Научная статья на тему 'Образы «Своих» и «Чужих» как элементы национально-государственной идентичности российской молодежи в начале ХХI столетия'

Образы «Своих» и «Чужих» как элементы национально-государственной идентичности российской молодежи в начале ХХI столетия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
468
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПАТТЕРНЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / NATIONAL-STATE IDENTITY / YOUNG GENERATION / PATTERNS OF SELF-IDENTIFICATION / POLITICAL IMAGES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титов Виктор Валериевич

В статье анализируются образы «своих» и «чужих» в политическом сознании современной российской молодежи, их воздействие на формирование национально-государственной самоидентификации поколения молодых россиян в начале XXI века. При этом особый акцент сделан на территориально-политическое измерение российской государственности — образ «своего» геополитического пространства, а также внешнеполитические характеристики — представления о зарубежных «союзниках» и «врагах» России. Выделены и рассмотрены ряд ценностных контуров, репрезентующих образ России в сознании молодежи (эмоционально-персоналистский, ресурсный, геополитический).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Титов Виктор Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF «ONE’S» AND «ALIEN» AS AN ELEMENTS OF NATIONAL-STATE IDENTITY OF RUSSIAN YOUTH IN THE BEGINNING OF XXI CENTURY

This article analyzes the images of «ours» and «aliens» in the political consciousness of the contemporary Russian youth, their impact on the formation of nation-state identity generation of young Russians in the beginning of the 21st century. With particular emphasis on the territorial and political dimension of the Russian state — the image of «their» geopolitical space, as well as the characteristics of foreign policy — the idea of foreign «allies» and «enemies» of Russia.

Текст научной работы на тему «Образы «Своих» и «Чужих» как элементы национально-государственной идентичности российской молодежи в начале ХХI столетия»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

ВВ. Титов Образы «своих» и «чужих» как элементы

национально -государственной идентичности российской молодежи в начале ХХ! столетия1

В статье анализируются образы «своих» и «чужих» в политическом сознании современной российской молодежи, их воздействие на формирование национально-государственной самоидентификации поколения молодых россиян в начале ХХ! века. При этом особый акцент сделан на территориально-политическое измерение российской государственности — образ «своего» геополитического пространства, а также внешнеполитические характеристики — представления о зарубежных «союзниках» и «врагах» России. Выделены и рассмотрены ряд ценностных контуров, репрезентующих образ России в сознании молодежи (эмо-ционально-персоналистский, ресурсный, геополитический).

Ключевые слова: национально-государственная идентичность, молодежь, паттерны самоидентификации, политические образы

Одной из значимых проблем политической науки в современной России является процесс формирования и эволюции национально-государственной (гражданской) идентичности российской молодежи. Результаты политико-психологических и политико-социологических исследований свидетельствуют, что самоидентификация молодых россиян протекает на основе многоуровневого взаимодействия эмоциональных, когнитивных, поведенческих, а также иррациональных (неосознаваемых) элементов политического сознания.

Следует отметить, что изучение психологических механизмов национально-государственной идентификации представляет собой актуальное направление для дальнейших специализированных (в области психологических наук) исследований. Поэтому необходимо отразить роль ключевых компонентов политического сознания — образов «своих» и «чужих» —

1 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «Политико-психологические механизмы формирования национально-государственной идентичности в современной России», грант РГНФ №12-03-00307.

© Титов В.В., 2012

посредством которых происходит идентификационный выбор среднестатистического «молодого россиянина» в условиях изменчивой политической и социокультурной атмосферы российского общества.

В рамках данной статьи отражены результаты исследования «Национально-государственная идентичность российской молодежи», проведенного кафедрой социологии и психологии политики МГУ в 2009—2011 гг. под руководством доцента Т.В. Евгеньевой, в котором принял участие автор. Данное исследование включало в себя три компонента: серию формализованных интервью (более 200 респондентов в возрасте 18—30 лет в 24 субъектах РФ); 86 глубинных интервью и ряд проективных тестов «Россия — мой дом».

Компоненты национально-государственной самоидентификации: образы «нашей» страны и «своего» государства

Образы государства и страны являются фундаментальными интегрирующими конструктами системы национально-государственной идентичности в контексте дифференциации «своих» и «чужих» субъектов политического пространства. Самооценка «человека политического», его мотивация, направленная на ассоциацию себя с определенной национальной группой и геополитической структурой, несомненно, взаимосвязана с динамикой личностных представлений о «нации» и «государстве-стране» (см. ком-мент. 1).

