ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛЕСТИНЫ
АБАДИ М.М.,
аспирант кафедры мировой экономики и международных отношений, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
Рассматривается общая характеристика основных форм внешнеэкономической деятельности Палестины. В экономике страны ВЭД играет очень сложную и важную роль. Ее можно представить как «мост», который соединяет национальную экономику с мировым экономическом пространством. Изменение в политической ситуации на Ближнем Востоке открыло возможности для самостоятельного политического и экономического развития внешнеэкономической деятельности Палестины.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; Палестинская национальная автономия; Министерство экономики, торговли и промышленности.
We consider the general characteristics of the main forms of foreign economic activity in Palestine. The foreign economic activities play very complex and Impotent role in the econmy of the country. It can be represented as a "bridge" that connects the national and world economy. The change in the political situation in the Middle East opened up possibilities for independent political and economical development of the foreign economic activity in Palestine.
Keywords: foreign economic activities; Palestinian National Authority; Ministry of economy, trade and industry.
Коды классификатора JEL: N15, N25.
Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) понимают сферу самостоятельного производства, организационно-экономической и коммерческой деятельности предприятий, связанную со взаимодействием с зарубежными партнерами ВЭД [1].
Существуют следующие функции внешнеэкономической сферы страны:
1) организация и обслуживание международного обмена природными; ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной формах;
2) международное признание потребительской стоимости продуктов МРТ;
3) организация международного денежного обращения;
4) повышение ВВП страны, и на этой основе рост благосостояния нации.
Основа развития внешнеэкономических связей — система международного
разделения труда, процесс реализации внешнеэкономических связей, или внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) (Foreign economic activity) [3].
Внешнеэкономическая деятельность предприятия (фирмы) — это сфера его хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научнотехнической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом на внешний рынок. © Абади М.М., 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
К основным направлениям и формами организации ВЭД на современным этапе, как представляется, следует отнести (табл. 1):
Таблица 1
Основные направления и формы организации ВЭД [2]
Виды ВЭД Формы ВЭД
Внешняя торговля товарами Экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт, встречная торговля
Внешняя торговля услугами Туристические, транспортные и другие; торговопосредническая деятельность
Международное инвестиционное сотрудничество Прямые зарубежные (иностранные) инвестиции, портфельные инвестиции, международный финансовый лизинг
Международное производственнотехническое сотрудничество Международная производственная кооперация, совместное сооружение промышленных объектов, совместные производственные программы, подрядное сотрудничество, компенсационные сделки
Международное научно-техническое сотрудничество Купля-продажа патентов и лицензий, совместные научные исследования, оказание технической помощи, обучение персонала, франчайзинг, оказание консультационных инжиниринговых услуг
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения Предоставление кредитов и займов, проведение международных расчетов, купля-продажа валюты, купля-продажа ценных бумаг
В экономике страны ВЭД играет очень сложную и важную роль. Ее можно представить как «мост», который соединяет национальную экономику с мировым экономическом пространством.
Изменение в политической ситуации на Ближнем Востоке открыло возможности для самостоятельного политического и экономического развития Палестины. В последние несколько десятилетий палестинская экономика была отгорожена от мирового рынка, закрыта для международных экономических связей.
Во время израильской оккупация ряд законов и постановлений регулировавших экономическую жизнь, препятствовал доступу палестинцев к международным потокам информации и товаров. Контроль на границах, осуществляемый израильтянами, означал, что весь экспорт и импорт Палестины регулировался Израилем. Кроме того, в руках израильтян находилось управление экономикой и финансами.
В настоящее время это положение меняется. Декларация, подписанная в Осло в 1993 г., установила пятилетний период для развития мирного процесса, в рамках которого предусматривается восстановление контроля палестинцев над экономической сферой на своих территориях. В 1994 г. в результате заключения договора о предоставлении статуса автономии Иерихону на Западном Берегу и Сектору Газа было положено начало процессу независимого развития внешней торговли и капиталовложений. Последовавшее Парижское экономическое соглашение создало условия для восстановления собственной экономической и финансовой политики, для территорий Западного Берега и Сектора Газа, послужило основой для создания единой палестинско-израильской таможенной зоны.
По Соглашению, подписанному между Палестиной и Израилем в 1995 г. в Вашингтоне, палестинское самоуправление было распространено на весь район Западного Берега. Палестинцы взяли под свой контроль всю сферу внутренней экономической жизни, в том числе финансы — Палестинское валютное агентство получило функции Центрального банка (контроль за денежной политикой, хранение валютных резервов, регулирование деятельности коммерческих банков и др.). Было заявлено о возможности в будущем создания национальной палестинской валюты.
