Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 1
СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУР И КУЛЬТУР
Е.В. Столярчук
ОБРАЗЫ ИСТОРИИ В ПРОЗЕ ЕВРОПЕЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ РОМАНТИКОВ
Одна из характерных черт романтизма - это интерес к истории. Однако, будучи в большей степени практиками, чем теоретиками, романтики выражали свои взгляды на исторический процесс через систему образов. В литературных произведениях романтиков история принимает различные образы. Одним из наиболее часто встречающихся образов является образ здания, например замок (В. Скотт), собор (В. Гюго), аббатство (Ф. Купер). Таким образом, романтики понимали историю как "дом, в котором живет все человечество".
Ключевые слова: романтизм, образ, система образов, история, европейские романтики, американские романтики, историческое сознание, исторический роман, хронотоп.
One of the characteristic features of romanticism is an interest in history. But as romanticists were not theoretical writers they exprtessed their concept of history in their fiction, mainly through the system of images. One of the commonest images, which the concept of history takes, is the image of a house. It can be a castle (W. Scott), a cathedral (V. Hugo) or an abbey (F. Cooper). In shows that romanticists understood history as "a house in which the humanity leaves".
Key words: romanticism, image, system of images, history, european romanticist, american romanticist, historical consciousness, historical novel.
В истории культуры значительная часть XIX в. проходит под знаком романтизма. Как известно, романтизм стал реакцией на Великую французскую революцию и результатом разочарования в философии Просвещения. Романтизм по сравнению с Просвещением выдвигает совершенно иные тезисы и постулаты, иную эстетику. Если для просветителей главное - это разум человека, то для романтиков - его внутренний мир. Бурные исторические события (Французская революция, Реставрация, Июльская революция 1830 г., Февральская
Столярчук Елена Викторовна - аспирантка кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведе-ния МГУ им. М.В. Ломоносова; тел.: 8-905-565-18-57, e-mail: helena82@list.ru
революция 1848 г.) привели романтиков к открытию двух основных понятий - "историзм" и "народность".
Интерес к истории, утверждение ценности каждой исторической эпохи как самой по себе, так и в качестве значимого звена в исторической цепи привели к формированию нового исторического сознания. К истории обращаются не только писатели (возникновение жанра исторического романа) и поэты, но и живописцы (например, Э. Делакруа "Смерть Сарданапала"), философы, социологи, психологи. Таким образом, историзм проникает во множество различных сфер искусства и культуры.
Европейские и американские романтики были в большинстве своем не теоретики, а практики, за исключением немцев, которые оставили после себя большое количество теоретических трактатов (в том числе и по философии истории). Поэтому взгляды романтиков на большинство вопросов можно рассматривать лишь на примере их художественных произведений. Основным средством выражения при этом является система образов. И прежде всего это касается образа истории, так как он является одним из важнейших в историческом романе.
Ни один исторический роман не может существовать без явно или скрыто присутствующего в нем концепта истории - тех взглядов автора на исторический процесс, которых он придерживается. Порой эти взгляды присутствуют в виде авторских размышлений, а подчас и в виде образов: автор создает некий "портрет" истории, который мы встречаем в ключевых эпизодах и который является ее олицетворением. В исторических романах романтизма таким образом истории может оказаться архитектурный памятник, событие или иной хронотоп. В связи с этим представляется необходимым сказать несколько слов об этом термине.
Большое внимание исследованию этого вопроса уделял М.М. Бах-тин1. В своих исследованиях он обрисовал впечатляющую картину европейского романного пространства, предложив типологию хронотопа и проследив его трансформацию. Хронотоп он определил как "существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе"2. Бахтин, по его собственным словам, перенес этот термин как метафору из теории относительности Эйнштейна в литературоведение.
Итак, введенное М.М. Бахтиным понятие "хронотоп" соединило пространство и время в одно целое, что дало широкие возможности для дальнейших исследований. Представления о пространстве лежат
1 См.: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Он же. Формы времени и хронотопа в романе // Очерки по исторической поэтике. М., 1979; Он же. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
2 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. С. 234.
в основе каждой культуры, поэтому идея художественного пространства является основной для любого искусства. Художественное пространство можно охарактеризовать как свойственную произведению искусства связь различных его частей. Оно придает произведению особое внутреннее единство. Художественное пространство является неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку и литературу.
При этом М. Поспелов говорит о том, что между литературой и живописью существует теснейшая связь именно в выражении пространственных категорий: подобно тому как на картине зрительно отражены пространственные категории, так и писатель рисует перед нашими глазами образы пространства. Однако писатель имеет преимущества перед живописцем, поскольку он может показать читателям пространство и время в их непрерывной связи .
