ТЕМА НОМЕРА
УДК 316.6
Формирование
национально -государственной идентичности московских школьников
В статье представлены данные исследования национально-государственной идентичности московских школьников. Результаты исследования показывают вербальную природу образовательного процесса в школе, результатом которого являются абстрактные, когнитивно, эмоционально и символически бедные, стереотипизированные представления и образы, которые выражают систему убеждений и ценностей, относящихся к национальной идентичности т В Евгеньева респондентов. Основаниями для самоидентификации являются несистематические, бедные, некорректные политические образы и символы, которые не структурированы в устойчивый «образ мира» и часто базируются на противоречивых политических и психологических основаниях.
Ключевые слова: национально-государственная идентичность, школа, политические представления, ценности, символы
Формирование национально -государственной идентичности российских граждан является сегодня широко обсуждаемой как на уровне власти, так и в научном сообществе проблемой. Президент России В.В. Путин посвятил этому вопросу свое выступление на заседании клуба «Валдай» в сентябре 2013 года. В.В. Регнацкий Он обозначил необходимость консолидированных действий всего общества для решения этой задачи, поскольку «вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер» [2]. Президент подчеркнул, что осуществление этого процесса «на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастность к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями — необходимое условие сохранения единства страны» [2].
Научным анализом проблемы формирования национально-государственной идентичности на протяжении последних 10 лет занимаются мно-
© Евгеньева Т.В., Регнацкий В.В., 2015
5
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
гие российские ученые, выделяя особенности данного процесса на современном этапе развития страны, национальную, территориальную и иную его специфику, позитивные и негативные основания самоидентификации граждан [3; 4; 6; 10; 11; 12]. Исследователи отмечают, что сложность формирования национально-государственной идентичности в России обусловлена ее национально-территориальной неоднородностью, когда политико-культурные особенности каждого субъекта Федерации определяют специфику протекающих в них процессов идентификации. В этом смысле Москва является особым регионом по своему социальному, экономическому, политическому и культурному состоянию, которое и детерминирует особенности формирования национально-государственной идентичности ее граждан, в первую очередь молодежи.
Концептуальная модель и методология исследования
Национально-государственная идентичность рассматривается нами в политико-психологической традиции как «исторически и культурно обусловленная психологическая самоассоциация личности с геополитическим образом (образами) определенной национально-государственной общности, имеющая в своем основании личностные мотивы и социальные ценности, закрепляющаяся и проявляющаяся через символические репрезентации» [3, с. 122].
Процесс формирования национально-государственной идентичности определяется динамическим взаимодействием триады «образы — ценности — символы». В политических образах комбинируются осознаваемые представления о России, ее прошлом, настоящем и будущем, границах и месте в мире, «своих и чужих» с их неосознаваемыми эмоциональными оценками. Политические ценности как «обобщенные представления о совершенстве в политической сфере жизни общества» [8, с. 128] определяют фундаментальные психологические основания для идентификации. Символы определяют систему смыслов для самоидентификации.
Концептуальная исследовательская модель, разработанная Т.В. Евгень-евой в рамках проекта «Разработка и апробация моделей обеспечения становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», проводимого в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 годы Московским государственным гуманитарным университетом имени М.А. Шолохова, в декабре 2013 года предполагает изучение психологических оснований национально-государственной идентичности на двух уровнях: осознаваемом и неосознаваемом.
6
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
В структуре национально-государственной идентичности были выделены пространственно-временной компонент, символический компонент, образ «врага» и ценностный компонент. Изучение этих компонентов осуществлялось преимущественно с помощью формализованных интервью.
Неосознаваемый уровень идентификационных представлений анализировался по следующим параметрам: эмоционально-оценочному, этнокультурному и конфессиональному, геополитическому, политико-территориальному и мотивационно-деятельностному.
Для изучения идентификационных представлений, ценностей и символов московских школьников были проведены 100 формализованных интервью и 50 проективных тестов (психологических рисунков России в виде дома) с учащимися пяти образовательных организаций г. Москвы, среди которых были четыре обычные общеобразовательные школы и средняя общеобразовательная школа № 1650 — Первая поликультурная школа «Школа культуры мира».
Эти методики позволили оценить существующие в сознании школьников представления в контексте исторической памяти, общие пространственные и временные модели страны, в рамках которых российские граждане идентифицируют себя как социокультурную общность, системы символов и ассоциаций, а также механизмы восприятия образов «чужого» или «врага».
Пространственно-временной компонент
С чем Вы отождествляете себя прежде всего?
