УДК 39:008(= 161.1)
Е. Е. Флигинских Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Обрядовые суеверия в культуре русского народа
В статье рассмотрена классификация обрядов Арнольда ван Геннепа. На основе данной классификации выделены суеверия, характерные для обрядов рождения, свадьбы и похорон русского народа.
Ключевые слова: обряды, суеверия, симпатические обряды, контагиозные обряды
Традиции и обычаи играют очень большую роль в жизни любого народа. Они охватывают все аспекты жизни: семейные, бытовые, профессиональные, развлекательные. Стоит отметить, что очень большую долю среди всех занимают те, что связаны с обрядами перехода человека из одного состояния в другое, из одного статуса в другой. Среди подобных переходов можно выделить беременность, рождение, зрелость, профессиональную специализацию, свадьбу, смерть.
Обряды перехода всегда находились под пристальным вниманием отечественных и зарубежных ученых-этнографов и фольклористов. В нашей статье мы опирались на исследования представителя отечественной фольклористики Г. И. Кабаковой [4], а также на монографию французского ученого-фольклориста А. ван Геннепа. Материалом исследования для данной статьи послужили суеверия русского народа, так как в отечественной культуре обряды всегда играли большую роль, а предрассудкам, суевериям и поверьям всегда уделялось большое значение [1; 3; 5-8]. Кроме того, данная область не является глубоко изученной и представляет широкое поле для исследований ученых.
В монографии А. ван Геннепа «Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов» представлена классификация обрядов из четырех категорий, содержащих два взаимоисключающих варианта [2]. Рассмотрим классификацию более подробно.
Симпатические обряды основаны на «вере о воздействии подобного на подобное, противоположного на противоположное, содержащего на содержимое (и наоборот), части на целое (и наоборот), видимости (подобия) на предмет или реальное существо (и наоборот), слова на действие» [2]. Некоторые ученые, как например Дж. Дж. Фрэзер [7], отмечают контагиозные обряды как часть симпатических. Они основаны на «представлении
о материальной среде и ее способности передавать естественные или приобретенные свойства либо путем непосредственного контакта, либо на расстоянии» [2].
Прямые обряды совершаются без посредника, предполагают немедленный результат, в то время как косвенные обряды являются «толчком, который приводит в действие автономную, или персонифицированную, силу или целую серию сил этого порядка» [2].
Позитивные обряды (разрешающие) являются проявлением воли, выраженной в действии, а негативные обряды (запрещающие) называются табу.
А. ван Геннеп не дает конкретного определения анимистическим и динамическим обрядам, но из описания ясно, что динамические обряды являются безличностными, в то время как анимистические обряды — это обряды личностные, представляющие собой олицетворение предмета, приписывающие ему свойство живого существа.
Другой классификацией ван Геннеп выделяет три этапа обрядов для любой церемонии: прелиминарные (обряды отделения от прежнего мира), лиминарные (промежуточные обряды), постли-минарные (обряды включения в новый мир). Граница между этими тремя этапами — воображаемая, так как все обряды перетекают из одного в другой, и иногда бывает сложно их разграничить.
Несмотря на большое количество традиций и связанных с ними обрядов, в качестве наиболее значимых в жизни каждого человека мы выделяем три переходных этапа: беременность и рождение, обручение и брак, смерть и похороны. Поэтому совсем не вызывает удивления, что переход из одного состояния в другое рассматривается как важное действие, которое не может совершиться без особых предосторожностей. Эти предосторожности выражаются в виде суеверий, носящих как предписывающий, так и запрещающий характер.
Первым обрядом, через который проходит любой человек, является рождение. При этом можно отметить, что обряды отделения и включения не следуют друг за другом в строгом порядке, а тесно переплетаются (первая стрижка волос отделяет ребенка от матери, но приобщает его к коллективу).
На этапе отделения от матери можно выделить обряды очищения (первое купание, первое мытье головы) и обряды, при которых что-то отсекается (первая стрижка волос, бритье головы).
