Научная статья на тему 'Образы животных в поэзии Георга Тракля'

Образы животных в поэзии Георга Тракля Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
541
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
ТРАКЛЬ / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / ЖИВОТНОЕ / ОБРАЗ / НАСЕКОМОЕ / ЛИРИКА / ПОЭЗИЯ / СИМВОЛИКА / TRAKL / EXPRESSIONISM / ANIMAL / IMAGE / INSECT / LYRICS / POETRY / SYMBOLISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Епанчинцев Р. В., Забусова Е. Е.

В статье анализируются образы животных, присутствующие в различных лирических произведениях известного австрийского поэта-экспрессиониста Георга Тракля. Под животными имеются в виду представители одноименного биологического царства, соответственно, последовательно рассматриваются как образы млекопитающих, так и образы насекомых, птиц, червя. Всего двенадцать представителей. Образы животных анализируются в качестве элементов художественного мира произведений поэта, что обусловливает новизну выводов данной статьи. Каждое из животных в соответствии с гипотезой обладает символическим значением, при этом значение это весьма устойчиво, оно переходит из одного стихотворного произведения в другое. Символические значения образов царства животных в стихотворениях Георга Тракля в целом соответствуют значениям, устоявшимся в общеевропейской культуре, что подтверждается обращением к словарям символов (используются четыре авторитетных источника). Авторы раскрывают смысловое наполнение образа каждого животного в конкретных текстах, сопоставляют с толкованием его символического значения в культуре. В результате делаются выводы о совпадении полном или частичном смыслового значения образов в европейской культуре (литературе) и в стихотворениях Тракля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMAL IMAGES IN GEORG TRACKL’S POETRY

The article analyzes the images of animals in lyrical works of the famous Austrian expressionist poet Georg Trakl. Animals are the representatives of the biological kingdom of the same name. The images of mammals, as well as the images of insects, birds, and a worm are sequentially considered. There are twelve representatives. The images of animals are analyzed as elements of the artistic world of the works of the poet, which determines the novelty of the conclusions of this article. Each of the animals, according to the hypothesis, has a symbolic meaning, and the meaning is very stable, it moves from one poetic work to another. The symbolic meanings of the images of the animal kingdom in the poems of Georg Trakl are generally consistent with those established in common European culture, as evidenced by reference to the dictionaries of symbols (four authoritative sources are used). The authors reveal the semantic content of the image of each animal in specific texts, and compare it with the interpretation of its symbolic meaning in culture. As a result, conclusions are drawn about the coincidence of the full or partial semantic meaning of images in European culture (literature) and in Trakl's poems.

Текст научной работы на тему «Образы животных в поэзии Георга Тракля»

УДК: 82 ГРНТИ: 17.82.10 DOI: 10.32415^с1епШ.2019.05.07

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ПОЭЗИИ ГЕОРГА ТРАКЛЯ

Р. В. Епанчинцев, Е. Е. Забусова

Северо-Восточный государственный университет Россия, 685000 г. Магадан, ул. Портовая, 13

И Епанчинцев Роман Вячеславович - [email protected]

В статье анализируются образы животных, присутствующие в различных лирических произведениях известного австрийского поэта-экспрессиониста Георга Тракля. Под животными имеются в виду представители одноименного биологического царства, соответственно, последовательно рассматриваются как образы млекопитающих, так и образы насекомых, птиц, червя. Всего двенадцать представителей. Образы животных анализируются в качестве элементов художественного мира произведений поэта, что обусловливает новизну выводов данной статьи. Каждое из животных в соответствии с гипотезой обладает символическим значением, при этом значение это весьма устойчиво, оно переходит из одного стихотворного произведения в другое. Символические значения образов царства животных в стихотворениях Георга Тракля в целом соответствуют значениям, устоявшимся в общеевропейской культуре, что подтверждается обращением к словарям символов (используются четыре авторитетных источника). Авторы раскрывают смысловое наполнение образа каждого животного в конкретных текстах, сопоставляют с толкованием его символического значения в культуре. В результате делаются выводы о совпадении полном или частичном смыслового значения образов в европейской культуре (литературе) и в стихотворениях Тракля.

