Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: МЕТОДИКА И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: МЕТОДИКА И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ / ИНДЕКС ЦЕН / МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТРАСЛИ / ОБЪЕМ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ / ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миролюбова Анастасия Александровна, Ксенофонтова Ольга Леонидовна

В статье предложена методика анализа для общей экономической ситуации в полиграфической отрасли с целью определения успешной стратегии предприятиям. Методика включает в себя пять блоков: анализ размера и темпов роста отрасли; числа компаний - конкурентов, действующих в отрасли, их размеры и особенности; оценку среднего уровня прибыльности (рентабельности) отрасли; изучение стадий жизненного цикла отрасли (зарождение, рост, зрелость, упадок) и оценку уровня технологичности и наукоемкости отрасли. Для каждого блока анализа рассматриваются доминирующие экономические характеристики. Статистический анализ размера и темпов роста отрасли проводится на примере Ивановской области в сравнении с Россией за 2018-2021 гг. Индексы потребительских цен и индекс цен производителей рассматриваются как индикаторы состояния рынка отрасли. Показана структура спроса на полиграфическую продукцию. Проведена оценка степени остроты конкуренции на рынке и эффективности использования ресурсов в полиграфической отрасли. Рассматриваются стадии жизненного цикла отрасли. Подчеркивается влияние цифровизации на способы подготовки и распространения контента, на медиапотребление в целом. Выявлена зависимость инсталляции цифровых печатных машин. Рассматривается динамика индекса предпринимательской уверенности в полиграфической деятельности и копирования носителей информации. В выводах обозначены проблемы и стратегия развития для полиграфических предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL ECONOMIC SITUATION IN THE PRINTING INDUSTRY: METHODOLOGY AND STATISTICAL ANALYSIS

The article proposes an analysis method for the general economic situation in the printing industry in order to determine a successful strategy for enterprises. The methodology includes five blocks: analysis of the size and growth rates of the industry; the number of competing companies operating in the industry, their size and characteristics; assessment of the average level of profitability of the industry; study of the stages of the life cycle of the industry (origin, growth, maturity, decline) and assessment of the level of technology and knowledge intensity of the industry. For each block of analysis, the dominant economic characteristics are considered. The statistical analysis of the size and growth rates of the industry is carried out on the example of the Ivanovo region in comparison with Russia for 2018-2021. Consumer price indices and the producer price index are considered as indicators of the state of the industry's market. The structure of demand for printing products is shown. The assessment of the degree of sharpness of competition in the market and the efficiency of the use of resources in the printing industry is carried out. The stages of the life cycle of the industry are considered. The influence of digitalization on the ways of preparing and distributing content, on media consumption in general, is emphasized. The dependence of the installation of digital printing machines is revealed. The dynamics of the index of entrepreneurial confidence in printing activities and copying of information carriers is considered. The conclusions outline the problems and development strategy for printing enterprises.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: МЕТОДИКА И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

DOI: 10.6060/ivecofin.2021493.553 УДК: 338.462

ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: МЕТОДИКА И СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

А.А. Миролюбова, О.Л. Ксенофонтова

Анастасия Александровна Миролюбова (ORCID 0000-0003-3785-0538)

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, ул. Дзержинского, 53, Иваново, 153025, Россия Е-mail: [email protected]

Ольга Леонидовна Ксенофонтова (ORCID 0000-0002-4122-6220)

Ивановский государственный химико-технологический университет, пр. Шереметевский, 7, Иваново, 153000, Россия

Е-mail: [email protected]

В статье предложена методика анализа для общей экономической ситуации в полиграфической отрасли с целью определения успешной стратегии предприятиям. Методика включает в себя пять блоков: анализ размера и темпов роста отрасли; числа компаний - конкурентов, действующих в отрасли, их размеры и особенности; оценку среднего уровня прибыльности (рентабельности) отрасли; изучение стадий жизненного цикла отрасли (зарождение, рост, зрелость, упадок) и оценку уровня технологичности и наукоемкости отрасли.