Когда говорим о литературе, для нас важно, что в литературно-художественном хронотопе наблюдается слияние пространственных и временных примет в конкретном целом. При этом хронотоп часто определяет жанр и жанровые разновидности, так как они стремятся к своему завершению в определенном хронотопе.
Хронотоп в романе является своеобразной площадкой, на которой развертываются основные события романа. Он служит преимущественной точкой для развертывания "сцен" в романе, в то время как другие "связующие" события, находящиеся вдали от хронотопа, описываются, как правило, с меньшими подробностями. Так как хронотоп является некой материализацией времени в пространстве, то он и служит центром сюжетной композиции всего романа.
В целом хронотоп можно разделить на три уровня - топографический хронотоп, психологический хронотоп и метафизический хроно-топ4. В нашей статье мы обратимся к топографическому хронотопу, который связан с узнаваемостью в романе конкретного исторического времени и места, а также событий. Топографический является хронотопом сюжета, он делит роман на ряд пространственно-временных единиц, соответствующих сюжетным ходам.
Вернемся к хронотопам, воплощающим образ истории в исторических романах. Первый роман, который следует рассмотреть, - это "Айвенго" В. Скотта - классический пример исторического романа. В "Айвенго" образом истории становится Торкилстон - замок норманнского барона Фрон де Бефа. С Торкилстоном читатели подробно знакомятся во время штурма замка. "Этот замок представлял собою высокую четырехугольную башню, окруженную более низкими
3 Введение в литературоведение / Под ред. М. Поспелова. М., 1988.
4 См.: Тороп П.Х. Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы //www.diction.chat.ru/Xronotop.html
постройками и обнесенную снаружи крепостной стеной. Вокруг этой стены тянулся глубокий ров, наполненный водой из соседней речушки"5. Замок Фрон де Бефа представлял собой типичный замок-крепость раннего Средневековья. И так как в данный период истории междоусобные войны были делом повседневным, то и Фрон де Беф "позаботился прочнее укрепить замок, построив во всех углах внешней стены еще по одной башне. Вход в замок, как во всех укреплениях того времени, находился под сводчатым выступом в стене, защищенным с обеих сторон маленькими башенками"6. Как исторические эпохи сменяют друг друга на пути прогресса, так и замок меняет своих владельцев, между которыми, как и между историческими эпохами, прослеживается определенная преемственность (родовая). И как каждая эпоха привносит что-то в историю для удобства человека, так и замок обрастает постройками. Каждый хозяин оставляет след - привносит что-то новое в строение замка: "...нынешний владелец, в числе других пристроек, возводимых ради большего удобства, безопасности и красоты своего баронского жилища, построил себе новый великолепный зал.. ,"7
Замок этот находился в лесу, недалеко от места, где орудовали лихие люди Робин Гуда. В этом замке Фрон де Беф, де Браси и храмовник держат в заключении Исаака с его дочерью Ревеккой и Седрика Сакса с леди Ровеной. Чтобы высвободить их, на штурм этого замка собираются почти все главные герои романа: шут Вамба, свинопас Гурт, Черный Рыцарь - король Ричард, Локсли ( Робин Гуд) и помимо них еще человек 200 йоменов. К этому месту с каждой минутой прибывают новые отряды. Это саксы из близлежащих мест, крепостные люди и слуги Седрика, вооруженные в основном косами и другими хозяйственными орудиями. Все они представляют собой собирательный образ английского народа. Всеми этими силами, которые воплощают в себе английский народ, командует Черный Рыцарь - ко -роль Ричард. Таким образом, английский король ведет свой народ на приступ замка норманнского барона. Но замок в романе является не только олицетворением иноземного ига, которое пытаются сбросить саксонские йомены во главе со своим королем, но и символом истории и исторического процесса. Таким образом, замок приобретает важное сюжетное значение: действие романа с участием всех главных действующих лиц романа начинает развиваться вокруг него.
Замок - это главный символ Средневековья с его феодальными порядками. Именно в замках обитали феодалы и исторические фигуры прошлого, именно там принимались важнейшие политические
5 Скотт В. Собр. соч.: В 12 т. Т. 8. Айвенго. М.; Л., 1962. С. 241.
6 Там же.
7 Там же.
решения, закручивались интриги, создавались заговоры, происходили сцены пыток и насилия. На его стенах зримо отразились следы прошедших веков и поколений - следы истории. Историчность замкового времени позволила ему сыграть такую значительную роль в развитии исторического романа.
