ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕСА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ TEMPUS «РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ
и непрерывное образование для устойчивого
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ». АВСТРИЯ-ГРЕЦИЯ
В.С. ШАЛАЕВ, проф., директор ИСИЛМГУЛ, д-р техн. наук,
A. Н. САМОЛДИН, доц., зав. каф. стратегического менеджмента, канд. техн. наук,
B. А. ФРОЛОВА, доц., зав. каф. ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, канд. с.-х. наук,
Н.А. ХУТОРОВА, доц., вед. научн. сотрудник ИСИЛ МГУЛ, канд. экон. наук
В сентябре 2013 г. в ходе выполнения проекта Европейского Союза TEMPUSJPHES-№ 516796 «Рамка квалификаций и непрерывное образование для устойчивого лесопользования» была проведена международная тренинг-сессия (стажировка) на базе и с участием Университета BOKU г. Вена (Австрия) и Университета AUT г. Салоники (Греция), учебно-научно-производственных объектов этих университетов, ряда организаций, работающих в области образования и науки в Европе. Эта тренинг-сессия явилась органическим продолжением предшествующих, проведенных в сентябре 2012 г. в университетах г. Хельсинки (Финляндия) и г. Копенгагена (Дания) и в мае 2013 г. в университетах г. Падуя (Италия) и г. Лилль (Франция).
Московский государственный университет леса является одним из 16 исполнителей вышеуказанного проекта, среди которых такие российские лесные вузы, как Поволжский государственный технологический университет, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет, Башкирский государственный аграрный университет, Воронежская государственная лесотехническая академия, Уральский государственный лесотехнический университет. Стоит отметить, что среди российских исполнителей - Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл, Фонд экологических инициатив Республики Марий Эл, Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, что обеспечивает связь образования, бизнеса и науки. От Евросоюза в проекте участвуют университеты г. Хельсинки (Финляндия), г. Падуи (Италия), г. Копенгагена (Дания), г. Вены (Австрия), г. Салоники (Греция), г. Лилля (Франция) и Европейский институт
shalaev@mgul.ac.ru
леса. Проект направлен на повышение качества лесного образования в России с учетом опыта и достижений ведущих европейских вузов. Практическим результатом выполнения данного проекта должно стать создание отраслевой рамки квалификаций для лесного сектора экономики. Предполагается, что данная работа поможет гармонизировать образовательные программы российской высшей школы с образовательными стандартами Европейского Союза. Отличительная черта проекта состоит в том, что в ЕС работа по созданию отраслевых рамок квалификаций и области лесного хозяйства пока еще не завершена. Тем интереснее участникам опыт друг друга.
В качестве представителей МГУЛ в российскую делегацию были включены координатор проекта профессор Шалаев B.C., исполнители проекта доценты Фролова В.А., доцент Самолдин А.Н. и Хуторова Н.А. На тренинг-сессии (стажировке) была продолжена коллективная работа по тематике Проекта, в первую очередь, направленная на создание рамки квалификаций для лесного хозяйства России с учетом положительных сторон наработанного опыта европейских стран.
Стажировка началась в г. Вена (Австрия) с визита в Университет природных ресурсов и прикладных наук (BOKU) (рис. 1) и выступлений-презентаций проректора по исследованиям и международному сотрудничеству профессора Иозефа Глоссла (Josef Glossl), руководителя Центра международного сотрудничества Агнес Лиебл (Agnes Liebl), координатора Проекта доктора Стефана Питча (Stephan Pietsch) [1].