Для каждого блока анализа рассматриваются доминирующие экономические характеристики. Статистический анализ размера и темпов роста отрасли проводится на примере Ивановской области в сравнении с Россией за 2018-2021 гг. Индексы потребительских цен и индекс цен производителей рассматриваются как индикаторы состояния рынка отрасли. Показана структура спроса на полиграфическую продукцию. Проведена оценка степени остроты конкуренции на рынке и эффективности использования ресурсов в полиграфической отрасли. Рассматриваются стадии жизненного цикла отрасли. Подчеркивается влияние цифровизации на способы подготовки и распространения контента, на медиапотребление в целом. Выявлена зависимость инсталляции цифровых печатных машин. Рассматривается динамика индекса предпринимательской уверенности в полиграфической деятельности и копирования носителей информации. В выводах обозначены проблемы и стратегия развития для полиграфических предприятий.

Ключевые слова: жизненный цикл, Ивановская область, индекс предпринимательской уверенности, индекс цен, методика анализа отрасли, объем полиграфических услуг, полиграфическая деятельность, рентабельность, цифровизация.

GENERAL ECONOMIC SITUATION IN THE PRINTING INDUSTRY: METHODOLOGY AND STATISTICAL ANALYSIS

A.A. Mirolyubova, O.L. Ksenofontova

Anastasia A. Mirolyubova (ORCID 0000-0003-3785-0538)

Plekhanov Russian University of Economics, Dzerzhinskiy str., 53, Ivanovo, 153025, Russia Е-mail: [email protected]

Olga L. Ksenofontova (ORCID 0000-0002-4122-6220)

Ivanovo State University of Chemistry and Technology, Sheremetevsky Avenue, 7, Ivanovo,153000, Russia Е-mail: [email protected]

The article proposes an analysis method for the general economic situation in the printing industry in order to determine a successful strategy for enterprises. The methodology includes five blocks: analysis of the size and growth rates of the industry; the number of competing companies operating in the industry, their size and characteristics; assessment of the average level of profitability of the industry; study of the

stages of the life cycle of the industry (origin, growth, maturity, decline) and assessment of the level of technology and knowledge intensity of the industry. For each block of analysis, the dominant economic characteristics are considered. The statistical analysis of the size and growth rates of the industry is carried out on the example of the Ivanovo region in comparison with Russia for 2018-2021. Consumer price indices and the producer price index are considered as indicators of the state of the industry's market. The structure of demand for printing products is shown. The assessment of the degree of sharpness of competition in the market and the efficiency of the use of resources in the printing industry is carried out. The stages of the life cycle of the industry are considered. The influence of digitalization on the ways of preparing and distributing content, on media consumption in general, is emphasized. The dependence of the installation of digital printing machines is revealed. The dynamics of the index of entrepreneurial confidence in printing activities and copying of information carriers is considered. The conclusions outline the problems and development strategy for printing enterprises.

Keywords: life cycle, Ivanovo region, business confidence index, price index, industry analysis methodology, volume of printing services, printing activity, profitability, digitalization.

Для цитирования:

Миролюбова А.А., Ксенофонтова О.Л. Общая экономическая ситуация в полиграфической отрасли: методика и статистический анализ. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2021. № 03(49). С.78-87. DOI: 10.6060/ivecofin.2021493.553

For citation:

Mirolyubova A.A., Ksenofontova O.L. General economic situation in the printing industry: methodology and statistical analysis. Ivecofm. 2021. № 03(49). С.78-87. DOI: 10.6060/ivecofin.2021493.553 (in Russian)

ВВЕДЕНИЕ

Полиграфия в настоящее время является неотъемлемой частью любого бизнеса. Посредством полиграфической продукции — визиток, листовок, флаеров, брошюр, бумажных пакетов — компании информируют и привлекают клиентов, что играет большую роль на рынке, поскольку современному потребителю в условиях жесткой конкуренции, необходимо разбираться во всех предложениях на рынке сбыта.

Полиграфическая продукция, трансформированная в рекламу, присутствует в любой отрасли экономики, каждый человек взаимодействует с рекламой либо, заказывая рекламный продукт, либо непосредственно является потребителем данного продукта. Поэтому современное полиграфическое производство - одна из отраслей промышленного значения, которая занимается размножением печатного материала, а также выпуском книг и журналов, газет, этикеточной и упаковочной продукции. Однако в настоящее время в результате бурного развития цифровых технологий и совершенствования процессов распространения визуальной информации встает вопрос об актуальности печатной продукции и ее эффективности.

