Научная статья на тему 'Общая характеристика современной системы бюджетного учета'

Общая характеристика современной системы бюджетного учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА СЧЕТОВ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ СЧЕТА / БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КЛАССИФИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова С. С.

В статье рассмотрены уровни правового регулирования бюджетного учета, регламентирующие документы, структура счетов бюджетного учета, синтетические счета, состав бюджетной отчетности и перечень основных классификаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика современной системы бюджетного учета»

Проблемы учета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

С. С. КИРИЛЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Мичуринский государственный аграрный университет

Повышение роли государства, значительное усложнение процесса управления государственными финансами, необходимость эффективного и экономного использования государственных средств привели к реформированию системы бюджетного учета и отчетности в России. В настоящее время бюджетный учет является более сложным, чем учет в коммерческих организациях. Он представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательствах органов государственного управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, территориальными государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению указанных активов и обязательств.

Аналитической основой современной системы бюджетного учета является бюджетная классификация РФ, утвержденная Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». При этом код бюджетной классификации включен в структуру кода счета бюджетного учета.

Роль бюджетного учета заключается в том, что он позволяет сформировать полную, объективную информацию о финансовой деятельности органов государственного управления, бюджетных

и автономных учреждений, создает условия для организации комплексного контроля за совершением финансовых и хозяйственных операций, их целесообразностью, предоставляет возможности для контроля за наличием, движением имущества и обязательств, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивает реализацию мер по выявлению резервов роста государственных ресурсов.

Сложность и многогранность задач, решаемых системой бюджетного учета, приводит к необходимости его непрерывного совершенствования. При этом задачи реформирования системы бюджетного учета включают:

— формирование достоверной и полной информации о государственных активах и обязательствах;

— усиление контроля за расходованием государственных средств, их обоснованностью, сохранностью и наиболее эффективным использованием;

— оптимальное распределение функций между участниками бюджетного процесса, исключение их дублирования;

— сокращение объема учетной работы;

— обеспечение охвата всех операций, совершаемых сектором государственного управления.

В конечном итоге реформирование бюджетного учета направлено на переход от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами. В первую очередь это обеспечивает повышение ответственности различных участников

бюджетного процесса и расширение их самостоятельности.

Рассмотрим уровни правового регулирования бюджетногоучета(табл. 1).

Основным документом, регламентирующим организацию бюджетного учета, является приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — Приказ № 162н). Он имеет следующую структуру:

— Приказ № 162н, устанавливающий сферу его применения и структуру нормативных документов;

— приложение № 1 к Приказу № 162н. План счетов бюджетного учета;

— приложение № 2 к Приказу № 162н. Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета;

— приложение № 1 к Инструкции по применению плана счетов (часть первая). Корреспонденция счетов бюджетного учета;

Уровни правового

— приложение № 1 к Инструкции по применению плана счетов (часть вторая). Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета;

— приложение № 2 к Инструкции по применению плана счетов. Порядок включения кода бюджетной классификации РФ при формировании номера счета бюджетного учета

Кроме того, законодательство определяет перечень форм первичной учетной документации и также обязательные регистры — приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными

Таблица 1

вания бюджетного учета

Наименование уровня правового регулирования Правовые документы

Первый (законодательный) Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Второй (нормативный) Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению». Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению». Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению». Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учетадлягосударственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению». Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Третий (методический) Правовые акты органов, которые исполняют федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по вопросам бюджетного учета

Четвертый (методический) Правовые акты главных распорядителей средств бюджета соответствующего уровня с учетом отраслевых особенностей органов, организующих исполнение соответствующего бюджета

Пятый (организационный) Рабочие документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено инструкцией по бюджетному учету (приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота, о порядке проведения инвентаризации, порядке распределения накладных расходов по отдельным видам продукции и пр.)

фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

В приложениях к приказу отражается информация для организации учета. В частности, перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, включает:

— формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД;

— формы документов класса 04 «Унифицированная система банковской документации» ОКУД;

— формы документов класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, у четной и отчетной документации государственного сектора управления» ОКУД.

Также в законодательном порядке определяется перечень регистров, применяемых органами государственного управления, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями.

Основой организации учета в финансовых органах, бюджетных и автономных учреждениях служит план счетов. План счетов — это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, в основе которого лежит использование классификации счетов по их экономическому содержанию. Действующий план счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

Для комплексного отражения операций с государственными активами и обязательствами план счетов включает бюджетную классификацию, в том числе классификацию операций сектора государственного управления (КОСГУ).

План счетов рассматривается как стройная, иерархическая система типов и видов всех без

исключения активов и обязательств. Все объекты бюджетного учета детализируются в Плане счетов по всем элементам. Для отражения всех видов объектов бюджетного учета по входящим в них элементам используются коды синтетического учета (3 знака) и аналитического счета (2 знака). Указанные пять знаков представляют собой код бухгалтерского счета плана счетов бюджетного учета. В структуру бюджетного счета включен также код источника финансирования, применяемый для отражения операций, совершаемых за счет бюджетных средств, предпринимательских, целевых и безвозмездных поступлений. Структура номера счета бюджетного учета отражена на рис. 1.