Университет имеет богатую историю, начавшуюся в 1872 г. В настоящее время в Уни-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2013
149
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
Рис. 1. Российская делегация на территории Университета BOKU в г. Вене (Австрия)
верситете учился 15 тыс. студентов, работает около 2500 сотрудников, ежегодно выполняется 700 проектов, издается 2500 научных публикаций в год, ежегодный бюджет составляет 100 млн евро. В 2012 г. BOKU занимал 1-ое место среди немецкоязычных университетов, находился на 8-ом месте среди университетов Европы, на 21-ом - среди 235 университетов в мире. Достаточно развитое лесное направление в BOKU по международному рейтингу QS находится на 51-100 месте. Характерно, что до 40 % дисциплин читаются на английском языке, до 20 % студентов - иностранные граждане. Известность и значимость его в широком спектре уникальных научных исследований и междисциплинарном подходе в науке и образовательном процессе. Простое перечисление основных содержательных подразделений-департаментов подтверждает сказанное. В Университете успешно функционируют департаменты:
- Наук о материалах и инженерных процессах;
- Биотехнологий;
- Воды, атмосферы и окружающей
среды;
- Нанобиотехнологий;
- Химии;
- Интегрированных исследований биологии и биоразнообразия;
- Наук о продовольствии и технологиях его производства;
- Ландшафта, наук о пространстве и инфраструктуре;
- Экономики и социальных наук;
- Устойчивых сельскохозяйственных систем;
- Гражданского инженерного дела и природных рисков;
- Лесных и почвенных наук;
- Прикладных растениеведческих наук и плантационной биотехнологии;
- Агробиотехнологии;
- Прикладной генетики и клеточной биологии.
При посещении Университета участники ознакомились со стратегиями внедрения новых рамок квалификаций в BOKU на основе общеевропейской и национальной рамок квалификаций, определили их место в международной академической мобильности и последующей трудовой миграции, а также с моделью построения системы обеспечения качества в университете BOKU (презентация Кристины Паулюс). Модель включает четыре аспекта качества, которые применяются на различных этапах жизненного цикла образовательных программ:
1. Качество концепции: анализ потребностей, определение целей, планирование и наличие необходимых ресурсов;
2. Качество информации: соответствующая информация для участников и потенциальных участников;
150
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2013
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
3. Качество реализации: реализация программы, качество учебно-образовательного процесса;
4. Качество результатов: после завершения курса, во время изучения курса, оптимизация через мониторинг и обратную связь.
Были приведены конкретные критерии оценки качества, соответствующие цели, и оперативные функции по каждому из аспектов качества модели.
Большой интерес у российских участников вызвала встреча с профессором Евой Шулев-Стейндл (Eva Schulev-Steindl), главой Сената университета по контролю качества образования [2]. В презентации были затронуты правовые аспекты разработки и оценки системы обеспечения качества в университете. В соответствии с правовым актом от 2002г. университеты должны разрабатывать свои собственные системы менеджмента качества. При этом оценки являются важнейшим элементом системы менеджмента качества и должны соответствовать международным стандартам, все научные сотрудники должны оцениваться каждые 5 лет и т.д. Кроме того, в соответствии с законом об Обеспечении качества в высшем образовании 2012г. государственные университеты должны проходить внешний аудит качества каждые 7 лет в пяти сферах деятельности (образование, включая непрерывное образование; исследования и управление научными исследованиями; администрация; управление персоналом; интернационализация и социальные цели) по четырем стандартам: стратегия качества, обеспечение достижения целей, система мониторинга и сбора информации, взаимодействие с заинтересованными группами.
Большой интерес участников семинара вызвал индивидуальной подход оценки профессоров университета. Продолжительность контракта для большинства профессоров BOKU ограничена 3-7 годами. Цель оценки -проверить, в какой степени профессора выполнили контракты, и установить основу для будущих контрактов. Процесс оценки: создание внутренних оценок, выбор из 2 зарубежных аналогов, поиск данных, самоотчет, обсуждение оценки коллег и студентов, окончательный отчет, включая рекомендации, презентация
ректорату, заключение контракта. Продолжительность процесса оценки 8 месяцев.