Палестинские предприниматели стали использовать открывающиеся возможности, налаживая прямые связи с бизнесменами из Америки, Европы и Азии, изучая международную рыночную конъюнктуру, находя новые рынки сбыта для своих товаров и новые источники поставок сырья и оборудования. Все больше палестинцев посещает международные торговые ярмарки. Для поддержки частного сектора создается ряд финансовых организаций и специализированных программ.
Остаются, однако, и серьезные препятствия для развития экономики Палестины. Это, прежде всего, неблагоприятный инвестиционный климат, обусловленный значительной политической нестабильностью и связанными с ней многочисленными ограничениями деловой активности. Даже после подписания многочисленных вышеупомянутых мирных соглашений, на которые палестинские предприниматели возлагали большие надежды, продолжает действовать множество израильских военных предписаний и указов, а также вводятся новые. Все это подрывает доверие как палестинских, так и иностранных инвесторов. До сих пор районы Западного Берега и Сектора Газа не имеют свободных выходов на международные сектора, внешняя торговля продолжает строго контролироваться израильтянами, которых палестинские бизнесмены вынуждены использовать в качестве песредников при организации ввоза и вывоза продукции.
В районах Западного Берега и Газы наблюдалось сокращение темпов прироста ВНП. Безработица достигла высокого уровня — 60% в Секторе Газа и 30% на Западном Берегу. Инфраструктура была в значительной степени разрушена, подверглась моральному и физическому износу.
Сейчас планируется осуществить ряд проектов в области инфраструктурного строительства, в том числе сооружение аэропорта и морского порта в Секторе Газа, реконструкция и усовершенствование систем энерго и водоснабжения, телекоммуникаций.
Сейчас палестинские бизнесмены обращают на него все больше внимания. До последнего времени ряд товаров, производимых на Западном Берегу и в Секторе Газа, поступало в Израиль, а затем возвращалось на палестинские территории с ярлыками «Сделано в Израиле». Теперь палестинские компании стараются организовывать между собой прямые связи и обеспечивать прямые поставки продукции потребителям. Заметный интерес к развитию экономики Палестины наблюдается со стороны палестинской диаспоры, основавшей инвестиционный фонд с капиталом в 200 млн долл. для помощи частному сектору.
В середине 80-х годов на палестинских территориях действовало 28 отделений израильских банков. К началу 1995 г. большая их часть была ликвидирована. Сейчас их место занимают палестинские и иорданские банки, предлагающие широкий спектр финансовых услуг.
Осуществляется совершенствование палестинского экономического законодательства. Подавляющую часть действующих в настоящее время законов Палестина унаследовала от Османской империи и Британского мандата, Египта и Иордании. В некоторых случаях законы, имеющие силу на Западном Берегу и в Секторе Газа, различны. Часто еще применяется израильское законодательство, причем многие военные указы даже не были опубликованы. Все это делает коммерческое законодательство весьма сложным и запутанным, усложняет ситуацию для потенциальных инвесторов. Палестинские национальные власти предпринимают усилия по пересмотру и унификации действующих законов в сфере экономики. Так, был принят новый Инвестиционный кодекс, призванный стимулировать местные и иностранные капиталовложения путем обеспечения различных налоговых и таможенных льгот, гарантий от национализации и пр.
Помимо сохраняющейся политической нестабильности продолжает действовать ряд факторов, препятствующих развитию внешнеэкономической деятельности Палестины. Это не только закрытость, отгороженность палестниских территорий от внешних
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
рынков, но и раздробленность этих территорий на отдельные сегменты, сообщение между которыми весьма сложно и не всегда безопасно. Так, например, район Западного Берега фактически разделен на южную и северную части, расстояние между которыми составляет около 17 миль. Дорогу, их соединяющую, консульство Великобритании определяв как «небезопасную для проезда». В обе части можно проникнуть из Иерусалима, однако для этого необходимо получение специального разрешения, что достаточно сложно.
Сохраняется зависимость Палестины от Израиля. Так, 28% рабочей силы, занятой в палестинском частном секторе, проживает в Израиле. 95% импорта Западного Берега и Газы поступает из Израиля или через израильских посредников; 30% производимой на этих территориях продукции также вывозится в Израиль.
