DOI 10.20310/2587-6953-2019-5-18-207-213 УДК 008+316.77
Историческая динамика вопросов, направленных на рассмотрение социокультурного пространства детства
Наталья Владимировна АПАЖИХОВА, Ольга Борисовна МУРЗИНА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7487-9981, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0808-3552, e-mail: [email protected]
Historical dynamics of issues aimed at the consideration of social and cultural childhood space
Natalia V. APAZHIKHOVA, Olga B. MURZINA
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7487-9981, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0808-3552, e-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрение социодинамики детства представляет особый интерес, вызванный вниманием к миру ребенка, его ценностям, субкультуре. Представленный культурно-исторический аспект в некоторой степени раскрывает ключевые позиции, направленные на характеристику периода ребенка от рождения до 11 лет. В данный период закладываются основы будущей личности посредством воспитания, творческого развития, влияния различных социокультурных процессов. Каждая историческая эпоха внесла определенный вклад в картину детства. В античности формируются философские взгляды на этап взросления, в средние века художники отображали детский мир, рисуя его на полотнах, эпоха Возрождения обращается через литературу к социально-психологическим аспектам детства. Прошлый век, собрав опыт предыдущих поколений, позволил раскрыть весь потенциал, ранее дремавший в педагогический мысли. Это способствовало появлению новых досуговых учреждений, детского движения (не только в России, но и за рубежом), написанию детской литературы и т. д. Дана обобщенная характеристика процесса формирования личности ребенка и акцентировано внимание на исторической динамике социокультурных вопросов детства. Раскрыты факторы, наиболее качественно влияющие на этап формирования человека, осмысление понятия «детства».
Ключевые слова: детство; социокультурное пространство; подрастающее поколение; творческий потенциал ребенка; процесс взросления; детская литература; воспитание; досуг
Для цитирования: Апажихова Н.В., Мурзина О.Б. Историческая динамика вопросов, направленных на рассмотрение социокультурного пространства детства // Неофилология. 2019. Т. 5, № 18. С. 207-213. DOI 10.20310/2587-6953-2019-5-18-207-213
Abstract. Consideration of the social dynamics of childhood is of particular interest caused by attention to the child's world, its values and subculture. The presented cultural and historical aspect to some extent reveals the key positions aimed at characterizing the child period from birth to 11 years. In this period, the foundations of the future personality are laid through upbringing, creative development, and the influence of various social and cultural processes. Each historical epoch made a certain contribution to the childhood picture. In antiquity philosophical views on the growing stage are formed, in the Middle Ages artists displayed the children world by painting it on canvases, the Renaissance appeals through literature to psychological aspects of childhood. The past century with collected experience of previous generations allows to reveal the full potential, previously dormant in pedagogical thought. This contributed to the emergence of new leisure facilities, the children's movement (not only in Russia but also abroad), writing children's literature,
© Апажихова Н.В., Мурзина О.Б., 2019
ISSN 2587-6953. Neophilology, 2019, vol. 5, no. 18, pp. 207-213.
etc. We give the generalized characteristic of the child's personality development process is given and we pay attention to the historical dynamics of social and cultural childhood issues. We reveal the factors that most qualitatively influence the development stage of a person, understanding the concept of "childhood".
Keywords: childhood; social and cultural space; younger generation; creative potential of a child; growing process; children's literature; upbringing; leisure
For citation: Apazhikhova N.V., Murzina O.B. Istoricheskaya dinamika voprosov, napravlennykh na rassmotreniye sotsiokul'turnogo prostranstva detstva [Historical dynamics of issues aimed at the consideration of social and cultural childhood space]. Neofilologiya - Neophilology, 2019, vol. 5, no. 18, pp. 207-213. DOI 10.20310/2587-6953-2019-5-18-207-213 (In Russian, Abstr. in Engl.)
На фоне глобализации дети в современном мире не оцениваются как успешная социальная группа населения, их жизнь находится под угрозой всевозможных социальных, политических и экономических рисков (падение нравов при высоких культурных достижениях, физическая неразвитость в рамках бурного научно-технического и медицинского прогресса). Мировоззренческие подходы к миру детства указывают на то, что - это потенциал человечества, подвергающийся дегуманизации социокультурного пространства, его среды жизнедеятельности. Тем не менее, все важные аспекты закреплены в Международной конвенции о правах ребенка (1989 г.), в числе главных право ребенка на жизнь. Она должна протекать в рамках успешного социокультурного пространства, в котором разрушительные воздействия и насилие сведены до минимума. Отношение к пространству детства и процессу вхождения во взрослую жизнь не должно быть негативным. Как не могут и взрослые быть безучастными к детям.