Синергия геополитического образа предполагает его качественную целостность, принципиальную несопоставимость с совокупностью его структурных частей. Образ-целостность — не только единица пространственной идентификации политического субъекта, но и ценностно-эмоциональный конструкт, предопределяющий систему установок и поведенческих моделей молодежи относительно политико-культурного объекта «Россия».

Основываясь на результатах исследования, можно зафиксировать ряд ключевых характеристик идентификационного геополитического конструкта «Россия» в сознании молодежи.

По мнению молодых респондентов, Россия наделена следующими позитивными качествами:

• сильная — 5,12

• независимая — 5,08

• единая — 5,06

• привлекательная — 4,82

• уважаемая — 4,80

• перспективная — 4,73

• влиятельная — 4,59

• дружественная — 4,47

• богатая — 4,30

• развитая — 4,18

• надежная — 4,07

К негативным чертам образа России, структурированного в политическом сознании молодежи, относятся следующие характеристики:

• опасная — 2, 98

• тревожная — 3,10

• закрытая — 3,97

Таким образом, можно диагностировать, что значимой установкой в политическом сознании постсоветского политического поколения является восприятие страны и самоидентификация с ней через призму «опасности — тревожности». Очевидно, подобный факт свидетельствует о нестабильном эмоциональном компоненте национально-государственной идентичности, тяготении российской молодежи к дефицитарным и фруст-рационным оттенкам при формировании собственной национально-государственной идентичности.

В рамках формализованных и фокусированных интервью были выявлены следующие наиболее типичные характеристики идентификационного образа России:

«Большая страна», «великая страна», «огромная территория», «много природных ресурсов», «кусок земного шара», «часть Евразии», «моя любимая страна», «лучшая в мире», «уникальность во всем», «непохожа на других», «окраина Европы», «нефть и газ», «нефтяные компании», «православная страна».

Анализируя выявленные ассоциации, можно выделить несколько взаимосвязанных линий представлений о России в политическом сознании молодежи.

Первый контур — персонально-эмоциональный — связан с иррациональными психологическими импульсами и аттитюдами молодых граждан. В его основе заложена экспрессивная оценка образа «страны — нации — государства» в целом, которая отражена посредством позитивных («самая лучшая страна на Земле») или негативных («какая-то особенная, ненормальная страна», «государство, непригодное для жизни») оттенков.

Второй контур отражает географический и «ресурсный» аспекты формирования идентификационных образов России в сознании молодежи. Лейтмотив, отчетливо закрепившийся в политическом сознании молодых россиян, заключен в образе России как «потенциально богатой страны», у которой в избытке наличествуют «природные ресурсы», воспринимаемые как фундамент дальнейшего ускоренного социально-экономического развития.

Необходимо отметить, что сегмент российских респондентов, в том или ином контексте отметивших ресурсную составляющую (от «природные богатства» — до «энергетическая держава»), составил более 1/3 от числа опрошенных. Можно предположить, что в политическом сознании молодых российских граждан психологическая установка, связанная с природными «богатствами» России, играет одну из ведущих ролей. «Нефть», «газ», «лес» стремительно приобретают символическое значение, переходят в качественно новое состояние социокультурных маркеров, через которые молодежь

транслирует «противоречивый» «образ России» в позитивное структурно -ценностное пространство (см. коммент. 2) собственной «картины мира».

Однако, необходимо обратить внимание на разность в оценках ресурсного компонента в политических представлениях российской молодежи. Для незначительной ее части (3—4% респондентов) ресурсы выступают, прежде всего, фундаментом социально-экономической и политической модернизации. Национальные природные богатства рассматриваются не как доказательство международного «веса» и геополитической значимости государства, но преимущественно в контексте социальных преобразований. Так, например, в ответах респондентов, указавших, что Россия «богата ресурсами», но одновременно «пока страна третьего мира» и «способна к рывку», прослеживается именно модернизационная установка.

Полученные результаты свидетельствуют, что в целом российская молодежь склонна рассматривать ресурсный фактор в идентификационном образе России тройственно.