Необходимость интеграции номера счета бюджетного учета с кодом бюджетной классификации обусловлена важностью контроля за операциями с активами и обязательствами, формированием отчетности об исполнении бюджета в соответствии с любыми требованиями внутренних и внешних пользователей (рис. 2).

В плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов. Забалансовый счет — это счет, не входящий в баланс учреждения и служащий для учета арендованных основных средств, товарно-материальных ценностей, переданных на ответственное хранение, бланков строгой отчетности и прочее.

На основе данных бюджетного учета формируется бюджетная отчетность. Она предоставляет всем заинтересованным пользователям полную и достоверную информацию о предполагаемом и фактическом состоянии дел в бюджетной сфере. В ней приводится вся обобщенная информация о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, а также об операциях, приводящих к изменению активов и обязательств. Единый порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен приказом Минфина России от23.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Приказ № 191н).

Бюджетная отчетность должна предоставлять информацию о законности проводимых операций, их целесообразности, о наличии и движении имущества и обязательств. Состав действующей бюджетной отчетности сформирован с учетом особен-

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Часть КБКдо кода КОСГУ Код источника финансирования Код синтетического учета Код аналитического учета Код КОСГУ

Рис. 1. Структура номера счета бюджетного учета

Наименование раздела бюджетного учета Наименование синтетических счетов бюджетного учета

Счет 100 «Нефинансовые активы» (9 типов) Типы объектов

101— основные средства

102 — нематериальные активы

103 — непроизведенные активы

104 — амортизация

105 — материальные запасы

106 — вложения в нефинансовые активы

107 — нефинансовые активы в пути

108 — нефинансовые активы имущества казны

109 — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг

Счет 200 «Финансовые активы» (3 типа и13 видов) Тип объектов — «Денежные средства» Виды объектов:

201— денежные средства учреждений

202 — средства на счетах бюджета

203 — средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание

Тип объектов — «Финансовые вложения» Вид объектов:

204 — финансовые вложения

Тип объектов — «Расчеты с дебиторами» Виды объектов:

205 — расчеты по доходам

206 — расчеты по выданным авансам

207 — расчеты по кредитам, займам, ссудам

208 — расчеты с подотчетными лицами

209 — расчеты по ущербу имуществу

210 — прочие расчеты с дебиторами

211— внутренние расчеты по поступлениям

212 — внутренние расчеты по выбытиям

215 — вложения в финансовые активы

Счет 300 «Обязательства» (8 видов) Виды объектов:

301— расчеты с кредиторами по долговым обязательствам

302 — расчеты по принятым обязательствам

303 — расчеты по платежам в бюджеты

304 — прочие расчеты с кредиторами

306 — расчеты по выплате наличных денег

307 — расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание

308 — внутренние расчеты по поступлениям

309 — внутренние расчеты по выбытиям

Счет 400 «Финансовый результат» (2 вида) Виды объектов:

401 — финансовый результатхозяйствующего субъекта

402 — результат по кассовым операциям бюджета

Счет 500 «Санкционирование расходов бюджета» (7 типов) Типы объектов:

501— лимиты бюджетных обязательств

502 — принятые обязательства

503 — бюджетные ассигнования

504 — сметные (плановые) назначения

506 — право на принятие обязательств

507 — утвержденный объем финансового обеспечения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

508 — получено финансового обеспечения

Рис. 2. Структура синтетических счетов бюджетного учета

ностей функционирования различных участников бюджетного процесса (табл. 2).

В соответствии с Приказом № 191н квартальная отчетность составляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего финансового года, а

годовая бюджетная отчетность — по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Бюджетная отчетность (за исключением консолидированной отчетности органов, организующих исполнение бюджета, которая заполняется в тысячах рублей)

Таблица 2

Состав бюджетной отчетности в Российской Федерации

Наименование участника бюджетного процесса Формы бюджетной отчетности

Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, главный администратор, администратор источников финансирования дефицита бюджета, главный администратор, администратор доходов бюджета Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетныхсредств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администраторадоходов бюджета (ф. 0503130). Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184). Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администраторадоходов бюджета (ф. 0503127). Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137). Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доходдеятельности (ф. 0503138). Отчет о финансовыхрезультатахдеятельности (ф. 0503121). Пояснительная записка (ф. 0503160). Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администраторадоходов бюджета (ф. 0503230)

Финансовый орган Баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140). Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120). Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124). Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств от приносящей доходдеятельности (ф. 0503134). Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117). Отчет об исполнении сметдоходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503114). Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123). Отчет о финансовыхрезультатахдеятельности (ф. 0503121). Пояснительная записка (ф. 0503160)