Кроме того, была представлена информация об объединении семи европейских университетов в Euro League of Life Scien ces (ELLS). Целью Лиги является совместное преподавание и обучение, разработка совместных образовательных программ, обеспечение мобильности студентов и преподавателей, обеспечение качества. Одним из результатов этого сотрудничества в области обеспечения качества является принятие документа «Руководящие принципы по разработке совместных магистерских учебных программ». Применение данного документа позволяет эффективнее решить проблему двойных дипломов.
В Австрийском центре международного сотрудничества и мобильности, который являлся очередным этапом стажировки, российским участникам был представлен сам центр, его деятельность, вновь инициированные Европейской комиссией программы ERASMUS PLUS, в которых смогут принимать участие и российские вузы (презентация-выступления Мартины Фридрич и Лукаса Петри). Последнее вызвало оживленный интерес российских участников.
Весьма познавательным было посещение штаб-квартиры Международного союза лесных исследовательских организаций (ИЮФРО) (рис. 2) и презентация доктора Михаэла Клейна (Michael Kleine), который рассказал о миссии, целях и задачах, структуре, составе и деятельности Союза [3].
В состав Международного союза лесных исследовательских организаций (International Union of Forest Research Organizations) как глобальной сети лесного научного сотрудничества, входят более 15 тыс. ученых, 650 организаций-членов из 120 стран. Было подчеркнуто, что Международный союз лесных исследовательских организаций (ИЮФРО) - некоммерческое и неправительственное объединение, функционирующее исключительно на добровольной основе. Организованный в 1892 г ИЮФРО является старейшей глобальной структурой для научной кооперации в лесном сообществе.
Миссия ИЮФРО - содействие международному сотрудничеству в лесных и
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2013
151
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
Рис. 2. В штаб-квартире ИЮФРО (Вена, Австрия)
смежных с ними исследованиях; совершенствование понимания экологических, экономических и социальных аспектов в отношении лесов и деревьев; распространение научных знаний среди заинтересованных сторон и руководящих органов, содействие лесной политике и управлению лесами на местах.
Цель ИЮФРО в качестве глобальной сети лесных и смежных исследований обеспечивать потребности всех исследователей и принимающих решения руководителей.
Опора ИЮФРО - исследовательские организации и университеты; индивидуальные ученые; неправительственные организации; принимающие решения руководство; лесные собственники и другие зависящие от леса люди.
Фокус сотрудничества ИЮФРО - информировать политических и управляющих деятелей, обеспечивая высококачественной научной информацией и синтезом исследований.
В рамках ИЮФРО функционируют около 170 рабочих и 60 специальных исследовательских групп в составе 9 отделений:
- Лесоводства;
- Физиологии и генетики;
- Проектирования и управления лесными технологиями и операциями;
- Лесной инвентаризации, моделирования и управления;
- Лесной продукции;
- Социальных аспектов лесов и лесного хозяйства;
- Состояния лесов;
- Лесной экологии;
- Лесной политики и экономики.
В плане текущей деятельности ИЮФРО реализуется ряд программ, проектов, инициатив и специальных междисциплинарных задач. В настоящее время шесть ключевых направлений лесной науки определяют настоящую и будущую направленность ИЮФРО: леса для людей; леса и изменения климата; лесная биоэнергия: лесное биоразнообразие; леса и вода; лесные ресурсы для будущего.
В качестве комментария |4-6]. Леса для людей: включает выбор лесоуправления и оценку потребностей людей; агролесоводство и продовольственную безопасность; леса, здоровье и бедность человечества; лес и столкновения при землепользовании.
Леса и изменения климата. Включает воздействие на лесные экосистемы (нали-
152
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2013
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
чие или пригодность воды, виды, миграция, вредителей и болезни) и зависимость людей от леса; реакцию лесных экосистем, воздействия, технологии (в том числе снижение эмиссии от уменьшения лесистости и деградации лесов), адаптацию лесов и людей; доказательные оценки изменения климата под воздействием леса.