Данный вопрос был направлен на выявление уровня идентификации московских школьников. Результаты исследования показали, что на уровне страны себя отождествляют только 11,1% — столько же, сколько и со всем миром. Чуть больше молодых людей (12,7%) отождествляют себя со своим городом, населенным пунктом. Этнической и религиозной идентичностью обладают также небольшое количество учащихся — соответственно 9,5 и 7,9%. Наиболее значимыми уровнями идентификации выступают семья (30,2%) и друзья (15,9%).
Какими пределами лично для Вас ограничивается Россия?
Данный вопрос дает сведения о пространственно-географических компонентах национально-государственной идентичности школьников Москвы. Как видно из рисунка 1, наибольшее количество молодых людей (65,6%) воспринимают Россию в ее нынешних пределах. На втором месте стоят территория бывшего СССР и регионы, где проживают преимущественно русские (по 9,4%).
Интересно отметить, что в диаграмме не представлены варианты ответов, которые не были выбраны респондентами — это «место (город, село), где я живу», «регион, где я живу», «территория Кремля», «территория Российской империи».
7
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
65,6
□ территория Москвы
■ регионы, где проживают преимущественно русские
□ нынешняя территория РФ
□ пространство бывшего СССР
■ другое
□ затрудняюсь ответить
Рис. 1. Представления школьников Москвы о пределах России
Какими событиями в истории России Вы гордитесь? Какие события в истории России вызывают у вас чувство разочарования?
Данные вопросы были направлены на выявление темпоральных (временных) компонентов национально-государственной идентичности школьников.
Полученные нами данные показывают, что наибольшую гордость у школьников вызывает победа в Великой Отечественной войне (45,6%), а также ее отдельные сражения и события (Сталинградская битва, блокада Ленинграда и т.п.). На втором месте в списке находится Бородинское сражение (14,7%), на третьем — реформы Петра I (10,3%). Московские школьники гордятся также разными научными достижениями (освоение космоса) и географическими открытиями, разными историческими и политическими событиями, благотворно повлиявшими на развитие нашей страны (свержение монголо-татарского ига, Крещение Руси, основание Москвы, отмена крепостного права и др.).
Чувство разочарования вызывают у школьников разные события в политической истории России (распад СССР, сталинские репрессии, Октябрьская революция, Пугачевское восстание, опричнина, расстрел Романовых), а также многочисленные войны (Гражданская, Русско-японская, в Афганистане, в Чечне и др.).
Символический компонент
В системе гражданских представлений старшеклассников особое место занимают символические конструкты, которые являются одним из ба-
8
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
зовых элементов осмысления социальной и политической реальности. В исследовании нас интересовало значение для школьников гимна как официального государственного символа, праздников и памятных дат, а также символов-объектов и символов-персон, с которыми у московских старшеклассников ассоциируется Россия.
На вопрос: «Каково Ваше отношение к Гимну России?» — почти половина наших респондентов (46,7%) затруднились ответить, треть опрошенных (33,4%) любят гимн и знают его слова. Важно отметить, что не только гимн, но и флаг и герб выступают в сознании школьников как главные символы России.
Основными символами-объектами для московских старшеклассников являются город Москва, исторические и культурные памятники, преимущественно московские (Кремль, Красная площадь, храм Христа Спасителя, храм Василия Блаженного), географические объекты (озеро Байкал, гора Эльбрус), объекты живой и неживой природы (орел, медведь, береза), водка, балалайка, шапка-ушанка. Перечень символов вполне стереотипен, традиционен для российского массового сознания вне зависимости от возраста респондентов.
Главными символами-персонами для московских школьников являются В. Путин, В. Ленин, Петр I, Иван Грозный и И. Сталин.
Государственные праздники (см. рис. 2) играют символическую роль в формировании национально-государственной идентичности молодежи. Результаты исследования показали, что наиболее значимыми
другое 12 декабря 7 ноября 4 ноября 12 июня 9 мая 1 мая 12 апреля 8 марта 23 февраля Новый год
11Р1 0 11Р1 1 2,8
1 22,2
1 19,9
9,:
| 1Р1
1 1 1
1 17.6
1 1 1
1 23,3
1 1 1 1 —
10
15
20
25
Рис. 2. Праздники и памятные даты, которые отмечают школьники Москвы
9
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
для школьников являются такие праздники и памятные даты, как Новый год (23,3%), 9 Мая (22,2%), 8 Марта (19,9%) и 23 февраля (17,6%). Современные российские государственные праздники — День народного единства (4 ноября), День России (12 июня), День Конституции (12 декабря) существуют в календаре небольшого количества московских школьников.
