Научная статья на тему 'Образы материнства и детства в творчестве Ильи Репина'

Образы материнства и детства в творчестве Ильи Репина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
428
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДЕТСТВА / ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСТВУ / ПОРТРЕТЫ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / CHILDHOOD HISTORY / ATTITUDE TO CHILDHOOD / PORTRAITS / FAMILY VALUES / SOCIAL INEQUALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борисова В. А.

В статье предложен психологический анализ живописных произведений И. Е. Репина, посвященных его близкому окружению на основе критериев, предложенных историком семьи и детства Филиппом Арьесом. Рассматриваемые картины описываются через отношение к детству и семейным ценностям той эпохи, в которой творил художник. Показано как в произведениях художника отражено изменение отношение к детям в их разные возрастные периоды. Раскрываются аспекты социального неравенства в обществе, представленные в детских портретах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN THE WORKS OF ILYA REPIN

The article offers a psychological analysis of the paintings of I.E. Repin devoted to his close circle, based on the criteria proposed by the family and childhood historian Philippe Aries. The paintings in question are described through their attitude to childhood and family values of the era in which the artist created. It is shown how the artist’s works reflect a change in attitude towards children in their different age periods. The aspects of social inequality in society, presented in children's portraits, are revealed.

Текст научной работы на тему «Образы материнства и детства в творчестве Ильи Репина»

Психологические науки

УДК 159.99+008.

ОБРАЗЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ

ИЛЬИ РЕПИНА

В.А. Борисова, Московский городской педагогический университет (Москва, Россия)

Аннотация. В статье предложен психологический анализ живописных произведений И. Е. Репина, посвященных его близкому окружению на основе критериев, предложенных историком семьи и детства Филиппом Арьесом. Рассматриваемые картины описываются через отношение к детству и семейным ценностям той эпохи, в которой творил художник. Показано как в произведениях художника отражено изменение отношение к детям в их разные возрастные периоды. Раскрываются аспекты социального неравенства в обществе, представленные в детских портретах.

Ключевые слова: история детства, отношение к детству, портреты, семейные ценности, социальное неравенство

UDC 159.99+008.

IMAGES OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN THE WORKS OF ILYA REPIN

V.A. Borisova, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

Abstract. The article offers a psychological analysis of the paintings of I.E. Repin devoted to his close circle, based on the criteria proposed by the family and childhood historian Philippe Aries. The paintings in question are described through their attitude to

childhood and family values of the era in which the artist created. It is shown how the artist's works reflect a change in attitude towards children in their different age periods. The aspects of social inequality in society, presented in children's portraits, are revealed.

Keywords: childhood history, attitude to childhood, portraits, family values, social inequality

Введение

Одной из актуальных проблем современной детской психологии является проблема изучения исторического происхождении периодов детства. Известно, что история развития детства тесно связана с историей общества [1; 2; 4].

Каждая эпоха оставляет свидетельства творчества прошедших поколений, по которым можно проследить развитие взглядов в обществе на детей и семейные отношения. Такой анализ был проведен Филиппом Арьесом [1]3, который используя материал литературных, иконографических и изобразительных произведений искусства Европы описал развитие в обществе представлений о семье и детстве, начиная с древности и кончая XVIII веком.

В средневековом искусстве примерно до 12 века дети присутствовали только в евангельских сюжетах, где они изображались как маленькие взрослые [1, с. 44]. По мнению Арьеса открытие детства начинается в XIII веке. В это время детей стали изображать в виде ангелов, у которых имеются отличительные детские черты, но ещё нет их реальных изображений. В 15-16 веках религиозная иконография сменяется светскими портретами. Сначала ребёнок изображается на семейных портретах. Нововведением XVII века становятся одиночные портреты детей. Детей рисуют ради них самих. Родители начинают заказывать портреты детей у художников. На семейных портретах ребёнок становится центром композиции. Новое значение, придаваемое личности ребенка, по мнению Арьеса, связано с более глубокой христианизацией нравов. В 18 веке функцию подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя школа. Школа постепенно вытесняет

3 В русскоязычной библиографии встречается двоякое написание имени и фамилии французского автора: как Филипп Арьес и как Филипп Ариес.

традиционное практическое обучение. Именно школа и класс способствуют более тонкой дифференциации периодов детства. Появляются картины, изображающие сцены из школьной жизни [1, с. 301].

Работы Арьеса являются ценным материалом и для современных исследователей истории детства. Критики Арьеса отмечали недостаточность анализа личности ребёнка в его произведениях. Представляется интересным рассмотреть образы материнства и детства, представленные на картинах русских художников и дополнить их вниманием к личности изображённых.

Анализ портретных изображений Ильи Репина

Одним из выдающихся представителей своего времени был художник Илья Ефимович Репин. Он рос в семье, где присутствовал и воспитывался интерес к произведениям искусства и литературы. Общение с близкими людьми, начиная с детства, способствовало развитию у будущего художника чувства сопереживания к окружающим, которое впоследствии нашло отражение в его произведениях. Ощущая теплоту и любовь своих родных, художник уже вначале своего творчества пишет портреты ближайшего круга своей семьи.