Лесная биоэнергия. Включает экологическую эффективность систем и технологий лесной биоэнергии; конкуренцию за ресурс (биоэнергия, волокна, традиционная лесная продукция) и аспекты использования; различные формы биоэнергии (например, использование насаждений ивы); воздействия на окружающую и социальную среду, в том числе конфликты при землепользовании.
Лесное биоразнообразие. Включает стратегии формирования ландшафта при сохранении биоразнообразия (в том числе фрагментацию и др.); экосистемные услуги лесного биоразнообразия; биоразнообразие и эластичность лесной экосистемы в свете изменений климата; воздействия и эффект от снижения биоразнообразия на различных уровнях.
Леса и вода. Включает эффекты от землепользования и изменения землепокрытия на гидрологию водораздела; взаимодействия леса и воды в условиях изменений климата и ответной реакции; региональноспецифические взаимодействия лесов и воды (в том числе потребление воды для лесных плантаций).
Лесные ресурсы для будущего.
Включает тенденции в требованиях к лесной продукции, товарам, услугам экосистем и конфликт интересов; выборам управления на ландшафтном уровне; деградации лесов и восстановлению лесного ландшафта; традиционным и новым инновационным использованиям лесной продукции, товаров и услуг; потреблению низкокачественной продукции для высококачественного использования; глобализации и изменению в управляющих системах.
Эти ключевые направления определяют деятельность ИЮФРО в 2010-2014 гг. ИЮФРО предполагает претворять эти шесть направлений через работу организаций, в
первую очередь, через сильные национальные лесные исследовательские институты и хорошую международную кооперацию.
Особо доктор М. Клейн остановился на участии российских организаций и ученых в работе ИЮФРО. Он отметил участие 15 российских организаций в ИЮФРО и двух индивидуально-ассоциативных ученых-членах ИЮФРО. Среди них (список составлен по хронологии вступления): Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, ВНИИЛМ, МГУЛ, ВИПКЛХ, Всероссийский научноисследовательский информационный центр по лесным ресурсам, НИИЛГиС, СПбГЛТУ, СПбНИИЛХ, МарГТУ (в настоящее время, Поволжский государственный технологический университет), Представительство Международного союза охраны природы для стран СНГ, СибГТУ, УГЛТУ, НПСА «Здоровый лес», Биолого-почвенный институт ДВО РАН, Лесоинженерный факультет ПетрГУ.
В заключительной части доктор М. Клейн остановился на некоторых текущих направлениях деятельности российских организаций в ИЮФРО и их перспективах, среди которых, в первую очередь, отметил работу по реализации российского сегмента Глобальной лесной информационной службы (Global Forest Information Service), его наполнению и совершенствованию.
В качестве комментария[4-6] . Global Forest Information Service (GFIS) - Глобальная лесная информационная служба (www. gfis.net) - это проект, инициированный рядом международных организаций.
Миссией GFIS является распространение информации и знаний среди представителей глобального лесного сообщества, тем самым развивая общие подходы и стандарты и выстраивая своеобразную сеть партнерских отношений.
Цель GF1S состоит в обеспечении всех желающих, чья деятельность связана с лесами и лесным хозяйством, легкой возможностью получения и обмена взаимоинтересной информацией. Участниками GFIS являются государственные и негосударственные организации по всему миру, включая развитые и развивающиеся страны.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2013
153
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
История создания GFIS начинается с 1998 г., когда при проведении международных консультаций по исследованиям и информационным системам в лесном хозяйстве в Австрии было рекомендовано Межправительственному форуму по лесам (Intergovernmental Forum on Forests - IFF) способствовать созданию и развитию Глобальной лесной информационной службы. Реализуя рекомендации IFF, Международный союз лесных исследовательских организаций инициировал деятельность по созданию Глобальной лесной информационной службы (GFIS) в том виде, что функционирует в настоящее время. Была организована группа исполнителей, информационный сервер, веб-интерфейс, начат региональный проект GFIS-Africa.