Первый «рационально-утилитарный» кластер (для 1/4 от числа респондентов, обозначивших ресурсно-географические сюжеты в образе России) высказывает суждения, близкие к модернизационной установке. Для него национальные богатства выступают в роли преобразовательного потенциала, инновационного субстрата, способного помочь России «подняться», «преодолеть кризис», «перейти к наукоемкой экономике», «внедрить отечественные высокие технологии» и «улучшить жизнь граждан».

Второй «геополитический» кластер (см. коммент. 3, 4) идентифицирует «свою» «богатую Россию» как «сильное» государство, «державу», с которым «считаются все в мире». Ресурсы в политическом восприятии данного субсегмента молодежи — есть историческая данность (см. коммент. 5), автоматически закрепляющая «особую роль» Российской Федерации в мировой политике и фиксирующий ее пребывание в реестре «держав», «лидеров 21 века».

Третий «статический» кластер рассматривает российские ресурсы в контексте нереализованных возможностей, противопоставляет географический (территориально-природный, геополитический) потенциал и существующую социально-политическую реальность. Уместно добавить, что именно в ответах представителей данной подгруппы часто встречаются также протестные и депрессивные сюжеты «Россия — это: «коррупция», «общество богатых и бедных» и т. п.

Третий контур связан с идентификацией России молодежью через призму цивилизационно-исторической уникальности. Данная установка находит отражение в политическом сознании примерно 2/5 респондентов. По их мнению, Россия — это «великая и неповторимая культура», «цивилизация», «особый путь развития», «не похожа на другие страны», «особый менталитет».

Необходимо отметить, что среди респондентов преобладают интерпретации национальной самобытности как позитивного исторического факта. Но, вместе с тем, заявляет о себе и узкий субсегмент (2-3%), для которо-

го характерна негативная оценка российских национально-государственных особенностей («ненормальная страна»).

Власть и «наше» государство в идентификационном образе России

Четвертый контур идентификационного образа России, который заслуживает самого пристального внимания, — властно-государственный. Респонденты, у которых сформировался указанный образ, как правило, выстраивают следующие ассоциативные ряды: «государство», «политика, власть» «президент, парламент», «политики и их окружение» и т. д.

Молодежный сегмент, упомянувший внутриполитическую составляющую, дифференцируется на три примерно равных по численности кластера.

Первый кластер — «институционалисты» — дают описательную характеристику идентификационному объекту «Россия» через совокупность социально-политических институтов: «государство, которое нами управляет», «Государственная Дума», «Президент», «Президент и правительство», «губернаторы», «партии какие-то там, но я их не знаю».

Второй кластер — «персоналисты» — ассоциируют Россию в конкретно-политическом контексте «дня сегодняшнего» посредством радикального упрощения и перемещения национально-государственного образа в персональные рамки. Типичные ответы в данном случае: «Путин», «ну, конечно, он самый — Путин», «Медвед и его команда», «ДА. Медведев».

Третий кластер респондентов — «атрибутивный». Образ «Россия» в данном кейсе представлен через оценочно-описательные характеристики текущего политического состояния (в том виде, в котором его интерпретируют респонденты). Показательные ответы представителей этого кластера: «демократическая страна», «политическая конкуренция», «пытаются идти (!) демократические процессы», «Россия — суверенная демократия».

Интерпретируя полученные результаты, можно отчасти согласиться со сформировавшимся на рубеже ХХ-ХХ1 веков мнением, что в рамках молодежной политической субкультуры России отношение «к современной власти носит характер достаточно нейтральный... «Она есть какая есть» и с ней, вне зависимости от того, какие личности и институты ее персонифицируют, не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены» [1]. Следовательно, «молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций. Это, прежде всего, проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политический жизни России» [1]. Однако, сегодня — в начале второго десятилетия XXI века — абсентеистская по своей природе «политическая нейтральность» молодежи системно (до 30—40% респондентов) дополняется негативными оценками власти, ее действий: «Не отвечает потребностям общества», «куча чиновников, думающих о себе», «жизнь народа руководство не волнует» и т. д.

Фактически мы можем диагностировать следующую тенденцию в динамике политического сознания молодых россиян: в целом позитивный образ «потенциальной России» (на основе которого молодежь готова конструировать собственную национально-государственную идентичность) диссонирует с окрашенным негативными эмоциями образом корыстной и «неэффективной» власти, которая выступает препятствием «развитию России» и «нормальной жизни».

