ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК, ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ИМПЕРАТИВАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Т.Т. ЮНУСОВА,
старший преподаватель кафедры финансов, кредита
и экономического анализа, НОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права», г. Пермь,
email: [email protected]
Статья посвящена проблемам современного развития экспортных поставок в контексте обеспечения внешнеэкономической безопасности России.
Ключевые слова: внешнеэкономические связи; валютный контроль; внешнеэкономическая безопасность; экспорт.
The article is devoted to the issues of the modern development of export deliveries in the context of ensuring external economic safety of Russia.
Keywords: external economic ties; currency control; external economic national safety; export.
Коды классификатора JEL: F52, P33.
Экономика любой страны вовлечена в международные экономические отношения посредством экспортирования тех товаров, производство которых происходит в ней более эффективно.
Замена жестко централизованной системы экспортно-импортной деятельности либеральными схемами движения товаров и услуг, которые в переходной экономике еще не были четко отработаны, к 1993 г. до предела обострила проблему утечки капиталов. Преодолением этих проблем занималась Федеральная служба валютного и экспортного контроля [4], однако с течением времени становилось понятно, что валютный контроль — это чисто административная мера с использованием рыночных механизмов, и что необходимо было заинтересовать экспортеров оставлять экспортную выручку внутри страны.
Для обеспечения полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию был установлен порядок многоуровнего контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, учреждений, организаций — резидентов Российской Федерации, осуществляющих экспорт товаров.
В настоящее время валютный контроль в торговом обороте осуществляется по трем основным направлениям:
❖ за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;
❖ за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;
❖ за внешнеторговыми бартерными сделками.
© Т.Т. Юнусова, 2010
Усиление банковского валютного контроля начало осуществляться параллельно с созданием системы государственного финансового контроля, какой существует не только во многих индустриально развитых странах (Великобритании, Франции, Италии, США и др.), но и в идущих по пути построения цивилизованной рыночной экономики.
При организации системы валютного контроля приходится учитывать важный экономический аспект — ее стоимость, т.е. соизмерять задачи с ресурсами, необходимыми для их реализации. Однако механизм валютного контроля должен совершенствоваться, и с этих позиций рассматривается финансовая ситуация, которая сложилась, в частности, в области экспорта обрабатывающей и металлургической продукции. В России примерно 70% экспорта приходится на долю нескольких крупнейших компаний (нефтехимических, металлургических, топливно-энергетических), и основная «утечка» капитала, скорее всего, связана с ними. В качестве наиболее эффективного средства борьбы с «утечкой» капитала рассматривается строгий государственный контроль над экспортом именно данных товаров. При этом предприятия должны осуществлять все внешние расчеты по экспортным поставкам основных сырьевых товаров через банки с государственным участием (Внешторгбанк, Сбербанк и др.), а государство призвано проводить более жесткий контроль за банками, осуществляющими обслуживание контрактов по экспорту стратегических товаров.
В экспортном секторе экономики России происходят большие преобразования: изменяются объем, структура (как товарная, так и географическая), динамика вывоза товаров за рубеж.
Принятие эффективных мер в сфере валютного контроля, направленных на создание условий для экспорта товаров, и соблюдение законодательства России во внешнеэкономической деятельности способствуют защите экономических интересов России.
После кризиса августа 1998 г. выручка от экспорта товаров из России с каждым годом увеличивается, причем идет рост заключения контрактов не только со странами дальнего зарубежья, но и со странами СНГ. Российский экспорт товаров, рассчитанный по методологии платежного баланса, в 2006 году составил 303,93 млрд долл., намного превысив годовые показатели прошлых лет, и на 24,7% выше, чем в 2005 г. В 2007 году произошло снижение показателей по экспорту товаров Российской Федерации (116,8% к объему 2006 года). В целом увеличение экспорта в 2003-2008 гг. обусловлено существенным ростом стоимостного объема экспортных поставок за счет благоприятной конъюнктуры на мировом рынке, в основном на рынке энергоносителей. При этом рост происходил за счет увеличения экспортных поставок как в страны СНГ, в которые было вывезено товаров в 2008 г. на 71,15 млрд долл. США (рост на 32,2%), так и в страны, не входящие в СНГ, что превысило аналогичный показатель 2007 г. в 1,3 раза.
Экспорт нефти, нефтепродуктов и газа в стоимостном выражении увеличился в 2006 году на 36%, а прочих товаров — на 12,7%. Снижение физических объемов экспорта проката черных металлов вызвано ограничениями, введенными многими странами на импорт российской металлопродукции, а также снижением поставок в Азиатский регион, что обусловлено ростом поставок китайского проката на основные мировые рынки сбыта, прежде всего в страны Восточной и Юго-Восточной Азии [4].
Снижение удельного веса стран СНГ произошло в основном за счет сокращения объемов торговли с Республикой Беларусь в результате неполной адаптации внешнеторговых организаций и налоговых органов обеих стран к работе с 1 января
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
2005 г. в условиях взимания косвенных налогов по принципу страны назначения. Определенную роль сыграла активизация мер, направленных на создание в Республике Беларусь импортозамещающих производств, особенно на территориях свободных экономических зон.