Детство выступает центральной составляющей последующего этапа взросления. Поэтому качественные характеристики социокультурного пространства ребенка сопоставимы с таким социологическим аспектом, как качественный уровень жизни. Пренебрежение характерными для данного этапа особенностями ребенка сказывается в дальнейшем на процессе его вхождения в социум, творческом развитии, способе мышления, создании семьи и т. д.
Ребенок представляется доминирующей ценностью человеческого бытия, его продолжения и способа возрождения. Отрицательные демографические аспекты, присутствующие в нашем обществе, обращают на себя внимание научной общественности и
предполагают поиск и нахождение значимых ценностных формирований для создания семьи и рождения в ней ребенка. «Весьма значимым звеном продолжает оставаться куль-турно-досуговая деятельность, которая все чаще стала строиться на основе специально разработанных культурно-досуговых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей в творчестве, релаксации, отдыхе, общении» [1].
Вопросы, направленные на рассмотрение социокультурного пространства подрастающего поколения, актуальны не только в силу необходимости правильного и осознанного воздействия на процесс формирования личности. Они вызваны необходимостью рассмотрения и осознания той роли, которую должно будет исполнить подрастающее поколение в будущем.
Поиск ответов на круг вопросов в этом направлении играет решающее значение и для психолого-педагогического становления личности, обретения своей индивидуальности.
Очерчивая границы и обозримые потенциалы ребенка как решающей доминанты для будущего поколения, мы можем прогнозировать его социокультурное пространство, обозначенное как деформация детской реальности существующими рыночными механизмами, социальное сиротство для последующих поколений.
Исходя из этого, становится очевидным рассмотрение вопросов социокультурного пространства детства для ряда дисциплин: философии, антропологии, социологии, культурологии, социокультурной деятельности и др. В том числе обозначение предположений об его уподоблении взрослой жизни становится актуальным для социокультурной политики в целом по стране.
Под детством мы понимаем исходный этап развития организма вследствие его последовательных физиологических и других преобразований, от рождения до подросткового возраста, точнее, начиная с младенчества до 11 лет.
Рассматривая детство как определенный период в жизни человека, с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка, можно определить факторы, влияющие на динамику социокультурных подходов к данному вопросу - культурные события, политический строй, экономические изменения и т. д. Современное гуманитарное осмысление детства предполагает рассматривать его как сложный, многомерный механизм, обусловленный социокультурными факторами.
Обращаясь к истории развития человечества, можно отметить скудный список памятников, имеющий какое-либо отношение к периоду детства. Первобытная эпоха оставила нам наскальные рисунки подростков, игрушки.
В период античности обращение к вопросам детства строилось по нескольким направлениям. Устройство государства предполагало стройную воспитательную систему с комплексом мер, направленных на всестороннее развитие личности, но этот аспект касался свободных и состоятельных граждан полиса. Древнеримская система характеризуется трехступенчатым образованием: тривиальная (начальная), грамматическая и риторическая школы, которые были частными, а обучение в них - платным.
Воспитание простых афинян велось в домашних условиях, девочки обучались письму, быту, мальчики изучали литературу, ораторское искусство. Следующий этап обучения и воспитания продолжался в таких заведениях, как гимнасия и эфебия. Педагогические идеи развивались на фоне социально-бытовых условий. Философы того времени обращали внимание на дидактические процессы подрастающего поколения, объясняя это тем, что «Занятия наукой питают юность и приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье» (Марк Туллий Цицерон, древнеримский философ, политик и оратор) (цит. по: [2]).
Демокрит отводил значительную роль в воспитании детей родителям, осуждал скупых, не желающих тратиться на обучение своих детей. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы <...> воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу», - отмечал Демокрит (цит. по: [3]).
Сократ также обращал внимание на процесс становления личности, говоря о том, что жизненной целью человека является нравственное совершенствование. Главная задача по Сократу - пробудить душевные силы ученика.
Платон изложил свою идею воспитательного направления в трактатах «Государство» и «Законы». Общество и образование у него взаимосвязаны, а воспитание он рассматривал как фундамент в жизни человека, как процесс одухотворенности. Вдохновленный своим учением Платон основал в Афинах учебное заведение - академию, - просуществовавшую более тысячи лет.
Ученик Платона Аристотель пошел по пути своего учителя, организовав учебное заведение ликей. А написанные им сочинения в основе своей содержат беседы с учениками. «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь», - отмечал Аристотель (цит. по: [3]).