Ключевые слова: Тракль, экспрессионизм, животное, образ, насекомое, лирика, поэзия, символика.

ANIMAL IMAGES IN GEORG TRACKL'S POETRY R. V. Epanchintsev, E. E. Zabusova

North-East State University 13 Portovaya St., 685000 Magadan, Russia

E3 Epanchintsev Roman - [email protected]

The article analyzes the images of animals in lyrical works of the famous Austrian expressionist poet Georg Trakl. Animals are the representatives of the biological kingdom of the same name. The images of mammals, as well as the images of insects, birds, and a worm are sequentially considered. There are twelve representatives. The images of animals are analyzed as elements of the artistic world of the works of the poet, which determines the novelty of the conclusions of this article. Each of the animals, according to the hypothesis, has a symbolic meaning, and the meaning is very stable, it moves from one poetic work to another. The symbolic meanings of the images of the animal kingdom in the poems of Georg Trakl are generally consistent with those established in common European culture, as evidenced by reference to the dictionaries of symbols (four authoritative sources are used). The authors reveal the semantic content of the image of each animal in specific texts, and compare it with the interpretation of its symbolic meaning in culture. As a result, conclusions are drawn about the coincidence of the full or partial semantic meaning of images in European culture (literature) and in Trakl's poems.

Keywords: Trakl, expressionism, animal, image, insect, lyrics, poetry, symbolism.

Георг Тракль - поэт, один из основоположников экспрессионизма. Стихотворное наследие Тракля, небольшое по объему, оказало значительное влияние на развитие немецкоязычной поэзии. Возникшее в начале ХХ века как отклик на масштабные кризисные явления (как и экспрессионизм в целом), творчество Георга Тракля стало востребованным в начале XXI века, отмеченного глобальными кризисами в экономической, социально-политической, культурной сферах. Данный факт подтверждается появлением собраний сочинений поэта, публикаций исследователей, интернет-ресурсов, посвященных жизни и стихотворному наследию Георга Тракля. Однако его творчество, система образов его поэзии до сих пор является малоизученной областью в отечественной науке. Необходимостью осмысления с позиций современного литературоведения поэтических произведений Г. Тракля, а также экспрессионизма как значительного явления в мировой литературе начала XX века, объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые представлена попытка анализа ряда образов животных как элементов художественного мира произведений поэта.

Следует прокомментировать объем понятия «художественный мир», поскольку в современном литературоведении его границы весьма расплывчаты.

По словам Л.В. Чернец, понятие «мир» в литературоведении может употребляться в двух значениях [1, с. 191192]: 1) мир - синоним творчества писателя, своеобразие того или иного жанра; 2) мир - это предметы, изображенные в произведении и образующие определенную систему. Под предметами имеется в виду некоторая целостность, выделенная из мира объектов. Именно во втором значении понятие «художественный мир» используется в данной работе.

Художественный мир поэзии Г. Тракля как поэта-экспрессиониста ограничен. Он определен в первую очередь внутренним состоянием поэта, а также его отношением к окружающей действительности и взглядом на реальность. Значительную роль в произведениях экспрессионистов вообще и, в частности, Георга Тракля, играют устойчивые символические образы и характеристики.

Одними из самых частотных, регулярных образов в творчестве поэта являются образы животных. Чаще всех

Р1^^ор1пу and Sociology | Juvenis scientia 2019 № 5

31

упоминаются: крыса, волк, змея, летучая мышь, собака, жаба, рыба, паук, муха, червь, ворон (ворона), дрозд.