Для выстраивания стратегии деятельности или стратегии успеха для фирм, занимающихся полиграфическим производством и оказанием издательских услуг, была проведена оценка состояния отрасли и направлений ее изменений.

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Объектом нашего исследования являются полиграфические организации, ведущие свою деятельность в соответствии с ОКВЭД по коду 18.1 «Деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области» и 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности».

Для изучения общего состояния отрасли, выявления тенденций и определения перспектив ее развития рассматривается рынок Ивановской области в сравнении с Россией в целом.

Доля полиграфической и издательской деятельности и копирования носителей информации в структуре оборота организаций Ивановской области за январь-июнь 2021 г. составила 0,446%, в России в 3,5 раза меньше - 0,125%. При этом наглядно видно противоположные тенденции - в Ивановской области это перспективы роста отрасли (2020 г. можно оставить без внимания в силу пандемий-ных обстоятельств), а в России в целом, несмотря на востребованность полиграфической продукции - сокращение денежных доходов (рис. 1).

Проблема устойчивости отечественных предприятий, относящихся к полиграфическому комплексу, поднимается российскими учеными [5, 7, 8, 10, 21]. Так, Корелин К.В. в 2018 г. занимался исследованиями развития и обоснованием теоретико-методического инструментария формирования системы устойчивого управления предприятиями полиграфии в вертикально-интегрированной системе

0,164

3,106

2018

0,446

(ВИС) предпринимательства [10]. Авторы научной отрасли и соотношение цифровых и аналоговых тех-статьи [5] в 2017 г. изучали влияние современных нологий в различных сферах полиграфии, а также цифровых технологий на развитие полиграфической обосновывали влияние рекламной индустрии на количество заказов полиграфических предприятий.

0,500 -

0,450 — 0,400 — 0,350 — 0,300 — 0,250 — 0,200 — 0,150 — 0,100 — 0,050 0,000

0,125

2019

• Ивановская область

2020

^—Россия

янв.-июнь 2021

Рисунок. 1. Доля полиграфической и издательской деятельности и копирования носителей информации в структуре оборота организаций, % (рассчитано авторами) Figure 1. The share of printing and publishing activities and copying of media in the structure of turnover of organizations, % (calculated by the authors)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ)

Методика анализа отрасли включала в себя пять блоков, внутри которых были рассмотрены доминирующие экономические характеристики. К первому блоку относится размер и темпы роста отрасли; второй блок содержал анализ числа компаний - конкурентов, действующих в отрасли, их размеры и особенности; третий - оценку среднего уровня прибыльности (рентабельности) отрасли; четвертый блок -изучение стадий жизненного цикла отрасли (зарождение, рост, зрелость, упадок) и, наконец, пятый блок - оценку уровня технологичности и наукоёмкой отрасли. Методы маркетингового анализа являются одним из вспомогательных инструментов, с помощью которого возможно осуществление эффективного исследования рынка [22].

Анализ размера и темпов роста отрасли необходим для выяснения потенциала своего бизнеса. Здесь рассматривается динамика таких статистических показателей как оборот организаций в сфере полиграфической и издательской деятельности; объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами деятельность полиграфическая

и копирование носителей информации, индекс производства, а также индексы цен производителей и индексы потребительских цен.

Оборот организаций, занятых в полиграфической и издательской деятельности и копирования носителей информации в 2020 г. в целом по России составил 424,6 млрд руб., в том числе в Ивановской области - 2,87 млрд руб. (рис. 2). В течение трех лет как по России в целом, так по и по Ивановской области выручка предприятий уменьшается, что связано с развитием системного кризиса в издательско-полиграфической области. Но темпы сокращения в Ивановской области чуть выше, чем по России в целом.

В 2018 г. видим сокращение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций, занимающихся полиграфической деятельностью и копированием носителей информации с 299 млрд руб. в до 258,2 млрд руб. в 2020 г. (рис. 2). Это говорит о том, что отечественная полиграфия, впрочем, как и мировая, вступила в длительную фазу стагнации с понижающим трендом в перспективе. Однако в Ивановской области наблюдается противоположная тенденция - в 2020 г. объем вырос на 170 млн руб. по сравнению с

2018 г. Периодическое увеличение объема выполненных работ в денежном выражении не характеризовало динамику роста производства в полной мере, а констатировало в основном рост стоимости

используемых материалов и полиграфических услуг. При этом доля полиграфического рынка Ивановской области в общероссийском рынке выросла на 0,23% и составила в 2020 г. 0,95% (рис. 3).