Финансовый орган, уполномоченный на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320). Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317). Консолидированный отчет об исполнении сметдоходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта РФ и муниципальных образований (ф. 0503314). Консолидированный отчетодвиженииденежныхсредств (ф. 0503323). Консолидированный отчет о финансовыхрезультатахдеятельности (ф. 0503321). Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360). Сводная финансовая отчетность бюджетных и автономных учреждений публично-правововых образований, входящих в состав соответствующего консолидированного бюджета РФ

Орган казначейства Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150). Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110). Отчет по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151). Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152). Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему РФ, учитываемых органами Федерального казначейства (ф. 0503153). Пояснительная записка (ф. 0503160)

Орган, осуществляющий кассовое обслуживание Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503155). Баланс по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503154). Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года органа, осуществляющего кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503111)

составляется в рублях с точностью до второго знака после запятой (до копеек). Первым отчетным годом для вновь созданных главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджетов, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, считается период с даты их регистрации в установленном законодательством РФ порядке по 31 декабря года их создания.

Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом

казначейства и органом, осуществляющим кассовое обслуживание, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что при ведении бюджетного учета и при формировании отчетности применяется система классификаторов. Перечень основных классификаторов приведен в табл. 3.

Важное место в системе бюджетного учета отведено контролю. По действующему законодательству правильность ведения учетных операций и составления отчетности в бюджетных учреждениях должна подвергаться систематическому контролю. По мнению автора, контроль в бюджетной сфере должен быть направлен не столько на санкционирование, сколько на поиск резервов рационального использования ограниченных государственных ресурсов. В этой связи к числу основных задач в области бюджетного контроля относятся:

— проверка соблюдения действующего законодательства;

Таблица 3

Перечень основных классификаторов, применяемых при ведении бюджетного учета и составлении отчетности

Наименование Шифр Нормативный документ Назначение

Общероссийский классификатор единиц измерения ОКЕИ ОК015-94 (МК 002-97) Общероссийский классификатор единиц измерения (утв. постановлением Госстандарта России от26.12.1994 № 336) Применяется при решении задач количественной оценки технико-экономических и социальных показателей в целях осуществления государственного учета и отчетности, анализа и прогнозирования развития экономики, обеспечения международной статистической сопоставимости, осуществления внутренней и внешней торговли, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и организации таможенного контроля

Общероссийский классификатор административно- территориальных образований ОКАТО ОК019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (утв. постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 № 413) Предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, в таких сферах как статистика, экономика и др.

Общероссийский классификатор валют ОКБ ОК(МК(ИСО-4217) 003-97) 0142000 Общероссийский классификатор валют (утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 № 405-ст) Предназначен для использования при прогнозировании внешнеэкономических связей, учета валютных поступлений и платежей, бухгалтерского и статистического учета, отчетности по операциям, связанным с международными расчетами, соблюдением договорной и платежной дисциплины

Общероссийский классификатор управленческой деятельности ОКУД ОКОН-93 Общероссийский классификатор управленческой документации (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299) Предназначен для регистрации форм документов, упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве, сокращения количества применяемых форм, исключения из обращения унифицированных форм документов, обеспечения учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации, контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемый в сфере управления, рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов

Окончание табл.

Наименование Шифр Нормативный документ Назначение

Общероссийский классификатор предприятий и организаций окпо Приказ Росстата от 29.07.2008 № 174 «Об утверждении Положения о ведении ОКПО и внесении в него изменений» Предназначен для обеспечения совместимости государственных информационных систем информационных ресурсов о хозяйствующих субъектах, обеспечения межведомственного обмена информацией, обеспечения однозначной идентификации хозяйствующих субъектов, расположенных на территории РФ, создания условий для формирования единого информационного пространства на территории РФ, обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных и т. д.

Сводный реестр распорядителей и получателей бюджетных средств СРР- ПБС Приказ Минфина России от 15.08.2008 № 80н «О порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» Ведется для централизованного учета участников бюджетного процесса и его использования для обеспечения организации исполнения федерального бюджета

— создание условий для наиболее эффективного использования государственных средств;

— установление полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств, проверка соблюдения финансовой дисциплины;

— содействие правильной организации и ведению бюджетного учета, организации бюджетной отчетности;

— формирование мер по предотвращению возможных финансовых нарушений.

Таким образом, в РФ в целом создана комплексная система бюджетного учетаи отчетности. Вместе с тем продолжается ее реформирование, в том числе в сфере внедрения международных стандартов финансовой отчетности в государственном секторе.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Маклева Г. И. Бюджетный учет и отчетность. М.: ЭКАР, 2005.

3. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010.

4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н.

5. О порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета: приказ Минфина России от 15.08.2008 № 80н.

6. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ МинфинаРоссии от23.12.2010 № 191н.

7. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

8. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. СПб.: Питер, 2008. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.