Образ крысы имеет в искусстве определенное устоявшееся значение, отраженное в ряде соответствующих словарей: «Крыса - символ гниения, распада, разрушения, бедствия и смерти» [5, с. 291], «животное чумы, божьей кары, символизирующее смерть, разложение, подземный мир» [4, с. 179], «крыса символизирует разрушение, жадность...» [2, с. 165]

Крыса встречается в стихотворениях Тракля довольно часто, например, в стихотворении «Крысы»: «Осенней луною двор освещен. / Причудлива тень черепичной крыши. / В окнах пустых - тишина и сон. / И тут из нор выползают крысы» [3, с. 100], где образ крыс символизирует разрушительную силу, противодействующую человеку, опустошающую жадность. Крысы тесно связаны с ночью, они вызывают страх перед неизвестностью, таящейся в темноте. Крысы дополняют образ города как места, где царят жадность, хаос и болезни. Как ночное животное крыса в этом стихотворении - олицетворение зла, темных сил. В этом же символическом значении образ употреблен в стихотворении «Теплый вечер в предместье»: «На свалке крысы жирные пищат. / Сюда несут корзины с потрохами / Работницы с бугристыми руками, / И в сумраке суров их смрадный ряд» [3, с. 97].

Здесь этот мрачный образ подкреплен соответствующим эпитетом «смрадный». Болезненная атмосфера города подчеркнута антитезой, противопоставлением неба и земли: «Л в облаках - сияющая мгла: / Кареты, дамы, рыцари, вассалы. / Беззвучный грохот кораблей о скалы. / И розовых мечетей купола» [3, с. 97].

Такое употребление образа характерно для поэзии экспрессионизма и для мировой литературы вообще.

Другой частотный образ животного - волк. В словарях символов волк трактуется как «свирепость, коварство, жадность, жестокость, зло» [4, с. 46]. Волк - «означает землю, зло, пожирающую страсть и ярость. В христианстве волк -зло, дьявол, жестокость, хитрость и ересь» [2, с. 43].

Энциклопедия знаков и символов Фоли дает толкование образу волка как «символу зла в широком смысле из-за его свирепости, хитрости, жадности, а также - более специально - символу ереси» [5, с. 293].

Включение в текст стихотворения волка помогает автору передать агрессию и недоброжелательность окружающего мира по отношению к человеку: «На город тернистая пустошь идет. / Со ступеней пурпурных гонит месяц / Толпу испуганных жен. / Волки с воем врываются в двери» («На востоке» [3, с. 323]). Волк здесь употреблен в контексте военных действий: «битвы пурпурный вал...», «умирающих воинов приветствует ночь». Тот же контекст мы видим в прозаическом произведении «Зимняя ночь»: «...Круглится око, словно у воина, что идет в черный окоп <...> Это красный волк, которого ангел теснит в битве» («Зимняя ночь» [3, с. 251]). Таким образом, это символ войны, в более широком смысле - внутренней войны, борьбы добра со злом, где зло, олицетворенное в образе волка, побеждает: « Но в беспросветной пещере он коротал свои дни, лгал, и крал, и таился, пламенеющий волк <...> вздыхая, исчез в тени дерева нежный облик ангела» («Сон и затмение» [3, с. 285]).

Часто в пределах одного стихотворения Тракль не ограничивается одним образом - животным. Так, в приведенном выше произведении «Сон и затмение», помимо волка

встречаются и другие звери. Например, змея, упомянутая тут дважды: «И вот он поднимает немощной рукой змею, и сердце исходит огненными слезами» [3, с. 283]; «Но дрожью в чреслах разъезжаются шаги по спящим змеям у кромки леса...» Змея также упомянута в стихотворении «Сон» (2-я редакция): «Этот невиданно странный сад / Сумеречных дерев, / Наполненный жизнью змей, / Ночной мошкары, пауков, летучих мышей. » [3, с. 303].

Змея у Тракля - негативный образ, в отличие от крыс, дополняющих в основном урбанистический пейзаж, помещенный в обстановку дикой природы, дополненный негативными эпитетами «сумрачные деревья» и др., он крайне негативен. Известно, что «змея - часто эмблема смерти и хаоса» [4, с. 116], «символ дьявола и библейский синоним Сатаны» [6, с. 246].