Портрет матери. Репин. 1867. Национальная галерея (Прага). 57

К ним относится портрет матери Прасковьи Степановны (1867 год). Портрет написан во время каникул, когда он гостил у родителей в пригородной слободе Осиновке города Чугуева. Художнику в это время было 23 года, и он ещё учился в Петербургской Академии художеств.

На портрете изображена женщина с добрым и одновременно волевым и мудрым лицом. В её взгляде отражены доброжелательность и серьёзность - чувства, с которыми она относилась к окружающим.

По воспоминаниям самого Ильи Репина в книге «Далекое близкое» когда он, будучи ещё ребенком, сильно болел, и соседи уже собирались готовить ему «гробик», мать отгоняла их, плакала у его постели и успокаивала. Когда она заметила художественные наклонности сына, то поощряла их и разрешила обучаться иконописи у местного живописца. Чуть позже, когда он стал ездить с иконописной артелью на заработки, она в очередной его приезд, скучая по сыну-подростку, попросила его нарисовать свой автопортрет. Позже Репин напишет, что портрет вышел очень похож и очень понравился моей матери.

— В этом лице мальчика — ум взрослого, — сказала маменька.

Все родные и знакомые одобряли мой автопортрет и подолгу почему-то останавливались перед ним [3].

Впоследствии портреты станут одной из главных тем произведений художника.

Со своей будущей женой Илья Репин познакомился, когда она была ещё ребёнком и до свадьбы им были написаны несколько её портретов. В дальнейшем любовь и внимание к жене и детям нашли своё отражение в картине «На меже», где человеческие фигуры представлены на фоне летнего пейзажа, написанного в духе импрессионистов того времени, с которыми он познакомился во Франции во время путешествия по Европе. В этой картине передано чувство семьи, которое является отражением новых общественных отношений, когда внимание родителей начинают привлекать разные стороны детской жизни. Дети на картине изображены в свободных движущихся позах собирают полевые цветы, лицо одной из девочек обращено к матери, которая в позе наставницы внимательно и с улыбкой наблюдает

за ними. По мнению Арьеса,семья стала пространством эмоциональной привязанности между супругами, между родителями и детьми, каковым она не являлась ранее. Привязанность выражается, прежде всего, в роли, признающейся отныне за воспитанием [1].

На меже. В.А. Репина с детьми идёт по меже.1879. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)

Как отмечает Ф. Арьес, у каждой эпохи есть своя привилегированная возрастная группа и собственные правила периодизации человеческой жизни: «Молодость» - привилегированный возраст XVII века, детство - века XIX, подростковый период - ХХ столетия. Именно в XIX происходит осознание детства как общественного феномена [1].

Анализируя иконографические произведения разных эпох, Ф. Ариес обращает внимание на одежду детей. По его мнению, она может символизировать изменения отношения к детству в обществе. К 19 веку детская одежда стала более удобной и практичной по сравнению с предыдущими эпохами, чтобы дети могли в ней свободно двигаться. Так на картине на девочках изображены платья с расширенными к низу юбками, чтобы можно было свободно гулять. На одной из девочек виден матросский воротник её платья. Мода на матроски вошла с середины 19 века, когда королева Виктория и принц Альберт начали одевать своих мальчиков в матросские блузы, подчеркивая связь монархии с королевским военно-морским флотом. К 60-м годам эта английская мода стала массовой.

На протяжении всего творчества Репин обращается к написанию детских портретов. Так старшую дочь Веру он пишет в возрасте трёх, шести, двенадцати и двадцати лет. Широко известен её портрет «Стрекоза», на котором изображена девочка, отдыхающая на лоне природы. Она как будто присела на деревянную жердь как стрекоза на травинку и вдумчиво смотрит на мир, который её окружает. Обращает на себя внимание её наряд - шляпка с бантом как у взрослой, клетчатое платье со свободной юбкой, прикрывающее колени, чулки и ботиночки. Вся одежда по возрасту и моде того времени.

Стрекоза. Репин.1884. ГТГ

В XVIII веке в произведениях зарубежных и русских авторов

появляется новый взгляд на воспитание и обучение ребёнка. Начиная с середины 19 века, в крупных городах России открываются женские гимназии. На другом портрете художника та же девочка двумя годами позже в гимназическом платье, повзрослевшая, уже выглядит сосредоточенной и серьезной, выполняющей роль ученицы.

Портрет В.И. Репиной. Репин. 1886. Государственный Русский музей

Образы детства постоянно привлекали художника, он пишет своих детей, детей своих знакомых, крестьянских детей, в портретах которых отражено отношение к детям в семье и обществе. Во все свои

портреты, по словам живописца, он «вкладывал душу».