На смену просуществовавшей на протяжении 12 веков Римской империи пришло Средневековье, обширный период в истории человечества, длившийся десять веков, переживший нестабильность и раздробленность, завершившийся созданием новых культурных ценностей. Сформировавшееся отношение к детям в средние века характеризуют литературные источники, в которых не рассматриваются вопросы, связанные с внутренним миром ребенка, его психоэмоциональной сферой. Наглядное изображение мы находим на религиозных полотнах с изображением младенца Иисуса с девой Марией. В исторический период Средневековья дитя -это ребенок младенческого возраста, отнятый от груди. Он должен был разделять заботы взрослых. Детство как таковое не рассматривалось, важно было создать образ в христианской ипостаси. Французский исто-
рик и антрополог Филипп Арьес отмечает лишь социальную статусность ребенка.
Жизнь средневековой Руси была общественной, в которой не находилось места индивидуальности, не было и понимания детства. С пяти лет девочки помогали по хозяйству, мальчики с двенадцати лет обучались воинскому делу и жили отдельно от семьи. Огромной частью воспитательного цикла выступает фольклорное творчество народа, обряды, песни, сказки, прибаутки, почитание сил природы, поклонение ей. Через фольклор происходит усвоение семейных ценностей, почитание старших, формируется мировоззрение. С 8 до 12 лет ребенка учили разнообразным ремеслам, его отдавали мастеру. С 12 лет ребенка одевали уже по половому признаку.
В 1Х-Х веках среди княжеских детей на Руси процветало такое понятие, как «кор-мильство» и «кумовство». В первом случае ребенка отдавали в другую семью. Задачей кормильца являлось обучение его воинскому делу и образование. Второе понятие предполагает наличие духовного наставника. Дети шли по пути родителей: место в обществе, достаток, образование. В живописи того периода отмечено ограниченное количество портретов с изображением детей, в них отсутствуют черты детскости при наличии достатка в одежде и определенного социального круга.
Эпоха классицизма, как отмечает профессор теории культуры М.Н. Эпштейн, обращается к понятию детства как уклонению от нормы (цит. по: [4]).
До XVII века, Ф. Арьес отмечает, что не было литературы для детей кроме дидактических и учебных текстов. XVII век обусловлен появлением нового образа детства с учетом нарастающего интереса к ребенку в различных направлениях культуры, «зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности» [5].
Следующее столетие обращает внимание на детство с просветительной целью. В 1744 г. Дж. Ньюбери выпускает детскую книжку развлекательного характера с картинками,
играми. Обусловлено это тем, что изучение данной литературы будет иметь положительные результаты в будущем. Период становления будущей личности определяют его детские и юношеские годы как период подготовки к будущей жизни. Педагогическое наследие архаичного общество на своей стадии дало ученым в той или иной степени продолжить рассмотрение вопросов, связанных с детством в эпоху Средневековья. Мыслители Возрождения отдают предпочтение семейному воспитанию, его ценностям. XIX век более пристально обращает внимание на детство благодаря появлению в 1847 г. педиатрии, задачей которой является сохранение жизни ребенка.
В начале XIX века мы находим детский образ с присущими ему национальными чертами, уходили в прошлое признаки сословной принадлежности.
В России определяется образ детства на фоне изображения картин природы, сельского быта, народного досуга, эмоционального мира ребенка. Среди литературных произведений, затрагивающих этот аспект, можно выделить повесть-сказку А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» (1828). На фоне происходящий событий мы видим уникальность ребенка, богатый духовный мир, самостоятельность в выборе добра и зла, развитие его творческих способностей.
Окончательное утверждение темы детства нашло отражение в богатом литературном наследии таких авторов, как А.С. Шишков, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Образ ребенка с его ангелоподобными чертами сменяется суровой реальностью на фоне своей идеальности. В первой половине XIX века просветители олицетворяют образ ребенка с присущими ему чертами современности, которые со временем исчезают в ответ на «восприятие их поздних преемников», ребенок становится «идеален в смысле его будущих деяний на благо общества» [4].
Автобиографические повести таких авторов, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Н.М. Гарин-Михалковский и далее в ХХ веке - А.Н. Толстой, М. Горький и других раскрывают целую галерею детских образов. Творчество писателей XIX века направлено на появление произведений, в которых рас-
сказывается о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Авторы стремятся обратить внимание на бедственное положение детей, находящихся на грани духовных и физических интересов в рамках буржуазно-капита-листического строя. Тема детства наблюдается в творчестве таких писателей, как Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.П. Чехов, А.И. Куприн, В.Г. Короленко, А.С. Серафимович, М. Горький, Л. Андреев. Вопросы, связанные с нелегкой организацией детства, появляются и в популярных святочных рассказах, либо в рамках сентиментальной идеи о филантропии, либо в противовес ей (например, рассказ М. Горького «О девочке и мальчике, которые не замерзли» (1894)). Писателей привлекают психологические проблемы детей, чей воспитательный процесс осуществляется в так называемых «приличных» семьях. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, А.И. Куприн, В.Г. Короленко в своих произведениях дают детальный анализ возрастной психологии детей и аспектов социального влияния, обстановки, окружающей ребенка.