Образ змеи окружен схожими отрицательно окрашенными образами (мошкара, летучие мыши). Летучая мышь также имеет устоявшееся символическое значение в мировом искусстве, это - «враг света, следовательно, животное, символизирующее страх и суеверие; часто ассоциируется со смертью, ночью. Летучая мышь также может обозначать сумасшествие.» [4, с. 194]. «В христианстве летучая мышь -«птица дьявола», воплощение князя тьмы» [2, с. 181]. Такое значение символа реализуется в стихотворении «Сон», что подтверждается общим тоном произведения: «О, проклятие темных ядов.», «сталь гибнущих городов», данные и другие выразительные метафоры подтверждают символичность образа. Кроме смерти, страха и суеверия, летучая мышь «олицетворяет слепоту: является атрибутом ночи и, как птица дьявола, ассоциируется также с черной магией и ведьмачеством» [5, с. 194]. Такое толкование образа соотносится со стихотворением «За молодым вином» [3, с. 463]: «Мышь летучая - в окно, / Под окном чужак проходит».

Помимо перечисленных нами негативных образов, существуют такие, которые трактуются авторами словарей неоднозначно. Таков, например, образ собаки, имеющий следующее толкование: «Собака - преданность, защита, бдительность - символизм, источник которого лежит в основном в кельтской и христианской традициях. Тот факт, что они [собаки] ежедневно сопровождали человека, и приписываемое им знание мира духов стали причиной того, что их считали хорошими проводниками в загробном мире» [2, с. 307]. «Черная собака олицетворяет колдовство, дьявольские силы, проклятье, смерть» [4, с. 344]. «Олицетворяет преданность и храбрость, бдительность. С другой стороны. часто олицетворяла зло» [5, с. 317].

Таким образом, мы видим, что собака как символ имеет и положительный аспект значения (защитник человека) и отрицательный, как знак колдовства и темных сил. У Тракля образ встречается в следующих контекстах: «К холодным стенам грязный мрак прирос. / Знобит беременную за стеной, / бесстыдно оголенную луной. /Л у порога издыхает пес» («В деревне» [3, с. 129]). «Я в комнату забытую входил. / Сверкали звезды бешено во мраке, / На синем фоне лаяли собаки, / И раны сосен ветер бередил» («Ужас» [3, с. 401]). «Собака лает у ворот, / пришельца белого встречая» («Музыка в Мирабеле» [3, с. 29]).

Собака в стихотворениях Тракля выполняет несколько функции: во-первых, она символизирует переход от жизни к смерти (стихотворение «Музыка в Мирабелле», где «белый пришелец» обозначает смерть), во-вторых, собака предупреждает человека об опасности («Ужас»), и, в-третьих, умирающая собака («В деревне») - означает без-

защитность человека перед враждебным окружающим миром. Несмотря на положительные стороны образа вообще, Тракль использует его в таких контекстах, которые подчеркивают атмосферу гибели, утраты, хаоса, что соответствует экспрессионистскому пониманию жизни и манеры творчества поэта.

Интересен в творчестве Тракля образ жабы как символа «зла, отвратительных вещей и смерти» [2, с. 87]. Жаба, как правило, встречается у Тракля при описании пейзажей, пропитанных духом смерти, разложения, угасания: «Стволы берез, корявый черный граб - / Все это в дымке зыбко, все плывет. / Жизнь зеленеет, прошлое гниет. / И в стрелках лука - скользкий шорох жаб» («Жаркая весна» [3, с. 93]). Несмотря на название стихотворения, символ жабы реализуется в стандартном негативном значении. Весна у Тракля - не радостное время года, она - мучительное рождение природы, о чем поэт говорит прямо: «Как все же становление больно, ущербно в жалкой алчности своей!». Образ жаб дополняет общую картину своим символическим смыслом, включающим, кроме указанного, такие толкования: «атрибут смерти, изображаемый вместе с черепом и скелетом» [6, с. 236]; «согласно европейским суевериям, спутница ведьм, напоминающая о смерти и мучениях грешников» [4, с. 95].

Итак, с помощью образов животных, Тракль добивается ощущения мрачности атмосферы и ощущения враждебности окружающего мира. Используя животных в самых разнообразных контекстах, от интимных до религиозных, поэт, как правило, придерживается общепринятого значения символов и достигает совпадения толкования образов со смыслом и настроением своих произведений.

Помимо образов млекопитающих в стихотворениях Георга Тракля постоянно встречаются образы насекомых (паук, муха), а также червя.