Большие потери (по оценкам, до 20-50% доходов) несут палестинские компании в случае закрытия израильско-палестинской границы. При этом не только приостанавливаются (или меняются) сроки ввоза и вывоза товаров, но и значительная часть работников не может попасть на свои рабочие места; страдают многие деловые операции (оформление различной документации, деловые встречи и совещания и пр.) По некоторым подсчетам, закрытие границ всего на один день наносит палестинской экономике ущерб в размере 6 млн долл.
Даже вне периодов закрытия границ для передвижения между Сектором Газа, Иерусалимом, Израилем и Западным Берегом необходимы специальные разрешения. Это серьезно ограничивает мобильность палестинских предпринимателей и рабочей силы.
Все пропускные пункты на границах продолжают контролироваться израильскими военными.
На некоторых пропускных пунктах людей и транспорт задерживают в течение суток, обыскивают и пропускают один раз в сутки на специальном автобусе в сопровождении израильских военных автомашин.
Весьма сложной и бюрократической процедурой остается получение виз и разрешений на проезд. Разрешения выдаются не более чем на три месяца, затем их необходимо возобновлять. Бизнес-визы для арабских предпринимателей выдаются лишь на неделю, хотя их оформление в Министерстве внутренних дел Израиля может занимать довольно много времени. Нередки случаи, когда даже при наличии разрешения на проезд израильские военные задерживали людей на пропускных пунктах. Бывает, что израильская администрация отказывает палестинским предпринимателям в выдаче разрешений.
Помимо этого потенциальные инвесторы испытывают ряд дополнительных трудностей при оформлении проектов. Так, при оформлении документации по проекту инвесторы обязаны составить необходимые бумаги не только на арабском языке, но и на иврите, и представить их на рассмотрение израильской гражданской администрации. В случае если инвестиционный проект оформляется группой палестинцев, проживающих за рубежом, лишь один из них может рассчитывать на получение визы для въезда в Палестину.
Заметный ущерб наносится палестинским предпринимателям в связи с существующим порядком транспортировки товаров Они вынуждены использовать израильских перевозчиков и перегружать товары на пропускных пунктах. По оценкам, это снижает доходы палестинских компаний, на 20-25%, не говоря уже о потерях времени.
Дополнительные сложности для инвесторов создает тот факт, что на палестинских территориях продолжает действовать большое количество израильских военных указов, регулирующих различные области экономической жизни. Причем часто лицо, нарушившее подобный указ, может узнать об этом лишь после факта нарушения, что не снимает с него ответственности.
До сих пор вопросы выдачи лицензий на внешнеторговые операции, на деятельность финансовых организаций, разрешений на осуществление инвестиционных проектов, налогообложение остаются в значительной мере в ведении израильской администрации. Таким образом, палестинские власти, несмотря на ряд соглашений, фактически не могут самостоятельно определять и регулировать экономическое развитие своих территорий.
В экономическом Протоколе, заключенном в Париже в 1994 г. между представителями Израиля и Палестины, указывалось, что палестинским товарам предоставляется свободный доступ в Израиль. На практике, как об этом уже было сказано выше, существует большое количество административных, бюрократических и других препятствий для осуществления этого положения.
Палестинские предприниматели возлагают большие надежды на организацию прямой и конкурентоспособной внешней торговли. Особое внимание стимулированию экспорта товаров уделяется палестинским Министерством экономики, торговли и промышленности (МЭТП). На стадии организации находится Палестинский центр развития торговли.
Большинство палестинских компаний в настоящее время осуществляют экспортно-импортные операции через израильских посредников. Последние нанимают перевозчиков, ведут расчеты за транспортировку, производят отправку и получение товаров, поступающих или следующих на палестинские территории.
До сих пор, несмотря на ряд трудностей, это остается наиболее эффективным способом ведения внешнеторговых операций. Ввоз и вывоз товаров из Палестины через египетскую и иорданскую границы подвержены различным ограничениям и квотированию, осуществление этих операций часто затягивается. Видимо, подобная практика будет существовать до тех пор, пока двусторонние торговые соглашения и протоколы о границах не войдут окончательно в силу.
Ведение торговых сделок через посредство израильских агентов повышает стоимость сделки и снижает доходы палестин ских компаний. В соответствии с законодательством палестинские предприниматели не могут осуществлять контроль за отгрузкой и получением товаров непосредственно в порту, а только лишь после того, как товары оказались на палестинской территории. Таким образом, весь процесс экспорта и импорта находится вне контроля палестинских торговых агентов, не имеющих непосредственного доступа на внешние рынки. В последнее время для реализации внешнеторговых операций все чаще привлекается третья сторона, выступающая от лица продавца или покупателя.