Среди обрядов включения можно отметить наречение именем, крещение, первое представление людям, обряды, совершаемые по поводу появления первого зуба и т. д.: Бегали за ворота и спрашивали первого встречного или встречную, смотря по полу ребенка, и как встречному лицу имя было, такое давали и новорожденному, веря, что дитя будет иметь счастливое будущее. Если ребенка несут крестить и по дороге не дают подаяние первому встречному, ребенок будет неудачлив в жизни.
Самым первым обрядом отделения ребенка от матери является перерезание пуповины, которое включает ребенка в коллектив по половому признаку. Важно отметить, что иногда именно инструменты для перерезания пуповины окончательно фиксируют пол ребенка. Инструменты, которыми пользуются для отсечения пуповины, относятся к разряду орудий женского или мужского труда (охотничий нож, домашние ножницы).
Большое количество суеверий связано с защитой ребенка от порчи, сглаза и злых духов. Большей частью это контагиозные суеверия (речь идет об имени ребенка, его одежде или о нем самом), прямые (касаются непосредственно самого ребенка), анимистические (посторонним, ночной мгле приписывается возможность действовать от имени зла, злых духов). Представлены как позитивные, так и негативные суеверия: Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной молоком. До шести недель ребенка нельзя показывать посторонним — не то сглазят. Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью. До некоторого времени, особенно до крестин, скрывали данное младенцу имя, заменяя его ложным именем.
Среди суеверий о рождении и воспитании ребенка немало и симпатических, основанных на связи подобного с подобным: В то время, как только ребенок встанет впервые на ножки, мать или другая женщина схватывает нож
и торопится поскорее провести по полу этим ножом между ступней ребенка для того, чтобы разрезать невидимые путы. До тех пор, пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ухой, рыбой. Нельзя стричь ребенка до года — вырастет бедным.
Брак как социальный союз затрагивает интересы многих групп. Поэтому промежуточный период с момента сватания до момента самой свадьбы приобретает большую значимость. В течение этого времени происходит постепенное отделение невесты от ее родной семьи, и этот этап заканчивается только после обручения. Так, например, «прятание невесты и ее нахождение — обряд отделения от местной половозраст -ной группы» [2], когда невеста уже перестает быть незамужней свободной девушкой. После этого начинается этап включения молодой жены в новую семью, который начинается сразу же после обручения. Плохой приметой будет, если молодая жена запнется о порог нового дома, для этого и были придуманы специальные предписания. Невеста не должна переступать через порог нового дома. Муж должен перенести жену через порог на руках.
Свадебные церемонии включают обряды магической защиты от порчи, избавления от неудач и привлечения счастья в жизнь молодых. Они могут быть:
- симпатическими: Под порог перед приходом молодых от венца кладут незапертые замки, а потом, когда те перешагнут, защелкивают их, ключ бросают в воду или в колодезь, чтобы мужу с женою жить согласно. Нельзя в день свадьбы одевать на руку кольца, кроме обручального;
- контагиозными: Невеста меняла платье во время свадьбы, чтобы на него не успели навести порчу. До того момента, пока жених и невеста не станут законными супругами, никто из посторонних не должен проходить между ними, а особенно поправлять на них одежду;
- анимистическими: Свадебный поезд должны украшать колокольчики и бубенчик. Молодым нельзя ехать на банкет прямой дорогой;
- динамическими: Чтобы не ссориться, молодые разбивают тарелку и вместе переступают через осколки. Свадебный торт должна разрезать невеста, а жених должен поддерживать нож, затем жених кладет первый кусочек своей супруге, а следующий кусок невеста кладет жениху;
- прямыми: Молодых осыпают деньгами, хмелем и хлебом. Чтобы жить богато, нужно положить в туфельку правую монету;
- косвенными: Чтобы не лишить жениха и невесту удачи в жизни, нельзя им переходить дорогу. Невеста не должна позволять подруге становиться перед зеркалом впереди себя — уведет жениха. Это же относится и к жениху — не стоит пускать вперед себя друга, а то как бы чего не вышло;
- позитивными: Старая обувь принесет невесте удачу. Кольца для венчания должны быть из одного металла, гладкими, без камней и гравировки;
- негативными: Нельзя выходить замуж в зеленом платье. Нельзя невесте надевать свадебное платье через ноги.