В конце XIX века к проблеме беспризорных детей обращаются педагоги-новаторы, реализуя на практике то, что так волновало писателей. Западный образец клубного объединения «Сетлемент» дает толчок (спустя некоторое время) для появления подобных организаций и в России. Его организаторы постарались направить детскую энергию в нужном направлении.
В это же время появляются скаутские отряды, сначала для мальчиков, а потом для девочек. Движение, зародившееся в Англии под руководством военного офицера Баден-Пауэлла, объединило детей и взрослых в процессе игрового решения [6]. В этом принимали активное участие писатель и художник Э. Сетон-Томпсон, художник П. Жубер, который занимался иллюстрацией детских книг о скаутском движении.
Вопросы детства, поднимаемые между 1892 и 1917 г., становятся ключевыми в отечественной литературе. М. Горький и Л. Андреев пытаются найти ответ исходя из реальности того времени. Характерна в этом плане автобиографическая повесть М. Горького «Детство», горькая исповедь собственной души на фоне жестоких нравов общества. И ряд других произведений, раскрывающих
всю сложность того времени для детского взросления: либо сформируется крепкий стержень в маленьком человеке, либо детская душа погибнет.
Аспекты народного терзания и морального самоопределения ребенка поднимаются в произведениях таких писателей реалистического направления, как П.В. Засодимский, А.И. Свирский, А.С. Серафимович, А.И. Куприн.
В 1920-х гг. тема детей-беспризорников, наметившаяся с началом Первой мировой войны, углубилась до крайности. С. Есенин одним из первых написал о них в стихотворениях «Папиросники» (1923) и «Русь бесприютная» (1924).
Грязных улиц странники В забаве злой игры, Все они - карманники, Веселые воры [7].
В 1930-х гг. на смену разным художественным направлениям пришел единый «социалистический реализм» - в рамках которого писатели творили согласно существующему идеологическому канону действительности. Эстетическое выражение в рамках социалистического общества не рассматривало тему дореволюционного детства. «Чем более авторитарной становилась русская культура, тем меньше оставалось места в пространстве образа героя для художественного психологизма, и, как следствие, ребенок изображался как маленький взрослый. Образ сводился к безличному знаку, сюжет - к форме действия. Ребенок подобен взрослому во всем, направление его жизни строго параллельно жизненной устремленности взрослого» [3].
Военные и послевоенные годы Советской страны обозначили последующий строй жизни и культуру того времени. Большинство поэтов (например, А. Ахматова) создавали в своих произведениях портреты детей, лишенных войной детства, страдающих, погибающих от голода и обстрелов. Эти детские фигуры «становились символами самой жизни, уничтожаемой войной:
Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои!» (цит. по: [8])
В уходящей эпохе военного времени литература старается поддерживать вопросы, связанные с дружбой, красотой. Что на фоне происходящего должно быть не актуально, так как труд во имя коллектива первичен, а романтика должна быть идейная. Таким образом, трудовое воспитание занимает доминирующую позицию в формировании нравственного гражданина. К детям со страниц книг обращается С. Михалков, объясняя весь смысл происходящего военного ужаса. Большую часть в литературе занимают рассказы об обездоленных детях, потерявших родителей, гибнущих под обстрелами или от голода. Появляются образы детей-солдат («Сын полка» В.П. Катаева), наравне со взрослыми отражающих натиск врага («Маленький солдат» А. Платонова), позднее стихи С. Михалкова, А. Барто, проза Л. Пантелеева, Л. Кассиля помогают создать образ ребенка-труженика. На смену темы о войне появляется литература, направленная на изучение родного края, ее природных просторов.
Послевоенное время предоставило неограниченные возможности подрастающему поколению. Набирает темп пионерское движение, расширяется сеть досуговых учреждений (библиотеки, музеи, Дома культуры).
Осуществляется подготовка кадров с учетом сложившихся потребностей и интересов детей и подростков.
Проанализировав далеко не полный исторический аспект из истории формирования понятия детства, можно отметить многочисленные социальные, классовые, политические, религиозные, семейные и другие аспекты, активно влияющие на становление маленького человека, формирование его взглядов, определение его социального положения в обществе, дальнейшую судьбу в истории.