В число участников экспортной (или импортной) операции, помимо продавца и покупателя, как правило, входит посредническая торговая компания. Кроме того, функции производителя и экспортера товаров могут разделяться между разными компаниями, так же как и функции импортера и покупателя.
Для осуществления экспортной сделки необходимо получение лицензии, предоставляемой МЭТП. Непосредственно их выдачей занимается Торговая палата. На автономных палестинских территориях выдача лицензий находится в компетенции нацинальных палестинских властей. В других районах Западного Берега этим занимается израильская гражданская администрация.
Между экспортером и зарубежным импортером заключается соглашение на отправку отдельной партии товаров или на ряд отгрузок, обычно на период одного года. Экспортеру необходимо также получить сертификат о происхождении вывозимой продукции. Произведенными на палестинских территориях считаются товары, у которых добавленная на месте стоимость составляет не менее 35% общей стоимости. В счетах, требуемых для отправки товара, должны указываться названия и адреса компаний, являющихся отправителями и получателями груза, полная информация о самом товаре, его качестве и весе, товарном знаке и цене.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
Вывозимая продукция доставляется экспортером или палестинской транспортной компанией в пограничный пункт, где она передается израильскому посреднику-перевозчику для дальнейшей доставки в международный порт. Экспортер осуществляет обязательно страхование вывозимого груза.
В отдельных случаях требуется, чтобы договор между экспортером и импортером товара был заверен в консульстве страны-получателя. Все прочие документы (упаковочные листы, таможенные декларации и др.) заполняются в общепринятом порядке. В качестве дополнения требуется предоставление сертификата о транзите товаров через Израиль.
Кроме того, экспорт некоторых видов товаров из Палестины в Израиль подвержен квотированию. Это куриное мясо и яйца, томаты, огурцы, дыни и картофель. Для их вывоза необходимо также оформление дополнительных документов — маркетингового сертификата Министерства сельского хозяйства Палестины и справки о фитосанитарном контроле.
Таким образом, процедура экспорта продукции с палестинских территорий довольно сложна, многоступенчата, требует получения ряда лицензий и сертификатов.
Для ввоза товаров в Палестину также необходима импортная лицензия, порядок получения которой аналогичен получению экспортной лицензии. Получение каждой партии товаров должно осуществляться по разрешению палестинского МЭТП и подвергаться контролю. Некоторые виды импорта находятся под надзором Израильского института стандартов. В остальном процедура импорта требует оформления обычной документации.
Однако для ввоза некоторых видов товаров требуются дополнительные документы или условия:
♦ для продовольственных товаров — сертификат Министерства здравоохранения об их пригодности к употреблению;
♦ для живых овец — разрешения министерств здравоохранения и сельского хозяйства;
♦ при импорте электротехнической продукции и электроприборов необходим сертификат палестинского МЭТП об их соответствии местным стандартам;
♦ при ввозе запчастей для автомашин требуется разрешение Министерства транспорта;
♦ разрешение Палестинского управления нефти и газа необходимо для импорта нефтепродуктов;
♦ условием ввоза растительного масла является разгрузка танкеров в Дамиех Бридж и их возвращение порожняком в исходный пункт;
♦ каждая пачка импортных сигарет должна быть снабжена предупредительной надписью о вреде курения для здоровья.
Импортеры получают специальные льготы при ввозе египетских или иорданских товаров. Импорт товаров из США и Западной Европы также пользуется режимом благоприятствования.
Экспорт и импорт Палестины облагаются существенными таможенными пошлинами, которые вместе с платежами за доставку, отгрузку-выгрузку, хранение на складах продукции и сборам международных израильских портов заметно влияют на стоимость товаров.