Приобретение нового статуса позволяет молодой жене вступить в коллектив замужних женщин. Но до конца ее статус укрепляется только после рождения ребенка.
Промежуточный период начинается сразу же, как женщина узнает о своей беременности. Для этого этапа характерно большое количество суеверий-табу, предписывающих и ограничивающих разные виды деятельности женщины и защищающих будущую маму и ребенка от сглаза и злых духов. Такие табу могут представлять собой
- симпатические суеверия: На одежде родильницы не должно быть узлов. Если коса заплетена, ее надо расплести. Беременным нельзя сидеть нога на ногу;
- контагиозные: Пустую колыбель нельзя качать. Нельзя заранее готовить приданое, а тем более делать это самой беременной;
- динамические: Беременная не должна ничего шить, резать и латать, особенно во время Святок и в Семицкую неделю, не то у ребенка либо «заплата» на щеке будет (родимое пятно), либо ему путь в этот мир будет «зашит». Беременной нельзя вязать;
- анимистические: Беременная не должна сидеть на пороге. Беременной нельзя перешагивать через веник — под ним домовой живет, обидеться может;
- прямые: Нельзя беременной через окно перелезать: роды тяжелыми будут. Во время беременности нельзя поднимать руки выше головы;
- косвенные: Беременная не должна переступать через земляные плоды (редьку, свеклу, картофель и т. д.): может случиться выкидыш. Если женщина в испуге схватит себя за лицо, у ребенка будут родимые пятна.
Через некоторое время проводятся обряды, целью которых является «способствовать
возвращению женщины в прежнее сообщество и обеспечить ей новое положение в обществе как матери, особенно при первых родах и рождении мальчика» [2]. «Возвращение к повседневной жизни редко совершается сразу после родов, здесь также существуют этапы, которые напоминают стадии инициации. Таким образом, роды не являются конечным моментом промежуточного периода. Промежуток для матери продолжается достаточно длительное время» [2], например, у русского народа 40 дней, после которых женщина считается чистой и может посещать церковь.
Что касается суеверий, связанных со смертью и похоронами, можно отметить, что существует большое количество суеверий, предсказывающих смерть либо предупреждающих о ней. Все они являются симпатическими, т. е. имеют связь по подобию. В старом доме новые окна рубить — к покойнику. У кого во время венчания свеча быстрее сгорит или погаснет, тот из брачующих-ся и умрет скорее. Нельзя зарисовывать облик беременной (а значит и фотографироваться): ребенок может мертвым родиться.
Все эти суеверия можно отнести к косвенным, так как нельзя провести между предсказанием и смертью прямую связь, они не могут оказать прямого воздействия на факт смерти человека. Кроме того, эти суеверия динамические, так как нет олицетворения неживых предметов.
В то же время они могут быть как позитивными (предписывающими, предупреждающими): На столе сидеть — это к смерти близкого. Здание строить кто намерен, тот должен стараться обновить его свадьбой, иначе есть убеждение, что хозяин дома умрет, так и негативными (запрещающими): Рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил — значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет. Чтобы беду не накликать, избу в два веника не мести.
Кроме того, можно выделить суеверия, характерные для трех этапов обряда похорон.
Этап отделения характеризуется обрядами, связанными с вынесением тела покойного из дома, орудиями труда, самим домом, ценностями и имуществом умершего. Также имеются вещественные приемы отделения: могила, гроб, кладбище, ограда, деревья, на которых помещают умерших, груда камней и так далее. Закрытие гроба или засыпание могилы — самая торжественная часть, завершающая обряд отделения. Если не положить музыкальный инструмент в могилу с умершим музыкантом, он не даст покоя живым.
Умершему в гроб надо положить головной убор и вообще все, что ему нужно или что он любил. Если это не сделали вовремя, то нужно закопать на могиле в любое время или раздать нищим.
Промежуточный период может занимать разное по продолжительности время, так как живые родственники и друзья периодически возобновляют эту связь, посещая могилу. Для русского народа, у которого приняты ежегодные поминки и посещение могилы, такой период длится 40 дней, после которых считается, что душа улетает на небо, и снимается траур [5].