Паук, символизирующий «дикость, зло и дьявола, который ткет паутину для того, чтобы полонить грешников» [5, с. 292], чаще всего служит дополнением к мрачному описанию: «И виноградник, обугленный, черный, / С норами, полными пауков» («Псалом» [3, с. 22]). Здесь, как и в уже рассмотренном стихотворении «Сон», символичное насекомое паук дополняет апокалипсический пейзаж. Немного другой оттенок значения имеет паук в стихотворении «De profundus»: «Мое сердце ищет паук. / И свет угас в обмирающем рту» [3, с. 87]. Известно, что паук «может символизировать коварство (например, дьявольское в христианской традиции)» [4, с. 269]. Здесь паук - символ зла не внешнего, а внутреннего.

Еще одно насекомое - муха. «Муха означает слабость, нерешительность, также подкуп, болезнь и грех; дьявол является «господином мух» [5, с. 297]. «Муха обычно ассоциируется со злыми богачами и порчей. Может олицетворять сверхъестественные силы, по большей части злые. Демонов часто изображают в виде мух. У христиан муха - зло, эпидемия, грех» [2, с. 190]. «Мухи символизировали зло и моровые эпидемии. Мух связывали с демонами, они стали христианским символом морального и физического разложения» [4, с. 232].

Итак, муха в сознании европейцев ассоциируется в основном с болезнями и грехом. Эти представления отражены в творчестве Г. Тракля. Например, в стихотворении «Молодая батрачка»: «И лежит, во тьме белея, / Распростершаяся сонно, / Словно труп, в траве белея, / На устах сидят вороны» (Неточный перевод «Fliegenihren

Миг^ит^сЬ^тгеп» - дословно: «Мухи ее губы облетают роем») [3, с. 17] Здесь муха - символ смерти героини стихотворения. Как символ болезни она предстает в стихотворении «Где красная листва, взметая» [3, с. 27]: «Звенят в саду желтушном мухи». Эта ассоциация подкрепляется в тексте эпитетами «желтушный», метафорами «свалились <...> в зелень и гниенье» и др., передающими болезненную атмосферу, как и в стихотворении «Крестьяне»: «Очаг их зачах в гримасе тоски / И воздух звенит от мух. / Пугливых батрачек встревожен слух - / Кровь шумно стучит в виски» [3, с. 61].

Последний, рассматриваемый нами представитель царства животных, часто упоминающийся в поэзии Тракля-червь. Символика этого образа однозначна. Он символизирует «смерть, разложение, землю» [2, с. 368]; «распад, смертность» [4, с. 408]. Данная символика отражена в ряде произведений. «Псалом»: «Из темных комнат выходят ангелы с пятнами гнили на крыльях, / С их пожелтевших ресниц сыплются черви» [3, с. 107]. Также в стихотворении «Прогулка»: «Безумно время. Гелиос, мой Бог! / Твой образ над кишением червей...» [3, с. 83]; «Гелиан»: «О как волосы их свалялись в кишащем червями дерьме, / В которое погружены его серебряные ступни» [3, с. 141].

Образ червя, как и насекомых, у Тракля - это образ темноты, разложения, смерти, грязи. Эти образы создают тяжелую атмосферу затхлости, уныния и страха. Впечатления, остающиеся после прочтения таких стихотворений, полностью совпадают с толкованиями словарей и энциклопедий символов.

Еще одни представители живого мира, используемые Траклем, это птицы. Более чем в половине стихотворений встречаются образы ворона (вороны) и дрозда.