Социально-экономическая реальность и образ «сверхдержавы»

Пятый контур структуризации идентификационных образов России в политическом сознании молодежи — негативные характеристики сложившейся социально-экономической реальности. Представители российского молодого поколения реконструируют образы страны через призму таких типичных явлений, как: «бедность», «коррупция», «слабое развитие», «необразованная страна», «низкий уровень образования и здравоохранения», «экономический и социальный кризис».

Следует отметить: количество негативных оценок среди опрошенных нами респондентов (чуть более 1/5) совпадает с данными ряда ранее проведенных региональных исследований. Например, согласно содержанию отчета «Анализ социологического исследования состояния гражданственности, демократизма и патриотизма в молодежной среде г. Новосибирска и Новосибирской области», осуществленного в январе-феврале 2007 года Институтом молодежной политики и социальной работы НГПУ, 24,5% респондентов охарактеризовали Российскую Федерацию в качестве страны с низким уровнем развития [3].

Шестой контур, слабо представленный в образах России, — пространственно-интеграционный (около 3% участников исследования). Респонденты, представляющие данную группу, ограничиваются абстрактными констатациями: «часть мира», «одна из многих стран» (см. коммент. 6).

В связи с этим можно отметить, что респонденты рассматривают национально-государственный конструкт «Россия» преимущественно как самостоятельную структуру, не нуждающуюся в интеграции в политические системы «высокого порядка» (международные организации, континентальные геополитические пространства).

Основываясь на результатах эмпирического исследования, мы можем выдвинуть гипотезу, что поколение молодых россиян, прошедшее первичную и вторичную политическую социализацию в конце 80-х гг. XX — конце «нулевых» XXI вв., не испытывает потребности в сверх-национальной идентификации. Более того, отсутствие таковой не создает для респондентов какого-либо дискомфорта (см. коммент. 7).

Седьмой контур восприятия России молодежью — самоидентификация с образом «великой державы». В представлениях респондентов Россия характеризуется как: «великий народ», «большая страна, которая влияет на поли-

тику в мире», «ядерное государство», «мировой игрок», «лидер», «лидер третьего тысячелетия», «государство, способное показать пример другим», «центр влияния» и т. п.

Значительное число опрошенных молодых людей (до 1/3) в разной степени уверены, что Российскому государству принадлежит если не «мировое лидерство», то «особая роль» в современной геополитической конструкции и мировом политическом процессе.

Таким образом, самоценный лейтмотив «державности», сливаясь с идеей «нереализованных» российским обществом и властью возможностей, выполняют в политическом сознании значительной части молодежи (35—40%) функцию «очищения» от негативных «осколков» настоящего. Конструируемый позитивный образ «потенциальной» России, «которую мы еще увидим» в будущем, минимизирует всевозможные недостатки фрагмента «России реальной». «Кризис, социально-экономическая неразвитость, опасная жизнь, коррумпированность государства, непрофессиональные бюрократы, неспособность перенять европейские ценности» оказываются вытесненными в периферическое сознание молодых россиян через механизм кросс-темпоральной самоидентификации с позитивной «Россией нового тысячелетия», и сюжетами «героического прошлого».

Очевидно, что национально-государственная самоидентификация молодых респондентов — есть частичный психологический аванс, в основании которого лежит ретрансляция позитивного образа «иной», «прошлой — будущей» России («через десять лет страна поднимется») в текущие временные рамки.

Пространственные паттерны «своих»: территориальное измерение.

Основываясь на результатах изучения пространственного профиля образа России, мы считаем возможным выделить пять кластеров «территориального сознания» российской молодежи.

1) «Империалисты» (примерно 1/8 респондентов) в подавляющем большинстве воспроизводят территориальные контуры Российской империи — СССР. Согласно их мнениям: «в состав России в будущем должны войти «все республики СССР», «Аляску неплохо бы вернуть», «СНГ и Сербия», «большая часть СНГ», «Восточная и Южная (!) Европа».

Характерно, что «империалисты» аргументируют собственное пространственное восприятие исключительно реминисценциями: «они все раньше нам подчинялись», «жили раньше в едином государстве, хорошо было», «Крым, Украина — всегда были российскими провинциями».

2) «Интеграционисты» (около 1/6 респондентов) включают в геополитический образ России ряд «пророссийских», «русскоязычных» (по их мнению) государств и регионов постсоветского пространства: Украину (всю или ее восточную часть), Белоруссию, в меньшей степени — Казахстан.