500 450 400 350 £ 300 I 250 § 200 150 100 50 0

438,5 106,2

299

444,6 101,

262,6

258,2

424,6 95,5

140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

2018

2019

2020

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд.руб. Оброт организаций, млрд.руб.

9 Изменение оборота в % к предыдущему периоду

Рисунок 2. Динамика показателей, характеризующих размер и темпы роста отрасли

по России в целом

Figure 2. Trends of indicators characterizing the size and growth rates of the industry

in Russia as a whole

Индексы цен - наглядный индикатор состояния рынка отрасли. Рассмотрим два индекса. Первый - индекс цен производителей - показатель среднего уровня изменения цен на сырьё, материалы и товары промежуточного потребления относительно предыдущего периода. Второй - индекс потребительских цен, который служит для измерения среднего уровня изменения цен на товары и услуги в издательской и полиграфической деятельности. Индексы цен производителей полиграфии Ивановской области выше, чем по России в целом, а вот индексы потребительских цен, наоборот, ниже (табл. 1).

Для анализа структуры спроса на полиграфическую продукцию была составлена табл. 2, по которой можно выделить следующие тенденции:

1) Стоимостной объем полиграфических услуг и услуг, связанных с печатанием за три года увеличился. Но, по всей видимости, это произошло за счет увеличения цены на оказываемые услуги.

2) Услуги по печатанию газет и книг остался на том же уровне, а вот печать периодических изданий сократилась в 2 раза как в стоимостном выражении, так и процентах.

3) Нарастающий темп роста имеют услуги по печатанию ярлыков и этикеток. Удельный вес их стоимости в общем объеме в 2020 г. вырос на 8% по сравнению с 2018 г.

4) Второй блок анализа отрасли характеризует степень остроты конкуренции на конкретном рынке. Для этого надо посмотреть число компаний-конкурентов, действующих в отрасли, их размеры. Так, если по состоянию на 1 января 2018 г. в России насчитывалось 37,3 тыс. организаций, занятых в полиграфической и издательской деятельности, то на ту же дату в 2020 г. их число уменьшилось на 8,7 тыс. или на 23,3% (рис. 4). С такой же интенсивностью (24,3%) сократилось количество организаций в Ивановской области и на 01.01.2020 г. составило 159 единиц.

5) Из табл. 3 можно сделать вывод, что большая часть организаций в России, связанных с полиграфической деятельностью, являются частной собственностью.

6) Результаты третьего блока, который включает анализ среднего уровня прибыльности (рентабельности), покажет, насколько эффективно используются ресурсы в отрасли и каковы ее перспективы. Доля прибыльных организаций в общем их числе составляет 2/3 (табл. 4). Сумма прибыли в

2020 г. составляет 21,2 млрд руб., что на 14 млрд меньше предыдущего года. Естественно такое снижение прибыли объясняется вспышкой коронави-

русной инфекции в марте этого года. Одна треть типографий - убыточна. Безусловно величина убытка возросла в пандемийном 2020 г.

3,50

3,00

.2,50 ю

а 2,00 | 1,50 Ш 1,00 0,50 0,00

100,0

98,0

96,0

94,0

92,0

90,0

88,0

86,0

84,0

82,0

2018

2019

2020

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд.руб.

Оброт организаций, млрд.руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Динамика показателей, характеризующих размер и темпы роста

отрасли Ивановской области Figure 3. Trends of indicators characterizing the size and growth rates of the industry

in the Ivanovo region

Таблица 1. Индексы цен в сфере полиграфической деятельности и копирования носителей информации на конец периода (декабрь текущего года к декабрю предыдущего года), в % Table 1. Price indices in the field of printing and copying media at the end of the period (December of the current year to December of the previous year), in %

Субъект Индексы цен производителей Индексы потребительских цен

2018г. 2019 г. 2020 г. 2018г. 2019 г. 2020 г.

