M = IMvlnp +I Mvlo6
(11)
где IMV1„ , IMvb6 - результирующие моменты нечетных гармоник полей прямой и обратной последовательностей, соответственно.
Если несимметрия имеет общий характер, то
M = IMv„p +IMvo6 + Mnocm • (12)
Здесь I Mvo6 - результирующий момент гармоник полей обратного вращения; Mпост - постоянная составляющая момента. Искажение механической характеристики в данном случае существенно.
В формулах (10)... (12) составляющиеMvnp и MVo6 определяются по (9), а Mnocm - по значениям постоянной составляющей тока.
В общем случае, в зависимости от вида несимметрии и степени ее проявления специальные режимы АД можно условно разделить на четыре группы.
Специальные режимы первой группы возникают при технологической несимметрии или небольшой разрегулировке в процессе работы.
Ко второй группе относятся несимметричные режимы, которые не приводят к полной потере управляемости.
В третью группу входят режимы, возникающие по причинам пробоя ПП.
Специальные режимы четвертой группы связаны с полным закрытием одного или нескольких ПП.
Наибольшую опасность представляют несимметричные режимы четвертой группы в связи с высокой вероятностью возникновения постоянной составляющей момента M'noCm (12), наличие которой одновременно с двигательным режимом создает режим динамического
торможения. MnoCm обычно вносит наибольшее искажение в механическую характеристику АД, т. к. ее значение прямо пропорционально постоянной составляющей тока, которая ограничена только активным сопротивлением обмоток. Оставшиеся исправными ПП будут функционировать в более загруженных по току режимах при условии примерных равенств момента сопротивления Mc на валу АД до и после возникновения несимметричного режима.
Литература:
1. Адкинс Б. Общая теория электрических машин / Б. Адкинс; пер. с англ. - М.; Л.: Госэнергоиздат, 1960. - 272 с.
2. Ковач К.П.Переходные процессы в машинах переменного тока / К.П.Ковач, И.Рац; пер. с нем; под ред. А.И.Вольдека. - М.; Л.: Госэнергоиздат, 1963. - 744 с.
3. Петров И.И. Специальные режимы работы асинхронного электропривода / И.И.Петров, А.М.Мейстель. - М.: Энергия, 1968. - 264
с.
4. Чиликин М.Г. Общий курс электропривода / М.Г.Чиликин, А.С.Сандлер. - М.: Энергоиздат, 1981. - 576 с.
5. Wood W. Transient torques in induction motors, due to switching of the supply / W.Wood, F.Flynn, A.Shanmugasandaram // Proc. IEE. -1965. - № 7. - V. 112.
6. Трещев И.И. Несимметричные режимы судовых машин переменного тока / И.И.Трещев. - Л.: Судостроение, 1965. - 248 с.
7. Туганов М.С. Судовой бесконтактный электропривод / М.С.Туганов. - Л.: Судостроение, 1978. - 288 с.
8. Исследование и разработка способов естественного повышения коэффициента мощности судоремонтных заводов: Отчет о НИР. № ГР. 81006260. / Рук. Осокин Б.В.- Владивосток: Дальневост.высш.инж.морск.уч-ще, 1982. - 75 с.
9. Вольдек А.И. Электрические машины / А.И.Вольдек. - Л.: Энергия, 1978. - 832 с.
10. Трещев И.И. Несимметричные режимы судовых машин переменного тока / И.И.Трещев. - Л.: Судостроение, 1965. - 248 с.
11. Петров Л.П. Асинхронный электропривод с тиристорными коммутаторами / Л.П.Петров, В.А.Ладензон, М.П.Обуховский, Р.Г.Под-золов // Библиотека по автоматике. - М.: Энергия, 1970. - Вып. 380. - 128 с.
12. Туганов М.С. Обобщенный метод исследования электромагнитных процессов в системе «трехфазный тиристорный коммутатор -индуктивно-активная нагрузка» / М.С.Туганов, В.И.Кулешов, Ф.Х.Фархутдинов // Электричество. - 1976. - № 9. - С. 77-80.
13. Копылов И.П. Электромеханические преобразователи энергии / И.П.Копылов. - М.: Энергия, 1973. - 400 с.