Первая версия GFIS была презентована на Европейской конференции IUFRO в
2002 г. в Копенгагене и успешно продемонстрирована на Мировом лесном конгрессе в
2003 г. в Канаде. Она включала информацию о более чем 60 лесных институтах всех регионов мира. В 2004 г. IUFRO совместно с FAO и CIFOR разработали концепцию развития GFIS, которая была одобрена на 13-м заседании CPF в Нью-Йорке. Суть концепции GFIS состояла в том, что участники проекта помещают на своих интернет-сайтах или сайте головной организации информацию, которую они хотели бы донести до сведения коллег. Затем они в определенном формате готовят данные, описывающие эту информацию, так называемые метаданные, которые, в свою очередь, становятся доступны другим участникам в виде новостных лент, а также для тематических поисковых запросов.
На XXII Всемирном конгрессе IUFRO в 2005 г. в Австралии была представлена новая поисковая система GFIS, которая включает ключи информационных ресурсов: новости, события, публикации, вакансии. В начале 2007 г. было осуществлено обновление версии GFIS. В этом случае перед информационными провайдерами GFIS появляются дополнительные возможности.
На XXIII Всемирном конгрессе IUFRO в 2010 г. в Республике Корея (Сеул) были презентованы современное состояние и версия GFIS.
При этом наибольший охват международной аудитории имели англоязычные каналы. Однако используемые механизмы позволяют обмениваться информацией и на других языках, включая русский. Таким образом, участие в GFIS позволяет всегда быть в курсе деятельности коллег и оповещать о своей деятельности.
Идея создания российского сегмента GFIS обсуждалась в рамках Ассоциации российских организаций-членов ИЮФРО несколько лет. Реализации этой идеи мешала определенная ведомственная разобщенность научных организаций, работающих в интересах лесного комплекса страны. Однако лишь в 2005 г. была продумана структура GFIS-Russia и организована рабочая группа исполнителей. Вузовский сектор российского сегмента GFIS должен включать все высшие учебные заведения России, входящие в Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела, во главе с Московским государственным университетом леса (МГУЛ). Академический сектор российского сегмента GFIS должен быть представлен, прежде всего, Институтом леса имени В.Н.Сукачева Сибирского отделения РАН (ИЛ СО РАН) и другими научными учреждениями различных отделений и научных центров, работающих в интересах лесного комплекса страны. Во главе этого сектора - Институт леса имени В.Н.Сукачева Сибирского отделения РАН. Отраслевой сектор российского сегмента GFIS должен быть представлен, прежде всего, научными учреждениями и рядом проектных организаций лесного хозяйства во главе с Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ). В соответствии с инициативой вуза, поддержанной всеми исполнителями, головной организацией по созданию пилотной версии российского сегмента GFIS стал Московский государственный университет леса.
В 2006 г. была начата и в первом приближении завершена работа по созданию пилотной версии российского сегмента GFIS (www.gfis.ru). МГУЛ, ИЛ СО РАН, ВНИИЛМ создали свои специализированные интернет-сайты для организации работы других
154
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2013
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
российских учреждений лесного профиля в среде Global Forest Information Service. На этих сайтах размещена информация о событиях, новостях, публикациях и конференциях. Установлена связь с головным сервером GFIS для автоматического обновления данных и включения в глобальную базу данных. Это позволяло пользователям GFIS осуществлять поиск данных по ключевым словам, включая и сайты российских организаций. В 2007-2013 гг. продолжались и продолжаются работы по наполнению и развитию Интернет-портала gfis.ru - русской части Глобальной службы лесной информации - проекта, развиваемого в рамках международного партнерства по лесам. Ежедневно в разделах сайта публикуются новости лесного комплекса. Администрация сайта регулярно публикует информацию о предстоящих конференциях, тренингах, симпозиумах, выставках и прочих мероприятиях.