Россия 99,5 98,4 106,0 100,3 105,0 104,3

Ивановская область 106,5 102,9 107,5 101,1 100,5 100,6

Таблица 2. Услуги в сфере полиграфической деятельности и копирования носителей информации (Россия) Table 2. Services in the field of printing and copying of media (Russia)

Показатель 2018 2019 2020 2018 2019 2020

млрд руб. %

Услуги полиграфические и услуги, связанные с печатанием 123 126 130 100 100 100

из них: по печатанию газет 9 9,686 9,649 7,3 7,7 7,4

по печатанию журналов и периодических изданий 13,3 10,242 6,711 10,8 8,1 5,2

Продолжение таблицы 2

Показатель 2018 2019 2020 2018 2019 2020

млрд руб. %

по печатанию книг, репродукций, чертежей и фотографий, открыток 13,7 15,3 13,6 11,1 12,1 10,5

по печатанию ярлыков и этикеток 22 26,2 34,1 17,9 20,8 26,2

по подготовке к печати 0,920 1,132 1,073 0,7 0,9 0,8

о го с; ю

250

200

о ifo

s

50

37300 2

32700 1

2018

2019

2020

40000 35000 30000 25000 к 20000 8 15000 & 10000 5000 0

0

Рисунок 4. Количество организаций, занятых в полиграфический и издательской деятельности Figure 4. The number of organizations engaged in printing and publishing activities

Таблица 3. Распределение организаций, занимающихся полиграфической и издательской деятельностью, по формам собственности на 01.01.2021 г. (Россия) Table 3. Distribution of organizations engaged in printing and publishing activities by ownership forms as of 01.01.2021 (Russia)

Количество организаций из них по ( юрмам собственности

государственная и муниципальная частная смешанная российская

25,1 тыс. 2,2 тыс. 21,9 тыс. 0,2 тыс.

100,0% 8,8% 87,3% 0,8%

Таблица 4. Финансовые результаты организаций, занимающихся полиграфической деятельностью и копированием носителей информации (Россия) Table 4. Financial results of organizations engaged in printing activities and copying of media (Russia)

№ п/п Показатель 2018 2019 2020

1 Сумма прибыли, млрд. руб. +23,6 +35,3 +21,2

2 Доля прибыльных организаций в общем числе организаций, % 65,1 64,6 72,2

3 Сумма убытка, млн. руб. 0,7 0,6 1,2

4 Доля убыточных организаций в общем числе организаций, % 34,9 35,4 27,8

Четвертый блок - изучение стадий жизненного цикла отрасли (зарождение, рост, зрелость, упадок) - весьма актуально для типографий при планировании своей деятельности. По оценкам [16] «настоящее состояние жизненного цикла полиграфической продукции характеризуется фазами насыщения и спада. Снижение объемов выпуска периодических изданий и книг на протяжении достаточно длительного периода времени продолжается, хотя речь об определении конкретных точек завершения цикла (точек невозврата) не идёт, поскольку этому виду печатной продукции по-прежнему предпочтение отдаёт значительная часть потребителей, в связи с чем линия спада может продолжаться достаточно долго (рис. 4)».

Время

Рисунок 5. Этапы жизненного цикла товара [16]

Figure 5. Stages of the product life cycle

И, наконец, пятый блок - это оценка уровня технологичности и наукоемкости отрасли, на который оказывает влияние, как и во всех отраслях, издание программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [6]. В условиях использования цифровых технологий появляется понятие «цифровой продукт». Его нельзя попробовать на ощупь, но он имеет такую же экономическую категорию ценности, как и материальный продукт. Применительно к полиграфическому производству это понятие рассматривается как продукт (услуга), производимый с использованием цифровых технологий, когда определенные свойства применяемых цифровых процессов ассоциируются с образом полученного продукта или выполненной услуги.

Сегодня отечественная полиграфия является отраслью промышленности, имеющей высокую готовность для участия в реализации программы «Цифровая экономика». Это подтверждается анализом ускоренного развития полиграфической техники и технологий в предыдущие годы, ис-

пытавших на себе мощное влияние новой цифровой среды. В полиграфии произошли принципиальные изменения в допечатных процессах - остались в прошлом металлический набор, стереотипирование, цинкография и высокий способ печати. Получили развитие офсетный способ печати, промышленная цифровая печать, внедрение автоматизированного печатного и отделочного оборудования, компьютерные системы управления процессами и организацией производства. С самого начала применение технологии цифровой печати в отечественной полиграфии приняло масштабный характер. Она изменила организацию производства для выпуска многих видов традиционной печатной продукции, стала стимулом для развития рынка многокрасочной полиграфии. Значительно возросла доля цветных иллюстраций и других графических материалов в печатных изданиях, произошли изменения в оформлении печатных СМИ.