По данным Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот (ВТО) предприятий Пермского края за 2004 г. составил 2 518,5 млн долл. США, что выше уровня 2003 г. на 16%. Удельный вес ВТО Пермского края в общем объеме внешнеторгового оборота субъектов Приволжского федерального округа составил около 12%. В 2005 г. увеличился (+20%) относительно уровня 2004 г. совокупный экспорт, он составил 2 903,6 млн долл. США, в 2006 году — 3 012,0 млн долл. США, а в 2007 году — 3 607,3 млн долл. США [4].
В 2006 году ВТО края составил 3 481,5 млн долл. США и увеличился по сравнению с 2005 годом на 9,3%, объем экспорта в 6,4 раза превысил объем импорта. Внешнеторговый оборот края за 2007 год составил 4 124,0 млн долларов США и по сравнению с соответствующим периодом 2006 года увеличился на 15,1%. Структура ВТО Пермского края в 2005 г. выглядела следующим образом: удельный вес экспорта — 91%, импорта — 9%, и в 2006 году снизился удельный вес экспорта до 86,5%, и увеличился импорта до 13,5%. Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья достиг в 2006 году 2 920,3 млн долл. США (табл. 1).
Таблица 1
Внешняя торговля Пермского края [2],
(по данным таможенной статистики; в фактически действовавших ценах; тыс. долл. США)
Экспорт
Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего в том числе по странам 1 872 661,0 2 221 090,0 2 903 604,0 3 012 029,6 3 607 260,5 6 936 410,1
вне СНГ 1 693 923,0 1 942 933,3 2 490 532,1 2 520 262,1 3 024 741,7 6 032 616,0
СНГ 178 738,0 278 156,7 413 071,9 491 767,5 582 518,8 903 794,1
Товарооборот со странами СНГ в 2006 году составил 561,2 млн долл. США, увеличившись на 15,5%, в том числе экспорт вырос на 19,1%.
Предприятия Пермского края осуществляют торговлю почти со ста странами мира. Торговыми партнерами Пермского края в 2007 году являлись 115 стран. Основными торговыми партнерами были страны дальнего зарубежья: Виргинские острова (Британские), Германия, Польша, Китай, Финляндия, Нидерланды. Их доля в экспорте составила 83,9 %.
Экспорт края в 2007 году составил 3 607,3 млн долларов США и по сравнению с 2006 годом увеличился на 16,7 %, в том числе экспорт в страны дальнего зарубежья составил 3 024,7 млн долларов, в страны СНГ — 582,5 млн долларов США.
Внешнеторговый оборот края в январе-декабре 2008 года, по данным таможенной статистики, составил в текущих ценах 7 717,1 млн долларов США и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 87,3%. Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 89,9%.
Товарная структура экспорта на протяжении последних лет (2004-2007 гг.) сохраняла сырьевую направленность. Удельный вес нефтехимической промышленности в 2006 г. составил 56,6%, продукция топливно-энергетического комплекса — 12,4%, металлы и изделия из них — 13,6% (рис.1) [2].
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
□ продукция топ ли вно -эн ер те тического комплекса
□ п родукция и сф тех им и чес кого ком плскса
СИ и родукция лес но й и целлюлоз и о -бум ажн ой про м ы шле ИИ ОС ти Нч ер ны е и цве шые ме таллы. дра гоцени ые кам ни и изделия из них
□ продукция машиностроения О прочая продукция
Рис. 1. Товарная структура экспорта Пермского края
Основными структурообразующими товарами экспорта за 2003-2008 гг. стали: удобрения (43% от общего объема), топливо минеральное, нефть и ее продукты (33%), соединения органической химии (5%), бумага и картон (3%), черные металлы (4%), древесина и изделия из нее (5%), недрагоценные металлы (4%).
Характер экспорта, сложившийся в настоящее время в Пермском крае и влияющий на динамику и структуру валютных операций в коммерческих банках, отражает ситуацию на внешнеэкономическом рынке всей страны. В 2007 г. экспорт товаров в экономике Российской Федерации возрос, хотя такое положение определяется не столько стабильным состоянием внутреннего рынка РФ, сколько мировой конъюнктурой.
Современный российский экспорт имеет ряд особенностей:
• введен лицензионный режим в отношении товаров, экспорт которых регулируется в соответствии с международными нормами для сохранения окружающей среды, в интересах национальной безопасности, в целях выполнения обязательств РФ по международным договорам;
• вывоз некоторых товаров на внешний рынок осуществляется потому, что существует гарантия оплаты, в отличие от внутренних расчетов между предприятиями в условиях системы неплатежей;
• введен учет внешнеторговых контрактов (около 50% российского экспорта) для целей валютного контроля;
• наметилась тенденция осуществлять экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;
• сняты валютные ограничения в части открытия специальных счетов, резервирования и обязательной продажи части экспортной валютной выручки;
• недостаточно внимания уделяется заключению экспортных контрактов и выходу на мировой рынок.
Все эти особенности непосредственно сказываются на возрастании роли валютной составляющей в работе экспортеров, а значит, на необходимости совершенствовать формы и методы валютного контроля.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ЛИТЕРАТУРА
1. Краткий аналитический обзор. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Пермского края за январь-декабрь 2008 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермской области. — Пермь, 2009.
2. Пермский край. Статистический ежегодник: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермской области. — Пермь, 2007. — С. 310.
3. Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы (выпуск 28). — М.: ИЭПП, 2007. — С. 409
4. Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].