Ворон: «Неба черного металл. / Криком красный мрак пронзая, / Воронья густая стая / В старом парке правит бал» («Зимние сумерки» [3, с. 33]). Образ стаи ворон, символ войны и разрушения, весьма метафоричен и эмоционально насыщен благодаря вызываемым им устойчивым ассоциативным связям и особому символическому значению, а также важной роли цвета (черного оперения) помогает создать специфичный темный пейзаж: «Сквозь душу трав горит твое чело. / Вороны вьются - гнусный пир готов» («Прогулка» [3, с. 50]). В этих стихах ворон - символ смерти, хаоса, болезни. Символику, связанную со смертью, несет в себе образ ворона в стихотворении «Зимой»: «Зверь истекает кровью у межи. / Вороны плещутся в красной луже. / Взметнулся камыш в ознобе и стуже. /В роще безлюдной эхо дрожит» [3, с. 73]. Здесь источник смерти не во внешнем мире, а в самом человеке, убившем зверя. Вороны же, слетающие к крови и падали, отражают жестокость человека и его тягу к убийству и разрушению. В словарях символов ворон имеет следующее толкование: «Ворон символизирует сатану и грех; служит предвестником неудачи» [5, с. 299]; «будучи «говорящей птицей», символизирует пророчество. В других отношениях амбивалентен: означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны» [2, с. 45]; «в западноевропейской традиции - птица, связанная со смертью, утратой и войной. Как пожиратель отбросов, ворон считался нечистой птицей» [4, с. 49].

Многие поэты использовали этот образ, чтобы передать ощущение тоски, безысходности (например, Эдгар По, несомненно оказавший влияние на творчество Тракля).

Кроме очень частотного образа ворона в стихах Тракля встречается менее регулярный образ - дрозд. Контексты

Philosophy and Sociology | Juvenis scientia 2019 № 5

33

стихотворений, содержащих этот символ, очень разнообразны, но в них, как правило, отражено зафиксированное в словарях символическое значение слова: «Дрозд означал сатану или грех из-за своего черного оперения; а за свои завлекающие трели стал также символом желаний тела» [5, с. 294]; «в христианстве означал соблазн плоти» [2, с. 370].

Дрозд - мрачный образ, передающий ощущение тоски и близкой смерти: «Вечеру, когда дрозд на дремотной стене запел, / Дух умершего в юности молча ступил меж нас» («К умершему в юности» [3, с. 223]); «О своей гибели непостижимо кричит синица» (некоторые переводчики заменяют «дрозда» на «синицу») («Себастьян во сне» [3, с. 171]); «Плач дрозда умолкает, / И нежные флейты осени / Молчат в камышах» («Сумерки духа» [3, с. 582]). Символическое значение дрозда как источника соблазна

ЛИТЕРАТУРА

реализовано в стихотворении «Молодая батрачка»: «Тихо плачет у светелки / Черный дрозд больным флейтистом» [3, с. 17].

Каждая из выделенных птиц выполняет в творчестве Тракля свою функцию: ворон подчеркивает мрачную атмосферу, темноту, нечистоту, что совпадает со значением образа, отраженным в словарях. Дрозд, являясь символом греха, фигурирует в тех текстах, где речь идет о плотском грехе, плоти или болезненной обстановке.

Анализ образов животных в произведениях Тракля делает возможным вывод о том, что, употребляя их, автор подчеркивает общий упадочный тон стихов, достигая эффекта не только при помощи однозначных и метафорических определений, но и при помощи ассоциаций, вызываемых этими образами.

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия»; 1999. [Vvedenie v literaturovedenie. Literaturnoe proizvedenie: Osnovnye ponyatiya i terminy. Moscow: Vysshaya shkola, Izdatel'skii tsentr «Akademiya»; 1999. (in Russ)]

2. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой век; 1995. [Kuper Dzh. Entsiklopediya simvolov. Moscow: Zolotoi vek; 1995. (in Russ)]

3. Тракль Г. Стихотворения. Проза. Письма. СПб.: Symposium; 2000. [Trakl G. Stikhotvoreniya. Proza. Pis'ma. Saint-Petersburg: Symposium; 2000. (in Russ)]

4. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: Фаир-пресс; 1999. [Tresidder Dzh. Slovar' simvolov. Moscow: Fair-press; 1999. (in Russ)]

5. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: АСТ; 1999. [Foli Dzh. Entsiklopediya znakov i simvolov. Moscow: AST; 1999. (in Russ.)]

6. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс; 1996. [Kholl Dzh. Slovar' syuzhetov i simvolov v iskusstve. Moscow: Kronpress; 1996. (in Russ)].

Поступила в редакцию 07.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.