Образ «врага»
Главным врагом России, в представлении 37,2% московских школьников, являются США. В геополитическом контексте в качестве врагов в сознании респондентов выступают также Китай, Польша, Грузия, Украина, НАТО, Евросоюз.
Среди групп, представители которых не внушают школьникам доверия, наиболее значительными являются нелегальные работники, выходцы из стран бывшего СССР, представители кавказской национальности.
Ценностный компонент
В системе ценностей московских школьников доминируют базовые универсальные ценности — семья (20,5%), любовь (13,9%), творчество (16,4%), здоровье (9,8%) и мир (9,0%) (см. рис. 3). Доминирование этих ценностей обусловлено, на наш взгляд, их общечеловеческой значимостью, а также возрастом и малым социальным опытом школьников.
Ценности, лежащие в основе национально-государственной идентичности — закон, патриотизм, солидарность, гуманизм и демократия, — занимают у школьников периферийное положение. Данное обстоятельст-
S-
п П II И л п и
/ <// у* S// * V 1 А / V S///+S/ У V- 1
Рис. 3. Ценности московских школьников
10
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
во представляется чрезвычайно важным, поскольку определяет задачу их постепенного формирования.
С нашей точки зрения, старшеклассник в возрасте 16 лет имеет уже достаточно определенную систему базовых ценностей, высокий уровень ее осознания и артикуляции. Что же касается именно гражданских и политических ценностей как оснований национально-государственной идентичности, то, на наш взгляд, для четкой констатации факта их сформи-рованности молодому человеку необходим опыт первичного участия в политическом процессе в качестве избирателя и в иной политической деятельности.
Таблица 1
Политические ценности московских школьников по шкале «материализм / постматериализм» (первый набор утверждений)
Сейчас много говорят о том, какие цели должны стоять перед нашей страной в ближайшие 10 лет. Какая из представленных целей, на Ваш взгляд, является САМоЙ важной? %
Достижение высокого уровня экономического развития 10,0
Обеспечение надежной обороноспособности нашей страны 35,0
Создание условий, когда люди имеют больше возможностей решать, что должно делаться у них на работе, по месту жительства... 27,5
Стремление сделать наши города и села более красивыми 17,5
Сохранение порядка в стране 5,0
Защита прав и свобод человека 5,0
Вопрос о целях, которые должны стоять перед нашей страной в ближайшие 10 лет, сформулирован в рамках концепции Р. Инглхарта о материалистических и постматериалистических ценностях.
Полученные нами данные в общем виде соответствуют общей картине ценностной структуры массового сознания в России, которую представляют ученые в своих исследованиях [9]. В таблице 1 представлены данные, демонстрирующие абсолютно равное соотношение выборов индикаторов материалистичности и постматериалистичности — по 50% соответственно. Таблица 2 показывает, что выбор индикаторов материалистичности превалирует в двойном размере. Это позволяет в общем виде сделать вывод о большей актуализации ценностей материализма в сознании московских школьников, но с существенной оговоркой, что постматериалистические ценности имеют для них большее значение, чем для других среднестатистических российских школьников.
11
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
Таблица 2
Политические ценности московских школьников по шкале «материализм / постматериализм» (первый набор утверждений)
Что из перечисленного, по Вашему мнению, САМОЕ ВАЖНОЕ? %
Стабильная экономика 61,6
Движение к более гуманному обществу 7,7
Движение к обществу, в котором идеи ценятся больше денег 5,1
Борьба с преступностью 5,1
Затрудняюсь ответить 20,5
Неосознаваемый уровень идентификационных представлений
Эмоционально-оценочный параметр. Рисунки московских школьников в значительном количестве носят эмоционально-негативный характер. Мы выявили существенное негативное восприятие России как страны и государства, а также много эмоционально-негативных образов врагов, ключевыми из которых являются государственные и политические институты и стереотипизарованные «кавказцы».
Негативные оценки государственных институтов можно объяснить тем, что московские школьники находятся внутри многочисленных потоков негативной информации, поступающей из оппозиционных источников (оппозиционная пресса и радио, интернет-сайты и сети, межличностное общение с участниками протестных акций), что менее свойственно другим регионам.
Образ «кавказца» отражает, по нашему мнению, процесс изменения этнического состава населения Москвы на первом этапе (1990-е годы) за счет приезжих из республик Северного Кавказа (внешне легко отличимых от привычного образа москвича), сопровождающийся осознанной или неосознанной тенденцией объяснять их присутствием многие проблемы москвичей в средствах массовой информации. Появляющиеся чуть позже мигранты из Таджикистана и Узбекистана воспринимались как продолжение экспансии.