При этом цифровизация повлияла и на способы подготовки и распространения контента, на медиапотребление в целом. Сегодня уже нельзя не учитывать, что интернет, социальные сети, мессенджеры, блоги и новые цифровые технологии значительно изменили ландшафт традиционных медиа. Именно это обстоятельство - развитие процессов замещения печатных изданий средствами электронной коммуникации в складывающемся медийном потреблении, определяет настоящую стадию системного кризиса в полиграфии на этапе вступления экономики страны в новый технологический уклад.

Широкое внедрение современных информационных цифровых технологий является приоритетным для развития полиграфического производства в стране. С их развитием, с широким распространением интернета возникли абсолютно новые формы организации производства печатной продукции: например, размещение заказов, подготовка оригинал-макета, выполнение и контроль печати тиража, согласование текущих производственных вопросов в режиме on-line.

Новый технический потенциал российской полиграфии, масштабы применения цифровых технологий, автоматизированного оборудования и современных полиграфических материалов позволяют большинству отечественных типографий обеспечивать свою конкурентоспособность на общеевропейском уровне. Это подтверждается постоянным увеличением доли цифровой печати в общем объеме производства печатной продукции и ростом инсталляций цифровых печатных машин промышленного типа в последнее время (рис. 5).

Интересно заметить, что связь между количеством цифровых печатных машин промышленного типа (уг) от времени (1) параболическая (1):

уг = 108,1 - 34.6С + 3,9£2 (И2 = 0.804). (1)

100 80 60 40 20 0

Эта печатная техника стала основой создания не только широкой сети специализированных салонов и цифровых типографий на первом этапе своего внедрения, но и была принята на вооружение большим количеством традиционных полиграфических предприятий. При проведении модернизации, реконструкции или создании новых типографий рассмотрение вариантов применения ЦПМ стало непреложным условием.

В условиях развития цифровизации [9] любопытно было посмотреть динамику индекса предпри-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сформулируем основные заключительные положения по результатам статистического анализа предприятий полиграфический отрасли:

Это означает, что, начиная с 2012 г. приобретение цифровых печатных машин типографиями сокращалось. Начиная с 2017 г., когда вышла программа «Цифровая экономика РФ», их число стало расти.

нимательской уверенности в полиграфической деятельности и копирования носителей информации, рассчитываемый Росстатом (табл. 5). На протяжении всего периода значение индекса находится в отрицательной зоне и имеет волатильную динамику. Анализ обобщенных мнений руководителей полиграфических предприятий относительно состояния делового климата позволяет констатировать, что принципиальных отклонений от стагнационного тренда развития отрасли не произошло. Наиболее значимым было улучшение в январе 2020 г.

1) Анализ отрасли - это важный инструмент для ведения и развития собственного бизнеса. Делая анализ отрасли, предприниматель четко понимает свои слабые и сильные стороны, в чем опережает конкурентов. Это помогает принимать правильные решения.

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Рисунок 5. Количество цифровых печатных машин промышленного типа Figure 5. The number of industrial-type digital printing machines

Таблица 5. Индекс предпринимательской уверенности организаций, занимающихся деятельностью полиграфическая и копирование носителей информации Table 5. The index of entrepreneurial confidence of organizations engaged in the activities of printing and copying of information carriers

2018 Январь 2018г. 2019 Январь 2020г. 2020 Январь 2021г.

ноябрь декабрь ноябрь декабрь ноябрь декабрь

-12 -17 -6 -7 -8 -5 -10 -14 -8

2) Методика анализа полиграфической отрасли включает пять блоков:

• анализ размера и темпов роста отрасли;

• анализ числа компаний - конкурентов, действующих в отрасли, их размеры и особенности;

• оценку среднего уровня прибыльности (рентабельности);

• оценку стадий жизненного цикла отрасли;

• оценку уровня технологичности и наукоем-кости отрасли.

3) В настоящее время как в Ивановской области, так и в России в целом наблюдается структурный кризис в издательско-поли-графической области.