Очередной этап - создание единого пути доступа к информации о лесных ресурсах, состоянии науки, образовании, лесного комплекса в России и странах СНГ, в автоматическом режиме фиксировать изменения выбранных интернет-страниц, переводить наиболее интересные данные, помещая их на сервере GFIS.RU и передавать метаданные на сервер GFIS.NET. В качестве направлений развития необходимо указать редактирование существующих разделов для увеличения количества публикуемой информации и более удобного ее структурирования, создание новых разделов и реализацию электронной библиотеки, которая будет представлять собой хранилище учебников, научных трудов, статей, авторефератов.
В заключение участники российской делегации были приглашены принять участие в грядущем XXIV Всемирном конгрессе ИЮФРО, который состоится 5-11 октября 2014 г. в Солт-Лейк-Сити (США).
Полезными явились обсуждения хода выполнения проекта между российскими участниками и с представителем финской стороны Кайсой Каукиайнен (Kaisa Kaukianen).
В программу визита также вошли выездные мероприятия в Национальный парк
Donau-Auen, посещение лесничества и выезды на участки для знакомства с ведением низкоствольного лесного хозяйства в Австрии, посещение водоохранной лесной территории в Альпах, откуда в систему водоснабжения г. Вены поступает питьевая вода высочайшего класса.
Следующим пунктом стажировки стал г. Салоники (Греция), Университет Аристотеля (AUT), который является самым крупным образовательным учреждением не только в Греции, но и в целом на Балканах (рис. 3).
В составе Университета 10 факультетов, 49 школ, порядка 42 тыс. студентов, 2100 человек академического и 2000 - технического штата, 1700 партнеров по исследованиям. За 15 лет выполнено 10 882 исследовательских проекта (презентации доктора Иоанни-са Гитаса и доктора Георгия Залидиса [7]). Особого внимания заслуживает учебный план подготовки бакалавров лесного профиля Университета AUT г. Салоники (Греция), основанный на междисциплинарном подходе. По требованиям ЕС трудоемкость подготовки бакалавра не может превышать 300 кредитов (по 30 кредитов в семестр), т.е. 5 лет. Этим в полной мере пользуется Университет AUT. Программа подготовки бакалавров лесного профиля в этом университете за счет лесных практик даже превышает контрольную цифру и составляет 307 зачетных единиц. В результате количество дисциплин в учебном плане подготовки бакалавра в России примерно такое же, как и в Университете AUT, но бакалавры в России учатся 4 года, а в Греции 5 лет. Это позволяет укрупнить дисциплины и вводить в программу подготовки предметы междисциплинарного характера не в ущерб базовой подготовке.
В ходе греческого этапа участники проекта посетили лаборатории факультета лесного хозяйства и окружающей среды Университета Аристотеля, учебно-опытный лес в районе Таксиархис, лесной музей, Национальный департамент лесного хозяйства и окружающей среды, Балканский центр окружающей среды, участвовали в телемосте с агентством «Black Sea», по результатам которого разработан проект договора о сотруд-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 7/2013
155
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
Рис. 3. У факультета лесного хозяйства и окружающей среды Университета AUT в г. Салоники (Греция)
ничестве. Большой практический интерес вызвал обстоятельный доклад-презентация профессора Университета Аристотеля Марии Лазаридоу (Maria Lazaridou), посвященный вопросам Европейских приложений к диплому Университета Аристотеля, специально разработанных для каждого из 12 направлений подготовки и одобренных Евросоюзом. Она акцентировала внимание на сложности претворения в жизнь трансфера зачетных единиц, полученных в соответствии с положениями Болонского Соглашения. Было отмечено, что часто мы совершаем ошибку при составлении учебных планов в процессе распределении времени на тот или иной курс. Не следует отдавать приоритет статусным или престижным дисциплинам в ущерб базовым или не особо популярным у студентов [8], а в соответствии с современными тенденциями и образовательными технологиями не стоит за основу успеха брать только аудиторные часы, как это часто делается у нас в России.