Этнокультурный и конфессиональный параметр. В рисунках московских школьников этнокультурные и конфессиональные сюжеты представлены очень слабо. Эмоционально-позитивные образы абстрактны, когнитивно бедны и стереотипизированны, что свидетельствует об отсутствии у школьников четких представлений о представителях разных культу и конфессий, населяющих Россию.
Геополитический параметр. Геополитические представления московских старшеклассников о России также когнитивно бедны и стереотипизиро-
12
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
ванны, основным внешним врагом выступают США, от которых необходимо защищаться.
Политико-территориальный параметр. Политико-территориальные образы в сознании школьников, представленные в рисунках, характеризуются неустойчивостью и фрагментарностью, что подтверждает данные формализованных интервью. У московских школьников нет четких представлений о современных границах России, в рамках которых они готовы себя с ней ассоциировать.
Мотивационно-деятельностный параметр. Рисунки школьников показывают их неготовность проявлять социальную и политическую активность как граждан России.
Идентификационные образы, символы и ценности учащихся Первой поликультурной школы
Результаты анализа ответов учащихся Первой поликультурной школы на основные вопросы показывают, что на осознаваемом уровне основные компоненты национально-государственной идентичности у них мало чем отличаются от соответствующих компонентов других московских школьников. Однако обращает на себя внимание их когнитивная сложность, отсутствие исторических ошибок, «ляпов», типичных шаблонов.
Рисунки же отражают сформированные на неосознаваемом уровне позитивные образы представителей культур народов России, позитивное в целом отношение к этническому и культурному разнообразию страны. Ученики этой школы называют не абстрактных «кавказцев» или «нерусских», а реальные российские этносы, символически изображая в рисунках элементы их национального костюма.
Можно сделать вывод, что именно знание о «другом» является способом предотвращения формирования негативных этнических стереотипов в сознании школьников.
Некоторые выводы
Результаты исследования позволяют нам зафиксировать некоторые тренды в процессе формирования национально-государственной идентичности, характерные для школьников Москвы, а также сформулировать некоторые предварительные выводы.
Во-первых, особенности формирования национально-государственной идентичности у учащихся московских школ во многом обусловлены социально-культурной спецификой Москвы как субъекта Федерации. Сегодня в Москве как столице России можно непосредственно столкнуться с представителями всех возможных этнокультурных групп, проживающих в стране, а также с многочисленными мигрантами из бывших советских республик (при этом рядовой гражданин, в том числе средний школьник, не всегда в состоянии категоризировать собственно мигранта в от-
13
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
личие от гражданина России, приехавшего, например, из республик Северного Кавказа). Полиэтнический состав жителей Москвы отражается также в составе учащихся школ, среди которых и дети граждан России, по своим этническим, языковым признакам отличающиеся от стереотипа типичных «русских», и дети мигрантов. В отличие от национальных республик, в которых полиэтничность является привычным явлением, в Москве появление разнообразных этносов имело лавинообразный характер, не давая возможность ни приезжим приспособиться к обычаям и нормам поведения, привычным для «старых» москвичей, но и этим москвичам признать в качестве имеющих право на существование обычаи и нормы поведения приезжих.
Во-вторых, результаты исследования позволяют говорить о несформи-рованности в сознании московских школьников представлений и ценностей, которые являются основой конструирования идентичности национально-государственного типа. Приходится констатировать, что представления школьников о своей стране когнитивно бедны, стереотипизированны и преимущественно негативно окрашены. В представлениях учащихся ярко отражаются знания исторических и обществоведческих школьных курсов с доминирующими в учебниках оценками и трактовками, но в большей степени в них присутствуют стереотипические суждения из СМИ.
В-третьих, результаты исследования показывают, что образовательные организации (школы) не реализуют в полной мере функцию формирования национально-государственной идентичности школьников. Бедность и стереотипность представлений учащихся, отсутствие знаний о традициях и обычаях других народов есть явное тому подтверждение. Современные школы в большинстве своем ориентированы на подготовку к ЕГЭ, тогда как расширение кругозора школьников, формирование у них способности критически осмыслять происходящие процессы, умение вести межкультурный диалог часто остаются за скобками учебно-воспитательной работы. В этом смысле очень показательна деятельность Первой поликультурной школы, учащиеся которой продемонстрировали большие знания о «других» и более позитивное к ним отношение. Образовательно-воспитательный процесс в данной школе в содержательном и организационном плане всецело направлен на обучение языку, истории и этнокультурным традициям разных народов, развитие национального самосознания, формирование культуры толерантности, социально-этических норм поведения и гражданских качеств личности [1, с. 53—54].