4) Индексы цен производителей полиграфии Ивановской области выше, чем по России в целом, а индексы потребительских цен, наоборот, ниже.

5) Растет убыточность отрасли.

6) Жизненный цикл полиграфической продукции характеризуется стадиями насыщения и спада.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 1998. 1000 с.

2. Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шмойлова Р. А. Бизнес-статистика и прогнозирование: учебно-практическое пособие. М.: Евразийский открытый институт. 2010. 255 с.

3. Садовникова Н. А., Шмойлова Р. А. Анализ временных рядов и прогнозирование: учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт. 2011. Вып. 5. 259 с.

4. Теория статистики: учебник. Под ред. Р.А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика. 2014. 656 с.

5. Палига €.М. Реструктуризация предприятий издатель-ско-полиграфической отрасли как основа стратегии конкурентоспособности и развития корпоративного управления. Вестник экономической науки Украины. 2016. №2 (31). С.143-148.

6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение № 1632-р от 28.07.2017. СПС Гарант.

7. Жаворонкова О.Р., Цепкова Я.С. Современное состояние и перспективы развития рынка полиграфических услуг в России. АНИ: экономика и управление. 2017. №1(18). С.69-72.

8. Сильченкова С.В. Анализ деятельности полиграфической отрасли в России. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-4(35). С. 134-137.

9. Миролюбова А.А., Шергин В.В., Шестова М.С. Эконо-метрический анализ формирования и развития цифровой экономики регионов. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2017. № 4(34). С. 21-26.

10. Корелин К.В. Анализ и оценка современного состояния полиграфической отрасли. СПб.: Инфо-да. 2018. 40 с.

11. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. Доклад «Социально-экономическое положение Ивановской области» в январе-декабре 2018 года. https://ivanovo.gks.ru/folder/31699.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Инсталляция цифровых печатных машин промышленного типа полиграфической формы. Цифровизация повлияла на способы подготовки и распространения контента, на медиапотребление в целом. Развитие процессов замещения печатных изданий средствами электронной коммуникации определяет настоящую стадию системного кризиса в полиграфии на этапе вступления экономики страны в новый технологический уклад.

8) В условиях цифровизации и пандемии индекс предпринимательской уверенности находится в отрицательной зоне и имеет волатильную динамику.

9) Полиграфическим организациям в качестве стратегии успеха рекомендуется внедрение концепции WEB-to-print. Это технология, предоставляющая возможность самообслуживания заказчикам полиграфической продукции. Этот процесс позволяет типографии и клиенту создавать, редактировать и утверждать макеты в электронном виде во время фазы допечатной подготовки.

REFERENCES

1. Ayvazyan S.A., Mkhitaryan V.S. Applied statistics and fundamentals of econometrics. Moscow: UNITY. 1998. 1000 р. (in Russian).

2. Minashkin V.G., Sadovnikova N.A., Shmoylova R.A Business statistics and forecasting: an educational and practical guide. Moscow: Eurasian Open Institute. 2010. 255 p. (in Russian).

3. Sadovnikova N.A., Shmoylova R.A. Time series analysis and forecasting: an educational and methodological complex. Moscow: Eurasian Open Institute. 2011. Issue 5. 259 p. (in Russian).

4. Theory of statistics: textbook. Ed. by R. A. Shmoylova. Moscow: Finance and Statistics. 2014. 656 p. (in Russian).

5. Paliga N.M. Restructuring of enterprises of the publishing and printing industry as the basis of the strategy of competitiveness and development of corporate governance. Bulletin of Economic Science of Ukraine. 2016. N 2(31). Р. 143-148.

6. Program "Digital Economy of the Russian Federation". Order N 1632-р of 28.07.2017. CALR Garant. (in Russian).

7. Zhavoronkova O.R., Tsepkova Y.S. The current state and prospects for the development of the printing services market in Russia. ANI: economics and management. 2017. N 1(18). Р.69-72. (in Russian).

8. Silchenkova S.V. Analysis of the activity of the printing industry in Russia. Competitiveness in the global world: economics, science, technologies. 2017. № 3-4(35). P. 134-137. (in Russian).

9. Mirolyubova A.A., Shergin V.V., Shestova M.S. Econometric analysis of the formation and development of the digital economy of the regions. Ivecofn. 2017. № 4(34). P. 21-26.