Иной образ истории предстает перед читателем в знаменитом романе В. Гюго "Собор Парижской Богоматери". В. Гюго обращается к более позднему Средневековью, парижской жизни XV в., сосредотачивая свое внимание не только на французской истории, но и на процессах развития, сдвигах, происходящих в обществе и государстве в целом. Автор считает эту эпоху переломной в истории Франции (изобретение книгопечатания); именно она, по мнению автора, изменила ход истории.
И конечно, название собора неслучайно вынесено в заглавие. Он и является образом истории у Гюго. "Каждая сторона, каждый камень почетного памятника - это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства. Таким образом, романское аббатство, философическая церковь, готическое искусство, искусство саксонское, тяжелые круглые столбы времен Григория VII, символика гер-метиков, где Никола Фламель предшествовал Лютеру, единовластие папы, раскол церкви, аббатство Сен-Жермен-де-Пре и Сен-Жак-де-ла-Бушри - все расплавилось, смешалось, слилось в соборе Парижской Богоматери"8. Каждая эпоха оставила на стенах собора, как и на стенах замка, свой след. Крутая и узкая спиралеобразная лестница, которую человеку нужно преодолеть, чтобы подняться на башню собора, является для Гюго символом восхождения человечества по лестнице веков.
Подобно тому как история создается народными массами, так и собор - творение народа: "... крупнейшие памятники прошлого - это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; это скорее следствие творческих усилий народа, чем блистательная вспышка гения; это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией."9. Это материальное воплощение народной мысли, которое создавалось многими поколениями.
Но, помимо этого, собор - это еще и символ Средневековья, воплощение религии. Как известно, в эпоху Средневековья религия господствовала над всеми остальными сферами жизни и деятельности человека. По сути своей сознание Средневековья - это религиозное сознание. Именно поэтому символом истории Гюго избирает собор, а не королевский дворец. И как сила христианской догматики тяготела над сознанием людей того времени, так и образ собора как
8 Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М., 2005. С. 112.
9 Там же.
бы нависает над всеми героями романа и событиями, которые все без исключения можно наблюдать с башен собора. Таким образом, собор - это не только основное место действия в романе, но и топографический его центр.
На площади перед собором происходит множество важных встреч. Здесь пересекаются в одной временной и пространственной точке пути почти всех героев романа - представителей всех сословий, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут встретиться те, кто в жизни разъединен социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы - Клода Фролло, Квазимодо, Жеана Фролло Мельника, Пьера Гренгуара, Феба де Шатопера, Клопена Труйльфу, Флер-де-Лис, бродяг, нищих, ремесленников, послов, школяров. Это точка завязывания и место завершения событий.
Вместе с тем собор воплощает свирепый дух Средневековья, феодализма, догматизм церкви. Собор - это средоточие исторических конфликтов, центр философско-исторических размышлений автора; и как следствие образ истории в романе противоречив.
В другом знаменитом романе Гюго, "Отверженные", средоточием истории становятся парижские баррикады. Именно на эту баррикаду как бы со случайной одновременностью попадают почти все главные герои этой эпопеи - каждый ведомый своими собственными причинами: героические революционеры - "Общество Друзей Азбуки" во главе с Анжольрасом, Курфейраком и Жаном Прувером; отчаявшийся Мариус, потерявший последнюю надежду; непротивленец Жан Вальжан, который не стреляет, а лишь защищает сражавшихся; никогда не унывающий гамен парижских улиц - Гаврош, ставший символом парижской бедноты; полицейский сыщик Жавер, призванный шпионить за баррикадой; дряхлый, почти столетний дедушка Мабеф - член Конвента, распродавший всю свою библиотеку, чтобы прокормиться, и погибший при восстановлении знамени на баррикаде. Каждый из этих образов - часть истории, поэтому и стремится к участию в исторических событиях в хронотопе романа. Пути всех этих героев пересекаются не где-нибудь, а именно на баррикаде. Автор приводит их туда с целью показать, что баррикада является символом этого переломного и бурного момента истории Франции XIX в.
Здесь баррикада - символ перемен, символ стремления народа изменить свою жизнь в истории страны, разрушить старые порядки и на их месте установить новые, основанные на свободе и справедливости. Парижская баррикада - вот образ истории, выстроенный автором в этом романе.