В-четвертых, содержание и форматы учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях должны четко отражать общий политический контекст жизни и деятельности школьников. В частности, сложившаяся в последние месяцы внешнеполитическая ситуация в связи с событиями на Украине и присоединение Крыма вызвали бурный подъем патриотических настроений в стране, что фиксируется исследованиями ВЦИОМ и ФОМ. Так, например, 36% молодых людей 18—24 лет по
14
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
всей стране испытывают по отношению к украинцам чувства симпатии и уважения [7]. Кроме того, подавляющее большинство москвичей считают, что Россия должна защищать интересы русских и представителей других национальностей, проживающих в Крыму, даже если это осложнит отношения с другими странами (85%), а 89% жителей столицы согласны с присоединением Крыма к нашей стране в качестве субъекта Российской Федерации [5]. Происходящие политические события создают благоприятные условия для активизации работы по формированию национальногосударственной идентичности школьников. Обсуждение российско-украинских отношений, анализ медиапространства, выявление исторической подоплеки сложившейся ситуации позволяют учителям корректировать сложившиеся в сознании школьников образы «своих» и «чужих», а также формулировать ответы на ключевые идентификационные вопросы: «Кто мы?», «Откуда мы?» и «Куда мы идем?»
Таким образом, стоит заключить, что в процессе формирования национально-государственной идентичности школы Москвы могут внести существенный вклад, увеличив в своей учебной и воспитательной работе национально-культурный компонент. Однако специфика московского региона требует координации усилий власти и общества для повышения общего уровня национального и гражданского самосознания взрослых жителей города, которые для школьников всегда являются примером для подражания.
Литература
1. Аракелян О.В. Поликультурное образование: сущность и содержание. М.: Издательский дом «Грааль», 2001.
2. Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» // Российская газета. 19.09.2013.
3. Евгеньева Т.В., Титов В.В. Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи // Полис. Политические исследования. 2010. № 4.
4. Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
5. Крым и Россия: порознь или вместе? Пресс-выпуск ВЦИОМ №2539 от 17.03.2014. [Электронный ресурс] URL: http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=114746 (дата обращения: 13.04.2014).
6. Малинова О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // Полис. 2010. № 2.
7. Русские и украинцы: «Никогда мы не будем братьями»?! Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2556 от 10.04.2014. [Электронный ресурс] URL: http://wciom. ru/index.php?id=459&uid=114778 (дата обращения: 13.04.2014).
8. Селезнева А.В. Политико-психологические особенности политического сознания современной российской молодежи // Вестник Томского университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3 (23).
15
Формирование национально-государственной идентичности московских школьников
9. Селезнева А.В. Политические представления и ценности россиян. М.: Издательство Московского университета, 2012.
10. Селезнева А.В. Политические представления российской молодежи как основания формирования национально-государственной идентичности // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21).
11. Семененко ИС, Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. 2010. № 3.
12. Усманова З.Р. Модели социокультурной идентичности жителей Северного Кавказа: федеральное и региональное измерения // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21).
Приложение
Беляев Г.Ю., ст.н.с. ФГБНУ «ИСРО РАО», Москва
Рецензия на статью Т.В. Евгеньевой и В.В. Регнацкого «Формирование национально-государственной идентичности московских школьников»
Статья Т.В. Евгеньевой, профессора кафедры политологии, и В.В. Регнацкого, аспиранта кафедры политологии Института политики, права и социального развития Московского государственного гуманитарного университета имени М.В. Шолохова, поднимает чрезвычайно актуальную проблему формирования национально-государственной идентичности в системе образования и общественного воспитания. Авторы интерпретируют данные научного исследования, полученные в ходе апробации концептуальной исследовательской модели, разработанной ими для реализации проекта «Разработка и апробация моделей обеспечения становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Исследования проводились в соответствии с общими задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы Московским государственным гуманитарным университетом имени М.А. Шолохова.
Данные авторов, полученные на материале исследования ключевых ценностно-смысловых аспектов национально-государственной идентичности московских школьников, представляют значительный научный интерес. Прежде всего, хочется отметить комплексный характер используемых в ходе исследования методик изучения базовых идентификационных представлений, ценностей и символов, характерных для сознания и жизнедеятельности московских школьников, их адекватность и воспроизводимость. Основания для типизации полученных данных, тем не менее, остаются открытыми в силу достаточно ограниченной выборки (результаты интерпретируются на основании исследования, охватившего четыре общеобразовательные и одно специализированное учреждение среднего образо-
16