10. Korelin K.V. Analysis and assessment of the current state of the printing industry. St. Petersburg: Info-da. 2018. 40 p. (in Russian).

11. Official site of the territorial body of the Federal State Statistics Service in the Ivanovo region. Report "Socio-economic situation of the Ivanovo region" in January-December 2018. https://ivanovo.gks.ru/folder/31699. (in Russian).

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Социально-экономическое положение России - 2018. https://gks.ru/bgd/regl/b18_01/Main.htm.

13. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. Доклад «Социально-экономическое положение Ивановской области» в январе-декабре 2019 года. https://ivanovo.gks.ru/folder/31699.

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Социально-экономическое положение России - 2019. https://gks.ru/bgd/regl/b19_01/Main.htm.

15. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития Отраслевой доклад 2019 г. https://sbopaper.ru/upload/pdf/printingmarket_may_2019.pdf

16. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. Доклад «Социально-экономическое положение Ивановской области» в январе-декабре 2020 года. https://ivanovo.gks.ru/folder/31699.

17. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития Отраслевой доклад 2020 г. http://www.unkniga.ru/images/docs/2020/otr-doklad-poligra-fiya-2019-1.pdf.

18. Козловская А.И., Юдин С.В., Якушин Д.И. К вопросу о необходимости использования "налоговых каникул" для увеличения эффективности бизнес-процессов полиграфических предприятий. Вестник евразийской науки. 2020. №4. Том 12. С.1-10.

19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Социально-экономическое положение России - 2020. https://gks.ru/bgd/regl/b20_01/Main.htm.

20. Тараненко А.О. Анализ и оценка качества человеческих ресурсов на предприятиях полиграфической отрасли. В сб. «Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты» 10-й Всеросс. н.-пр. конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет. 2020. С. 427-432.

21. Гонова О.В. Совершенствование производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия на основе инструментов маркетингового анализа. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2020. № 3(63). С. 15-23.

12. Official site of the Federal State Statistics Service. Socio-economic situation of Russia-2018. https://gks.ru/bgd/regl/b18_ 01/Main.htm. (in Russian).

13. Official site of the territorial body of the Federal State Statistics Service in the Ivanovo region. Report "Socio-economic situation of the Ivanovo region" in January-December 2019. https://ivanovo.gks.ru/folder/31699. (in Russian).

14. Official site of the Federal State Statistics Service. Socio-economic situation of Russia-2019. https://gks.ru/bgd/regl/b19_ 01/Main.htm. (in Russian).

15. Russian polygraphy. State, trends and prospects of development of the Industry report 2019. https://sbo-paper.ru/up-load/pdf/printingmarket_may_2019.pdf. (in Russian).

16. Official site of the territorial body of the Federal State Statistics Service in the Ivanovo region. Report "Socio-economic situation of the Ivanovo region" in January-December 2020. https://ivanovo.gks.ru/folder/31699. (in Russian).

17. Russian polygraphy. State, trends and prospects of development of the Industry report 2020. http://www.unkniga.ru/im-ages/docs/2020/otr-doklad-poligrafiya-2019-1.pdf. (in Russian).

18. Kozlovskaya A.I., Yudin S.V., Yakushin D.I. On the question of the need to use "tax holidays" to increase the efficiency of business processes of printing enterprises. Bulletin of Eurasian Science. 2020. N 4. Vol.12. P.1-10. (in Russian).

19. Official site of the Federal State Statistics Service. Socio-economic situation of Russia-2020. https://gks.ru/bgd/regl/b20_ 01/Main.htm. (in Russian).

20. Taranenko A.O. Analysis and evaluation of the quality of human resources at the enterprises of the printing industry. «Trends in the development of modern society: managerial, legal, economic and social aspects». Materials of the 10th All-Russian Scientific and Practical Conference. Kursk: Southwestern State University. 2020. Р. 427-432. (in Russian).

21. Gonova O.V. Improving the production and financial activities of an agricultural enterprise based on marketing analysis tools. Modern high-tech technologies. Regional application. 2020. № 3(63). P. 15-23. (in Russian).

Поступила в редакцию 15.08.2021 Принята к опубликованию 29.08.2021

Received 15.08.2021 Accepted 29.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.