Своё нежное отношение к единственному сыну Илья Репин выразил, изображая его на портретах. Одежда ребёнка напоминает китель морского офицера с матросским воротником и золотыми пуговицами - детская мода того времени. В детстве мальчик был болезненным. На картине обращает внимание зрителя выразительный, грустный, как бы молящий о помощи взгляд ребёнка. И помощь пришла со стороны отца. Илья Ефимович интересовался учёбой своего сына, обучал его живописи, знакомил с культурой разных стран в совместных поездках по Европе. Так на картине «У неаполитанского залива» изображен задумчивый юноша с книгой в руках. Сын Юрий стал художником и получал премии на выставках в России и за рубежом.

Портрет Ю.И. Репина, сына художника, в детстве. 1882. ГТГ.

Портрет Юрия Репина на фоне Неаполитанского залива. 1894. Частная коллекция, Нью-Йорк.

Социальному неравенству в обществе посвящены многие картины Ильи Репина. Эта тема присутствует и при изображении детства. Так на картине «Нищая девочка-рыбачка» показано отношение к детству в среде обездоленных людей. Художник изобразил девочку со страдающим опущенным взглядом, натруженными как у взрослой руками. Дырявая одежда в заплатках дополняет грустную картину на фоне нежного летнего пейзажа. Девочка, лишенная детства, вызывает чувство сопереживания к её тяжёлой доле и контрастирует с

изображениями детей высших слоев общества.

В отличие от Арьеса, который считал, что изменения отношения к детству - это следствие изменения состояния нравов в обществе, детский психолог Д.Б. Эльконин, опираясь на изучения этнографических материалов, отмечал, что детство возникает тогда, когда усложнение орудий труда не позволяет ребёнку рано овладеть ими и включение детей в производительный труд взрослых отодвигается во времени [4]. Картина Репина показывает, что при рассмотрении статуса детства необходимо учитывать положение родителей в социальной структуре общества.

»

Нищая девочка-рыбачка. Репин. 1874. ГТГ.

Напряженные социальные отношения в российском обществе в начале 20-го века нашли отражения в картинах художника. Так своих взрослых детей он изображает на картине «Какой простор!». Жажда жизни, свойственная молодости, видна в позах молодых людей. Буря уже надвигается, но они радуются её приходу как орёл у М. Горького в его произведении «Буревестник», ещё не вполне понимая какие разрушения и беды она может принести.

Какой простор! Репин. 1903. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург.

Наконец самым выразительным произведением Ильи Репина, написанным в 1918 году, является его картина «Большевики» или «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб». На картине изображён революционный солдат, отнимающий хлеб у ребёнка. Злобное лицо солдата повернуто к старой даме, которая пытается остановить насилие. Образ солдата напоминает отрицательные персонажи офортов Ф. Гойи, но это уже другая эпоха, в которой произошло резкое изменение ценностных ориентаций по отношению к детству в революционных слоях общества. Страдающая гримаса кричащего ребёнка символизирует беззащитность перед жестокостью революции. По воспоминаниям современников сам автор считал, что картина отражает эпоху резких социальных изменений в России.

Большевики. Репин. 1918. Константиновский дворец, Сан-Петербург.

Заключение

В искусстве начала 20-го века возникают новые веяния, которые иногда приводят к отрицанию живописи вообще. Художник интересовался новыми направлениями в искусстве, но, когда замечал, что они противоречат его мировоззрению, отходил в сторону. По словам современников, несмотря на противоречивые взгляды, которые он высказывал в журнальных статьях, в живописи он оставался правдивым художником. До конца жизни Илья Репин оставался верен традициям реалистической школы. Достоверное изображение реалий того времени

в живописи и литературе позволяет исследователям истории семьи и детства опираться на них при изучении отношений в обществе к этим проблемам.

Таким образом, анализ образов материнства и детства на полотнах русского живописца Ильи Репина дополняет исследовательские работы той эпохи и создает более полное представление об истории детства в целом. Подходы, предложенные Арьесом для изучения развития отношений в обществе к детям, могут быть использованы при проведении анализа отечественной истории детства уже на материале художественных произведений российских авторов.

Литература:

1. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1999. 416 с.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.

3. Репин И.Е. Далёкое близкое. М.: Книжный Клуб Книговек, 2018. 528 с.

4. ЭльконинД.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.

5. Hutton F.H. Philippe Ariès and the politics of French cultural history. Univ. of Massachusetts Press. 2004. 304 р.

References:

1. Ar'es F. Rebjonok i semejnaja zhizn' pri Starom porjadke. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo Universiteta, 1999. 416 p.

2. Obuhova L.F. Detskaja psihologija: teorii, fakty, problemy. M.: Trivola, 1995. 360 p.

3. Repin I.E. Daljokoe blizkoe. М.: Knizhnyj Klub Knigovek, 2018.

528 p.

4. Jel'konin D.B. Psihologija igry. M.: Vlados, 1999. 360 p.

5. Hutton P.H. Philippe Ariès and the politics of French cultural history. Univ. of Massachusetts Press 2004. 304 p.

— • —

Сведения об авторе

Вера Александровна Борисова, старший преподаватель кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет (МГПУ); Российская Федерация, Москва, Петровско-Разумовский пр. 27; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.