Существуют четыре основные категории сборов, значительно влияющих на цену местной продукции:
1) таможенные сборы, регулируемые обычно торговыми соглашениями между двумя странами. Не подвергается таможенному обложению товарообмен между Израилем и Палестиной. Существуют соглашения о свободной торговле между Палестиной и США, странами Западной Европы, Египтом и Иорданией. Ожидают
своего подписания в недалеком будущем аналогичные договоры с Турцией, Марокко, Тунисом, ОАЭ и Канадой. Торговля с другими странами облагается таможенными сборами. Их величина варьируется в зависимости от категории товаров. Максимальными таможенными сборами облагаются изделия из дерева (75% от цены СИФ) и текстильные изделия (82%); на остальные виды товаров их уровень не превышает 60%. Единственные товары, разрешенные к беспошлинному ввозу, — суда, самолеты и бриллианты. Некоторые исключения имеются и для продукции, предназначенной для нужд здравоохранения, образования, промышленности и сельского хозяйства;
2) импортная надбавка, (неофициально называемая импортным налогом), начисляемая на цену СИФ. Ею облагаются импортные товары с целью поддержания стабильных внутренних цен и защиты местной промышленности;
3) налог на потребление, начисляемый на импортную и местную продукцию. Максимального уровня он достигает для потребительских товаров длительного пользования, электроприборов и сигарет. В 1993 г. был отменен на обувь и одежду. Также налог на потребление не взимается с тех же видов товаров, что и таможенные пошлины.
База для исчисления данного налога — цена СИФ с приплюсованной к ней таможенной пошлиной и импортной надбавкой. Размер налога колеблется от 5 до 95% этой величины, а на сигареты составляет 24%;
4) налог на добавленную стоимость, которым облагаются все производимые на месте и импортные товары. Для продукции, производимой в стране, величина данного налога составляет 17% от цены реализации. В случае импортной продукции основой его исчисления является сумма цены СИФ, таможенной пошлины, импортной надбавки и налога на потребление. Налогом на добавленную стоимость не облагаются товары, предназначенные на экспорт, фрукты и овощи, а также услуги, предоставляемые в сфере туризма. От него освобождаются некоммерческие организации. В случае если предпринематель уплатил налог на ввезенную продукцию, впоследствии использованную для производства товаров на экспорт, эта сумма ему возвращается.
Палестинская администрация весьма заинтересована в привлечении частных национальных и иностранных инвестиций для восстановления экономики. Несколько организаций работают в сфере стимулирования капиталовложений и развития предпринимательской деятельности.
В соответствии с инвестиционным законодательством предприниматели гарантированы от национализации или экспроприации их собственности. Все инвесторы (национальные и иностранные) имеют равные права. Зарубежным вкладчикам предоставляется возможность проживания на палестинских территориях и право репатриации капитала после уплаты всех необходимых налогов.
В недавнем обзоре палестинского Центрального статистического управления указывалось, что на Западном Берегу и в Секторе Газа действует более 56 тыс. частных компаний, причем примерно 20% из них — в отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности, в строительстве и на транспорте. Весьма перспективные сферы для новых капиталовложений — туризм, добыча строительного камня и мрамора, переработка сельскохозяйственной продукции, швейная и обувная промышленность, упаковочная индустрия, производство сувениров.
Недавно в Палестине была создана Биржа ценных бумаг. Это частная палестинская компания, 70% акций которой принадлежит честному сектору, 20% — Палестинскому валютному агентству, и 10% — государственным акционерным обществам. Ожидается, что первоначально на бирже будут представлены акции 50-60 компаний с общим капиталом не менее 750 тыс. долл. Объем торгов в первой год составит около 60 млн
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
долл. По оценкам. сумма капиталов палестинцев, проживающих в арабских странах, Америке и Европе, приближается к 6 млрд долл. Организаторы биржи рассчитывают, что значительная часть этих капиталов будет участвовать в сделках. Через посредство биржи акции палестинских компаний смогут котироваться на международных финансовых рынках [4].
Таким образом, несмотря на признанный всеми учеными-экономистами, официальными властями эффект, получаемый Палестиной от развития внешнеэкономического сектора, его величина и форма появления зависят от умения государственных органов власти достигнуть баланса интересов с предприятиями — участниками ВЭД.
Активная деятельность руководства ПНА ведется в направлении создания национальных внешнеэкономических институтов, например, Торгово-промышленной палаты, и вступления в международные экономические организации, в частности, ВТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арустамов, Э.А. и др. Внешнеэкономическая деятельность. Сущность и основы организации ВЭД в России / Э.А. Арустамов, Р.С. Андреева. — М., 2008. — С. 11.
2. Воронкова, О.Н. и др. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. — М.: Экономистъ, 2006. — С. 17.
3. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. — М.: ИНФРА, 2005. — С. 81, 85.
4. Соловьева, З.А. Рынки Ближнего Востока. Условия внешнеэкономической деятельности / З.А. Соловьева. — М., 1997.
5. www.russarabbc.ru.
6. www.palestine.ru.