Таким образом, ключевая политико-психологическая установка, закрепленная в сознании «интеграционного» кластера, лингвистическая и социокультурная самоидентификация.

Территориальный образ России в представлении молодого интеграци-ониста: нынешняя Российская Федерация «с Украиной, Белоруссией, Абхазией и Казахстаном».

3) «Реалисты» («прагматики») психологически принимают сложившиеся государственные границы, идентифицируют российскую государственность с Российской Федерацией. При этом, субкластер «изоляционисты» исходит из того, что нам «никто не нужен» или в будущем в состав России «могла бы войти Белоруссия» и «может быть Абхазия».

Пессимистически настроенный субкластер считает, что: «в будущем из состава России может выйти Чечня, Кавказ», «можем потерять Дальний Восток».

4) «Регионалисты» ассоциируют пространственный образ «Россия» с конкретной территорией: макрорегионом или субъектом РФ.

5) «Локалисты» отождествляют пространственные фреймы России с «моим городом», «прежде всего, со своей территорией».

По мнению подавляющего большинства молодых россиян, лучше других живут жители Москвы (около 3/4). Также к «благополучным» в социально-экономическом и политическом плане регионам были отнесены:

• Санкт-Петербург (1/2 респондентов)

• «Подмосковье» (1/4 респондентов)

• «Юг»

• «Урал»

• Сибирь («там, где нефть добывают»)

• Краснодарский край

Образы «наименее благополучных» регионов в сознании молодежи идентифицируется со следующими территориями:

• «Кавказ» (примерно 1/2)

• «Север» (более 1/3)

• Дальний Восток

• Поволжье

• «вся Россия», «все» (примерно 1/6 респондентов)

Следует отметить: число тех респондентов, кто отнес свой собственный регион к неблагополучным, в 1,8 раза выше численности молодых россиян, оценивших свой регион в позитивном ракурсе (24 % и 14% соответственно).

Геополитические образы «друзей» и «врагов» России

Образ «чужого» занимает значимое место в структуре национально-государственной идентичности российской молодежи. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных политических психологов подтверждают, что «чужие» — фундаментальное основание негативной коллективной идентичности [2]. Наиболее значимые разработки данной проблемы в контексте национально-государственной и этнической идентификации представлены в трудах зарубежных ученых (С. Хантингтона,

И. Нойманна) [2] и в отечественных работах, выполненных на кафедре социологии и психологии политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Очевидно, категориальная схема «свой — чужой» выступает определяющим смыслом, придающим содержание когнитивному пространству «мы». Взаимодействие с «чужими» проявляется в двойственной роли: как структурно-смысловое постижение реальности посредством категоризации и в качестве импульса сопоставления — самопознания («На западе много денег, финансовые центры, а мы сильны народом, историей»).

Исследования, проведенные Т.В. Евгеньевой и ее коллегами, подтверждают, что в условиях социально-политического кризиса и нестабильности позитивного идентификационного образа России, лейтмотивом самоопределения молодежи выступает идентификация «от противного», предполагающая поиск «инаковости» в различных ее проявлениях.

Таким образом, в структуре национально-государственной идентичности российской молодежи формируется двухуровневая конструкция «иного мира». Первый — внутренний — уровень — «чужие» внутри страны, «вычисляемые» посредством социально-бытовых коммуникаций. Второй — внешний уровень — система геополитических образов «врагов» (и как оппозиция — «друзей») России.

Проведенное изучение политических представлений молодежи в рамках оппозиций «свои — чужие» и «друзья — враги» свидетельствует о высоком уровне автономизации и закрытости молодежных сообществ. У подавляющего большинства респондентов (более 4/5) под определение «свои» в первую очередь попали: «семья», «близкие родственники», «только самые-са-мые близкие», «друзья» и т. д.

Незначительная часть (1/10 респондентов) считают «своими»: «всех, кто живет на планете земля», «кто меня мог бы понять и оценить».

И минимальное число респондентов (около 5%) связывают представление о «своих» с национально-государственной или этнополити-ческой идентичностью; «русские люди», «граждане моей страны», «жители России».

По существу, представления российского молодого поколения о «чужих» структурируются в три группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая группа (1/10 респондентов) — «абстрактные чужие»: «все вокруг», «те, кто меня не понимает», «международные враги», «террористы», «кто не разделяет моей системы ценностей».