Также есть определенные обряды, целью которых является объединить покойника с умершими ранее членами его рода и снабдить всем, что ему необходимо на пути в иной мир и для пребывания там. Такие обряды включения могут проводиться как на начальном этапе прощания с умершим, например, во время похорон: Прежде, чем гроб в могилу опустить, надо туда монетку бросить, так и на этапе включения: Шесть недель после смерти прошло — пора лесенки из теста печь.
Обряды рождения, свадьбы и похорон всегда играли большую роль в жизни русского народа, определяя и указывая на последовательность выполняемых действий. Проанализированные суеверия, связанные с этими обрядами, имели немалое значение и выполняли две основные функции. Во-первых, можно выделить запрещающие суеверия, которые накладывают запрет на выполнение тех или иных действий, тем самым предотвращая возможность того, что случится несчастье. Ко второй группе можно отнести предписывающие суеверия, которые дают четкие указания о том, что необходимо сделать, чтобы добиться желаемого.
-чэ—-
1. Бусыгин Е. П., Яковлев В. И. Музыкальные инструменты в семейном быту народов Среднего Поволжья (конец XIX - начало XX вв.) // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (Историко-этнографические очерки). Казань: Издательство Казанского университета, 1990. С. 3-28.
2. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов: пер. с франц. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
3. Зорин Н. В. Обрядовые функции одежды в русском свадебном ритуале Среднего Поволжья // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (Историко-этнографические очерки). Казань: Издательство Казанского университета, 1990. С. 9-73.
4. Кабакова Г. И. Антропология женского тела и славянской традиции. М.: Ладомир, 2001. 335 с., ил.
5. Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. 2-е изд., испр. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 542 с.
6. Панкеев И. А., Панкеева Н.И. Тайны русских суеверий. 5-е изд., испр. и доп. М.: Олимп: Астрель: АСТ, 2008. 278, [10] с.
7. Черный кот с пустым ведром. Народные приметы и суеверия / сост. Е. Г. Лебедева. М.: ЗАО Центр-полиграф, 2007. 543 с.
8. Щеглова Ю. В. Суеверия или предрассудки? Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 234, [1] с.
9. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Т. 1. URL: http://yanko.lib.ru/books/sacra/fraser-1volums-l.pdf (дата обращения: 26.12.2014).
1. Busygin E. P., Yakovlev V. I. Musical Instruments in the family life of the peoples Middle Volga region (the end of XIX -early XX centuries.) // Family rites of the peoples of the Middle Volga (Historical ethnography essays). Kazan: Kazan University Publishing, 1990, pp. 3-28.
2. Gennep A. van. Rites of passage. A systematic study of rites: transl. from french. M.: Publishing house "Vastochnaya literatura" RAS, 1999. 198 p.
3. Zorn N. V. Ceremonial function of clothes in Russian wedding ritual Middle Volga region // Family rites of the peoples Middle Volga region (Historical ethnography essays). Kazan: Kazan University Publishing, 1990, pp. 9-73.
4. Kabakova G. I. Anthropology of the female body and the Slavic tradition. M.: Ladomir, 2001. 335 p.
5. Pankeev I. A. Customs and traditions of the Russian people. 2nd ed. M.: Olma-Press, 1999. 542 p.
6. Pankeev I. A., Pankeeva N. I. Secrets of Russian superstitions. 5th ed. M.: Olimp: Arstel: AST, 2008. 278.
7. Black cat with an empty bucket. Folk omens and superstitions / comp. E.G. Lebedev. M.: ZAO Center-polygraph, 2007. 543 p.
8. Shcheglova Y. V. Prejudices or superstitions? Rostov-on-Don: Feniks, 2007. 234.
9. Fraser J. J. The Golden Bough. The study of magic and religion. V. 1. URL: http://yanko.lib.ru/books/sacra/fraser-1volums-l.pdf (date accessed: 12/26/2014).
E. E. Fliginskikh Mari State University, Yoshkar-Ola Ritual Superstitions in the Culture of Russian People
The article considers the classification of rituals given by Arnold Van Gennep. The superstitions connecting with rites of birth and baptism, wedding, death and funeral are analyzed based on the presented classification.
Keywords: rites, superstitions, sympathetic rites, contagious rites.