Особый интерес и оживленную дискуссию у российских участников семинара вызвала презентация проф. Ф. Араванопуло-са (F. Aravanopoulos) по требованиям к уровню званий и способностей специалиста; пре-
зентация доктора Иоанниса Гитаса (Ioainnis Gitas) «Рамки квалификации в лесном хозяйстве Греции».
Необходимо отметить, что греческие коллеги организовали круг докладчиков, действительно вызывающих практический интерес представителей российских вузов. Один из дней был посвящен общению с представителями частного бизнеса, с руководством и представителями ряда высокотехнологичных организаций и компаний, работающих в лесном секторе. Участникам были представлены презентации (М. Во-гитзис, А. Мантзавелас), возможности оценить проблемы трудоустройства, посетить частную компанию. Определенный интерес у российской делегации вызвали примеры успешной деятельности вольнонаемных индивидуальных предпринимателей, «фрилансеров», оказывающих широкий спектр высококвалифицированных услуг в области лесного хозяйства предприятиям частного и государственного сектора (Димитрос За-кгас, Томас Лагас). Мнение работодателей в этом случае имеет значение для совершенствования образовательного процесса. В частности, руководитель компании Омикрон
156
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2013
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
Рис. 4. На лесной территории горы Олимп (Греция)
(Omikron Ltd) Антонис Мантзавелас (Antonis Mantzavelas) выступил с весьма примечательной презентацией «Лесные инженеры в лесу и вне леса» (Forest Engineers in and out of forests) [9]. Компания сравнительно молодая (организована в 2001 г.), достаточно успешная и работает на высоком технологическом уровне в следующих направлениях:
- Планирование стратегического развития;
- Инжиниринг окружающей среды;
- Стратегические высокотехнологичные проекты;
- Управление защищаемых территорий и природных ресурсов;
- Мониторинг и восстановление природной среды и защищаемых территорий;
- Развитие программ, моделирующих окружающую среду;
- Управление почвенными и водными ресурсами;
- Проекты, связанные с агро-окружа-ющей средой;
- Управление ландшафтными работами (общественными и частными);
- Национальный кадастр (лесное картирование);
- Управление рисками природных катастроф;
- Базы данных и ГИС-приложения;
- Консультационные услуги в интересах регионального и локального развития;
- Управление на уровне ЕС - международные инициативы и программы.
Неожиданным и наиболее интересным для образовательного сообщества выводом, что, впрочем, следует из заголовка презентации, прозвучало:
- Быть меньше лесниками;
- Двигаться к взаимодействию с другими дисциплинами;
- Больше взаимодействий между университетами и работодателями;
- Делать частный сектор поворотной точкой.
Тезис «быть меньше лесниками» был подкреплен тем, что до 2000 г. практически все работы компания проводила только в лесу. В последующие годы все больший объем работ компания проводила и проводит не в лесу, а вне леса. Это, безусловно, требует от специалистов лесного профиля знаний в смежных областях. Учебный план подготовки бакалавров лесного профиля Университета AUT г. Салоники (Греция) позволяет это сделать.
Участники семинара посетили также Лесной научно-исследовательский институт, ознакомились с текущими проектами, лабо-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2013
157
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕСА
раторной базой и пробными площадками, на которых проводятся исследования. Интересным показалась широта и междисциплинарный характер работ исследовательской группы во главе с доктором Христосом Галлисом (Christos Gailis), которая разрабатывает весьма интересное научное направление «Green Care» (Зеленая забота). Исследования охватывают не только лесное хозяйство, но и науки о жизни, ландшафтную архитектуру и экологию, сельское хозяйство, психиатрию, физиологию, терапию, социологию, экономику и др. [10]. При этом перспективность этого достаточно фундаментального исследования подтверждают реально работающие, так называемые, терапевтические сады в Скандинавии.
Кульминационным мероприятием греческой части программы стала поездка группы на лесные участки горы Олимп, где представители российских вузов могли лично наблюдать, каким образом изменяется вертикальный породный состав леса по мере приближения к горной вершине, стали свидетелями лесного пожара и мер, предпринимаемых по его тушению (рис. 4).