В ходе исследования было выяснено: у респондентов данной группы наблюдается, как правило, отсутствие выраженной макрополитической идентичности, средний уровень социальных фобий в сочетании с неразвитой когнитивной сферой политического сознания («Политикой не занимаюсь и не интересуюсь в принципе»).

Вторая группа (2/3 ответов) — конкретизированные «внутренние чужие». К ним относятся: «выходцы с Кавказа», «старшее поколение (я их не

понимаю)», «олигархи», «чиновники», «мажоры», «всякие среднеазиаты, которые едут за заработком», «мигранты».

Можно зафиксировать, что в рамках данного спектра ответов выделяются два мотива выделения «чужих»: этнополитическая самоидентификация и фактор социальной дистанции.

Следует отметить, что среди этнических и конфессиональных групп, вызывающих состояние дискомфорта («Представители каких этнических, социальных, религиозных групп не внушают Вам доверия?»), наиболее часто респондентами упоминались:

нерусские выходцы с Юга России (3/5 респондентов, часто без этнической дифференциации — «кавказцы»);

«приезжие разные» (более 1/4 респондентов);

мусульмане (в различных вариациях — «исламисты», «мусульманские группировки» и т. д.).

Третья группа (1/5 респондентов) демонстрируют аут-образы «чужих», которые носят преимущественно геополитический характер: «Грузия и Украина», «все страны, кроме нескольких, которые с нами считаются еще пока», «США и НАТО».

На наш взгляд, следует учитывать принципиальную разницу двух схем. Если оппозиция «свои — чужие» связана в представлениях молодежи преимущественно с субъективным ощущением социального комфорта и в некоторой степени — внутриполитической динамикой, то конструкт «врага» в большей степени имеет выраженную внешнюю, геополитическую направленность.

«Враги» России: паттерны идентификации

Исходя из полученных нами ответов респондентов, можно сделать вывод, что современные молодые россияне склонны к рационализации политической реальности. В частности, перечень названных «врагов» России свидетельствует о паритете трех составляющих: ценностно-этической, этнической и геополитической.

Ценностно-этический подход к определению «врага» сводится к рефлексии молодежью социально-политического негатива, имеющего место в национально-государственном и в планетарном масштабе. «Врагами» России называются негативные процессы, как внешнего («международный терроризм», «глобальный финансовый кризис»), так и внутреннего характера: «преступность и коррупция», «пассивность молодежи», «упадок экономики», «нравственный кризис», «российский менталитет» и т. д.

Этнический подход к определению «врага» в наибольшей степени присущ двум кластерам: молодым респондентам с этнополитической версией «русской» идентичности и развитым региональным самосознанием. По их мнению, враги: «те, кто не знает русского языка», «азиаты, беженцы, мигранты», «кавказцы» и т. д.

Геополитический подход — идентификация в качестве «врагов» государств или международных организаций. Реестр геополитических «врагов» в представлениях молодого поколения возглавляют США (около 1/2 респондентов), НАТО (1/4 респондентов) и исламский мир (1/5 респондентов). Двойственная динамика по шкале «друг — враг» характеризует восприятие геополитических образов Китая и европейских стран.

Можно констатировать, что в политическом сознании современной российской молодежи сформировалась двойная конструкция обобщенного геополитического «врага».

«Малый враг» России — исламская цивилизация (20-25%). Под данной широкой совокупностью маркируются:

• «террористы»

• «черные»

• «кавказцы»

• «чеченцы»

• «фанатики»

• «азиаты»

• люди, которые «всех уничтожают» и «хотят захватить весь мир».

«Большой враг» (до 60%) — обобщенный «Запад» («США и их сообщники»),

которые не только «стремятся к господству над миром», «вооружают врагов России», но и «натравливают на нас террористов и ислам».

Таким образом, можно отметить, что негативная геополитическая идентичность, конструирование многоуровневого образа «врага» выполняет компенсаторную функцию, частично восполняя недостаток позитивных компонентов в национально-государственной идентификационной структуре современной российской молодежи.

На наш взгляд, два рассматриваемых уровня — внутренние и внешние «чужие», — будучи скрепами единой «негативной» национально-государственной самоидентификации, структурируются через разные политикопсихологические механизмы.