Примечательный вид принимает образ истории у американского романтика Ф. Купера в романе " Два адмирала" (1842). В этом произведении все главные герои в финале встречаются в Вестминстерском
аббатстве, где похоронен один из главных героев - адмирал Блюуотер. К нему на могилу и приходят главные действующие лица романа - его лучший друг адмирал Джервез Оукс (уже очень старый и едва помнящий свое собственное имя) со своим преданным слугой Гэллигоу, Милдред и Уичерли Уичекомб со своими детьми - сыном и дочерью. Все они пришли почтить память своего друга и родственника и как бы "случайно" оказались в одном и том же месте. Эта сцена необходима автору для логического заключения романа, для объяснения сути перемен, постигших героев: "Остается только дать беглый обзор судеб наших главных героев и тех немногих событий, которые наиболее тесно связаны с тем, что произошло ранее"10.
Как и многие выдающиеся люди эпохи, внесшие значительный вклад в историю своей страны, адмирал был похоронен в Вестминстерском аббатстве, рядом с такими великими деятелями английской культуры и науки, как Шекспир и Ньютон.
В то же время здание аббатства представляет собой границу между "старой, доброй" Англией и страной "Нового Света" - Америкой. Дети Уичекомба Милдред и Уичерли - это уже новое поколение, поколение американцев. Для них Англия - это совершенно другой мир, отличный от их собственного, а Вестминстерское аббатство только памятник архитектуры, всего лишь туристическая достопримечательность. Как и любой другой памятник архитектуры в Европе, по которой они путешествовали с родителями до приезда в Англию, аббатство следовало посетить для "общего развития". История Англии уже не их история. Это история жизни обоих адмиралов (и смерти одного из них) - Джервеза Оукса, Блюуотера, их слуги Гэллигоу, старого баронета Уичекомба. Молодой Уичерли Уичекомб являет собой некую грань между Англией и Америкой, так как, будучи родом из Англии и сражаясь за Америку в юности, он теперь становится американцем.
Таким образом, образ истории в романе противоречив. С одной стороны, для англичан Вестминстерское аббатство становится символом исторического развития, славной связи эпох и поколений, устремленного в будущее подобно тому, как башни самого аббатства устремлены вверх. Здание воплощает в себе образ истории. С другой стороны, для детей перебравшихся в Америку английских колонистов аббатство уже всего лишь достопримечательность Лондона, не заключающая в себе иного смысла.
Итак, в XIX в. пробуждается новое историческое сознание и чувство времени. Это приводит к возникновению исторического романа и переосмыслению всего исторического процесса. Именно поэтому на первый план художественных произведений у романтиков выходит история.
10 КуперДж.Ф. Два адмирала. М., 1999. С. 439.
Образы истории воплощаются в хронотопах, которые имеют большое сюжетное значение, так как являются организационными центрами основных сюжетных событий романа. В хронотопе завязываются и развязываются сюжетные узлы. Можно утверждать, что им принадлежит сюжетообразующее значение. Это как узловая станция на железной дороге, куда сходятся все пути.
На примере рассмотренных нами романтических произведений можно сделать вывод, что достаточно часто история у романтиков уподобляется архитектурному памятнику - дому, в котором живет народ, нация, человечество; баррикадам, которые воплощают сам исторический процесс. Архитектура эволюционирует так же непрерывно и закономерно, как и все человечество в целом. Сооружения живут и развиваются по тем же историческим законам, они имеют свое лицо, смысл и душу. Это словно параллельное развитие, отражающее развитие поколений. Как замок является символом раннего Средневековья и воплощает собой всю систему феодализма, собор - воплощение XV в. в его движении. Если символом Англии XIX в. выступает Вестминстерское аббатство, то символом Франции XIX в. - парижские баррикады, олицетворяя этот столь неспокойный период в истории Франции в его борьбе со стариной.
В исторических романах история предстает в образе "дома", в котором живет все человечество, или "убежища". В романе Гюго "Отверженные" история предстает в образе баррикады, которую необходимо взять штурмом. В данном случае насилие является необходимостью, главным условием того, чтобы исторический процесс развивался дальше по прогрессивному пути. Закрыв глаза на насилие на данном этапе истории, романтики верили, что можно привести общество к светлому будущему - к торжеству гуманизма, республике, основанной на милосердии и справедливости.
Список литературы
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. Введение в литературоведение / Под ред. М. Поспелова. М., 1988. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М., 2005. КуперДж.Ф. Два адмирала. М., 1999.
Ладыгин М.Б. Романтический роман: Пособие по спецкурсу. М., 1981. Обломиевский Д. Французский романтизм: Очерки. М., 1947. Очерки по исторической поэтике. М., 1979.
РеизовБ.Т. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958. Скотт В. Собр. соч.: В 12 т. Т. 8. Айвенго. М.; Л., 1962.
Тороп П.Х. Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы //www.diction.chat.ru/Xronotop.html