В целом международная тренинг-сессия (стажировка) была насыщена встречами, дискуссиями и выездными мероприятиями, что позволило составить впечатления о состоянии европейского высшего и дополнительного профессионального образования, выделить их сильные стороны, сформулировать основные пути их использования в России в образовательном процессе, а также при создании рамки квалификаций для лесного сектора экономики РФ. При этом общение с зарубежными коллегами, успешная работа над текущим проектом и поиск возможностей для будущего сотрудничества можно считать не менее значимыми результатами выполненной работы.
Библиографический список
1. Презентация проректора по исследованиям и международному сотрудничеству доктора Йозефа Глобла (Joseph Globl), руководителя Центра международного сотрудничества Агнес Лиебл (Agnes Liebi), координатора Проекта доктора Стефана Питча (Stephan Pietsch) в сентябре 2013г. во время международной тренинг-сессии в ходе выполнения проекта Европейского Союза TEMPUS-JPHES-
№ 516796 «Рамка квалификаций и непрерывное образование для устойчивого лесопользования».
2. Презентация профессора Евы Шулев-Стейндл (Eva Schulev-Steindl), главы Сената университета по контролю 16 сентября 2013 г. во время международной тренинг-сессии в ходе выполнения проекта Европейского Союза TEMPUS-JPHES-№ 516796 «Рамка квалификаций и непрерывное образование для устойчивого лесопользования».
3. Презентация доктор Михаэла Клейна (Michael Kleine), 17 сентября 2013г. во время международной тренинг-сессии в ходе выполнения проекта Европейского Союза TEMPUS-JPHES-№ 516796 «Рамка квалификаций и непрерывное образование для устойчивого лесопользования».
4. Шалаев B.C. Международному союзу лесных исследовательских организаций - 120 лет / В.С. Шалаев // Лесное хозяйство. - 2012. - № 4. - С. 8-11.
5. Шалаев B.C. Направления лесных исследований за рубежом: состояние и перспективы. Лесные экосистемы в условиях изменения климата: биологическая продуктивность, мониторинг и адаптационные технологии: материалы международной конференции с элементами научной школы для молодежи / B.C. Шалаев. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет. - 2010. - С. 19-23.
6. Шалаев B.C. Направления лесных исследований за рубежом: от Брисбена до Сеула / В.С. Шалаев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2010. - № 6(75). - С. 64-75.
7. Презентации доктора Иоанниса Гитаса (Ioannis Gitas) и доктора Георгия Залидиса (G. Zalidis) 23 сентября 2013 г. во время международной тренинг-сессии в ходе выполнения проекта Европейского Союза TEMPUS-JPHES-№ 516796 «Рамка квалификаций и непрерывное образование для устойчивого лесопользования».
8. Презентация Prof. Maria Lazaridou. School of Biology. AristotleUnrversity,во время международной тренинг-сессии в ходе выполнения проекта Европейского Союза TEMPUS № 516796-TEMPUS-1-2011-1-FI-TEMPUS-JPHES «Рамка квалификаций и непрерывное образование для устойчивого лесопользования». http://sufarel.marstu. net/eng/presentation/Sem %204/Lazaridou.pdf
9. Презентация руководителя компании «Омикрон» Антониса Мантзавеласа (Antonis Mantzavelas) 24 сентября 2013 г. во время международной тренинг-сессии в ходе выполнения проекта Европейского Союза TEMPUS-JPHES-№ 516796 «Рамка квалификаций и непрерывное образование для устойчивого лесопользования».
10. Презентация доктора Христоса Галлиса (Christos Gallis) 25 сентября 2013 г, во время международной тренинг-сессии в ходе выполнения проекта Европейского Союза TEMPUS-JPHES-№ 516796 «Рамка квалификаций и непрерывное образование для устойчивого лесопользования».
158
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2013