Проведенное нами исследование подтвердило мнение, что механизм государственного геополитического мифотворчества — один из наиболее эффективных катализаторов ситуационной национально-гражданской консолидации [4].

Высокая эффективность геополитического мифотворчества как государственно-идентификационного интегратора имеет ряд политико-психологических предпосылок.

Первая предпосылка — психологические императивы геополитической реальности де факто не подвергаются массовой критической рационализации, особенно в молодежной среде, хотя бы в силу своей пространственной и генетической удаленности от социетальных «пространств повседневности» (города, семья, трудовые коллективы, студенческие сообщества, подъезды, неполитические Интернет — сообщества и т. д.), в которых оби-

тает значительное число молодых россиян. Государство и СМИ — часто эксклюзивные «точки пересечения» молодого российского гражданина с внешнеполитической средой.

Вторая предпосылка — масштабный «враг» («большое зло», «всемирный заговор») придает психологический смысл национально-государственному существованию в режиме «здесь и сейчас». Таким образом, геополитическое мифотворчество позволяет ретранслировать энергию внутреннего этнополитического, культурного, социально-экономического негатива на удаленный мифологизированный объект (см. коммент. 8).

Третья предпосылка — воспроизводство образа геополитического «врага» может рассматриваться в контексте вторичной аккумуляции политико-преобразовательного потенциала внутри национально-государственной системы. Таким образом, внешний фактор, мифологизированная опасность, становится созидательным импульсом: «если не модернизируем армию, экономику, не освоим Дальний Восток, страна перестанет существовать. ... Но, мне кажется, у нового поколения все получится».

Таким образом, можно констатировать, что идентификационные образы России в политическом сознании молодежи характеризуются выраженной ресурсной и культурно-исторической компонентой. Тем не менее, наблюдаются серьезные различия в рациональных и эмоциональных установках российской молодежи в контексте формирования образов «своих» и «чужих», которые предопределяют структурную сложность и системную противоречивость национально-государственной идентичности молодых россиян.

Комментарии

1. Строго говоря, ни «нация» в политико-гражданской интерпретации, ни «государство» не являются архетипами, но выступают устоявшимися подсознательными смыслами, производными социогенеза в целом и политогенеза как одной из его функциональных линий.

2. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно об аксиологическом характере интерпретации ресурсов, которые выступают не только в роли атрибутов, ведущих эпистемологических характеристик образа современной России («страна, богатая нефтью»), но и в качестве важной инструментальной ценности российской молодежи — базового условия «богатой жизни», «подъема» и т. п.

3. По основным характеристикам данный кластер совпадает с рассматриваемым ниже сегментом, для которого центральный фрагмент образа России — внешнеполитический императив «лидера», «сильной страны».

4. Его численность — около 40% респондентов, обозначивших ресурсно-географические сюжеты в образе России.

5. Которая, в представлениях молодых граждан современной России, никуда не «уходит», не уменьшается, не зависит от мировых рынков и множественности факторов глобального политического процесса и т. п.

6. Стремясь, таким образом, выразить в большей мере нейтральное, отстраненное отношение к проблеме собственного национально-государственного идентификационного выбора.

7. По понятным социально-историческим причинам, российская молодежь не имеет склонности идентифицировать себя в качестве «бывших советских человеков». Отсутствие сколько-нибудь явного запроса на сверх-национальную (надгосударственную) политическую и социокультурную идентификацию, на наш взгляд, одна из причин низкой популярности «евразийства», «западничества» и прочих идеологем, претендующих на статус «мета».

8. Например, респондент М. (21 год, Москва), который говорил о том, что «только русские — граждане в полном смысле», отметил: «надо против Запада и Китая всем вместе быть. Всем, кто родился и живет в России сейчас».

Литература

1. Исследование «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.podrobnee. ru/microuho/referat.php?url=microuho/disk1/Jurisprudence/so_gu_d_07.htm

2. Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей, М., 2004.

3. Пель ВС, Хлебалин А.В., Чельцов М.В. Анализ социологического исследования состояния гражданственности, демократизма и патриотизма в молодежной среде г. Новосибирска и Новосибирской области. Электронная газета «Интерактивное образование». Октябрь 2008. №№18-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nios.ru/io/releases.php?num=11&div=02&art=01

4. Neumann I.B. Russia as Central Europe’s Constituting Other // East European Politics and Societies. 1993. Vol. 7. N 2.30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.