Накопившиеся знания, опыт, междисциплинарные исследования в области детства дают неограниченные возможности специалистам XX и XXI веков более детально сформировать мир ребенка, изучить его, исправить ошибки прошлых столетий. Направления деятельности в этой области предполагают раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие детских субкультур, сотрудничество со взрослыми [9; 10].
Социокультурная ситуация, направленная на рассмотрение вопросов детства, как и любой другой ресурс общества подвержена влиянию времени, и дальнейшее более детальное ее рассмотрение позволит объективно оценить историю развития детства.
Список литературы
1. Апажихова Н.В., Долженкова М.И. Социокультурное проектирование как одно из ведущих направлений в сфере дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 30-36. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-30-36.
2. Звиревич В.Т. Цицерон. СПб.: Наука, 2016. 255 с.
3. ДжуринскийА.Н. История зарубежной педагогики. М.: Изд. группа «ФОРУМ» - «ИНФРА-М», 1998. 272 с.
4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 576 с.
5. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 211 с.
6. Мурзина О.Б., Апажихова Н.В. Из опыта организации оздоровительного досуга детей и подростков за рубежом // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 6 (134). С. 105-112.
7. Сергей Александрович Есенин / сост. С.С. Куняев. М.: Русскш М1ръ, Жизнь и мысль, 2013. 736 с.
8. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М.: Диалог МГУ, 1997. 145 с.
9. Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 54-62.
10. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 360 с.
References
1. Apazhikhova N.V., Dolzhenkova M.I. Sotsiokul'turnoe proektirovanie kak odno iz vedushchikh napravleniy v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya [Social and cultural projection as one of the leading directions in the sphere of additional education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 30-36. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-30-36. (In Russian).
2. Zvirevich V.T. Tsitseron [Cicero]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2016, 255 p. (In Russian).
3. Dzhurinskiy A.N. Istoriya zarubezhnoy pedagogiki [History of Foreign Pedagogy]. Moscow, Publ. Group "FORUM" - "INFRA-M", 1998, 272 p. (In Russian).
4. Arzamastseva I.N., Nikolayeva S.A. Detskaya literatura [Children Literature]. Moscow, Publ. Center "Aka-demiya", 2005, 576 p. (In Russian).
5. Aryes F. Rebenok i semeynaya zhizn'pri Starom poryadke [Child and Family Life Under Old Regime]. Ekaterinburg, Ural State University Publ., 1999, 211 p. (In Russian).
6. Murzina O.B., Apazhikhova N.V. Iz opyta organizatsii ozdorovitel'nogo dosuga detey i podrostkov za ru-bezhom [From experience of improving leisure of children and teenagers abroad]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2014, no. 6 (134), pp. 105-112. (In Russian).
7. Kunyayev S.S. (compiler). Sergei Alexandrovich Yesenin. Moscow, Russkiy Mir Zhizn i mysl Publ., 2013, 736 p. (In Russian).
8. Kikhney L.G. Poeziya Anny Akhmatovoy. Tayny remesla [Poetry of Anna Akhmatova. Secrets of Craft]. Moscow, Dialog MGU Publ., 1997, 145 p. (In Russian).
9. Smirnova E.O. Genezis obshcheniya rebenka ot rozhdeniya do semi let [The genesis of child communication from birth to seven years]. Voprosypsikhologii [Issues of Psychology], 2004, no. 2, pp. 54-62. (In Russian).
10. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [History and Methods of Social and Cultural Activities Theory]. Moscow, Moscow State University of Culture and Arts Publ., 2007, 360 p. (In Russian).
Информация об авторах
Апажихова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культуроведения и социокультурных проектов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Вклад в статью: идея, набор первичного материала, написание части статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7487-9981
Мурзина Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культуроведения и социокультурных проектов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Вклад в статью: поиск и анализ литературы, написание части статьи.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0808-3552
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Апажихова Наталья Владимировна
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 21.02.2019 г.
Поступила после рецензирования 20.03.2019 г.
Принята к публикации 22.04.2019 г.
Information about the authors
Natalia V. Apazhikhova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Cultural Studies and Social and Cultural Projects Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Contribution: idea, source material acquisition, part of text drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7487-9981
Olga B. Murzina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Cultural Studies and Social and Cultural Projects Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Contribution: literature search and analysis, part of text drafting.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0808-3552
There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Natalya V. Apazhikhova E-mail: [email protected]
Received 21 February 2019 Reviewed 20 March 2019 Accepted for press 22 April 2019